Требования к формулировке темы исследования. Социальный заказ на тему исследования и актуальность. Особенности творческого труда в исследовательской деятельности. Самооценка творческого мышления и способностей к исследовательской деятельности студентов.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
социальный исследование тема мышление
Определение научного исследования
Понятие темы исследования и требования к её формулировке
Социальный заказ на тему исследования и понятие об ее актуальности
Особенности творческого труда в исследовательской деятельности
Самооценка творческого мышления и способностей к исследовательской деятельности студентов
Список используемой литературы
Данная работа посвящена теме : «Исследователь и требования к выбору темы исследования».
Цель работы: выяснить, почему важно правильно выбрать тему исследования и какие существуют требования к ее формулировке, какую роль играет актуальность темы, какими качествами должен обладать исследователь и значение научных исследований для современной молодежи.
Тема очень актуальна. Вряд ли можно недооценить важность исследований для современного мира и для науки в первую очередь. Все достижения делаются только после долгих трудов, исследований и экспериментов. Только проделав такой путь можно рассчитывать на положительный результат и использовать потом полученные знания. В современном мире исследовательская деятельность рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся сугубо для научных работников, а как неотъемлемая характеристика любой профессиональной личности, компетентной в своей сфере деятельности. Не важно, кто ты: врач, инженер, учитель. Исследовательская деятельность рассматривается и как стиль жизни интеллектуального современного человека.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования, вступление на путь инновационного развития, увеличивающийся объём информации, наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов. Научно-технический прогресс, быстрое внедрение науки во все сферы жизни и производства требуют от молодого специалиста не только широкого теоретического кругозора, но и творческого подхода к решению различного рода задач. Поэтому сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения выпускника адекватно воспринимать возникающие проблемы в профессиональной области, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Именно поэтому, последняя глава посвящена теме о том, как современные студенты относятся к научным исследованиям.
Перед учёными всегда стоят какие-то задачи, которые они пытаются решить. Иногда они могут просто изучать полученные материалы и собранные сведения, чтобы научиться использовать их на практике. Всё это можно объединить в такое понятие, как «научное исследование». Научное исследование можно охарактеризовать как некий процесс, во время которого и происходит изучение, либо ставятся эксперименты, проверяются или опровергаются теории и т. Во время этого процесса и происходит получение новых знаний в науке или конкретизация старых. В любом случае, каждый учёный-исследователь сталкивается с такими задачами и занимается научными исследованиями. Они составляют основную суть работы. Целью науки является сбор сведений, которые представляют особый интерес для человечества. Любое общество, которое должно развиваться, постоянно нуждается в информации. Она имеет особую ценность для человека, потому что помогает ему решать проблемы и подниматься на новую высоту.
Любая наука — это некое коллективное действие, с постоянным обменом информации. В таких условиях происходят исследования. При этом, как правило, для того чтобы приступать к каким-либо исследованиям, человек должен обладать набором первичных знаний, от которых он будет отталкиваться в своей работе. Таким образом и происходит накопление знаний в обществе, когда для получения новых используются данные ранних исследований, возможно даже имевших место несколько десятилетий назад.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Основными этапами создания исследовательской работы являются:
— актуализация проблемы (выявление её и определение направления будущего исследования);
— определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые необходимо найти);
— выбор темы исследования (попытка как можно четче обозначить границы поиска);
— выработка гипотезы;
— определение последовательности и проведения исследования;
— сбор и обработка информации;
— анализ и обобщение полученных материалов;
— выбор формы отчета (письменный текст доклада, устный текст доклада, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации, планшет и тд
— презентация (публичная защита с ответами на вопросы).
Понятие о теме исследования и требования к её формулировке
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Правильный и удачный выбор темы в большой степени определяет саму возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы.
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Помочь при выборе темы может школьный учитель, преподаватель ВУЗа, научный сотрудник. Вы можете сами придумать тему, а затем найти руководителя. Понятно, что сам научный руководитель должен иметь опыт работы, точно знать все требования, предъявляемые к выполнению и оформлению исследований. У молодых исследователей (школьников, студентов) уровень руководителя существенно влияет на качество работы.
Необходимо понимать, что выбор темы работы зависит от возраста и уровня подготовки исполнителя, а также от технических возможностей (наличие приборов, реактивов, методик). На базе научных учреждений можно выполнять более сложные и современные работы.
Тема — это наикратчайшая форма предъявления и отражения содержания проведённого исследования. Она формулируется как заглавие исследовательской работы.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:
— желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
— очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер — ученик»;
— тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.
Тема — это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Выбор темы исследования — очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.
Всё разнообразие тем для исследовательской работы учащихся можно условно объединить в 3 основные группы:
—- фантастические — темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений;
— эмпирические — темы, связанные с социологическим опросом, собственными наблюдениями, с практикой;
— теоретические — ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических исследованиях, художественных произведениях и т.
Каждый учитель, организующий и координирующий исследовательскую деятельность своих учеников, должен помнить об основных принципах исследований.
Любая исследовательская работа предполагает принцип добровольности и личной заинтересованности. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась учителю, должного эффекта не даст.
Доступность — принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, мы, словесники, обычно предлагаем простые в теоретическом плане темы. Обычно эти темы предполагают описание одного, уже известного из школьного курса языкового или литературного явления, но на новом материале. Юные исследователи с развитой языковой рефлексией нередко проявляют интерес к речи своих ровесников. Очень распространены сегодня работы о школьном сленге, о засорении русского языка, о проблемах культуры речи, о прозвищах. Юные книголюбы любят исследовать клички героев художественных произведений, крылатые слова, говорящие имена и фамилии, сопоставлять исторические события в книге и в научной литературе. Искусство взрослого состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать такой выбор, который он бы считал своим.
Посильность — это принцип учета возможностей школьников. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция обычно касается не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. И в этом им должен помочь руководитель работы, учитель. На 2 областной научно-практической конференции учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык в 21 веке» 30% исследовательских работ не вышли во второй тур, потому что имели непомерно широкие темы, где юные исследователи пытались «объять необъятное». Куда более плодотворными оказались самостоятельные исследования языкового материала небольшого объема. Моя ученица Шестакова Ольга (8 класс) на этой конференции с исследовательской работой «Прозвища в речевом общении школьников» заняла 3 место. И успех её работы, по моему мнению, определен соблюдением принципов посильности, проблемности, конкретности и оригинальности.
Принцип оригинальности не помешает никакой работе. Оригинальность следует понимать не только как способность найти нечто неожиданное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Способность находить оригинальные точки зрения на разные, в том числе известные предметы, явления и проблемы отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Итак, выбор темы исследования — очень серьезный этап, определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.
Основным требованием к любому научному исследованию, будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа является обоснование актуальности темы исследования.
Обосновать актуальность — значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования.
Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.
При обосновании актуальности темы курсовой, дипломной, диссертационной работы необходимо объяснить, причину, почему тема исследования назрела именно в данный момент, что являлось препятствием правильному раскрытию её ранее.
Приведём примеры проблемы, рассматриваемой в актуальности темы.
Для тем, связанных с совершенствованием использования основных средств предприятия, основными проблемами является низкая (или снижение) фондоотдача основных средств, высокая их изношенность. Соответственно, актуальность исследования может быть представлена следующим образом: «От состояния основных производственных фондов зависят конечные результаты экономико-хозяйственной деятельности предприятий. Полная загрузка парка машин и оборудования, а также производственных мощностей способствует улучшению всех технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости и повышению рентабельности. Исходя из данных Министерства статистики и анализа износ основных фондов по некоторым отраслям промышленности составляет более 80%. В этой связи особое значение имеет поиск путей повышения эффективности использования основных средств и поиск резервов их обновления».
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема?
Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.
Обоснование актуальности включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.
Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.
Эффективность труда в научной деятельности зависит от моральных, волевых и качественных характеристик работника, а также его интеллектуального уровня. Последнее особенно важно в научно-исследовательской деятельности.
Важнейшими особенностями современных научных исследований, влияющими на эффективность научного труда, являются следующие:
а) вероятностный характер их результатов, поэтому исследователь должен обладать высокоморальными и волевыми качествами (организованностью, настойчивостью, твердостью);
б) уникальность, которая ограничивает применяемость типовых методов решений, как это имеет место в материальном производстве;
в) сложность и комплексность, повышающие требования к научным работникам при кооперации труда. В первую очередь это относится к экономическому аспекту изучаемой проблемы. Он требует не только расширения экономического кругозора исследователя, но и привлечения профессиональных экономистов;
г) масштабность и трудоемкость, основанные на изучении большого количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;
д) связь исследований с практикой, укрепляющаяся по мере превращения науки в непосредственную производительную силу.
Опыт показывает, что не каждый специалист, даже самый высококвалифицированный, имеет наклонности к выполнению научных исследований. Работник науки должен быть предан идеям теории познания мира, всесторонне развитым, стойким борцом за приоритет российской науки. Авторитет ученого определяется прежде всего результатом его труда, который зависит от его интеллекта.
Под интеллектом научного работника понимаются его умственные и творческие способности, увлеченность трудом, неудовлетворенность, готовность к самопожертвованию ради научной истины. Увлеченность трудом формируется у исследователя на основании убежденности в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.
Готовность к самопожертвованию ради научной истины является высшим проявлением волевого характера ученого — его решительности, настойчивости, честности. Исследуя организацию научного труда, К. Маркс указывал: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
У научного работника неудовлетворенность достигнутым проявляется в постоянном поиске лучших путей решения научных проблем. Он критически относится к собственным научным работам, намечает пути совершенствования и высказывает замечания по отношению к работам своих коллег. В каждой научной работе ученый должен стремиться сделать хотя бы небольшой шаг вперед по сравнению с ранее выполненными им работами и работами его предшественников. Неудовлетворенность побуждает ученого к творческому труду, и наоборот, отсутствие ее свидетельствует о том, что ученый исчерпал себя, прекратил активную научную жизнь. Развитие коллективности труда в научных исследованиях связано с некоторыми особенностями его активизации, с возможностями свободной дискуссии в достижении научной истины.
Имеется много различных методик проведения научных дискуссий в поисках истины, правильных решений, но все они направлены на активизацию «мозговой атаки» участников дискуссии. В основу ее положена гипотеза о том, что среди большого числа решений имеется, по крайней мере, одно оптимальное. В отличие от традиционного способа обсуждения научных проблем «мозговая атака» проводится по определенной методике.
Прямая «мозговая атака» (метод комиссии) предусматривает формулирование проблемы с выделением ее центрального пункта и затем выдвижение и обсуждение предложений по решению проблемы.
При этом ни одна идея не может быть объявлена заведомо ложной и отброшена, напротив, рассматривается любое высказанное предложение. В некоторых случаях организаторы «мозговой атаки» заранее намечают меры по управлению групповой дискуссией. В этом случае применяется метод коллективной генерации идей. Среди ее участников назначаются «аниматоры», стимулирующие процесс творчества; «модераторы», следящие за тем, чтобы полемика участников дискуссии не выходила за рамки допустимой; «президент», удерживающий внимание участников на сформулированной проблеме; «генераторы», в задачу которых входит выдвижение идей; «селекторы», оценивающие и отбирающие выдвинутые «генераторами» предложения.
Другая разновидность «мозговой атаки» — обмен мнениями (иногда ее называют методом отнесенной оценки). При этом ставится задача не только определения возможных путей решения той или иной проблемы, но достижения единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей и выработке коллективного предложения.
Кроме того, имеется еще один вид «мозговой атаки»- стимулирование наблюдения, которое заключается в том, что поставленная задача решается не в общем виде, а переносится на воображаемый, а иногда реальный объект. Составляется «сценарий», по которому и «проигрываются» возможные варианты решения проблемы согласно общим правилам «мозговой атаки».
Применение организационных форм «мозговой атаки» в научных исследованиях зависит от темы и методики ее исследования, состава исполнителей, задания, выданного заказчиком, и других условий. Проведение научных дискуссий в исследованиях конкретной экономики связано с моделированием изучаемых объектов, когда результаты исследования экспериментируются и внедряются на производственных предприятиях и объединениях. При этом исследователям в процессе «мозговой атаки» приходится зачастую преодолевать психологический барьер инертности отдельных работников, привыкших работать в условиях сложившейся технологии производства и действующих экономических критериев (планирования, стимулирования, хозрасчетных отношений и т.
Таким образом, особенность творческого труда в исследовании экономики заключается в его целевой функции — превращении науки в непосредственную производительную силу, с учетом убежденности и высокой сознательности исследователей в отношении к развитию науки.
Под учебно-исследовательской деятельностью студентов в вузе понимается процесс совместной деятельности студентов и педагога, связанный с проведением учебного исследования, который предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Высокие темпы информатизации и возрастание роли научных знаний в производственной, экономической, технологической и социальной сферах отражают мировую тенденцию на увеличение доли исследовательской компоненты в структуре деятельности специалистов и ставят перед высшим образованием задачу формирования у студентов личностных качеств, способствующих реализации исследовательского потенциала. Приобщение студентов к исследовательской деятельности при обучении в вузе происходит через их включение в учебно-исследовательскую деятельность и должно начинаться на младших курсах.
Для объективного изучения проблемы вовлечения молодежи в науку, исследования мотивации студентов и аспирантов к научной работе на возможности развития научной карьеры было проведено небольшое исследование с использованием социологического опроса.
Исследование проходило в несколько последовательных этапов:
— на первом этапе — была составлена анкета, содержащая ряд вопросов позволяющих оценить отношение студентов к научной деятельности;
— на третьем этапе был проведен анализ проведенного опроса.
Исследование проводилось на базе двух крупнейших высших учебных заведений Дальнего Востока: Владивостокского государственного университета экономики и сервиса и Дальневосточного федерального университета.
Результаты исследования показали следующее.
На вопрос о желании заниматься научной деятельностью в университете из 250 опрошенных респондентов только 5% ответили, что любят заниматься научной деятельностью и делают это по собственной инициативе. Были выявлены личностная мотивация научно-исследовательской деятельности студентов. Причинами, по которым студенты занимаются НИР, являются получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по избранной специальности; желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности; наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы; апробация результатов исследований, проводимых при подготовке курсовых и дипломных проектов, на студенческих научных конференциях. Такая причина как возможность решать научные проблемы, делать открытия, стремление сделать карьеру в науке возможность получать дополнительный доход студентами не названа. В результате проведенного анализа были выявлены представления студентов, не занимающихся научными исследованиями, о причинах их неучастия в данном виде деятельности. Основными причинами названы: отсутствие информации о НИР (22%), неинтересная организация НИР в ВУЗе (24%), отсутствие интереса (16%), желания, материального стимула (13%) и времени (25%).
Основной мотивацией студентов, тех, кто занимается наукой по принуждению преподавателя, является получение хорошей оценки у преподавателей кафедры.
— Большинство студентов, около 80% считает, что в их учебном заведении достаточная техническая база для проведения научных исследований. Это, скорее всего, связано с тем, что многие не углубляются в изучение или разработки настолько, чтобы ощутить нехватку оборудования и материалов. Лишь 2% опрошенных сказали, что хотелось бы усовершенствовать лаборатории для проведения исследований.
— После окончания учебы лишь 1% планируют остаться в учебном заведении и заниматься наукой, еще 3% готовы заниматься наукой в случае достойной оплаты труда.
— Всего 6% респондентов считают, что молодежь может реализовать себя в научной сфере. Студенты считают, что в науке тяжело и долго добиваться результатов. На любые исследования уходит немало времени, а сейчас многие хотят осуществлять свои желания, быстро и без усилий.
— В результате ответов на вопрос: «Престижно ли заниматься научной деятельностью?» практически 90% респондентов не считают занятие наукой престижным родом деятельности. Основной причиной, по мнению 78% студентов, является отсутствие достойной заработной оплаты труда.
— При ответе на вопрос: «Учитывается ли мнение молодого исследователя (студента, аспиранта) при принятии решений руководителя в научном исследовании?» мнения разделились. Половина опрошенных (51%) считает, что к научной молодежи прислушиваются и учитывают их мнение лишь частично. Оставшиеся голоса разделились примерно поровну, 21% опрошенных считает, что мнение молодого исследователя, а 28% респондентов считает, что не учитывается.
Итак, вывод по результатам исследования очевиден — молодежь не считает науку перспективным и достойным занятием.
Итак, по данной работе можно сделать выводы, что выбор темы исследования — это важный этап в подготовке написания курсовой или выпускной квалификационной работы. От степени удачности его прохождения в значительной степени зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать.
Также определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.
Итак, правильно выбрав тему и обосновав её актуальность можно блестяще написать исследовательскую работу, но есть еще одно не менее важное условие успешного выполнения — это желание исследователя заниматься научной деятельностью. А сейчас, как показали современные исследования (которые я привела в пример в 5 главе) исследовательская деятельность для молодых людей в настоящее время стала одной из самых непопулярных.
Сейчас существует множество программ, позволяющих молодежи раскрыть свой потенциал, но награды за огромнейшую проделанную работу столь незначительны, что у студента или молодого ученого отпадает всякое желание заниматься этим видом деятельности и тратить на это свое время. Поэтому, на мой взгляд, необходимо разработать систему материальной оценки реализованных и реализуемых проектов и изобретений студентов и молодых ученых. Одним из вариантов материальной поддержки научно-исследовательской деятельности среди молодежи это учреждение в каждом вузе фонда научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых. Средства данного фонда должны использоваться для развития творческого и интеллектуального потенциала студентов, стимулирования участников и организаторов научной деятельности молодежи вуза.
Также, несомненно, для развития творческого потенциала студентов, считающих научное творчество социально и личностно значимым, необходим соответствующий пример для подражания, так как только большой ученый может воспитать достойную смену в науке. Наука сегодня живет благодаря научным школам. Если их нет в вузах, то невозможно говорить о формировании нового поколения ученых, которые воспитают достойных учеников. Вузовская практика только тогда позволит вырастить молодые таланты, когда вести занятия будут люди с высоким творческим потенциалом, постоянно работающие в науке.
Остается без сомнения тот факт, что основная часть мероприятий по созданию условий заинтересованности занятием наукой молодежи лежит на государстве. Поскольку именно оно составляет основные стратегические программы по развитию образования в стране, выделяет финансирование на развитие учебных заведений. В силах государства привлечь молодежь к науке, для этого необходимо лишь создать достойные условия для ученых, причем как молодых, так и уже состоявшихся.
Заниматься наукой, должно быть интересно, престижно, и выгодно как с материальной точки зрения, так и с точки зрения престижа в обществе.
Список использованной литературы
Парамонов А. Инновационная деятельность по привлечению студентов к научной работе. // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009): в 9 томах / Том 1: Педагогика. Невинномысск: НИЭУП, 2009.
Курсовая работа по педагогике: Методические рекомендации для студентов педагогического университета / Сост. Осин, А. Городничева; под ред. Осина.
Бережнова, Е. Краевский В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. Бережнова, В. Краевский. : Издательский центр «Академия», 2005. 128 с.
Размещено на Allbest