Это программа семинаров по воспитанию и образованию детей

Семинар «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы»

Цель: содействовать совершенствованию психологической компетентности педагогов в вопросах планирования по преодолению затруднений первоклассников в обучении.

  • информировать педагогов о различных трудностях в обучении современных первоклассников;
  • познакомить с условиями, помогающими младшим школьникам преодолеть затруднения в освоении общеобразовательной программы.

Форма проведения: семинар-практикум.

План семинара.

  • Введение. Цель и задачи семинара.
  • Понятие «Школьные трудности».
  • Педагогические, психологические трудности в обучении.
  • Трудности в обучении современных первоклассников.
  • Психолого-педагогические условия, способствующие успешному преодолению затруднений учащихся.Оборудование: карточки с характерными трудностями обучения современных первоклассников; анкета «Обратная связь» (приложение 1), рекомендации психолога (приложение 2), ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход семинара.

Орг. момент. Вступительное слово психолога.

Практически каждый ребенок сегодня приходит в школу, имея элементарные знания в письме, чтении и счете. При этом возникает вопрос: почему через небольшой временной отрезок у современных первоклассников возникают поведенческие, эмоциональные и социальные проблемы, появляются трудности в освоении учебного материала?

Под школьными трудностями понимается весь комплекс проблем, которые возни­кают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здо­ровья и снижению успеш­ности обучения.

Актуализация знаний. Упражнение «Ассоциации».

Цель — описать затруднения первоклассников в учебе.

Каждый учитель по кругу говорит одно-два слова, которое указывает на затруднения современных первоклассников в процессе обучения.

Формулировка проблемы. Определите, какие трудности первоклассников, связанные с педагогической готовностью к обучению в школе и с психологической готовностью звучали в предложенных ответах.

Сообщение темы семинара. Тема, которую мы сегодня рассматриваем- «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы». Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

  • Чем отличаются психологические затруднения от педагогических трудностей современных первоклассников?
  • Какие психолого-педагогические условия в учебно-воспитательном процессе необходимо создать для успешного преодоления затруднений первоклассников?
  • Влияет ли уровень готовности первоклассника к систематическому обучению в школе?

Постановка цели и задач семинара.

Основной целью семинара является: содействовать совершенствованию психолого-педагогической компетентности учителей в вопросах планирования по преодолению затруднений первоклассников в обучении.

Сегодня на семинаре мы с вами познакомимся с таким понятием, как «Школьные трудности»; вспомним характеристику педагогических и психологических трудностей в обучении; определим условия для преодоления этим трудностей; представим планы по оказанию необходимой помощи учащимся, испытывающих затруднения в процессе обучения.

Работа по теме семинара. Психолог. Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-х гг. прошлого века.

Практическая работа. Работа в группах.

Группа I. Распределите карточки с психологическими особенностями современных детей к обучению в школе.

Группа II. Распределите карточки с педагогическими особенностями современных детей к обучению в школе.

Карточки для учителей.

  • У современных детей 6-7 лет внутренняя позиция школьника обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учения как социальной деятельности.
  • Внутренняя позиция школьника у современных первоклассников, в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослым.
  • Период формирования раннего образа Я у современных детей становится более продолжительным.
  • Современные первоклассники по своему личностному развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д.).
  • Современные первоклассники более самостоятельны и независимы, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Это качество будет способствовать развитию самоорганизованности, однако в школе может стать причиной проблем с дисциплиной.
  • Современные первоклассники сильно разобщены. Дети редко встречаются со сверстниками и играют в коллективные игры. Компьютеры, айпады, айфоны, различные гаджеты — теперь играют незаменимую роль в жизни каждого современного ребенка. Они находят огромное количество полезной информации в интернете. Теперь существует огромное количество виртуальных игр, которые так любят дети. Поэтому возникают коммуникационные проблемы, которые испытывают дети в первом классе.
  • Не всегда взрослые являются авторитетными персонами у будущих школьников. И это может отражаться на взаимоотношениях с преподавателями.
  • Завышенная самооценка современных первоклассников чаще всего формируется благодаря так называемой слепой любви родителей. Мама и папа стараются купать малыша в своей любви. Иногда это становится причиной избалованности и эгоизма ребенка. В присутствии родителей такой малыш будет капризным, требовательным.
  • Специалисты в области педагогики и психологии отмечают, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с поведенческими расстройствами: у школьников наблюдаются гиперактивность, тревожность, агрессия и т.д. На уроках такие дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим.
  • В современном мире каждый день школьники получают огромное количество разнообразной информации, интенсивно получают знания. Но детская психика бывает не готова к такому бурному потоку, и первоклассники получают мощный стресс и нежелание посещать учебное заведение.
  • Современные школьники поступают на обучение в 1-ый класс с различным уровнем развития познавательных процессов.
  • В настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
  • Одна из основных проблем для современных младших школьников — это обилие дополнительных занятий. Ребенок, который пошел в первый класс — это зона дополнительного внимания для педагогов и родителей.
  • Целью современных школьных программ является разностороннее развитие ребенка, развитие его мышления и приучение его к самостоятельности, но в реальной жизни бывает и по-другому: ребенку не учение, а одно мучение. Дети, регулярно сталкиваясь с чем-то непонятным, вырабатывают в себе чувство неуверенности. Интеллектуальные сверх нагрузки вредны для здоровья: дети могут испытывать постоянную усталость, терять мотивацию к обучению, становиться нервными, плаксивыми.

Итог. Психолог. Без психолого-педагогических знаний, которые провоцируют неуспешность в обучении первоклассников, невозможно создать оптимальные условия для преодоления затруднений, принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

Групповая дискуссия.

Вопросы к дискуссии.

  • Почему необходимо определить готовность ребёнка в самом начале обучения?
  • В чем может проявляться неподготовленность к школьному обучению?
  • Как учитель может использовать начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе?
  • Как проходит процесс адаптации у детей, не готовых к систематическому обучению?
  • Составьте план, в котором будут представлены мероприятия по преодолению затруднений первоклассников не готовых к обучению.

Психолог. Представьте план группы по оказанию необходимой помощи учащимся, испытывающими затруднения в процессе обучения.

Практическая работа. Упражнение «Закончи предложение».

Задание группам учителей.

Группа I. Составить рекомендации «Психологические условия, способствующие успешному преодолению затруднений учащихся».

Группа II. Составить рекомендации «Педагогические условия, способствующие успешному преодолению трудностей учащихся».

Знакомство с рекомендациями. Психолог. Предлагаю вам познакомиться с условиями, которые можно создать для преодоления затруднений первоклассников в учебном процессе. Во время чтения каждый учитель отмечает знаком “+” то условие, которое он уже использует в своей работе. Условие, которое вам покажется интересным – запишите.

Подведение итога. Рефлексия. Какие задачи мы решали на семинаре?

Психолог. Наш семинар подошел к концу, и вам предлагается в завершение заполнить анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Психолог. Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять в работе.

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

Рекомендации психолога

Обратить внимание на результаты стартовой психологической диагностики и при составлении поурочных планов использовать задания и игры  развивающего характера по выявленным проблемам.

Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу.

Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально — волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.

Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосферы в классе, формируя позитивное отношение к учению.

Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности  для каждого ученика.

(Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе).

(Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе).

(Проблемы готовности детей к обучению в школе).

(Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах).

(Рекомендации психолога).

(Проблемы современных первоклассников).

Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения ЦНС. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в С(К)ОШ VIII вида строится с учетом индивидуальных особенностей для детей: для одних используется охранительный режим, для других – активные, стимулирующие педагогические мероприятия; при этом варьируются степень учебной нагрузки, её объём, сложность и т. Правильное построение коррекционно-воспитательной работы помогает подготовить учащихся школы к самостоятельной трудовой деятельности. Дефектологический словарь. «Педагогика» М. , 1970. 160

Приходя на работу в коррекционные учреждения, многие педагоги не предполагают, с какой контингент детей им предстоит обучать и воспитывать. Некоторые, проработав несколько месяцев, уходят, другие остаются, хотя продолжают относиться к детям с умственной отсталостью как к их сверстникам из общеобразовательных школ. От незнания особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, не понимания их внутреннего мира происходят конфликты между учениками и педагогами, педагогами и администрацией, что негативно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

Успех обучения и воспитания учащихся зависит от того, в какой мере учитель знает их психофизические возможности, умеет установить особенности развития и выявить причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Учитель и воспитатель должны знать общие закономерности развития психических процессов и личности в целом, а также знать те специфические закономерности развития, которые присущи детям с разными видами патологии развития. Именно поэтому каждому педагогу нужны основы специальных (дефектологических и психологических) знаний о ребенке.

Одним из путей повышения квалификации педагогов специальных (коррекционных) школ можно считать организацию семинаров по специальной психологии и педагогике. Практика показывает, что подобные семинары целесообразно проводить на основе определенных литературных источников. Знакомясь с литературой, педагоги получают широкий круг сведений об особенностях развития и о путях коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. Целесообразно выявить определенную проблему и по данной теме углубленно изучить материал, используя методическую литературу, опыт педагогов работающих по данной проблеме. При изучении определенных тем следует приглашать специалистов (психолога, дефектолога, логопеда, психиатра), чтобы они осветили намеченную проблему.

Данная программа призвана помочь начинающим учителям быстро и адаптироваться в школе, узнать с какими детьми им предстоит работать, освоить приемы коррекционной работы.

Цель: раскрыть научно-методические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, дать практические навыки дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности учителей-дефектологов.

Задачи программы:

  • сформировать у педагогов навыки анализа передового педагогического опыта,
  • научить работать со специальной литературой,
  • вооружить учителей методами и приемами, используемыми в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющим интеллектуальное недоразвитие.

Педагог, прошедший обучение по данной программе должен:

  • понятие «умственная отсталость»,
  • основные степени интеллектуальной недостаточности и их классификации;
  • психологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
  • возможности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, перспективы их развития;
  • методы и приемы изучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • устанавливать контакт с данным типом детей, построить психологическое общение;
  • планировать работу учителя специальной школы данного вида;
  • использовать адекватные методы и приемы работы с данным контингентом детей;
  • отграничить случаи интеллектуальной недостаточности от другой патологии;
  • общения с детьми с интеллектуальной недостаточностью;
  • дифференциальной диагностики со сходными видами интеллектуальных нарушений.

Программа рассчитана 12 семинаров, которые проводятся в течение учебного года.

Время проведения: 1-1,5 час. Занятия проходят в виде семинаров-практикумов.

В конце года проводиться заключительный семинар-практикум, на котором обобщаются психолого-дефектологических знания и педагоги самостоятельно могут определить степень овладения специальными знаниями, умениями и навыками.

Общие сведения об умственной отсталости

Цель: Ознакомление с основными специальными (дефектологическими и психологическими) понятиями.

  • Понятие умственная отсталость.
  • Причины умственной отсталости.
  • Олигофрения и деменция.
  • Закономерности психического развития.
  • Классификация олигофрении по степени тяжести.
  • Практическое задание.

Литература для самостоятельной работы:

Приложение 1. Тест «Общие сведения об умственной отсталости»
Приложение 2. Памятка «Общие сведения об умственной отсталости»
Приложение 3. Дефектологическая задача.

Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М. Певзнер)

Цель: познакомить и научить пользоваться клинико-патогенетической классификацией олигофрении (по М. Певзнер).

  • Клиническая картина каждой формы.
  • Особенности развития детей.
  • Коррекционная работа с детьми каждой формы.
  • Практическое задание.

Литература для самостоятельного изучения:

Приложение 4. Памятка «Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М. Певзнер)»
Приложение 5. Тест ««Клинико-патогенетическая классификация олигофрении (по М. Певзнер)»

Отграничение умственной отсталости от сходных с ней проявлений

Цель: научить отличать умственную отсталость от других проявлений.

План семинара:

  • Отграничение умственной отсталости от педагогической и социальной запущенности.
  • Отграничение умственной отсталости от отставаний, связанных с нарушением анализаторов.
  • Отграничение умственной отсталости от ЗПР.
  • Практическое задание.

Литература для самостоятельного изучения:

Приложение 6. Тест «Отграничение умственной отсталости от сходных с ней проявлений».

Состав учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Цель: познакомить с составом учащихся С(К)ОШ VIII вида.

  • Дети, перенесшие поражения ЦНС.
  • Дети с текущим болезненным состоянием (эпилепсия, шизофрения, ревматические поражения ЦНС и др.).
  • Охранительный режим при работе с данными детьми.
  • Практическое задание.

Литература для самостоятельного изучения.

Приложение 7. Тест: «Состав учащихся специальных образовательных учреждений 8-го вида». Приложение 8. Бланк ответов к тесту: «Состав учащихся специальных образовательных учреждений 8-го вида».

Особенности восприятия у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии

Цель: познакомить с особенностями восприятия у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии.

  • Особенности развития восприятия.
  • Упражнения для развития и коррекции восприятия.

Приложение 9. Тест «Особенности восприятия у умственно отсталых детей».

Особенности внимания у у/о школьников

Цель: познакомить с особенностями внимания у у/о школьников.

  • Особенности развития видов внимания.
  • Упражнения для развития и коррекции внимания.

Приложение 10. Тест «Особенности внимания у умственно отсталых детей».

Особенности развития памяти детей с интеллектуальной недостаточностью

Цель: познакомить с особенностями памяти у у/о школьников

  • Особенности процессов памяти.
  • Упражнения для развития и коррекции памяти.

Приложение 11. Тест «Особенности процессов памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью».

Мышление у учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии

Цель: познакомить с особенностями мышления у у/о школьников

  • Особенности развития мышления.
  • Упражнения для развития и коррекции мышления.

Приложение 12. Тест «Особенности мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью».

Эмоционально-волевая и личностная сфера у школьников С(К)ОШ VIII вида.

Цель: познакомить с особенностями эмоционально-волевой и личностной сферы у у/о школьников.

  • Особенности эмоционально-волевой сферы.
  • Особенности личностной сферы.
  • Упражнения для коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы.

Приложение 13. Тест «Эмоционально-волевая и личностная сфера у школьников С(К)ОШ VIII вида».

Речь школьников с интеллектуальной недостаточностью

  • Особенности развития речи.
  • Развитие устной речи.
  • Развитие письменной речи.
  • Упражнения для коррекции речи.

Приложение 14. Тест «Особенности речи у детей с интеллектуальной недостаточностью». Приложение 15. Тест «Познавательная и эмоционально-волевая сфера учащихся с интеллектуальной недостаточностью». Приложение 16. Лист ответов к тесту «Познавательная и эмоционально-волевая сфера учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

Изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях С(К)ОШ VIII вида

Цель: познакомить с видами изучения учащихся С(К)ОШ VIII, научить изучать и отслеживать динамику развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях С(К)ОШ VIII.

  • Первичное изучение (углубленное изучение документации).
  • Комплексное изучение (всестороннее, целенаправленное изучение всех учащихся – «диагностические недели»).
  • Текущее изучение (систематическое изучение в течение года).
  • ПМПк.

Приложение 17. Тест «Изучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях С(К)ОШ VIII».

Заключительный

Цель: обобщить и систематизировать полученные дефектолого-психологические знания, определить степень овладения специальными знаниями, умениями и навыками.

  • Вопросник.
  • Кроссворд.

Приложение 18. Задания для заключительного занятия. Приложение 19. Ответы к заключительному тесту и кроссворду.

Все указанные приложения находятся в Приложении.

Тема: «Через инновации к качеству образования»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования

  • Повысить мотивацию педагогов к применению современных технологий в образовательном процессе
  • Способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе.
  • Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, мультимедийное сопровождение.

Ожидаемые результаты: преподаватели осуществят практическое действие на основе применения современной образовательной технологии как инструмента повышения качества образования

Участникам семинара предлагается выбрать яблоко по цвету и занять свои места по цвету выбранного яблока за столом.

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будем мы с вами и инновации в образовательном процессе. Наше общение пройдет в форме семинара-практикума «Через инновации к качеству образования».

Создание ситуации успеха

Начнем мы с такой притчи:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои»,- «У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а использовать в своей практической деятельности).

Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата «Опыт и наставления нравственные и политические».

Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования белорусского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся.

В настоящее время перед любым учреждением образования стоит задача не просто дать учащимся определенный набор знаний по учебным дисциплинам, а сформировать творческую личность, обладающую современными компетенциями, способную к постоянному саморазвитию.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Давайте сейчас мы с вами выясним, каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего выпускника.

Для этого мы работаем в группах.

Задание 1. Участники семинара делятся на три группы:

Первый вопрос для обсуждения:

Группа обучающиеся отвечают на вопрос «Когда обучающемуся не интересно учиться?»

Группа педагоги отвечают на вопрос «Когда педагогу не интересно учить?»

Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса.

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».

Предположим, что выделены следующие проблемы:

  • Недостаточный уровень владения педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
  • Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
  • Противоречие между фронтальными формами организации обучения и «пассивными» методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения:

Обучающиеся отвечают на вопрос: «Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Педагоги отвечают на вопрос: «Какого педагога — коллегу вы хотите видеть рядом с собой?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Эксперты отвечают на вопрос: «Каким должен быть современный педагог?»

В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».

Много восторженных, добрых, требовательных и самокритичных слов сказано об учителе простыми и выдающимися людьми. Давайте попробуем осознать суть этого понятия через осмысление сути букв, в него входящих.

У– устремление, Ч – человек, И – истина,

Т – творение, Е– единство, Л – любовь, – Ь.

В итоге получаем: Учитель – это устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь.

И основные качества педагога:

  • стремление к истине, т.е. к самосовершенствованию;
  • творение единства миропонимания и проявление любви.

Давайте стремиться воспринимать истину, осознавать истину и проявлять истину, тогда. Всё будет в нашем сознании, и счастье, и радость и восторг, а затем это станет достоянием наших  детей.

Задача педагога показать учащимся единство, красоту и гармонию мира, путь к раскрытию потенциальных творческих способностей и возможностей человека.

Третий вопрос для обсуждения:

Обучающиеся и Педагоги отвечают на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы учащемуся стало интересно учиться, а педагогу учить?».

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, помогут повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективных довода.

Как мы видим, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой, как для преподавателя, так и для учащихся; чтобы одним было интересно учить, а другим учиться; чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий в частности.

Одним из условий изменения подходов к организации образовательного процесса является внедрение инноваций. И здесь нам на помощь приходят современные образовательные технологии, которые выступают как инструмент повышения мотивации к обучению и развития творческих способностей учащихся, как средство повышения результативности обучения и качества образования в целом.

Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого преподавателя – сформировать у обучающихся способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить учиться.

Возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе педагог-учащийся из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Для этого каждый педагог совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к учебной дисциплине и к деятельности в целом.

Инновации в образовании – это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.

Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время педагога, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ профессионального образования.

Задание 2 для всех групп.

Перед вами «коробка», в которой лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих занятиях. На примере одной технологии расскажите, как она влияет на качество образования.

В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.

Выделены следующие технологии и как они влияют на качество образования:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной и трудовой деятельности для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций;

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Так в чем же отличие инновационного обучения от традиционного?

И на этот вопрос я попрошу ответить Вас.

Для этого Вы должны заполнить следующую таблицу

«Сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения»

Критерий характеристики Особенности технологии обучения традиционная инновационная Место и роль преподавателя в образовательном процессе Субъект, определяющий все аспекты процесса обучения Субъект, который инициирует процесс обучения и стимулирует превращение учащихся в активных субъектов процесса обучения Место и роль учащихся в образовательном процессе Восприятие, усвоение и воспроизведение информации, предоставляемой преподавателем Активное усвоение и генерирования знаний, полученных из различных источников Типинформационной коммуникации Управляемая преподавателем информация Многоканальная система, которая генерирует информацию между преподавателем и учащимися, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними Методы управления процессом обучения Тоталитарное илиавторитарноеуправления Демократическое управление Уровень творчества Творчество присуща преподавателю, учащемуся предлагается уже готовая информация Творчество преподавателя становится все более разнообразной, а деятельность учащихся имеет ярко выраженный творческий характер Проблемность процесса обучения В лучшем случае имеет место описание проблем или проблемных ситуаций Обучение происходит в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, способствует формированию умений их определения и решения Уровень контроля за процессом обучения Формальные, не индивидуализированы формы контроля Жесткий контроль Гибкие индивидуализированные формы контроля, обучение учащихся самоконтролю и рефлексии Результат обучения Совокупность знаний Совокупность знаний, практических умений и навыков, способность их творческого использования в профессиональной деятельности

Как видим внедрение инноваций предполагает развитие профессиональных компетенций преподавателей и предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения.

Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

Вывод: По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

Предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами «градусник». Выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:

34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично;

36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;

38 – сложно, страшно, неинтересно, обременительно.

Так из чего же складывается качество знаний:

  • Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
  • Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально — нравственные ориентации.
  • Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
  • Стабильность здоровья учащихся.
  • Удовлетворённость педагога своей работой.

Все эти составляющие можно реализовать через эффективное использование современных образовательных технологий

Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

В заключении я хотела подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *