ВЫБОР ПРОБЛЕМ И ФОРМУЛИРОВКА ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ

Отбор проблем для программной разработки

Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на
федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица.

Инициаторами
разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация, могут выступать как отдельные страны, так и
группы стран, а также координирующие органы государств — участников Содружества
Независимых Государств.

Государственный
контракт на поставку продукции и товаров (услуг) общегражданского назначения для
федеральных государственных нужд должен содержать отдельный раздел об участии
субъектов малого предпринимательства в реализации этого контракта на условиях,
предусмотренных статьей 14 Федерального закона
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации».

Отбор
проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне
определяется следующими факторами:

невозможность
комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования
действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для
ее решения;

принципиальная
новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных
мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных
научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности
общественного производства;

необходимость
координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и
производств для решения данной проблемы.

При
обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном
уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития
Российской Федерации, направления структурной и научно-технической политики,
прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов,
результаты анализа экономического, социального и экологического состояния
страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные
договоренности.

Предложения о
программной разработке проблемы с учетом инициативных предложений физических и
юридических лиц, а также проект концепции целевой программы, сформированной на
вариантной основе, с обоснованиями представляются заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти в Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации. Предложения о программной разработке
научно-технических проблем гражданского назначения, кроме научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ специального и двойного назначения, реализуемых
в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и
безопасности государства (далее — НИОКР гражданского назначения), направляются
также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Концепция целевой
программы должна включать следующие основные разделы:

обоснование соответствия
решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам
социально-экономического развития Российской Федерации;

обоснование
целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

характеристика и прогноз
развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода;

возможные варианты решения
проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы;

ориентировочные сроки и
этапы решения проблемы программно-целевым методом;

предложения по целям и
задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации целевой программы по годам;

предложения по объемам и
источникам финансирования целевой программы;

предварительная оценка
ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения
проблемы;

предложения по участию
федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и
реализацию целевой программы;

предложения по
государственным заказчикам и разработчикам целевой программы;

предложения по основным
направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы;

предложения по механизмам
формирования мероприятий целевой программы;

предложения по возможным
вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.

Концепция целевой
программы оценивается в соответствии с разделом IV «Экспертиза и оценка
целевой программы» настоящего Порядка и направляется в Правительство
Российской Федерации для принятия решения.

Правительство
Российской Федерации на основе представленных предложений Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации утверждает концепцию
целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы,
устанавливает предельные объемы финансирования и определяет государственного
заказчика.

Для целевых программ,
имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный
заказчик-координатор.

Государственный
заказчик целевой программы:

а) подготавливает проекты
решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы,
утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части
функций государственного заказчика организациям, которым государственный
заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе
выполнение части своих функций, согласовывает их и представляет в Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации для внесения в
Правительство Российской Федерации;

б) подготавливает исходное
задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков;

в) разрабатывает в
пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты,
необходимые для выполнения целевой программы;

г) подготавливает ежегодно
доклад о ходе реализации целевой программы;

д) осуществляет ведение
ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

е) подготавливает ежегодно
в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных
мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным
мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы;

ж) разрабатывает перечень
целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных
мероприятий;

з) осуществляет отбор на
конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по
каждому программному мероприятию;

и) согласовывает с
основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий,
объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим
финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов
Российской Федерации, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между
государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) организует проведение
специализированной экспертизы проекта целевой программы и в соответствии с ее
результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляет его
доработку;

л) несет ответственность
за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы,
осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное
использование средств, выделяемых на ее реализацию;

м) организует внедрение
информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и
контроля за ходом программных мероприятий;

н) организует размещение в
электронном виде информации о ходе и результатах реализации целевой программы,
финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов,
проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы и порядке
участия в ней инвесторов.

III. Формирование целевой программы

Государственный
заказчик — координатор целевой программы кроме полномочий, указанных
в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляет координацию деятельности
государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий,
а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета,
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных
источников.

Государственный заказчик-координатор несет
ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом.

Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой
участвует Российская Федерация, производится с Российской Стороны
государственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и
решением Правительства Российской Федерации.

Целевая программа
состоит из следующих разделов:

характеристика проблемы,
на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи
целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых
индикаторов и показателей;

обоснование ресурсного
обеспечения целевой программы;

механизм реализации
целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм
взаимодействия государственных заказчиков;

оценка
социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Первый раздел целевой
программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ
причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами
социально-экономического развития, целесообразности программного решения
проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование
необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных
вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с
программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой
программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с
указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые
к целям программы:

специфичность (цели должны
соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

достижимость (цели должны
быть потенциально достижимы);

измеряемость (должна
существовать возможность проверки достижения целей);

привязка к временному
графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации
целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать
обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения
сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и
реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием
прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а
также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы
должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для
решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также
информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с
указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные
мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение
задач целевой программы.

Программные мероприятия
должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий,
которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для
достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты
целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия
необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе
целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения,
необходимого для реализации программы, а также сроков и источников
финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование
возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных
средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации
программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к
пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII настоящего Порядка.

Шестой раздел целевой
программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических
последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку
вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности
расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам
или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при
необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы
разрабатывается государственными заказчиками (государственными
заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить
приложением к тексту программы.

Читать также:  Не открывается; проблема с установкой программного обеспечения

Согласованный проект целевой программы с пояснительной запиской, социально-экономическими
и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой,
положительным заключением государственной экологической экспертизы (по
программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую
природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным
заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы
за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков —
государственный заказчик-координатор целевой программы направляет в
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и
Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые
содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
(НИОКР) гражданского назначения, также в Министерство образования и
науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения
анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые
ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в
предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее
выполнения.

Экспертиза и оценка целевой программы

Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство
образования и науки Российской Федерации (в части целевых программ, которые
содержат НИОКР гражданского назначения), Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации (в части социальной экспертизы влияния
целевых программ на создание и сохранение рабочих мест, повышения социального
благополучия населения в результате реализации программных мероприятий),
Министерство внутренних дел Российской Федерации (в части экспертизы целевых
программ экономического и социального развития регионов и отдельных субъектов
Российской Федерации на наличие в них комплексных мер по обустройству
мигрантов), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (в
части целевых программ, которые содержат мероприятия по нормативному
обеспечению качества продукции и метрологическому обеспечению) оценивают
представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

приоритетный характер проблемы, предлагаемой для
программного решения;

обоснованность, комплексность и экологическую
безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;

привлечение прежде всего внебюджетных средств,
средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программы в
увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств
федерального бюджета;

эффективность механизма осуществления программы;

социально — экономическую эффективность программы в
целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на
структурную перестройку экономики России.

Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации,
Министерства образования и науки Российской Федерации (в части проектов
программ, имеющих разделы по НИОКР гражданского назначения), Министерства
промышленности и энергетики Российской Федерации (в части целевых программ,
которые содержат мероприятия по нормативному обеспечению качества продукции и
метрологическому обеспечению) и с учетом предложений заинтересованных органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации подготавливает заключение по проектам целевой
программы и предварительной бюджетной заявки.

С учетом замечаний и предложений Министерства
экономического развития и торговли Российской Федерации государственный
заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков — государственный
заказчик-координатор целевой программы совместно с ее разработчиками производит
доработку проекта программы. Доработка проекта межгосударственной целевой
программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится
совместно с заказчиками и разработчиками других стран.

Доработанный проект целевой программы повторно
направляется в Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации, а проект целевой программы, содержащий раздел по НИОКР гражданского
назначения, также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

В случае положительной оценки Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации представляет проект целевой
программы на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Проект целевой программы, имеющий раздел по НИОКР
гражданского назначения, представляется в Правительство Российской Федерации
Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по
согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и
Министерством финансов Российской Федерации, а проект федеральной
научно-технической программы — Министерством образования и науки Российской
Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Проекты целевых программ до их утверждения
Правительством Российской Федерации должны пройти соответствующие
специализированную и независимую экспертизы.

Независимая экспертиза проектов целевых программ
осуществляется рабочей группой, формируемой Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе из независимых
экспертов.

В ходе экспертизы устанавливается соответствие
проектов целевых программ предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным
настоящим Порядком, в случае необходимости формируются рекомендации по
доработке проектов целевых программ.

Результаты специализированной и независимой экспертиз
учитываются при рассмотрении и принятии решения по проекту целевой программы.

Утверждение целевой программы

Постановлением
Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N
93 в пункт 19 настоящего Порядка внесены изменения

Целевые
программы, подпрограммы, государственные заказчики и государственные
заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства
Российской Федерации.

После
утверждения целевой программы (подпрограммы) государственный заказчик
(государственный заказчик-координатор) в установленном порядке заключает с
исполнителями программы (подпрограммы) государственные контракты на финансирование
мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основе соглашений (договоров) о
намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального
бюджета на очередной финансовый год.

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой
программы (подпрограммы) может на договорной основе передавать организациям
часть своих функций на условиях, определяемых Правительством Российской
Федерации при утверждении целевой программы.

Финансирование целевых программ

Подготовка
проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка
которого осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, а также
проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются в
установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального
бюджета (раздел «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы»).

Утвержденные
целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета,
привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации.

Решение
проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации.

К
внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ,
относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и
организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые
отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов,
заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие
поступления.

Для
осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками
средств, направляемых в эти фонды являются: прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятий и организаций, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и
другие.

По вопросам
формирования специальных фондов, требующим решения Правительства Российской
Федерации или Федерального Собрания, государственным заказчиком целевой
программы вносятся соответствующие предложения.

Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого
участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий
осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.

Источником
финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные
кредиты.

Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевых
программ с учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с
исполнителями предварительной проработки вопроса о размещении заказов для
федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для
финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые
Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым
программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств
федерального бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации и субъектам бюджетного планирования в
установленном порядке.

Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с
государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами)
целевых программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской
Федерации предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к
финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом
году, и предложения по объемам их финансирования.

Министерство
финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на
очередной финансовый год в сроки, устанавливаемые Правительством Российской
Федерации, доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию
целевых программ (подпрограмм).

При подготовке
перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет
средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с
Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров
целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками
(государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода
выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных
источников финансирования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых
программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных вложений,
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие
текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Для
финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно
с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые
Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на
очередной финансовый год, направляют в Правительство Российской Федерации
перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет
средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

Перечень
федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию
из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на
утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной
финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год
предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам
программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и
прочих текущих затрат.

Читать также:  Как написать понятный баг-репорт

По
утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным и
межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается
финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами
централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной
финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со
всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы
финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов
Российской Федерации.

При
сокращении объемов бюджетного финансирования работ по целевой программе по
сравнению с предусмотренными утвержденной программой государственный заказчик
разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников,
средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий
целевой программы в установленные сроки.

В случаях,
когда государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) в отчетном
году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования
мероприятий целевой программы за счет средств внебюджетных источников и
бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных утвержденной целевой
программой, Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации с участием государственного заказчика (государственного
заказчика-координатора), Министерства финансов Российской Федерации и Министерства
образования и науки Российской Федерации
подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о
сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств
федерального бюджета на очередной финансовый год, о корректировке их целей и
срока реализации или о целесообразности дальнейшей реализации программы.

В случае несоответствия
результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям
эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации организует проведение
специализированной и независимой экспертиз этой программы, по результатам
которых подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и
вносит в Правительство Российской Федерации предложения:

а) о корректировке целей и
срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;

б) о смене
государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой
программы, об изменении форм и методов управления реализацией целевой
программы;

в) о сокращении
финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на
очередной финансовый год;

г) о досрочном прекращении
реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров
(соглашений);

д) о принятии в установленном порядке мер к
руководителю целевой программы.

VII. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения

Для обеспечения
мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный
заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы ежегодно
согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели
эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально
отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации
целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с
участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской
Федерации.

Руководитель федерального
органа исполнительной власти, определенного государственным заказчиком
(государственным заказчиком-координатором) целевой программы, является
руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несет
ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование
выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы
управления реализацией программы, возглавляет научно-координационный совет
программы (при его наличии).

Текущее управление
реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком и (или)
дирекцией, создаваемой в установленном порядке Правительством Российской
Федерации в виде государственного учреждения или имеющей иную
организационно-правовую форму, если это предусмотрено целевой программой.

Государственный заказчик
(государственный заказчик-координатор) целевой программы может на договорной
основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям
выполнение следующих функций:

а) организация и (или)
проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий;

б) отбор на конкурсной
основе исполнителей программных мероприятий;

в) сбор и систематизация
статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;

г) мониторинг результатов
реализации программных мероприятий;

д) организация независимой
оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их
соответствия целевым индикаторам и показателям;

е) внедрение и обеспечение
применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой
программы и контроля за ходом программных мероприятий, контентное обеспечение
специализированного сайта по целевой программе.

Условия передачи функций
государственного заказчика целевой программы утверждаются Правительством
Российской Федерации одновременно с утверждением государственного заказчика
(государственного заказчика-координатора) целевой программы.

До начала реализации
целевой программы государственный заказчик (государственный
заказчик-координатор) целевой программы утверждает и представляет в
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации положение
об управлении реализацией целевой программы, определяющее:

порядок формирования
организационно-финансового плана реализации целевой программы;

механизмы корректировки
программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации целевой
программы;

процедуры обеспечения
публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и
показателей, результатах мониторинга реализации целевой программы, программных
мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых
конкурсах и критериях определения победителей.

Финансирование
деятельности дирекции целевой программы осуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства,
предназначенные для реализации целевой программы, если средства на содержание
дирекции предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете.

Реализация целевой
программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на
закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых
государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных
мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного
заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд,
регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе
предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за ходом
работ по выполнению государственного контракта.

Государственные заказчики
(государственные заказчики-координаторы) целевой программы сообщают в
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации о заключенных со всеми исполнителями
программных мероприятий государственных контрактах (договорах) на ее
финансирование из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской
Федерации, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных
государственных нужд. Сведения о проектах, содержащих НИОКР гражданского
назначения, государственные заказчики сообщают также в Министерство образования
и науки Российской Федерации.

Государственный
заказчик целевой программы, с учетом выделяемых на реализацию целевой
программы, финансовых средств ежегодно, уточняет целевые показатели и затраты
по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав
исполнителей.

При необходимости
государственный заказчик либо государственный заказчик-координатор вносит в
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,
Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство финансов
Российской Федерации предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации
целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой
программы может продлеваться не более чем на один год. При необходимости
продления срока реализации целевой программы более чем на один год
разрабатывается новая целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются
в порядке, установленном для разработки и реализации федеральных и
межгосударственных целевых программ. Корректировка действующей целевой
программы, осуществляется в соответствии с настоящим порядком.

Обоснование продления
срока реализации целевой программы или подготовки новой целевой программы
должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 5 настоящего
порядка, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение
актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования
затрат, предусматриваемых на реализацию целевой программы. Разработка новой
целевой программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению
технологических, финансово-экономических и организационных проблем.

Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с
Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов
Российской Федерации подготавливает заключение о продлении срока реализации
целевой программы, разработке новой целевой программы или о нецелесообразности
ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его в Правительство
Российской Федерации.

Механизм формирования,
разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочного прекращения
реализации подпрограмм определяется в порядке, установленном для целевых
программ.

Федеральная
служба государственной статистики совместно с государственными заказчиками (при
наличии нескольких государственных заказчиков — с государственными
заказчиками-координаторами) организует ведение ежеквартальной статистической
отчетности по реализации утвержденных целевых программ. Перечень показателей и
порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой
государственной статистики по согласованию с Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации. Требования к представляемой
статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ являются
обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

В случае
непредставления государственными заказчиками (государственными
заказчиками-координаторами) в установленный срок государственной статистической
отчетности, в том числе об использовании средств бюджетных и внебюджетных
источников на финансирование целевых программ, Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов
Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации
сообщает об этом в Правительство Российской Федерации.

За
непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности
должностные лица государственных заказчиков (государственных
заказчиков-координаторов), ответственные за представление государственной
статистической отчетности, несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием
Министерства финансов Российской Федерации, государственных заказчиков целевых
программ, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует
экспертные проверки хода реализации отдельных целевых программ. При этом
обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на
целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию,
привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов субъектов
Российской Федерации, конечные результаты программы.

По результатам
экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство
Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования
программ или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к
участникам реализации программ.

Читать также:  Программа исследования подростков и ее методы

Государственные заказчики, а при наличии нескольких государственных заказчиков
и государственные заказчики-координаторы целевых программ направляют:

в Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации и в Министерство
образования и науки Российской Федерации (в части НИОКР гражданского
назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке
и реализации федеральных целевых программ, необходимую для выполнения
возложенных на министерства функций;

ежегодно до 1
февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
и Министерство финансов Российской Федерации, а в части целевых программ,
которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, — в Министерство
образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ по программам и
эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и
схем, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации. Доклады должны содержать:

сведения о
результатах реализации целевых программ за отчетный год;

данные о
целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

сведения о
соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;

сведения о
соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям,
установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;

информацию о
ходе и полноте выполнения программных мероприятий;

сведения о
наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;

сведения о
результативности НИОКР;

сведения о
внедрении и эффективности инновационных проектов;

оценку
эффективности результатов реализации целевых программ;

оценку влияния
фактических результатов реализации целевых программ на различные сферы
экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации целевых
программ).

Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства
финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской
Федерации, государственных заказчиков программ и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации до 1 марта каждого года подготавливает и
представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении
которых участвует Российская Федерация, за отчетный год.

По целевой
программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, государственный
заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков — государственный
заказчик-координатор подготавливает и до 1 марта текущего года представляет в
Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и
Министерство образования и науки Российской Федерации доклад о выполнении
целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь
период ее реализации.

Доклад
должен включать информацию о результатах реализации целевой программы и
подпрограмм за истекший год и за весь период реализации программы, включая оценку
значений целевых индикаторов и показателей. В случае непредставления отчетности
в надлежащей форме и в надлежащие сроки Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации
предложения:

о принятии в
установленном порядке мер к руководителю целевой программы;

о смене
государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой
программы;

об изменении
форм и методов управления реализацией целевой программы;

о досрочном
прекращении реализации целевой программы.

Основные
сведения о результатах реализации целевой программы, выполнении целевых
показателей, об объеме затраченных на выполнение целевой программы финансовых
ресурсов, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий
публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.

Государственный
заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы организует
размещение в сети Интернет текста целевой программы, утвержденной Правительством
Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией
целевой программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а
также информации о ходе реализации целевой программы, программных мероприятиях
на ближайшие 2 – 3 года, фактическом финансировании целевой программы,
заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и
исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных
мероприятий, конкурсах на участие в реализации целевой программы, результатах
мониторинга реализации целевой программы, об оценке достижения целевых
индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации целевой программы
должна содержать:

порядок
участия в них юридических лиц;

составы
конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственными
заказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов на
поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;

протоколы
заседаний конкурсных комиссий;

порядок
обжалования решений, принятых государственными заказчиками.

Постановлением
Правительства РФ от 25 декабря 2004 г. N
842 настоящий Порядок дополнен приложением 1

Приложение N 1
к порядку разработки и реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация

Схема
разработки проекта и утверждения федеральной целевой программы

Разработка
проекта концепции
Утверждение
концепции
Разработка
проекта целевой программы
Согласование
Экспертиза, в
том числе независимыми экспертами
Рассмотрение на
заседании Правительства Российской Федерации
Устранение
замечаний
Утверждение
Правительством Российской Федерации

Год,
предшествующий принятию федерального закона о с федеральном бюджете на
очередной финансовый год

август —
сентябрь
октябрь
ноябрь — январь
февраль
март
апрель
апрель
май

Отбор
проблем

Цели
и задачи на вариантной основе

Целевые
индикаторы и показатели (на вариантной основе) – укрупненные

Государственные
заказчики (предполагаемые)

Источники
финансирования, в том числе из федерального бюджета (на вариантной основе)

Предварительные
объемы финансирования, в т. из федерального бюджета (на вариантной основе)
— укрупненно на весь период и по годам

Сроки
реализации (на вариантной основе)
Определение
государственного заказчика

Утверждение
целей и задач

Целевые
индикаторы и показатели (на вариантной основе)

Источники
финансирования

Установление
предельных объемов финансирования, в том числе из федерального бюджета по
направлениям с учетом показателей социально-экономического развития страны
(укрупненно)

Подготовка
решения Правительства Российской Федерации
Формулирование
конкретных целей и задач

Разработка
конкретных мероприятий (инвестиционные проекты, НИОКР, прочие нужды)

Установление
конкретных целевых индикаторов и показателей

Разработка
технико-экономического обоснования и расчеты эффективности использования
средств, выделяемых на разработку программы

Разработка
и обоснование ресурсного обеспечения

Методика
оценки эффективности реализации программы

Организация
контроля и мониторинга реализации программы

Система
управления программой
Согласование
перечня мероприятий и ресурсной части с Минэкономразвития России, Минфином
России, Минобрнауки России

Документальное
подтверждение финансирования из источников помимо федерального бюджета
Оценка
целевых индикаторов и показателей

Оценка
мероприятий программы

Оценка
ресурсного обеспечения

Оценка
критериев завершения программы
Цели
и задачи

Утверждение
государственного заказчика

Целевые
индикаторы и показатели

Сроки
реализации программыОбъемы
финансирования из федерального бюджета по направлениям и годам и конкретным
мероприятиям

Утверждение
перечней мероприятий, в том числе инвестиционных проектов, НИОКР, прочие
нужды
Доработка
программы по итогам обсуждения Правительством Российской Федерации

Уточнение
объемов финансирования программы, перечней мероприятий и объемов их
финансирования
Постановление
Правительства Российской Федерации об утверждении программы

Утверждение
государственного заказчика программы

Утверждение
сроков реализации программы

Утверждение
объемов финансирования программы, перечней мероприятий и объемов их
финансирования

Постановлением
Правительства РФ от 25 декабря 2004 г. N
842 настоящее приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
к порядку разработки и реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация

Паспорт
Федеральной (Межгосударственной) целевой программы

(с изменениями от 25 декабря 2004 г

Наименование программы

Дата принятия решения о разработке
программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего
нормативного акта)

Государственный заказчик

Государственный
заказчик-координатор

Основные разработчики программы

Цели и задачи программы

Важнейшие целевые индикаторы и
показатели

Сроки и этапы реализации программы

Перечень подпрограмм

Объемы и источники финансирования

Ожидаемые конечные результаты
реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Порядок
закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд

(с изменениями от 1 июля 1997 г. , 18 февраля 1998 г

Бюджетные заявки на выделение ассигнований для оплаты закупки
и поставки продукции для федеральных государственных нужд

Государственные заказчики, исходя из соответствующих прогнозов, в пределах
своей компетенции, определяют приоритеты, осуществляют выбор первоочередных
целей, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования,
производят вариантные расчеты оценки возможностей обеспечения в соответствующем
финансовом году федеральных государственных нужд, в том числе реализации
федеральных и межгосударственных целевых программ, в которых они участвуют,
подготавливают и представляют проекты бюджетных заявок.

Бюджетные
заявки являются основой разработки расходной части федерального бюджета и представляются
в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство науки и технической
политики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Выделенные по
указанным заявкам бюджетные ассигнования служат основанием для открытия
финансирования заказов на закупку и поставку продукции для федеральных
государственных нужд.

Проекты
бюджетных заявок готовятся с участием Министерства экономики Российской
Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, которые
оказывают помощь в рассмотрении и корректировке (при необходимости) целей и
основных направлений использования бюджетных ассигнований, уточняются
проектировки по объемам закупки и поставки продукции для федеральных
государственных нужд, состав программ и проекты бюджетных заявок, обеспечивая
при этом согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных
задач, при необходимости проводится согласование с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

Предложения по
объемам закупок и поставок продукции для федеральных государственных нужд
представляются в Министерство экономики Российской Федерации в составе проектов
бюджетных заявок на соответствующий финансовый год.

Министерство экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов
Российской Федерации на основании представленных проектов бюджетных заявок и
исходя из прогноза социально — экономического развития и федерального бюджета
осуществляет анализ указанных заявок и их балансовую увязку с проектировками
бюджетных ассигнований по соответствующим направлениям и представляет в
Правительство Российской Федерации обобщенный проект сводной бюджетной заявки
на реализацию федеральных государственных нужд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *