Скорик Г.В., заместитель директора по УМР СОПК, допустила ряд ошибок при создании рабочей программы и профессиональных модулей. Скачать бесплатно и без регистрации

В сентябре 2021 года каждая школа должна была разработать рабочую программу воспитания. Чтобы добиться единообразия, сделать процесс менее бюрократическим и облегчить жизнь преподавателям, Институт стратегии развития образования РАО подготовил
примерную программу воспитания, которую можно было использовать в качестве образца.

В статье расскажем о типичных ошибках при разработке программы воспитания и дадим советы, как их избежать.

Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.

На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.

  • Что такое рабочая программаК рабочим программам относятсяРабочая программа — определение
  • К рабочим программам относятся
  • Рабочая программа — определение
  • Как утверждается рабочая программа
  • Какова структура программы
  • Этапы составления рабочей программы
  • Вывод

Что такое рабочая программа

Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.

К рабочим программам относятся

  • рабочая программа по предмету;
  • рабочая программа дополнительного образования;
  • рабочая программа факультативных занятий;
  • рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа — определение

Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 — 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).

Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ. При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения. Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:

  • последовательность изучения учебного материала;
  • вносить изменения и дополнения в содержание;
  • распределять количество часов по темам, разделам;
  • включать материал регионального компонента;
  • использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

Что такое примерная программа воспитания

Это документ, на который школа может опираться при создании собственной рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы.

Содержание программы предполагает 4 взаимосвязанных раздела:

  • Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
    В нем необходимо кратко описать специфику воспитательной деятельности школы: определить контингент учащихся, обозначить интересные воспитательные находки или традиции воспитания в школе.
  • Раздел «Цель и задачи воспитания».
    Целью воспитания является формирование у учащихся базовых общественных ценностей. В зависимости от особенностей школы упор делают на разные ценности.
  • Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
    Здесь школа показывает, каким образом будут достигаться поставленные цели и задачи воспитания.
    Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Названия модулей говорят за себя. Первые обязательны к добавлению и присутствуют в каждой школе: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Вторые — добавляются в программу, только если без них школа не может реализовать свой уникальный воспитательный потенциал: «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы конкретной школы.
  • Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
    В этом разделе необходимо показать, каким образом, кем и когда в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.

Казалось бы, все просто: заполняете каждый раздел информацией о воспитательной работе в своей школе, выбираете из перечня модулей те, которые присутствуют в практике школы, а остальные исключаете. Однако не все школы до конца разобрались, как работать с примерной программой воспитания, и допускают ошибки.

1

Типичные ошибки при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей Скорик Г. , зам. директора по НУМР СПК

2

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП Не указывается направление подготовки и укрупненная группа В «Содержании» указанные страницы не соответствуют реальным в программе В п. 1 Область применения программы так же указывается направление подготовки и укрупненная группа

3

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 1. 4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины сверить в учебным планом 2. 1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы сверить в шаблоном (не рекомендуется самостоятельно убирать строки предусмотренные шаблоном) и учебным планом

4

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 2. 2 Тематический план и содержание учебной дисциплины — графа «Уровень освоения» для самостоятельной работы обучающихся уровень освоения не предусматривается — Практические занятия, лабораторные работы имеют единую нумерацию

5

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 2. 2 Тематический план и содержание учебной дисциплины — «прописать» форму аттестации (экзамен/зачет/диффзачет) — Обязательно «прописать» итог (максимальная учебная нагрузка обучающегося, т. считаем все в том числе и самостоятельную работу!)

6

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОПОП 3. 1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению — Название кабинета и/или лаборатории должно совпадать с перечнем кабинетов и лабораторий по учебному плану — Обязательно «прописывать» все оснащение каждого кабинета и/или лаборатории, указанных в программе — Если «прописывается» дидактический, раздаточный материал, то подробно

9

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ 3. 2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) — Наименование разделов профессионального модуля (ПМ. 04), междисциплинарных курсов (МДК ) и тем В начале «прописывается» раздел, а потом МДК!

10

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ — Общая нумерация практических занятий и лабораторных работ — Самостоятельная работа обучающихся «прописывается» после раздела (не только формы самостоятельной работы, но и примерная тематика)

11

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ 4. 3 Общие требования к организации образовательного процесса Не следует записывать все учебные дисциплины и ПМ, которые предшествовали изучению Вашего модуля. Укажите только те УД и ПМ (или МДК), без которых изучение Ваше ПМ невозможно!

12

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ Прохождение практики — Рассредоточенной считается та практика, которая проводится в чередовании с теоретическим обучением. — Если практике выделены отдельные недели, то ее считают концентрированной. — Если сомневаетесь в том, какой вид практики у Вас, то посмотрите пояснительную записку к учебному плану!

13

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ Обратить внимание на название рабочей профессии, осваиваемой в рамках ОПОП специальности Если во ФГОС освоение специальности не предусмотрено, образовательное учреждение ее не вводит. Промежуточная аттестация по профессиональному модулю – экзамен (квалификационный).

14

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МОДУЛЕЙ 5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Основные показатели оценки результата — Формулируются через отглагольные существительные — Не следует планировать слишком много ОПОР (1-3 по ПК) — планируйте ОПОР уже предусматривая задания для экзамена (квалификационного) — Планируйте ОПОР как осуществление процесса, изготовление продукта

1

Основные подходы к разработке рабочих программ

2

К рабочим программам относятся: Программы по учебным предметам; Программы дополнительного образования; Программы элективных курсов; Программы факультативных занятий

3

Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 19 ст. 28 Разработка примерных программ отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования; Примерные программы по каждому учебному предмету размещены на сайте

4

Рабочие программы являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов; Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения

5

Рабочие программы составляют на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) или на один учебный год Утверждение рабочих программ осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.

6

Структура рабочей программы Титульный лист Пояснительная записка; Основное содержание; Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета; Список литературы.

7

Титульный лист рабочей программы должен содержать: Наименование общеобразовательного учреждения; Название курса, для изучения которого написана программа; Указание параллели класса, в котором изучается курс; Ф. учителя; Гриф утверждения программы; Год составления программы;

9

Рабочая программа подлежит экспертизе.

10

1. Рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения отражается в протоколе заседания. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования. Протокол заседания методического объединения учителей, дата, подпись председателя МО

11

2. Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно- воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования. Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

12

3. После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе

13

Авторские рабочие программы проходят дополнительное внутреннее и внешнее рецензирование Внутреннее рецензирование проводится высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета; Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения: Для учебных программ – на предметных кафедрах ККИДППО Для элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий – в территориальных методических службах

14

В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы, структура рабочей программы может быть двух видов: 1. Если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету ;

15

2. Если количество часов в учебном плане ОУ не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе; производится корректировка в плане коли- чества тем, последовательность их изложе- ния, перераспределения часов на изучение тем; Необходимо разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; Рабочие программы по элективным, факуль- тативным курсам составлены на основе учеб- ной литературы при отсутствии авторской программы.

16

Рабочая программа учебного курса, предмета является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса

17

Структура КТП: Перечень разделов и тем, где указываются практические и контрольные работы, количество часов, отводимое на изучение каждой темы; Номер уроков; Даты проведения уроков; Используемое оборудование.

19

Надпредметные программы

Читать также:  ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (СТРОИТЕЛЬСТВО) ЖИЛЬЯ ПО ПРОГРАММЕ "МОЛОДАЯ СЕМЬЯ

20

Надпредметные программы – это методический инструмент достижения интегративных (метапредметных) результатов образования

21

Основные черты надпредметной программы: В программе формулируется какой-либо из образовательных результатов, на достижение которого она направлена; Определяются условия достижения плани- руемого образовательного результата; Указывается перечень модулей, составляющих надпредметную программу; В программе модуля указываются темы занятий; График занятий и способы завершения программы

Наталья Прончатова
Реализация программы воспитания детей младшего дошкольного возраста: проблемы, пути решения

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет.

Начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Подобные реакции на детский сад наблюдаются у большинства детей уже на 2-3 день его посещения, однако они могут проявиться и через неделю или даже через месяц, когда, как думают родители, ребенок уже успешно и без проблем привык к садику.

Адаптация ребенка к детскому саду – период, вызывающий немало тревог и переживаний у родителей, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нежелание идти в садик, капризы и плач по утрам, чрезмерная возбужденность, раздражительность или подавленность вечером, беспокойный сон, частые простуды – признаки переживаемого ребенком сильного стресса и трудностей адаптации.

Они испытывают огромные трудности в привыкании к детскому саду:

— нарушения режима дня, т. в домашних условиях режим дня не соответствует режиму детского сада;

— проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться — раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т

— отсутствие правильной речи;

— отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Как сделать период адаптации ребенка кратковременным и менее болезненным? Как помочь ребенку быстрее и легче привыкнуть к садику?

Нужно создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Для достижения цели, нужно реализовать следующие задачи :

Установить с ребенком доверительные отношения.

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, создание ситуации единства требований к ребенку в семье и детском саду — «родитель-ребенок-педагог»;

Расширение информационного поля родителей по проблеме адаптации детей к условиям ДОУ.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями следующие вопросы еще до поступления малыша в детский сад:

— каков распорядок дня ребенка и как проводятся в семье режимные процедуры?

— какой тип общения предпочитает малыш?

— стремиться ли к самостоятельности?

— как относится к посторонним взрослым?

— как себя чувствует в обществе сверстников и умеет ли с ними общаться?

Для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю и общения детей со сверстниками, использую различные приемы взаимодействия с детьми. Основой для накопления детьми положительного опыта является игра. Ежедневно использую игры, на сплочение группы, хороводные игры.

В работе используем различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими

С помощью игр быстро переключается внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.

В период адаптации устанавливаем индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша.

Параллельно осуществляем работу по вовлечению родителей в образовательный процесс.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Только соблюдая такие направления ценности как: патриотизм, социальное воспитание, физическое воспитание, познавательное, трудовое, этико-эстетическое мы сможем добиться всех поставленных целей.

2

Типичные ошибки при составлении рабочих программ Формальный подход. Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям младших школьников.

3

Большой объём аудиторной работы. Недостаточно конкретизированные планируемые воспитательные результаты или полное их отсутствие.

4

Планируемые воспитательные результаты не дифференцированы по уровням их достижения.

5

Структура рабочих программ внеурочной деятельности не соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности.

6

Не прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы (темы и содержание кружковой, клубной, факультативной, студийной работы и т. идентичны)

7

Предлагаемые формы контроля результатов не соответствуют возрастным возможностям и в большинстве случаев являются формами контроля учебных достижений (тестирование, олимпиады)

8

Отсутствуют способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика.

9

Несовпадение заявленных форм и названий в учебном плане и в сетке часов (клуб или кружок «Доброе сердце»?, факультатив или кружок «10000 почему?», проектная деятельность или факультатив «Я – исследователь»?, мастерская «Игры с ролевым акцентом» или «Ролевые игры»?)

10

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы: 1)занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

11

— тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

12

— комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

13

— игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

14

2) выездные занятия: — экскурсии, поездки; -походы(в том числе культпоходы); — экспедиции;

15

— практические занятия «на местности» (т. в естественных для данного вида деятельности условиях); — полевые практики.

16

Кружок Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности :

17

Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

18

Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач.

19

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

20

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

21

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата.

22

Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях,концертах,фестивалях, диспутах, семинарах и т.

23

Клуб Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

24

Отличительные признаки: – организация досуга детей: развитие коммуникативных умений; –

25

-развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

26

Наличие: 1. Органов детского самоуправления.

27

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.

28

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

29

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

30

Возможные характеристики: 1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

31

2. Условия приема в клуб. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.

32

Возможные подходы к классификации клубов а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.

33

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб «Почемучек».

34

в) Многопрофильные, т. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов.

35

Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.

36

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техники мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.

37

Студия Отличительные признаки: 1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.

38

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

39

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

40

4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

41

5. Высокое качество творческого «продукта» детей.

42

6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

43

Возможные подходы к классификации студий: а) Однопредметные (студия эстрадного танца); б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально- хоровая студия).

44

Мастерская Отличительные признаки: 1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

45

2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

46

3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.

47

4. Наличие собственного помещения – мастерской.

48

5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.

49

Школа Отличительные признаки: 1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

50

2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

51

3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

52

Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

Читать также:  draft

53

Возможные подходы к классификации: а) профильные (школа юного модельера, например);

54

б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа эти­кета, школа мужества);

55

в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).

56

Ансамбль Ансамбль (от французского слова «вместе») — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических),выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

57

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

58

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.

59

Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

60

Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

61

Секция Секция — детское объединений, имеющее спортивную специализацию. Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

62

Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

№1 Составлять программу ради программы

За последние годы школа привыкла к бюрократии, из-за этого часто программу воспитания стараются сделать объемной: добавляют в нее тексты программ прошлых лет или разные «полезные» материалы, которые когда-то использовали при подготовке к мероприятиям. Только в этом нет никакой необходимости.

По
методическим рекомендациям Института стратегии развития образования РАО, объем первого, второго и четвертого раздела программы воспитания не должен превышать 0,5–1 страницы текста, а объем третьего раздела не установлен, но есть уточнение, что дублировать содержание модулей не нужно. Если после исключения повторов наполнить модуль нечем, лучше от него отказаться.

Таким образом, рабочая программа воспитания должна быть краткой и полезной инструкцией к действию. Любой педагог может обратиться к ней, чтобы понять, какие формы воспитательной работы внедрить в свои занятия и почему именно их.

Если же составить программу ради программы, то неактуальная информация затруднит восприятие — понять реальные воспитательные цели, которые стоят перед школой, и выбрать способы их достижения будет невозможно.

Совет: Кратко опишите особенности школы, цели и задачи воспитания, критерии самоанализа. Распределите воспитательные мероприятия, которые регулярно проводятся в школе, сначала по инвариантным модулям, а оставшиеся — по вариативным.

№2 Забывать про логику документа

Рабочая программа воспитания — это документ, который призван показать, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и сделать свою школу воспитывающей организацией. Разделы программы должны быть взаимосвязаны и определять друг друга.

Например, если в первом разделе сказано, что среди учеников школы много представителей разных национальностей, то логично определить одну из задач воспитания как формирование толерантности. А для ее реализации выбрать мероприятия вроде конкурсов народных песен или дискуссий о национальной дискриминации.

Однако иногда в рабочих программах прописывают цели воспитания, которые никак не связаны с особенностями школы, а модули наполняют мероприятиями, которые никак не помогают в достижении целей. Так происходит, когда за разные разделы программы отвечают разные педагоги или когда в рабочую программу полностью переносят содержание примерной.

Совет: Возьмите за основу примерную программу воспитания и, двигаясь от первого раздела к последнему, по аналогии составьте свою: обсудите содержание программы на общем совете, а ее составление доверьте одному человеку.

№3 Использовать формальный язык

Программы воспитания призваны отражать направления, способы и формы предстоящей работы с детьми. Они должны быть написаны доступным языком, чтобы к ним можно было обращаться при необходимости.

Часто программы пишут псевдонаучным языком, за которым не кроется никакого содержания. Проблема в том, что педагоги не видят свой воспитательный потенциал и не умеют его использовать и описывать. В этом случае «официальные» формулировки выручают, но реальную воспитательную работу школы становится невозможно определить.

Наиболее часто формальный характер носит описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация». Возможно, это связано с тем, что эти виды деятельности всегда присутствовали во всех школах, и «плохое» описание тянется из года в год и традиционно передается от опытного преподавателя к молодому специалисту.

Совет: Опишите воспитательный потенциал мероприятий, реализуемых в рамках инвариантных и вариативных модулей, своими словами и кратко. При одном взгляде на содержание вам, вашим коллегам и родителям учащихся должно быть понятно, зачем вы проводите то или иное мероприятие.

№4 Разделять воспитание на направления

Воспитание — это процесс всестороннего развития личности за счет создания благоприятных для этого условий. Оно не разделяется по направлениям, а реализуется целостно.

Однако стереотип о дискретности воспитания оказался живуч, и в некоторых программах по-прежнему встречаются вариативные модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и прочее.

Возможно, не у всех педагогов есть понимание, что деятельность в рамках каждого модуля должна быть направлена на достижение цели воспитания, а цель — всестороннее развитие личности школьников. Так, например, модуль «Волонтерство» обеспечивает и «патриотическое» воспитание, когда школьники организуют благотворительные концерты для ветеранов, и «экологическое» — когда они выходят на субботники или сажают деревья в парках.

Совет: Создавая собственные модули, ориентируйтесь на цель воспитания, которая стоит перед школой.

№5 Включать в программу все вариативные модули

Большинство школ включает в рабочую программу воспитания все предложенные в примерной программе вариативные модули, это может повлечь проблемы.

Во-первых, программа воспитания и план реальной воспитательной работы становятся документами «о разном». Например, в программе указан модуль «Экскурсии, экспедиции, походы», а в плане воспитательной работы максимум, что может быть отнесено к данному модулю, — это выезд школьников на пикник в качестве поощрения за успешно завершенный учебный год. Поскольку это мероприятие нерегулярное, его можно вписать в один из инвариантных модулей, например в «Классное руководство».

Во-вторых,насыщенная программа воспитания требует от педагогического состава дополнительных усилий, что в корне противоречит задумке Института стратегии развития образования РАО.

Когда в школе нет «Детских общественных объединений» или «Школьных медиа», а в рабочей программе воспитания они указаны, то преподаватели вынуждены создавать их с нуля и в кратчайшие сроки, иначе описать содержание и специфику деятельности в модуле невозможно.

Совет: Сначала заполните инвариантные модули, а потом оцените, хватит ли оставшихся мероприятий, которые проводит школа, для наполнения вариативных модулей.

Каждый модуль должен отражать реальную значимую для школьников и педагогов деятельность. В противном случае добавление нового модуля в программу воспитания нецелесообразно.

№6 Забывать про собственный вариативный модуль

Случается и так, что школа, наоборот, не выделяет в рабочей программе воспитания собственный вариативный модуль, хотя описанные в первом разделе материальные, кадровые и социальные ресурсы прямо указывают на такую возможность. Например, в разделе «Особенности школы» упомянуты школьные музеи или социально-психологическая служба, а в других отделах программы об этом нет ни слова.

Совет: Если в списке необязательных модулей, которые предложило Минпросвещения, нет такого, который описывает уникальную воспитательную работу вашей школы, напишите собственный модуль.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в школе часто случается так, что программу воспитания не адаптируют к разным уровням образования: начальному общему, основному общему, среднему общему.

В результате педагоги предлагают учащимся мероприятия, которые им неинтересны или не отвечают их возрастным запросам. Например, учащимся старших классов — принять участие в выставке портретов ко Дню матери, вместо того чтобы организовать благотворительный концерт для детей-сирот.

Совет: В дополнение к единой рабочей программе воспитания разработайте три плана воспитательной работы для каждого уровня образования. Так вы учтете возраст воспитанников и подберете мероприятия под их интересы. А при необходимости внести коррективы не придется переписывать всю программу, достаточно будет изменить только эту ее часть.

№8 Пренебрегать модулем «Самоуправление»

Некоторые школы считают, что модуль «Самоуправление» — вариативный. Это действительно так, но только в школах, где реализуются образовательные программы исключительно начального общего образования. Во всех остальных школах этот модуль должен присутствовать в рабочей воспитательной программе.

Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Этот модуль больше всех остальных готовит детей к взрослой жизни.

Совет: Сделайте самоуправление частью образовательно-воспитательного процесса. На уровне класса выберите старост или штаб ответственных за спорт и творчество. На уровне школы организуйте совет учащихся, который будет выражать мнение всех школьников в вопросах, затрагивающих их интересы и права.

Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление. Для этого необходимо ввести фигуру педагога-куратора.

Рабочая программа воспитания — унифицированный документ, на основе которого все педагоги школы выстраивают воспитательную деятельность. Она должна быть достаточно краткой, чтобы к ней можно было обращаться при необходимости, и ёмкой, чтобы отражать все формы и виды воспитательной деятельности школы.

Программа должна отражать реальное положение дел в школе. Если на момент создания документа в школе нет медиа или детских общественных объединений, то добавлять модуль о них не нужно. Об этом мы уже рассказали подробно — ошибка №5. Однако есть и другая крайность: не добавлять новые формы и виды воспитательной деятельности в содержание инвариантных и вариативных модулей.

Совет: Пересматривайте содержание рабочей программы воспитания перед началом каждого учебного года.

Отражайте в модулях все новые формы воспитательной работы, которые органично возникли в школе. Например, после появления нового учителя русского языка и литературы в школе мог возникнуть онлайн-журнал. Если он себя хорошо зарекомендовал, то стоит внести его в программу в вариативный модуль «Школьные медиа».

Если рабочая воспитательная программа кажется недостаточно полной и разнообразной по сравнению с примерной программой от Минпросвещения, то перед началом учебного года можно спроектировать и наполнить вариативные модули. Для этого можно использовать эффективный инструмент — «мозговой штурм» для педагогов, учеников и родителей. Соберите участников вместе на совещании, родительском собрании или классном часе и подключите к обсуждению рабочей программы воспитания. Полученный банк идей распределите по модулям программы.

Читать также:  Скачать бесплатную программу для поиска и установки драйверов

Теперь вы знаете, на что обращать внимание при планировании воспитательно-образовательной работы в школе, чтобы не тратить свое время и силы на разработку очередного непонятного документа. Если не допускать перечисленных ошибок, то можно создать действительно рабочую программу воспитания и наполнить модули качественным содержанием.

Чек-лист «Что учесть при написании программы воспитания»:

  • Примерная программа — это конструктор для вашей рабочей программы воспитания. Просто скорректируйте уже имеющийся текст примерной программы под специфику своей образовательной организации и добавьте  план-сетку мероприятий.
  • Разрабатывая собственную программу воспитания, включайте в нее только те вариативные модули, которые в наибольшей степени помогают реализовать воспитательный потенциал вашей школы с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов.
  • Добавляйте в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.
  • Располагайте выбранные модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.
  • Пишите программу коротко и ясно, описывайте предстоящую работу с детьми, а не рассуждайте в общем о воспитании.
  • Не воспринимайте программу как инструмент воспитания; ребенка воспитывает не документ, а педагог — своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников

Как утверждается рабочая программа

Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:

  • Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
  • Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
  • После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.

Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

Образец титульного листа рабочей программы

Какова структура программы

С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.

  • Пояснительная записка.
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Список литературы (основной и дополнительный).

На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) — в соответствии с названием в учебном плане; Ф. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.

Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.

Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.

В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.

Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.

Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.

В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.

Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).

Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.

Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.

Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.

Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

Вывод

Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.

Скорик Г.В., заместитель директора по УМР СОПК, допустила ряд ошибок при создании рабочей программы и профессиональных модулей. Скачать бесплатно и без регистрации

Предварительный просмотр

Трудности, с которыми может встретиться коллектив ДОО при разработке

Москва, 2017 г.

При разработке Образовательной программы дошкольного образования коллектив дошкольного образовательного учреждения может столкнуться с рядом трудностей, препятствующих разработке Программы. Я перечислю некоторые из них, на мой взгляд, наиболее значимые.

  • Трудности в нехватке методических материалов, показывающих конкретные пути, обеспечивающие интеграцию образовательных областей. У нас – воспитателей уходит очень много времени на планирование работы без представлений о ее технологиях.
  • Трудности возникнут из-за отсутствия методистов (у нас их сократили, возложив планирование своей работы на воспитателей) в дошкольном учреждении, а, соответственно, недостаточной работы методической службы
  • Трудности с отсутствием подготовленной предметно-пространственной среды. Согласно ФГОС, среда должна быть безопасной, трансформируемой, насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной. Оборудование, отвечающее стандартам, является дорогостоящим и школа не может позволить себе закупить оборудование в детские сады.
  • Трудности в большом количестве отчетных материалов и «бумажной» работы по заполнению календарных и тематических планов, по заполнению таблиц, карт технологических.
  • Отсутствие экономичной по времени и мобильной системы планирования
  • Трудности в полноценном использовании кадрового потенциала: недостаточная компетентность педагогов, особенно с большим стажем работы, и нежелание принимать перемены и отсутствие желания организовать свою работу в соответствии с новыми требованиями, их нежелание преодолевать сложившиеся ранее стереотипы воспитания (учебно-дисциплинарная модель), и в то же время трудности с индивидуальным подходом к каждому ребенку, ввиду большой наполняемости групп. Не все педагоги понимают необходимость перемен.

№9 Описывать результаты анализа воспитательной работы

В четвертом разделе программы «Основные направления самоанализа воспитательной работы» необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы: кто, когда и по каким критериям оценивает достигнутые результаты.

Например, указывается, что анализ осуществляется один раз в полгода заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями и активом старшеклассников. Критерий оценки качества — наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых: минимум 4 общешкольных мероприятия, одно региональное и т.

Проблема в том, что иногда авторы школьных программ размещают в этом разделе результаты самоанализа. Это лишнее.

От этого текст программы становится в разы длиннее, а значит, обращаться к нему становится неудобно.

Каждый год этот раздел программы устаревает, и школе приходится постоянно обновлять его, а вместе с ним ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.

Совет: В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной работы» рабочей программы воспитания перечислите только основные направления, критерии и способы осуществления самоанализа воспитательной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.