Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями. Объективность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.
Методология(от греч. methodos ¾ путь исследования или познания, теория, учение и logos ¾ слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки¾ это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Программа педагогического исследования состоит из двух частей.
Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.
Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.
Прикладные, т. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.
Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.
Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.
Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.
Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.
Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.
Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.
Методы можно разделить на три группы.
Методы изучения педагогического опыта.
Методы теоретического исследования.
Математические методы.
Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.
Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.
1) Определение задач и целей;
2) Выбор объекта, предмета и ситуации;
3) Выбор способа наблюдения;
4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;
5) Обработка полученной информации.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Беседа планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требующие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника. Интервьюирование является разновидностью беседы, при его проведении исследователь опирается на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной периодичности, в данном случае ответы записываются открыто.
Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.
Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т.
Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.
Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах.
Моделирование педагогических процессов и условий его протекания.
Активное влияние ученого на педагогический процесс.
Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.
Повторяемость педагогических явлений и процессов.
Задачи исследования
Поэтапная реализация целей (какие конкретные вопросы нужно рассмотреть в совокупности, чтобы реализовать цель)
Задачи должны быть конкретными. Методы исследования
Выбор адекватных методов решения конкретных задач. Методы должны по своему определению соответствовать поставленной цели и обладать качественно и количественно анализируемыми характеристиками. База исследования
Указание точного места проведения исследования. Возможно указание факторов, способствующих проведению исследования. Руководитель исследования
Назвать Ф. педагога, осуществляющего исследование, указать должность, категорию, стаж работы, нагрузку. Если в исследовании участвует группа педагогов, то указать статус каждого(можно ранжировать). Сроки и этапы исследования
Указать временные промежутки, в которые про –водится исследование. Критерии оценки ожидаемых результатов
Критерий результативности ( можно давать в сравнении с предыдущими результатами)Критерий затрат времени (исходя из принципа рациональности) Можно рассматривать и другие критерии ( дополнить)
13. Прогнозируемый результат
Описать выполнение целей. К каким изменениям привела реализациия поставленных целей и задач ?
14. Возможные затруднения
Прогнозирование трудностей, с которыми придется столкнуться в процессе исследования
План действий ( схема реализации программы)
ОТВЕТ №39. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Социометрия. В педагогической диагностике широко распространены социометрические методы, основанные на опросе какой- либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, а кто — наименьшим уважением и авторитетом.
Задача социометрической шкалы — представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим ее членам. Для этого у каждого члена группы выявляют, кто ему наиболее симпатичен (несимпатичен). Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т.
К достоинствам социометрического метода относят следующее:
-он наглядно раскрывает структуру внутри коллективных отношений;
— он позволяет сравнить формальный и истинный активы группы;
— он выявляет истинного лидера и критерии, которыми руководствуются учащиеся при оценке своих одноклассников;
-он позволяет сравнить отношения к одним и тем же учащимся со стороны одноклассников и учителей;
-он способствует налаживанию индивидуальной работы, особенно с «отвергаемыми»;
— путем повторения социометрического обследования можно увидеть динамику развития коллектива.
Однако в использовании социометрического метода есть и сложности.
Во-первых, достаточно трудно определить, какие показатели следует взять для выяснения взаимоотношений и какие качества личности при данных показателях оказываются решающими для выбора. Во-вторых, результаты социометрии информируют не только об имеющихся, но и о желаемых дружеских отношениях.
Рейтинг. Рейтинг — это близкий к социометрии метод оценки, определенных свойств, качеств человека или процесса компетентными экспертами-специалистами.
Эксперты, проводящие рейтинг, должны обладать компетентностью, креативностью (наличием творческих способностей), положительным отношением к экспертизе, конструктивностью мышления, объективностью, аналитичностью и широтой мышления, самокритичностью, у них должна отсутствовать склонность к конформизму (чрезмерному следованию авторитетам в профессии). Хотя в каждом конкретном случае при подборе экспертов не всегда удается в полной мере выдержать весь широкий спектр требований, стремление к этому неизменно способствует повышению качества экспертизы.
При рейтинге учителей используются следующие характеристики: личностные качества, профессиональная компетентность, педагогические умения, педагогические способности, характеристика знаний, умений и навыков в области учебной работы с учащимися; характеристика умений и навыков воспитательной работы с учащимися; результаты педагогической деятельности.
Главное требование к методу рейтинга — четкое определение количества и качества оцениваемых характеристик и систематизация оценочных эквивалентов.
Результаты рейтинга обрабатываются путем расчета среднеарифметических показателей по каждому фактору (шкале). Затем все качества в каждой группе располагаются в определенной иерархии. Информация по всем сторонам деятельности представляется в сводной карте.
Шкалирование. Одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования, является метод шкалирования. Шкалирование — это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Методы шкалирования служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную.
Метод полярных профилей. Данный метод основан на сопоставлении положительного проявления показателя (качества, свойства) с его же отрицательным проявлением.
Суть метода полярных профилей состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивается не само качество или свойство, а то, насколько ярко оно выражено, как часто проявляется и т. В этом случае качественным оценкам приписывают количественные эквиваленты. Обычно они представляются в виде следующей шкалы:
5 баллов — положительное качество сформировано полностью, ярко выражено и проявляется всегда;
4 балла — преобладание положительного качества в большинстве случаев;
3 балла — слабое проявление положительного качества;
2 балла — типичное проявление недостатка;
1 балл — наличие отрицательного качества.
ОТВЕТ №40. СРЕДСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Средства научного исследования (средства познания).
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.
Материальные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формированиеэмпирическихметодов исследования –наблюдения, измерения, эксперимента.
Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.
Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т. , что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.
Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.
Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т. , что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.
Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).
Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:
– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения,позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?
– каким логическим требованиям должно удовлетворять описаниеэмпирически наблюдаемых характеристик?
– как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)?
– каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т
Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.
Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т. , являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).
ОТВЕТ №41. СРЕДСТВА НАУКИ
это методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность). Структурно-функциональный анализ — метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. Структурно-функциональный анализ различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Структурно функциональный анализ — особенно действенное средство изучения социальных явлений при переходе от постановки проблем в рамках теории к конкретным социальным исследованиям.
Главным средством научного познания является разум, логическое мышление учёного, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности. Однако мыслительная деятельность осуществляется в единстве с данными органов чувств. В далёкие времена первые исследователи природы не располагали ничем, кроме своих органов чувств, показания которых весьма приблизительны, субъективны. Но, начиная примерно с XVII в. , появляются первые приборы, пусть ещё несовершенные, которые давали уже более точную информацию о свойствах вещей.
Прибор — это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела, возможности которого в смысле чувствительности и точности намного превосходят природные реакции человеческого организма на различные воздействия. Тело человека различает степени температуры, массы, освещённости, силы тока и т. , но термометры, весы, гальванометры и т. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз учёного — измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддаётся.
037 с.
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.
Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». Видный психолог С. Рубинштейн писал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни».
Есть и другие определения методологии как учения о методе научного познания и преобразования мира. Методология — это прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику таких компонентов научного исследования, как объект, предмет, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.
Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
В структуре методологического знания Э. Юдин выделяет четыре уровня:
4) технологический.
Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй — общенаучный уровень методологии— представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий — конкретно-научный уровень методологии — это совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый — технологический уровень методологии — составляют методика и техника исследования, т. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:
Ø понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
Ø осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
Ø установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
Ø направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;
Ø потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
Ø стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
Ø критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
Ø рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
Ø доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
Ø понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.
Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависит организация педагогического исследования и его методика.
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образовании как педагогического процесса, его структуре и механизмах, содержании.
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и. практической значимости.
Программа исследования, как правило, имеет два раздела — методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Но одного только заказа недостаточно, необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, объяснение, почему для исследования взята эта задача, а не какая-то другая. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.
Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Постановка научной проблемы — творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации. Исследовательская проблема выступает как состояние «знания о незнании», т. выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем чтобы активно влиять на разрешение тех противоречий, природа и особенность которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному регулированию. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.
Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.
Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.
Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать та кой сложный и многофункциональный объект, каким являете образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии — это сами способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности не редко отражают реальные противоречия педагогического пpoцесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных; графических и творческих работ учащихся, школьной документации.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы наблюдения:
— определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
— выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
— выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой’ информации (как наблюдать);
— выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
— обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса —беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
— определение характера информации, которую необходимо получить;
— составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
— составление первого плана вопросника;
— предварительная его проверка путем пробного исследования;
— исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
— теоретический (постановка проблемы, определение цели объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
— методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
— собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
— аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа — методы теоретического исследования.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация — метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).
Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных-показателях) предполагает определение отклонения от нее и с отнесение результатов с допустимыми интервалами. Например нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена, если больше 0,5 — завышена.
Статистические методы применяются при обработке массового материала — определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определении количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медианы — показателя середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивай около этих величин — дисперсии, т. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Как уже отмечалось, нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое не только может, но и должен уметь проводить творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительная, практическое решение проблемы, количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений.
На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определить наиболее актуальную педагогическую проблему, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов, и другие методы). Все это завершается разработкой гипотезы, т. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования, отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.
Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования. Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определить достоверность или ошибочность гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения. Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс.
Новые педагогические знания распространяются через устные выступления исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.
В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений».
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.