Каталог всероссийских педагогических конкурсов
Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ
Программа Международных педагогических конкурсов
Программы повышения квалификации педагогических работников
Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
« » 2022 г.
«Центр развития ребенка – детский сад № 2» на 2022 – 2026 г.
Рязань 2022 г.
- Содержание и направления по реализации программы развития 14
- Прогнозируемый результат реализации Программы развития 18
- Оценка результативности инновационной деятельности 19
- Механизм управленческого сопровождения реализации Программы развития МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 2”. 24
Светлана Николаевна Подковырова
Консультация «Проблемы развития ДОУ»
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы дошкольных образовательных учреждений. Отмечается важная роль дошкольного учреждения в воспитании, обучении и формировании личности ребенка. Автор обращает внимание на необходимость реформирования существующей системы дошкольного образования, так как в ней имеются существенные проблемы, описываемые в данной статье. Также статья содержит анализ мнений родителей о существующих проблемах в ДОУ.
Ключевые слова: дошкольное образование, проблемы дошкольного образования.
Сегодня система дошкольного образования очень сильно изменилась. Позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам. Дошкольное образование, как и образование в целом — процесс постоянно меняющийся и преображающийся.
Первая ступень в образовании -это дошкольное образование. В ней закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи.
В настоящее время большая часть детей посещает дошкольное образовательное учреждение. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм направленность на самого себя. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор. Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, на заседаниях в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждают самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ. Одна из проблем- наполняемость групп. В муниципальных дошкольных учреждениях группы, как правило, переполнены и превышают численность детей. Отсюда следует, что педагоги детского сада уделяют времени каждому ребёнку меньше, чем полагается. Главная особенность детского развития в учреждении- это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций.
Проблемы в области финансирования. Это недостаточное оснащение детских садов; устаревание материально-технической базы, невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы, отсутствие информационных технологий и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.
Проблемы с педагогическими кадрами. В системе дошкольного образования нуждается в изменение профессиональных стандартов. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, которое напрямую влияет на качество оброзования в детском саду. Проблемы с организацией питания. Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ. Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителя нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, методы, развивает коммуникативную сторону, проявляет творчество, инициативу, развиваются различные виды деятельности. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова для передачи информации. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка.
Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.
Гребешова С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 29-30.
Лашков Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//Концепт-2013-Спецвыпуск № 6. -ART13556/-0,4п. л-URL :htt ://е-koncept. ru/2013/13556. htm. -Гос. рег. Эл№ФС7749965. -ISS№2304-120Х
Паспорт программы развития
Наименование Программы развитияПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» на 2022 – 2016 г. Нормативная база• Федеральный закон от 21. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел«Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26. 2010 г. № 761н). • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». • СанПиН 2. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26). • Устав МБДОУ. РазработчикиБоброва Т. , заведующий МДБОУ «ЦРР – детский сад № 2», Гринина Г. , заместитель заведующего по ВМР. УчастникиПедагоги, дети, родители. Цель и задачиЦель: создание условий для повышения качества образования в ДОУ через систему интеграции, реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Задачи:1. создание условий для получения качественного дошкольного образования и обеспечение социализации каждого ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, черезразностороннее, полноценное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и
возможностей (в том числе одарённых детей, детей с ОВЗ и инвалидов);
2. создание материально-технических , психолого- педагогических и кадровых условий в рамках организации внутренней системы качественного образования в МБДОУ;3. использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе в рамках экспериментальной и инновационной деятельности;4. создание условий для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов МБДОУ, через формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. Основные функции Программы-Определяет стратегию развития детского сада;
-выделяет приоритетные направления работы;-ориентирует всю деятельность на конечный результат. Целевые показатели (индикаторы)-Увеличение доли педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию до 80%. -Увеличение доли педагогов, участвующих в программах повышения квалификации до 85%. -Обеспечение обновления ДОО в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащённости воспитательного процесса. -Повышение технологической культуры педагогов и повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ. – Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. -Увеличение доли педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства до 60%. -Уровень соответствия предметно-развивающей среды требованиям ФГОС ДО – высокий. -Улучшение состояния физического, психического и социального здоровья детей. -Повышение степени удовлетворенности населения работой ДОУ. -Расширение области участия родителей в деятельности МБДОУ (участии их в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий); укрепление
взаимодействия МБДОУ и семьи. -Повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного пространства. Ожидаемые результаты1. Повышение качества образования в рамках обеспечения полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. Совершенствование системы управления качеством образования в ДОУ, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития. Трансляция результатов инновационной и экспериментальной деятельности педагогического коллектива МБДОУ в муниципальной и региональной системах образования4. Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов МБДОУ, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада через установление партнерских отношений
Сроки и этапы реализацииПрограмма будет реализована в 2022-2026 годы в три этапа. 1-ый этап – подготовительный (2022-2023уч. г)– разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;– оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. ) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;– начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2023-2024уч. г)– апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;– постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;– коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2025-2026уч. )– реализация мероприятий, направленных на практическое
внедрение и распространение полученных результатов;
– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № » был открыт в 1986 году. До 1994 года он принадлежал Рязанскому Радиозаводу. С 1 июля 1994 года учреждение передано на баланс мэрии города Рязани в лице Управления образования.
В октябре 2005 года детский сад получил статус «Центр развития ребенка». С мая по сентябрь 2014 года проведена реконструкция здания, был построен 3 этаж.
Телефон: 44-03-71,44-73-86, 28-32-57.
Факс: 44-73-86.
Сведения об учредителе: муниципальное образование – городской округ город Рязань,
Рязанской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляются администрацией города Рязани.
Сведения о руководителе ДОУ: Боброва Татьяна Рудольфовна, заведующий МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад № 2».
Лицензия на образовательную деятельность: серия РО № 041721, регистрационный
№ 27-0788 от 06. 2012 года, выдана Министерством образования Рязанской области – бессрочно.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности: 62 № 002122, регистрационный № ЛО-62-01-000892 от 10. 2012 года, выдана Министерством здравоохранения Рязанской области – бессрочно.
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» (новая редакция). Утвержден постановлением администрации города Рязани от 30 марта 2015 года № 1344.
Режим работы.
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2» работает по пятидневной рабочей неделе с 07. 00 до
В учреждении функционирует 8 групп, все группы чисто возрастные, из них: 5 групп общеразвивающей направленности, три – для детей с тяжелым нарушением речи, посещает 252 воспитанникоа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение воспитывает детей, начиная с двух до семи лет. Часто и длительно болеющие дети не объединены в отдельную группу, но целенаправленная работа с ними проводится.
Обеспечение безопасности
В детском саду разработаны:
Паспорт безопасности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» (с изменениями и дополнениями на 15. 2021г), согласован с Врио начальника ОВО по городу Рязани филиала ФГКУ
«ОВО ВНГ России по Рязанской области» В. Стрюковым, начальником ОНД и ПР по городу Рязани УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области Р. Романовым, начальником Управления ФСБ России по Рязанской области С. Ерофеевым.
Паспорт дорожной безопасности образовательной организации (типовой) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» согласован: с начальником управления образования и молодежной политики администрации города Рязани В. Ерёмкиным, начальником ОГИБДД УМВД России по Рязанской области А. Котовым, утверждено заведующим МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» Т. Бобровой.
На калитки МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2» установлен домофоны, ключи от которых находятся у сотрудников и родителей воспитанников.
В учреждении установлена «тревожная сигнализация» вневедомственной охраны, автоматическая установка пожарной сигнализации и голосового оповещения при пожаре.
В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД. Педагоги ДОУ систематически проводят с детьми мероприятия по ОБЖ и действиях при чрезвычайных ситуациях.
Вывод: социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью, не покидая пределов микрорайона. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы, локальные акты, работает комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются.
Кадровые ресурсы.
В МБДОУ работают 23 педагога: 16 воспитателей, 2 учителя-логопеда, педагог- психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор ФИЗО, инструктор по плаванию. Высшее образование имеют 14 человек, профессиональное среднее – 8 человек. Аттестовано 15 педагогов учреждения. Из них: высшая квалификационная категория – 9 человек; 1 квалификационная категория – 2 человека, 7 педагога аттестованы на соответствие занимаемой должности, 5 педагога не аттестованы.
Педагогический стаж работы имеют: до 5 лет – 5 человек, от 5 до 10 лет – 2 человек, свыше 10 лет – 16 человек.
В учреждении трудятся – «Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного просвещения», «Почетный педагог общего образовании РФ».
Динамика социально-психологического климата в коллективе за последние годы неоднородна. В связи с приходом новых сотрудников продолжается фиксироваться процесс становления и самоутверждения. Объединяющим фактором является не только уровень профессионализма, но и личностные качества сотрудников, умение общаться, снимать психологическую нагрузку. Педагоги со стажем готовы делиться своим опытом и оказывать поддержку «новичкам». В ДОУ организована группа наставников, поддерживаются традиции, создано полноценное пространство и система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка:
- насыщенное и безопасное развитие и существование детей,
- взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве,
- приоритет развивающих и воспитательных задач.
Педагоги ДОУ систематически повышают свою квалификацию на курсах повышения при РИРО, обмениваясь полученными знаниями с коллегами на семинарах, педсоветах и других мероприятиях.
МБДОУ «ЦРР детский сад № 2» активно сотрудничает с ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С. Есенина», проводя производственную практику студентов бакалавриата направления Педагогическое образование, магистерской программы Дошкольное образование и предоставляя базу дошкольной образовательной организации для проведении психолого-педагогических практикумов, открытых занятий, проведения экспериментальной работы студентов при выполнении ими курсовых и выпускных квалификационных работ.
Все это свидетельствует о положительной работе администрации, направленной на личностно-профессиональный рост всего коллектива.
Вывод: в ДОУ сложился стабильный, высококвалифицированный педагогический коллектив, нацеленный на совершенствование собственной профессиональной компетентности, саморазвитие. Творческие инициативы коллектива ДОУ активно поддерживаются администрацией учреждения.
Показателем высокого профессионализма педагогического коллектива является и тот факт, что педагоги и специалисты имеют высокие заслуженные награды не только муниципального и регионального, но и федерального уровня.
Педагоги ДОУ активно представляют накопленный педагогический опыт и инновационные разработки на методических мероприятиях различного уровня, принимают участие в педагогических конкурсах, что способствует развитию их профессионально – педагогической компетентности. Средний возраст педагогов – 40 лет. Это значит, что в коллективе самым благоприятным образом сочетается молодой задор, уверенность зрелости и опыт мудрости. Команда единомышленников, педагоги в содружестве с родительской общественностью и социальными партнёрами решают задачи, поставленные перед образованием. Совет Учреждения наряду с другими вопросами определяет стратегию развития ДОУ как инновационного образовательного учреждения. Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью молодых педагогов, по трансляции передового педагогического опыта, а так же с вялой инициативностью некоторого процента педагогов в динамичном отходе от консервативной учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и педагогического мировоззрения в условиях ФГОС ДО.
№ п/пНаправления программных мероприятий, мероприятия(инновационные проекты)Сроки реализацииИсполнители
1. Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования
Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. Изучение качества профессиональной
деятельности кадров2022-2023Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
2. Оптимизация мониторинга качества оказываемых образовательных услуг2022-2023Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
3. Подбор и апробация
диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС2022-2023Заместитель заведующего по
ВМР, рабочая группа
4. Мониторинг оценки результативности качества образования детейежегодноЗаместитель заведующего по
ВМР, специалисты, воспитатели
5. Оптимизация условий для развития одаренности детей. Разработка и реализацияежегодноЗаместитель заведующего по
ВМР, специалисты,
индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Разработка и реализация программ для обучения и развития одаренных детей. Повышение квалификациипедагогических работников ДОУ по вопросам выявления и развития детской одаренностивоспитатели
6. Оптимизация условий для коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. Оптимизация
индивидуальных маршрутов и программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Повышение квалификациипедагогических работников ДОУпо вопросам коррекционного образованияЗаместитель заведующего по
ВМР, специалисты, воспитатели
7. Оптимизация системы совместной деятельности с социальными институтами города,
семьями дошкольников, по приобщению к здоровому образу жизни, формированию увоспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности,развитию нравственности, знакомству с региональным компонентом. ежегодноЗаведующий, заместитель заведующего по
ВМР, специалисты, воспитатели
8. Техническое сопровождение
официального сайта ДОУпостоянноЗаместитель
заведующего по ВМР
2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности иразвивающего обучения, возрастные, психологические, физические, гендерные особенности воспитанников, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. Приобретение
нового оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников всоответствии направлениями Программы развития2022-2026Заведующий, заместители
заведующего по АХР, ВМР
2. Оснащение образовательного процесса учебно- методическими комплектами, дидактическими
пособиями в соответствии с ФГОС ДО и направлениями инновационнойдеятельности2022-2026Заведующий, заместители
заведующего по АХР, ВМР
3. Обновление РППС в группах и на территории ДОУ в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Обеспечение
доступности дошкольного образования2022-2026Заведующий, заместители
заведующего по АХР, ВМР, специалисты
для детей-инвалидов
3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для созданияусловий развития детей в соответствии с требованиями
1. Введение профессиональных стандартов в ДОУ. 2022-2026Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
2. Определение личных потребностей сотрудников в обучении. Составление индивидуальных планов повышения квалификации работников ДОУ. ежегодноЗаместитель
заведующего по ВМР
3. Организация наставничества для профессионального становления
