ВОПРОС СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ВОПРОС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Пак Ю. 1

Алпысбаева Н. 11 Карагандинский государственный технический университет1. Пак Ю. , Газалиев А. Болонский процесс и казахстанские реалии: монография. – Караганда: Изд-во КарГТУ, 2012. – 417 с. Пак Ю. , Пак Д. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. – № 2. – С. 130-136. Диалог образования и работодателей: рекомендации, перспективы, возможности: Проект «Новые образовательные программы НПО/СПО, ориентированные на профессиональные стандарты» в рамках программы партнерства Совета администрации Красноярского края и Агентства США по международному развитию «Содействие комплексному социально-экономическому развитию Красноярского края». – М. : Фонд «Новая Евразия», 2010. – 149 с.

Cуществующий в настоящее время дисбаланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы оказывает негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Качественный разрыв между предлагаемыми образовательными услугами и возросшими запросами рынка в компетентных специалистах предопределил развитие национальной системы квалификаций для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям рынка труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: «Двадцать шагов к обществу Всеобщего труда» поставил конкретную задачу по созданию национальной системы квалификаций – систему описания профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы образования с рынком труда.

Постановлением Правительства Республики Казахстан № 616 от 18. 2013 г. утвержден План поэтапной разработки национальной системы квалификаций, включающий разработку национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и развитие системы независимой и объективной оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.

Необходимо отметить важность понимания всеми заинтересованными сторонами: сферой труда, системообразованием и государством в целом, сути происходящих перемен, а именно предназначение национальной системы квалификаций и ее составляющих как инструментов гармонизации и модернизации высшего образования.

Функции современного профессионального стандарта:

  • создание системы требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;
  • обеспечение возможности определения уровня квалификации и его соответствия уровню заработной платы;
  • создание нормативной основы для финансовой поддержки профессионального обучения персонала;
  • обеспечение возможности ориентации и контроля уровня развития людских ресурсов организации;
  • создание механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями;
  • гармонизация требований к профессиональной компетентности;
  • создание единой информационной базы предприятия по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности;
  • влияние профессиональных стандартов на качество подготовки персонала;

Основные пользователи профессиональных стандартов:

  • специалисты в области оценки и сертификации специалистов;
  • специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
  • руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
  • выпускники организаций образования, работники.

Профессиональные стандарты являются отправной точкой в вопросах, связанных с сертификацией профессиональных квалификаций, разработкой оценочных/диагностических материалов. При оценке профессионального уровня работников (в рамках оценки/аттестации персонала) профессиональные стандарты позволяют определить направления совершенствования профессиональных и личностных компетенций работников.

Одним из важнейших показателей эффективности образования является востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда. Не секрет, что довольно часто уровень подготовленности специалистов и уровень требований работодателей не совпадают, в результате чего молодым специалистам приходится «доучиваться» на стадии адаптации. В этой связи вполне логичным видится следующее разрешение данной ситуации – работодатель устанавливает сфере образования свои требования к уровню компетенций необходимых ему работников, а образовательные учреждения с учетом этих требований осуществляют подготовку специалистов, востребованных на рынке труда и способных быстро включиться в производственный процесс. Роль своего рода «передатчика» требований работодателя отводится профессиональному стандарту, который предоставляет сфере образования необходимые сведения об областях профессиональной деятельности выпускников, объектах этой деятельности, ее видах и задачах, требуемых компетенциях будущих специалистов.

В профессиональном стандарте заложен профессиональный минимум, которому должны соответствовать все работники и руководители предприятия/компании, поэтому он может служить основой для разработки стандартов организаций. Профессиональный стандарт может быть использован при подборе, расстановке, использовании кадров (продвижение, карьерный рост, кадровый резерв, увольнение) и при определении степени их ответственности. Работодателю профессиональный стандарт позволяет: выбирать качественный персонал на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при наборе персонала; обеспечивать качество труда персонала; обеспечивать профессиональный рост персонала; поддерживать и улучшать стандарты качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; повышать мотивацию персонала в своей организации; повышать эффективность обеспечения стабильности и качества труда, добиваясь тем самым высоких экономических результатов. В перспективе профессиональные стандарты должны заменить действующие квалификационные справочники, во многом устаревшие. Нет новых профессий в особенности в экономически подвижных отраслях. Однако, это далекая перспектива, которая может реализоваться, когда будут разработаны качественные профессиональные стандарты по всему спектру направлений подготовки.

Профессиональный стандарт может служить трудоспособному населению для определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования, эффективного функционирования на предприятии, обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы, карьерного роста и увеличения доходов.

Благодаря такой структуре профессиональный стандарт вполне может быть спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. Однако к процессу перевода требований профессионального стандарта в образовательные программы и их разработке в целом нельзя подходить формально. Необходимо четкое понимание того, что процесс этот творческий.

Трансформация требований профессионального стандарта в образовательные программы высшего образования является непростой задачей. Очень сложно в рамках обязательной программы профессионального образования обеспечить овладение всеми функциями профессионального стандарта одного квалификационного уровня.

Между профессиональными и образовательными стандартами имеются существенные различия. Профессиональные стандарты описывают требования к квалификации, компетенциям, а образовательные стандарты определяют структуру и устройство образовательного процесса. Профессиональные стандарты разрабатываются сообществом профессионалов в данном виде деятельности, а образовательные стандарты – учебно-методическими объединениями вузов. Профессиональные стандарты служат фундаментом сертификации. Результаты обучения (компетенции) отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Каждая квалификация, в свою очередь, относится к определенному уровню в соответствии с рамкой квалификаций – национальной и отраслевой. При оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов. В свою очередь высшие учебные заведения Республики Казахстан должны пройти аккредитацию, т. получить разрешение государства на образовательную деятельность – установление или подтверждение государственного аккредитационного статуса образовательного учреждения, в том числе и по уровню реализуемых образовательных программ, их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений государственным образовательным стандартам.

С этим утверждением трудно не согласиться. Это актуализирует необходимость привлечения в качестве разработчиков профессиональных стандартов не только экспертов-профессионалов в определенной отрасли производства, но и представителей университетской системы, способных в опережающем плане обозначить инновационные аспекты компетентностной модели выпускника.

Работодатели – не специалисты в образовании, они показывают в своих профстандартах, что должен знать и уметь работник, когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной профессии. По сути, работодатель указывает только тот прикладной аспект знаний и умений работника, который по мнению и опыту работодателя нужен ему для выполнения конкретных работ и должностных обязанностей. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями обладал – это вопрос к сфере образования. Именно сфера образования должна решать чему и в какой последовательности учить. Для работодателя главное – чтобы на выходе из образовательного учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профессиональном стандарте.

Использование профессиональных стандартов при разработке программ высшего профессионального образования, прежде всего, необходимо для определения профилей подготовки, востребованных на современном рынке труда. Помимо этого они могут быть использованы для конкретизации осваиваемых видов профессиональной деятельности, результатов освоения программы и ее составляющих, определения показателей, форм и методов их оценки, изучаемых дидактических единиц, условий, необходимых для реализации программы, а также для определения с учетом требований рынка труда цели и содержание вариативной части программы, в т. дополнительные виды профессиональной деятельности (профессиональные модули).

Библиографическая ссылка

ВОПРОС СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ВОПРОС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Краснощеков В. 11 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»Распространение неформального образования является одной из мировых тенденций, в которой сочетается удовлетворение потребностей личности в саморазвитии, молодежи в получении доступного актуального образования и общества в обеспечении устойчивого существования. Формированию системы неформального образования в России мешает нормативная неопределенность, отсутствие самого термина в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье проанализированы основные подходы к реализации неформального образования за рубежом и в России, позволяющие наметить модели сопряжения программ формального и неформального образования, реализация которых способствует повышению качества образования. Одной из форм такого сопряжения являются международные студенческие проекты. Приведены примеры реализации совместных студенческих проектов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Университета Лейбница Ганновера (Германия). Показаны возможности интеграции формального и неформального образования при реализации таких проектов. качество образовательных программмеждународные студенческие проектыстратегическое партнерство университетов2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М. : Совершенство, 1997. – 208 с. Захарова И. , Краснощеков В. Развитие международных механизмов повышения качества высшего образования на примере студенческого проекта «Наши университеты» // Человек и образование. – 2015. – № 3 (44). – С. 146-150. Краснощеков В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6, ч. – С. 1045-1048. Международная стандартная классификация образования: МСКО 2011. Монреаль, Ин-т статистики ЮНЕСКО, 2013. – 88 с. Основы андрагогики / под ред. Колесниковой. – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 240 с. Современные проблемы образования и инновационные процессы / Л. Громова, М. Жарова, В. Тимченко, С. Трапицын. – СПб. : РГПУ, 2008. – 211 с.

В развитых странах успешно реализуется сегментная модель, основанная на подходе LLL. Она связана с вовлечением в сферу НФО людей старшего возраста. Развитие этой модели обусловлено, прежде всего, демографическими проблемами – возрастанием доли пенсионеров в населении развитых стран. Развитие здравоохранения делает этих людей социально активными. Отсутствие выхода для познавательной активности может привести к изоляции и маргинализации пенсионеров. Таким образом, возникает общественная необходимость в создании институтов, удовлетворяющих образовательные потребности больших групп населения, которая может быть реализована в сфере НФО. С 1976 г. действует Международная ассоциация университетов «третьего возраста». Соответствующие программы поддерживаются правительствами государств, в которых развита система народных университетов, а также Великобритании, Франции, США, Китая, Японии, Южной Кореи. Таким образом, подход к НФО, условно названный европейским, по сути, стал общим для развитых стран, хотя бы на сегменте людей «третьего возраста».

Американский подход к НФО со смещением акцентов с бизнеса на социально-политическую подоплеку постепенно прививается и в европейском образовательном пространстве, находит поддержку в документах Совета Европы. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, расширение европейского образовательного пространства, происходящее с начала 1990-х годов, вызвало волну внутриевропейской миграции, к которой в последние годы добавилась миграция внешняя. Повышение доступности качественного образования, которое является краеугольным камнем формирования основ устойчивого развития Европейской цивилизации, стало проблематичным, особенно для постоянно возрастающих по численности групп этнических меньшинств. Такую задачу может решить НФО. Более того, через НФО осуществляется продвижение в молодежной среде таких ценностей, как активная гражданская позиция, права человека, толерантность, социальная справедливость, диалог между поколениями, мир и межкультурное взаимопонимание. Большая роль в НФО в связи с этим отводится волонтерскому движению. Во-вторых, молодежь поколений Y и Z нуждается в актуальном образовании, получение которого позволяет без дополнительного обучения реализовывать свои профессиональные, творческие и финансовые амбиции. Учреждения НФО в состоянии удовлетворить эту потребность в более короткие сроки, чем институты ФО. Платой за «быстрый успех» является утрата фундаментальной составляющей образования, поэтому наиболее активные представители молодых поколений стремятся к совмещению ФО и НФО.

Функционирование отечественной системы НФО обусловлено, прежде всего, фактом отсутствия этого термина в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Закон определяет связанные с НФО понятия дополнительного и непрерывного образования, не сводя их к системе НФО. «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» (ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Соответственно, в отечественных исследованиях НФО и в практической деятельности в этой сфере наметилось три основных направления.

Второе направление трактует НФО расширительно как дополнительное образование и укладывает в его рамки практически всю внешкольную образовательную деятельность обучающихся, возможно с привлечением совместных программ для детей и взрослых, семейных образовательных программ (Д. Александров, А. Золотарева, В. Иванюшина, В. Мальгин, О. Трофимова). От такого понимания НФО отмежевываются сторонники первого подхода, определяя его именно как НФО взрослых.

Третье направление в наибольшей степени связано с европейским пониманием НФО как инструмента молодежной политики. Практически такие программы НФО реализуются на базе молодежных союзов (И. Скрынник), а также центров молодежного инновационного творчества и фаблабов. Фаблаб (от fabrication/fabulous laboratory) представляет инновационную структуру, соединяющую в своей деятельности научные, инженерные, производственные, образовательные составляющие и бизнес. Именно наличие образовательной составляющей позволяет отнести фаблабы к категории учреждений НФО. Деятельность фаблабов практически не получила освещения в научной литературе. Возможности сочетания программ второго и третьего направления развития отечественного НФО поддерживаются модераторами блога «Неформальное образование молодежи: от хобби к призванию».

Рассмотрим модель сопряжения программ ФО и НФО, реализованную в последнем из представленных проектов. «Internation aldesignproject» выполняется совместно инициативной группой преподавателей и студентов LUH и Фаблаб Политех и связан с проектированием и производством бытовой техники. Фаблаб Политех был открыт в СПбПУ в 2013 г. В настоящее время он осуществляет широкий спектр видов деятельности в сфере технического творчества молодежи. В фаблабах инновационные разработки внедряются в несерийное производство. Длительность «Internationaldesignproject» – 3 месяца. Участники выполняют свои разработки в группах, общаясь дистанционно. Предусмотрены две очные недельные сессии – в Санкт-Петербурге и в Ганновере. Организационно сессии оформлены как программы дополнительного образования. В Фаблаб Политех они имеют статус международных сезонных школ. Большинство участников сезонных школ – молодые люди, школьники и студенты, которые слушают лекции российских и зарубежных преподавателей, экспертов и специалистов-практиков. Параллельно участники школ выполняют творческие проекты, относящиеся преимущественно к инженерно-технической сфере деятельности. На финальном этапе образовательной программы группы делают презентации своих проектов. Участники «Internationaldesignproject» являются одной из таких групп. В Ганновере совместная сессия носит характер краткосрочной образовательной программы, спроектированной исключительно для участников «Internationaldesignproject». Модель интеграции программ ФО и НФО в «Internationaldesignproject» представлена на рис.

ВОПРОС СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ВОПРОС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Рис. Модель 1 сопряжения ФО и НФО в международном студенческом проекте

ВОПРОС СОВМЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ВОПРОС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Рис. Модель 2 сопряжения ФО и НФО в международном студенческом проекте

Таким образом, НФО расширяет и дополняет возможности ФО по повышению качества высшего образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *