Вопросы образовательного процесса на самом деле решаются современными программами дошкольного образования

Вопросы образовательного процесса на самом деле решаются современными программами дошкольного образования

Библиографическое описание

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы. Обратим внимание на общение ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Следующая тема — семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость.

Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей.

Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства.

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом — взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Такие отрицательные эффекты — потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая — образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение — это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, современное образование, воспитатель, дошкольный возраст, личностно-ориентированный подход, проблема, развивающее образование, родитель, сюжетно-ролевая игра.

В статье рассматриваются вопросы системы образования в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова:дошкольное воспитание, система воспитания, дошкольный возраст, подрастающее поколение.

The article considers the issues of the system of education in pre-school institutions

Кey words: pre-school education, the system of education, preschool age, the younger generation.

Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социального воспитания в образовательных учреждениях. Одной из социальных проблем воспитания в дошкольном учреждении является проблема системы воспитания. В свете последних лет задачи воспитания формулирует государство. Примером этому служат нововведения ФГТ и ФГОС. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Однако социальная проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т.

Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и других информационных и мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на психическом развитии ребёнка дошкольного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Изучая и анализируя факторы организованной и стихийной среды влияния на ребёнка со стороны выше указанных средств, характеризуется, в первую очередь, содержание социального воспитания дошкольника.

Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками в МБДОУ мы сделали вывод об их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации, где более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрировали агрессивное поведение.

Исходя из этого, анализ работы педагогов нашего МБДОУ показал, что воспитатели испытывают трудности в реализации направлений социально-личностного развития детей, не успевают адаптироваться к одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие (например, ФГТ и ФГОС). Это требует от педагогов не только физических, интеллектуальных, но и материальных затрат, а приобретённое ранее методическое обеспечение программ оказывается «ненужной макулатурой». Все эти факторы сказываются на качестве и эффективности воспитания подрастающего поколения.

В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Поэтому так важно педагогам дошкольных учреждений найти те формы и методы работы с родителями, которые помогли бы в решении проблем социальной адаптации детей.

Подводя итоги по проблемам социального воспитания в дошкольном учреждении целесообразно обратить внимание на следующие факторы:

—          деятельность семьи как социальной системы;

—          технологию социального воспитания детей в дошкольном учреждении;

—          Программы социального развития ребёнка- дошкольника;

—          целостность педагогической системы в области социального развития дошкольника.

Волошкина М. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений// Начальная школа-2000-№ 1, с. 13–20.

О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика- 2012-№ 5- с.

Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. — М,1976, с. 416.

Эльконин Д. Избранные психологические труды. — М: Педагогика, 1989, с. 560.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, дошкольный возраст, социальная проблема воспитания, деятельность семьи, подрастающее поколение, система воспитания, социальное воспитание, социальное воспитание детей.

Николай Веракса — профессор, научный руководитель программы «От рождения до школы», по которой работает большинство российских детских садов, — выступит на конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» в начале нового учебного года. Но мы поговорили с ним уже сейчас и выяснили, чего не хватает нашей дошколке и почему требовать что-то от воспитателей при этом — не всегда правильно.

«Даже из-за царапины у педагога могут быть проблемы»

Чем младше ребенок — тем выше ответственность педагога, это все понимают. При этом подготовка педагогов дошкольного образования и оплата их работы у нас все еще идет по нижней границе. Главное для нас — это преподаватели вузов. А должно быть наоборот. Именно педагог, который работает с детьми младшего возраста, закладывает в них основы коммуникации, культуры, учит их учиться, дружить и так далее. Все это требует качественной педагогической подготовки. Она должна быть значительно глубже, должна предполагать систему самых разных знаний, например в области педиатрии, социальной психологии, философии, лингвистики, дизайна, программирования.

Дело в том, что ребёнок по своим возможностям гораздо выше взрослого. Мы проводим исследования, посвященные изучению связи эмоционального и когнитивного развития детей. Как показывают полученные нами данные, дошкольники, например, в плане диалектического мышления не уступают взрослым.

Этим обстоятельством можно воспользоваться при построении образовательных программ. Во многом оно связано с особенностями игры детей. В игре дошкольники мыслят одновременно в двух планах: в реальном и воображаемом. Двойное видение обуславливает сложные процессы ориентировки дошкольников в окружающем, развивает их творческий потенциал. Всё это и многое другое заставляет задуматься о подготовке специалистов в области дошкольного образования. Поэтому изменения я начинал бы именно с этого — с принципиально новой системы подготовки педагогов, с повышения оплаты их труда.

Вопросы образовательного процесса на самом деле решаются современными программами дошкольного образования

Это может случиться в ближайшее время?

Исследования Дж. Хэкмана, Кэти Сильва и других специалистов показали, что, вкладывая деньги именно в дошкольное образование, мы получаем колоссальный эффект с точки зрения экономического развития страны. Так что движение в сторону осознания роли дошкольного образования уже началось. Сейчас в связи с пандемией, приостановкой всех процессов всё немного застопорилось, потому что непонятно, как вообще мы будем жить и учиться дальше. Но сдвиги в любом случае уже есть.

Вообще, совершенствование дошкольного образования — это мировая тенденция. Мы знаем, что очень интересные вещи происходят в Финляндии, Швеции, Великобритании, США, Германии. Но если посмотреть на все эти сюжеты в целом, то можно выделить два любопытных момента. Первое — повышается доверие к педагогу. Второе — также повышается и доверие к ребенку, ему тоже дают возможность проявлять инициативу, быть активным.

Как это выглядит на практике?

Например, в Китае есть направление, когда дети во время прогулки занимаются исследованиями окружающей среды — им предлагают свободно играть с водой, песком, глиной. Или, например, они пробуют разные уровни риска — скажем, забираются на большие бочки из-под бензина, катаются на них, лазают по каким-то канатам, веревочным лестницам и так далее. Это как раз то самое доверие к ребенку, о котором я говорил выше.

Читать также:  Программа развития здравоохранения

У нас с доверием отношения достаточно сложные. Наши педагоги не доверяют детям, потому что родители не доверяют им — не дай бог с ребенком что-то случится. Даже из-за какой-то маленькой царапины у педагога могут быть проблемы. Когда я был в Китае и видел, как дети играют на прогулках, то сам ловил себя на мысли, что не могу смотреть на подобное без внутреннего напряжения. Но это все-таки неправильно.

Чем сильнее мы опекаем детей, тем меньше доверяем им. И это в дальнейшем сказывается на их самостоятельности, на умении принимать решения

Плюс, если говорить о создании новой образовательной среды, то важно подчеркнуть: она не должна ограничиваться детским садом. В нее включена музейная педагогика, так называемая открытая образовательная педагогика, когда дети выходят на природу, за пределы детского сада, и там для них организуются всевозможные игры, разрабатываются разные сценарии — например, помощь животному, наблюдение за растениями. То есть дети на практике видят, как организована экологическая ниша, как взаимодействовать с природой, с животными, как они могут быть полезны.

И тут тоже реализуется идея доверия педагога ребенку, потому что ему разрешают не только слушать и смотреть, но и делать что-то самому — в условиях живой природы.

«Дети не должны отбывать время занятий как наказание»

Что нужно сделать, чтобы повысить базовое доверие — и к педагогу, и к детям?

Должна быть системная работа, в первую очередь, с родителями. Родители и педагоги не должны находиться по разные стороны баррикад, противостоять друг другу, как это подчас происходит.

Нередко среди родителей воспитанников детских садов встречаются люди, с которыми трудно найти общий язык, которые относятся к педагогу не как к соратнику, а как к обслуживающему персоналу. А если на одну группу у нас один педагог, а в ней 25 детей и почти у каждого требовательные, скептически настроенные родители, то ему будет проще и безопаснее организовать процесс так, чтобы все дети попадали в его поле зрения и большую часть времени действовали по строгим правилам.

Подчеркну, это вынужденная мера. Когда детей много, а воспитатель один и есть еще родители, которые этому воспитателю не доверяют, сделать образовательный процесс интересным, увлекательным, довольно сложно.

Вообще детские сады в традиционном виде — жесткое расписание занятий, множество правил — все еще актуальны?

Занятия нужны, но они могут быть организованы не только по принципу, когда дети сидят за столами и слушают, что говорит педагог. Можно, например, придумывать какое-то интересное событие, которое дети проживают — это уже совершенно другой тип взаимодействия. Ребята погружаются в некую историю вместе с педагогом, участвуют в ней, а не просто слушают рассказ.

Но при этом я бы не стал совсем отвергать или упразднять классические занятия, организованные по принципу уроков. Еще Лев Выготский писал о работе в зоне ближайшего развития, которая основана на подражании ребенка взрослому. Он в том числе говорил, что взрослый должен передавать детям определенные культурные образцы. И вот все, что касается освоения азов математики, русского или иностранного языка, музыки, физкультуры, все-таки предполагает такое наставничество.

Кроме того, экономически наша система образования не может увеличить количество педагогов, одновременно работающих с детьми в одной группе, то есть сделать образование более индивидуализированным. И тут тоже спасает система занятий, организованная по принципу уроков. Другое дело, что они не должны занимать все свободное время детей. Их важно организовать так, чтобы детям было интересно, а не чтобы они отбывали это время как наказание.

В каких коллективах дети развиваются лучше — в разновозрастных или в группах по возрасту?

В одновозрастных группах мы сразу можем создать ту самую единую зону ближайшего развития. В этом смысле уровень организации образовательного процесса будет более технологичным.

Если смотреть на разновозрастные группы, то там зачастую формируются сюжеты, больше похожие на семейные отношения — старшие помогают младшим, младшие тянутся к старшим (а не боятся их) и так далее. Но здесь, мне кажется, важно отслеживать развитие каждого ребенка, ставить задачи для каждого индивидуально. Это получится, если коллектив небольшой. А вот в большой разновозрастной группе создать подходящую всем зону ближайшего развития гораздо труднее, чем в одновозрастной.

«Идея, что образование — это услуга, меняет отношения между родителями и педагогами»

Насколько сильно воспитатели должны быть вовлечены в игры с детьми?

Существуют разные мнения на этот счет. Есть позиция, согласно которой взрослый вообще не должен вмешиваться в игру. Но в нашей отечественной психологии и педагогике считается, что высокий уровень игры должен поддерживаться взрослыми и он должен передать что-то детям, чтобы игра была соответствующего уровня, чтобы были определенные ролевые отношения, сюжет. Тогда она оказывает влияние на детское развитие, на формирование произвольности и исполнительных функций.

Педагог должен отслеживать характер игры, включаться в нее по необходимости. Но не давить

Важно также давать детям возможность поиграть самостоятельно, свободно, не направляя их.

Есть ли какой-то кодекс поведения воспитателя: как можно вести себя с детьми, как — нельзя?

Но еще важно понимать — в дошкольном учреждении должна работать команда педагогов, а не отдельные воспитатели сами по себе. И все они должны придерживаться одной философии. Тогда подобный кодекс будет работать.

На ваш взгляд, проблема выгорания воспитателей сейчас актуальна?

Наши педагоги в большинстве своем самоотверженные и высокопрофессиональные люди, готовые работать с интересом, с творческим огоньком. Выгорание возникает в том случае, когда на них сваливается довольно много отчетности, бюрократических требований, связанных с проверками, выполнением всевозможных установок, которые не имеют прямого отношения к работе с детьми.

Плюс, еще раз — важна коммуникация с родителями, работа не вопреки, а сообща. А это тоже происходит не всегда. Идея, что образование — это услуга, меняет отношения между педагогами и родителями, получается, что они становятся по разные стороны, как в футбольном матче. Есть зрители, а есть те, кто играет на поле. И вот зрители, они оценивают: «Ага, вы играете плохо, мы не для этого пришли на матч и так далее». А ведь еще Василий Васильевич Давыдов говорил, что образование — это форма развития, поэтому здесь одинаково важны и педагоги, и родители. И те, и другие должны быть заинтересованы в развитии ребенка.

Пока мы считаем, что педагог — обслуживающий персонал, мы будем с него спрашивать, а не работать вместе

А еще есть такое направление, когда родители занимаются волонтерской деятельностью в детских садах — в мировом масштабе это тоже довольно яркая тенденция.

Действительно здорово, когда родители начинают включаться в образовательный процесс, помогают педагогам проводить какие-то мероприятия с детьми. Не обязательно только по выходным, но даже в рабочие дни. На мой взгляд, наши дошкольные учреждения тоже должны быть заинтересованы в привлечении родителей к совместной с педагогами работе, к каким-то действительно творческим проектам. Только так родители поймут, чем на самом деле занимаются воспитатели, какие у нас есть реальные проблемы и задачи по детскому развитию и как можно решить их вместе.

Николай Веракса выступит на 10-й Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE) — крупнейшем в России мероприятии, посвящённом педагогике и психологии детства. Конференция пройдет в Москве осенью 2020 года. Посмотреть программу и подать заявку на участие можно здесь.

Изображение на обложке: Unsplash (Aaron Burden)

Актуальные проблемы дошкольного образования

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Организация: МБДОУ №66 Детский сад «Беломорочка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения.

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Несомнено система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему — проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Опорой и поддержкой педагогам, в ведение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру. Но, увы, не все семьи могут способствовать этому. Семья в России переживает тяжёлый кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, увеличилось число семей социального риска, матерей – одиночек и безработных женщин. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребёнка. Поистине, вспомнишь слова В. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!» Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, и другие разновидности гаджетов. Отсюда и проблема номер один: сокращение времени для общения родителей с детьми. Если гаджеты занимают всё сознание ребёнка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребёнка с родителями отодвигается на второй план, ребёнок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребёнок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки, книжки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. Каждый родитель должен помнить, что сидя в планшете ребёнок не научится разговаривать, договариваться и сотрудничать. Из выше сказанного можно сделать вывод, что родитель должен обращать внимание на своего ребёнка со всем с  маленького возраста, постараться не упустить благодатное время воспитания из чистых душ, вложить в них по максимому и попытаться сохранить всё самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Читать также:  GeForce Experience

Хочется перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

  • Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:
  • Помочь обрести уверенность
  • Подкрепить положительное начало в личности
  • Удержать от того, что мешает развитию

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально – коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как:

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимым для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребёнка своё предназначение. Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребёнку: в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

Я предлагаю уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть разной.

Развитие детей во многом зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др. К сожалению, государство в малой мере выделяет денежные средства, так же плохо финансирует приобретение педагогами дидактической и методической литературы.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Главными критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор.

Главный элемент любой структуры системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с  детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Переход образовательных учреждений на стандарты мы рассматриваем как системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы деятельности. Большое значение приобретает информатизация образовательного процесса. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач. Особо подчеркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно­ — творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.

Так же необходимо поговорить о работе с родителями. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями (родительские собрания, педагогические гостиные, совместное проведение праздников, проведение конкурсов, организация выставок, консультационные пункты, родительские клубы, проекты и т. ) дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё таки должно быть современное образование? Педагоги сами строят работу с детьми, которые до школы впитывают в себя информацию как «губка». Ребёнок часто активен в познании нового, и заинтересован новым, значит необходимо внедрение современных технологий и методик в современное дошкольное образование, отвечающих новому времени.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Гребешова, С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. Гребешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13

Дубенский, Ю. Воспитание и социализация личности / Ю. Дубенский. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. — 259с.

Коломийченко Л. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ сфера, 2015. – 160 с.

Опубликовано

Организация: МКДОУ Грибановский д/с №1

Населенный пункт: Воронежская область, п. Грибановский

Мой стаж работы в дошкольном образовательном учреждении в должности воспитателя составляет 13 лет. Опытом своей деятельности о существующих проблемах в современном дошкольном образовании и методах их решения  хотела бы поделиться с коллегами в данной статье. Безусловно, период дошкольного образования — важный этап в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте у него, в основном, формируются все особенности личности, а также происходит становление дальнейшего его физического и психического развития. Вот почему задача воспитателя педагогически грамотно относиться к проблеме воспитания ребёнка  с учётом  особенностей его развития.

Прежде всего, на мой взгляд, следует обратить внимание на общение ребенка, так как полноценное общение нельзя строить  без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. И к такому общению относится, в первую очередь, умение ребёнка слышать и слушать, находить контакт со сверстниками и взрослыми,  ясно выражать свои мысли, понимать чужую речь.

Как известно, основополагающая цель концепции личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте – находить полезные знания, а также стремиться к осуществлению  собственных планов и ценностей в жизни. Вот почему я обращаю внимание на развитие таких личностных качеств ребёнка, как любознательность, инициативность,  коммуникативность, творческое воображение и мышление, непосредственность и самостоятельность. В итоге такой личностно-ориентированный педагог успешно решает проблему максимального развития способности ребенка осознавать свое «Я» в отношениях с другими людьми и внешним миром во всём его разнообразии, анализировать свои действия, предвидеть их возможные последствия.

В своей практической деятельности постоянно использую труды Л. Перелыгиной, В. Давыдова, И. Якиманской и др. , в которых личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило своё обоснование, что позволяет мне находить ответы на многие вопросы.

Читать также:  Методы исправления ошибок в программе

Так, И. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

В реализации личностного подхода воспитатель в обучении и воспитании дошкольников решает немало важных задач. Например, определяет, какую  деятельность для формирования и развития личности ребенка необходимо считать наиболее важной – учебную или игровую? Какая из них воспринимается  результативнее современным дошкольником?  И, в конечном итоге,  какие формы  и методы  эффективнее и целенаправленнее использовать воспитателю в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении, для того, чтобы этот процесс не только приносил удовольствие и ребенку и воспитателю, но и способствовал гармоничному, полноценному  развитию ребенка?

Несомненно и то, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. За годы работы с  детьми выработала в себе непреложное правило – только уважительное отношение к личности каждого ребёнка с учётом его индивидуального развития,  раскрытие его возможностей и талантов, помощь ему в самореализации,  умение видеть  в каждом ребёнке  полноправного участника педагогического процесса должны быть  в основе личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Ведь именно в этом возрасте дети получают основной комплекс ключевых компетенций, которые им потребуются в будущем. Бесспорно и то, что  именно дошкольное учреждение несет ответственность за полноценное развитие каждого дошкольника, а также за то, станет ли он успешным и достойным человеком, свободной и достойной личностью во взрослой жизни.

Одним из важнейших средств развития коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, является сюжетно-ролевая игра, которая, к сожалению, часто не находит должного внимания в работе воспитателей.

Остановлюсь на основных  принципах организации сюжетно-ролевой игры, используемых мною в работе.

Воспитатель непременно обязан сам играть вместе с детьми — таков первый принцип организации сюжетной игры, позволяющий детям успешно овладевать всеми  игровыми умениями. Важна при этом и манера поведения взрослого во время игры. К тому же следует учитывать и то, что совместная игра воспитателя с детьми будет эффективной для ребёнка в одном случае – когда он почувствует в этой деятельности значимость воспитателя, который как полноправный и авторитетный партнёр с удовольствием играет с детьми в интересные игры.

Второй принцип организации сюжетной игры заключается в том, что воспитатель играет с детьми в течение  всего дошкольного возраста, организуя  на каждом его этапе игру так, чтобы дети получали возможность открывать для себя новый, более сложный и увлекательный способ её построения.

Сущность третьего принципа заключается в том, что на каждом этапе дошкольного возраста при формировании игровых умений следует прививать ребёнку как навыки самой игры, так и умения пояснять её смысл другим детям и взрослому. Воспитатель  при этом  должен ограничиваться лишь обеспечением условий для активной  игры детей.

Кстати, наблюдая за детьми во время их общения, я сделала вывод, что не все дети умеют сотрудничать, уступать и оказывать помощь друг другу. Почему так происходит? В чём причины повышенной агрессии в совместной деятельности детей? Ответ на эти вопросы вижу в преобладании в группах детей – лидеров, не умеющих и не желающих находить контакт со сверстниками. С сожалением замечаю, что такие дети не способны сочувствовать другим, радоваться  их успехам. И это действительно серьёзная проблема, которой необходимо постоянно уделять должное внимание.

Являясь главным видом деятельности, сюжетно-ролевые игры в значительной степени выявляют особенности взаимоотношений детей и взрослых в самых различных жизненных ситуациях. Игра, в конечном счёте, — это способ познания ребенком реальной действительности,  отличительной особенностью которой является то, что она носит чётко выраженный самодеятельный и творческий характер.

В ходе активного участия в сюжетных играх дети получают новый  опыт взаимоотношений с другими людьми в социуме, что очень важно во взрослой реальной жизни. К тому же правильно построенная сюжетно-ролевая игра позволяет развивать память и координацию движений ребёнка, усваивать новые знания, способствовать его всестороннему развитию.

И, наконец, не менее актуальной проблемой в современном дошкольном образовании  считаю работу с семьёй. Опытом своей деятельности в данном направлении хочу поделиться далее.

Значимость этой проблемы заключается в том, что ДОУ — первое воспитательное учреждение, в котором родители получают  педагогическое просвещение. Именно  правильно организованная совместная работа педагогов и родителей  часто влияет на дальнейшее развитие ребенка. От того, как будет построено это взаимодействие, зависит уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, уровень семейного воспитания детей.

При таких запросах к ДОУ воспитатели, конечно, обязаны систематически работать над повышением своего педагогического мастерства и требований к себе, постоянно совершенствовать педагогические знания и умения, своё отношение к детям и родителям.

Вся система воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении должна строиться с учётом единых требований со стороны воспитателей и родителей и ориентироваться на всестороннее развитие детской личности. Значение семьи для решения этой задачи трудно переоценить, так как именно семья закладывает в ребёнка главные черты личности ребёнка и формирует  в нём положительные качества. Вот почему дошкольному учреждению в работе с родителями так важно систематически оказывать им помощь в овладении  психолого-педагогическими знаниями, а также практическими навыками и умениями в воспитании детей.

Воспитатель, по моему мнению,  обязан быть особенно внимателен и корректен по отношению к детям из неполных и неблагополучных семей. В этой связи дошкольное учреждение должно находить оптимальные пути контактирования с подобными семьями, создавать в них необходимые условия для воспитания детей. Особого и бережного отношения требуют к себе и дети с недостатками в развитии, ведь именно эта категория детей часто подвергается всем отрицательным явлениям в окружающей жизни. Лишь при таком подходе они не будут чувствовать свою неполноценность и смогут нормально адаптироваться в новой для них среде.

Существует и такая проблема как пробуждение интереса  детей к познаванию окружающего мира, в связи с чем воспитателю необходимо уметь строить беседы с ребёнком и его родителями на основе доверия. И, разумеется, очень важно создавать в дошкольном учреждении такие условия, чтобы ребёнку было комфортно и уютно. Если же воспитатель знает, что в какой-то семье не всё благополучно, следует тактично и грамотно учить родителей чувственному общению с детьми. Существенную помощь в данном вопросе воспитателю окажет знание и использование активных форм и методов работы с родителями, ведь только в семье формируются основы нравственного поведения человека, его внутреннего мира и индивидуальных качеств.

Очень важен и стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями – задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения  воспитатель должен  хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия  ребёнка.

С целью тесного взаимодействия с семьёй выработала собственные методы её изучения, среди которых наиболее важными и действенными считаю:

— знакомство с каждой семьей (посещение семьи на дому, беседы, тестирование).

— выявление особенностей каждой конкретной  и наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Немаловажную роль, по моему мнению, в пропаганде педагогических знаний играют и уголки для родителей с правильно подобранной информацией и материалами. Родителей всегда привлекают такие постоянно обновляющиеся  рубрики, как «Информация для родителей», «Советы для родителей».

Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и  различных выставках,  защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе.

Особое внимание в работе с семьёй уделяю  здоровому образу жизни, как главной человеческой ценности, формированию сознательного отношения к здоровью и созданию домашней здоровьесберегающей среды.

В связи  с переходом на обучение в школе в более раннем возрасте родителей, как правило, волнуют  и вопросы подготовки детей к школе. Поэтому, начиная, с группы среднего дошкольного возраста, считаю своей задачей строить работу с родителями так, чтобы они понимали, что подготовка ребенка к школе имеет основное значение не только для формирования необходимых знаний и умений (читать, считать, писать), но и для всестороннего гармоничного воспитания.

Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании, безусловно, существуют. Без общения нельзя развивать и формировать коммуникативную сторону личности ребенка. Не может быть и полноценного развития ребёнка,  когда нет должного сотрудничества детского сада с родителями. Поэтому задача  ДОУ строить работу с родителями так, чтобы помощь воспитателей была результативной.

Ведь, прежде всего, от профессионализма воспитателя зависит то, каким образом будут решаться актуальные проблемы в современном дошкольном образовании.

Якиманская, И. Личностно ориентированное обучение в современной школе /     И. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2002. — с.

Григорьева Г. , Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с.

Гребешова С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 29-30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *