Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Программа дельфины

Программа дельфины

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Возраст: От 3 до 7 лет

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Стоимость занятия: 1300 рублей

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Стоимость занятия по абонементу: 1100 рублей

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Стоимость абонемента на 8 занятий: 8800 рублей

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

Продолжительность: 50 минут

Программа основана на комплексном нейропсихологическом методе «замещающего онтогенеза» с акцентом на ту его часть, которая максимально ориентирована на коррекцию и абилитацию речевых процессов в их взаимодействии с другими психическими функциями и системами.

Первым шагом на пути интенсификации речевого развития должны стать формирование, коррекция и профилактика его базового уровня, которые невозможны без соответствующей оптимизации движения, восприятия, памяти и элиминации многих неблагоприятных знаков (гипер- и гипотонус, синкенезии, патологические ригидные телесные установки и т.п.). все перечисленное является у детей в первую очередь следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке, искажению и/или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий.

Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции и абилитации его речевого развития.

Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные проблемы, мешающие их адаптации в социуме, но в целом по уровню их развития близкие к здоровым сверстникам или демонстрирующие нижнюю границу «нормы». С наиболее часто встречающимся вариантом дизонтогенеза. Это дети с учебной и поведенческой дизадаптацией, с трудностями в освоении чтения, письма, счета, с несформированностью пространственных представлений, сниженными функциями памяти и внимания, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, сниженной общей работоспособностью, двигательной заторможенностью и расторможенностью, повышенной откликаемостью и отвлекаемостью, снижением интеллекта, невозможностью самоконтроля и прогнозирования ситуации. Дети с эмоционально-личностными отклонениями, спонтанным поведением, а также имеющие характерологические особенности. Дети склонные к частым заболеваниям, аллергическим проявлениям, элементами логоневроза, дизартрии, тиками и навязчивыми движениями.

Цель программы: коррекция и абилитация 1-го функционального блока мозга, инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития.

1. Оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон», развязывание синкинезий.

2. Расширение полей зрительного восприятия

3. Формирование пространственных представлений, развитие целостного образа тела, освоение внешнего и телесного пространства.

4. Развитие зрительно-моторной координации, ловкости, меткости.

5. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Возраст: 4 – 10 лет

Продолжительность программы: 3 месяца (занятия 2 раза в неделю).

Программа осуществляется в три этапа. На первом этапе (примерно 1 месяц) ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер.

На втором этапе они приобретают реципрокный характер (примерно 1 месяц).

На третьем этапе работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом – реципрокными координациями (1 месяц).

Программа состоит из 7 блоков.

  • БЛОК 1. РАЗМИНКА
  • БЛОК 2 РАСТЯЖКИ ДЛЯ РУК
  • БЛОК 3 «МОРЕ»
  • БЛОК 4 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
  • БЛОК 5 ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР
  • БЛОК 6 АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРАКСИС И МЕЖСИСТЕМНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • БЛОК 7 МЕХАНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК

Остались вопросы? Звоните по телефону 8(495) 135-37-88!

Запишитесь у администратора по телефону 8 (495) 135-37-88, 8 (495) 135-16-88

В настоящее время дизонтогенез речевой
деятельности детей приобретает качественно иной
характер, становясь всё более
недифференцированным, мозаичным и, вместе с тем,
генерализованным. В связи с этим, внимание
специалистов часто концентрируется на том, что
для большинства дошкольников и младших
школьников традиционные методы логопедической
диагностики и коррекции становятся менее
эффективными, чем раньше. Всё более актуальным
становится поиск междисциплинарных методик
изучения и коррекции речевой деятельности,
включающих в себя приёмы для исследования и
устранения сопутствующих патофеноменов в
двигательной, перцептивной, когнитивной,
вербальной и других сферах психической
деятельности ребенка [3]. Таким образом,
современная логопедия – это синтез традиционно
педагогических, психолингвистических,
интерактивных и нейропсихологических
технологий. Сегодня логопедами-практиками
используются мультидисциплинарные модели
коррекционно-педагогической работы с детьми с
различными нарушениями речевой функции.
Примером такой модели, сочетающей в себе
традиционно логопедические и
нейропсихологические техники, является
авторская программа Т.Н. Ланиной “Дельфины”.

Программа “Дельфины” – это комплексная
модель психолого-педагогического сопровождения
детей с проблемами речевого развития, созданная
нейропсихологом А.В.Семенович и логопедом
Т.Н.Ланиной на основе интеграции
нейропсихологического и логопедического метода
коррекции нарушений устной и письменной речи. В
данной программе удачно интегрированы все
необходимые виды психолого-педагогических и
традиционно логопедических воздействий.

Программа “Дельфины” направлена на коррекцию
кинестетического и кинетического звеньев
сенсомоторного уровня речи и является базой для
дальнейшей профилактики и коррекции различных
вариантов недоразвития вербальной деятельности
у детей. В результате работы по программе
улучшается сенсомоторный базис речи, что
оказывает активирующее влияние на вышележащие
уровни речевой деятельности
(психолингвистический и психологический) и
служит основой для перехода к целенаправленной и
планомерной логопедической работе с более
сложноорганизованными речеязыковыми
структурами: лексико-грамматическими и
синтаксическими [1].

Читать также:  Проблема с программой-эмулятором и все связанные с ней проблемы

Методологически коррекционная программа
опирается на современные представления о
закономерностях развития и иерархическом
строении мозговой организации психических
функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе
теории о трёх блоках мозга А.Р. Лурия), учение Л.С.
Цветковой о нейропсихологической реабилитации,
принцип “замещающего онтогенеза”.

Программа ориентирована на формирование
базовых предвербальных предпосылок развития
устной и письменной речи, оптимизацию общего
тонуса тела, проработку “проблемных зон”,
развязывание синкинезий, расширение полей
зрительного восприятия, развитие
зрительно-моторной координации, формирование
сенсомоторных взаимодействий, пространственных
представлений, освоение внешнего и телесного
пространства, развитие целостного образа тела.
Основная задача работы по данной программе:
воздействуя на сенсомоторный уровень (уровень
действий и ощущений) с учетом общих
закономерностей естественного развития ребёнка,
активировать формирование всех высших
психических функций.

Программа “Дельфины” включает в себя три
этапа. На первом, который продолжается примерно
месяц, ребенок должен научиться чувствовать свое
тело и управлять им. При этом все движения (общая,
тонкая и артикуляторная моторика) носят
синхронный характер. На втором этапе они
приобретают реципрокный характер. На третьем
этапе работы сформированные таким образом
автоматизмы интегрируются во взаимодействие с
движениями глаз: работа ведется сначала над
согласованными, а потом – реципрокными
координациями[2].

В рамках программы применяются:

— дыхательные упражнения;

— массаж и самомассаж;

— модификации традиционной артикуляционной
гимнастики;

— методы оптимизации и стабилизации общего
тонуса;

— работа с локальными мышечными зажимами и
дистониями;

— преодоление синкинезий;

— формирование сенсомоторных (одновременных и
реципрокных) взаимодействий;

— развитие навыков произвольного внимания;

— релаксационные упражнения.

Программа “Дельфины” состоит из 7 блоков:

1. Разминка – серия упражнений на оптимизацию
мышечного тонуса, устранение синкинезий и снятие
мышечного напряжения.

2. Растяжки рук – набор упражнений для
устранения мышечных зажимов и формирования
гибкости суставов рук (производятся стоя, в
щадящем режиме, медленно и плавно).

3. “Море” — проговаривание истории про
обитателей моря с движениями. Данный блок
активизирует вербальную и мышечную память детей,
используется на всех этапах коррекционной
работы.

4. Пальчиковая гимнастика (усложняется от этапа
к этапу, используются любые игры с пальчиками).

5. “Глазодвигательный репертуар” (вводится на
втором этапе коррекционной работы). При
отработке глазодвигательного репертуара для
привлечения внимания ребёнка рекомендуется
использовать какие-либо яркие предметы (мячики,
маленькие игрушки и т.д.). Отработка движений глаз
производится сначала по основным направлениям,
затем по диагоналям, к себе и от себя. Затем
проводится слежение за предметом,
перемещающимся по воображаемому контуру
различных геометрических фигур.

6. Артикуляционный праксис и межсистемные
взаимодействия: сочетает в себе традиционные
упражнения артикуляционной гимнастики,
выполняемые во взаимодействии (или
противодействии на 3 этапе коррекционной работы)
с движениями рук и глаз.

7. Механическая гимнастика для рук: на первых
этапах выполняется взрослым, а со временем
осваивается самим ребёнком. Остаётся неизменной
на всех этапах коррекционной работы по программе
“Дельфины”. Представляет собой массаж,
производимый с помощью разнообразных
контрастных предметов (жёстких и мягких, тёплых и
холодных): зубных щеток, ватных дисков, пёрышек,
тканей различной фактуры, специальных массажных
мячиков и др.

Курс рассчитан на занятия с детьми старшего
дошкольного и школьного возраста. По завершению
программы у большинства детей отмечается
улучшения игровой деятельности, общей моторики и
артикуляционного праксиса, конструирования,
устной и письменной речи.

Вашему вниманию предлагается пример
логопедического занятия с учениками второго
класса на тему “Дифференциация на письме букв ц
и ч” с использованием элементов
нейропсихологической методики коррекции
сенсомоторного уровня речи “Дельфины”.

Цель занятия: научить детей не путать
написание букв “ц” и “ч” на уровне предложений.

Задачи.


Образовательные

— обучение дифференциации на письме
графических знаков “ц” и “ч”;

— совершенствование навыка слогового анализа
слов;

— закрепление навыка составления предложений;

— формирование умения анализировать
предложение и составлять его схему;

Воспитательные:

— воспитание культуры письма;

Читать также:  Программа которая изменяет ошибки

— воспитание внимания к слову;

Развивающие:

— развитие зрительного гнозтса;

— развитие координации и плавности движений;

— совершенствование графо-моторных навыков;

— развитие навыков саморелаксации и
самоконтроля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Разминка по программе Т. Н. Ланиной “Дельфины”

Разминка взята из книги А. В. Семенович
“Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте” и модифицирована автором статьи.
Упражнения выполняются стоя, 4—6 раз каждое; с
проговариванием соответствующих движений:

— “Яблочко по блюдечку покатилось. Вращение
головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

— “Качели”. Наклоны головы вперед—назад,
как будто голова на качелях качается (кач-кач).

— “ Часы” Наклоны головы влево-вправо,
как будто часики тикают (тик-так).

— “Плечи прыгают”. Руки свободно висят
вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи
вверх-вниз, как будто они прыгают: (прыг-скок).

— “Мельница”. Синхронное вращение прямых
рук вперед и назад (у-уу полетели).

— “Кощей”. Развести руки в стороны,
горизонтально полу, согнуть их в локтях и
максимально свободно поболтать ими (“как будто
Кощей костями трясет”).

— “Ручки уронили”. Поднять прямые руки
вверх и со всей силы обрушить их вниз (“бах!”), то
есть скинуть напряжение. Затем потянулись за
правой и за левой рукой.

— “Карусели и качели”. Руки на поясе.
Вращение туловища по кругу сначала в одну
сторону, потом в другую. Наклоны туловища
вперед-назад, затем — влево-вправо.

II. Основная часть.

2.1.Формирование навыка узнавания букв “ц” и
“ч”

Педагог напоминает детям, из каких элементов
состоят буквы “ч” и “ц”, пишет их на доске,
далее следуют задания:

— найдите на этом рисунке буквы “ц” и “ч” (в
различных ракурсах) и обведите их:

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

— обведите в этих рядах синим цветом букву “ц”,
а зелёным букву “ч”.

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

2.2. Различение букв “ч” и “ц” в слогах:

— запишите под диктовку слоги: цу, уч, чо, цо, оц,
ач, ча, ца, ец, юч, яч, иц, чу, уц, ац;

— подчеркни букву “ч” одной чертой, а букву
“ц” двумя чертами;

— придумай слова со звукосочетаниями: ча, еч, иц,
уч. Отхлопайте эти слова, запишите их в тетрадь и
разделите на слоги.

2.3. Формирование слогового анализа слов.

Логопед просит детей из данного перечня слов на
слух выбрать те, в которых встречается слог:

— ча: чаща, царевна, красавица, свеча;

— це: человек, цена, учебник, цепочка;

— цу: чудо, цунами, цукаты.

Правильные варианты дети записывают в тетрадь
и подчеркивают букву “ч” одной чертой, а “ц” —
двумя.

2.4. Динамическая пауза “Дельфины” (автор
Ланина Т.Н.)

2.5. Формирование зрительного анализа слов.

Детям предлагается зачеркнуть лишнюю букву и
прочитать слова:

Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма

2.6. Различение букв “ч” и “ц” в словах.

Детям предлагаются индивидуальные карточки со
словами:

..епочка, ..ан, ..ена, с..епление, при..ел, ..еловек,
с..ёт, тка.., с..ена, офи..ер, све..а, пала.., бое.., зая..,
..ирк, ..удо, те..ение, звездо..ёт.

От учеников требуется вставить пропущенные
буквы и прочитать получившиеся слова.

Затем логопед просит каждого ребенка придумать
предложение с любым словом из его карточки на
выбор, записать его и составить схему
получившегося предложения.

2.7. Формирование навыков языкового анализа на
уровне предложения.

От детей требуется составить из данных слов
предложения, употребив слова в нужной форме.
Записать получившиеся предложения в тетрадь и
подчеркнуть в них букву “ч” одной чертой, а
букву “ц” двумя чертами.

Ученый, книга, о, читать, цветы.

Учить, отец, Тёма, считать.

За, сачок, зацепиться, сучок.

Назначить, через, четыре, час, встреча, часовщик.

Далее на доске предлагается правильный вариант
написания предложений, дети меняются тетрадями и
проверяют друг друга.

III. Заключительная часть занятия (самомассаж
взят из книги А. В. Семенович “Нейропсихологическая
коррекция в детском возрасте”)

— Сильно потереть (растереть) ладони и каждый
палец рук.

— Обеими руками активно помассировать:

• лоб от центра к корням волос; подушечки
бровей от носа к вискам;

• области перед и за ушами, уши вниз и вверх;

• крылья носа от основания к переносице и
обратно, повращать кончик носа;

• шею от основания до корней волос на затылке.

— упражнение “Обезьяна расчесывается”: правая
рука массирует пальцами голову от левого виска к
правой стороне затылка и обратно. Затем левая
рука — от правого виска к левой стороне затылка.

Читать также:  Программа diskpart обнаружила ошибку не удалось найти указанный файл

— закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив
шею, посидеть 10—20 секунд, затем открыть глаза и
быстро поморгать.

` Упражнение “Домик”. Сложить пальцы
“домиком” перед грудью и надавливать друг на
друга сначала обеими кистями, затем каждой парой
пальцев.

IV. Домашнее задание.

4.1. Обведите букву “ч” зеленым цветом, а букву ц
синим:

4.2. Распространите предложения:

Звездочет считает.

Часовщик чинит.

Оценщик оценил.

Рекомендованная и использованная литература:


  1. Ланина, Т.Н. Коррекция сенсомоторного уровня
    речи. Программа «Дельфины» / Т. Н. Ланина //
    Школьный логопед. — 2013. — № 3. — С. 48-64.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в
    детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.
    – М.: Генезис, 2007. – 480 с.
  3. Семенович А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Изучение
    связного речевого высказывания с позиций
    междисциплинарного подхода. // Научные труды
    МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. — М.,
    2001. – С 397 — 405.

Отзывы клиентов

Нашему ребенку в 3,5 года логопед из поликлиники поставила такой диагноз, как алалия. Сказала, что нужны интенсивные занятия с логопедом. Мы обратились в центр «Логолендия». На момент обращения в центр, словарь ребенка составлял около 20 слов и никаких предложений. При диагностики ребенка, специалисты центра, диагноз поликлинического логопеда не подтвердили. Мы ходим уже 9 месяцев и за это время произошел достаточно большой скачок в развитии речи. Появились простейшие предложения, до этого их не было вообще. Пришли повторно на прием к логопеду из поликлиники и врач отметила, что произошла положительная динамика, а диагноз алалия сменился на ОНР. Нам предстоит еще большая работа, так до совершенства еще далеко, но когда ты видишь результат, на душе становится теплее. Выражаю огромную благодарность специалистам центра за внимательное отношение, проделанный труд и уютную атмосферу.

Ирина

Обратились к логопеду в центр ЛОГОЛЕНДиЯ, так как моему сыну Филиппу никак не могли исправить плохое произношение буквы Р. Мы занимались с логопедом в детском саду целый год, но результата не было. И так как нам в сентябре идти в первый класс, мы были очень обеспокоены. В вашем центре работают настоящие волшебники, уже через месяц мы услышали долгожданное Р!!! Оказывается, небольшой массаж языка и опыт педагога сразу дали результат. Теперь отрабатываем скороговорки всей семьей. Спасибо большое! Теперь я спокойна, что сын в первом классе будет чувствовать себя уверенно.

Наталья

Хочу выразить огромную благодарность Нейропсихологу Ольге! Она настоящий профессионал своего дела! Спасибо за подход к моей дочке Злате, за трудоёмкие занятия, за бесценную информацию!!! Ольга горит своим делом и оказывает бесценную помощь деткам и их родителям! Профессионализм, огромные знания, подход к ребёнку, полезные и очень нужные советы родителям — за это всё огромное Вам спасибо!!! Также хочу сказать спасибо логопеду Ольге Васильевне. Она сразу нашла общий язык с дочкой, её занятия очень продуманны и интересны ребёнку. Методика, по которой она работает, сразу дала результат, дочка не говорит вообще, но после 3-4 занятий у дочки стали появляться звуки!!! Отдельное спасибо за логопедический массаж, к Злате сложно найти подход, чтобы она пустила в ротик, а Ольга Васильевна очень её к себе расположила!

Екатерина

Хочется выразить огромную благодарность логопеду Полуниной Татьяне Вячеславовне за её труд, доброжелательность. Это хороший специалист и просто добрый и отзывчивый человек. Очень довольны тем как она проводила занятия. За короткий срок прогресс налицо, причем первый результат появился очень быстро.Всегда может заинтересовать ребёнка, поддержать его. Ребенок с радостью шел на занятия. Побольше таких учителей, которые не только могут сразу найти общий язык с ребёнком (а это играет огромную роль), но и достойно выполняют свою работу.
Также большое спасибо за организацию работы Центра: напоминания о занятиях, предупреждения об отсутствии специалиста, наклейки «Поощрения» для ребенка после каждого занятия. Чувствуется внимательное и доброе отношения к тем, кто обращается в Центр за помощью.

Елена Акуленко

Читать все отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *