Вопросы внедрения ФГОС дошкольного образования и вопросы подготовки педагогов в сфере дошкольного образования

Данная работа отражает актуальные проблемы ДОУ в связи с внедрением ФГОС ДО, в ней отражены направления работы коллектива ДОУ в ходе внедрения ФГОС ДО. Может быть полезна воспитателям и руководителям ДОУ при составлении дорожной карты по внедрению ФГОС ДО в дошкольной организации. Основной проблемой в приведении дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС ДО будет создание условий для реализации ООП. Материально-техническая база ДОУ, состояние зданий и коммуникаций- основные направления создания условий. требующие больших финансовых затрат.

Просмотр содержимого документа

«Актуальные проблемы ДОУ в связи с внедрением ФГОС ДО»

Вопросы внедрения ФГОС дошкольного образования и вопросы подготовки педагогов в сфере дошкольного образования

Библиографическое описание

В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ДО, а также трудностей, возникающих у педагогов при его реализации.

Ключевые слова: ФГОС ДО, профессиональная подготовка педагогов.

При подготовке специалистов данного профиля необходимо отталкиваться от федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. От тех целей и задач, которые он определяет, как приоритетные в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения. В числе прочих в ФГОС ВО заложены следующие принципы, на которые необходимо опираться при его реализации:

— реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

Теперь разберем более подробно, что скрывается за данными определениями. Первый принцип гласит о том, что реализация программы теперь должна осуществляться в игре в форме творческой активности и деятельности. Считается, что занятия как форма себя исчерпали: на первое место выходит развитие познавательных способностей ребенка, а не заучивание (зазубривание) каких-либо знаний. По сравнению с советскими требованиями это значительный шаг вперед, можно говорить о формировании поколения новых людей. знания теперь не самоцель, а лишь инструмент для развития ребенка в определенной области. Пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и их содержание позволяют сформировать полноценную личность ребенка.

Более того, провести занятия с группой детей гораздо проще, нежели обеспечить их познавательное развитие в процессе игры сформировав у них параллельно и необходимые знания. Начнем с того, что дети по приказу играть не будут, т. их надо увлечь соответствующей игрой, а если игра не «пошла», то ее надо сменить. Только деятельность сменить нельзя: в планах она на сегодняшний день прописана и результат надо выдать. Другой момент: не будет вся группа детей играть в одну игру, разные игры будут, а соответственно и разные результаты.

Теперь вернемся ко второму принципу, где образовательная деятельность должна выстраиваться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а теперь это умножим на развитие познавательных способностей и получим в итоге на выходе личностно-ориентированный подход как средство реализации ФГОС ДО. педагог должен постоянно знать на каком этапе познавательного развития находится каждый ребенок. Для этого у него должны быть солидные знания по психологии, методики и тесты по выявлению сформированности уровней познавательного развития для каждого возраста соответственно. Чего нет, как и нет разрешения тестировать детей. Более того, личностно-ориентированный подход подразумевает что детей в группе будет не более десяти, иначе результатов невозможно достичь. Какова средняя наполняемость групп на сегодняшний день все и так прекрасно знают.

Что делать? Не отчаиваться: в области подготовки педагогов профиль «Дошкольное образование» с этого года не только в педагогическом направлении подготовки, но и в психолого-педагогическом — это позволит в перспективе вооружить педагогов необходимыми знаниями по психологии для реализации стандарта. Второе, остается надеяться, что в перспективе появится Программа, в которой будет сделано ежедневное планирование деятельности педагога, направленное на реализацию всех запланированных областей, где подробно будут расписаны все игры, оборудование, необходимое для развития ребенка в каждой из образовательных областей. Третье (фантастическое), что при реализации данной Программы педагогов освободят от ее переписывания в свой журнал планирования, а оставшееся время они смогут посвятить развитию детей.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательное развитие, ребенок, группа детей, дошкольное образование, знание, личностно-ориентированный подход, образовательная деятельность, развитие ребенка, реализация программы, творческая активность.

В

обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации.

Ключевые слова:

программа развития дошкольной образовательной организации, стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций, инновационный менеджмент.

To ensure the effective implementation of the strategic principles of national significance to the work of the preschool educational organizations play a major role in the development of DOE, which allows to assess the current state of the system and structure of the further actions for its modernization. The choice of the most significant problems, as well as the definition of time targets for the implementation of the goals and objectives is the basic for the development of the program of development of the educational organization.

Keywords:

program of development of preschool educational organizations, strategic development of preschool educational organizations, innovative management.

Модернизация системы дошкольного образования является приоритетным направлением современных образовательных стратегий, поскольку ставит своей целью обновление содержания в одной из самых значимых сфер образования. Появление актуальных современных вызовам потребностей подразумевает трансформацию системы дошкольного образования для обеспечения конкурентоспособности современной системы, способствующей воспитания социально ответственного гражданина и повышению качества образования. Новые федеральные образовательные стандарты меняют приоритеты развития общества и способствуют обновлению всей системы. Ряд исследователей в области теории управленческих компетенций, таких как, Н. Каратаева, Т. Патрахина, Б. Райзберг, Е. Чертоляс, Э. Шаймиева, придерживаются принципа обновления содержания образования согласно требованиям современного времени, что влечёт за собой повышение ответственности дошкольной образовательной организации перед обществом, поскольку результат обучения и воспитания ребёнка дошкольного возраста влияет не только на адаптацию в социуме, но и в целом на успех его дальнейшего развития.

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а также структурировать дальнейшие действия по её модернизации. Выбор наиболее значимых проблем, а также определение временных ориентиров для реализации поставленных целей и задач является базовым для разработки программы развития образовательной организации. Основные временные рамки реализации данного проекта традиционно включают в себя пятилетний период.

Высокая значимость разработки и реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения для социума в период обновления всех систем его жизнедеятельности обосновывает

актуальность

представленного исследования, где наиболее острой проблемой является переход на качественно новый уровень функционирования системы. Не меньшего внимания заслуживает потребность в расширении ресурсного обеспечения реализации программы развития ДОО в соответствии с современными потребностями, в том числе в аспекте обновления понимания эффективности управленческих компетенций

Объектом данного исследования

явилось стратегическое развитие дошкольных образовательных организаций.

Предмет исследования

: программа развития дошкольной образовательной организации.

Целью

данной работы стала рассмотрение основных положений к разработке программы развития дошкольной образовательной организации.

В соответствии с обозначенной целью определены следующие

задачи:

  • определить наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации;
  • представить структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации;
  • обозначить основные этапы разработки программы развития ДОУ.

Одной из самых приоритетных целей модернизации образования в России является сегодня обновление содержания и технологий его внедрения в системе дошкольного образования. Во многих аспектах прослеживается серьёзная необходимость переформатирования всей системы дошкольного образования из режима функционирования в режим развития, где стабильная работа образовательных учреждений, характеризующаяся способностью воспроизводить эффективные решения и активно использовать их на практике, постепенно заменяется новыми качествами системы, устремлённой к инновационным изменениям.

Управление развитием образовательного учреждения занимается определением перспектив развития и экспертизой разработанных проектов и программ.

Одним из самых значимых документов для организации, двигающейся в сторону инновационного развития, выступает программа развития образовательного учреждения. Базовое для данного исследования определение программы, трактует её с позиции совместной деятельности людей, нацеленной на переход от настоящего к будущему, согласно желаемому образу. Модельный образ будущего, заложенный в программе развития учреждения, позволяет организации чувствовать себя уверенно, понимая, к какому результату она стремится, сколько времени потребуется на его достижения, какие действия должны быть предприняты работниками данной организации для осуществления задуманного, а также адекватно распределить функциональные обязанности и проследить за выполнением принятых решений.

Таким образом, формируется ясное понимание, что и как должно быть сделано руководителем и коллективом сотрудников для достижения поставленной цели, которая определяет в свою очередь ряд частных задач приоритетного значения.

Возникающие проблемы в процессе реализации данных задач влекут за собой множество неизбежных эффектов отрицательного характера, которые мешают эффективному развёртыванию всей программы.

Предпринятые попытки решения обозначенных задач, в том числе неудачные, позволяют продвинуться по пути достижения намеченной цели, а также способствуют развитию управленческих компетенций и навыков разработки программ, поскольку заставляют рефлексировать управленческий опыт с позиции желаемого будущего и путей, ведущих к нему.

Программа развития — это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами (согласно концепции управления развитием организации И. Дроздова):

  • «актуальность — ориентация на решение наиболее значимых проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;
  • прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы подстраиваться к изменяющимся условиям и стандартам, по которых она будет реализовываться;
  • рациональность — определение определённых целей и способов их достижения, которые позволяют получить максимально значимый результат.
  • реалистичность — обеспечение соответствие между желаемым и возможным;
  • целостность — реализация всех действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;

Программа развития дошкольной образовательной организации может разрабатываться по разным технологиям, но в каждой должны быть отражены структурные компоненты:

– информация о ДОУ;

– проблемный анализ уровня работы учреждения;

– концептуальное видение будущего организации;

– стратегические ориентиры развития организации, способствующие переходу к новому состоянию всей системы;

– целеполагание для эффективной реализации миссии организации,

– пятилетнее планирование.

Таким образом, мы рассмотрели

основные положения к разработке программы развития дошкольной образовательной организации и определили наиболее важные задачи программы развития дошкольной образовательной организации, представили структурные компоненты программы развития дошкольной образовательной организации, обозначили основные этапы разработки программы развития ДОУ.

  • Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // ТДР. 2013. № 6.
  • Каратаева Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Региональные образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Каратаева Н. А., О. В. Крежевских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 118 с.
  • Лотова И. П. Оценка эффективности деятельности ДОО как составляющая социального управления / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 4. С. 14–30.
  • Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 178- 191.
  • Нухова А. А. Подходы к разработке программы развития дошкольного учреждения / Актуальные вопросы современной науки 2013. № 27. С.160–172.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, программа развития, разработка программы развития, дошкольное образование, образовательная организация, стратегическое развитие, дальнейшее развитие, дошкольное образовательное учреждение, значительная роль, национальное значение.

Актуальные проблемы дошкольного образования

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Организация: МБДОУ №66 Детский сад «Беломорочка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения.

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Несомнено система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему — проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Опорой и поддержкой педагогам, в ведение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру. Но, увы, не все семьи могут способствовать этому. Семья в России переживает тяжёлый кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, увеличилось число семей социального риска, матерей – одиночек и безработных женщин. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребёнка. Поистине, вспомнишь слова В. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!» Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, и другие разновидности гаджетов. Отсюда и проблема номер один: сокращение времени для общения родителей с детьми. Если гаджеты занимают всё сознание ребёнка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребёнка с родителями отодвигается на второй план, ребёнок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребёнок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки, книжки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. Каждый родитель должен помнить, что сидя в планшете ребёнок не научится разговаривать, договариваться и сотрудничать. Из выше сказанного можно сделать вывод, что родитель должен обращать внимание на своего ребёнка со всем с  маленького возраста, постараться не упустить благодатное время воспитания из чистых душ, вложить в них по максимому и попытаться сохранить всё самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Хочется перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

  • Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:
  • Помочь обрести уверенность
  • Подкрепить положительное начало в личности
  • Удержать от того, что мешает развитию

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально – коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как:

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимым для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребёнка своё предназначение. Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребёнку: в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

Я предлагаю уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть разной.

Развитие детей во многом зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др. К сожалению, государство в малой мере выделяет денежные средства, так же плохо финансирует приобретение педагогами дидактической и методической литературы.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Главными критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор.

Главный элемент любой структуры системы – это люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с  детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Но чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Переход образовательных учреждений на стандарты мы рассматриваем как системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы деятельности. Большое значение приобретает информатизация образовательного процесса. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач. Особо подчеркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно­ — творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.

Так же необходимо поговорить о работе с родителями. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями (родительские собрания, педагогические гостиные, совместное проведение праздников, проведение конкурсов, организация выставок, консультационные пункты, родительские клубы, проекты и т. ) дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё таки должно быть современное образование? Педагоги сами строят работу с детьми, которые до школы впитывают в себя информацию как «губка». Ребёнок часто активен в познании нового, и заинтересован новым, значит необходимо внедрение современных технологий и методик в современное дошкольное образование, отвечающих новому времени.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Гребешова, С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С. Гребешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13

Дубенский, Ю. Воспитание и социализация личности / Ю. Дубенский. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. — 259с.

Коломийченко Л. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М. : ТЦ сфера, 2015. – 160 с.

Опубликовано

Организация: МКДОУ Грибановский д/с №1

Населенный пункт: Воронежская область, п. Грибановский

Мой стаж работы в дошкольном образовательном учреждении в должности воспитателя составляет 13 лет. Опытом своей деятельности о существующих проблемах в современном дошкольном образовании и методах их решения  хотела бы поделиться с коллегами в данной статье. Безусловно, период дошкольного образования — важный этап в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте у него, в основном, формируются все особенности личности, а также происходит становление дальнейшего его физического и психического развития. Вот почему задача воспитателя педагогически грамотно относиться к проблеме воспитания ребёнка  с учётом  особенностей его развития.

Прежде всего, на мой взгляд, следует обратить внимание на общение ребенка, так как полноценное общение нельзя строить  без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. И к такому общению относится, в первую очередь, умение ребёнка слышать и слушать, находить контакт со сверстниками и взрослыми,  ясно выражать свои мысли, понимать чужую речь.

Как известно, основополагающая цель концепции личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте – находить полезные знания, а также стремиться к осуществлению  собственных планов и ценностей в жизни. Вот почему я обращаю внимание на развитие таких личностных качеств ребёнка, как любознательность, инициативность,  коммуникативность, творческое воображение и мышление, непосредственность и самостоятельность. В итоге такой личностно-ориентированный педагог успешно решает проблему максимального развития способности ребенка осознавать свое «Я» в отношениях с другими людьми и внешним миром во всём его разнообразии, анализировать свои действия, предвидеть их возможные последствия.

В своей практической деятельности постоянно использую труды Л. Перелыгиной, В. Давыдова, И. Якиманской и др. , в которых личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило своё обоснование, что позволяет мне находить ответы на многие вопросы.

Так, И. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

В реализации личностного подхода воспитатель в обучении и воспитании дошкольников решает немало важных задач. Например, определяет, какую  деятельность для формирования и развития личности ребенка необходимо считать наиболее важной – учебную или игровую? Какая из них воспринимается  результативнее современным дошкольником?  И, в конечном итоге,  какие формы  и методы  эффективнее и целенаправленнее использовать воспитателю в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении, для того, чтобы этот процесс не только приносил удовольствие и ребенку и воспитателю, но и способствовал гармоничному, полноценному  развитию ребенка?

Несомненно и то, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. За годы работы с  детьми выработала в себе непреложное правило – только уважительное отношение к личности каждого ребёнка с учётом его индивидуального развития,  раскрытие его возможностей и талантов, помощь ему в самореализации,  умение видеть  в каждом ребёнке  полноправного участника педагогического процесса должны быть  в основе личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Ведь именно в этом возрасте дети получают основной комплекс ключевых компетенций, которые им потребуются в будущем. Бесспорно и то, что  именно дошкольное учреждение несет ответственность за полноценное развитие каждого дошкольника, а также за то, станет ли он успешным и достойным человеком, свободной и достойной личностью во взрослой жизни.

Одним из важнейших средств развития коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, является сюжетно-ролевая игра, которая, к сожалению, часто не находит должного внимания в работе воспитателей.

Остановлюсь на основных  принципах организации сюжетно-ролевой игры, используемых мною в работе.

Воспитатель непременно обязан сам играть вместе с детьми — таков первый принцип организации сюжетной игры, позволяющий детям успешно овладевать всеми  игровыми умениями. Важна при этом и манера поведения взрослого во время игры. К тому же следует учитывать и то, что совместная игра воспитателя с детьми будет эффективной для ребёнка в одном случае – когда он почувствует в этой деятельности значимость воспитателя, который как полноправный и авторитетный партнёр с удовольствием играет с детьми в интересные игры.

Второй принцип организации сюжетной игры заключается в том, что воспитатель играет с детьми в течение  всего дошкольного возраста, организуя  на каждом его этапе игру так, чтобы дети получали возможность открывать для себя новый, более сложный и увлекательный способ её построения.

Сущность третьего принципа заключается в том, что на каждом этапе дошкольного возраста при формировании игровых умений следует прививать ребёнку как навыки самой игры, так и умения пояснять её смысл другим детям и взрослому. Воспитатель  при этом  должен ограничиваться лишь обеспечением условий для активной  игры детей.

Кстати, наблюдая за детьми во время их общения, я сделала вывод, что не все дети умеют сотрудничать, уступать и оказывать помощь друг другу. Почему так происходит? В чём причины повышенной агрессии в совместной деятельности детей? Ответ на эти вопросы вижу в преобладании в группах детей – лидеров, не умеющих и не желающих находить контакт со сверстниками. С сожалением замечаю, что такие дети не способны сочувствовать другим, радоваться  их успехам. И это действительно серьёзная проблема, которой необходимо постоянно уделять должное внимание.

Являясь главным видом деятельности, сюжетно-ролевые игры в значительной степени выявляют особенности взаимоотношений детей и взрослых в самых различных жизненных ситуациях. Игра, в конечном счёте, — это способ познания ребенком реальной действительности,  отличительной особенностью которой является то, что она носит чётко выраженный самодеятельный и творческий характер.

В ходе активного участия в сюжетных играх дети получают новый  опыт взаимоотношений с другими людьми в социуме, что очень важно во взрослой реальной жизни. К тому же правильно построенная сюжетно-ролевая игра позволяет развивать память и координацию движений ребёнка, усваивать новые знания, способствовать его всестороннему развитию.

И, наконец, не менее актуальной проблемой в современном дошкольном образовании  считаю работу с семьёй. Опытом своей деятельности в данном направлении хочу поделиться далее.

Значимость этой проблемы заключается в том, что ДОУ — первое воспитательное учреждение, в котором родители получают  педагогическое просвещение. Именно  правильно организованная совместная работа педагогов и родителей  часто влияет на дальнейшее развитие ребенка. От того, как будет построено это взаимодействие, зависит уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, уровень семейного воспитания детей.

При таких запросах к ДОУ воспитатели, конечно, обязаны систематически работать над повышением своего педагогического мастерства и требований к себе, постоянно совершенствовать педагогические знания и умения, своё отношение к детям и родителям.

Вся система воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении должна строиться с учётом единых требований со стороны воспитателей и родителей и ориентироваться на всестороннее развитие детской личности. Значение семьи для решения этой задачи трудно переоценить, так как именно семья закладывает в ребёнка главные черты личности ребёнка и формирует  в нём положительные качества. Вот почему дошкольному учреждению в работе с родителями так важно систематически оказывать им помощь в овладении  психолого-педагогическими знаниями, а также практическими навыками и умениями в воспитании детей.

Воспитатель, по моему мнению,  обязан быть особенно внимателен и корректен по отношению к детям из неполных и неблагополучных семей. В этой связи дошкольное учреждение должно находить оптимальные пути контактирования с подобными семьями, создавать в них необходимые условия для воспитания детей. Особого и бережного отношения требуют к себе и дети с недостатками в развитии, ведь именно эта категория детей часто подвергается всем отрицательным явлениям в окружающей жизни. Лишь при таком подходе они не будут чувствовать свою неполноценность и смогут нормально адаптироваться в новой для них среде.

Существует и такая проблема как пробуждение интереса  детей к познаванию окружающего мира, в связи с чем воспитателю необходимо уметь строить беседы с ребёнком и его родителями на основе доверия. И, разумеется, очень важно создавать в дошкольном учреждении такие условия, чтобы ребёнку было комфортно и уютно. Если же воспитатель знает, что в какой-то семье не всё благополучно, следует тактично и грамотно учить родителей чувственному общению с детьми. Существенную помощь в данном вопросе воспитателю окажет знание и использование активных форм и методов работы с родителями, ведь только в семье формируются основы нравственного поведения человека, его внутреннего мира и индивидуальных качеств.

Очень важен и стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями – задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения  воспитатель должен  хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия  ребёнка.

С целью тесного взаимодействия с семьёй выработала собственные методы её изучения, среди которых наиболее важными и действенными считаю:

— знакомство с каждой семьей (посещение семьи на дому, беседы, тестирование).

— выявление особенностей каждой конкретной  и наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Немаловажную роль, по моему мнению, в пропаганде педагогических знаний играют и уголки для родителей с правильно подобранной информацией и материалами. Родителей всегда привлекают такие постоянно обновляющиеся  рубрики, как «Информация для родителей», «Советы для родителей».

Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и  различных выставках,  защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе.

Особое внимание в работе с семьёй уделяю  здоровому образу жизни, как главной человеческой ценности, формированию сознательного отношения к здоровью и созданию домашней здоровьесберегающей среды.

В связи  с переходом на обучение в школе в более раннем возрасте родителей, как правило, волнуют  и вопросы подготовки детей к школе. Поэтому, начиная, с группы среднего дошкольного возраста, считаю своей задачей строить работу с родителями так, чтобы они понимали, что подготовка ребенка к школе имеет основное значение не только для формирования необходимых знаний и умений (читать, считать, писать), но и для всестороннего гармоничного воспитания.

Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании, безусловно, существуют. Без общения нельзя развивать и формировать коммуникативную сторону личности ребенка. Не может быть и полноценного развития ребёнка,  когда нет должного сотрудничества детского сада с родителями. Поэтому задача  ДОУ строить работу с родителями так, чтобы помощь воспитателей была результативной.

Ведь, прежде всего, от профессионализма воспитателя зависит то, каким образом будут решаться актуальные проблемы в современном дошкольном образовании.

Якиманская, И. Личностно ориентированное обучение в современной школе /     И. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2002. — с.

Григорьева Г. , Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с.

Гребешова С. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 29-30.

Читать также:  Программы специального (коррекционного) образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *