Вопросы с государственной программой развития сельского хозяйства и национальным докладом о ходе или результатах реализации в 2018 году государственной программы «Развитие сельских территорий», оба из которых были опубликованы на портале государственной программы

5 января, среда

22 декабря 2021, среда

11 сентября 2021, суббота

5 сентября 2021, воскресенье

4 сентября 2021, суббота

24 августа 2021, вторник

17 мая 2021, понедельник

24 марта 2021, среда

21 декабря 2020, понедельник

1 декабря 2020, вторник

6 октября 2020, вторник

25 июня 2020, четверг

5 июля 2019, пятница

20 июня 2019, четверг

2 марта 2019, суббота

7 сентября 2018, пятница

7 августа 2018, вторник

5 мая 2018, суббота

4 мая 2018, пятница

Вопросы с государственной программой развития сельского хозяйства и национальным докладом о ходе или результатах реализации в 2018 году государственной программы "Развитие сельских территорий", оба из которых были опубликованы на портале государственной программы

Библиографическое описание

Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального использования их природно-ресурсного потенциала, сохранения территориальной целостности страны. В статье рассматриваются меры государственной поддержки села и разработан ряд предложений по их корректировке.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, правовое регулирование.

Обеспечение продовольственной безопасности субъекта и страны в целом, воспроизводство трудовых ресурсов, сохранение народных традиций — все это является одной из основных функций сельской территории, чрезвычайно важной и в экономическом и социальном аспектах. В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий является одной из основных целей современной государственной политики. Для ее достижения в последние годы сформирован набор инструментов правового регулирования.

Одно из первых и наиболее часто цитируемых определений термина «устойчивое развитие» предложено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее» в 1987 году, под которым понимается развитие человечества, позволяющее удовлетворять потребности сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные потребности.

В настоящее время на уровне Российской Федерации отсутствуют отдельные (самостоятельные) программы в рамках реализации которых было бы возможным привлечение средств федерального бюджета на территорию субъектов на строительство газовых сетей в сельской местности. Госпрограммой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях. Однако софинансирование за счет средств федерального бюджета данных мероприятий с 2022 года не предполагается.

Еще одной проблемой развития сельских территорий является старение кадров, в связи с этим привлечение молодых специалистов одна из важных задач. Госпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, предусматривающие возмещение работодателям, осуществляющим деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных затрат по заключенным с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, ученическим договорам. Однако данная мера государственной поддержки не предусматривает возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций.

На основании изложенного автором разработан ряд предложений для внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия Госпрограммы:

  • Указанное в Госпрограмме определение «сельской территории» не содержит конкретных критериев отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации того или иного рабочего поселка к сельской территории. В связи с этим необходимо сформулировать более четкие критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории либо определить, что критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо использовать понятие из ранее действующей Госпрограммы УРСТ.
  • Для предотвращения диспаритета в распределении субсидий субъектам Российской Федерации, расчет субсидий целесообразно производить пропорционально численности сельского населения в регионах.
  • В целях повышения уровня газификации сельских территорий, необходимо продлить реализацию мероприятия строительства газовых сетей до 2025 года (на период действия Госпрограммы).
  • Необходимо включить в мероприятия Госпрограммы возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций, что положительно повлияет на решение проблемы кадрового обеспечения.
  • Всем государственным и муниципальным органам власти, бизнесу, с учетом инициатив сельских жителей, необходимо активизировать работу по участию в мероприятиях Госпрограммы, максимально использовать возможности для привлечения средств федерального бюджета в регион для улучшения условий жизни и социально-экономического развития сельских территорий.
  • О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 27.
  • О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2018, № 49 (часть VI), ст. 7531 (прил. 22 (продолжение), прил. 23, 26, 27, 31–33, 35–39).
  • О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 08.02.2019) // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2012, № 32, ст. 4549.
  • Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 (ред. от 17.10.2019) «Собрание законодательства РФ», 10.06.2019, № 23, ст. 2953.
  • О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) // «Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
  • Минина Е. Л. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий // Под ред. С. С. Собянина и др. Журнал российского права. — Юридическое издательство «Норма», 2019. С. 31–38.
  • Петросянц В. З., Ниналалова Л. Г. Программно-целевые методы в системе регулирования развития проблемных регионов // Журнал Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. С 63–70.
  • Темченко Д. П. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий: программно-целевой подход // VII Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2020 г.) / Под ред. И. Г. Ахметова и др. — Казань: Молодой ученый, 2020. С. 27–31.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сельская территория, территория, Устойчивое развитие, сельская местность, сельское население, высшее образование, мероприятие Госпрограммы, распределение субсидий, федеральный бюджет.

