Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации

Приоритетные национальные проекты России

Правительство сосредоточилось на борьбе с коронавирусом, в то время как исполнение президентских нацпроектов затормозилось, следует из доклада Счетной палаты РФ. Мешает реализации планов Кремля не только пандемия — чиновникам не хватает грамотных управленческих решений, также существует зависимость от коррупции, говорят эксперты. При таком развитии ситуации нацпроекты придется не только корректировать и продлевать сроки, но даже отменять, предупреждают они.

Национальные проекты в первом полугодии исполнены только на треть, точнее – на 35,1%, следует из обнародованного Счетной палатой РФ аналитического доклада. К такому выводу аудиторы СП пришли после того, как проанализировали уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов за первое полугодие текущего года.

На самом низком уровне — менее 25% от запланированных средств — исполнены расходы по трем нацпроектам — «Цифровая экономика» (исполнение 10,5%), «Международная кооперация и экспорт»(14,8%), «Экология» (21,8%).

«Низкий уровень исполнения расходов большей части национальных проектов обусловлен нынешней ситуацией, вызванной неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, оказавшей негативное влияние на сроки строительных работ и ввода в эксплуатацию объектов, организацию выставочной деятельности и иных массовых мероприятий, внешнеэкономическую деятельность», — пояснили «Газете. Ru» в Счетной палате РФ.

Но при этом аудиторы отметили, что в этом году расходы на нацпроекты все-таки выше уровня исполнения за аналогичный период прошлого года, тогда их исполнили на 32,4 % от возможностей бюджета.

Высокий уровень исполнения расходов идет только по нацпроекту «Здравоохранение» — 55,1 %. Нацпроект «Наука» исполнен на 47,6%, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — на 47,3 %.

Отставание расходов, и соответственно, выполнение отстает и по части многочисленных госпрограмм и федеральных целевых программ. Например, меньше запланированного потрачено средств на следующие программы: «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Комплексное развитие сельских территорий», «Реализация государственной национальной политики», «Развитие образования».

Вообще не осуществлялись расходы по 4 из 74 федеральных проектов. Для сравнения, в аналогичном периоде 2019 года — по 9 из 75, отмечается в докладе аудиторов СП.

По данным на 1 июня, введено в эксплуатацию только 9 из 395 объектов по линии федеральных адресных инвестпрограмм, то есть 2,3% подлежащих вводу в 2020 году.

Если министерства и ведомства до конца года так и не смогут потрать запланированное, то остатки по госконтрактам перекинут на следующий год. С прошлого года остались невостребованными 820,9 млрд рублей. Их снова зачислили на нацпроекты, а также на реализацию комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на субсидии юрлицам, на дотации региональным бюджетам. Часть средств ушла в Федеральный дорожный фонд.

«Кроме того, остатки неиспользованных средств федерального бюджета в отчетном году идут на увеличение резервного фонда правительства РФ», — пояснили в Счетной палате. То есть, правительство даже заинтересовано в том, чтобы остатки на счетах росли.

Как поясняют в Счетной палате, проблема с реализацией программ связана с несвоевременным заключением контрактов с подрядными организациями, несвоевременной подготовкой проектно-сметной документации, поздними сроками утверждения нормативных правовых актов, необходимых для их реализации.

Иными словами, пандемия тут уже ни при чем, тормозят сами чиновники. Но административные наказания за несоблюдение кассового плана законодательством не предусматриваются, добавляют в СП.

Максимальное возможное наказание при несоблюдении финансовой дисциплины — Минфин РФ сделает выговор отраслевым министерствам и ведомствам.

Самое неудовлетворительное исполнение госрасходов было зафиксировано в первом полугодии 2009 года – 39,8%. Самое успешное в 2015-м – 47,9%, уточнили в СП РФ.

О том, что реализация нацпроектов буксует и потребуется корректировка, в Кремле знали уже в июле. СП лишь подтвердила сейчас очевидное во всех деталях. Еще 13 июля на заседании Совета по стратегическому развитию президент Владимир Путин предложил правительству сместить с 2024 на 2030 год исполнение нацпроектов. И дополнить их мерами по восстановлению экономики после пандемии. Кроме того, вице-премьер Дмитрий Чернышенко пролоббировал новый нацпроект — по развитию отечественного туризма, как одной из самых пострадавших отраслей.

К октябрю кабмин должен будет подготовить обновленные нацпроекты, но принципиальных изменений в тематике не предвидится. Сохраняется и цель по выводу российской экономики на темпы роста выше среднемировых.

Ни разу за последние 10 лет не было, чтобы правительство опережающим образом выделяло средства на поддержку экономики и социальной среды, отмечает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина.

«Очень слабо реализуются госинвестиции. И особенно странным в текущих условиях бушующей пандемии выглядит ситуация с программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», уровень исполнения бюджетных расходов по которой составил лишь 6,6% в I полугодии этого года, тогда как аналогичном периоде прошлого года — было 13,5%», — говорит Чуркина.

И совсем неприемлемым выглядит торможение по нацпроектам, отмечает эксперт.

«Именно на нацпроекты делалась значительная ставка в развитии человеческого капитала, в стимулировании роста экономики», — заключила она.

Растягивание нацпроектов по времени имеет объективные причины, из-за текущего экономического и бюджетного кризиса властям нужно перегруппировать расходы, чтобы решать не только стратегические, но и антикризисные вопросы, уточняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

«Но, конечно же, затягивание нацпроектов негативно повлияют на экономический рост в ближайшие годы. Падение госинвестиций в условиях недостаточных частных инвестиций и продолжения оттока капитала могут спровоцировать период длительной стагнации», — говорит Суверов.

С советских времен как повелось, так и продолжается порочная практика штурмовщины в реализации госпрограмм и проектов общенационального уровня, отмечает первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин.

«Штурмовщина, кавалерийский наскок и заточенность на 31 декабря — это было при Брежневе и это было характерно для правительства Дмитрия Медведева. И непонятно, наладит ли ритмичное расходование госинвестиций кабинет Михаила Мишустина. В последнем случае можно будет, конечно, все списать на пандемию. Но качество государственного управления на среднем и низовом уровне очевидно остается низким», — говорит Макаркин.

По его словам, чиновники так и не освоили науку распоряжаться государственными средствами в рамках действующих правил. Коррупционную составляющую тоже нельзя исключать.

«Проблема воровства и распила госсредств настолько укоренилась, что нередко можно слышать даже положительные оценки: воруют, но зато работают. И в российских реалиях это действительно предпочтительнее, чем когда чиновники тормозят госинвестиции и срывают сроки реализации нацпроектов, зато не воруют», — говорит Макаркин.

Упрощая ситуацию можно сказать, что сейчас у правительства деньги есть, а умения нет и результат соответствующий. Но если экономику накроет вторая волна кризиса и цены на углеводороды снова обвалятся, тогда стоит ждать реального коллапса с выполнением нацпроектов.

«Не будет ни доходов, ни нефтедолларов и если все это наложится на управленческие дефекты, на коррупцию — вот тогда нацпроекты придется не просто откладывать на потом. А может быть, и отменять», — заключает эксперт.

Правительство России опубликовало информационные материалы по всем 12 национальным проектам. Это приоритетные направления развития страны до конца 2024 года. Общий бюджет их исполнения составит 25,7 трлн рублей, включая комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Из федерального бюджета выделят 13,1 трлн рублей, из региональных – 4,9 трлн рублей, из внебюджетных источников – 7,5 трлн рублей, а еще 147 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов.

Национальные проекты установлены указом президента страны Владимира Путина от 7 мая 2018 года, то есть в день инаугурации. Они должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации.

Паспорта каждого направления утверждены 24 декабря прошлого года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

Приоритетными направлениями выбраны: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Проекты разбиты на три большие группы – «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда» и «Экономический рост». В каждый входят несколько, от трех до 11 федеральных проектов.

Это самый крупный по финансированию проект, часть группы «Комфортная для жизни среда». На него направят 4,8 трлн рублей. Из них большая часть – 4438,7 млрд рублей пойдут на развитие дорожной сети. Еще 279,5 млрд рублей направят на общесистемные меры развития дорожного хозяйства, 55,9 млрд рублей – на безопасность дорожного движения, а оставшиеся 5,6 млрд рублей – на автомобильные дороги Минобороны России.

Средства на реализацию направления предоставят регионы – из бюджетов субъектов федерации поступит 4139,1 млрд рублей. На долю федерального бюджета придется почти в десять раз меньше – 440,9 млрд рублей. Остальные средства, это почти 200 млрд рублей, обеспечат внебюджетные источники финансирования.

За шесть лет реализация этого проекта должна привести к достижению семи целей. Вырастет на 50% доля автомобильных дорог регионального значения, которые соответствуют нормативным требованиям. Аналогичная доля автодорог Минобороны вырастет до 60%. В режиме перегрузки будут работать на 10% меньше дорог. Количество мест концентрации ДТП снизится в два раза. Смертность в результате ДТП снизится в 3,5 раза, до уровня не выше 4 человека на 100 тыс. населения (сейчас – 13). К 2030 году предполагается довести уровень до нуля.

Обслуживание дорог на 80% будет вестись с использованием новейших технологий и материалов, а на 70% контракт будет заключаться на все виды дорожных работ в течение жизненного цикла.

На улучшение экологической ситуации в стране потратят 4041 млрд рублей. Этот проект включает в себя создание комплексной системы обращения с ТБО и инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности, улучшение качества воздуха и воды, оздоровление Волги и сохранение Байкала и озера Телецкое, сохранение лесов и биологического разнообразия (будут созданы не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий), создание уникальных водных объектов, развитие экотуризма.

Более половины средств – 2427,3 млрд рублей – придется на внедрение наилучших из доступных технологий. Большую часть средств для этого проекта изыщут из внебюджетных источников – это 3206,1 млрд рублей. Региональные бюджеты предоставят 133,8 млрд рублей, а федеральный – 701,2 млрд рублей.

Предполагается, что к 2024 году в стране не останется городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, а выброс загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 22%. Сбросы загрязняющих веществ в Байкал снизятся на 28%. Восстановление вырубленных лесов к 2024 году достигнет показателя 100%, а ущерб от лесных пожаров снизится втрое.

Этот национальный проект предполагает финансирование в размере 1066,2 млрд рублей. Из него на снижение доли непригодного жилищного фонда пойдут 507,2 млрд рублей, на строительство жилья – 271,2 млрд рублей, а на формирование комфортной городской среды – 271,2 млрд рублей. В целях указано, что доля городов с благоприятной городской средой должно вырасти до 60%, объемы жилищного строительства возрасти до 120 млн кв. м в год, а доля граждан, участвующих в вопросах развития городской среды – до 30%. Предполагается, что средняя процентная ставка по ипотеке достигнет 7,9% (сейчас – 10,6%), а количество ипотечных кредитов – 2,26 млн (1,1 млн сейчас).

Крупнейшим по финансированию национальным проектом из группы «Человеческий капитал» стал демографический. На него потратят 3105,2 млрд рублей, подавляющую часть – 2973,4 млрд рублей – из федерального бюджета.

Цели проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 на женщину. Для этого 70% лиц старше трудоспособного возраста охватят профосмотрами и, при необходимости, диспансеризацией, а 90% пенсионеров, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, попадут под диспансерное наблюдение.

Читать также:  Программы для оптимизации игр

Ежемесячные выплаты на первого ребенка станут получать 1120 тыс. семей, а количество семей с тремя и более детьми, получающими выплаты, вырастет до 416 тыс.

На различные вопросы, связанные с медициной, до 2024 года направят 1725,8 млрд рублей. Больше всего – на борьбу с онкологическими заболеваниями (969 млрд), потом идут развитие детского здравоохранения, повышение квалификации врачей, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие системы первичной медико-санитарной помощи.

Источником финансирования большей частью станет федеральный бюджет – 1366,7 млрд рублей. Еще 265 млрд изыщут региональные бюджеты, а 94 млрд рублей – государственные внебюджетные фонды.

Среди целей проекта – снижение смертности трудоспособного населения (до 350 на 100 тыс. населения), снижение младенческой смертности, смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, обеспечение граждан профосмотрами не реже раза в год, оптимизация работы медицинских организаций и обеспечение оптимальной доступности их для населения. Также предполагается нарастить экспорт медицинских услуг в четыре раза.

На обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения страны в десятку мировых лидеров по этому показателю, а также на воспитание гармоничной и социально ответственной личности потратят 784,5 млрд рублей. Из них 723,3 млрд рублей выделят из федерального бюджета, 45,7 млрд рублей из региональных бюджетов, а 15,4 млрд – из внебюджетных источников финансирования.

В рамках проекта в российских школах полностью исчезнет обучение в третью смену, а 70% учеников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Будут созданы 230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях. Половина педагогов повысят уровень профмастерства в рамках дополнительного образования.

Нацпроект по вопросам культуры получит финансирование в размере 113,5 млрд рублей. Они пойдут на создание культурной среды (84 млрд), поддержку творческих людей (22,6 млрд) и развитие цифровой культуры (6,8 млрд). Из этих средств 109,7 млрд рублей выделят из федерального бюджета, остальные деньги дадут регионы.

Предполагается, что реализация проекта увеличит посещаемость организаций культуры на 15%, а количество обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры – в пять раз. Последнее будет достигнуто за счет создания виртуальных концертных залов, организации трансляции мероприятий на портале «Культура. РФ» а также оцифровки и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников. Также в рамках проекта закупят инструменты в музыкальных школы, достроят сельские культурно-досуговые объекты и приобретут передвижные многофункциональные культурные центры для обслуживания сел и продолжат создание современных кинозалов.

Наибольшие траты – 1634,9 млрд рублей – в рамках группы проектов по обеспечению экономического роста придется на цифровую экономику. Федеральный бюджет обеспечит 1099,6 млрд рублей, внебюджетные источники – 535,3 млрд рублей. Также задействованы будут дополнительные альтернативные источники финансирования.

Реализация проекта позволит создать устойчивую и безопасную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, а также перейти на использование большей частью российского программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

К 2024 году все социально значимые объекты инфраструктуры и 97% домохозяйств будут иметь доступ к широкополосному интернету, в федеральных округах появятся опорные центры обработки данных. Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению данных достигнет 5%, а десяти городах страны запустят сети связи 5G.

На развитие экспорта несырьевых неэнергетических товаров, услуг, продукции АПК и продукции обрабатывающей промышленности за шесть лет потратят 956,8 млрд рублей. Все средства выделят из федерального бюджета. Общий объем экспорта услуг должен достигнуть $100 млрд, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров – $250 млрд, из них продукция машиностроения – $60 млрд. Объем экспорта продукции АПК на 2024 год должен составить $45 млрд.

Отдельно поставлена задача сформировать эффективную систему разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза для увеличения объема торговли между государствами – членами Союза не менее чем в 1,5 раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в 1,5 раза.

Для развития отечественной науки запланированы расходы в размере 636 млрд рублей, две трети из которых из федерального бюджета, а треть – из внебюджетных источников. Более половины – 350 млрд рублей – направят на развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок. Еще 215 млрд рублей потратят на развитие научной и научно-производственной кооперации, а 70,9 млрд – на кадровый потенциал.

Цель проекта – присутствие России в числе пяти ведущих стран мира по исследованиям и разработкам в приоритетных областях, привлекательность работы здесь для отечественных и зарубежных ученых и перспективных исследователей.

В том числе предполагается удвоить количество российских научных журналов, включенных в международные базы данных, обновить приборную базу ведущих организаций науки, выйти на пятое место в мире по общему числу заявок на получение патента в приоритетных областях, повысить долю исследователей в возрасте до 39 лет. Объем внебюджетных средств, которые получают исследовательские организации, вырастет в три раза за шесть лет.

Этот национальный проект должен увеличить количество россиян, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), а также увеличить количество самих предпринимателей, чтобы к 2024 году доля этой сферы в ВВП достигла 32,5%. На эти цели выделят 481,5 млрд рублей, их которых более половины – на расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Федеральный бюджет направит на эту программу 416,2 млрд рублей, бюджеты регионов – 11,4 млрд рублей. Остальные средства изыщут из внебюджетных источников. Национальный проект предполагает, что 2,4 млн граждан зафиксируют свой статус самозанятых после введения специального налогового режима. Количество вновь созданных субъектов МСП к 2024 года достигнет 62 тыс. против 9 тыс. в настоящее время.

Это наименее затратный из национальных проектов. На его реализацию в течение шести лет направят 52,1 млрд рублей. Большая часть пойдет из федерального бюджета – 45,7 млрд рублей. Еще 5,6 млрд рублей – из внебюджетных источников, а 800 млн рублей – из региональных бюджетов.

Он предусматривает создание системных мер по повышению производительности труда (рост в конце программы должен составлять не менее 5% в год), адресную поддержку повышения производительности труда, а также поддержку занятости и повышение эффективности рынка труда. К 2024 году в реализацию нацпроекта будут вовлечены 10 тыс. предприятий.

План позволит повысить индекс качества транспортной инфраструктуры, увеличить долю дорог, работающих без перегрузки, обеспечить прирост производственной мощности морских портов, ускорить доставки контейнеров по территории страны, снизить роль Москвы в качестве транспортного и пассажироского хабов, повысить уровень транспортной обеспеченности субъектов федерации и многое другое.

ИсторияПравить

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью
  • На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 — «Педиатрия» и 597 — «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестёр) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.
  • В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов).

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

  • Женская консультация получает 3000 рублей
  • Родильный дом получает 6000 рублей

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

Приоритетный национальный проект «Образование»Править

Цели приоритетного национального проекта «Образование» были следующими:

  • Стимулирование инноваций в сфере образования
  • Подключение школ к Интернету
  • Поддержка талантливой молодёжи
  • Организация начального профессионального образования для военнослужащих
  • Организация сети национальных университетов и бизнес-школ
  • Дополнительные выплаты за классное руководство
  • Поощрение лучших учителей (ежегодно с 2006 по 2009 г. 10 тысяч лучших учителей получали 100 тыс. рублей., а с 2010 года 1 тысяча лучших учителей по 200 тыс. рублей.
  • Поставка школьных автобусов в сельскую местность
  • Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.
  • — (нет информации)
  • 5 350 молодых победителей различных олимпиад и всероссийских и международных конкурсов, фестивалей получили премии для поддержки талантливой молодёжи по 60 и 30 тыс. руб.
  • В 2013 году выплачивалась 1 тыс. рублей за классное руководство.
  • К концу 2006 года ежемесячное вознаграждение получали около 900 тыс. педагогических работников. Государственную поддержку получили 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.).
  • В сельскую местность поставлено 1769 школьных автобусов.
  • К концу 2006 года в школы было направлено 5 113 комплектов учебного оборудования (интерактивное оборудование INTERWRITE).

Приоритетный национальный проект «Жильё»Править

Задачи национального проекта были следующими:

  • Увеличение объёма жилищного строительства к 2007 году по отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть;
  • Выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
  • Завершение формирования нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг;
  • Разработка механизма субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию с предоставлением ему серьёзных государственных гарантий;
  • Обеспечение полноценного функционирования накопительной ипотечной системы для решения жилищных проблем военнослужащих;
  • Значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе;
  • Исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан
  • Увеличение объёмов ввода нового жилья до 80 млн кв. м. (2004 г. — 41,2 млн);
  • Совокупный денежный доход семьи из трёх человек за 3 года (в 2004 году — за 3,9 года) уравнять со средней стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м;
  • Увеличение с 9 (2004 г.) до 30 % доли семей, способных приобрести жильё;
  • Увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования до 415 (2004 г. — 20) млрд руб.;
  • Содействовать в приобретении или строительстве жилья 181,7 тыс. молодых семей;
  • Повышение качества коммунальных услуг, снижение уровня износа основных фондов предприятий ЖКХ с 60 (2004 г.) до 50 %.

ФинансированиеПравить

В федеральном бюджете 2007 года на национальные проекты заложено 206,3 млрд рублей. Наибольший объём средств направлен на поддержку здравоохранения и образования.

Кроме того, средства выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов на уровне регионов.

Совет при президенте России по реализации ПНП и демографической политикеПравить

Всего в Совет вошло 51 человек, в частности, министр финансов Алексей Кудрин, глава Минэкономразвития Герман Греф, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, глава аппарата правительства России Сергей Нарышкин, начальник Экспертного управления при президенте России Аркадий Дворкович, глава «Газпрома» Алексей Миллер, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, руководители думских фракций КПРФ Геннадий Зюганов и ЛДПР Владимир Жириновский, полпреды президента России в федеральных округах, губернаторы, мэры ряда городов и другие политические деятели.

Премьер-министр России в 2004—2007 гг. Михаил Фрадков в Совет, согласно указу президента России об образовании Совета, не вошёл, проработку национальных проектов он поручил вести Комиссии по взаимодействию федерального центра и регионов, которую на тот момент времени Фрадков возглавлял. С этой целью Дмитрий Медведев был назначен заместителем председателя Комиссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *