Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Я часто наблюдаю, как многие современные дети и родители уже с начальной школы испытывают огромные трудности в школе. Дети в постижении обучения, как новой для них деятельности, а родители в сопровождении детей в этом процессе.

Какие же трудности у детей и родителей я чаще всего наблюдаю:

— ТРУДНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная деятельность и самоорганизация в ней требуют от ребенка навыков планирования и контроля: ( умение спланировать свой режим дня, время труда и отдыха, восстановления, разделить любую учебную задачу на этапы и выполнить ее по строго определенному плану, сравнить образец или критерии выполнения с результатом и критично оценить свою работу, умение выбрать наиболее успешные стратегии выполнения учебой задачи, сравнив несколько из них).

Ведь написать красиво крючочки и закорючки, или решить правильно задачу по высшей математике можно только, когда ты понимаешь и можешь спланировать, как, какими способами это сделать наиболее быстро и качественно.

К сожалению, когда родители, не делают попытку прогнозировать учебные трудности ребенка и планировать способы успешной адаптации ребенка в начальной школе — это тоже про навыки планирования и контроля, но уже у взрослого человека.

За несколько месяцев до школы проверить что ребенок умеет и чего не умеет , понять точно, что нужно подтянуть пока есть время, осознанно решить задачу подготовки к школе до, а не после начала проблем- это ведь тоже значит спрогнозировать и спланировать подготовку к школе как задачу.

Если родители действуют на «авось» — это признак того, что и у них не развиты навыки планирования и контроля в разных сферах жизни. Поэтому они не могут научить ребенка этим навыкам.

Таким образом из поколения в поколение передается определенная стратегия решения текущих и прогнозируемых задач: в школе, в ВУЗе, в профессиональной карьере.

Родителям не имеющим навыков планирования и контроля трудно научить этому детей. Им гораздо проще полностью контролировать все процессы: вместе с ребенком, буквально стоя над ним делать уроки, собирать его портфель и т. Что полностью атрофирует природную способность мышления ребенка к планированию и контролю.

— ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ВЕДУЩЕЙ ДЛЯ ВОЗРАСТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В нашем социокультурном пространстве принято считать учебную и профессиональную деятельность чем-то трудным, мучительным и жутко противным. Ни одного ребенка или подростка школьного возраста испытывающего познавательный интерес к каким-либо школьным задачам я не встречала. Общий детско-родительско-учительский депрессивный фон наблюдается в современной школе. И детям и взрослым очень трудно «вынырнуть» из этой вселенской тоскиНо самое главное, детей очень резко выбрасывают из игровой в учебную деятельность в достаточно раннем возрасте, уже в шесть лет! Как рыбу из воды на сухой берег.

На самом деле в норме любая учебная деятельность, любое познание очень интересный процесс, если уметь относиться к нему как к игре.

Впервые я это почувствовала на себе, когда после окончания первого ВУЗа, который учил по Российским стандартам, где было очень муторно и трудно учиться, я поступила на специализацию в ВУЗ, который обучал по Европейскому стандарту, Европейскими же стратегиями.

Я узнала буквально на себе, что если обучение ведется в форме интересной игры, а человек, который обучается интересен учителю со всеми своими потребностями и трудностями, то учиться становится забавно и очень интересно!

Если ученика начальной школы вернуть на игровой доучебный этап и развивать его Высшие психические функции и учебные навыки с помощью специальных развивающих игр, то учебная деятельность станет для него интересным процессом.

Кстати организовать учебную деятельность в форме игры возможно на любом из этапов образования.

Однако для этого очень важно изменить установки самим взрослым. Учителя и родители так привыкли еще из глубины собственного детства считать познание каторжным трудом, а не интересной игрой, что пожалуй, сначала им самим нужно поменять теперь сценарий сопровождения ребенка в процессе его учебной работы, а уж потом ожидать от ребенка того, что он будет охотно идти навстречу знаниям!

— НЕДОВЕРИЕ СВОИМ ВОЗМОЖННОСТЯМ

Дети с трудностями в обучении всегда отличаются тем, что уже в начале решения учебной задачи они убеждены, что уж точно не справятся с этим, да и любым другим заданием. У них есть привычка «выныривать» сразу же из мыслительного» процесса и отвлекаться уже на этапе инструкции к задаче. Им страшно снова потерпеть неудачу и столкнуться с унижающей негативной оценкой учителя и родителя. И потому дети даже не берутся выполнять задание, ожидая, что взрослый сразу же продиктует правильное решение, которым он сам будет доволен. Поэтому мышление, как процесс просто блокируется от страха неудачи, перестает развиваться. И развитие мышления резко замедляется.

Наблюдая за родителями этих детей я вижу , что и у них есть высокий уровень тревоги и страха не соответствовать чьим-то ожиданиям. Чаще всего, это уже давно сформировавшаяся внутренняя критикующая фигура родителя, которая неустанно критикует и ругает, но уже изнутри.

Родителю неуспешного ученика с одной стороны страшно оказаться неидеальным родителем, под обстрелом своего же внутреннего критика, который постоянно осуждает , когда человек сталкивается с негативными учебными результатами ребенка, подтверждающими его неуспешное родительство вновь и вновь. Да и учитель в школе стыдит его «внутреннего ребенка» , присоединяясь к внутреннему родителю строгим критикующим голосом: «А твой ребенок хорошо выучил уроки?».

С другой стороны, у этого взрослого просто нет каких то иных родительских стратегий взаимодействия с ребенком. Именно эти постоянно подсказывает его внутренний критикующий родитель!

Взрослый человек не умеет доверять себе и своему ребенку. У него и у самого нет навыков самоподдержки в ситуациях, когда он теряет уверенность. Поэтому научить своего ребенка уверенному поведению он не сможет. Как не может и одобрять и поддерживать его.

Когда-нибудь, этот критикующий голос навсегда поселится внутри у нерадивого ученика. Да и сейчас тоже он часто управляет и мотивирует его учебную деятельность.

Когда-нибудь этот ребенок закончит школу и станет взрослым человеком. Он точно найдет свое место в жизни. Как бы он ни учился в школе. Но вот уверенным в себе взрослым человеком он не станет уже никогда!

Но если эти перечисленные выше ключевые трудности обучения решены ( не умение прогнозировать, планировать, и контролировать свою деятельность, не умение действовать с интересом и удовольствием, не уверенность в своих возможностях), то мы получаем осознанного, любознательного и уверенного в себе человека (правда не хотелось бы, чтобы Вы подумали, что решение этой задачи слишком уж простое, но и что невозможно к этому прийти с интересом и удовольствием действуя — тоже не правда!)

Возможно некоторые мои описания трудностей родителей и учеников тоже звучат как критикующие и осуждающие. Но у описаний этих совсем другая задача: помочь определить для себя цели работы с детьми и родителями.

А цели такие: помочь родителям и детям перестать тревожиться, научиться прогнозировать и планировать свои результаты, организовывать и самоорганизовываться в учебной деятельности. Начать видеть, что учиться и жить может быть интересно. А главное, почувствовать, что родители и дети, это очень близкие люди, которые могут друг другу доверять!

Берегите СебяСемейный психотерапевт и детский психолог в гештальт-подходеВладимирова Елена

Запись на консультацию по телефону: 8-963-524-5774

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Автор статьи: Психолог, Психоаналитик

От автора: Статья подготовлена для газеты «Молодежный вестник» №18 (6333). 1 сентября 2017.

Для ребенка-школьника школьная жизнь — это огромная часть его жизни, в которой иногда происходят ссоры, конфликты, недопонимания. Рассматривая тему школьных конфликтов, не важно со сверстниками или учителями, начать нужно с того, что с такими ситуациями сталкиваются далеко не все дети. Так называемые «среднячки» очень редко оказываются замешаны в конфликтные ситуации, они достаточно хорошо учатся, в целом прилежно ведут себя и у педагогов к таким детям практически отсутствуют какие-то претензии. В эпицентре ссор и недопониманий чаще оказываются дети из двух других категорий — это достаточно активные, «темпераментные» школьники, и, напротив, робкие, тихие, неуверенные в себе, застенчивые дети. Чаще всего, конфликты происходят именно между ними. Также к активным школьным «непоседам» всегда очень много претензий со стороны учителей.

То, как ребенок ведет себя в школе, определяется стилем воспитания в семье, в которой он  растет,  его темпераментом, характером, педагогической системой, выстроенной в школе, и, непосредственно, личностью самих педагогов.

Очень распространенной ошибкой родителей является инфантильное отношение к школьному обучению, которое они прививают и передают своим детям — это установка «в школе всему научат». И речь здесь идет не об интеллектуальных знаниях, которые, конечно же, даются педагогами в школе, а о морально-этических и поведенческих качествах ребенка. Их в школе не формируют, а точнее, формируют достаточно поверхностно. Они формируются в семье, в которой ребенок растет. Многие родители именно так и говорят: «Пойдет в школу, там его воспитают», «Учителя тебя научат как себя вести». Но, не стоит забывать, что ребенок идет в школу в возрасте 6-7 лет, тогда, когда его характер уже практически сформирован. В процессе жизни он будет меняться, трансформироваться под различными внешними и внутренними воздействиями, но не так кардинально, как это происходит в первые 6-7 лет жизни человека. Такая незрелая установка родителей очень часто приводит к школьным конфликтам именно с учителями. Мамы и папы достаточно часто пытаются «спихнуть» на учителей свою основные  функцию — воспитывать ребенка, прививать ему некую систему правил, ценностей, ограничений и поощрений. Если в такой ситуации возникает конфликт, родителям в первую очередь необходимо начать с себя, пересмотреть свое поведение, отношение к ребенку, понять, почему они избегают выполнения своих обязанностей по воспитанию. Но, к сожалению, как показывает практика, мамы и папы в таких семьях очень редко обращают взгляд на себя. Им легче обвинить либо педагогов, либо самого ребенка. Ребенок под гнетом родительских претензий, начинает вести себя еще хуже.

В такой ситуации есть еще один «подводный» камень — обесценивание авторитета педагога в глазах ребенка. Если мама или папа говорит, что «Юлия Сергеевна» плохая, ребенок просто автоматически впитывает это послание. Он уже никогда не будет серьезно относиться ни к «Юлии Сергеевне», ни к предмету, который она преподает. И в этом случае  поведение и успеваемость также будут снижаться.

Если говорить про педагогов, здесь есть и обратная сторона. Не редко возникают ситуации, когда педагог предвзято относится к конкретному ученику, либо к его родителям. Это происходит в силу внутренних проблем педагога — собственной нереализованности, зависти, желанием самоутвердиться, стремлением к подавлению и садизму. Также этому способствует излишний консерватизм, отсутствие гибкости, нежелание находить индивидуальный подход, стремление измерять всех детей одной мерой. Заметив именно такое отношение к ребенку, родителям необходимо как можно быстрее принять меры. Это может быть беседа с самим педагогом, либо, если диалог не выстраивается, беседа с руководством школы, перевод ребенка в другое учебное заведение. Ожидать в этой ситуации, что она решится сама собой не стоит. Родитель обязан защитить своего ребенка. Таким образом, он учит его защищать самого себя, показывает свою любовь, то, что ребенок в любой ситуации может обратиться к нему за помощью, то, что он не одинок. Родители, закрывающие глаза на такие конфликты, формируют в детях позицию жертвы, которая в дальнейшем, в жизни может быть реализована в том, что ребенок постоянно будет попадать в ситуации, где над ним будут издеваться, мучить. Это может реализоваться в семейных отношениях, когда в будущем ребенок находит себе мужа или жену-тирана, а также в профессиональной сфере, когда он терпит все, что терпеть не нужно и невозможно. В любом случае, насилие над ребенком, не имеет значения физическое или эмоциональное, родитель должен пресекать на корню. К сожалению, некоторые родители не делают этого, так как боятся, стесняются. Это чаще всего касается родителей инфантильных, которые сами еще внутренне остались детьми. Такая родительская позиция очень сильно может отдалить ребенка, заставит его чувствовать себя одиноким, ненужным.

В подобных случаях, важно трезво оценивать ситуацию. Сейчас в нашем обществе процветает феномен так называемого «детоцентризма». Когда родители просто поклоняются собственному чаду. При этом, не разбираясь в ситуации, они всегда занимают его сторону. В том числе  в конфликтах с педагогами и сверстниками. Для того, чтобы понять конфликт необходим трезвый взгляд. Иначе, постоянная необоснованная защита ребенка будет формировать в нем только эгоизм и эгоцентризм. В конечном счете, при таком воспитательном подходе, ребенок перестанет уважать не только педагогов, но и самих родителей. Если мама и папа пришли к выводу, что в конфликте виновен ребенок, то с ним нужно обговорить этот момент. Ни в коем случае разговор не должен быть «публичным», при нем не должны присутствовать сверстники, другие посторонние люди. В таких ситуациях родителям важно не стыдить ребенка, не угрожать ему и не манипулировать, а поговорить о его поступках. «Не ты плохой, а твой поступок плохой» — это важное правило, которым должны пользоваться родители в разговоре со своими детьми.

Читать также:  Программы для загрузки файлов, видео и документов из Интернета

Что же касается конфликтов со сверстниками, здесь родителям также важно найти некий баланс между собственным гиперконтролем над конфликтной ситуацией и полным невмешательством в нее.

Ссоры и конфликты между детьми — это не нечто выходящее за рамки нормы. Особенно в подростковом возрасте. В процессе ссоры и дискуссии, дети учатся отстаивать свою точку зрения, испытывают себя на смелость, пытаются самоутвердиться. Родителям не всегда нужно вмешиваться в такие ситуации. Если мама и папа пытаются полностью отгородить ребенка от внешнего мира, людей и ситуаций, он вырастает робким и зависимым. Образно говоря, защищая ребенка от всего на свете, родитель помещает его в искусственно созданный «эмоциональный колпак». При этом ребенок не учится взаимодействовать, самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. Особенно это касается мальчиков. Многие родители необоснованно паникуют из-за ссор и иногда драк, в которых участвует сын. Но, мамам и папам стоит понимать, что такие этапы в развитии ребенка являются инициирующими, то есть посвящающие мальчика в подростка, а затем в юношу. Здесь, конечно, важно понимать, что речь не идет о необоснованной агрессии, и если ваш ребенок, не важно мальчик это или девочка, бросается с кулаками или оскорблениями на всех окружающих — это нормой далеко не является. Точно также вариантом негармоничного развития являются те ситуации, когда  ребенок не умеет защитить себя. И в том и другом случае родителям важно разобраться почему так происходит, какая ситуация, черты ребенка или черты родителей, обстановка в семье провоцируют такое поведение.

Не только гиперопека может быть большой ошибкой в ситуации конфликта ребенка со сверстниками, но и полное отстранение родителей. Это те печальные случаи, когда ребенка жестоко избивают или издеваются над ним морально (чаще всего дети более старшего возраста), а родители при этом игнорируют серьезность ситуации. Многие из них заканчиваются весьма трагично — физическими, психологическими травмами, смертью или суицидом. В этой ситуации родители обязаны незамедлительно вмешаться в конфликт, привлечь к разговору родителей детей-агрессоров, полицию и тд. Но в любом случае, мамам и папам важно помнить, если ребенок попал в такую ситуацию необходимо понять почему это произошло. Почему толпа выбирает именно его, есть множество случаев, когда ребенок несет на себе «печать» жертвы. К нему всегда и везде пристают, его бьют и дразнят. Такой анализ нужно начинать с выяснения семейной ситуации: научили ли этого ребенка защищаться, подготовили его к этому и внутренне, и внешне; дают ли ему право защищать себя в рамках семьи, или его постоянно подавляют мама или папа, «затыкают» рот; поддерживают ли они его в конфликтных ситуациях, или вселяют чувство неуверенности и слабости. В любом случае, для того, чтобы подобные конфликтные ситуации не повторялись, нужен психологический анализ и дальнейшая психологическая проработка. Работа должна вестись и с ребенком, и с семьей в целом.

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Про проблемы в образовании в наших блогах часто пишут учителя, реже — родители. А вот сами дети, ради которых это всё работает, меняется и обсуждается, почти про школу не говорят. Наш новый блогер, девятиклассница Ирина Козлова, решила это изменить и написала про то, что ей не нравится в образовании.

В январе я поехала в детский лагерь «Звёздный» в ВДЦ «Орлёнок», весело и продуктивно провела там 21 день. А потом вернулась в свою школу. И поняла, что хочу обратно. Всё вокруг вызывало у меня отвращение. Я думала, приду в школу, буду очень рада видеть одноклассников и учителей, но испытала только жалость и желание помочь. Это очень обидно. Но благодаря такому опыту я выделила несколько проблем нашего образования, которые надо решать прямо сейчас.

Отношения между учителями и школьниками

Школьники не уважают своих учителей. Даже тех, кто старается интересно рассказывать о своём предмете, заинтересовать, увлечь. Некоторые дети просто игнорируют работу педагога. Я считаю, это неправильно. Мы, учащиеся, должны как минимум уважать труд и старания наших учителей, ведь они занимаются благородным делом — воспитывают светлые умы. К сожалению, многие этого не ценят. Зато постоянно жалуются на школу и образование. Мне кажется, начинать нужно с себя: воспитывать в себе хорошее отношение ко всему окружающему, старшим, учебе и дисциплине.

Конечно, во многом такая реакция детей появляется в ответ на равнодушие учителя. В школе «Орленка» я ни разу не столкнулась с конфликтом между педагогом и ребёнком. Преподаватели понимали, что невозможно заинтересовать всех, но при этом изо всех сил старались всё-таки донести нужную информацию до ребят и не относились хуже к тем, кому не интересно.

И хотя учителя и не требовали демонстрировать обширные знания по теме, они всегда получали большую отдачу от детей. Мне кажется, им это удалось, потому что нас мотивировали на развитие, заинтересовали тем, что нам по-настоящему нужно, помогли в выборе жизненного пути. Видно было желание учителей чему-то научить, поддержать, вдохновить.

Я считаю, что для начала нужно создать приятные условия для работы и учебы всех, кто находится в школе. Важно расти и учиться в любви и заботе, а не в вечных упрёках и негативе, поскольку цели обучения не могут быть достигнуты, пока всё в школе пропитано ненавистью и неуважением.

Рефлексия и индивидуальный подход

Очень важно давать на уроке время, чтобы обдумать, проанализировать новую информацию. Повторение — мать учения. Учителю нужно лишь вернуть учащихся к тому, с чего они начали урок, помочь детям осознать и творчески подойти к тому, что они изучали в течение сорока минут. Только потом приступать к практическим заданиям.

Приведу пример успешной рефлексии, практикуемой в центре: в начале урока мы показывали карточку с теми эмоциями, которые испытываем сейчас. Так педагог понимал, какой у класса настрой, как работать с детьми сегодня. А в конце урока — анкетирование и совещание, которые позволяют и учителю оценить, как прошло занятие, и детям обсудить прошедший урок.

А ещё мне кажется, что программа в школе должна быть выстроена с учетом интересов и потребностей ребёнка: например, в 9 классе можно работать вместе со всеми по выбранной программе, можно самостоятельно по той же программе с помощью учителя или просто выбрать свой формат обучения с дополнительной литературой и интернетом. Плюс можно сосредоточиться только на подготовке к ОГЭ: этот способ подойдет для тех, кто не хочет тратить драгоценный ресурс — время — на обучение со всеми, и лучше займется решением заданий более высокого уровня для сдачи экзамена.

Выбрав подходящий для себя вариант, ребята могут вынести из обучения максимальную пользу и вопрос о «ненависти» к предмету, плохой успеваемости, скорее всего, будет закрыт. А пока у нас будет единая для всех программа, детям придётся «добирать» знания где-то ещё.

Оценки

Мне не нравится, когда дети предъявляют претензии учителям из-за плохих оценок. Чаще всего, в своих плохих оценках виноваты сами ученики: они плохо подготовились, написали контрольную невнимательно или сделали ещё что-то не так. Но вместо того, чтобы работать над собой, они перекладывают ответственность на преподавателя или кого-то другого. Особенно меня забавляют ситуации, когда ребенок на вопрос о плохой отметке отвечает: «А я не знаю, почему двойка». Извини, как ты можешь не знать?!

Учителя же считают, что для получения пятёрки ребёнок должен в совершенстве знать их предмет. Но ведь каждый ученик — личность, он не может всё своё время посвящать школе, у него есть хобби и интересы, в которые он вкладывает время и ресурсы. Да и хорошая оценка чаще всего нужна лишь для аттестата и поступления, а знания в этой сфере не пригодятся вообще (но это уже вина не учителей, а системы образования).

К сожалению, есть такие педагоги, которые ищут любую причину для снижения оценки. Это расстраивает

Хватит опускаться до такого уровня, когда вы позволяете себе портить оценки, мотивацию и мнение о школе и образовании в ней. Помогайте детям, а не убивайте в них желание развиваться. Прекрасно, когда ребенок хорошо разбирается в какой-то теме и получает соответствующие оценки, но не всем это дано, а времени на то, чтобы разбираться, и средств на репетиторов может не быть, как и желания, которое вы же у него и отбили.

Поэтому было бы прекрасно по возможности помогать тем, кто в этом нуждается, а не только старательным любимчикам. Замечательно, когда преподавателя идут навстречу своим ученикам, от этого и больше активности на уроках появляется, что уж говорить о благодарности и уважении. Хорошо, когда учителя ценят старания. Им важна вовлеченность и наша заинтересованность.

В общем, я считаю, нам всем надо учиться договариваться, чтобы в конце получать желаемое, прислушиваться к друг другу.

Страх ошибки

Наша любимая школа воспитывает нас очень слабыми личностями, которые боятся что-то сделать не так. Если мы плохо написали тест, то автоматически становимся неудачниками в глазах педагогов, а их отношение становится хуже. Вопрос: почему у нас до сих пор существует мнение, что ошибки — это плохо? Ведь именно с помощью ошибок мы учимся, лучше запоминаем и усваиваем материал, становимся сильнее и умнее? Ошибки указывают нам на те темы, на которые стоит направить свое внимание.

Окружающие любят детей не за хорошие оценки. Но школе невыгодно об этом говорить. Представьте, как трудно приструнить детей, которых родители любят независимо от чего бы то ни было. Наша система не выдержит потока уверенных в себе людей, поэтому нас и учат, что самооценка должна зависеть от мнения окружающих и, конечно, от слов и оценивания специалиста.

Уравнивание

Ко всем подросткам у взрослых одинаковое отношение. Нас объединяют в одну группу исключительно по возрасту: но ведь 15-летние могут быть очень разными! Например, благодаря недавно прошедшему итоговому собеседованию в 9 классе, мы узнали, что довольно-таки много учеников в возрасте 15-16 лет еще даже не научились читать и выражать свои мысли. И объясните мне пожалуйста, как можно выдающихся детей приравнивать к таким индивидуумам только из-за того, что у них одинаковых возраст?!

Я считаю, что объединять детей в классы надо не по возрасту, а по общим интересам, стремлению к знаниям и развитию, тем же оценкам.

Ненужные предметы

Всю начальную и среднюю школу меня раздражало, что мы должны тратить время в школе на предметы общего развития: основы религиозных культур и светской этики, музыка и искусство, ИЗО, технология, ОБЖ, физкультура. Только три дня в неделю этих предметов не было и я занималась тем, что мне действительно интересно: ходила на мастер-классы, участвовала в спортивных соревнованиях. Я считаю, что предметы, затрагивающие личные интересы каждого, должны проводится в другом формате: тренинга, мастер-класса и т. д — и только по желанию ученика.

Профориентация

Сейчас я в 9-м классе. Многие мои одноклассники через несколько месяцев окончат школу. И мне очень обидно, что подросткам, которые скоро начнут взрослую жизнь, не помогли найти их собственный путь. В школе о профориентации почти не говорят, а у детей просто нет времени и возможностей заниматься поиском своего дела самостоятельно. Поэтому и вырастает так много людей, которые не понимают, чем хотят заниматься.

Досуг

Школа — второй дом. Как же часто мы все это слышим! Но ведь дома мы не только учимся и развиваемся, а ещё и отдыхаем и веселимся. Было бы классно добавить в школьную жизнь больше эмоций: устраивать вечера кино, тематические дни и дискотеки, конкурсы, игры, творческие вечера, беседы на выбранную тему и т.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Конец учебного года — это проверочные, контрольные и постоянная усталость. Именно в апреле и мае у многих учеников портятся оценки. Но могут быть и другие причины. О них рассказывают в блоге «Фоксфорда».

Ребёнку скучно

Ребёнок не хочет учиться, такое бывает. Но что стоит за этим нежеланием? Возможно, всё дело в скуке. Он просто не понимает, почему должен сидеть в школе, когда в мире столько интересных и весёлых занятий.

Решение: Детям помладше — разнообразить учебный процесс: не забывать про обучение в игровой форме, иногда превращать домашку в квест, а уроки хотя бы раз в месяц проводить в необычных форматах. Тот же урок чтения можно превратить в небольшой спектакль.

Ученикам постарше нужна серьёзная внутренняя мотивация. Подросток должен понимать, зачем ему ходить в школу, заниматься и готовиться к ЕГЭ. Важно найти цель и построить планы на будущее, чтобы уроки не казались бессмысленным времяпрепровождением. Чтобы обучение шло эффективно, важно подобрать преподавателя или репетитора в зависимости от запроса школьника и учитывать его когнитивные особенности.

Не может сосредоточиться

Ребенок не может вникнуть в содержание главы учебника или не успевает написать изложение за урок, постоянно отвлекаясь. Учителя приравнивают невнимательность к плохой подготовке и ставят низкие оценки. Но проблемы могут быть глубже. По этим признакам можно определить, есть ли у ребёнка проблемы с концентрацией:

  • не может сосредоточиться на одном деле;
  • постоянно все забывает: не помнит о домашних заданиях, не кладёт в рюкзак нужные учебники и тетради;
  • теряет вещи: от перчаток до учебников и канцтоваров;
  • делает ошибки, зная правила: записывает неправильные цифры, пропускает важные условия задачи, путает буквы в словах, неверно выполняет вычисления.
Читать также:  2000 и 1999 версии программного обеспечения для решения проблем

Решение: как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или даже несколько. Одна из самых распространённых — переутомление. К ослаблению концентрации часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Чтобы решить проблему, нужно:

  • Спать не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Важно следить за режимом дня, ложиться и вставать примерно в одно и то же время. Если ребёнок не выспался ночью, пускай отдохнет пару часов днем.
  • Регулярно проводить время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
  • Делать паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, можно применять технику «45×15», описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключиться на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторить цикл 45×15 можно несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают сосредоточиться.

Поищите в интернете техники по запоминанию, вычленению сути из потока информации и другие полезные практики. Выучить материал помогут карточки, стикеры и мнемонические приёмы. Научите ребёнка пользоваться ими.

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Ребёнок невнимательный

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, надо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту. Так вы сможете понять, на какие качества делать акцент:

  • объем внимания. Помогает удерживать в голове большое количество данных. Чем лучше развит этот навык, тем легче ребёнок работает с информацией: анализирует, сравнивает, обобщает.
  • распределение внимания. Помогает быть многозадачным: например, слушать учителя, рисовать схему и запоминать материал.
  • переключение внимания. От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом.

Решение: Улучшить внимание помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и игры, где нужно следить сразу за несколькими целями.

Пробелы в знаниях

Большинство школьных программ построены так, что каждая новая тема требует знания предыдущей, а на повторение материала в классе зачастую времени нет. Поэтому одна невыученная тема урока может вызвать целую лавину проблем. Чаще всего пробелы появляются из-за пропусков по болезни, смены школы из-за переезда, высокой нагрузки или проблем в семье.

Решение: Чтобы диагностировать проблемы в учёбе, можно воспользоваться тестами «Фоксфорда», выбрав нужный класс и предмет. После прохождения теста станет понятно, какие темы ребёнку необходимо подтянуть. После этого составьте план тем, которые стоит проработать: от самых критичных до менее серьёзных.

Выделите время на проработку тем. Конечно, ликвидировать пробелы в знаниях удобнее всего на каникулах. Но если решить проблему нужно немедленно, придётся выкраивать время на учебной неделе и, возможно, отказываться от кружков и любимых хобби. Объясните ребёнку, что это временная мера и чем быстрее он наверстает упущенное, тем раньше сможет вернуться к своим увлечениям.

Слишком большая нагрузка

Традиционная школа нагружает детей с младших классов: после 5–6 уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, потом — домашка (как правило, тоже на несколько часов). А еще надо успеть в музыкалку, на футбол и позаниматься дополнительно английским. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.

Решение: Очень важно снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, если у родителей есть возможность взять на себя ответственность за образование ребенка. Так, в Домашней школе «Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе. Если на СО вы пока не решились, понаблюдайте за расписанием школьника: возможно, от лепки или кружка оригами временно можно отказаться.

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Как повысить успеваемость ребёнка

Предлагаем несколько советов, которые помогут школьнику лучше учиться:

  • Следите за учебой ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или аккуратно указать, над чем стоит поработать серьёзнее.
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры.
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач поможет эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание не обязательно выполнять сразу: лучше начать заранее, но продвигаться маленькими шагами к цели. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщике. Умение назначать сроки и укладываться в них пригодится человеку вообще в любом возрасте, не только в учебе.
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику нужны правильно подобранная мебель и хорошее освещение.
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики.
  • Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят . Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.
  • Подавайте личный пример. Чтобы школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой: бессмысленно требовать от ребёнка того, чего не делаешь сам.

Успеваемость ребенка складывается из множества факторов. Если она испортилась, задача родителей — определиться с причиной и помочь ученику вернуть интерес к учебе. В конце года поиск мотивации особенно важен, ведь в это время дети очень устают. Поддержите их и будьте всегда рядом.

Иллюстрации: Borodacheva Marina / shutterstock / fotodom

Найти подходящую школу для ребёнка с особенностями или проблемами в поведении непросто. Люди склонны быстро обвинять родителей — дескать, сами виноваты, что плохо воспитывают. Или требовать, чтобы такого ученика отправили в коррекционный класс. Мама троих детей Ксения Букша уверена, что даже самого трудного ребёнка, во-первых, нельзя осуждать, а во-вторых — выгонять из класса.

Недавно я написала статью, в которой рассказывала, как непросто найти подходящую школу для ребёнка с проблемами в поведении. В комментариях к статье некоторые читатели возмутились, что я отстаиваю права маленьких паршивцев, которые мешают жить «нормальным детям».

  • «Мне не жаль атипичного ребёнка, это проблема его родителей, а не других детей в классе».
  • «Просто матери всё равно. Чужих детей ей не жалко, все должны под неё подстраиваться».

Такие высказывания для меня — признак огромной проблемы нашего общества. У людей нет сил, нет ресурсов, чтобы сделать даже небольшой шаг навстречу другому. А ведь этот шаг может быть совсем не трудным.

Только кажется, что надо «плясать с бубном вокруг этих ужасных негодников в ущерб страдающим нормальным малюткам». Нет. Достаточно просто отказаться от прямолинейного осуждения ребёнка и родителя. А в идеале — постараться настроить взаимодействие так, чтобы не страдал никто и чтобы никто не оказывался козлом отпущения и неисправимым демоном.

Итак, как жить детям с нормальным поведением, ежедневно страдающим от поведения непростых одноклассников, и как быть их родителям?

Не осуждать и не обвинять заранее

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

(Дочитайте этот пункт, пожалуйста, до конца

Когда мы говорим, что ребёнок «плохо воспитан», мы упускаем из виду, что у всех детей и родителей разные стартовые площадки. Легко воспитывать ребёнка из профессорской семьи с баллами 9/10 по Апгар, ничем особенным не болеющего, окружённого заботой с малых лет. Трудно его испортить.

А ребёнок, который дал вашему в глаз, может быть, месяц назад был взят в детдоме, где жил всё детство. Или провёл первые два месяца на искусственной вентиляции лёгких, и родителям давали прогнозы вроде «никогда не встанет, не заговорит, не будет есть самостоятельно».

А может быть, его мама сама из детского дома, но не пьёт, не колется, зарабатывает честным трудом. Только вот о воспитании детей знает немножко меньше, чем люди с высшим образованием.

Конечно, глаз вашего ребёнка не станет болеть меньше, если вы предположите, что мальчик-агрессор — не злой демон, а его родители — вовсе не обязательно равнодушные и плохие воспитатели. Но это поможет не осуждать его (или её) и родителей с ходу. Сначала узнайте, как обстоят дела. Что приводит нас ко второму пункту.

Если возможно, наладьте контакт с родителем ребёнка

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Когда «не такой» ребёнок учится в вашем классе, гораздо продуктивнее пытаться взаимодействовать с ним и с его родителем, чем шарахаться и оставлять их в полной изоляции. Поговорите с мамой или папой не с позиции «этот ваш, гад такой, мою кровиночку обижает, а вам плевать, горе-мамаша». Попробуйте понять, кто перед вами на самом деле. Возможны три варианта.

Первый вариант: этот родитель такой же трудный, как ребёнок. (Богатый дяденька, которому наплевать на своего высокомерного отпрыска. И папа, и сын считают, что все вокруг — грязь под ногами. Или мама-хабалка, вечно пьяная, ничего не слушает и первой начинает орать. ) В этом случае смело переходите к пункту три.

Второй вариант: родитель признаёт, что у ребёнка проблемы, но беспомощен и не справляется с ними. В этом случае стоит вместе поразмыслить, можно ли как-то помочь ребёнку и семье. Возможно, мама искренне хочет получше воспитывать его и решать проблемы, но не понимает как. В этом случае можно:

  • Найти им хорошего психолога (они бывают и бесплатными или недорогими).
  • Дать прочесть что-то о тех проблемах, с которыми она столкнулась.
  • Посоветоваться: может быть, кто-то из родителей уже преодолел что-то подобное со своими детьми.
  • Рассказать, какие собрать документы, чтобы ребёнку дали тьютора (или даже оплатить часы работы помощника, скинувшись всем классом, — но это уже, конечно, торжество гуманизма).
  • Рассказать, как пройти ПМПК, развеять страхи по поводу коррекционной школы, если у кого-то есть этот опыт.

Иногда выясняется, что проблемы ещё глубже. Например, трудный ребёнок растёт в семье с пьющим отцом, который лупит и детей, и мать. В этом случае мы мало чем сможем помочь — разве что эмоционально поддержать человека и дать телефон кризисного центра.

Третий вариант: родитель хорошо понимает, в чём трудности ребёнка, и старается справиться с ними. Например, у ребёнка СДВГ, расстройство аутистического спектра или тревожное расстройство, а может быть, это приёмный ребенок, недавно (или даже давно) взятый в семью. С мамой он ведёт себя неплохо, а вот вне дома добиться нужного поведения удаётся не всегда.

В этом случае родителю нужно только одно: понимание окружающих. Оставлять ребёнка на семейном обучении или отправлять в коррекционную школу не всегда хороший выход.

В какой-то момент любой человек должен выходить в большой мир. Но чтобы выход состоялся, хорошо бы, чтобы этот мир был дружественным

Не «плясал вокруг ребёнка и во всём угождал ему», но демонстрировал некоторый уровень понимания его проблем.

Часто родители сами стремятся всячески облегчить другим людям общение с ребёнком. Одна моя знакомая написала небольшую памятку по взаимодействию с её дочкой: что может спровоцировать её трудное поведение, как себя вести с ней, чтобы этого не происходило. Правила несложные, но если соблюдать их, с ребёнком будет гораздо проще.

Возможно, у мамы трудного ребёнка, который мешает жить вашему классу, тоже есть лайфхаки, как избежать подводных камней в общении с её отпрыском. Пусть она расскажет о них учителю, а тот тактично, в нужной форме донесёт эти знания до ребят.

Например: «У Вити есть особенность — он не может сидеть за партой весь урок. Мы договорились, что он иногда будет тихо ходить сзади парт, чтобы не мешать другим учиться. Витя постарается не шуметь, а вы постарайтесь не отвлекаться на него и не дразнить». Или: «Петя может ударить, если вы его коснётесь. Он не любит, когда его трогают. Просто не делайте этого, и Петя не будет драться».

На этом месте недовольные родители опять могут спросить: «А какого чёрта мой нормальный ребёнок должен стараться ради какого-то психованного урода?!»

Мы готовы строить пандусы для колясок. Мы жертвуем деньги детям, больным раком. Мы не возражаем (надеюсь) против адаптации людей с синдромом Дауна. Почему же нам так трудно сделать небольшой шаг навстречу, когда человек ведёт себя не совсем так, как мы хотели бы? И почему вы думаете, что вашему ребёнку вредно учиться понимать других — даже тех, кто пока не научился вести себя в обществе?

Найдите способ общения с трудным одноклассником

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Предположим, что мы имеем дело не только с трудным ребёнком, но и с трудным родителем. Он не хочет сотрудничать и не желает признавать, что проблема есть; ведёт себя грубо; хамит, отказывается от коммуникации. В этом случае вы вправе посоветоваться с учителем и понять, как вместе оградить своих детей от трудного одноклассника.

Но и здесь мы продолжаем помнить, что перед нами именно ребёнок, а не демон из преисподней.

Мы не наказываем и не воспитываем «малолетнего засранца», а только добиваемся безопасности для своих детей

Что можно сделать? В отличной книге Светланы Кривцовой «Учитель и проблемы дисциплины» приведено множество мер, позволяющих школе иметь дело с действительно трудными детьми и подростками. Меры эти идут по восходящей и направлены не на то, чтобы изолировать или изгнать «негодника», а на то, чтобы ввести учебный процесс и общение в мирное русло.

«Я посоветовалась с учителем, и мы решили, что придётся в течение пары недель оставлять Сашу на переменах в кабинете ОБЖ. Учитель, отставной полковник, с удовольствием научит Сашу мыть и скоблить парты, которые он изрисовал в прошлой четверти. А потом попробуем опять и вынесем предупреждение. Вдруг на этот раз ему удастся с собой справиться?»

Помогите учителю и школе защитить детей от ребёнка, на которого всем наплевать. Это важно не только для «обычных» детей, но и для самого трудного ученика: ему нужно почувствовать, что он не сильнее всех на свете и существует крепкая рука, которая может удержать его от пакостей. Но при этом никто его не стыдит и не изгоняет.

Самый трудный ребёнок — это ребёнок одинокий. И ему действительно безумно трудно с самим собой и с другими.

Придумайте правила для своего ребёнка

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Теперь поговорим о том, «что делать моему нормальному ребёнку, который страдает от поведения мелкого гадёныша». Итак, вот что он может сделать, чтобы защитить себя.

Читать также:  Актуальные вопросы информационного права (часть 2)

Хорошо знать, на что способен его товарищ

Если в классе кто-то ворует, рюкзаки во время физкультуры лучше оставлять под присмотром вахтёра или где-то ещё. Об этом можно договориться со взрослыми. Если трудный одноклассник может вырвать из рук дорогую игрушку и уничтожить её, лучше не носить в школу ценные вещи и не играть с ними при этом ребёнке. Сюда же относится и уважение к чужим особенностям, потому что понятие нормы невероятно размыто.

Нормально ли материться в первом классе? Один раз сказать матерное слово? Вообще знать их? Нормально ли быть троечником, левшой, заикой, начать говорить в два года и восемь месяцев? А в три года и два месяца? Подраться один раз в году? Нормально ли в пять лет решать задачи за шестой класс, но не уметь играть с другими детишками на детской площадке?

Особенности есть почти у каждого ребёнка.

Отстаивать свои границы

Иногда это означает «давать сдачи», но в большинстве случаев — подходить к учителю и сообщать, что произошло. Дети не должны разбираться с трудным поведением других детей самостоятельно. Иначе это будет зона или джунгли. Принимать меры должны взрослые, и для этого они должны знать, что именно происходит.

Впрочем, если ребёнок даёт сдачи обидчику — это не криминал. Особенно если дело происходит в начальной школе и драки не очень серьёзны.

Не замечать поведения, которое не затрагивает самого ребёнка

Не дразнить за странности. Не возмущаться, «почему он имеет право, а я нет». Не травить одного всем классом, даже если этот один очень противный. В идеале хорошо бы добиться того, чтобы дети нормально относились к товарищу, когда он ведёт себя хорошо, и спокойно игнорировали его трудное поведение. В конечном итоге это самая перспективная и воспитывающая стратегия.

Любой ребёнок хочет научиться общению и дружить, а трудный, у которого нет друзей, хочет этого особенно сильно. Поэтому, когда одноклассники настроены правильно, а взрослые ведут себя твёрдо, властно и понимающе, трудности помаленьку начинают рассасываться.

И отпадает нужда стыдить, показывать пальцем, противопоставлять ребёнка «нашим нормальным», выдавливать «этого психопата» из коллектива и отправлять «в специальное место для таких, как он».

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.

Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.

Отсутствие интереса к обучению

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются современные студенты в классе

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Девятое – детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Десятое, и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.