При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.
Организатор конкурса «Педагогика XXI век. Инновации в действии» Всероссийское СМИ » Педагогика XXI век. Инновации в действии «.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 64909 от 16. 2016 г. , выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор Артемьев А. , адрес редакции: Курганская обл. , Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д
Возрастная категория 0+
Тарасова Светлана Михайловна
МБОУДО «Лянторская детская школа искусств №2
преподаватель по классу аккордеона
Проблемы образования в детских школах искусств и пути их решения в связи с реализацией дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.
(Обобщение педагогического опыта
2015 г.
Пояснительная записка.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы преподавателя. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, свидетельствующих о том, почему эти методы и приёмы являются оптимальными. Данные рекомендации могут быть полезны как для начинающих преподавателей так и для опытных в систематизации дальнейшей работы, чтобы заранее знать, что положительного уже наработано в этом направлении.
Цель: изучение и анализ практики, выявление тенденций, рождающихся в
творческом поиске.
-выявление интересного педагогического опыта;
-определение целесообразности представленного опыта;
-включение в эту деятельность большего количества педагогов.
Постановка проблемы. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети. Иное поколение. Наблюдая и общаясь с ними, для себя отмечаю, что поглощены однообразным кругом интересов: компьютеры, телефоны, планшеты. Поступая на музыкальные отделения школ искусств, дети и родители меньше заинтересованы в обучении по предпрофессиональным программам, отдавая предпочтение общеразвивающим, что называется «для себя»или «чтобы не бродил по улицам». На мой взгляд эта тенденция вызывает некоторую тревогу. А как же духовность? Как вовлечь их в мир музыки, искусства, растревожить, разбудить воображение, активизировать творческие возможности? Как заставить «душу трудиться». Творчество сделать потребностью, а искусство естественной, необходимой частью жизни?
Сегодня на ребенка, юношу, взрослого обрушивается огромный поток информации о нравственно-эстетических основах жизни, идущий по всем каналам, и в первую очередь по телевидению и интернету. Эта информация определяется условиями современного рынка и системой жизни в наше время. Сегодня не существует никакой «охранной грамоты» для детей и подростков от потока пошлости и низкопробного искусства, приносящего доход поставщикам. Возникает огромная опасность потери связи поколений, богатых культурных традиций России. Никакие запреты остановить этот поток не помогут. Поэтому существует только один путь – формирование в сознании, в душе человека, входящего в жизнь, высоких духовных, эстетических критериев для восприятия всей этой информации.
Для решения этой проблемы я поставила цель: вовлечение детей в мир музыкального искусства, формирование качественного контингента обучающихся по дополнительной предпрофессиональной программе.
Содействовать становлению и развитию музыкального вкуса.
Развивать творческое отношение к музыке.
Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству.
Для выполнения поставленной цели целенаправленно формирую у обучающихся качества самостоятельно думающей, активно действующей творческой личности в новых социально-экономических условиях. Формирую знания умения и навыки на примере лучших образцов мировой классической и современной музыки.
Дети, конечно, все разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поет, кто-то сочиняет стихи. Иногда ребенок еще и не подозревает какие богатства в нем скрыты, а творчество, словно волшебный ключик, откроет их на радость всем.
Очень важным считаю и формирую веру каждого ребёнка в свои способности, веру в способность творить прекрасное. Каждый ребёнок индивидуален, и если он несколько медленнее воспринимает информацию, чем окружающие, это ещё не означает, что он менее одарён и гениален. Также считаю важным, сформировать у учащихся уважительное отношения к работам своих товарищей. Стараюсь развивать разносторонние качества личности детей: самостоятельность, способность учащихся ставить и решать творческие задачи. Воспитываю трудолюбие, ответственность и порядочность, обязательность, коллективизм. Развиваю музыкальную эрудицию. Отбор содержания учебного материала произвожу с учетом возрастных и индивидуальные особенностей.
Для большей мотивации учебной деятельности учащихся хорошо зарекомендовал себя такой вид работы как игра в ансамбле, исполнение произведений под фонограмму, концертные выступления. Большую пользу приносят совместные посещения концертов не только классической, но и современной музыки, театрализованных представлений. Совместные проекты с привлечением родителей не только в качестве зрителей, но и в качестве участников и даже членов жюри ежегодного школьного конкурса «Моя любимая мелодия». И, конечно, неоценимую роль играет безупречный авторитет педагога. Если педагог ласков и внимателен, симпатичен и приветлив, но на каждом шагу видно, что он своего дела не знает, его сопровождают провалы и неудачи, то никогда не получит он доверия детей и их желания быть похожим на него. Современному педагогу-музыканту необходимо не только искусно владеть инструментом, но уметь поддержать беседу в направлениях современной музыки, интересоваться музыкальными вкусами подрастающего поколения, где-то аккуратно направлять в нужное русло, а где-то познавать и самому учиться у них. Нужно разделять интересы, спорить, полемизировать, общаться, не ограничиваться рамками учебного предмета. Педагог постоянно должен вызвать интерес к своей персоне не только как музыкант, но и как интересная, современная динамичная личность. Проводить интересные мероприятия по внеклассной работе. Учитель, формируя духовную культуру личности детей и приобщая к общечеловеческим ценностям подрастающее поколение, не имеет права не развиваться сам, постоянно совершенствуя личностный, профессиональный и квалификационный уровни.
Педагогам искусства нельзя на все случаи жизни дать точный рецепт, поскольку нет двух одинаковых учителей, нет и полностью идентичных детских коллективов. Необходим постоянный поиск.
Я убеждена, что каждый ребёнок одарён и гениален, только нужно найти, подобрать «ключики» к его душе, убедить его в его способностях. Поэтому оценка ни в коем случае не должна довлеть над маленьким творцом: творить, созидать прекрасное может только творчески-свободный, творчески-активный человек! Постепенно, ненавязчиво, радуясь вместе с маленьким художником каждому, пусть совсем небольшому, успеху, ободряя в неудачах, вместе открывать огромный мир творчества!
Контроль за деятельностью учащихся осуществляю следующим образом: индивидуально оценивается каждый ученик на предмет достижения запланированного уровня знаний и умений. Если уровень не достигнут в силу особенностей психофизического развития ученика, то оценка не ставится, а ученику даётся возможность достичь данного уровня на последующих занятиях. Ученик занимается по индивидуальному плану и за это оценивается. Учащиеся, опережающие программу получают дополнительные задания или задания более высокого уровня.
Контроль за теоретическими основами музыкального материала провожу по ходу урока.
Высокое предназначение искусства — победить современный информационный хаос. Оно, рядом с жестокой реальностью, создает другой, облагороженный мир. Человек не может жить без поэзии, красота не только лечит, умиротворяет мятущуюся душу, она воспитывает, развивает разум и чувства, преображает мир. Искусство так же необходимо обществу как законы или религия. оно выполняет ту же задачу, но иными способами.
Авторская с использованием литературы:
Челышева, Т. Спутник учителя музыки Т. Челышева. — Москва:
«Просвещение», 1993. — 23с.
Щуркова, Н. Культура современного урока Щуркова Н. — Москва:
Педагогическое общество России, 2000. — 51с.
Библиографическое описание
В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и рекомендации по повышению эффективности их реализации.
Ключевые слова: государственная программа, эффективность, анализ, методика, контроль, бюджет.
В современных условиях очень важно для государства выстроить стойкую конкурентоспособную экономическую модель. В настоящее время, разработка эффективной и действительно работающей модели осуществима при условии, если все сферы деятельности будут открыты и прозрачны. Данному направлению способствуют государственные программы, которые разрабатываются и реализуются во всех субъектах РФ. Актуальность исследования данного направления связано с наличием проблем в их реализации, а также для поиска оптимальных решений, с целью повышения эффективности и снижения рисков.
Анализ проблем в сфере эффективности и результативности государственных программ Новосибирской области указывает отклонение от системы выделенных индикаторов реализации программ. Это указывает на низкую эффективность в достижениях указанных целей и ожидаемых результатов в исполнении государственной программы и не дает адекватно и четко оценить эффективность реализации программы по ее завершению.
В разделе оценки эффективности государственных программ содержатся критерии оценки общего характера. Таким способом оценить реальный экономический эффект от реализации программ достаточно сложно. Отметим, что при исполнении обязательств по финансовому обеспечению программных мероприятий существуют факты неполного финансирования программ в текущем году, что приводит к планированию увеличения финансирования государственных программ в последующий период.
В Новосибирской области оценка эффективности реализации государственных программ в 2017 году осуществлялась в соответствии с методикой оценки эффективности, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области». В соответствии с вышеуказанной методикой реализация государственной программы, подпрограммы или мероприятий, направленных на реализацию программы считается результативной, если рассчитанное значение показателя интегральной оценки R >= 0,8, недостаточно эффективной- 0,5 <= R < 0,8, неэффективной, если значение меньше 0,5.
Изначально, законом об областном бюджете бюджетные ассигнования на 2017 год в объеме 111 241,7 млн. рублей были утверждены на реализацию мероприятий 12 государственных программ Новосибирской области и на другие направления деятельности органов государственной власти в объеме 5 001,5 млн рублей.
В заключении контрольно-счетной палаты Новосибирской области отмечается, что в ходе исполнения областного бюджета плановые показатели на 2017 год, направленные на финансирование программных мероприятий корректировались 5 раз соответствующими законами Новосибирской области. В результате корректировок, по фактическому финансированию расходы областного бюджета на 2017 год в редакциях последних изменений составили 114 182,3 млн рублей, в том числе на исполнение программ- 110 038,4 млн рублей.
В результате анализа видно, что законодательно утвержденные расходы областного бюджета на реализацию программ в 2017 году к первоначальному плану уменьшены на 2 060,9 млн рублей, или на 1,8 %. Сокращение бюджетных назначение на 2017 год коснулись всех 12 программ.
В ходе анализа изменений и корректировок в течение года в государственных программы были обнаружены исправления с разницей во времени (несколько дней), так же некоторые корректировки одного и того же мероприятия, что указывает на не эффективную работу ответственных исполнителей программных мероприятий.
Проблема оценки реализации государственных программ существует по сей день и требует внимания со стороны государства. Невысокое качество государственных программ неблагоприятным образом сказывается на эффективности осуществления государственной политики в Российской Федерации, соответственно, и на общем уровне жизни населения.
- Соколов И. А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014.№ 2.С.7–11.
- Постановление от 2 августа 2010 года N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
- Приказ Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области».
- Соколов В. Г., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.
- Владимирова Т. А., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ / Экономика и предпринимательство. 2017. № 2–2 (79–2). С. 885–888.
- Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Модернизация системы управления государственными финансами на основе концепции управления по результатам: Монография. Новосибирск: САФБД, 2013. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирская область, государственная программа, программа, оценка эффективности, реализация, реализация программ, результативность программ, Российская Федерация.
Статья посвящена условиям и особенностям достижения качества образования в условиях перехода на новые дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства в детских художественных школах.
Ключевые слова:качество образования, новые дополнительные предпрофессиональные программы, федеральные государственные требования, показатели качества.
Современное общество переживает такой этап, когда назрела необходимость пересмотра одной из важнейших социальных сфер — образования. Подтверждением тому являются приоритеты государственной политики на современном этапе, социально-экономические преобразования в стране за последние годы, частые изменения законодательных актов в области образования, обострившиеся демографические и духовно-нравственные проблемы общества.
Система образования в сфере культуры и искусства является не просто частью общей системы отечественного образования — она как лакмусовая бумага выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период. Именно поэтому исторический опыт зарождения и становления уникального отечественного явления — системы ШУВ («школа-училище-вуз», как было принято именовать ее в ХХ веке в кругу профессионалов, а в настоящее время детская школа искусств, среднее и высшее профессиональное учебное заведение), весьма актуален в период реформ.
Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских художественных школ не была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств, в том числе детские музыкальные, хоровые, художественные, театральные, хореографические, цирковые школы, школы художественных ремесел, школы эстрадного искусства и другие детские школы по различным видам искусств, получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению.
Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2011 г. , позволяют говорить преобразования деятельности ДХШ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДХШ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований. В федеральных государственных требованиях прописано качество предпрофессионального образования.
Давайте попробуем ответить на вопросы, что понимать под термином «качество», что имеют в виду образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства, что ими движет при постановке проблемы необходимости повышения качества образования.
Качество в широком смысле определяют как «соответствие требованиям, стандартам», «пригодность для использования», «отсутствие вариативности», «способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям».
В философии термин «качество» определяется как целостная совокупность свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений.
Шамова и Т. Давыденко под качеством понимают «целостную совокупность относительно устойчивых свойств, определяющих специфику того или иного предмета». Эти же авторы приводят и другое определение: качество — тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. В некоторых публикациях (Д. Матрос, Н. Мельникова, Д. Полев и др. ) под качеством образования понимается отношение цели и результата, меру достижения цели. Из этого определения следует, что мы должны научиться измерять в одинаковых единицах: 1) цель, поставленную перед учебным заведением; 2) результат, достигнутый данным учебным заведением.
Как многомерное понятие «качество образования», считает В. Панасюк, подразумевает любую систему или процесс, которые направлены на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого учебным заведением. Система обеспечения качества является средством, используемым для того, чтобы утвердиться самому и утвердить других во мнении, что созданы все условия для обеспечения соответствия обучающихся тем нормативам, которые предъявлены обществом и учебным заведением. Качество образования, таким образом, неотделимо от социальной адекватности, а задачи системы обеспечения качества состоят в гарантировании такой социальной адекватности.
Шмырева Н. , Губанова М. , Крецан З. под качеством образования понимают совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося.
В педагогическом словаре качество образования —это определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса.
В теории менеджмента и маркетинга существует понятие «управление тотальным качеством». Под ним, как утверждает известный авторитет в этой области Ф. Котлер, предлагается понимать «общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, продукции и сервиса». Данное определение воспроизводит следующие ключевые моменты: непрерывное повышение всего и всеми.
Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть только улучшено. И вот эта незавершенность процесса тревожило педагогов, которые в одном лице являются и производителями товара в условиях рыночных отношений, и его маркетологами.
Что имеет в виду школа и учредитель под качеством образовательной и воспитательной деятельности? Прежде всего, хорошую теоретическую, практическую, а главное креативную (творческую) подготовку пришедших на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним.
В марте 2012 года Министерство культуры России утвердило Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства «Живопись» и декоративно — прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество». У нас появился стандарт, требующий подготовить выпускника уровня, соответствующего условиям для приёма в средние профессиональные и высшие учебные заведения художественного профиля.
К показателям качества обучения по дополнительным предпрофессиональным программам сегодня официально отнесены:
— увеличение /положительная динамика/ числа занимающихся в системе дополнительного образования — (есть дорожная карта по исполнению майских Указов 2012 года Президента России, где указан ожидаемый результат, на который мы должны выйти);
— количество детей — учащихся ДХШ — участников фестивалей, конкурсов, выставок (дети находятся в начальной стадии обучения и участия в конкурсах, фестивалях пока не принимают);
— количество лауреатов конкурсов, фестивалей и т. — (ответ тот же;)
— количество закончивших обучение по предпрофессиональным общеобразовательным программам (первые выпускники при 8 — летней образовательной программе будут только в 2020 году).
Сегодня все художественные школы Екатеринбурга и области прошли лицензирование и работают по предпрофессиональным ОП.
В этой части очень важны следующие моменты:
— корректировка имеющихся и подготовка основных нормативных документов, локальных актов ОУ в соответствии с ФГТ, Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
— обеспечение переподготовки, мониторинг повышения квалификации кадров;
— мониторинг — собственно предпрофессиональных общеобразовательных программ с участием специалистов — экспертов по художественному образованию, методических объединений, ресурсных центров;
— мониторинг качества, результатов художественного образования детей.
Сегодня ставится задача создания и привлечения к мониторингу общественных формирований — Советов школ, Попечительских Советов.
Федеральными государственными требованиями рекомендовано в ДХШ создавать художественные Советы, участвующие при промежуточных и итоговых аттестациях обучающихся. Очень важно системно изучать мнение участников образовательного процесса — через анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей), преподавателей ДХШ на предмет оценки деятельности ОУ, качества обучения.
Федеральные государственные требования определяют необходимость создания в ОУ оценочного Фонда для определения результатов обучения. В стандарте оговариваются и система индикаторов качества бюджетной услуги — динамика изменений количества учащихся по сравнению с прошлым годом, процент выполнения учебного плана (на конец учебного года), средний балл качества знаний на конец учебного года, перевод учащихся на конец учебного года в следующий класс.
Кроме того, качественную услугу дополнительного образования характеризуют:
— доступность, своевременность, актуальность, точность предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями её предоставления;
— расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования;
— развитие творческих способностей учащихся;
— самореализация и самовоспитание учащихся;
— создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями;
— организация содержательного досуга и занятости учащихся;
— результаты участия учащихся в фестивалях, выставках, конкурсах различного уровня.
Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник — 1997, № 9
Педагогический словарь.
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
Шмырева Н. , Губанова М. , Крецан З. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. 100.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, учебное заведение, детская школа искусств, дополнительное образование, программа, Российская Федерация, требование, изобразительное искусство, качество, социальная адекватность.
Мусийченко Екатерина Евгеньевна,
методист МБУ ДО «ДШИ»
Корсаковского городского округа
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ ДО «ДШИ»
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в тоже время усердно не учатся сами.
Качество и доступность образовательного процесса детских школ искусств ни один год остаётся приоритетным направлением развития дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Обеспечение качественно нового уровня образовательных услуг возможно при наличии многих составляющих, одной из которых является профессиональная компетентность педагогических работников. На это нацелена и государственная политика, в частности, вступление в силу профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который должен стать для руководителей методических служб ориентиром результативности научно-методической деятельности ДШИ, а также укрепить мотивацию педагогов к совершенствованию профессиональных компетенций.
Именно поэтому для ДШИ наиболее актуальными вопросами развития становятся механизмы обновления и совершенствования методического сопровождения, способного обеспечить рост профессиональной педагогической компетентности. Переход на работу в условиях современных стандартов требует от преподавателя принципиально иных подходов к характеру обучения, построению и организации всего учебно-воспитательного процесса. Это значит, что методические службы должны качественно, профессионально вырасти, иметь возможность своевременно и гибко реагировать на возрастающие требования к результату педагогической деятельности.
Готов ли преподаватель к изменениям в своей образовательной деятельности? Готов ли он профессионально работать в соответствии с требованиями ФГТ? Именно эти вопросы возникли у руководителей методических объединений МБУ ДО «ДШИ» Корсаковского городского округа на этапе проектирования предпрофессиональных программ.
Для получения объективной информации руководителем методического совета было проведено анкетирование (Рогов, Е. Настольная книга практического психолога/Кн. :Изд-во ВЛАДИВОСТОК-ПРЕСС, 2002. — С. 89-91). Анкетирование проводилось анонимно для обеспечения объективности данных.
По результатам анкетирования, уровень активности коллектива на момент исследования составил 79%, что является достаточно высоким показателем. В целом педагогический коллектив оказался готов к нововведениям. Участники анкетирования подтвердили, что получают удовлетворение от собственного труда, готовы преодолевать временные трудности, анализировать происходящее и имеют внутренние резервы для совершенствования образовательного процесса.
Приоритетным направлением методической деятельности на начальном этапе перехода на предпрофессиональное образование стало совершенствование программно-методического обеспечения, т. составление образовательных программ, формирование УМК, разработка фондов оценочных средств. На данном этапе были проведены внутришкольные обучающие семинары по вопросу отбора содержания программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГТ.
Однако в процессе проектирования ДПОП обозначился ряд проблем как психологических, так и организационно-методических, а также материально-технических и кадровых:
- противоречие между новым требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогов и реально сформированными профессиональными компетенциями;
- противоречие между требованиями ФГТ кучебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным и реальным положением вещей;
- инертность, нежелание части преподавателей вносить изменения в привычную систему педагогической деятельности;
- выраженное эмоциональное выгорание, что связано с кадровыми трудностями, ведь на тот момент средний возраст педагогических работников школы составлял 55 лет.
Возможно, истоки всех проблем состояли в том, что по новым стандартам стали работать педагоги с уже ранее сложившейся вполне успешной, результативной системой образовательной деятельности. Естественно, многие из них не видели для себя смысла в необходимости что-то менять. Вместе с тем, в силу личностных особенностей часть преподавателей проявляли повышенную тревогу, связанную с переменами в дополнительном образовании, т. оказались не готовы к освоению современных технологии.
В сложившихся условиях стало понятно, что система методической работы школы нуждается в серьёзном обновлении для оказания постоянной научно-теоретической, методической, информационной поддержки педагогов по вопросам реализации образовательных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных исследований результатов образовательной деятельности.
По результатам глубокой аналитической деятельности, администрацией МБУ ДО «ДШИ» было принято решение о необходимости проектирования целостной системы методического сопровождения, способного вывести научно-методическую деятельность на качественно-новый уровень. С этой целью в учреждении был создан единый методический совет, в состав которого вошли заведующие методических объединений, методист, представители администрации. Такой подход позволил определить единые приоритетные направления для школы в целом, а также каждого отдельного методического объединения. Это обеспечило единство стратегических целей и подходов к планированию деятельности структурных подразделений.
В процессе работы по формированию системы методического сопровождения с заведующими МО были проведены обучающие семинары:
— Деятельность методического объединения: нормативно-правовой аспект. Требование к организации методической работы.
— Эффективные формы методической деятельности и принципы их организации.
По результатам работы семинаров слушатели получили справочную информацию для планирования деятельности МО, классификацию и правила написания информационно-аналитических документов, макет отчетных материалов, единые требования к анализу урока с приложением таблиц наблюдений, а также требования к написанию протоколов заседания МО. Так же была проанализирована эффективность форм методической работы, используемых в деятельности методических объединений. Для организации более продуктивной и результативной деятельности МО заведующим методическими объединениями была предложена форма самоанализа деятельности МО с учётом современных требований к образовательному процессу.
В процессе совместной деятельности члены методического совета выделили следующие приоритетные направления в рамках реализации Программы развития МБУ ДО «ДШИ» и, в частности, подпрограмм «Ресурс» и «Качество»:
- Организация работы по совершенствованию программно-методического обеспечения образовательного процесса
- Организация работы по формированию и систематизации методических знаний
- Повышение уровня информационно-коммуникативной культуры педагогов
- Методическое сопровождение и распространение актуального педагогического опыта.
- Пополнение банка методических разработок.
- Оказание адресной помощи педагогам в решении текущих проблем в образовательном процессе.
В условиях обновленной системы методической поддержки образовательного процесса, при разработке новых образовательных программ каждый преподаватель школы от проектирования до утверждения ДПОП был обеспечен методическим сопровождением:
- методист провёл необходимое каждому отдельному преподавателю количество консультаций,
- корректировал содержание программы на каждом этапе проектирования,
- оказывал помощь в составлении тематического планирования,
- систематизировал работу по формированию фондов оценочных средств в процессе реализации образовательных программ по годам обучения.
Итогом данного направления можно считать следующее:
- с 2013г. по 2016 г. разработано и утверждено 8 дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального, хореографического, художественного и театрального искусств;
- 17 преподавателей ДШИ (68% от общего количества) приняли участие в составлении образовательных программ, из них 3 преподавателя – молодые специалисты;
- доля предпрофессиональных программ от общего количества реализуемых в 2016-17 году составляет 40 %.
Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в сфере искусств (утвержденные МК РФ) обеспечены примерными программами по предметам, учебными планами, графиками учебного процесса. Вместе с тем методический комплекс в каждой школе требует определенной адаптации к имеющимся условиям.
Наиболее затруднительное положение в части обеспечения УМК испытывают отделения «Хореографическое искусство» и «Изобразительное искусство». Учебные пособия по предметам теоретического цикла для них просто не разработаны. Безусловно, используя возможности сети «Интернет», педагоги выходят из положения, пополняют личную и общешкольную «методические копилки» современными материалами. Но это опять же накладывает дополнительную нагрузку на преподавателей, и не все к этому готовы. Однако положительный опыт формирования УМК, накопленный в школе активно транслируется как на областном, так и на международном уровнях. Преподаватели включились в работу по разработке наглядных, дидактических, методических материалов, существует опыт создания персональных электронных ресурсов. При поддержке руководителя методического совета преподаватели успешно участвуют в профессиональных педагогических конкурсах:
- Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 г., — 3 преподавателя.
- XVI Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» — 1 преподаватель.
- VI Международный дистанционный конкурса педагогических сайтов — 1 преподаватель
Вместе с этим, за последние 3 года __ преподавателей опубликовали методические материалы из опыта работы в следующих изданиях:
— «О методах проблемного обучения в курсе музыкально-теоретических дисциплин».
— «Развитие художественного восприятия с учетом психофизиологических особенностей».
— «Современный подход к формированию учебно-методического комплекса в период перехода на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в сфере искусства».
— «Интеграция предметов музыкально-теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей»;
— «Пособия к урокам сольфеджио».
— «Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
При участии СОНМЦ опубликовано и распространено среди учреждений дополнительного образования методическое пособие «Сценарии уроков для музыкально-теоретических дисциплин»
Особого внимания в процессе реформирования системы методической поддержки потребовало такое важное направление, как инновационная деятельность. На начальном этапе основная часть педагогического коллектива не имела опыта работы в инновационном режиме. Как и в случае с проектированием образовательных программ потребовалось организовать ряд мероприятий, направленных на формирование понятия об инновационной деятельности, умения разрабатывать инновационные проекты, планировать его реализацию, вести аналитическую документацию и организовывать мониторинг.
Для решения поставленных задач потребовалось сформировать обновленный пакет нормативно-правовой документации по организации инновационной деятельности в соответствии с новыми требованиями: положения, приказы, а также справочные материалы для руководителей и участников инновационной деятельности. За период с 2014 по 2016 года на школьном уровне реализуются следующие инновационные проекты:
- Социальный проект «Искусство детям», направленный на приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству через организацию новых форм презентации результатов детского музыкального исполнительства;
- «Формирование системы педагогической поддержки талантливых детей на отделении «Изобразительное искусство»;
- Инновационный проект на отделении музыкально-теоретических дисциплин «Эффективные формы внеклассной работы, направленной на актуализацию и расширение музыкальных представлений учащихся детской школы искусств»;
- «Система профориентационной работы с учащимися хореографического отделения в условиях образовательного процесса ДШИ»;
- Инновационный проект в области методической деятельности «Формирование профессиональных компетенций молодых специалистов МБУ ДО «ДШИ».
В контексте темы данной публикации особого внимания заслуживает проект по работе с молодыми специалистами, т. организация работы, так называемой Школы для молодых преподавателей детской школы искусств. Наблюдения показали, что у данной категории педагогических работников недостаточно сформированы педагогические навыки, нет полного представления о психологических и возрастных особенностях учащихся. Вследствие этого адаптация к новым условиям деятельности проходит достаточно болезненно, ведь быть хорошим артистом часто не означает, что молодой специалист в равной степени обладает навыками педагогической деятельности. В этой ситуации абсолютно недопустимо оставлять преподавателя «в свободном плавании» и наедине с собственными трудностями и ошибками. Традиционная система наставничества не может дать полноценный результат в связи с тем, что высокая педагогическая нагрузка часто не позволяет оставить время для детальной проработки возникающих вопросов в части методической подготовки, достаточного посещения уроков и проведения полноценного анализа результативности учебного процесса. Именно на решение этих проблем направлен проект «Формирование профессиональных компетенций молодых специалистов МБУ ДО «ДШИ», реализация которого началась в текущем учебном году и предполагает целенаправленную работу с 5 молодыми специалистами.
Внедрение в систему методической поддержки образовательного процесса новых для школы форм работы вовсе не означает отказ от традиционных мероприятий с высокой эффективностью. Это взаимопосещения, заседания тематических методических секций, отчёты о самообразовании, обобщение передового опыта и т. Всё это в равной мере с нововведениями сохраняется в системе работы методического совета и методических объединений.
Таким образом, любая деятельность приносит результаты, если она системна. Поэтому, организуя методическую работу, мы стараемся выстроить целостную систему. Это позволяет оказать реальную, действенную помощь в развитии мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков, а также необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Результатом правильно спланированной и четко организованной научно-методической работы становится повышение профессионального мастерства педагогических работников.