молодых специалистов2022-2023Заместитель заведующего по
ВМР, педагоги
4. Выявление, обобщение и транслирование передового
педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессиональногомастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, официальном сайте ДОУ, проектную деятельность и т. 2022-2026Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
5. Разработка и реализация плана мотивирования иинновационной
деятельности педагогов, профилактики профессионального выгорания, стремления кповышению своей квалификации. 2022-2026Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
6. Обучение педагогов современным
технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми2022-2026Заместитель заведующего по
ВМР, рабочая группа
4. Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитанииподрастающего поколения
1. Поиск новых форм эффективного взаимодействия ДОУ с социальными
партнерами по вопросам о воспитания и развития дошкольников2022-2026Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
2. Создание условий для обеспечения всестороннего развития способностей и творческого потенциала детей
дошкольного возраста через систему сотрудничества ДОУ с социальными партнёрами2022-2026Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
3. Создание условий для формирования положительного имиджа МБДОУ через участие детей, родителей, педагогов в
мероприятиях сетевого взаимодействия2022-2026Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
4. Реализация ООП с использованием
кадрового потенциала и других ресурсов социальных партнеров в рамках сетевого2022-2026Заведующий, заместитель
заведующего по ВМР
взаимодействия
5. Освещение совместной работы на официальном сайте учреждения, в СМИ2022-2026Заместитель заведующего по
ВМР, педагоги
5. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество
1Оптимизация модели взаимодействия детского сада и семьи. 2022-2024Заведующий, заместитель заведующего по
ВМР, педагоги
2. Разработка модели работы с родителями одаренных детей2022-2026Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
3. Разработка модели работы с родителями детей ОВЗ и детей-инвалидов. Создание системы консультирования и
сопровождения родителей2022-2026Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
4. Психолого-педагогическое сопровождение, консультирования родителей по вопросамразвития и образования детей раннего возраста2022-2026Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
5. Обеспечение обучения и реализация системы инновационных форм взаимодействия с родителями2022-2026Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
6. Проведение систематической работы по выявлению уровня удовлетворённости родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а так жезапросов родителей в рамках организации воспитательно – образовательного процессаЕжегодноЗаведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
7. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс2022-2026Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги
Для детей.
- Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста, созданы условия для формирования познавательная активность, самостоятельность, инициатива, творческие способности, гражданская позиция, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
- Созданы условия для развития детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей.
- В образовательный процесс включены цифровые образовательные ресурсы, с учетом потребностей детей, педагогов, родителей.
- Разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в т.ч. для детей-инвалидов и одаренных детей.
- Продолжена реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра.
- Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе и соответствовать целевым ориентирам, представленным в ФГОС ДО.
- Модернизирована материальная база, развивающая предметно – пространственная среда ДОУ.
- Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития педагогических компетенций.
- Личные и профессиональные качества педагогических работников будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана помощь в прохождении аттестации.
- Созданы условия для участия педагогов в реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра
- Созданы условия для трансляции опыта работы на муниципальном , областном и всероссийском уровнях
- Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, используют их как основу в своей педагогической деятельности.
- Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей возрастной группы.
- Умело используют элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода.
- Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу применения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном процессе;
- Симулируют активность детей, их увлеченность познавательной и практической деятельностью.
- Реализует систему комплексного психолого- педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;
-Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования.
-Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей.
-Владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. Для родителей.
- Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением инновационных технологий в каждой возрастной группе детского сада.
- Созданы условия для получения консультативной помощи в воспитании и развитии детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей.
- Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к овладению знаниями педагогики и психологии.
- Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации основной программы дошкольного образования МБДОУ -детского сада №5
Механизм управленческого сопровождения реализации Программы развития МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2»
Руководство реализацией Программы развития МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2» осуществляет заведующий образовательного учреждения, который в ходе реализации выполняет следующие функции:
В процессе реализации Программы развития образовательное учреждение вправе готовить предложения о внесении изменений (дополнений в Программу развития), приостановления или прекращения реализации отдельных программных мероприятий.
По истечению срока действия Программы развития заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» обеспечивает разработку, согласование и утверждение новой Программы развития.
Заведующий несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение Программы развития МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2».
Механизм реализации Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Реализация программы основывается на реальных возможностях, которыми располагает учреждение. Механизм реализации программы предусматривает:
- бюджетных средств (заработная плата участникам реализации программы развития детского сада);
- внебюджетных средств;
-спонсорской помощи, оказываемой юридическими и физическими лицами.
- переосмысления стереотипов взаимодействия детского сада и других организаций;
- понимание коллективом детского сада значимости партнерства с субъектами внешней среды как взаимовыгодного взаимодействия;
- освоение механизмов эффективного взаимодействия с субъектами внешней среды;
- создание позитивного имиджа детского сада.
- понимания участниками сущности и значения стратегического проектирования;
- понимания информационной основы выделения функций управления;
- внедрение последовательности действий по созданию эффективной структуры управления.
- приведение в соответствие нормативно-правовой базы;
- изменения системы стимулирования в детском саду.
- изменения содержания (введение новых целевых образовательных программ);
- совершенствование образовательных услуг, изменения форм и методов.
Выводы: деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
III. Результаты анализа потенциала МБДОУ «ЦРР – детский сад № 2»
Сильная сторонаСлабая сторонаПерспективы развитияВозможные риски
1. Кадровое обеспечение
Слаженный коллектив опытных педагогов. Высокая квалификация педагогов. Наличие молодых специалистов без опыта работы или с маленьким опытом работы. Оптимизация системы наставничества. Повышение квалификации на курсах (краткосрочных,Большие интеллектуальные и энергетические затраты. Не востребованность интеллектуального продукта
Аттестация по плану. переподготовки). Участие в научных конференциях, семинарах, круглых столах на уровне города, области. Активное участие в конкурсномдвижении на всех уровняхпедагогического коллектива. Материально-техническое обеспечение
Наличие материально- технической базы, соответствующей современным требованиям. Пополнение периодическими изданиями методического кабинета. Недостаточность оснащения
цифровой образовательной среды. Дооснастить учреждение компьютерным оборудованием. Недостаточное
финансирование. Содержание образовательной деятельности
Использование парциальных и вариативных программ в зависимости от интеллектуальных возможностей детей и педагогов. Высокий уровень качества образовательных услуг. Использование инновационных технологий. Работа в рамках экспериментальной и инновационнойдеятельностиОтсутствие программ по работе с одаренными детьмиРазработка программ по работе с одарёнными
детьми. Оптимизация программ по работе с детьми ОВЗ и инвалидами. Оптимизациядеятельности по работе с детьми раннего возраста в рамах апробации программы«Теремок»Отсутствие у
педагогов мотивации к профессиональному совершенствованию. Содержание оздоровительной работы
Сложившаясяу части педагоговПрименениеОтсутствие у
система
оздоровительных мероприятий сдетьми в ДОУ. Наличие оборудованного спортивного зала. Наличие инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию. преобладают традиционные подходы к концепции построения
оздоровительных мероприятийинновационного подхода к вопросам оздоровления всеми педагогами. Пропагандаздорового образа жизни среди родителей. родителей и педагогов потребности в
здоровом образежизни. Непонимание родителями важности соблюдения режима и организациифизического развития детей в домашних условиях. Система профилактических мероприятий. Чередование активных видов деятельности. Индивидуальный подход к детям: формирование по
группам здоровья. Наличие
медицинского кабинета(медицинская сестра). Инновационная и экспериментальная деятельность в ДОУ
Внедрение в педагогический процесс ДОУ:
· Программдополнительного образования детей старшегодошкольного возраста· Системы патриотического воспитания· Проектов врамкахНедостаток творческой инициативы родителей, педагогов в различных направлениях совместной
деятельности. Продолжать разработку и внедрение инновационных проектов, программ,
технологий и форм работы в детском саду.
социального партнерства , взаимодействия всех участников образовательного
процесса
6. Работа с родителями
Анкетирование родителей по оценке качества удовлетворённости предоставляемых образовательных услуг, выявлению потребностей в образовательных и оздоровительных услугах. Дни открытых дверей. Групповые досуговые мероприятия с участием родителей. Малая активность по участию в совместных мероприятиях для детей и родителей (спортивных, игровых,
досуговых). Нет инициативы со стороны родителей по разработке совместных проектов и мероприятийОптимизация деятельности в
рамках работы с родителями (поиск новых форм и видов деятельности и т. )Перенесение на ДОУ ответственности за воспитание детей. Дефицит времени у родителей. Реализация совместных проектов
Конкурсы совместных работ детей и родителей. Консультативно- методический центр по взаимодействию ДОО и родительской общественности
Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система ДОУ формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов ДОУ, возможных ресурсов,
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 2» служат:
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
- поддержка способных и одаренных детей;
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:
- Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.
- Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости.
- Деятельность ДОУ в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС ДО(реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс
дополнительных образовательных услуг).
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком взаимосвязаны.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом.
Одним из главных направлений работы ДОУ, является взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) ребенка , которое мы видим в содействии развитию воспитанника как личности, осознающей необходимость саморазвития, воспитания собственных способностей.
Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
VII. Оценка результативности инновационной деятельности
осуществляется на основе методики, разработанной Алексеем Майером, который определил критерии оценки уровня развития учреждения.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация.
Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения
Уровень развития учрежденияКритерии оценки уровня развития учрежденияБаллы
Низкий уровень (адаптация)– реализация образовательных услуг в пределах Госстандарта;
– примат традиционного управления(единоначалие, неразвитость горизонтальных5-8
связей);
– приспособление к изменяющимся условиям (формальное развитие/функционирование);– результаты деятельности не выходят за рамки планируемых результатов;– отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как субъектно- объектные;– формальное сплочение родительского, педагогического и детского сообществ;– максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей и детей на позиции субъектов
Средний уровень (интеграция)– реализация образовательных услуг с учетом социального заказа родителей;
– примат соуправления (родители, педагоги, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений):– формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообществ;– результаты деятельности отличаются субъективнойновизной;– отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как субъектно- субъектные;– максимальный результат взаимодействия перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития9-12
Высокий уровень (индивидуализация)– реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, педагогов, родителей;
– примат самоуправления (педагоги, дети и родители – полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам);– продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;– результаты деятельности отличаются объективной новизной;– отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как полноценное взаимодействие личностей;– результат взаимодействия – максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности13-16
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной деятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является создание творческого сообщества педагогов, родителей и детей.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Итогом этапа индивидуализации является раскрытие личностного потенциала каждого участника образовательного процесса в процессе творческого взаимодействия.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
- смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
В целях оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ, так же разработаны следующие критерии, показатели и индикаторы.
КритерииИндикаторы и показатели20222023202420252026
Нормативно- правовая база1 балл: 60%
соответствие
современным
требованиям
2 балла: 80%
соответствие
современным
требованиям
3 балла: 100%
соответствие
современным требованиям
Укомплектованност ь
кадрамибалл: не ниже 85% 2 балла: не ниже 95%
3 балла: 100%
Наличие категории у педагогических
работников ДОУ1 балл: имеют категорию до 50% педагогов
2 балла: имеют категорию до 80% педагогов3 балла: имеют категорию до90% педагогов
Создание условий, обеспечивающих полноценное
развитие детей1 балл: 60%
2 балла: 80%3 балла: 100%
Распространение опыта работы
педагогов на разных уровнях1балл: распространение опыта работы на
муниципальном
уровне
2 балла:
распространение
опыта работы на
уровне области
3 балла:
распространение
опыта работы на
Всероссийском
уровне
Социальное партнерство для
функционирования учреждения врежиме открытого образовательного пространства1 балл: сотрудничество на уровне разовых мероприятий
2 балла: активное сотрудничеств,имеются
перспективные
планы, договора
сотрудничества
3 балла: есть
система
практической
работы в данном направлении
Готовность воспитанников к школьному обучению1балл: до 80% детей имеют
высокий и вышесреднего уровень
готовности к
школьному
обучению
2 балла: 80-90 %
детей имеют
высокий и выше
среднего уровень
готовности к
школьному
обучению
3 балла: 100% детей
имеют высокий и
выше среднего
уровень готовности
к школьному
обучению
Состояние здоровья воспитанников1 балл: снижение
уровня
Заболеваемости
менее 5%
2 балла: снижение
уровня
Заболеваемости
менее от 5%
До 10%
3 балла: снижение
уровня
Заболеваемости
свыше 10%
Формирование привычки к ЗОЖ1 балл: менее 50%
опрошенных
положительно
относятся к ЗОЖ
2 балла: до 80%
респондентов
положительно
относятся к ЗОЖ
3 балла: более 80%
опрошенных положительно относятся к ЗОЖ и принимают участие в спортивно-
оздоровительныхмероприятиях