В октябре текущего года в Казахстане численность безработных, по оценке, составила 438,2 тысячи человек, что составляет 4,9% от численности экономически активного населения. Об этом на днях сообщал Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК. По данным ведомства, официально на конец октября в органах занятости Казахстана в качестве безработных были зарегистрированы 134,6 тысячи человек, или 1,5% от численности экономически активного населения страны. Вопрос борьбы с безработицей обсуждается на государственном уровне. Для решения этой проблемы Правительство Казахстана разработало и утвердило программу «Дорожная карта занятости 2020». Что нужно знать о программе — в обзоре корреспондента центра деловой информации Kapital.
Основанием для разработки программы послужило Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050». В частности, Нурсултан Назарбаев сказал: «Главная угроза мировой нестабильности — рост безработицы. Фактическое трудоустройство должны обеспечивать все программы, реализуемые в стране, — и государственные, и отраслевые, а не только какая-то их часть. Поэтому поручаю Правительству и акимам уже в 2013 году: интегрировать все ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса; разработать механизмы выделения бюджетных средств в те регионы, где наблюдается высокий процент безработных и людей с низкими доходами. Ответственность за выполнение этой обновленной программы я закрепляю персонально за премьер-министром и акимами». Именно после этих поручений главы государства началась разработка программы «Дорожная карта занятости 2020».
В данной статье вы найдете разъяснения по всем направлениям программы «Дорожная карта занятости 2020», а также, кто может принять участие, куда для этого необходимо обращаться и какие необходимо собрать документы.
1-е направление: «Трудоустройство в сфере развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства».
Данное направление осуществляется путем трудоустройства граждан в сферах:
— ремонта инженерно-транспортной инфраструктуры (дороги, тротуары, плотины, дамбы и мосты), социально-культурных объектов (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, досуга и отдыха), объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты канализации, водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения);
— благоустройство населенных пунктов (обустройство малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок, имеющихся полигонов твердых бытовых отходов, освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов);
— строительство врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.
Обязательным условием для участия в программе по направлению «Обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства» является регистрация как безработного. Сделать это можно в местном центре занятости населения. Кроме того, встать на учет по безработице можно в режиме онлайн на портале электронного правительства egov. kz в разделе «Главная» — «Граждане» — «Трудоустройство и занятость» — «Трудоустройство и поиск работы» — «Регистрация и постановка на учет безработных граждан». Для формирования онлайн-заявки потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП)
Необходимые документы для участия в программе:
— заявление на участие в программе;
— копия удостоверения личности;
— адресная справка (справка, подтверждающая регистрацию по постоянному месту жительства);
— при наличии копии документов об образовании.
2-е направление: «Стимулирование предпринимательской инициативы»
Граждане, желающие принять участие во втором направлении программы «Стимулирование предпринимательской инициативы», должны обратиться в центры занятости населения, где их проконсультируют о возможных вариантах получения микрокредита и других сопутствующих видах государственной поддержки в рамках программы.
Кредиты частным предпринимателям могут быть предоставлены для развития проектов, повышающих благоустройство регионов. Преимущество на получение таких кредитов отдается развитию животноводства, растениеводства, аграрной промышленности, в сфере услуг, способствующей развитию и повышению экономического и социального развития населенного пункта.
Кредитование осуществляется на следующих условиях:
— срок микрокредитования сумм до 500 тыс. тенге — не более 3 лет, свыше 500 тыс. тенге — не более 5 лет;
— сумма кредита до 3 млн тенге — на организацию или расширение собственного дела;
— сумма кредита до 5 млн тенге — для оралманов и переселенцев, прибывших в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан, и включенных в региональную квоту приема оралманов и переселенцев;
— сумма кредита до 6 млн тенге — на организацию мелкотоварных производств на базе личного подсобного хозяйства;
— максимальную годовую эффективную ставку вознаграждения по кредиту определяет региональная комиссия при акимате.
Необходимые документы для получения микрокредита:
— копии документа, удостоверяющего личность;
— копии документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельского акима);
— бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела;
— заявка (в случае необходимости) на развитие /или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе развития отгонного животноводства финансируемых за счет средств местного бюджета.
Помощь в приобретении оборудования и развитии инфраструктуры
При развитии бизнеса может возникнуть потребность в подведении инфраструктуры к объекту, такие как строительство дорог, канализации, водо-электроснабжения и пр.
Помимо этого, при необходимости, местными исполнительными органами может быть закуплено и передано в собственность участнику программы недостающее технологическое оборудование.
Для этих целей к заявлению на получение кредита прикладывается заявка на развитие или сооружение недостающих объектов.
Стоимость закупаемых объектов инфраструктуры не должна превышать 3 млн. тенге, вне зависимости от суммы выдаваемого микрокредита.
Программа «Дорожная карта занятости 2020» предусматривает предоставление помощи по сопровождению проекта в виде оказания сервисных услуг (бухгалтерских, маркетинговых, юридических и пр. Подобные услуги могут быть оказаны любым удобным способом: в офисе организации и дистанционно через интернет.
Для заключения контракта по сервисным услугам необходимо обратиться в центр занятости населения.
3-е направление: «Содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя»
Данное направление предусматривает обучение и содействие в трудоустройстве, а также повышение территориальной мобильности.
Участникам программы осуществляются следующие виды поддержки:
— рассмотрение вопросов обучения и трудоустройства, помощь в выборе профессии, психологическая помощь;
— организация бесплатных курсов повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, включая направление за счет предоставления государственных грантов работодателям;
— направление на краткосрочные мастер-классы для подготовки кадров в сфере услуг;
— оказание материальной помощи для получения профессионального образования;
— поиск вакансий и дальнейшее трудоустройство;
— частичное субсидирование лиц, устроенных на работу по программе;
— оплата труда по программе «Молодежная практика»;
— временное субсидирование двух третей потерянного дохода квалифицированных работников за сокращенное рабочее время.
Государством предоставляется переселение граждан и оралманов, проживающих в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития, с учетом потребности работодателей.
Социальная поддержка для переселенцев включает:
— компенсацию расходов на переезд в виде субсидий;
— предоставление служебных жилищ или комнат в общежитиях для трудовой молодежи;
— содействие в трудоустройстве на новом месте жительства;
— направление на курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в случае необходимости.
Для получения данного вида поддержки необходимо уже быть трудоустроенным в рамках программы «Дорожная карта занятости 2020».
Выплаты при переселении в рамках программы:
Для переселяющихся внутри одного района — в размере 10 МРП (22 690 тенге на 2017 год) на главу семьи, 5 МРП (11 345 тенге на 2017 год) на каждого члена семьи;
Для переселяющихся из одного района в другой в пределах одной области — в размере 25 МРП (56 725 тенге на 2017 год) на главу семьи, 15 МРП (34 035 тенге на 2017 год) на каждого члена семьи;
Переезжающим из одной области в другую — в размере 50 МРП (113 450 тенге на 2017 год) на главу семьи, 35 МРП (79 415 тенге на 2017 год) на каждого члена семьи.
Еще одним немаловажным преимуществом данного направления является предоставление бесплатного служебного жилья с возможностью приватизации после 5 лет проживания. Единственными расходами участника программы будут только коммунальные платежи.
Жилье не может превышать 18 кв. м на одного члена семьи либо 100 кв. м на всю семью.
Для лиц младше 29 лет, предоставляется комната в общежитии сроком на 5 лет.
Кто может стать участником программы?
Участвовать в программе могут безработные, частично занятые, малообеспеченные, самостоятельно занятые граждане РК, включая оралманов, но приоритет будет отдаваться следующим лицам:
— молодежь в возрасте до 29 лет, включая выпускников и учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в течение трех лет после завершения обучения;
— воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет;
— инвалиды, не имеющие противопоказаний для занятий трудовой деятельностью по состоянию здоровья;
— женщины, проживающие в сельской местности;
— лица старше 50 лет до достижения пенсионного возраста;
— пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста;
— лица, ранее занятые на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда и являющиеся получателями государственных пособий;
— лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
— лица, освобожденные из мест лишения свободы или принудительного лечения;
— лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя — юридического лица, прекращением деятельности работодателя — физического лица или по сокращению численности или штата работников.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital. kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Базовые ориентиры социально-экономического развития страны были обозначены в Послании народу Президента РК Нурсултана Назарбаева от 2010 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности», сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения.
Уже в своем Послании нынешнего года «Построим будущее вместе!» Глава государства подвел итоги первого года первой индустриальной пятилетки. Главный из них — это начало серьезных структурных изменений в экономическом росте за счет реального сектора экономики.
Понимая, что без продуманной стратегии будет трудно реализовать поручения Президента, Правительство разработало Программу занятости населения до 2020 года. По оценкам ведущих экспертов, такой мощной программы занятости в стране еще не было. Только в этом году на трудоустройство казахстанцев выделяется 40,2 миллиарда тенге. С 2012 по 2020 на эти цели будет направляться не менее 100 миллиардов бюджетных средств ежегодно. Причем, новая стратегия ориентирована не только на соискателей, но и на работодателей, а также на тех, кто желает заняться собственным бизнесом. Что следует знать о Программе занятости 2020, какие перспективы дает она желающим найти работу, найти работников и какие надежды с ней можно связывать?
От наемного труда — к предпринимательству
Итак, суть задачи новой Программы проста и ясна: повысить уровень доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. Ориентирована она, разумеется, на безработных и малообеспеченных казахстанцев, но, в отличие от предыдущих программ занятости, большой акцент делается именно на самостоятельно занятых. Почему?
Мировой опыт говорит о том, что ни правительство, ни крупный бизнес ни в одной стране не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест. Поэтому очевидна необходимость развития мелкого и среднего бизнеса, основанного на самозанятости. И именно самозанятость является переходной формой от наемного труда к предпринимательству. И огромным кадровым потенциалом в экономике страны.
Структура самозанятого населения в Казахстане такова: основную долю самозанятых, или почти 91%, составляют самостоятельные работники, 6% — работодатели, 2% — члены производственного кооператива и 1% — неоплачиваемые работники семейных предприятий.
Самостоятельно занятые лица составляют у нас в стране более 33% занятого населения. Однако производят всего лишь 10% от валовой добавленной стоимости в республике. 71,2% самозанятых приходится на сельскую местность и 28,8% работают в городах. Неравнозначная картина и по уровню образования. Если среди городского самостоятельно занятого населения 27% имеют высшее образование, 32% — среднее специальное и 41% — среднее, то на селе из них высшее образование имеют лишь 8,5%, 15% средне специальное и более 76% — только среднее образование. Отсюда — еще одно приоритетное направление программы: на сельское население.
Важной государственной задачей ставится вопрос создания условий для вывода самозанятых в легальную рыночную среду еще и потому, что это связано с пенсионным обеспечением и социальным страхованием.
Разработчики Программы занятости — 2020 поставили целью целым комплексом мер государственной поддержки стимулировать трудоустройство и устойчивую занятость через обучение, в микробизнесе — через консультационную помощь, упрощенное кредитование, поиск новых ниш для активных людей.
«Сейчас золотая пора для того, чтобы открывать новый бизнес и развиваться. Все эти индустриальные проекты будут вокруг себя развивать малые и средние предприятия, потому что им и то надо, и это. Поэтому по всему Казахстану, особенно акимам, министерствам, надо разъяснять людям, чтобы возникали новые бизнес-объекты, и люди были заняты», — сказал Президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая 5 июля текущего года в Астане, на выставке-форуме «Сильный Казахстан построим вместе!».
Именно поэтому Программа предусматривает три основных направления, призванных сбалансировать рынок труда в Казахстане.
Первое — профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством.
Второе — содействие в организации собственного дела и, прежде всего, на селе.
И третье — помощь в переезде из депрессивных регионов в более развитые.
Профобучение плюс трудоустройство
Это направление дает реальную возможность получить востребованные на рынке труда специальности, причем бесплатно, а затем устроиться на постоянное место работы.
Программой предусмотрено обучение в учреждениях технического и профессионального образования. А также на курсах переподготовки кадров (до шести месяцев) и курсах повышения квалификации (до трех месяцев).
При этом проезд к месту учебы и обратно оплачивается государством, бесплатно предоставляется общежитие или иное жилье, да еще выделяется стипендия. А по окончанию обязательно подыскивается подходящая вакансия и выпускника курсов трудоустраивают.
Чтобы у работодателей было больше желания принимать людей без опыта работы, предусмотрены и так называемые социальные рабочие места, с частичным субсидированием заработной платы. В первые полгода — до 50%, но не более 26 тысяч тенге, затем три месяца — до 30%, в последние три месяца — до 15%.
Для тех работодателей, которые сами хотят готовить для себя кадры, также предусмотрена поддержка — до 70% расходов, связанных с обучением, государство берет на себя.
Заявления и документы претендентов на участие в Программе будут рассматриваться специальной рабочей группой, создаваемой из числа работников Центра занятости, представителей органов и организаций образования, работодателей и профсоюзов.
Желающим попробовать таким образом найти себе работу достаточно обратиться с заявлением в местный орган занятости или в акимат, если речь идет о селе. Кстати, приоритетная возможность бесплатного профобучения предоставляется именно молодежи и женщинам, проживающим в сельской местности.
Только в этом году на субсидии, стипендии, возмещение затрат на обучение направляется 14,6 миллиарда тенге.
Развитие сельского предпринимательства
Поскольку большая часть самозанятых, безработных и малообеспеченных проживают в сельской местности, а создать там постоянные наемные рабочие места непросто, вторым направлением Программы предусмотрено содействие развитию предпринимательства на селе. Оно рассчитано на достаточно активных сельчан, желающих организовать или расширить свое дело
Желающие участвовать в ней опять-таки обращаются в орган занятости, пишут заявление, представляют необходимые документы.
Тем, кто готов сделать первый шаг, помогут даже в поиске идеи, ниши на рынке, предоставят необходимые консультации, направят на месячные курсы по основам предпринимательского дела (все на той же, бесплатной, основе). Предусмотрена и помощь в составлении проекта, бизнес-плана. А поскольку без денег своего дела не начать, основой реализации второго направления Программы станет микрокредитование. И, что очень важно — на льготных условиях: под минимальные проценты, до 3 миллионов тенге, сроком до 5 лет и возможностью отсрочки уплаты процентов за кредит до 18 месяцев.
Однако, следует учесть: эти микрокредиты не предоставляются на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости.
Бюджетные кредиты на эти цели нижестоящему бюджету будут предоставляться по ставке 0,01%, а также государством будет регулироваться максимальная эффективная ставка для конечного заемщика.
Параллельно будет задействована и начатая Министерством труда и соцзащиты населения, совместно с НДП «Нур Отан», программа «Ертенің үшін аянба!», которая нацелена на повышение информированности населения в выборе вида и ведения бизнеса, в том числе домашнего.
Предусмотрена и еще одна стимулирующая возможность развития бизнеса на селе: если для организации своего дела будущему предпринимателю потребуется подведение коммуникаций (телефонной линии, водопровода, канализации, теплоснабжения, дороги), местная власть и в этом должна пойти навстречу. На эти цели в Программу также заложены бюджетные средства. Единственное ограничение здесь такое: стоимость коммуникаций не должна превышать стоимость предпринимательского проекта.
Механизм реализации этого направления программы весьма простой: заявка соискателя — оценка проекта — решение — социальный контракт. 5,3 миллиарда тенге выделено на содействие предпринимательству на селе только в этом году. Далее, а это будет зависеть от заявок, государство намерено вкладывать в этот сегмент гораздо большие средства. Предполагается, что в полную силу эта часть Программы заработает уже в следующем, 2012-м году. А приоритетное право доступа к обучению, к микрокредитам, помощи специалистов предоставляется сельским женщинам.
Здесь, пожалуй, будет уместно процитировать слова Премьер-Министра РК Карима Масимова из его выступления перед активом парламентской фракции НДП «Нур Отан» в октябре прошлого года: «Основной акцент работы Правительства в ближайшей перспективе сделан на прорывное развитие малого и среднего бизнеса, привлечение иностранных инвесторов, передовых технологий, модернизацию действующих предприятий». И сельская глубинка, естественно, не останется вне поля зрения, а главное, без помощи государства.
Из депрессивных регионов — в экономически развитые
Цель этого направления Программы определена так: «меры повышения мобильности трудовых ресурсов за счет содействия переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста». А попросту так: нет для человека работы в родном селе или районе — ему предоставляется возможность переехать туда, где он может трудоустроиться. Причем, с помощью государственных субсидий. Здесь должны совпасть два главных условия: населенный пункт должен быть включен в перечень пунктов «с низким экономическим потенциалом», а совокупный семейный доход не должен превышать размера прожиточного минимума на каждого члена семьи.
Программой предусмотрены здесь весьма привлекательные, стимулирующие моменты. Во-первых, на новом месте переезжающим обязаны предоставить арендное жилье, причем, с возможностью последующего выкупа. Выкупить жилье можно или в течение 15 лет, или, при желании, уже на пятый год проживания.
Кроме того, полагаются субсидии. Если это переезд внутри района — 10 МРП на главу семьи и по 5 МРП на каждого ее члена. Если учесть, что сегодня МРП равен 1512 тенге, считаем: семья из 5 человек получит 45360 тенге. Если из одного района, внутри области, едете в другой, там и расклад иной: соответственно 25 МРП на главу и по 15 МРП — на каждого члена семьи. Тут уже большая сумма «набегает», в нашем примере — 128520 тенге.
К тому же на новом месте можно стать участниками и первого, и второго направления Программы, а если доход семьи сразу не увеличился, то до 2-х лет может быть дана отсрочка платы за арендное жилье.
Строительством и распределением арендного жилья будут заниматься местные исполнительные органы, которые могут решать это также за счет покупки готового жилья, предоставления мест в общежитиях, достройки уже начатых объектов или ремонта и благоустройства пустующих объектов.
Миграция и сейчас идет внутри страны, но сейчас, посредством программы, ей будет дано более осмысленное и продуктивное направление: переселить людей туда, где есть работа, где производства нуждаются в трудовых ресурсах
Только в этом году на «повышение мобильности трудовых ресурсов» из бюджета выделено 18,2 миллиарда тенге. Из них на строительство или приобретение арендного жилья — 11,5 миллиарда, на проектирование, обустройство — 5 миллиардов.
Выступая 16 мая 2011 года с презентацией новой Программы занятости населения на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК, министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова особо отметила: «Правительство планирует к 2016 году охватить Программой до полутора миллионов человек. Ставится задача снизить уровень бедности в стране до 6%, удержать уровень безработицы не выше 5,5 процента. Достижение таких показателей, считаем, положительно отразится на повышении благосостояния наших граждан, обеспечит эффективную реализацию стоящих перед нами стратегических задач».
Численность населения Казахстана на 1 января 2011г. достигла 16,4 млн. человек. В 2010 году численность занятого населения достигла 8,1 млн. человек. Из них наемные работники составили 5,4 млн. человек, или 66,7%, и самостоятельно занятые — 2,7 млн. человек, или 33,3%.
Госпрограмма «Занятость-2020» оказалась не такой эффективной, как ожидалось, из-за того, что при ее исполнении «ставили телегу в.
Госпрограмма «Занятость-2020» оказалась не такой эффективной, как ожидалось, из-за того, что при ее исполнении «ставили телегу впереди лошади». Об этом заявил министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев, передает КазТАГ.
По его словам, чтобы сделать программу эффективной, нужно устранить в ней «перекосы», которые позволяли региональным акимам самостоятельно определять приоритетность действий, строить жилье для переселенцев ради повышения показателей, при этом не предоставляя приехавшим рабочие места.
«Надо понять, что надо ставить лошадь, а потом – телегу. Сначала – рабочие места, а потом уже переселять людей», – подчеркнул министр.
Теперь, как отметил Ерболат Досаев, разработчики дорожной карты занятости – эксперты министерства труда и социальной защиты населения – пересмотрели подходы к реализации программы «Занятость-2020», проанализировали претензии, поступавшие из регионов и от парламентариев, и новая «Дорожная карта занятости-2020» будет более результативной, чем предыдущие программы.