Нравственный идеал — это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности. Он формируется посредством ряда характеристик. Далее в статье подробнее разберем понятие «нравственные идеалы» (примеры их будут приведены ниже). Какими они могут быть? Какие цели преследуют?
В нашей жизни мы часто употребляем слово «идеал». Но задумываемся ли мы о его значении. Давайте заглянем в толковый словарь. Синонимом слова идеал является слово «совершенство». Если описать значение, то получится, что это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии. Человек может обладать идеальной красотой, характером. Но все это внешние проявления.
Общие сведения
Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться.
Цель
Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.
Идеал
В специфически этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Идеал — это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми или — в форме общественного идеала — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.
Важной философской проблемой является проблема соотношения идеала и реальности. В ее решении можно выделить два основных подхода — натуралистический и трансценденталистский.
При первом из них, натуралистическом, идеал, как и мораль в целом, выводятся из эмпирической — природной или социальной — реальности или считаются полностью ею обусловленными. В рамках такого подхода выделяют три трактовки идеала. Во-первых, идеал может пониматься как результат обобщения и абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека. Например, вечным упованием человека было полное насыщение и исчерпывающее удовлетворение всех его нужд. Образ райских кущей, обращенный в предысторическое прошлое, или образ коммунизма с его принципом «каждому по потребностям», обращенный в сверхисторическое будущее, в качестве идеалов представляют именно такую схему. Впрочем, эта схема органична самой морали. Одно из базовых моральных требований, золотое правило, гласит:
«Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Мф. , 7:12).
Здесь «как хотите», конечно, подразумевает не каприз и пристрастие («хочется!»), а желаемое всегда и для всех. Такова логика обычного морального, шире — ценностного, сознания. Тем не менее трудно избежать впечатления произвольности выбора желаемого при апелляции к потребностям человека в таком определении идеала.
Во-вторых, идеал может представляться результатом обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия. Так, люди на основании опыта приходят к пониманию того, что в определенных ситуациях следует поступать определенным образом, это понимание отражается в норме (правиле, законе). Существованием нормы человеку вменяется определенное поведение (определенные действия), однако нормой же предполагается, что она может быть не исполнена (из-за незнания или по своеволию). Подобным образом понятый идеал представляет такое положение, когда норма исполняется всегда по свободному выбору человека. Но тогда получается, что идеалов столько, сколько норм и нет идеала вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т. Мораль остается без общего нормативно-ценностного стандарта, без универсального критерия суждения и действия.
В-третьих, идеал может пониматься как вытекающие из социальной или индивидуальной действительности требование или ценность, раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. Идеал сохраняет при этом образ совершенства. Это очень важно для миросозерцания человека, поскольку предъявляет ему требование самосовершенствования. Однако так понятый идеал оказывается сведенным к ценностной ориентации или поведенческой установке и также остается лишенным универсальных и абсолютных характеристик.
При трансценденталистком подходе к морали идеал рассматривается существующим как бы независимо от реальности и данным человеку непосредственно в его нравственном опыте. То, как он дан человеку, может трактоваться по-разному: как результат божественного откровения или интуитивного прозрения, как «голос совести» или сознание безусловности долга. Такая концепция идеала предполагает, что высшие моральные представления радикально противостоят реальности, должное (т. то, что и как должно быть) противостоит сущему (т. тому, как обстоят дела в действительности), а ценности — фактам.
Эти подходы, выраженные в соответствующих теориях морали, можно рассматривать как типологически различные. Они действительно противоположны в вопросе о происхождении идеала. Однако если рассмотреть их с точки зрения проблемы идеала в целом, то натуралистические концепции идеала можно признать в качестве теории происхождения и становления идеала как формы ценностного сознания, тогда как трансцендентные концепции идеала — в качестве теории, представляющей логические и психологические аспекты функционирования идеала в ставшем виде, как особого рода — универсальной — ценности.
Независимо от того, каковы реальные истоки высших ценностей и идеала, они функционируют автономно по отношению к действительности — как действительности частных интересов, социальных групп, ситуативно меняющихся ролей личности, различных профессиональных, статусных или функциональных обязанностей и т. Аристотель, Фромм или религиозные мыслители существенно расходятся в своих теоретических идеях. Но все они утверждают, что содержание идеала обусловлено тем, что есть человек как человек. Они указывают, что ценностный мир человека в самом деле автономен — по отношению к социальной реальности, или реальности, воспринимаемой практическим, эмпирически ориентированным сознанием, что бы ни говорили на этот счет исторические материалисты.
Высшие ценности представляют собой часть духовного мира. Даже обусловленные эмпирически в своем становлении и развитии, они — безусловны в своем ставшем и развитом виде. Отчасти здесь та же проблема, которую мы затрагивали, рассматривая моральное учение Милля (тема II): общие нравственные положения не выводятся из частных ситуаций, отдельные примеры не обусловливают критериев оценки. Ведь всякий частный случай или пример, чтобы быть соотнесенным с моралью, сам должен быть оценен по ее принципам. Так что для того чтобы выделить некоторый частный случай в качестве морального примера, необходимо иметь критерий, по которому мы оцениваем что-то как хорошее или дурное. А это значит, что само положительное или отрицательное значение примера зависит от принятых общих положений. В ценностном плане общее приоритетно по отношению к частному. Высшие ценности воспринимаются как закон, которому должен соответствовать эмпирический мир, как должное, которое вменяется сущему.
Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть.
Как элемент нравственного сознания идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное, безусловное, положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. Как мы увидим (в следующих двух темах), в структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом, определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.
Впрочем, роль идеала оценивается по-разному. По тому, признается ли существование универсального и абсолютного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, моральные философы и вообще все те, кто рассуждает о морали, делятся на абсолютистов и релятивистов. Релятивизм выражается в следующей позиции: нет такой ценности или такого правила в данной культуре, относительно которого в другой культуре не существовало бы прямо противоположного. Или в более сильной версии: нет такого нормативного и ценностного положения даже в одной культуре, относительно которого трезвый ум, в ней же сопребывающий, не мог бы высказать иного, существенно отличного и не менее убедительного. Релятивисты считают, что нормы и ценности не являются сами по себе истинными и значимыми; они — адекватны тем задачам, которые стоят перед людьми в данных обстоятельствах. Проблема релятивизма особенно остро встала в эпоху, провозгласившую себя словами Ф. Ницше: «Бог умер». Массовая секуляризация сознания, плюрализация социокультурных стандартов и поведенческих стереотипов — благодатная почва для релятивизма. Разумеется, в современном обществе, в ставшем таким тесным и прозрачным мире многие ценности небезусловны и ситуативно изменчивы. И вообще, если правомерно говорить о моральном творчестве, то не должно ли оно предполагать приоритетность самой личности как субъекта морали, личности, принимающей решения, действующей и высказывающей суждения, над предъявляемыми ей обществом нормами и ценностями? (Оставляя пока вопрос открытым, мы продолжим рассуждение о релятивизме в следующих темах
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Идеал и логика
Идеал и логика
Толстая барыня из «Плодов просвещения» восклицала: – А как же можно отрицать сверхъестественное? Говорят: не согласно с разумом. Да разум-то может быть глупый, тогда что? У Канта с его «чистым разумом» получается нечто похожее, хотя «глупым» его и не
Идеал
Философская энциклопедия, т. 2, с. 195?199
(от греч. ????) — образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляют собой специфически
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
Важнейшую часть марксистской идеологии образует учение об идеальном социальном строе, который противопоставлялся существовавшему тогда социальному строю (последний считался капиталистическим) в качестве средства избавления от его зол и борьба за
Идеал воина
Идеал воина
Влиятельный и образованный даймё Хосокава Сансай (1536–1646 гг. ), один из самых известных коллекционеров оружия, прослыл также большим знатоком чайной церемонии. Он держал у себя дома богатую коллекцию принадлежностей для приготовления чая, состоявшую из самых
29 ФЕВРАЛЯ (Идеал)
29 ФЕВРАЛЯ (Идеал)
Для того чтобы идти, надо знать, куда идешь. То же нужно и для того, чтобы разумно и хорошо жить. Надо знать, куда ведет жизнь и моя, и всех людей. 1
Совершенство свойственно Богу. Желать совершенного – свойственно человеку. Гёте
2
Жизнь дана не затем, чтобы
11 МАЯ (Идеал)
11 МАЯ (Идеал)
Совершенство так далеко от нас, что, как ни различны наши жизни, расстояние наше от совершенства одинаково для всех нас. 1
Тот, кто не имеет представления о совершенстве, довольствуется тем, что есть, не спорит с действительностью, которая становится для него
Христианский идеал]
Идеал и логика
Толстая барыня из «Плодов просвещения» восклицала:— А как же можно отрицать сверхъестественное? Говорят: не согласно с разумом. Да разум-то может быть глупый, тогда что?У Канта с его «чистым разумом» получается нечто похожее, хотя «глупым» его и не
ИДЕАЛ – РЕАЛИЗМ
ИДЕАЛ – РЕАЛИЗМ
(Из книги «Общедоступное введение в
ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ
ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ
Печатается по изданию: Лосский Н. Общедоступное введение в философию (предисловие С. Левицкого). Frankfurt а. ; «Посев», 1956. Публикация включает следующие разделы книги: Ч. 1 «Введение в философию персоналистического идеал-реализма» (с. 17-81); гл. 21 «Отвлеченный
Тема 15 ИДЕАЛ
ИДЕАЛ
Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Библия — Второзаконие, 8:3Реальное — духовный фундамент идеального. Агильяр — Амет и ЯфеТот, кто действует в реальном, но живет идеальным, достигает высочайшего. Берне — Из статьиКаждая
Индивидуум и идеал
Индивидуум и идеал
«Наша жизнь здесь, в Индии, так или иначе развалена на части, мы хотим снова что-то сделать с ней, но мы не знаем, с чего начать. Я понимаю важность массового действия, а также его опасность. Я преследовал идеал отказа от насилия, но кровопролитие и нищета
Идеал и путь
Идеал и путь
Идеал пролетарского социализма, с тех пор как он — 70 лет тому назад — был провозглашен, не оставался неизменным. Он вырастал, расширялся, углублялся по мере роста и культурного подъема самого пролетариата. В те давно минувшие дни первые учителя пролетарского
ИЗБРАННЫЙ ИДЕАЛ
Идеал (Id?al)
Нечто, существующее исключительно как идея, т. не существующее. Например, идеальный мужчина, идеальная женщина, идеальное общество и т. В мыслях нам гораздо легче найти то, что соответствовало бы нашим желаниям, чем в реальной действительности, которой до
- Нравственный идеал
- Моральный идеал и культура
- Нравственный идеал и его отношение с действительностью
- Заключение
Предмет:Этика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:06. 2019
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Сейчас мир находится в совершенно иных условиях развития, чем в начале 20-го века. Появление новых средств коммуникации привело к формированию идей глобализации, созданию единого мирового сообщества, и это должно распространяться на все сферы человеческой жизни. Экономические процессы давно стремятся к единообразию.
Сфера политики также, создавая международные организации, может объединиться в одно целое. Культура разных регионов — это область, которая очень сложна и, можно сказать, почти невозможно привести к единой модели. И в меняющихся условиях очень важно изучать культуры отдельных народов, а именно их духовные основы, поскольку только это может помочь прийти к взаимопониманию между народами.
Особенно важно изучать духовную культуру сейчас, в начале XXI века, еще и потому, что большинство исследователей отмечают упадок нравственности, преобладание духовной пустоты, о чем предупреждают классики философской мысли (О. Шпенглер, П. Сорокин (Н. Бердяев), говоря о «упадке культуры» и рождении недуховной, неэтнической цивилизации. Это связано с созданием так называемого потребительского общества, «визуализацией» культуры, когда визуальный образ имеет большее значение, именно так человек сейчас получает основную часть информации.
И такое понятие, как «интеллектуальная мода», в настоящее время диктует обращение к проблемам морального идеала, к истокам русской духовности и поиску путей преодоления кризиса моральных ценностей, присущего современному российскому обществу. Он оказался в ситуации, когда старые нормы и ценности были разрушены, а новые не вступили в силу.
Вот почему большинство современных ученых опасаются, что русская культура в результате усвоения чуждых ей норм и ценностей может потерять свою идентичность, и ставит вопрос об актуальности изучения моральных основ русской культуры и ее морального идеала.
Это значение также связано с тем, что в развитии русской философской и этической мысли существует определенный разрыв, связанный с русской историей самого XX века. Кроме того, следует иметь в виду, что при рассмотрении вопросов русской культуры и нравственности должное внимание не уделялось изучению популярной системы нравственности в различных формах ее существования. Однако именно это позволит выявить основы русской культуры на уровне менталитета и мировоззрения.
Рассмотрение морального идеала русской культуры и поиск форм, которые будут способствовать ее сохранению и распространению ее моральных стандартов — это проблема, решение которой находится в центре нашего внимания. Значимость этой перспективы подтверждается обсуждением вопроса о создании системы нравственного воспитания в современной российской школе. Проблема сохранения духовных традиций и нравственного идеала русской культуры нашла свое отражение и в создании «Основ социальной концепции Русской православной церкви».
Нравственный идеал
Моральный идеал и другие понятия морального сознания. Моральный идеал и реальность. Цель морального идеала. Идеал и антигерой. Соотношение морального и социального идеала
Выше мы рассмотрели ряд фундаментальных понятий нравственного сознания, содержание которых, можно сказать, является основой нравственной культуры. Но конкретному человеку в его повседневной жизни, в различных, порой противоречивых ситуациях, нужны не абстрактные, абстрактные идеи, а конкретный пример поведения, пример для подражания, визуальный ориентир для действия.
В наиболее обобщенной форме такой яркий пример выражается в моральном идеале, который, можно сказать, является конкретизацией для заданных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, значении. жизни, другие моральные понятия. В действительности идеалом выступает живая историческая личность (чаще всего идеализированная), точнее, ее лакированный образ — от Александра Великого до Ленина, Сахарова и других выдающихся деятелей нашего времени, поэтов, художников и т. Этому образу часто приписывают все необходимые моральные качества, если их не хватает и жизнь ведется по Дзержинскому, Матросову и т.
Герой литературного произведения часто выступает реальным воплощением идеала. В прошлом и отчасти сегодня было много подражателей Печорину, Базарову, Рахметову, Корчагину и т. Список этих «живых» и вымышленных идеалов можно продолжать до бесконечности. Тем не менее, важно подчеркнуть: человек, особенно молодой, остро нуждается в достойном, авторитетном идеале, который в определенной степени определяет как содержание моральных ценностей конкретного человека, так и технологию его реализация. Поэтому вполне разумно сделать вывод: что такое идеал человека, таков он сам (с определенными оговорками).
Конечно, нужно знать, что идеал по своей природе не только возвышенен, но и недостижим. Как только идеальные земли становятся осуществимыми, они немедленно перестают выполнять свои функции — «маяк», ориентир. Однако идеал не должен быть совершенно недоступным, чуждым другим мирам. В этом случае он не способен стимулировать активность личности, потому что, что бы он ни делал, все будет напрасно.
Неслучайно, что Иисус Христос — воплощение морального совершенства для христиан — является Богочеловеком, то есть содержит в себе как божественную природу, недоступную простым смертным, так и природу человека. Православные богословы утверждают, что христианский идеал не выражает одностороннего акцента на божественном принципе. Они напоминают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он специально помогал страдающим и обездоленным, осуждал зло и т.
Но настоящая нравственная жизнь человека состоит не только из добра, справедливости, счастья, порядочности и благородства. В мире много зла, несправедливости, бесстыдства и т. В центре морального негатива выражаются своеобразные антиидеалы, антигерои и т. Это конкретные исторические фигуры, начиная от Герострата до Гитлера и многочисленных героев произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Т. Булгакова и другие.
Более того, и в этом случае реальным историческим личностям приписываются только негативные черты, точнее их образы. Видимо, для того, чтобы этот антиидеал был более эффективным. Следует признать, что антиидеалы также могут играть позитивную роль: они ясно, убедительно по-своему показывают, как не нужно чувствовать, думать, действовать, то есть отвернуться от зла.
Со времен Платона предпринимались попытки создать схемы идеального общества (государства), разработать различные утопии (а также антиутопии). Но стоит помнить, что социальные идеалы могут опираться на свое настоящее, а не на временное воплощение, если они основаны на вечных моральных ценностях, если они соответствуют моральным идеалам.
Моральный идеал и культура
Мораль является неотъемлемым компонентом духовной культуры, что, в свою очередь, отражается в повседневных событиях, произведениях искусства, религиозных и научных произведениях.
При рассмотрении этого положения важно прийти к понятию «моральный идеал». Идеал это:
- самая общая, универсальная и абсолютная моральная идея добра и долга;
- образ совершенства в отношениях между людьми;
- высший образец (безусловный) нравственной личности.
Философский словарь дает следующее определение морального идеала — это идеи о моральном совершенстве, чаще всего выражаемые в образе человека, воплощающие такие моральные качества, которые могут служить высшей моральной моделью.
При рассмотрении моральных систем особенно важно понимать соотношение реальности и идеала в них. Два исторически сложившихся подхода являются показательными для этой точки зрения — натуралистический и трансцендентальный. В рамках натуралистического подхода можно выделить три интерпретации понятия «идеал»:
- рассматривает идеал как результат обобщения и абсолютизации в культуре того, что составляет предмет человеческих потребностей;
- идеал является результатом обобщения норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия (таким образом, понятие «идеал» приближается к норме поведения);
- идеал представлен как требование или ценность, вытекающие из социальной или индивидуальной реальности, раскрывающие человеку более широкие перспективы (идеал сохраняет образ совершенства). Но: идеал здесь сводится к ценностной ориентации или поведенческому отношению, теряет универсальные и абсолютные характеристики.
В рамках трансцендентального подхода идеал трактуется как существующий независимо от реальности и дается человеку непосредственно в его моральном опыте, что противоречит реальности, должному и фактам. Такой подход характерен для русской религиозной философии, что отражено в трудах И. Ильина, Н. Бердяев, И. Лосские, которые создают собственную религиозную систему, но опираются на факты, тем не менее дают идеальные проявления религиозного подвига или общественной жизни.
Однако следует отметить, что вопрос о происхождении идеала до сих пор не выяснен. Но определение содержания добра и зла, должного, правильного и неправильного отраженного в культуре, зависит от идеала.
Понятие морального идеала стало выделяться очень рано. Неявно, это уже существовало в примитивной эре. Исследования примитивной культуры и верований обращают внимание на такие характерные черты, как антропоморфизм, анимистические взгляды, различные виды магии, тотемизм, система запретов и ограничений, ритуалы и ритуалы, мифология.
Общепризнанно, что родственные отношения являются организационным и нормативным принципом первобытного общества. Структура общества в целом совпадает с системой родства. Антиномия «друзья и враги» устанавливает бинарные оппозиции при рассмотрении концепций мира в первобытном обществе. Эти оппозиции, как и аналогии, являются ассоциациями, созданными одновременностью событий, причинами, которые способствуют неправильному отображению событий.
Нравственный идеал и его отношение с действительностью
Человеческие способности и намерения проецируются на истину, которая порождает недискриминацию практических и магических действий.
Нормативное регулирование носит институциональный характер, моральная норма изначально идентична обычной норме, она не выделяется в синкретическом регулировании поведения, она не подвергается абстрактному анализу, она универсальна в условиях племенной демократии.
Моральная норма в примитивных условиях не выступает в качестве абстрактного императива и инструмента морализации, она предполагает и оставляет свободу выбора, поддерживается институционально, а в патриархальном обществе она уже защищена личной властью, подтвержденной принудительными методами наказания.
Особо выделяется система запретов (табу), которые формируют сознание и волю отдельных лиц. Наиболее полным в этом качестве является словарь родства, орудия труда и окружающей среды, например, утвари и предметов охоты.
Основным социальным регулированием поздней племенной системы является обычай талиона или принцип равного возмездия, кровная месть, которая отражает коллективную ответственность и архаичные представления о справедливости. Архаическая мораль соответствует только характеру адаптации рода к естественным условиям.
Социальное регулирование характеризуется синкретизмом обычаев, норм, идей, стереотипов. Табу, ритуал и миф — это средства нормативного регулирования, которые выражают компоненты морального идеала. Но они не способствуют моральной рефлексии; скорее они действуют как организаторы общества и имеют практическое значение. Таким образом, можно сказать, что в первобытную эпоху нравственное сознание находится только на стадии формирования.
Время возникновения морального идеала является старейшим сводом законов, которые в основном являются обобщением и окончательной записью обычного права. Кодексы обычного права устанавливают правовые, религиозные и этические нормы, регулирующие имущественные, семейные, культовые и социальные отношения. В сферу заявленных требований и требований входят наиболее популярные общинные идеалы и нормы, а также политические идеи, укрепляющие позиции классового общества.
Древнейшее законодательство основывалось на этических идеях эпохи племени. Общественное сознание оценило эти законы как важнейший механизм, объединяющий в религиозном сознании естественный закон как торжественное слово, гарантию того, что отныне закон космической правды-справедливости будет повсеместно соблюдаться. Именно тогда сформировались представления об идеальном правителе, имеющем божественное происхождение и являющемся защитником обездоленных, справедливого судьи.
Заключение
Концепция истина-справедливость сильна, поэтому любое отклонение от них осуждается. Но религиозные и этические стандарты этой эпохи, с точки зрения основы исполнения, основаны на идее возмездия, а не добровольного исполнения. Таким образом, самые старые своды законов обеспечивали построение государства, это такие своды законов, как законы Хаммурапи, законы Ману, надписи Ашоки и Тора или Пятикнижие Моисея.
Таким образом, самые старые кодексы — это запись обычного права, они больше ориентированы на ценности строящегося государства, а не на приоритет моральных требований, моральных чувств, моральной справедливости, милосердия. Самые старые коды содержат основные культурные нормы (не убивать, не воровать и т.
С ними обращаются как с неким сверхъестественным даром не человеческое изобретение. Эти нормы основаны на системе принуждения и наказания, но эти нормы предназначены для предотвращения морального разложения, несправедливости, социально-этического беззакония и эгоизма.
Отношение ученых
Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.
Влияние на развитие общества
Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.
Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.
Влияние современности
Во времена коммунистического строя нравственные идеалы были призваны служить становлению, укреплению существовавшего строя. Показателем высокой морали современного общества является гармонически развитая личность. Ее отличает стремление к нравственному совершенству. Общество предъявляет к своим членам определенные моральные требования. Они в совокупности образуют модель полноценно развитой личности. Постоянно обогащаясь, пополняясь чем-то новым, они отражают развитие нравственной практики социалистического социума. Общество времен социализма на первое место ставит культуру личности, активную гражданскую позицию, чувство общественного долга, нерасхождение слова и дела, честность.
Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современности активно действуют в сферах самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди. Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания – все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.
Трактовка термина
Проведя небольшое исследование, мы не смогли найти единого мнения по вопросу «что такое идеалы?». Определение бывает абсолютно разным и неоднозначным.
Проблема в том, что для каждой личности, которая живет в определенном обществе, трактовка термина «идеал» уникальна. Человек следует своим представлениям, которые заложены у него в подсознании. Для кого-то это идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные. Но нельзя относиться к ним как к статическому явлению. Например, в детском возрасте могут быть идеалы принца или принцессы. Они будут обладать определенными чертами характера, внешностью.
По мере взросления ребенка, эти идеалы начинают меняться. Вот к этому нужно отнестись вполне серьезно. Многие дети принимают за идеалы образы, которые ими совсем не являются. Особенно серьезны идеалы, которые определяют для себя подростки. Например, герой боевика, который нарушает закон. Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторить судьбу своего кумира.
Иногда в качестве идеала выбрают успешного человека. Следуя его советам можно и самому достичь успеха в бизнесе. Старшее поколение считает идеалом и примером для подражания ветеранов, героев, спасших свою Родину и тысячи жизней. Но каждый человек воспринимает идеалы по-своему. Потому что система ценностей у каждого своя.
Примеры идеала
Описание идеала можно найти в художественной литературе, живописи, архитектуре. Но проблема в том, что в разную эпоху за высшую точку совершенства принимался определенный стереотип. Нравственный идеал может быть внешним или внутренним. В произведениях литературы, можно найти множество примером того, как человек, который обладает внешней красотой, например Элен в «Войне и мире», может быть далеко не идеален, если говорить о его духовном содержании. Таким образом, единой точки зрения о том, что такое идеалы, мы вряд ли найдем.
Представление об идеале с точки зрения философии
Вопрос о том, что такое идеалы, интересовал людей еще с древнейших времен. Сегодня понятие о нравственности и культуре постепенно утрачивает свое значение. В умах взрослый, не говоря уже о детях, происходит настоящее смешение самых разных культур и ценностей. В то же время, общество не может нормально развиваться, если нет возвышенных целей, идеалов. Понятие нравственного идеала присутствует в православной религии, на которой строилась культура Древней Руси. Детей, в те времена, воспитывали в соответствие с представлением о догматах православной церкви.
Позже многие философы, например, Ломоносов, изучали идеалы со своих точек зрения. Именно их представления закладывали в систему воспитания детей. Понятие об идеале можно найти в трудах Канта, Песталоцце, Ушинского. Система духовных ценностей заложена во многих произведениях художественной литературы. Но дело в том, что в разное время на вопрос, что такое идеалы, люди отвечали по-разному. В каждой культуре свои ценности.
О нравственных идеалах
Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал – это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.
- С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
- На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.
Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.
Культурные ценности человека
Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.
В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу – сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.
Идеальная жизнь человека
Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.
Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.
Можно ли достичь идеала
Если рассматривать идеал, как цель, к которой следует стремиться, то можно обратиться к психологии. Многое здесь зависит от ответа на вопрос, что такое идеалы человека, а также от его человека. Если есть желание, то поставленной перед собой цели можно достичь. Что для этого нужно? В первую очередь, нужно определить для себя, чего именно нужно добиться. Это может быть идеальная семья, или идеальная работа. После этого на листке бумаги, следует составить для себя план.
Во-вторых, важно определить для себя срок, за который следует достичь поставленной задачи. Не стоит сразу планировать свои действия на несколько лет вперед. Это может быть небольшой промежуток времени, за который можно добиться определенных результатов, которые приблизят реализацию цели.
Очень важно найти правильную для себя мотивацию, или причину. Нужно поддерживать себя положительными мыслями. Очень часто на пути достижения своего идеала возникают препятствия. Не стоит забывать о том, что без них достичь цели нельзя. Нужно правильно к ним относиться. Очень важно выйти из зоны привычного комфорта.
В заключение
Рассмотрев вопрос, что такое идеалы человека, можно сделать выводы. В погоне за материальными ценностями не стоит забывать о нравственности и духовности. Основа нравственных ценностей заложена во многих религиях. Должна быть система, которая основывается на культуре. Душа должна быть на первом месте. Именно о развитии духовных качеств следует заботиться в первую очередь. Тогда и жизнь общества может стать идеальной.