За лето вы приобретете навыки решения проблем в области физического воспитания

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека и характеризуются повышенной степенью экстремальности. Связано это не только с особенностями окружающей среды, предопределяющими неблагоприятную экологическую обстановку, но и с большинством факторов социальной, экономической, психологической природы и т.

Сегодня стало очевидным, что в современном обществе любой человек испытывает на себе громадный объем неблагоприятных воздействий различного характера, что неминуемо сказывается как на его психологическом состоянии, так и общем уровне здоровья. Не случайным является тот факт, что в последние годы зарегистрирован выраженный всплеск различного рода острых и хронических заболеваний среди самых разнообразных слоев населения, причем нередко существенно отличающихся по своему социальному статусу, уровню доходов и т.

Вполне естественно, что сложившаяся в настоящее время сложная социально-экономическая, психологическая и экологическая ситуация предъявляют совершенно новые требования к различным отраслям общественной жизни, в том числе и к такому роду человеческой деятельности, как физическая культура и спорт. Что же является наиболее актуальным в данной области научно-практических знаний, способным оказать реальное позитивное воздействие на представителей различных слоев современного общества?

Прежде всего, необходимо отметить, что и сегодня не потеряло своей актуальности положение о необходимости широчайшего распространения различных видов физической культуры и спорта среди разнообразных слоев населения. Очевидно, что систематические занятия различными видами физических упражнений в самых разнообразных формах будут способствовать повышению общей резистентности организма современных жителей к неблагоприятным воздействиям различного характера.

Особенно острой эта проблема является в отношении нашего подрастающего поколения. Существенное падение уровня физического здоровья среди молодежи, распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалекой перспективе.

К сожалению, в последние годы приходится констатировать выраженное падение уровня физического воспитания как среди школьников, так и учащейся молодежи. Наблюдается не только необоснованное уменьшение времени занятий физической культурой и спортом среди школьников и студентов, но, что самое печальное, падение престижности здорового образа жизни, систематических занятий спортом, не говоря уже о стремительном падении престижности в обществе профессий школьного учителя физической культуры, тренера в детско-юношеских спортивных школах различной направленности.

Более того, наметился необоснованный уклон в сторону занятий, так называемых, элитных видов физических упражнений, в частности, таких как фитнесс, бодибилдинг, большой теннис и т. , причем преимущественно для строго ограниченной группы людей с определенным социальным положением и финансовым достатком. Следствием данной стратегии развития физической культуры и спорта стало сокращение количества учебных занятий в общеобразовательной школе и в высших учебных заведениях. Все это привело не только к снижению уровня физического здоровья и физической подготовленности детей и молодежи, но и к формированию неблагоприятного имиджа массовой физической культуры.

В связи с вышеизложенным чрезвычайно актуальной проблемой на современном этапе представляется работа, направленная на скорейшее восстановление значимости физической культуры и спорта в современном обществе как в экономическом, социальном, так и в общегосударственном отношении. Для решения данного вопроса необходимы совместные усилия различных государственных и общественных организаций, причем не в декларативном порядке, а реально, на деле. Очевидно, что принимаемые в больших количествах различные программы уже не могут обеспечить практическое решение данной проблемы, нужны реальные экономические и социальные подходы, способные переломить неблагоприятную обстановку в области отечественной физической культуры и спорта.

Не менее важной проблемой представляется также вопрос относительно подготовки квалифицированных кадров в области физического воспитания. В данном аспекте особое внимание хотелось бы обратить не только на уже отмеченную необходимость возрождения престижности профессии преподавателя и тренера, но и на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников факультетов физического воспитания университетов и институтов физической культуры.

Особенно остро данная проблема стоит в отношении специалистов по физической реабилитации: будучи достаточно хорошо подготовленными как в теоретическом, так и в практическом отношении, они в большинстве случаев испытывают серьезные трудности с трудоустройством в учреждения медицинского профиля, что связано с отсутствием полноценных, согласованных договоренностей между Министерствами здравоохранения, образования и науки и Министерством по делам семьи, молодежи и спорта.

Вместе с тем, реальная потребность в специалистах данного профиля высока. Не менее важной является также проблема подготовки полноценных высококвалифицированных кадров в области спортивной медицины. Хорошо известно, что практически все работающие в области физической культуры и спорта врачи не имеют образования специальной направленности, связанного со спортивной медициной. Несмотря на высокий профессионализм и преданность своему делу данных специалистов, проблема подготовки спортивных врачей является, несомненно, актуальной. Сложность решения этого вопроса усугубляется еще и тем, что до сих пор в этом отношении нет единого мнения между министерствами и ведомствами, ответственными за подготовку специалистов данного направления.

Достаточно серьезной проблемой представляется также отсутствие в настоящее время целенаправленной, долгосрочной подготовки специалистов в области физического воспитания и спорта непосредственно по выбранной специальности.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что сам процесс подготовки кадров в области физического воспитания в целом отвечает современным требованиям. Сложившиеся за многие десятилетия традиции и методики обучения еще позволяют готовить конкурентоспособных специалистов по физическому воспитанию во многих ВУЗах страны. Однако очевидна тенденция к ослаблению данного процесса, связанная как с объективными причинами (старение высококлассных преподавательских кадров высшей квалификации, отсутствие серьезной финансовой поддержки материально-технического обеспечения учебного процесса и т. ), так и с конкретными субъективными (нежелание, а в большинстве случаев и неумение, перестройки учебного процесса в соответствии с реалиями и потребностями современной жизни).

В данном вопросе уже давно назрела необходимость качественного прорыва, связанная как с открытием новых привлекательных и конкуретно способных специальностей по физическому воспитанию и спорту, так и с организацией их полноценного материального обеспечения, своеобразной «привязкой» к потребностям жизни общества в современных социально-экономических условиях.

Отмеченные проблемы в подготовке высококвалифицированных кадров в области физического воспитания достаточно остро проявляются и в области спорта высших достижений. Уже ни для кого не секрет, что большинство достижений наших ведущих спортсменов на международной арене в значительной степени связано с материальными и человеческими ресурсами, заложенными несколько десятилетий назад. В настоящее время многими специалистами констатируется существенное снижение эффективности работы специализированных ДЮСШ по различным видам спорта, что связано с объективными причинами их недостаточного государственного финансирования, оттока квалифицированных кадров за рубеж, низкой степени материального стимулирования детских тренеров и т.

Очевидно, что решение данных вопросов является одной из актуальных проблем современного массового спорта и спорта высших достижений. Только в этом случае мы можем рассчитывать на высокие результаты российских спортсменов в предстоящих Олимпийских Играх и ответственных мировых и европейских соревнованиях. Практическое решение проблемы подготовки спортивных кадров высокой квалификации, по нашему мнению, возможно за счет своеобразного сосредоточения материальных и человеческих ресурсов в специализированных Центрах Олимпийской подготовки конкретных городов России, добившихся за последние годы наиболее значительных успехов в том или ином виде спорта.

Не менее актуальной представляется также проблема медико-биологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов высшей квалификации.

Хорошо известно, что эффективный медико-биологический и врачебно-педагогический контроль в значительной степени предопределяют спортивные достижения конкретного спортсмена или конкретной спортивной команды. Несмотря на значительные успехи российской спортивной науки в данном направлении, представляется необходимым интенсифицировать процесс разработки совершенно новых методических подходов к оперативной оценке текущего состояния спортсменов с применением достижений современных компьютерных технологий, повышения эффективности реабилитационных мероприятий и системы фармакологического сопровождения. Только в этом случае мы можем с уверенностью смотреть в будущее и справедливо ожидать от наших спортсменов высоких спортивных достижений.

Вполне естественно, что приведенные в данной статье материалы являются отражением лишь малой доли проблем, стоящих сегодня перед физической культурой и спортом, и являются собственным взглядом автора по данному вопросу. Вместе с тем, очевидно, что развитие физической культуры и спорта на совершенно новом качественном уровне является одной из наиболее актуальных проблем жизни современного общества, решение которой будет способствовать гармоническому развитию всех его представителей.

Читать также:  Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Круцевич Т. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания: учебное пособие / Т. Круцевич. – К. : Олимпийская литература, 1999. – 232 с.

Каюмов А. Влияние экстремальных климатических условий на морфофизиологические показатели организма / А. Каюмов // Гигиена и санитария. – 2000. — №5. – С. 14-17.

Полиевский С. Оздоровление школьников из районов комплексного экологического загрязнения / С. А Полиевский, А. Лакшин, М. Ковтун // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – №3. – С. 19-21.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» (далее — Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 — 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. N 2-р.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013 — 2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

В целях определения направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта, распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.

Кроме того, спорт стал не только заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.

Благодаря принятым в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке развития физической культуры и спорта, решениям о поддержке спортивных организаций и другим проектам удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения потенциала отрасли.

Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.

Эти сферы, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата у всей отрасли. Соответственно комплексное решение возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям.

Единовременная пропускная способность спортивных объектов по отдельным видам спорта, а также быстро устаревающая методическая база подготовки спортсменов не позволяют в полной мере обеспечить комплексное решение указанных проблем в соответствии с одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р социальными нормативами и нормами в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» (далее — Программа на 2006 — 2015 годы), положила начало формированию общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. В результате ее реализации удалось увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006 — 2015 годы, с 6840 человек в 2010 году до 11618 человек в 2013 году, а также создать инфраструктуру для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. Однако не были созданы федеральные тренировочные центры для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная), велоспорта, конного спорта, современного пятиборья и стрельбы из лука.

При этом качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий (в том числе в рамках этапов международных соревнований). Тем не менее цифры, подтверждающие достигнутые успехи, также свидетельствуют о необходимости продолжения работы.

При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий решение проблемы программно-целевым методом.

Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления отрасли.

Программа, являясь программно-целевым инструментом реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее — государственная программа), опирается на результаты Программы на 2006 — 2015 годы и усиливает созданные ею содержательный, методологический и организационный заделы.

Программа направлена на усиление государственной поддержки в отношении задач, отнесенных к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта, и предусматривающих решение стратегической задачи формирования спортивного резерва.

Отказ от использования программно-целевого метода может привести к следующим проблемам:

отсутствие системности в решении стоящих перед государством задач в этой области;

снижение уровня и отсутствие стабильности результатов в спорте высших достижений;

снижение активности использования потенциала спорта при позиционировании Российской Федерации на международном уровне;

снижение социальной эффективности физкультурно-спортивной деятельности в части воспитания детей и молодежи, формирования положительных примеров и ориентиров в обществе.

Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы, применявшиеся в рамках реализации Программы на 2006 — 2015 годы. Только рациональное использование выделенных ресурсов и комплексное решение проблем на основе программно-целевого метода позволит обеспечить:

развитие массового спорта с учетом необходимости повышения обеспеченности физкультурно-спортивными объектами субъектов Российской Федерации, с учетом приоритетности развития Дальневосточного, Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, г. Севастополя, Арктической зоны и Калининградской области (далее — приоритетные территории);

развитие спорта высших достижений с учетом таких особенностей различных составляющих этого процесса, как развитие инфраструктуры спортивно-тренировочных центров в соответствии с поставленными целями, а также развитие инфраструктуры спортивных центров на базе подведомственных образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя;

создание научно-методической базы, повышающей эффективность решения задач Программы;

информирование общества (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров для повышения престижа активного образа жизни.

Однако применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, основными из которых являются административные риски, связанные с неэффективным управлением Программой, риск выстраивания алгоритма взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации на основе софинансирования за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, а также финансовый риск, характеризующийся:

недостаточностью финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, обусловленной инфляционными процессами и обесцениванием финансовых ресурсов в стране. Наличие этого фактора может привести к невозможности достижения целевых показателей Программы по отдельным направлениям;

Читать также:  В статье рассматривается вопрос чтения в современной культуре

сокращением объемов финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, связанным с возможным изменением социально-экономической ситуации в регионах. Негативное влияние этих факторов может привести к невозможности выполнения мероприятий Программы по вводу объектов капитального строительства в необходимом объеме в предусмотренные сроки;

несвоевременным принятием решений на региональном уровне о софинансировании мероприятий Программы по подготовке проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Наличие этого фактора может привести к снижению эффективности использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, субъектами Российской Федерации.

Кроме того, существуют риски, связанные с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты от ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае результаты Программы окажутся невостребованными. Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы. Отсутствие такой информации также является существенным фактором риска.

Для предотвращения этих рисков необходимо осуществлять мониторинг ситуации, складывающейся при реализации Программы, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования всей системы мер, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям. Результаты мониторинга должны регулярно публиковаться в средствах массовой информации.

С этой же целью предусматривается открытое обсуждение реализации Программы на координационном совете Программы.

Учитывая, что Программой предусмотрено формирование системы текущего и оперативного управления, контроля и мониторинга достижения целевых показателей, риск наступления негативных последствий от реализации Программы будет минимален.

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Гераськин В. , учитель физической культуры

МБОУ  «Мордовско-Козловская СОШ»

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача — не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.

В последнее десятилетие в современном обществе основной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства.

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.

Важнейший элемент физической культуры — двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами. Не менее важна совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в целом.

Преподавание  физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для учителя  является — овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

При проведении уроков физической культуры я опираюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребёнка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса возможны на основе идеи совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновение в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей – ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.

Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно-деятельной, а также не умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

В настоящее время продолжается экстенсивное наращивание объёма изучаемого материала по всем дисциплинам, перенасыщение его новыми, не всегда нужными, знаниями. Это приводит к разрыву межпредметных связей: каждый предмет решает свои задачи самостоятельно, а школьники переживают пассивность и безразличие ко всему, что связано с обучением.

Таким образом, новая концепция по физическому воспитанию невозможна без объективного анализа и критического переосмысления процессов происходящих в образовании в целом.

Учащимся трудно запомнить всё, что даётся им на уроках. Составители научных концепций и учебных программ зачастую «забывают» о психофизиологических возможностях детей по приёму и переработке информации, о возрастно-половых особенностях их развития, естественных социальных потребностях. Интенсивные учебные нагрузки на неокрепший детский организм неблагоприятно сказываются на здоровье школьников. Недостаток двигательной активности и чрезмерные учебные нагрузки часто приводят к срыву базовых биологических функций. Всё это свидетельствует о том, что система образования в нынешнем её виде превратилась в мощный патогенный фактор различных заболеваний школьников, нарушающих нормальное протекание важных психофизиологических процессов (мышления, умственной работоспособности, внимания, памяти). Естественно, такое положение дел должно тревожить тех, кому доверено здоровье детей, от кого зависит подготовка выпускников школы к взрослой жизни.

Очевидно то, что эффективным средством решения многих проблем выступает физическое воспитание.

Однако, как подтверждает практика, за 3 урока физкультуры в неделю  не могут достаточно решить  все проблемы. Тем более, что в результате научно-технического прогресса  резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Негативные последствия этого на лицо, ибо рост, развитие и здоровье человека напрямую зависит от его двигательной активности. Народная мудрость гласит: «Движение – это здоровье!»

Не так давно ведущим считалось тренировочное направление урока. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Цель данных уроков – чтобы ребёнок приобрёл такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Такой урок должен решать следующие задачи:

  • В начальной школе – формирование общих представлений о физической культуре, её значение в жизни человека; развитие психических процессов креативности, самостоятельности, сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.
  • В основной  и средней школе – углубление основ знаний о физической культуре; воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; развитие навыков самоконтроля, ответственности за своё здоровье; изучения культурно-исторических основ физической культуры.

Система образовательных уроков по опыту работы даёт ряд положительных результатов, развивая психические процессы (мышление, память, внимание, навыки самоконтроля), оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у школьников.

Читать также:  Принимаются меры по решению текущих вопросов в рамках реализации государственной программы по доступной среде в России и во всем мире

В МБОУ «Мордовско-Козловская СОШ» складывается модель «Спорт – залог здоровья». Деятельность педагогов направлена как на достижение оптимального уровня обученности,  воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:

-определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциация с учётом физического развития и состоянием здоровья детей;

-выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание, влажная уборка, соблюдение теплового и светового режима);

-введение в учебно-воспитательный план уроков здоровья, профилактических бесед, введение в режим работы школы физкультминуток во время уроков;

-совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий;

-систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;

-регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе районной поликлиники;

-проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья.

Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и задач программ оздоровления учащихся. В нашей школе функционирует спортивный зал с душевыми комнатами и оборудованными раздевалками. При школе находятся хоккейный корт, стадион с искусственным покрытием. Все это позволяет повысить эффективность проводимых уроков и повышает интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом. В школе работают секции «Настольный теннис» «Хоккей», «Футбол»

Очень актуален вопрос – как сформировать желание заниматься физической культурой у детей школьного возраста? Ответ, на мой взгляд, включает в себя четыре элемента.

Первый – описание цели, которую необходимо достигнуть.

Второй – мотивация действия. Нужно опирать на значимый для школьника мотив.

Третий – практическая реализация ведущего мотива.

Четвёртый – результат, который должен быть достигнут после выполнения тренировочной работы.

Таким же образом можно сформировать положительное отношение и интерес к выполнению школьником практически любой деятельности.

Специалисты утверждают, что сегодня гарантией победы на спортивной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и создание им художественного образа.

Возможны интеграции и с математикой, и с биологией, и с физикой. Варианты могут играть значительную роль в развитии гуманных качеств личности учащихся.

Ключевым структурным элементом служит музыка. В зависимости от подобранной музыки создаётся образ и реализуется двигательный потенциал ребёнка.

Музыка определяет характер движения, его развитие, создаёт эмоциональную основу действия, способствуя тем самым претворению в жизнь здоровьесберегающих технологий.

Действенным средством может стать импровизация. Для импровизации детям можно предложить упражнения, передающие движения животных, образы растений, трудовую деятельность.

Для развития речи детей желательно на уроках физической культуры дополнять упражнения рифмованными текстами или речитативом.

Танцевальные движения, безусловно, способны очень сильно воздействовать на человека, на его психофизическое оздоровление. Помимо отдельных танцевальных движений можно использовать в урочных формах занятий танцевально-экспрессивный тренинг.

Нельзя оставить без внимания влияние цвета на нашу жизнь, на наше здоровье. Положительные эмоции проявляются при чувствительности глаза к красно-желтой части спектра, а отрицательные к сине-зелёным цветам. Знания воздействия цвета на организм человека можно использовать, выбирая цвет при покраске зала, подбирая спортивную форму, спортивный инвентарь. Так, желтый цвет считается стимулятором мозга, он не утомляет и оказывает стимулирующее влияние на зрение и нервную систему, лиловый цвет – оказывает успокаивающий эффект, снижает тревожность, зелёный – поднимает жизненный тонус, снимает напряжение, раздражительность.

Комплексное сочетание средств музыки, изоискусства, танца в системе физкультурного образования школьников может быть использовано в театрализованных массовых выступлениях, в спортивных праздниках, да и на каждом уроке в сюжетно-ролевых играх.

Таким образом, главное правило использования форм и методов искусства в физкультурном образовании – это не бояться импровизировать, сочетая двигательный компонент (физическую культуру) с духовным (искусством), проявлять творчество и воображение, учить этому детей, потому что это так необходимо в современной жизни.

Педагогический опыт использования музыкально-ритмических подвижных игр показывает, что у детей кроме физических развиваются эстетические и нравственные качества, умственные и музыкальные способности, а также речь, логическое и образное мышление. Слияние музыки и физической культуры, дополняющих друг друга, содействует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Выполняя различные физические упражнения, надо знать, что ребёнок всех заставляет улыбаться, но не каждого – думать. Проблемы будущего любой семьи, да и будущего страны, напрямую зависят от главного – кто будет строить. И семью, и страну. Люди свободные, красивые и сильные или неуверенные, болезненные, безграмотные и бесхарактерные. Это зависит во многом от родителей, от того – как внимательно, бережно, осмысленно и изобретательно они раскрывают возможности и таланты своих детей. Необходимо совместно с детьми заниматься спортом, интересоваться их успехами, подавать положительный пример.

Всё воспитание и всё образование нанизывается на один стержень – трудолюбие. Всё остальное – любознательность, внимание, память, способности – есть у всех, правда в разных пропорциях. И из этого следует, что с ребёнком, которому трудно запоминать, надо по-другому работать.

Неуспевающих же всеми способами надо стараться поддерживать, воспитывать самоуважение. Такая система работы помогла бы решить многие детские проблемы. И семейные проблемы – тоже, связанные с детьми и их свободным временем.

Для исправления ситуации с «больным поколением», необходима результативная работа школьных специалистов физического воспитания, а необходимым подспорьем в их деятельности должны стать грамотные действия родителей школьников.

На мой взгляд, надо начать с основы: разработать нормативные требования по развитию двигательных качеств для детей, поступающих в I класс; познакомить родителей будущих первоклассников с нормативными требованиями; проводить тестирование будущих учеников при поступлении в школу; организовывать семинары и консультации для родителей по развитию двигательных качеств детей. Свой вклад должны внести и полноценно работающие телевидение, пропаганда, пресса.

Вести же уроки физической культуры с 1 по 11-й класс должны специалисты; ведь именно в начальной школе закладываются основные физкультурные знания, навыки и умения, главное, мотивация к дальнейшему физическому самосовершенствованию.

Общеизвестно, что регулярные физические упражнения дают многогранные положительные эффекты, физиологическую основу которых используют в медицине для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.

Организм стремится поддерживать индивидуальную норму двигательной активности, что позволяет говорить о врожденной потребности в ней.

Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством нашей страны уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего часа физкультуры в учебный план, строительство уникальных спортивных центров (в с. Атюрьево построен Ледовый дворец), проведение массовых спортивных соревнований различного уровня.

Что можно сделать для оптимизации оздоровительного, развивающего и образовательного компонентов в рамках новой, многогранной роли физической культуры?

Реализация оздоровительного компонента требует разработки конкретных требований к уровню здоровья школьников, как единство физического и интеллектуального факторов. Всё это позволяет утверждать, что исключительно важна роль физической культуры в формировании личности обучающихся, их интересов и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний школьников. Поэтому в структуре общего среднего образования предмет должен носить прикладной характер, занимать одно из ведущих мест в системе межпредметных связей и способствовать решению важных общепедагогических задач.

Список используемой литературы:

  • Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе. — 2006. № 2. — с.68.
  • Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы // Физическая культура в школе. — 2004. — № 7. с. 7.
  • Дорошенко А.С., Шуров К.Ю. Образовательный урок // Физическая культура в школе. — 2005. — № 5. — с.38.
  • Копылов Ю.А. Учитель физкультурной самостоятельности // Физическая культура в школе. — 2005. — № 2. — с.27.
  • Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в образовательном процессе // Физическая культура в школе. — 2005. — N-4. — с.28.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *