Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Какие есть государственные программы по улучшению жилья для молодых семей?

Понятие «программа» довольно часто используется в разных значениях, отсюда путаница в названии различных способов улучшить свои жилищные условия с помощью государства. На федеральном уровне реализуются государственные и федеральные целевые программы. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации действуют региональные программы.

Основные виды поддержки, оказываемые государством на федеральном уровне, за счет которых молодыми семьями могут быть улучшены жилищные условия, — это:

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Молодые семьи могут получить социальные выплаты на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»?разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 2010 № 1050; п. 1, 2 Приложения № 1 к Особенностям, утв. Постановлением № 1050.

По этой программе молодая семья может получить из бюджета средства на покрытие 30–35% доли при покупке квартиры эконом-класса в многоэтажных домах (или на первый взнос при получении ипотечного кредита или займа).

Материнский (семейный) капитал (в рамках реализации государственной программы российской Федерации «Социальная поддержка граждан»?утвержденной постановлением Правительства РФ от 15. 2014 № 296 до 31 декабря 2026 года).

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Как купить квартиру на материнский капитал, читайте в нашей инструкции.

Возможность получения семьями с детьми ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на льготных условиях — по ставке не выше 6% годовых?в рамках реализации постановления Правительства РФ от 30. 2017 №1711.

Подробнее о государственной программе льготного кредитования читайте в инструкции: Как воспользоваться «Семейной ипотекой»?

Возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории Дальневосточного федерального округа на льготных условиях — по ставке не выше 2% годовых?в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07. 2019 № 1609.

Подробнее о льготной ипотеке под 2% годовых на жилье, расположенное на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) читайте в нашей инструкции.

Возможность получения единоразовой выплаты на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 тыс. рублей?в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07. 2019 №1170.

Подробнее о выплате в размере 450 тыс. рублей: Помощь многодетным семьям в погашении ипотеки.

Кроме того, в регионах действуют различные программы и подпрограммы, при участии в молодым семьям предоставляется финансовая поддержка в размере 30–40% от стоимости жилья. Иногда социальную выплату можно потратить не только на покупку жилья, но и на строительство жилого дома.

Некоторые муниципальные власти выделяют дополнительные средства из региональных бюджетов на помощь молодым семьям. Этими средствами можно оплатить до 50–60% от стоимости покупки жилья или строительства. Поэтому начинать поиск способа получить от государства помощь с жильем лучше с сайта местной администрации в своем регионе.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

В какой форме предоставляется помощь от государства?

Как правило, программы с государственной помощью семьям делятся условно на два типа:

  • Те, что дают возможность оформить ипотечный кредит/заем по сниженной ставке в ряде банков и некредитных организаций;
  • Те, что дают право на получение субсидии, суммарная величина которой может покрыть до 50% цены жилья в отдельно взятом регионе страны.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Кто может участвовать в госпрограммах по улучшению жилищных условий?

Условия участия могут быть разными, в зависимости от конкретной программы. Как правило, их участники должны быть гражданами России, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также быть способными выплатить разницу в цене за квартиру (или другое жилье), которую не покроет субсидия (это можно сделать с применением ипотечного кредита или займа). Чтобы доказать государству свою платежеспособность, нужно быть официально трудоустроенными.

Например, таковы требования к участникам подпрограммы «Молодая семья» в рамках ФЦП «Жилище»?Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»:

  • Семейная пара должна состоять в официальном браке;
  • Каждому из супругов должно быть меньше 35 лет;
  • Может участвовать и неполная семья, например, один родитель в возрасте до 36 лет и один ребенок или несколько несовершеннолетних детей.

В некоторых программах могут участвовать и бездетные семьи, однако наличие детей часто позволяет получить более низкую ставку по ипотечному кредиту/займу или увеличить размер субсидии.

Субсидии обычно выдаются в порядке очереди. Если ваша семья подпадает под требования к конкретной программе, вы можете направить заявку на участие, а затем встать в очередь на улучшение жилищных условий.

В некоторых программах также могут участвовать семейные граждане в возрасте до 35 лет (включительно), проживающие в следующих условиях:

  • в аварийных домах и непригодных для жизни постройках;
  • в помещениях, не обеспеченных холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;
  • в общежитиях без временной прописки;
  • в коммунальных квартирах или комнатах по соседству с людьми, страдающими хроническими заболеваниями, например, психическими или кожными.

Какие семьи считаются нуждающимися в жилье?

Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления?пункт 2 статьи 685 Гражданского кодекса Российской Федерации. В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 м² на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 м².

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Участвовать в некоторых госпрограммах могут только малоимущие семьи, то есть те, в которых доход на человека ниже прожиточного минимума по региону. При этом берутся в расчет доходы всех членов семьи — студенческие стипендии, пенсии, алименты и прочее. Этот статус можно получить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации, а затем надо каждые 6 месяцев приносить справки обо всех доходах семьи, чтобы подтвердить его.

При этом работники соцзащиты также принимают во внимание остальное имущество семьи, чтобы оценить ее финансовое положение. Если отдел соцзащиты принимает решение о том, что данная семья в ближайшие 20 лет не сможет самостоятельно купить квартиру, он признает ее малоимущей.

Кто может получить субсидию вне очереди

Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:

  • Если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
  • Если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.

На какой размер субсидии можно рассчитывать?

Размер субсидии во многом определяет состав семьи:

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

В ряде регионов России молодая семья вправе рассчитывать на более крупную компенсацию — до 70–80% от цены приобретаемого объекта недвижимости.

Может ли семья получить жилье от государства бесплатно?

Нет. Государственные программы не подразумевают обеспечение граждан жильем (улучшение жилищных условий) на бесплатной основе. Чтобы улучшить жилищные условия, придется задействовать в том числе и собственные финансы.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в Санкт-Петербурге — Санкт-Петербургский центр доступного жилья.

Там вы узнаете о действующих программах и сможете получить актуальную информацию о том, как стать их участником, в том числе взять все нужные формы заявлений и изучить перечень документов.

Отсутствие жилплощади или ее негодное состояние требуется подтвердить конкретными документами. Решение о том, нуждается ли семья в жилье, принимается в индивидуальном порядке после изучения ее материального положения и поданных документов. Как правило, по обращению выносится постановление о признании заявителя нуждающимся в жилье и постановке его на учет или мотивированный отказ. Еще раз стоит подчеркнуть, что без использования личных средств не обойтись. По мере возможности рекомендуется использовать материнский капитал и ипотечный кредит или заем, а также дополнительные меры поддержки для многодетных семей на погашение ипотеки.

За получением ипотечного кредита (займа) на льготных условиях следует обращаться в кредитные или некредитные организации, принимающие участие в реализации соответствующих государственных программ.

Оформление материнского (семейного) капитала следует начать с обращения в Пенсионный фонд РФ. Теперь оформить документы на получение МСК можно также в Многофункциональном центре, а начиная с середины апреля должна появиться возможность оформления документов на выплату и через банк, который предоставил ипотечный кредит.

За получением выплаты в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки следует обратиться к своему кредитору.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Какие документы нужны для участия в программе?

Итоговый список документов может меняться от программы к программе, но велика вероятность, что вам понадобится большая часть из следующих документов (приведен список документов для участия в программе «Молодая семья»):

  • подписанное заявление об участии в программе в 2 экземплярах (один экземпляр останется у вас);
  • паспорта всех членов молодой семьи, свидетельства о рождении детей и копии;
  • свидетельства о браке и копии(только для полных семей);
  • документы, подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, например, технический паспорт на квартиру, подтверждающий, что на каждого члена семьи приходится площадь меньше региональной нормы;
  • выписка из ЕГРН или справка из БТИ, где указаны сведения обо всей зарегистрированной на вас недвижимости с 1995 года);
  • финансовые документы, например, выписка по банковскому счету и справка о доходах и удержанных суммах налога (бывшая 2-НДФЛ), , чтобы подтвердить, что сможете выплачивать ипотечный кредит или заем;
  • сведения о регистрации каждого члена семьи;
  • реквизиты банковского счета.

Кроме того, вам могут понадобиться:

  • сертификат на материнский (семейный) капитал (при его наличии);
  • справка о составе семьи из управляющей компании;
  • выписка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;
  • документы на жилье, которое планируется приобрести.

Все эти документы нужно подать в местную администрацию и ждать решения. Если все документы одобрены, вы получаете сертификат на покупку жилья (свидетельство о праве на получение социальной выплаты).

С этим сертификатом нужно будет обратиться в банк, в котором будет открыт специальный счет для перечисления социальной выплаты в размере 30% от стоимости покупаемого жилья, а для семей с детьми — 35% и более. В документе будет прописан размер социальной выплаты, срок ее действия и дата, до которой сертификат нужно предъявить банку. Субсидия поступит на спецсчет после того, как вы выберете квартиру и банк одобрит сделку (будь то сделка купли-продажи или договор по ипотечному кредиту/займу).

Чтобы получить льготы на приобретение жилья от государства, нужно подтвердить наличие остальной суммы, необходимой для приобретения жилья. Без этого субсидия не предоставляется.

Как молодой семье получить льготы при получении ипотечного кредита (займа)?

Получить ипотечный кредит (заем) на льготных условиях молодая семья может в следующих случаях:

  • Если получит субсидию по федеральной программе по улучшению жилищных условий (например, «Молодая семья»), с помощью которой можно сделать первый взнос;
  • Если воспользуется льготным кредитом по государственным программам для семей с двумя и более детьми или «Дальневосточная ипотека»;
  • Если воспользуется предложением конкретного банка или некредитной организации, многие из которых предлагают молодым семьям пониженную ставку по ипотечному кредиту или займу.

Например, льготные условия по ипотечному кредиту можно получить благодаря программе «Семейная ипотека». Это ипотечная программа для семей, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился первый ребенок или последующие дети.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Ипотечный кредит можно оформить до 1 марта 2023 года. При этом ставка составит не более 6% годовых (не более 5% для жителей ДФО).

Подробнее о программе: Условия программы Дальневосточная ипотека.

Рассчитать семейную ипотеку можно здесь.

Отдельные условия льготного кредитования для жителей Дальневосточного федерального округа предусмотрены программой «Дальневосточная ипотека»?условия которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07. 2019 № 1609. Ставка по таким кредитам не превышает 2% годовых.

Заемщиками по договору льготной ипотеки могут быть только:

  • Молодая семья, в которой каждому супругу еще не исполнилось 36 лет (при этом у них может быть один ребенок или вообще не быть детей);
  • Одинокий родитель с ребенком (маме или папе должно быть не больше 35 лет; ребенок может быть один, но обязательно до 18 лет; важно, чтобы родитель не состоял в официальном браке);
  • Владелец дальневосточного гектара (для этой категории заемщиков требований к возрасту нет, но если есть супруг, он должен стать созаемщиком или поручителем);
  • Участник программы повышения мобильности трудовых ресурсов;
  • Работник государственной или муниципальной медицинской или образовательной организации на территории ДФО.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Подробнее об условиях программы: Как воспользоваться «Семейной ипотекой»?

Формирование и реализация государственной региональной социальной и семейной политики. Особенности репродуктивного поведения молодых семей в современной России. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки

Под общей редакцией

Жижко и С. Чигановой

В монографии отражены результаты работы творческого коллектива социально-правового факультета Красноярского государственного университета по проекту «Социально-правовая поддержка молодых семей» Программы Министерства образования и науки Российской Федерации «развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г. , № 62809).

На основе ряда мониторингов, анализа законодательства и мар реализации социальной и молодежной политики в Краснояском крае исследуются возможности программно-целевого подхода в социальной поддержке молодых семей. Молодая семья рассматривается как особая социальная категория, со специфическими проблемами в реализации своих функций. Важное место занимают проблемы самого создания молодой семьи, проблемы реализации брачного выбора в современных условиях.

Предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «социальная работа», «психология», «социология», «социальная педагогика», «юриспруденция», для специалистов, работающих в социальной сфере, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами молодых семей.

Формирование и реализация государственной региональной социальной и семейной политики

1 Социальное государство и социальная политика: теоретические подходы (С. Чиганова)

2 Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми (С. Чиганова)

3 Концепция семейной политики в Красноярском крае

4 Организационно-правовые проблемы реализации семейной политики (С. Чиганова)

5 Государственное регулирование семейных отношений

Целевые программы как инструмент формирования и реализации региональной социальной политики

1 Программно-целевой подход в социальной политике (С. Чиганова)

2 Нормативно-правовая основа разработки и реализации целевых программ (С. Чиганова)

Молодая семья как особая социальная категория

1 Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья» (Н. Высоцкая, О. Дейс, Е. Жижко, И. Королева, С. Чиганова)

2 Типы молодой семьи и стадии её развития (Е. Жижко, С. Чиганова)

3 Функции молодой семьи (Е. Жижко, Н. Мыльникова, С. Чиганова)

4 Основные статистические характеристики молодой семьи в Красноярском крае (Е. Жижко, М. Хохлова, С. Чиганова)

Создание молодой семьи: особенности брачного выбора в современных условиях

1 Эволюция становления брачного выбора (О. Дейс, Е. Жижко, С. Чиганова)

2 Брачно-семейные отношения в системе современных общественных ценностей (О. Дейс, Е. Жижко, С. Чиганова)

3 Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи (Е. Жижко, И. Королева, С. Чиганова)

4 Основные концепции и теоретические подходы исследования брачного выбора (О. Дейс, Я. Гирич, Е. Жижко, С. Чиганова)

5 Стратегии и основополагающие детерминанты брачного выбора в современных условиях (О. Дейс, Е. Жижко, А. Краснянская, Н. Мыльникова, С. Чиганова)

6 Готовность к вступлению в брак и статистические характеристики устойчивого брачного выбора (Я. Гирич, Н. Мыльникова)

Проблемы молодой семьи

1 Социально-экономические проблемы молодой семьи (Е. Жижко, И. Королева, С. Чиганова)

2 Социально-психологические проблемы молодой семьи (Е. Жижко, И. Королева, Е. Терскова, С. Чиганова)

Проблемы репродуктивного здоровья молодой семьи

1 Планирование семьи (Я. Гирич, Т. Коробицина, Н. Мыльникова)

2 Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье (Я. Гирич, Т. Коробицина, Н. Мыльникова)

Особенности репродуктивного поведения молодых семей в современной России

1 Основные тенденции репродуктивного поведения в современной России (Е. Жижко, И. Королева, С. Чиганова)

2 Соотношение индивидуального, желаемого и ожидаемого числа детей в молодой семье (Е. Жижко, Д. Лахмакова, С. Чиганова)

3 Основные причины ориентации молодых семей в современной России на малодетность (Е. Жижко, И. Королева, Д. Лахмакова, И. Плющ, С. Чиганова)

4 Репродуктивное поведение мужчин и женщин (Е. Жижко, Д. Лахмакова)

Организация социально-правовой поддержки молодой семьи

1 Принципы организации социальной поддержки молодых семей в России (С. Чиганова)

2 Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи (М. Хохлова, С. Чиганова)

3 Программно-целевой подход к организации социальной поддержки молодых семей в регионе (Е. Жижко, И. Королева, М. Хохлова, С. Чиганова)

молодой семья социальный программа

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.

Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.

С точки зрения общества благополучная семья — это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья — это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Молодые семьи — это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы». От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.

Данная работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2005 году социально-правовым факультетом Красноярского государственного университета (кафедра теории и методики социальной работы) был выигран грант данного министерства на проведение научно-исследовательских работ по проекту: «Социально-правовая поддержка молодых семей» (в рамках ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»; подпрограмма №4: «Развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности высшей школы и ее кадрового потенциала»; раздел 4. 9: «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования»), руководитель проекта С. Чиганова.

Авторский коллектив благодарит экспертов и сотрудников Министерства образования и науки Российской Федерации, столь высоко оценивших нашу заявку на получение гранта и предоставивших возможность реализовать наши научные замыслы.

Также мы хотим выразить свою признательность студентам социально-правового факультета — будущим специалистам по социальной работе, принимавшим активное участие в обсуждении (проектировочных семинарах, дискуссиях) проблем молодых семей и способов их решения: Ирине Королевой, Елене Горбачевой, Николаю Брагину, Ареват Багдасарян, Ольге Дейс, Александре Шкитырь.

По Конституции Российская Федерация (ст. 7) определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно Основному закону нашей страны, в России охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако само понятие «социальное государство» требует истолкования, в особенности когда предметом анализа становится содержание деятельности государства по отношению к своим гражданам. В специальной литературе можно обнаружить различные определения данного понятия, например: «социальное государство — это государство демократического типа, способное осуществлять активную социальную политику» Перевалов В. Политология. : Норма, 1999. 363. Однако такое определение, с одной стороны, не дает ответа на вопрос, можно ли считать социальным государство-монархию, если оно проводит активную социальную политику по отношению к своим гражданам (государства Аравийского полуострова, Швеция). С другой стороны, признак наличия активной социальной политики не вполне надежен, поскольку предполагает оценку степени активности, а следовательно, необходимость выработки соответствующих критериев.

Определение понятия «социальное государство», предложенное Н. Волгиным и другими авторами, гласит, что «это самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь» Волгин Н. А, Гриценко, Н. Шарков Ф. Социальное государство. : Дашков и К, 2003. Такое определение более полно представляет признаки, которыми обязательно должно обладать социальное государство: верховенство закона, правовое регулирование взаимоотношений личности, коллектива и государства, социальные обязательства государства в установлении некоторых социальных гарантий.

Наиболее удачным нам представляется следующее определение: социальное государство — это характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, которая предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства Большой юридический словарь: электрон. Правовой справ. UBSCD. : Закон, 2002. 1 CD диск. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

· охранять труд и здоровье людей;

· устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

· обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

· развивать систему социальных служб;

· устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, социальное государство — это понятие, определяющее прежде всего принципы деятельности государства, специфику его конституционно-правового статуса, согласно которому, например, принимаемые в таком государстве законы не могут ухудшать социальную ситуацию и положение граждан. В противном случае это является основанием для обращения заинтересованных лиц в Конституционный Суд для решения вопроса о конституционности принятых нормативных актов. То же самое относится и к оценке деятельности должностных лиц и органов.

Многие авторы сходятся на том, что признание того или иного государства социальным в прямом значении зависит от политики, которую оно осуществляет. По своей сути социальная политика является совокупностью идей, воплощенных в нормативных документах, которые становятся основой для осуществления деятельности государственных органов и учреждений, а также бизнес-структур и некоммерческих организаций (НКО). Такая деятельность в рамках социальной политики предполагает поиск и обеспечение социального баланса. Причем социальная политика содержит идеи не просто о том, какого рода деятельность должна осуществляться в социальной сфере, но и о том, почему именно определенные направления и виды деятельности предпочтительны либо приоритетны.

В настоящем утверждении отражается, на наш взгляд, значение человеческой субъектности как основания выбора одного варианта деятельности из ряда возможных альтернатив. Социальная политика всегда результат творчества, то есть специфической человеческой деятельности, связанной с определенным видением и осмыслением некоторых явлений, в нашем случае — явлений социальной жизни.

Важно подчеркнуть, что человек именно вследствие своей субъектности стремится к самоопределению в организации жизненного пространства своего бытия, поэтому определение основных направлений и средств осуществления социальной политики всегда связано с субъективным представлением об их предпочтительности по сравнению с любыми другими вариантами. Таким образом, содержание социальной политики, средства ее реализации и в конечном счете ее результаты зависят от того, насколько у тех, кто занимается ее разработкой, представления о ней, ее целях и задачах адекватны тем жизненным реалиям, которые уже сложились, и тем тенденциям, которые обнаруживаются в социуме.

Мы не случайно акцентируем внимание на важности субъективных представлений тех лиц, которые участвуют в разработке основ и принципов социальной политики. Формирование социальной политики предполагает реализацию ценностных и мировоззренческих установок разработчиков. Поэтому так важно, чтобы ценностные и мировоззренческие установки этих людей отражали ожидания и потребности общества. В целом же, по нашему мнению, социальная политика должна строиться как основа для системы мер, позволяющих населению максимально реализовать свои жизненные силы и жизненные цели и смыслы.

Если обратиться к исследованию понятия «социальная политика», то обнаруживается, что в литературе, посвященной этому вопросу, встречаются определения, предельно расширяющие содержание этого понятия, например:

социальная политика — это взаимодействие государств на международном, национальном, региональном и местном уровне по поводу содействия гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности в сообществе, устойчивому и безинфляционному росту, сохраняющему окружающую среду, достижению высокой степени конвергенции экономических показателей, высокого уровня занятости и социальной защиты, повышения жизненного уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности на всех ступеньках общества См. : Ассоциация европейских исследователей. Социальная политика. : Малая библиотека Европейского союза, 1996. 148.

Некоторые авторы выделяют социальную политику в широком смысле: это воспроизводство социальных ресурсов государства, из которых данное общество черпает свою силу. Тем самым государство воспроизводит себя и создает предпосылки для расширенного воспроизводства своей деятельности и стабильности общественной системы, для поддержания равновесия в обществе, достойного уровня жизни и качества жизни населения страны Фофанова Е. Социальная политика и социальная работа: своеобразие и взаимосвязь // Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа / Под ред. Жижко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск,2001. Такой подход к определению понятия социальной политики делает акцент на ее целях, не раскрывая сущности и способов реализации.

Таким образом, для целей нашего исследования в понятие социальной политики нужно включить указание прежде всего на субъектный состав отношений, в рамках которых эта политика реализуется, на содержание деятельности, обеспечивающей ее реализацию, наконец, на ее цели.

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Социальную политику государства можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина. Государственные органы, общественные организации, органы местного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Одним из основных объектов социальной политики выступает семья.

Проводимые в обществе реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к негативным изменениям ее жизнедеятельности. Произошло резкое снижение доходов большинства семей, возросла нестабильность браков, разрушились устоявшиеся нравственно-этические нормы и традиции, что привело к кризису института семьи. С некоторым, на наш взгляд, опозданием это обстоятельство привлекло внимание государства и общества.

Как одно из важнейших направлений социальной политики государства выделилась семейная политика — государственные меры и усилия по сохранению или изменению положения семей См. : Лексикон социальной работы. Вологда: Русь, 2001. 202. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Королёв рассматривает семейную политику как составную часть социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций Королёв Ю. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. № 10.

В соответствии с данным определением специфика семейной политики заключается в том, что она определяет приоритеты социальной политики и различных ее направлений (экономическая, жилищная, занятости, сфера услуг и др. Социальная политика государства должна быть в первую очередь адресована семье, она должна стать семейной.

Семейная политика традиционно включает в себя денежные выплаты семьям в связи с рождением, воспитанием ребенка, льготы и другие формы социальной поддержки семей (консультирование, реабилитацию, социальное обслуживание).

Холостова рассматривает семейную политику как комплекс мер, предоставляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых улучшить благосостояние семьи и обеспечить ее функционирование в интересах общества Холостова Е. Социальная политика. : СТИ МГУС, 2000. 211.

Таким образом, основными задачами семейной политики являются укрепление семьи и семейных ценностей, обеспечение ее интересов, создание необходимых условий для реализации семьей основных функций (экономической, репродуктивной и др.

Семейная социальная политика реализуется с помощью социальных технологий. Социальная технология — это комплекс приемов для достижения социальнополезных целей, в той или иной степени соответствующих требованиям социального времени, в том числе: обеспечение благоприятных условий жизни людей; их организованности; эффективности взаимодействия; удовлетворения общественного интереса См. : Волгин Н. Социальная политика. : Экзамен, 2004. 165.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальных организаций и всего социального пространства. Социальные технологии определяются в известной степени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также активностью или пассивностью социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъектностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. Социальные технологии опираются на интеграцию достижений в различных сферах жизни. Кроме того, учитывается специфика национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиции взаимодействия в исторически определенных социально-культурных условиях. Одной из важнейших технологий социальной политики является социальное прогнозирование, социальное проектирование.

Осуществление социальной политики, в особенности на региональном уровне, предполагает решение комплекса управленческих задач. Эффективность этой деятельности зависит от ее информационного, организационного, правового и финансового обеспечения. Следует учитывать, что наиболее сложным объектом управления являются социальные процессы и изменения, происходящие в обществе. Можно назвать несколько причин, обусловливающих это несомненное обстоятельство.

Во-первых, уровень научного осмысления и, соответственно, понимания сущности многих социальных процессов остается до сих пор недостаточно глубоким, поскольку субъект познания — человек — оказывается сам включенным в исследуемые процессы, а значит, не имеет возможности объективно и полно отражать важнейшие закономерности и тенденции их развития.

Во-вторых, детальное описание и добросовестный анализ социальных процессов и тенденций их развития, а также активное вмешательство в протекание социальных процессов иногда противоречат насущным интересам отдельных социальных групп, главным образом тех, которые обладают властью либо претендуют на нее. Такого рода ситуация характерна, например, для исследования сферы теневого бизнеса, хотя очевидно, что существующие в этой сфере явления серьезнейшим образом влияют на состояние социума (занятость населения, его доходы и т.

В-третьих, существует объективная трудность в выборе адекватных методов управления, даже когда речь идет о решении конкретных проблем, например, в социальной сфере. Дело в том, что кроме доступных предвидению результатов управленческих действий социум «отвечает» на любое воздействие совокупностью трудно предсказуемых последствий. Поэтому при выборе методов управленческого воздействия возникает необходимость прогнозирования возможных последствий, в том числе и достаточно отдаленных во времени.

В-четвертых, даже правильный выбор методов управления в социальной сфере не гарантирует эффективности управленческой деятельности, потому что в решении социальных проблем весьма трудно учесть все или хотя бы основные факторы, обусловливающие тенденции развития социума. Ведь объектом управления в конечном счете являются люди, а от «человеческого фактора» зависят иногда сбои в работе даже абсолютно надежных технических систем. Не следует забывать, что и субъект управления — это человек или группа людей. Эмоции и чувства человека, прихотливое и порой иррациональное движение человеческого сознания заставляют выводить управление в социальной сфере на грань науки и искусства, давая место интуиции и озарению как психическим основаниям принятия управленческих решений. Можно выделить и еще ряд причин, но даже указанные вполне объясняют объективную сложность управления в социальной сфере.

Еще одной проблемой следует считать недостаточную эффективность управленческих механизмов, которые используются для решения социальных проблем. Так, например, попытка управлять демографическими процессами при помощи механизмов стимулирования рождаемости, например, оказалась неэффективной в России, поскольку не привела к росту числа рождений в молодых, социально успешных семьях. В то же время так и не созданы механизмы, позволяющие ограничить возможность получения и расходования на приобретение спиртного тех небольших сумм, которые выплачиваются родителям в семьях, где злоупотребляют алкоголем. Эта проблема известна давно, но меры социальной помощи семьям, используемые в рамках действующей социальной политики, не позволяют обеспечивать дифференцированный подход и адресность мер поддержки. Причина, на наш взгляд, состоит в том, что используется традиционный формальный подход, не ориентированный на точно определенный результат. Для эффективности мер социальной политики они должны быть выверены исходя из целей, сформулированных в соответствии со структурой проблемы, на решение которой они направлены.

Кто может воспользоваться программой?

Чтобы стать участником программы, молодая семья должна соответствовать нескольким условиям:

При этом, следует отметить, что возраст участников программы проверяется два раза – при постановке на учет, а затем при фактическом предоставлении субсидии. Это значит, что если на момент постановки на учет супругам было по 33 года (или одному из них 33 года), а в момент предоставления субсидии стало 36, то в программе они участвовать не смогут;

Наличие средств можно подтвердить справкой с работы о получаемых доходах либо справкой из банка о наличии сбережений;

Также молодыми семьями, имеющими право на получение субсидии в рамках программы, признаются неполные семьи, состоящие из одного родителя не старше 35 лет и одного и более детей.

Какой размер субсидии может получить молодая семья?

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Молодая семья может получить 30% (семьи без детей) или 35% (семьи хотя бы с одним ребенком, в том числе неполные семьи) от расчетной стоимости жилья. При этом все расчеты производятся безналичным способом. Для этих целей в банке открывается специальный счет, с помощью которого погашается кредит.

Какие требования установлены к приобретаемым жилым помещениям?

Таких требований всего три:

  • Регион приобретения жилого помещения и выплаты субсидии должны совпадать;
  • Жилье не приобретается у близких родственников;
  • Площадь жилого помещения должна соответствовать установленным нормам на одного человека.

Какие особенности реализации государственной программы в регионах?

Программа федеральная, однако в каждом регионе условия ее реализации отличаются. Региональное законодательство самостоятельно устанавливает нормативы стоимости жилья для участия в программе, порядок выплаты субсидии вне очереди и самое главное — размер субсидии.

Именно региональные власти устанавливают норматив стоимости квадратного метра жилья в субъекте, на основании которого затем рассчитывается расчетная стоимость, влияющая на размер субсидии.

Также власти субъекта определяют учетную норму жилья, на основании которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий. В одном субъекте такая норма может быть 10 кв. м, а в другом — 18 кв.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Сколько времени занимает оформление субсидии?

Процедура участия делится на два этапа, на первом этапе молодой семье необходимо собрать пакет документов и встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на втором этапе необходимо дождаться очереди, получить сертификат на использование субсидии, а также применить его в течение 7 месяцев после получения.

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Между постановкой на учет и выдачей сертификата может пройти не один год, поэтому молодой семье рекомендуется вставать на учет как можно раньше. За время ожидания возраст молодой семьи может превысить отметку в 35 лет и принять участие в программе они не смогут.

Как молодой семье оформить субсидию

Для участия в государственной программе необходимо:

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Шаг 1. Собрать документы (их точный перечень лучше запросить в местной администрации) и обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства или управление жилищных отношений при администрации региона. Подать документы также можно через портал «Госуслуги» или МФЦ;

Шаг 2. Дождаться ответа от администрации. В случае положительного решения семья будет включена в список, имеющих право на субсидию

На этом шаге заканчивается первый этап участия в государственной программе. Молодой семье остается ждать своей очереди на получение сертификата на предоставление субсидии. В зависимости от региона срок может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет;

Шаг 3. Получить сертификат на субсидию в органе местного самоуправления по месту жительства в бумажном виде или электронной форме через единый портал госуслуг;

Шаг 4. Собрать необходимые документы для оформления сделки по приобретению жилья с использованием сертификата и принести в банк. Обращаем вниманием, что в договоре на приобретение жилья должен быть указан номер сертификата;

Что изменилось с 1 августа 2020 года в программе для молодых семей?

Шаг 5. После того как все процедуры пройдены, а документы направлены в банк, остается лишь подождать, когда банк проверит документы и получит средства от администрации и перечислит их застройщику в счет погашения ипотеки молодой семьи.

Где можно увидеть списки получателей субсидии для молодых семей?

Ведение учета заявителей и составление списков претендентов на получение выплаты осуществляется местными органами власти. Поэтому информацию о том, на какой позиции в очереди на получение субсидии находится заявитель, можно получить в местной администрации.

В какую программу внесли изменения

В России есть программа господдержки для молодых семей. В рамках этой программы можно получить так называемую социальную выплату, или субсидию, на улучшение жилищных условий.

Молодая семья — это где супругам или одинокому родителю еще не исполнилось 36 лет. Если хотя бы одному исполнилось, программа не подойдет. Молодым семьям государство может оплатить 30 или 35% нормативной стоимости жилья. Но только если семья на самом деле нуждается в улучшении жилищных условий: квартиры нет вообще или она слишком маленькая.

То есть из бюджета можно получить живые деньги, но не на руки, а на счет продавца или в банк для погашения ипотеки. Сумма зависит от региона и количества членов семьи. Кому-то выделят 400 тысяч рублей, а кому-то — больше миллиона.

Все подробности программы — в подборке статей Т—Ж:

  • Условия программы «Молодая семья»
  • Как оформить документы
  • Как оценить нуждаемость в жилье
  • Изменения с 1 сентября 2018 года: субсидия на новостройки

Основная проблема этой программы — ее доступность, а точнее недоступность. За субсидией нужно стоять в очереди, потому что финансирование ограниченное и выделенных на год денег всем молодым семьям не хватает. Поэтому в первую очередь субсидии дают льготникам — например многодетным, а остальные иногда ждут годами. А потом не дожидаются, потому что кому-то исполняется 36 лет — и все, право на субсидию автоматически пропадает.

Но все же программа пока работает. Правительство пообещало выделить на нее очередные миллиарды — причем в 2020 году в разы больше обычного. Может быть, часть денег достанется именно вам. Даже если раньше вы не имели права на эту выплату.

На что теперь можно тратить субсидию

Как было раньше. Если для семьи соблюдаются все условия участия в программе, выплату можно было потратить на такие цели:

  • Оплата жилья по договору
  • Строительство жилого дома по договору
  • Последний платеж в счет уплаты паевого взноса при покупке жилья через кооператив.
  • Первоначальный взнос по ипотеке.
  • Погашение долга и процентов по ипотеке. Но только по первичному договору.
  • Оплата новостройки по ДДУ через счет эскроу. Договоры уступки не подходили, напрямую застройщикам деньги тоже переводить было нельзя.

Что изменилось. В программе появились такие уточнения:

  • Первоначальный взнос может быть по ипотеке с договором , ДДУ или уступки права требования. Раньше на этот счет не было конкретики.
  • Долг и проценты можно погашать не только по основному договору, но и по рефинансированному. То есть если ипотеку рефинансировали, она все равно подойдет для использования субсидии.
  • Платить за новостройку по ДДУ можно не только через счет эскроу, но и напрямую застройщику, если он платит взносы в фонд дольщиков.
  • Субсидию можно тратить на оплату новостройки, которую купили по договору уступки права требования. Причем как при полной оплате, так и с ипотекой.
  • Больше нет требования, чтобы квартира относилась к экономклассу.

Эти изменения позволят большему числу семей погасить кредиты субсидиями или купить ту квартиру, какую хочется.

Например, семья подходила по возрасту и нуждаемости в жилье, но после рождения ребенка рефинансировала ипотеку, чтобы получить льготную ставку. А потом подошла очередь на субсидию, но для рефинансированных ипотек ее использовать было нельзя. Теперь можно.

Или семья получила свидетельство на выплату, а квартира мечты продавалась по договору уступки, а не по ДДУ. Раньше купить ее с частичной оплатой по программе «Молодая семья» не вышло бы, а теперь — пожалуйста.

Еще решена проблема со счетами эскроу. Такие счета до сих пор необязательны при покупке новостроек, иногда платить можно напрямую застройщику. Но субсидию для таких расчетов не давали — и снова семьям приходилось отказываться от квартиры, которая подходила. Больше не придется: если застройщик законно не использует счет эскроу, все равно можно покупать квартиру и погашать часть стоимости субсидией за счет бюджета.

Еще из программы исключили условие о принадлежности жилья к экономклассу. Но оно и так упоминалось только в пункте о покупке квартир уполномоченными организациями. Мы ничего не нашли об этих организациях и не знаем, существуют ли они вообще. В пунктах о покупке жилья по договорам купли-продажи, ДДУ или ипотеке об экономклассе ничего не было. Хотя еще одно упоминание встречалось в описании проверки документов банком перед перечислением денег. Но теперь этого понятия нет ни в программе для молодых семей, ни в других документах, его исключили. Поэтому, если вдруг вам отказывают в субсидии из-за того, что жилье якобы слишком комфортное для молодой семьи, оспаривайте.

Квартиру можно покупать в любом доме, но денег все равно дадут по нормативам — то есть семьи с двумя детьми в одном и том же регионе получат одинаковую сумму, даже если реальная стоимость квартир у них сильно различается.

Сколько действует свидетельство на субсидию

Право на субсидию подтверждает свидетельство — его молодой семье выдают, когда становится точно известно, что ей выделены деньги по этой программе. У свидетельства есть срок действия, потом оно теряет силу и нужно получать новое. Обычные сроки такие:

  • Свидетельство действует 7 месяцев с даты выдачи. Это срок, в течение которого нужно найти квартиру или взять ипотеку и собрать документы для оплаты.
  • Предъявить его в банк нужно в течение месяца с даты выдачи. Банк откроет счет, на который поступят деньги из бюджета.

Если семья не подходит под условия программы

На практике это одна из самых труднодоступных программ. Деньги не могут получить даже семьи, у которых остро стоит жилищный вопрос и которые годами ждут в очереди. Причиной для отказа может стать даже проданная несколько лет назад однокомнатная квартира тещи, где у жены была небольшая доля.

Если не получается соблюсти все требования или устали ждать, используйте другие варианты господдержки для покупки жилья:

  • Сельская ипотека от 0,1%
  • Материнский капитал для ипотеки
  • 450 000 Р на погашение ипотеки для многодетных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *