Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:
1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование всем желающим(возможность и равные шансы для каждого человекаполучить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
«Мировой организм есть непрерывное целое”. Цицерон.
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
Заказать ✍️ написание учебной работы
Проектная деятельность в образовании есть творческая инновационная деятельность его субъектов, направленная на создание нового подхода, концепции, методологии, воплощающаяся в практику образования с помощью технологий, позволяющих достичь получения оптимального, эффективного результата (продукта) на основе замысла автора (государства, организации, отдельного преподавателя) с привлечением накопленного опыта разработчиков – когнитивного и этического.
Проект– это продукт людей творческой или узкопрактической деятельности.
Замысел– это разработка механизма реализации мотивированной цели.
Проектная деятельность– это интегративное единство замысла и сотрудничества на основе научного метода исследования.
Творчество– это целесообразная, целенаправленная теоретическая или практическая деятельность человека, отличающаяся новизной, выявляемой в результате конкретно-исторического характера, оригинальностью, нестандартностью в общесоциальном, групповом и индивидуальном планах. Отмечается, что любое творчество изначально порождается состоянием аффекта, т. душевным волнением, выражающимся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции, во время которой способность субъекта контролировать свои действия значительно принижается. Под аффектом понимается одна из трех мыслительных функций человека: 1) познание (когнитивность); 2) воля; 3) эмоции, чувство, настроение. Аффект – это характеристика чувства, выражающая степень «приятности-неприятности».
Инновационная деятельность– это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, т. комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.
Методология– учение об организации деятельности: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия; 2) идейное объединение людей, совместно реализующих проект; 3) полная завершенность цикла в реализации проекта, состоящая из трех фаз: а) фаза проектирования – результат: построение модели; б) фаза технологическая – результат: реализация системы; в) фаза рефлексивная – результат: оценка реализованной системы.
Технология– это модель организации какого-либо вида деятельности, включающая в себя содержание, цель и планируемый результат, обеспечивающий ее эффективность.
Родоначальник проектной деятельности в образовании В. Килпатрик (США) различал четыре фазы работы над проектом: замысел, планирование, исполнение и оценка. Полат выделяет несколько видов проектов: информационные, исследовательские и связанные с решением проблем. Информационные проекты имеют целью поиск информации. Исследовательские – включают в себя следующие этапы: формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, формулировка выводов и защита. Связанные с решением определенной проблемы проекты предусматривают получение конкретных предложений по решению поставленной проблемы и возможную их реализацию. Указанные виды проектов могут быть монопроектами в рамках одной дисциплины; межпредметными, с открытой координацией при наличии координатора проекта, в том числе и международного; со скрытой координацией при наличии среди участников проекта специалиста в какой-либо области знания; внутренние и международные; разной продолжительности.
Рассмотрим образовательные международные проекты (с открытой координацией, длительные, исследовательские), связанные с решением определенной проблемы в воспитании и обучении (в образовании).
Единый Государственный Экзамен.
Деятельность Джорджа Сороса.
Болонские соглашения.
Тюнинг образовательных программ.
Проектная деятельность на основе программы «Минерва».
Форсайт-проект «Образование − 2030».
7 Образование в рамках программ Erasmus, Erasmus+, Жан Монне.
Библиографическое описание
В условиях проведения реформирования российской системы образования появляется необходимость изучения тенденций развития различных систем образования за рубежом. Главная цель — выявить преимущества образовательных систем развитых стран мира с возможностью использовать их в российской системе образования. В статье используются методы анализа и сравнения, которые позволяют раскрыть характеристики систем образования в Финляндии, США, России и во Франции. Главный вывод — необходимо использовать различный экономические и маркетинговые инструменты для развития нашей системы образования и уменьшить нагрузку на детей, обучающихся в школе, привести систему высшего образования в надлежащий вид.
Ключевые слова: образование; образовательная система; финансирование; экономические инструменты, модернизация.
In the context of the reform of the Russian education system, it is necessary to study the development trends of various educational systems abroad. The main goal is to identify the advantages of educational systems of developed countries with the ability to use them in the Russian education system. The article uses methods of analysis and comparison, which allow to reveal the characteristics of educational systems in Finland, the USA, Russia and France. The main conclusion is that it is necessary to use various economic and marketing tools to develop our education system and reduce the burden on children studying at school, to turn our higher educational system into proper form.
Keywords: education; educational system; budgeting; economic tools; modernization.
В современном мире образование играет очень важную роль в процессе формирования человеческого капитала. Прежде чем говорить об образовательной системе, нужно дать определение понятию «образование». В научной литературе образование определяется как триединство процессов обучения, воспитания и развития.
Для того чтобы развивать саму систему образования, необходимо четко представлять, что означает каждый из этих процессов, поскольку они тесно взаимосвязаны между собой. Обучение — передача знаний от учителя ученику, формирование умений и навыков. Воспитание — это процесс формирования личности. Развитие — это процесс качественных прогрессивных преобразований.
Современные процессы глобализации и интернационализации образования выдвинули критерий его качества на первое место при оценке образовательной системы страны. Современная российская практика показывает, что многие университеты не могут адаптироваться к сложившимся экономическим условиям, удовлетворить потребность потребителей образовательных услуг в предоставлении качественного образования.
- Высокий уровень квалификации профессорского состава;
- Современные методики обучения;
- Аккредитация университетов;
- Контроль качества работы преподавателей и студентов;
- Материально — техническая база университетов.
В настоящее время мировое сообщество продолжает совершенствовать образовательный процесс в школах и университетах, внедряет высокие технологии в образовательные учреждения, что говорит о том, что введение преобразований в систему образования является очень важной и актуальной задачей.
В условиях проведения образовательной реформы в Российской Федерации необходимо рассматривать и анализировать зарубежный опыт развития различных систем образования. Поскольку для того чтобы построить грамотную систему образования, необходимо знать достоинства и недостатки образовательных систем ведущих стран мира.
Финляндия является одним из лидеров по многим аспектам среди европейских стран. Она занимает лидирующие позиции, имея минимальную коррупцию во власти, конкурентноспособную экономику и эффективную систему образования. Родители могут отдать ребенка в детский сад с 9 месяцев. Занятия в детских садах отсутствуют, все внимание сосредоточено на воспитании ребенка.
Если рассматривать Францию, то школьное образование там начинается с 6 лет. До этого возраста детей могут отдавать в детские сады (можно с двух лет). Воспитатели детских садов должны подготовить детей к школе, поэтому они проводят с ними занятия по развитию коммуникативных навыков, помогают детям самовыражаться. Дети в возрасте от 2-х до 4-х лет только играют, дети от 4-х до 5-ти лет обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, дети от 5-ти до 6 — ти лет обучаются чтению, письму.
Обучение в школе начинается с 6- ти лет. Среднее образование делится на 2 этапа. Сначала дети учатся в колледже, потом в лицее. Обучение в колледже является обязательным для всех. Одним из главных недостатков системы образования является тот факт, что она предполагает специализацию предметов и детям с 13 лет уже необходимо выбирать их дальнейший род деятельности. В целом французская образовательная система слегка схожа с российской. Однако детские сады во Франции являются более эффективными, чем в России, поскольку во Франции они способствуют постепенному развитию ребенка, последовательно обучая его полезным навыкам.
Если рассматривать американскую систему образования, то она отличается от западноевропейской. Главным достоинством данной системы является высокая степень ее децентрализации, которая заключается в том, что каждый штат вправе самостоятельно определять структуру системы образования. Каждый штат имеет свой совет по делам образования, который занимается разработкой учебных планов, взимает налоги, осуществляет набор учителей. Единые образовательные стандарты отсутствуют.
В России главной проблемой в российской системе школьного образования является перегруженность школьников учебным материалом. Школьная программа включает в себя очень большой объем теоретического материала, что ведет к перегруженности учеников. Это приводит к тому, что ученики не могут применить полученные знания на практике, и это вызывает у школьников некоторые трудности. Еще одной важной проблемой российского школьного образования является нехватка квалифицированных кадров (учителей), которые могли бы качественно подготовить студентов к единому государственному экзамену. Родителям приходится нанимать ученикам репетиторов, которые готовят их к выпускным экзаменам.
В соответствии с Болонской декларацией, обучение на бакалавриате должно обеспечить общую подготовку студентов, которые должны развить навыки самостоятельного поиска и анализа информации. Помимо этого, обучение на программах бакалавриата должно способствовать развитию критического мышления, логики, аналитических способностей.
Одним из положительных фактов такой системы образования является то, что общение между преподавателем и студентом не ограничивается только лекциями. Студент может обратиться к преподавателю в любое время с интересующим его вопросом. Помимо лекций также существуют семинары, которые могут проходить в виде обсуждений, дискуссий, различных выступлений студентов.
С моей точки зрения, российскую систему образования постепенно нужно совершенствовать, чтобы хотя бы довести ее до уровня Финляндии. Сделать это можно с помощью увеличения финансирования на модернизацию инфраструктуры школ и вузов, различных государственных программ по подготовке и переподготовке кадров, различных экономических инструментов и инструментов маркетинга.
Рекламная деятельность должна дополняться стимулированием сбыта и пропагандой, которые также входят в состав комплекса маркетинга.
Для рекламы учебных заведений лучше использовать пропаганду. Пропаганда является составной частью Public Relations, обеспечивает учреждениям/организациям благожелательный образ, противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений. Однако влияние пропаганды трудно оценить, поскольку ее обычно используют вместе с другими инструментами.
- СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
- Бордовская, Н. В. Педагогика / Бордовская Н. В., Реан А. А.: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
- Герасименко В. В. Маркетинг: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2016. — 512с.
- Philip Kotler. Marketing Essentials/ Philip Kotler. — N.J.: Prentice — Hall Inc., 1991. — P.788
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, система образования, Финляндия, высшее образование, ребенок, российская система образования, Болонская декларация, качественное образование, международный маркетинг, Российская Федерация.
Развитие современных образовательных систем сегодня представляет собой целостный процесс непрерывного изменения и развития составляющих их элементов с направленностью на интеграцию национальных систем в единое мировое образовательное пространство.
Интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство, ставшая возможной вследствие формирования открытого общества в России, предполагает активное участие российских вузов в международном рынке образовательных услуг, научно-исследовательских программах, обучение в российских учебных заведениях и филиалах российских вузов значительного контингента иностранных студентов по приоритетным направлениям науки и техники.
Начиная с 2004 года, когда Россией была подписана Болонская декларация, активизировались исследования российских ученых, посвященные интеграционным процессам образования. Вместе с тем до сих пор недостаточно раскрыты проблемы финансовой интеграции в образовательном процессе.
Болонский процесс представляет собой процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому и как следствие реформирование учебных планов.
Главная цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
Растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов мира, обострение глобальных проблем, решение которых невозможно без выхода за национальные рамки, — все это обусловливает первостепенную важность изучения мирового опыта в разных сферах общественной жизни и разных областях научного знания.
Во всем мире образование переживает серьезный кризис, обнаруживает в той или иной степени несоответствие объективным требованиям современной цивилизации. Этим обусловлен интенсивный процесс реформирования образования, принявший поистине глобальный характер; не зависящим от него фактически не остается ни одна страна. Реформы многоаспектны. Обновлению подвергается структура и деятельность всех звеньев системы образования — от детских садов до университетов. Реорганизуется управление образованием, создаются новые типы учебных заведений, модернизируются содержание и методы учебной и воспитательной работы, идут поиски новых форм связи между образовательными институтами и миром труда.
Далеко не всегда реформы основываются на прочной теоретической базе, нередко они представляют собой своеобразную цепь проб и ошибок. В некоторых случаях в контекст реформ вплетаются поспешные и непродуманные новшества, отнюдь не способствующие улучшению дел.
В достоинства Болонского процесса можно включить:
1) расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования;
2) расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.
Финансовая интеграция в международное образовательное пространство является частью международной экономической интеграции и представляет собой включение национальных образовательных программ в региональный и мировой в результате устранения барьеров для миграции различного рода ресурсов. По своей сути это подражание Европе с целью создания единого финансового пространства и условий для введения единой образовательной системы интегрирующихся стран. Но как бы Россия не пыталась быть на уровне Европейских стран в области образования, по нашему мнению ей еще очень далеко.
Первая серьёзная проблема интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
Вторая, как обычно в России бывает несовершенство законодательной базы, например, если магистратура для бакалавров является ещё первым образованием и дает отсрочку от армии, то для специалиста — второе высшее образование и здесь возникает двоякость вопроса, при котором можно пойти в армию.
По нашему мнению, присоединение России к Болонскому процессу привело к путанице с учебными программами.
Не совершенство законодательной базы приводит работодателей, которые учились во времена СССР, в замешательство и их нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для педагогической или научной деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует. Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.
Растущая интернационализация общественной жизни современного мира, интеграционные процессы выдвигают определенный комплекс сходных требований к образованию в разных странах, особенно в рамках того или иного геополитического региона. Вместе с тем на развитие образования в каждой стране существенно влияют особенности ее социально-политического и культурного развития. Игнорирование национального своеобразия приводит к созданию искусственных «универсальных» конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается то, что противоречит априорно заданной схеме.
Таким образом, говорить о том, что принятие Болонской конвенции для России — это хорошо или плохо не приходится, не смотря на то, что прошло уже 10 лет.
Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. — 2004. — № 4. — С. 3–17.
Международная интеграция в образовании: механизмы, практические выгоды и проблемы для российских вузов / Мартыненко О. Черная И. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 70 с.
«Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс/ Гл. ред. Мельвиль. — М. , 2005. — С.
Калашникова Е. , Коновалова И. , Ловянникова В. // Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации// Ежемесячный журнал «Молодой ученый» № 12 (59) февраль 2013г. ООО «Издательство Молодой ученый» г. Москва
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, болонский процесс, Россия, ECTS, Европейская система, GPA, Болонская декларация, законодательная база, общественная жизнь, финансовая интеграция.
В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сегодняшний день.
Ключевые слова: Россия, образование, международный образовательный проект, «мягкая сила», российское образование
Образование является важной составной частью любого государства, благодаря развивающемуся механизму системы образования любая страна может достичь высоких результатов. И конечно же, оказывая такую силу на внутреннюю составляющую государства, система образования может выступать в качестве рычага «мягкой силы» во внешней политике и геополитике. Государство, у которого есть развитая образовательная система, начинает играть более важную роль в современном мире.
Сейчас многие страны мира считают образование одним из самых лучших способов продвижение своих национальных интересов в международном сообществе. Таким образом, такие страны как США, Российская Федерация, Китай, Великобритания и другие страны создают и распространяют разнообразные программы и проекты для поступления в ВУЗы, конкурсы, конференции, стажировки и множество других мероприятий.
Рассмотрев участие России в международных образовательных проектах, следует сказать, что российские вузы медленно реализуют совместные программы, особенно на иностранных языках, ведется малое количество совместных международных исследований, которые могли бы быть направлены на интернационализацию программ обучения. Почти отсутствуют двусторонние и многосторонние программы и проекты с зарубежными университетами, а также совместные магистерские и аспирантские программы в сотрудничестве с Европой и Америкой.
Таким образом, быстрорастущие темпы российских международных образовательных проектов способны увеличить «мягкую силу» страны на мировой арене. Такие отечественные продукты могут повысить уровень образования как внутри страны, так и привлечь новых иностранных партнеров, благодаря которым будут вестись не только культурные и научно-образовательные обмены, но и начнут формироваться общие политические взгляды на мировое сообщество
Торкунов А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 85–92.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, русский язык, программа, Российская Федерация, страна мира, страна СНГ, государство, проект, США, Южная Корея.
Характеристика мировых образовательных систем
Мировые образовательные системы представлены совокупностью национальных образовательных систем разного уровня и типа. Каждая из образовательных систем имеет свои характерные отличительные черты, обусловленные культурными традициями, историей народа, поставленными целями и задачами и т. Именно поэтому следует рассматривать международные образовательные системы как единое пространство, направленное на сохранение индивидуальностей национальных систем в мире технологий и прогресса.
В международных образовательных системах выделяют следующие глобальные тенденции:
- Стремление к созданию демократической системы образования, которая предоставляет гарантированную возможность получения образования всему населению страны, на всех ступенях и уровнях.
- Обеспечение права на получение образования всем людям, вне зависимости от расы, пола, возраста и т.д., в любом понравившемся учебном заведении.
- Влияние социально-экономических факторов на систему образования, то есть изменения исходя из потребностей общества, инновационных технологий и т.д.
- Расширение количества образовательных организаций с целью удовлетворения потребности населения в получении образования. В следствии чего, происходит разрастание рынка образовательных услуг.
- Усовершенствование системы управления образовательными организациями, предоставление им больших возможностей при разработке учебных программ, используемых методов и средств, педагогических технологий и т.д.
- Повышение значимости высшего образования, как одного из ведущих принципов жизнедеятельности населения развитых стран.
- Осуществление работы над совершенствованием учебных и коррекционных программ на всех уровнях и ступенях образования.
- Приоритет личности и способностей каждого ребенка, без включения его в установленные рамки и шаблоны.
- Повышение финансирования образовательных систем со стороны государства, с целью их совершенствования и повышения качества оказываемых услуг.
- Поиск дополнительных ресурсов для воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.
- Мировые образовательные системы являются полиструктурными, так как для них характерным является организационная и пространственная структуры.
Международные образовательные проекты и модели
К международным образовательным проектам относятся:
- ЭРАЗМУС – обеспечение мобильности студентов Европейского Совета
- ЛИНГВА – повышение качества эффективности изучения иностранных языков, начиная с младшего школьного возраста
- ЭВРИКА – осуществление координации учебных и научных исследований учащимися России с учащимися стран Восточной Европы
- ЭСПРИТ – проект, направленный на объединение усилий ведущих европейских ВУЗов, НИИ и т.д.
- ЕИПДАС – программа, осуществляющая планирование и управление системой образования в арабских странах
- ИРИС – система, направленная на расширение возможностей получения профессионального образования женщинами
- ТЕМПУС – общеевропейская программа, целью которой является развитие мобильности университетского образования
Таким образом, в рамках международных образовательных систем появляются различные образовательные проекты, участие в которых стараются принять ведущие зарубежные университеты. Данные проекты способствуют развитию поликультурности мировой системы образования.
На сегодняшний день в международном образовательном пространстве сформировались следующие ведущие международные образовательные модели:
- Американская модель
- Французская модель
- Немецкая модель
- Английская модель
- Российская модель
Для решения проблем, стоящих перед международными образовательными системами, важное значение имеет разработка крупных международных проектов и программ, а также развитие и совершенствование существующих моделей образования.
Тенденции развития международных образовательных систем
Для международных образовательных систем характерные следующие тенденции развития:
- Переход ведущих государств от элитного образования к высококачественному и общедоступному.
- Углубление и расширение международного сотрудничества в области образования. Создание единого образовательного государства, в рамках которого будут созданы единые стандарты образования, а документы об образовании будут признаваться на территории всего образовательного пространства. Активность участия страны зависит от ее потенциала и возможностей.
- Гуманизация международных образовательных систем. Достигается за счет введения дополнительных дисциплин, таких как экология, культурология, психология и т.д.
- Внедрение инноваций в систему образования, при сохранении индивидуальности и уникальности каждой системы образования, учета национальных традиций и особенностей.
Большое значение в регулировании процесса развития международных образовательных систем является деятельность ЮНЕСКО. Данная организация разрабатывает нормативы, которые обязательны для всех участников международного образовательного пространства. Нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:
- создание оптимальных условий для эффективного сотрудничества между государствами;
- уважительное отношение к закону и правами человека;
- вовлечение как можно большего числа стран в международное образовательное пространство;
- изучение состояния образовательных систем отдельных стран и государств, выявление эффективных методов и средств их развития;
- пропаганда принятых конвенций и рекомендаций;
- привлечение как можно числа участников в проекты, программы и т.д.
- сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.
Особенности образовательного пространства
Специальные законопроекты регламентируют в государстве образовательную деятельность, определяя характеристики и форму явлений, которые связывают общество с образовательной средой, то есть, образовательное пространство и образовательную среду. Образовательная среда — это элемент государственного социально-культурного пространства, который является территорией содействия образовательной системы и ее элементов, образовательной основы и субъектов образования.
Образовательная среда состоит из трех уровней:
- федеральный (государственный);
- региональный (республики, области, находящиеся в составе государства);
- образовательные учреждения и их подразделения
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оно оказывает значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образовательных институтов.
Болонское соглашение и другие международные проекты
В 1999 году между странами, входящими в Европейский Союз, было заключено Болонское соглашение. В рамках этого соглашения осуществляется международная интеграция образования. Цель данного соглашения — в создании общей системы высшего образования и общего европейского образовательного пространства.
В 2001 году в городе Саламанка, была создана Ассоциация Европейских университетов, в которой зафиксированы следующие положения:
- защита независимости университетов;
- большой выбор предоставляемых ими образовательных программ;
- поддержка в развитии и содержании программ в научных исследованиях, так как исследования — это движущая сила высшего профессионального образования;
- прозрачность деятельности и функций университетов;
- обеспечение высочайшего уровня образования;
- совместимость предоставляемого образования с требованиями рынка труда.
В 2003 году Российская Федерация приобщилась к Болонскому соглашению. Санкт-Петербургское сообщество ректоров и Комитет Государственного совета «Яблоко» выступили инициаторами вступления в данное соглашение. Присоединение государства к Болонскому соглашению, позволяет повысить ликвидность субъектов образовательного пространства, а также заинтересовать иностранных студентов надежным характером государственного высшего образования.
Несмотря на присоединение России к Болонскому соглашению, у данной реформы находится немало противников. Наибольшие опасения вызывает вероятность внушительного увеличения оттока педагогов высших учебных заведений и высококлассных специалистов за границу, так как в Европейском Союзе уровень оплаты труда гораздо выше. Происходит и существенное поднятие стоимости образования в России для коренных граждан из-за большого наплыва иностранных студентов. Пока данные проблемы официально в государстве не рассматриваются.
Международное образовательное пространство является полиструктурным: ему присущи организационная и пространственная структуры.
В разрешении проблем международного образования значительную ценность приобретают мощные международные программы и проекты, так как они по мере необходимости предполагают содействие многих образовательных систем.
Наиболее крупные международные проекты:
- ЭРАЗМУС. Целью данного проекта является обеспечение мобильности студентов Европейского Совета, то есть около 10% студентов проходят обучение в высшем учебном заведении иного европейского государства;
- ЛИНГВА. Данный проект рассчитан на углубленное изучение иностранных языков, начиная с младших классов;
- ЭВРИКА. Данный проект призван координировать студенческие исследования вместе с государствами Восточной Европы;
- ЭСПРИТ осуществляет концентрирование стараний европейских университетов, компьютерных фирм, НИИ на создании новых информационных технологий;
- ЕИПДАС — программа в сфере усовершенствования управления образованием в арабских государствах;
- ТЕМПУС — общеевропейская программа, ориентированная на формирование ликвидности образования университетов;
- ИРИС. Это система проектов, которые направлены на увеличение ресурсов профессионального образования женского населения.
Международное образовательное пространство
Международное образовательное пространство включает в себя национальные образовательные системы различных типов и уровней, разительно отличающихся культурными и философскими тенденциями, уровнем приоритетов и заданий. Из этого следует, что современное международное образовательное пространство это формирующийся единый организм, в образовательной системе которого заложены глобальные тенденции и сохранение разнообразия.
В странах АТР сложилась высокоразвитая система высшего образования. Например, в Корее около половины из общего числа выпускников средних школ поступают в университеты. Более 30% школьников Тайваня идут учиться в университеты. В Германии 18% школьников поступают в ВУЗы, в Италии — 25%, в Англии — 7%. На сегодняшний день практически каждый третий иностранный студент является выходцем из стран АТР.
В странах Латинской Америки наблюдается медленное снижение уровня неграмотности, распространяется начальное образование, развивается система высшего образования. Развитие образования имеет массовый характер.
Аргентина и Бразилия давно ориентированы на американскую модель образования. Коста-Рика и Мексика ищут иные пути формирования образовательной системы, основываясь на тесном контакте с Европой. Растущая сеть, так называемых, открытых университетов тоже способствует уменьшению влияния США. Данные университеты работают на базе университетов Бразилии, Национального автономного университета в Мексике, при университетах Колумбии и Коста-Рики. Страны Латинской Америки, в частности, Чили и Мексика, в вопросах культуры и образования налаживают сотрудничество со странами Азиатско-тихоокеанского региона и Японией.