В статье отражаются основные тенденции государственной политики России в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий и сельского хозяйства. Анализируются Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы,ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2020 годы».

Ключевые слова: сельские территории, сельское хозяйство, бюджет, финансирование, региональная экономика

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем занято почти 30 % работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов, и создается около трети валового национального дохода. Сельскохозяйственное производство имеет характерные особенности, которые выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства и особенностях использования природных ресурсов, а также в зависимости от природно-климатических условий. В связи со спецификой сельскохозяйственного производства и реструктурированием экономики неизбежно расширение ответственности государства и доли его участия в финансировании затрат на поддержку и развитие отраслей сельского хозяйства, сельских территорий.

Читать также:  Переход на более новую версию Adobe Reader и Adobe Reader

Проблема развития сельских районов в России всегда была актуальной и важной в связи с высокой долей сельских районах. За годы реформ роль сельского хозяйства существенно снизилась: в 1990 г. его доля в ВВП составляла около 11 %, в 2002 г. — более 5 %, а в 2011 г. – около 4 %. Вместе с тем, на селе проживает более 37 млн. чел. , или 26 % населения России.

В России в последние годы усилилась государственная поддержка сельских районах и сельском хозяйстве, что выражается в увеличении расходов на развитие сельского хозяйства, и в принятии федеральных целевых программ и национальных проектов.

Целью исследования является общая характеристика системы бюджетного финансирования в Российской Федерации, анализ состава и структуры расходов бюджетов, оценка реализации государственных программ и федеральных целевых программ, обоснование необходимость поддержки сельских территорий и сельского хозяйства с целью достижения их устойчивого развития.

Бюджетное финансирование сельского хозяйства и сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

—        финансирование проведения земельной реформы;

—        финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;

—        поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;

—        мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;

—        улучшение земель, связанное с повышением плодородия;

—        строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;

—        поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;

—        финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб.

Кроме того, существуют и другие меры поддержки:

—        развитие лизинговой формы приобретения техники, оборудования;

—        выплаты дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям;

—        господдержка страхования в аграрном секторе экономики;

—        обеспечение села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита;

—        периодическое проведение списания задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг;

—        проведение льготной налоговой политики.

Расходы бюджета по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2009 году составили 83,1 млрд. руб. , что выше показателей 2008г. и 2010г. на 25,1 млрд. руб. и 35,3 млрд. руб. соответственно. В 2011 году объемы выделяемых средств возрос до 142,3 млрд. рублей, а в 2012 году — 148,82 млрд. рублей. Основной расходной статьей в 2008–2010 годах является выделение средств на учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области сельского хозяйства, охраны и использования объектов животного мира. В 2008 году по данной статье было израсходовано 16,7 млрд. руб. , удельный вес составил 28,8 %, а в 2009 г. на 4,3 млрд. руб. меньше предыдущего года, в 2010г. израсходовано 10,7 млрд. руб. что на 1,7 млрд. руб. меньше чем в предыдущем году, удельный вес по итогам 2010 года составил 30,3 %. Так же следует отметить, что с 2010 г. начали выделять средства по статье Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. В 2010 году объем этих средств составил 7,7 млрд. руб. удельный вес в структуре расходов составил 21,8 %. В 2011 году объем финансирования в рамках данной программы возрос до 106,2 млрд. рублей, что составляет 74,6 % всех расходов по этому разделу, в 2012 году объемы увеличились до 115,67 млрд. рублей или 77,72 %.

Следующей ключевой расходной статьей следует статья поддержка отраслей экономики и социальной сферы РФ, рынков труда, социального обеспечения населения, в 2010г. по данной статье было израсходовано 7 млрд. руб. , удельный вес составил 19,8 %, следует отметить что в предыдущие анализируемые периоды по данной статье расходов не производилось.

На реализацию Федеральных целевых программ в 2008 году было израсходовано 11,2 млрд. руб. , в 2009 г. расходов было произведено на 2,9 млрд. руб. меньше, темп роста к предыдущему году 74,1 %, в 2010г. расходов произведено на сумму 5,3 млрд. руб. что на 5,9 и 3 млрд. руб. меньше 2008 и 2009гг. соответственно. Удельный вес данной статьи в структуре расходов составил 15,0 %, что выше на 5,0 % показателя 2009г. , но при этом ниже показателя 2008 г. на 4,3 %. В 2011–2012 годах объем бюджетных средств направляемых на федеральные целевые программы составлял 15–16 млрд. рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р была утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.

С одной стороны, сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, с другой стороны, уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Важными целями политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года являются: создание благоприятных социально-экономических условий развития села; устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны; повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения; другие.

—        ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»;

—        ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2020 годы» (утверждена 15 июля 2013 года);

—        «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года»;

—        «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» (утверждена 12 октября 2013 года).

Данная государственная программа является продолжением аналогичной программы на период 2008–2012 годы. Видно, что отдельные федеральные целевые программы заканчиваются в 2013 году, вновь принятые программы являются логическим продолжением политики государства.

Программа включает следующие мероприятия:

—        улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

—        комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;

—        грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

—        поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий;

—        научно-методическое обеспечение реализации Программы.

В таблице 1 представлены основные мероприятия этой программы, объемы и источники их финансирования. Самое важное и крупное мероприятие этой программы — улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Так за период реализации этой программы на это направление будет израсходовано 141771,7 млн. рублей, что составляет 47,4 % всех средств. Причем за счет средств федерального бюджета будет профинансировано 30 %, средств бюджетов субъектов РФ — 40 %, внебюджетных средств -30 %. Инструментами реализации данного мероприятия являются: предоставление социальных выплат на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирование строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использование при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличение объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере. За период реализации Программы предусматривается ввести 5,4 млн. метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 3 млн. метров для молодых семей и молодых специалистов.

Читать также:  Программа для считывания ошибок mercedes

Мероприятия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года, объемы и источники их финансирования, млн. руб.

Показатели

2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020

Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, всего
Всего
15066,7
15066,7
16801
18752
21831,3
25248,3
29005,7

Фед. б-т
4520
4520
5040,3
5625,6
6549,4
7574,5
8701,7

Конс б-ты суб-в РФ
6026,7
6026,7
6720,4
7500,8
8732,5
10099,3
11602,3

Внеб. Ср-ва
4520
4520
5040,3
5625,6
6549,4
7574,5
8701,7

Грантовая поддержка местных инициатив
Всего
200
200
223
249
289,8
335,2
385

Фед. б-т
100
100
111,5
124,5
144,9
167,6
192,5

Конс б-ты суб-в РФ
100
100
111,5
124,5
144,9
167,6
192,5

Внеб. Ср-ва






Поощрение и популяризация достижение в сфере развития сельских территорий
Всего
45
45
47,7
50,8
53,8
56,6
59,2

Фед. б-т
45
45
47,7
50,8
53,8
56,6
59,2

Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры (Минсельхоз)
Всего
14433,5
14433,5
16493,4
18918,7
22827,8
26931,2
31622

Фед. б-т
4330
4330
4948
5675,7
6848,3
8079,4
9486,6

Конс б-ты суб-в РФ
8556,8
8556,8
9778
11215,7
13533,3
15966
18746,8

Внеб. Ср-ва
1546,7
1546,7
1767,4
2027,3
2446,2
2885,8
3388,6

Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры (Минсельхоз)
Всего


1333,3
1529,4
1845,4
2177,1
2556,3

Фед. б-т


400
458,8
553,6
653,1
766,9

Конс б-ты суб-в РФ


933,3
1070,6
1291,8
1524
1789,4

Научно-методическое обеспечение
Всего
5
5
7
7
10
10
10

Фед. б-т
5
5
7
7
10
10
10

Грантовая поддержка местных инициатив предполагает выделение 1882 млн. рублей за весь период или 0,63 % всех средств. Эти средства в виде субсидий предоставляются на реализацию общественно значимых проектов, отобранных субъектами РФ. В результате реализации мероприятия прогнозируется осуществление 775 проектов.

Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий финансируется полностью за счет федерального бюджета в объеме 358,1 млн. рублей, что составляет 0,11 % всех средств.

Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры предусматривается несколько направлений: развитие сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений, развитие газификации и водоснабжения в сельской местности, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную застройку. Всего на это мероприятие будет направлено 145660,1 млн. рублей или 48,69 % всех средств. Необходимо отметить, что развитие социальных объектов на 70 % должно финансироваться из консолидированных бюджетов субъектов Федерации, и на 30 % из федерального бюджета. Источники финансирования развития газификации: федеральный бюджет — 30 %, консолидированный бюджет субъекта РФ — 50 %, внебюджетные средства — 20 %. На развитие водоснабжения и компактная застройка предполагает следующую структуру финансирования: федеральный бюджет -30 %, консолидированный бюджет субъекта — 60 %, внебюджетные средства -10 %. По этому мероприятию государственным заказчиком является Минсельхоз России.

Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 922 была принята Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы». Всего планируется израсходовать 185059,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 75297 млн. рублей (40 %), за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ — 46001,9 млн. рублей (25 %), за счет внебюджетных средств — 63760,4 млн. рублей (34,5 % всех средств). Необходимо отметить, что первоначально на этапе принятия Государственной программы было запланировано 62025,4 млн. рублей, что свидетельствует об увеличении финансирования развития мелиорации земель почти в 3 раза.

Важнейшими направлениями, обеспечивающими переход к устойчивому развитию сельских территорий, являются:

—        снижение уровня бедности и повышение комфортности проживания сельских жителей, обеспечение равной доступности социальных услуг и объектов социальной сферы всем группам сельского населения;

—        повышение участия населения в обустройстве территории проживания;

—        расширение и углубление партнерства сельских территорий с городом;

—        решение проблем образования, трудоустройства и досуга сельской молодежи;

—        развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства;

—        совершенствование системы государственного управления развитием сельских территорий на региональном и общегосударственном уровнях;

—        развитие государственно-частного партнерства;

—        совершенствование законодательной базы, обеспечивающей переход к устойчивому развитию сельских территорий;

—        развитие науки, техники и технологий определяющих устойчивое развитие сельских территорий.

Таким образом, положительно оцениваем направления государственной политики по поддержке сельских территорий и сельского хозяйства, однако существуют некоторые сомнения по поводу развития инфраструктуры села, по которому предполагается софинансирование. На наш взгляд, мероприятия по компактной застройке, развитию газификации и водоснабжения необходимо было бы вынести в отдельную федеральную целевую программу, так как территории и население с этой проблемой справиться не в состоянии.

Данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Данные Министерства финансов РФ

Данные Министерства финансов Республики Калмыкия

Данные Федерального казначейства

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».

Республиканская целевая программа «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011–2020 годы».

Лоскутова М. Управление устойчивым развитием сельских территорий в агропромышленном регионе// Социально-экономические процессы и явления. -2013. -№ 9. 67–71

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Искитимском районе Новосибирской области на 2013–2020 годы» в рамках Областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 годы»

Ключевые слова: ведомственная целевая программа, федеральный бюджет, областной бюджет, агропромышленный комплекс (АПК).

The article analyzes the state of development of agricultural production in the district: the evaluation of the effectiveness of the implementation of the Municipal target program «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food of the RHD Foundation in Iskitim district of the Novosibirsk region for 2013–2020» in the framework of the Regional target program «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food in the Novosibirsk region for 2013–2020».

Keywords: municipal programs, subsidies, federal budget, regional budget, the agro-industrial complex (AIC).

          стабильности — в новой программе сохранены эффективные направления и меры поддержки сельского хозяйства;

          системности — программа охватывает экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетает меры поддержки производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий;

          софинансирования — реализация мер программы предполагает софинансирование сельского хозяйства из федерального и региональных бюджетов, учитывая, что агропродовольственная политика является предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации;

          государственно-частного партнерства — предполагает объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы (наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов).

Аграрная политика в районе осуществляется в рамках данной муниципальной целевой программы, в которой определены цели, задачи и мероприятия по их осуществлению как на ближайший год, так и на перспективу. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса. Выделяются следующие приоритеты развития:

Читать также:  ПРОГРАММА ПСИХОКОРПОРАЦИИ и программа решения проблем с учителями

1)        в сфере производства — скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

2)        в экономической сфере — повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3)        в социальной сфере — устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности района, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

4)        в сфере развития производственного потенциала — мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

5)        в научной и кадровой сферах — обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

По всем направлениям программа предусматривает предоставление государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов.

Программа разработана на основании соглашения от 11 апреля 2013 года № 13/04–01–53 между министерством сельского хозяйства Новосибирской области и администрацией Искитимского района Новосибирской области, целевых индикаторов реализации мероприятий программы, письма Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 30. 2013 № 936–06–01–09/23 «О предоставлении муниципальной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 гг». , рекомендаций по разработке муниципальной программы от 19. 2013 № 497–06–01–09/23. Программа утверждена решением тридцать первой очередной сессии Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области второго созыва от 09. 2013 № 271.

Конкурентные преимущества и привлекательные стороны сельского хозяйства Искитимского района сложились в силу своего экономико-географического развития. Удобное географическое положение, непосредственная близость к городам Новосибирск, Бердск, Академгородок, Черепаново, транспортная сеть авто и железнодорожных дорог обеспечивают выходы к высокоемким рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции.

Сильными сторонами являются:

          высокий спрос на производимую в районе сельскохозяйственную продукцию как в регионе, так и за его пределами;

          в районе сельхозпроизводством занимаются 23 предприятия, 326 крестьянских фермерских хозяйств, 1156 личных подсобных хозяйств населения;

          наличие в районе двух профессиональных училищ по подготовке массовых рабочих профессий для сельскохозяйственного производства;

          продолжается техническое переоснащение отрасти, что способствует увеличению производительности труда, улучшению условий и качеству работ;

          осуществляется деятельность по внедрению в производство наиболее прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, ежегодному обновлению семенного фонда в количестве 350–400 тонн семян высших репродукций и новых перспективных сортов.

Слабыми сторонами являются:

          район находится в зоне рискованного земледелия;

          недостаток собственных оборотных средств в отрасли, что в свою очередь является препятствием для успешной деятельности сельхозпредприятий;

          социальные и кадровые проблемы в отрасли; низкий уровень качества жилищных условий и инфраструктуры поселений, дорог способствует оттоку наиболее активной части сельского населения, особенно молодежи, в Новосибирск и пригород;

          проблемы сохранения и совершенствования генофонда сельскохозяйственных животных и растений;

          инвестиционная непривлекательность аграрного бизнеса на удаленных территориях.

  • «ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2014–2020 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 28.01.2014 № 10-нпа.
  • «ВЦП «Развитие молочного скотоводства в Новосибирской области на 2014–2020 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 27.12.2013 № 137-нпа.
  • «ВЦП «Развитие льняного комплекса в Новосибирской области на 2014–2020 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 27.12.2013 № 135-нпа.
  • «Государственная поддержка сельхозпроизводителей отрасли растениеводства (за исключением льняного комплекса)».
  • «Государственная поддержка сельхозпроизводителей отрасли животноводства (за исключением приобретения технических средств и оборудования)».
  • «Поддержка малых форм хозяйствования».
  • «Реализация мер, направленных на привлечение организациями агропромышленного комплекса кредитных ресурсов на развитие своей деятельности».
  • «Реализация мер государственной поддержки, направленных на снижение рисков в отраслях растениеводства и животноводства».

Об удовлетворительном уровне эффективности аграрного производства свидетельствует то, что количество прибыльных предприятий в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось на 6 ед. (табл.

Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Искитимского района Новосибирской области в 2012–2014 гг.

Наименование показателя

2012 г. 2013 г. 2014 г. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, %

65,22

82,60

84,00

Число прибыльных сельскохозяйственных организаций (для муниципальных районов), ед. 15

19

21

Общее число сельскохозяйственных организаций (для муниципальных районов), ед. 23

23

25

Доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий по итогам работы за 2014 год составила 84 %, положительный результат получен в 21 предприятии из 25, в планах на последующие годы ожидается прибыль от всех сельскохозяйственных предприятий.

По данной муниципальной программе предусмотрен рост целевых показателей по району (табл.

Индикаторы (показатели) Муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Искитимском районе Новосибирской области на 2013–2020 годы».

Показатели

2014 г. Темп роста, %

Значение целевого показателя по муниципальной программе

Произведенная продукция в с/х предприятиях (в сопоставимых ценах 2012г. ), млн руб. 6091,8

6385,5

104,8

6102,5

Производство молока в с/х предприятиях, тыс. тн

27,38

27,57

100,7

35,2

Производство мяса (привес) в с/х предприятиях, тыс. тн

42,136

49,9

118,4

40,2

Производство зерна (бункерный вес) в с/х предприятиях, тыс. тн

130,7

106,6

81,6

112,35

Среднемесячная заработная плата, руб. 18740

21851

116,6

20522

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 1796,2

1800

100,2

1904,1

Вместе с тем необходимо признать, что финансовые средства, направляемые на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 годы» (аналогичная муниципальная целевая Программа разработана и утверждена в районе), доводятся до сельскохозяйственных товаропроизводителей несвоевременно и не в полном объеме. Необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих эффективному, экономически выгодному функционированию сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также созданию условий для устойчивого развития сельских территорий.

На состояние экономики сельского хозяйства накладывают свой отпечаток недостаток инвестиций, плохая инфраструктура, бессистемность государственной политики в отношении села, нерентабельность сельскохозяйственного бизнеса, непрестижность труда в сельском хозяйстве, низкая квалификация или просто отсутствие кадров.

Таким образом, для выполнения поставленных в АПК района и области целей и задач, необходимо обеспечить безусловное исполнение требований Закона Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» в части ресурсного обеспечения ведомственных целевых программ по направлениям сельскохозяйственного производства.

  • Губанова Е. В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства региона (на примере Калужской области) / Е. В. Губанова // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 26. — С. 37–43.
  • Денисова И. В. Митин А. Н. Фролова О. А. Государственная программа развития сельского хозяйства и мероприятия ее реализации на 2013–2020 гг. / И. В. Денисова, А. Н. Митин, О. А. Фролова // Вестник НГИЭИ. — 2014. — № 7. — С. 53–62.
  • Измалков А. А. Формирование стратегии развития регионального АПК / А. А. Измалков // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2014. — № 1–2. — С. 211–217.

Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Новосибирская область, Искитимский район, Российская Федерация, сельскохозяйственная продукция, регулирование рынков, государственная поддержка, муниципальная программа, программа, сельскохозяйственное производство.

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел «Поиск по всем документам».

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *