96. Аккредитация общественных программ Аккредитация общественных организаций для образовательных учреждений. Аккредитация образовательных программ общественным и профессиональным секторами

Союз «Кузбасская торгово-промышленная палата» (далее – Кузбасская ТПП) включена в Перечни аккредитующих организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) программ СПО, высшего и дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ.

Зачем СПО и вузам нужна профессионально-общественная аккредитация?

ПОА программ высшего образования, среднего и дополнительного профессионального образования является одним из направлений независимой оценки качества образования в России.

Нередко компетенции выпускников вузов и организаций СПО не удовлетворяют работодателей. В ходе ПОА как раз оценивается соответствие программы требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда. Иначе, как её компоненты — содержание, дизайн, технологии, условия  — влияют на формирование тех или иных профессиональных компетенций. Кроме того, ПОА выявляет степень интеграции работодателей в образовательную деятельность.

Для образовательных организаций ПОА – это возможность получить оценку своей образовательной деятельности со стороны работодателей.

Кузбасская ТПП выступает площадкой объединения работодателей — в палате 16 комитетов, гильдий и советов по различным направлениям и отраслям экономики. Из числа членов палаты формируется внешняя экспертная комиссия для ПОА.

При государственной аккредитации важно иметь результаты профессионально-общественной аккредитации

В части 8 ст. 96 федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что при проведении государственной аккредитации в аккредитационный орган передаются для рассмотрения также сведения об имеющейся у образовательной организации (вузы, СПО) общественной или профессионально-общественной аккредитации.

Сведения об аккредитованных в Кузбасской ТПП программах предоставляются для размещения на федеральном информационном ресурсе Автоматизированная информационная система «Мониторинг ПОА».

ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации

Успешно прошедшие профессионально-общественную аккредитацию образовательные организации (вузы, СПО) получают право:

  • размещать сведения о наличии ПОА на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
  • указывать сведения о наличии ПОА в документах об образовании или о квалификации, выдаваемых выпускникам;
  • предъявлять результаты ПОА в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственной аккредитации образовательной организации.

Работодатели получают возможность:

  • формировать заказ на подготовку специалистов, обладающих необходимыми бизнесу квалификациями;
  • экономить средства на подготовку и переподготовку кадров;
  • влиять на образовательную деятельность, формируя компетентностую модель выпускника образовательной организации в соответствии с потребностями бизнеса.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02. 2016 N 166-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02. 2016 N 166-ФЗ)

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02. 2016 N 166-ФЗ)

Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 02. 2016 N 166-ФЗ)

Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети «Интернет».

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02. 2016 N 166-ФЗ)

Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 10 введена Федеральным законом от 02. 2016 N 166-ФЗ)

Мустафаев А. 11 ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»Уровень образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, является весомым показателем их успешности и соответствия критериям качества, установленным независимыми организациями по аккредитации. Внешняя аккредитация делает сравнимыми квалификации прошедших эту процедуру вузов, унифицирует вузовские требования, делает возможным международный процесс мобильности студентов и преподавателей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет государственно-общественный характер управления системой образования. Государство контролирует образовательные организации, периодически проверяя их на соответствие минимальным лицензионным и аккредитационным критериям. Поэтому для абитуриентов и работодателей принципиально важной является информация об уровне образовательных программ вуза относительно международных квалификационных показателей. Показано, что независимая аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ является эффективным инструментом регулирования качества подготовки специалистов. Жетесова Г. , Ерахтина И. Тенденции развития мировой образовательной системы // современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; URL: www. science-education. ru/105-6751 (дата обращения: 10. 2015). Синицкая Н. Качество профессионального образования: приоритеты и критерии оценки // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2;URL: www. science-education. ru/116-12846 (дата обращения: 20. 2015). Федеральный закон от 29. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 31. 2014, с изм. от 06. 2015) «Об образовании в Российской Федерации». Чучкалова Е. , Мосунова О. Характеристика мировых систем высшего профессионального образования; Рос. гос. проф. -пед. ун-т. // Инновационные стратегии и технологии реформирования систем управления образованием : монография / Под ред. Линьковой, В. Бондаренко. — Пенза, 2010. — С. 83–90

Усиление влияния таких факторов развития участников рынка образовательных услуг в системе высшего профессионального образования, как глобализация и региональная интеграция, требует внесения определенных коррективов в применяемые в национальной системе высшего образования механизмы, критерии и стандарты предоставления образовательных услуг.

Российской системе высшего профессионального образования необходимо наличие каких-то конкурентных преимуществ, которых невозможно достичь простым переходом на уровневую систему подготовки и федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Основным фактором в борьбе на рынке образовательных услуг является качество образования и образовательного процесса.

Весомым показателем успешности деятельности образовательной организации является ее соответствие критериям качества, установленным независимыми организациями по аккредитации с участием профессиональных объединений потребителей и выпускников. Внешняя аккредитация делает сравнимыми квалификации прошедших эту процедуру вузов, унифицирует вузовские требования, делает возможным международный процесс мобильности студентов и преподавателей. Другими словами – независимая аккредитация вуза подтверждает, во-первых, качество образования его выпускников и их готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с уровнем полученного ими образования и, во-вторых, наличие в вузе эффективных механизмов обеспечения качества образования, ведущего к взаимному признанию документов о высшем образовании на международном уровне (рис.

В Российской Федерации ключевым в становлении независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 г. , когда вступил в силу Закон «Об образовании в РФ», дух и буква которого закрепляют значительный положительный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

96. Аккредитация общественных программ Аккредитация общественных организаций для образовательных учреждений. Аккредитация образовательных программ общественным и профессиональным секторами

Рис. Цели и задачи независимой оценки качества образования

В настоящее время законодательно закреплены: государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, на соответствие этих программ минимальным требованиям ФГОС, обязательная для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца; общественная аккредитация образовательных организаций на соответствие условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями.

В России основным заказчиком образовательных организаций является государство, которое определяет контрольные цифры на подготовку специалистов и оценивает качество подготовки выпускников. По одной и той же образова­тельной программе, имеющей государственную аккредитацию, специалистов готовят десятки вузов, и все они имеют право выдачи дипломов государственно­го образца по данному направлению или специальности. Однако часть вузов имеет репутацию заслуженных и признанных среди населения. Выпускники этих вузов, как правило, востребованы на рынке труда, в то время как выпускники других вузов, также имеющих государственную аккредитацию, испытывают затруднения при трудоустройстве. Данный факт является аргументом в пользу прохождения вузами независимой оценки качества образовательного процесса, которая должна проводиться на соответствие не минимальным, а повышенным требованиям (табл.

Сравнительные характеристики общественно-профессиональной и государственной аккредитации

Наиболее адекватной моделью независимой оценки образовательных организаций представляется следующая: вузы оцениваются независимой специализированной организацией, результаты оценки доносятся через средства массовой информации, полученные результаты используются федеральными органами управления образованием при принятии решений.

Следует особо подчеркнуть, что при проектировании образовательных программ всех циклов определение результатов обучения является основным требованием. Результаты обучения позволяют определить место программы с точки зрения ее академической роли, а также значимости для потребителей – работодателей и студентов. Поэтому определение результатов обучения должно учитывать в том числе и мнение работодателей.

Необходимо отметить что, в утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 27. 08 Управление интеллектуальной собственностью (программа магистратуры), в разделе «Оценка качества освоения программ» содержатся следующие положения:

  • уровень качества программы магистратуры и его соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) может устанавливаться при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • в целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств внешних экспертов — работодателей из числа действующих руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), а также преподавателей смежных образовательных областей, специалистов по разработке и сертификации оценочных средств.

Таким образом, ФГОС ВО по данному направлению устанавливает требования:

  • по оценке качества образовательных программ;
  • по оценке качества процедур контроля успеваемости и оценочных средств, применяемых вузом для определения качества освоения образовательных программ.

При этом обязательной становится внешняя оценка качества процедур контроля успеваемости и оценочных средств и рекомендуемой — оценка соответствия образовательных программ требованиям рынка труда и профессиональных стандартов.

На постсоветском пространств, значительный опыт внедрения институтов независимой аккредитации имеет Республика Казахстан. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг. прописано:

  • с 2012 г. аккредитация будет осуществляться некоммерческими неправительственными организациями;
  • с 2014–2015 учебного года государственная аттестация будет заменена национальной институциональной аккредитацией для вузов и колледжей;
  • государственный орган передает часть своих полномочий неправительственному сектору в свете поручений Президента РК Правительству по сокращению контрольно-надзорных функций;
  • развитие системы государственно-частного партнерства в системе образования в различных формах и на различных уровнях.

Механизм стимулирования вузов Казахстана к проведению независимой аккредитации включает:

  • введение документа об образовании собственного образца для аккредитованных вузов;
  • освобождение от процедуры государственной аттестации программ, прошедших специализированную аккредитацию и институциональную аккредитацию.

У руководства российских высших образовательных учреждений вопрос о необходимости проведения независимой аккредитации все чаще имеет положительный ответ. Так, например, Санкт-Петербургский государственный университет провел международную профессиональную институциональную аккредитацию EQUIS (European Quality Improvement System). В настоящее время на всем постсоветском пространстве только СПбГУ имеет аккредитацию EQUIS. Есть у СПбГУ аккредитация AMBA (Association of MBA), а также EPAS (European programme accreditation system).

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ позволяет образовательным учреждениям продемонстрировать приверженность высокому качеству образовательных услуг и подготовки специалистов; получить независимую квалифицированную оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов; публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов; обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.

Общественно-профессиональная аккредитация — это процесс, направленный на повышение качества образования в международных масштабах, признание качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества. Прохождение независимой аккредитации позволяет образовательной организации открыто заявить о качестве подготовки специалистов, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, а также обеспечить трудоустройство своих выпускников. Независимая общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ является эффективным инструментом регулирования качества подготовки специалистов.

Мелехин В. , д. , профессор, зав. каф. вычислительной техники ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала;

Асланов Г. , д. , профессор, зав. каф. управления и информатики в технических системах ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Библиографическая ссылка

96. Аккредитация общественных программ Аккредитация общественных организаций для образовательных учреждений. Аккредитация образовательных программ общественным и профессиональным секторами

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *