Какой план следует использовать для развития учебного заведения?

Таким образом, поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы привели к признанию многими специалистами идеи качества образования как ведущей, доминирующей. Это подтверждается следующим:

Соверменная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, процессы саморазвития преобладают. В силу этого она испытывает потребность в универсальных  критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество.

Идея качества актуальна для всех, без исключения, компонентов и уровней системы образования. Она одинаково применима для оценки материально-технической, кадровой, содержательной, нормативной и других подсистем; она может показать вклад субъектов деятельности того или иного иерархического уровня в общий результат.

В качестве образования комплексно отражается следующее:

— способность школы выполнять на определенном уровне свои функции и задачи;

— объем, структура и полнота  реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;

— динамика процессов развития школы, совершенствования всех структур как педагогической системы (целевой, нормативной, критериальной, организационной, информационной, содержательной, мотивационно-стимулирующей);

— позитивное восприятие ее обществом, участниками образовательного процесса

— ее общая роль и значимость как социокультурного института формирования духовности, воспроизводства интеллектуальных ресурсов;

— связи школы с учреждениями культуры, другими учреждениями образования – дополнительного, профессионального и т

— достижения школы, педагогов; обучаемых в различных конкурсах; подготовленность и конкурентоспособность ее выпускников;

— развитие школы как социальной системы;

— совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

Управление предполагает не только функционирование, но и развитие образовательной системы. Управление качеством образования нацеливает на то, чтобы достаточно быстро и гибко  с определенным опережением,  реагируя на ситуацию во внешней среде обеспечить успех и процветание  образовательной системы в длительной перспективе. Это обусловливает необходимость  разработки и реализации программы развития учреждения образования как инструмента  повышения качества образовательного процесса.

Программа развития образовательного учреждения является основным методическим средством управления качеством образования. Она должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих возможность перехода школы на более высокий качественный уровень. Разработка программы требует серьезной предварительной аналитической работы, выявление проблем, трудностей, анализа ресурсного обеспечения, определения стратегии развития. При разработке новой программы соблюдается преемственность с предыдущей. В основе разработки программы развития школы лежит метод программно – целевого управления развитием образования, предусматривающий понимание цели как желаемого и возможного результата и принятия для ее достижения ряда решений. Данные решения будут реализованы с помощью объективно связанных между собой (по целям, содержанию, ресурсам, времени, исполнителям) мероприятий. Программа ориентирована на разрешение следующих противоречий в развитии образовательного процесса школы:

  • Между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;
  • Между требованиями родителей и учащихся к уровню образования и их материальными возможностями участвовать в финансировании образования;
  • Между высоким  уровнем профессиональной подготовки учителей и низким уровнем мотивации к получению знаний учащимися;
  • Между необходимостью создания новой системы повышения квалификации педагогов и недостатком временных, материальных и финансовых ресурсов;
  • Между необходимостью современной материальной базы для реализации качественного образовательного процесса и материально-техническими возможностями системы образования.

При определении целей и задач развития учитывалось месторасположение школы, ее традиции, особенности педагогического коллектива, достижения предыдущего этапа развития. В период с 2000 – 2005 годы школа имела статус Центра социальной и духовной ориентации личности.

С 2005 года школа №53 Приморского района является районной опытно – экспериментальной площадкой по теме «Повышение эффективности работы школы на основе принципов менеджмента качества».

Опыт реализации предыдущей программы развития и анализ социального заказа системы образования позволили определить круг ценностей и выявить ключевые принципы, которые явились основаниями для ее развития. Программа базируется на следующей совокупности ценностей:

  • Обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, патриотизм, осознание себя жителем Санкт-Петербурга и хранителем его исторического и культурного наследия, осознание себя гражданином России;
  • Сочетание традиционных ценностей российского образования с новыми идеями развития;
  • Безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
  • Стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника школы.
  • Целью программы развития школы №53 Приморского района стало обеспечение качества образовательного процесса в условиях доступности образования, открытости деятельности ОУ для удовлетворения запросов потребителей и обеспечения конкурентоспособности школы на основе системы менеджмента качества.

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

  • Обеспечение системности и целенаправленности деятельности администрации в планировании работы по повышению качества образовательного процесса;
  • Формирование новой организационной культуры ОУ;
  • Гарантированное выполнение государственных требований к  образовательной деятельности;
  • Переход школы на финансово-хозяйственную самостоятельность;
  • Развитие информационно-коммуникативных технологий и обеспечение условий развития творческих способностей участников образовательного процесса;
  • Обеспечение безопасных и психологически комфортных условий  для существования  всех субъектов образовательного процесса;
  • Создание мотивов и стимулов по улучшению качества работы педагогического коллектива;
  • Создание культурно-эстетической среды в ОУ;
  • Создание информационной среды;
  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Swot-анализ современного состояния образовательной системы школы позволил сделать следующие выводы:

Сильной стороной школы является стабильность  педагогического состава, представляющего собой коллектив единомышленников и подвижников, для которых школа не просто место работы, а часть их жизни. В школе сложилась благоприятная морально-психологическая атмосфера, которую отличают сотрудничество, взаимопомощь, уважение друг к другу. В то же время  слабой стороной внутренней среды является недостаточная мотивация педагогов к участию  в опытно-экспериментальной работе. Некоторые пока не понимают ее необходимости для улучшения деятельности школы. Слабым моментом является неярко выраженная тенденция к сепаратизму.

Сильной стороной школы является осознанный выбор механизма повышения эффективности управления за счет внедрения системы менеджмента качества. Ни одно ОУ  района не пробовало внедрить этот механизм, что выгодно отличает нашу школу от других. Правильная организация процессов в учреждении в соответствии с требованиями менеджмента качества в конечном итоге должна привести к улучшению деятельности через самооценку, внешний аудит и подготовку школы к получению  международного сертификата качества. К сильной стороной деятельности школы относится и финансово-хозяйственная самостоятельность школы. Первый год работы в этих условиях позволил сделать более эффективной  систему материального поощрения сотрудников и освоения внебюджетных средств. С другой стороны, громоздкая система  освоения  благотворительных средств мешает финансированию учреждения.

Расширение сферы дополнительного образования дало положительные результаты в подготовке и сдаче экзаменов в формате ЕГЭ и при поступлении в ВУЗы. С другой стороны, это дополнительная нагрузка на учащихся, которая не всегда способствует укреплению здоровья. В обществе с помощью СМИ формируется негативное отношение к любой внебюджетной деятельности ОУ, что осложняет отношения с потребителями образовательных услуг. Также опасной для обычной общеобразовательной школы является социально-демографическая ситуация в стране и городе. Спад рождаемости в 90-е годы негативно сказался на численности контингента ОУ. Школа находится в окружении престижных гимназий, куда происходит отток более обеспеченных и нацеленных на повышение уровня образования семей. В школу хлынул поток мигрантов, беженцев из бывших республик СССР. В настоящее время они составляют 10% контингента учащихся. Школа пытается уменьшить опасность резкого снижения численности детей за счет создания комфортных условий внешней среды, внедрения интересных проектов по воспитательной работе. В настоящее время 21% учащихся приезжают в школу из других микрорайонов. Особое внимание  администрация   школы и педагогический коллектив уделяют работе с родителями. Это необходимо для разъяснения целей и задач развития школы, преимуществ и перспектив нашего ОУ , это помогает преодолеть частичную некомпетентность или незнание каких-либо сторон деятельности учреждения. Такая работа позволит родителям принимать более активное участие в общественной жизни школы, пропагандировать в СМИ положительный опыт нашего учреждения.

Таким образом, функционирование школы в рамках программы развития на I этапе ее реализации позволило добиться улучшения деятельности школы и сделать следующие выводы: программно-целевой подход к деятельности школы привел к положительным изменениям в работе администрации; стали преобладать системный и процессный подходы в практике;

улучшились формальные и неформальные отношения между участниками образовательного процесса; снизилась угроза конфликтов, повысилась мотивация педагогов к профессиональному самообразованию, творчеству, повышению уровня информационной культуры; расширились внешние связи школы. Создается благоприятный имидж учреждения во внешней среде, школа стала более востребована потребителями, возрос рейтинг учреждения среди общеобразовательных школ района. Обобщается опыт по проблемам качества образования в форме публикаций, обучающих семинаров.

И в заключение работы хочется привести слова В. Караковского:

«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому»

Юго-Восточное управление МОиН СО

по разработке программы развития

методист ГБОУ ДПО ЦПК

Бережнова А.

2013 г.

В  2012 году на основании распоряжения Юго-Восточного управления МОиН СО  ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ» проводил экспертизу программ развития ОУ округа. Данная экспертиза проводилась с целью анализа и определения качества программы развития  образовательных учреждений и выявления затруднений, возникающих у проектировщиков этих программ. В результате проведённой экспертизы было выяснено, что в большинстве случаев разработчики Программ имеют общее,  недостаточное представление о том, как правильно разрабатывать Программу развития образовательного учреждения. Поэтому, возникла необходимость в составлении данных методических рекомендаций по написанию программы развития образовательного учреждения.

Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, представителям администрации образовательного учреждения, а так же всем педагогическим работникам  учреждения.

Программа развития — это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности, способный эффективно понижать неопределённость будущего развития  для различных субъектов образовательного процесса.

Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Итак,  Программа развития образовательного учреждения – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением.

В начале разработки программы определим, в какой последовательности будем писать текст программы:

Констатация существующего положения дел (проблемно-ориентированный анализ)

Определение желаемого будущего (концепция)

Определение стратегии и тактики изменений (выражается в формулировке темы, описании проблем, цели, составления проектов и планов мероприятий)

Существует несколько подходов к структуре написания программы развития. Приведём здесь наиболее распространённые варианты авторитетных деятелей образования:

  • Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешённых проблем, обобщённая справка о состоянии ОУ)
  • Концептуально –прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий)
  • Ресурсное обеспечение программы развития
  • Приложения (диагностический инструментарий)
  • Выбор средств достижения целей (методы)
  • Содержание и последовательность важных действий по реализации программы
  • Определение сроков действий и получения результатов
  • Новшества в управляющей системе школы
  • Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление)
  • Анализ ресурсной базы
  • Проблемы, на решение которых ориентирована программа
  • Новшества, за счёт которых решаются проблемы
  • Проект желаемого будущего (совокупность новшеств)
  • Стратегия осуществления изменений
  • Инновационные проекты осуществления частных изменений
  • Ресурсное обеспечение программы
  • Кадровое обеспечение программы

При констатации существующего положения дел обычно начинают с информационной справке о школе, которая должна содержать данные, раскрывающие особенности территории, на которой школа действует, специфику контингента учащихся, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфика педагогического коллектива, внешние связи. Анализ результативности деятельности учреждения необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних  вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.

При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:

— реальность, т. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;

— позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики.

Проблема – это требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Определить наличие проблемы можно по признакам:

  • Затруднения педагогической практики
  • Анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний
  • Недостаток в результатах работы системы школьного обрпазования
  • Неясность причин и способов устранения недостатков

Требования к формулировке проблемы:  актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы)

Проблема может формулироваться в виде

  • Проблемной ситуации (описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения).
  • Проблемного вопроса (вопрос, поставленный        относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования, часто начинается со слов «Каковы, Как, В какой мере» и т.п.)

Наиболее распространенные ошибки при анализе проблем: произвольность выбора проблем, неполнота выявления проблем, отсутствие ранжирования проблем (какие являются приоритетными и требуют решения в первую очередь, какие реально решить в обозреваемом будущем, на решение каких проблем будет сосредоточена программа развития), ориентация проблем на требования сегодняшнего дня без учёта требований, идущих из будущего. Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.

Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития ОУ – это выраженное одним предложением содержание изменения. Требования к формулировке темы:

  • Значимость для ОУ
  • Конкретность, точность. Широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели.
  • Прогностичность. При выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о логике работы, диагностике и подтверждении результатов)
  • Грамотность (осторожно пользоваться терминами-понятиями)

Типы формулировок тем: изменение качества А у В в условиях С; условия изменения качества А у В (или факторы, принципы, подходы); А как В (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве В лишь функция, средство, принцип, форма, фактор, результат).

Определившись с проблемами  и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектировании результатов.

Концепция – формулировка видения. Видение – сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях — образ наиболее совершенного состояния школы. Конечно, описание будущей педагогической системы школы не должно быть очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены: в каких основных компонентах и как  желаемая педагогическая система отличается от существующей. Здесь нужно определиться – что и какими способами хочется изменить.

Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель.

Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.

Требования к постановке целей:

  • Реалистичность, посильность, достижимость
  • Однозначность, представляет в обобщённом виде конечный продукт исследования
  • Проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость
  • Определённость во времени
  • Операциональность (распределение на задачи)
  • Отсутствие неоднозначных выражений и понятий
  • Отсутствие специальных (профессиональных) терминов
  • Соответствие заявленной проблеме

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и временит выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. Задачи – это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.

Требования к представлению задач программы:

  • Формулировка в виде заданий по достижению определённых результатов к определённому сроку
  • Результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах)
  • Набор задач необходим и достаточен для достижения цели
  • Задаче поставлен в соответствие набор мероприятий
  • Набор мероприятий необходим и достаточен для решения задач

Критерием успешности разработки всей программы является её результат. Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель нужно сразу определить возможные результаты. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Основные ошибки разработчиков:

  • ожидаемые результаты представлены не по всем выделенным направлениям, не соответствуют конкретным задачам
  • описание ожидаемых результатов не содержит описание индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения
  • отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации Программы
  • ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик

Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов.

Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т. ) поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. ) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).

В ОУ индикаторы  анализируется по итогам учебного года. Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:

Стратегическая цель/задачаПоказательИндикаторЦелевое значение, в %2011/12 уч. 2012/13 уч. 2013/14 уч.

Одной из основных проблем разработки системы мониторинга является подбор адекватных показателей. Некоторые аспекты деятельности учреждения, в принципе, трудно поддаются какому-либо измерению – например, готовность персонала к изменениям. Другая проблема – сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться чрезмерно трудозатратным и дорогим. Например, для расчета коэффициента удовлетворенности какой-либо целевой группы потребителей потребуется провести анкетирование. Тем не менее, отказываться от его проведения нельзя. Именно полученные таким образом показатели помогают оценить, насколько правильно выстроена маркетинговая стратегия ОУ.

При разработке системы мониторинга необходимо соблюдать следующие правила:

  • Жизнеспособную систему мониторинга удастся разработать не сразу, а только после неоднократныхуточнений и корректировок
  • Система мониторинга станет действующим механизмом только в том случае, если предусмотреть процедуру ее внедрения в существующий бюджетный процесс (поэтому столь важно обратить внимание на разработку финансового плана в полном соответствии с целями и задачами программы развития ОУ).

План действий  – это главная часть программы развития, поскольку ради неё необходимы были все предшествующие части. План представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Обычно это матрица, в колонках которой даются конкретные ответы на вопросы: Что? Как? Когда? Где? Кто? Сколько средств?

Тщательно разработанный план – залог его успешного исполнения. При разработке плана должны быть чётко отражены следующие вопросы:

  • в чём будет заключаться преобразование, какие способы решения задач будут подвергаться проверке
  • какие параметры педагогического процесса будут выбраны для изменений
  • как будут отслеживаться выбранные параметры
  • какие методы получения и обработки информации будут применяться
  • с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в процессе реализации программы
  • как будет оформляться и оцениваться результат
  • подготовка методического обеспечения
  • подготовка диагностического инструментария

Требования к представлению мероприятий программы:

  • одно мероприятие – одна задача
  • для каждого мероприятия указаны источники финансирования
  • для каждого мероприятия указан объём финансирования (в целом, по годам)

При разработке финансового плана программы развития ОУ определяются: целевые ориентиры и приоритетные задачи развития учреждения, доходная часть, структура расходов, отражающая приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.

В организации программы развития главное согласованность её элементов. Первое – цель и результат программы должны быть взаимосвязаны и отражать друг друга. Следующий момент – согласование целей и задач программы. Повторим, составляя программу необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий её успешной реализации.

Важно обратить внимание и на оценку результативности программы (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов). Качество оценки будет зависеть от наличия в программе мониторинга и обратной связи, позволяющей своевременно реагировать и вносить изменения в содержание программы.

  • Бакурадзе А.Б., Пильдес М.Б. Консультация: Как написать программу развития школы?//Методист.- 2007. -№10
  • Веревкина Т.А. Программа развития образовательного учреждения. Теоретические подходы.
  • Лазарев В. Проектирование желаемой педагогической системы//Сельская школа, 2003, №5
  • Поташник М. Программа развития школы, достойная бюджетного гранта.//Народное образование, 2005, №8
  • Поташник М. Программа развития школ: новый уровень осмысления.//Народное образование.-2007,-№8

Программа развития – стратегический
документ школы

Программа развития является важнейшим
школьным документом. Следует отметить, что
законодательство в сфере образования не
обязывает ее создавать. Однако, по нашему мнению,
уважающей себя, учащихся и их родителей школе
просто необходимо иметь этот документ. Поэтому
во многих регионах и муниципалитетах приняты
нормативные акты, предписывающие формирование
программы развития ОУ.

В тех учреждениях, где есть
управляющий совет, обсуждение и утверждение
(согласование) программы развития школы
находится, согласно положению, в его компетенции. Поэтому члены совета должны иметь четкое
представление о том, что это за документ, в каком
виде он может существовать, кто и как имеет право
и обязан участвовать в его разработке и что
необходимо сделать, чтобы он не стал фиктивным и
формальным.

Возникает вопрос: почему программа
развития так важна для образовательного
учреждения? Попробуем пояснить. Окружающая любую
школу среда достаточно быстро меняется. Преобразованиям подвержены демографическая
ситуация, образовательные потребности детей и их
родителей, система финансирования образования,
приоритеты образовательной политики, пожелания
учредителя и т.

Успешная школа должна своевременно и
адекватно реагировать на внешнее
переустройство. Это может проявляться в
изменениях содержания образования, в
предложении каких-то дополнительных услуг,
курсов и дисциплин, в оборудовании школьных
кабинетов в соответствии с требованиями времени,
в формировании других, более конструктивных
отношений с субъектами внешней среды и др. От
адекватности и своевременности этих реакций во
многом зависит авторитет образовательного
учреждения и его будущее.

Для того чтобы отклики на вызовы
внешней среды не были хаотичными и спонтанными,
необходимо серьезно анализировать тенденции,
пытаться их предугадать (вернее,
спрогнозировать), предвосхитить и, конечно же,
учитывать при планировании деятельности школы.

Отсутствие (несвоевременность,
неадекватность) реакции образовательного
учреждения на изменение внешней среды
свидетельствует о наступлении крайне
нежелательного для школы состояния –
стагнации. Как правило, учреждение перестает
реагировать на запросы родителей обучающихся и
самих школьников. Это первый шаг к резкому
снижению его авторитета среди местного
сообщества.

Кстати, мудрый и квалифицированный
управляющий совет своей деятельностью не
допустит подобного.

Чтобы школа была успешной в настоящем
и будущем, а качество образования выпускников
отвечало требованиям времени, ей необходимо
меняться. Осуществить целенаправленные и
планомерные сдвиги в образовательном учреждении
призвана программа его развития, которая
является проектом преобразований. То есть это
инструмент, с помощью которого школа строит свое
будущее.

Кроме того, в настоящее время на
федеральном, региональном и муниципальном
уровнях управления образованием проводятся
различные конкурсы, объявляются гранты, а одним
из условий участия в них ОУ является наличие
программы развития. Яркий пример тому –
Приоритетный национальный проект «Образование».

Следует отметить, что на некоторых
территориях РФ этот школьный документ является
обязательным условием аттестации членов
школьной администрации на высшую
квалификационную категорию.

Наконец, еще один аргумент в пользу
программы развития: авторитет и значимость
школьной администрации и управляющего совета
будут весьма существенными, если
образовательное учреждение имеет изложенную в
текстовом выражении стратегию развития.

Для движения дальше и
понимания, каким образом разрабатывается
программа школы и как она может выглядеть на
практике, нам необходимы некоторые
договоренности.

Под развитием мы будем понимать
целенаправленные и управляемые изменения
самого ОУ (содержания школьного образования,
устройства школьной жизни и управления ею,
обеспечивающие высокие образовательные
результаты, успешное выживание, авторитет
местного сообщества и обучающихся).

Под программой развития, исходя
из вышеизложенного, подразумевается программа
изменений, которые необходимо осуществить в
образовательном учреждении для его успешного
выживания и удовлетворения меняющихся
потребностей государства, общества и личности.

Итак, мы договорились о том, что
развитие – это изменение, а программа
развития – программа изменений *.

Компетенция управляющего совета –
утверждение программы развития
образовательного учреждения. Как это может
происходить? Рассмотрим как минимум два
варианта.

Вариант первый – программа
формируется администрацией образовательного
учреждения, и о ее направлениях и даже
существовании может не знать ни педагогический
коллектив, ни управляющий совет, по крайней мере
до того, как она будет представлена совету.

В этом случае программа есть не что
иное, как фиктивно-демонстративный продукт. Ее
можно показать проверяющим, она может служить
основанием для участия школы в различных
конкурсах и грантах. Но назвать ее
стратегическим документом, безусловно, нельзя!
Тем более что реальные изменения в
образовательном учреждении происходят вовсе не
в соответствии с теми мероприятиями, которые
изложены в сформированном подобным образом
документе.

Программу совету обычно представляет
директор школы. Управляющий совет будет вынужден
либо с ней согласиться, либо по каким-то причинам
не утвердить ее. Однако нам представляется, что
члены УС не должны и не могут просто бездумно
принять предлагаемый текст хотя бы потому, что,
утвердив его, они берут на себя ответственность
за будущее школы.

Вариант второй  предполагает
формирование программы развития как реальной
стратегии учреждения с последующим текстовым
оформлением, вовлечение в эту процедуру членов
управляющего совета, представителей участников
образовательного процесса и партнеров ОУ,
совместное формирование видения «образа
будущего» школы и путей к его достижению.

Этот подход более сложен и трудоемок,
требует значительных ресурсов и усилий со
стороны администрации и педагогического
коллектива. Но в результате оформленная
стратегия развития школы действительно станет
руководством к действию.

Члены управляющего совета должны иметь
четкое представление о том, что необходимо
сделать для того, чтобы программа развития не
стала формальной.

Кроме того, она будет
достаточно понятна и прозрачна для тех, кто прямо
или косвенно заинтересован в изменениях в
образовательном учреждении, поскольку члены
совета входят в команду разработчиков программы
и имеют возможность реально влиять на
планируемые изменения. В этом случае управляющий
совет имеет шанс гораздо глубже понять этот
важнейший документ школы и, соответственно,
более компетентно и квалифицированно вести его
обсуждение на совете.

Управляющий совет, на наш взгляд, в
обязательном порядке должен иметь свою позицию и
по отношению к способу формирования программы
развития школы, и по отношению к ее содержанию. В
отдельных случаях он может и должен выступить
инициатором ее создания. Однако как разработка,
так, впрочем, и оценка программы развития
(особенно хорошей программы) школы требует
специальных знаний и навыков от членов УС.

Именно поэтому, если в плане работы
совета есть пункт «Утверждение программы
развития школы», его члены задолго до этого
момента должны познакомиться и с самой
программой, и со способом ее разработки. Может
быть, имеет смысл сначала рассмотреть на совете
вопрос не об утверждении, а о формировании
программы развития.

Самое время поговорить о субъектах,
которые заинтересованы в программе развития
школы. На первый взгляд это все участники
образовательного процесса и школьная
администрация. Но наше предположение будет не
совсем верно, поскольку многие преобразования в
ОУ потребуют изменения деятельности и от
педагогических работников, и от администрации. А
они, как все нормальные люди, тяготеют к
постоянству и стабильности и не очень-то хотят
менять привычный для них ритм жизнедеятельности. Поэтому может возникнуть ситуация, когда
переустройство в школе только декларируется,
хотя на самом деле ничего существенного и
значимого для достижения современного качества
образования не происходит.

Отсюда вытекает важное следствие: для
разработки программы развития школы необходимо
сформировать команду. Будет правильно, если в
ее состав будут включены и администрация, и
учителя, и родители, и партнеры школы. Организовать деятельность такой группы весьма
непросто, и особенно на первом этапе лучше
пригласить внешнего модератора – специалиста по
организации групповой работы.

Найти такого человека можно с помощью
органа управления образованием или методической
службы системы образования. Благодаря их
содействию команда разработчиков гораздо
быстрее продвинется к намеченной цели. Вовлечение людей в процесс разработки программы
– не менее важная задача, чем ее реализация.

Хотелось бы предостеречь членов
управляющего совета от соблазна нанять
специалиста не для организации работы команды, а
для написания самой программы. Такая практика
тоже существует в образовательных учреждениях. В
этом случае текст может быть весьма хорош и
гладок, однако идеи, заложенные в документе,
никогда не будут разделяться непосредственными
участниками их реализации. Шансы на успех у такой
программы окажутся невелики.

Теперь несколько слов о том, какие требования
могут быть предъявлены к программе развития
школы.

Логика и стройность изложения. Каждый последующий раздел должен «вытекать» из
предыдущего.

Простота и ясность написанного для
непрофессиональных управляющих.

Хорошая, добротная аналитическая
часть, в которой объясняется, почему конкретная
школа собирается двигаться именно в заданном
направлении.

Описание ожидаемых результатов. На
наш взгляд, это очень важное требование. Отдельные программы развития ОУ «грешат» тем,
что в них прописано большое количество
мероприятий (действий), реализация которых не
ведет ни к каким изменениям.

Содержание конкретного плана
действий по достижению ожидаемых результатов.

Наличие бюджета, определяющего
необходимые ресурсы для реализации программы.

Наличие механизмов реализации.

Указание способа измерения
ожидаемых результатов.

Реалистичность. Нет нужды строить
«замки на песке», т. планировать то, что никогда
не сможет быть реализовано.

В разработке программы должны
принимать участие представители всех
заинтересованных в ее развитии групп.

Для того чтобы программа как
документ приобрела реальную силу, она должна
быть соответствующим образом утверждена.

Естественно, что эти требования к
программе весьма условны, однако было бы неплохо,
если бы разработчики их придерживались.

То же самое можно сказать и по
отношению к структуре программы развития. Ее
примерная структура может, например, выглядеть
так:

Паспорт программы.

Анализ ситуации.

Образ будущего школы.

Основные сферы стратегических
изменений.

Ожидаемые результаты реализации
программы.

План действий по достижению
результатов.

Механизм реализации.

Бюджет программы.

Разработчики могут добавить в
программу и другие разделы **.

Теперь самое главное.

Программа развития школы должна
ответить на три важных вопроса:

  • Чего достигла наша школа сегодня,
    каковы ее сильные и слабые стороны, достижения и
    проблемы?
  • Какой мы хотим видеть нашу школу и ее
    выпускников через два-три года?
  • Что и как мы сделаем, чтобы школа
    успешно перешла от своего сегодняшнего
    состояния к желаемому будущему?

Сформулированные с позиции
стратегического менеджмента эти вопросы звучат
так:

Где мы (наша организация) находимся
сейчас?

Где мы должны находиться в будущем?

Что необходимо сделать, для того
чтобы школа из настоящего состояния
«переместилась» в будущее?

Ответы на эти вопросы порой найти
достаточно сложно, но разработчики программы
должны быть готовыми отвечать и на них. В
некоторых случаях помогают графические схемы и
рисунки.

Коротко о содержании разделов
программы.

Паспорт программы – чрезвычайно
важный раздел. Естественно, что он формируется по
завершении всех остальных. В нем в сжатом виде
представлена фактически вся программа, начиная
от целей и результатов, заканчивая бюджетом.

Посмотрев паспорт, любой человек (в том
числе и член управляющего совета) должен
получить представление обо всей программе
развития ОУ. Поэтому, на наш взгляд,
разработчикам не стоит им пренебрегать.

Анализ ситуации предполагает
аналитическую оценку как внешней по отношению к
образовательному учреждению среды, так и того,
что происходит внутри него. Многим знакомы
инструменты, с помощью которых анализируется
внешняя среда ОУ: это, прежде всего, PEST- и
SWOT-анализы.

Название инструмента PEST говорит само
за себя.

P – политика;
Е – экономика;
S – социум;
T – технологии.

Необходимо проанализировать, какие
изменения в политике, экономике, технологиях и
социуме происходят и должны произойти в
ближайшее время, как они могут повлиять на
деятельность образовательного учреждения и
каким образом оно должно на эти изменения
отреагировать. С помощью инструмента PEST можно
провести анализ макросреды и окружения
образовательного учреждения.

Нам кажется целесообразным анализ
экономики и политики, особенно в сфере
образования. Обычно эти направления
обозначаются в концептуальных и нормативных и
правовых документах федерального и
регионального уровней.

SWOT-анализ представляет собой изучение
сильных и слабых сторон образовательного
учреждения, а также внешних возможностей и угроз,
которые для него потенциально открываются при
реализации программы развития.

Здесь мы позволим себе сформулировать
конкретные вопросы. Их можно использовать в
матрице SWOT-анализа.

Кроме анализа внешней среды,
необходим и анализ образовательных результатов. Эта проблема – ключевая для разработки
программы. Под образовательными результатами мы
будем понимать те изменения (трансформации) в
личности обучающихся, которые происходят
благодаря специально организованному
образовательному процессу.

Несколько вспомогательных вопросов
помогут членам совета: какие результаты сегодня
имеет наша школа? устраивают ли эти результаты
государство, родителей обучающихся и, наконец, их
самих? насколько эти результаты соответствуют
ожиданиям членов совета, местного сообщества?

Далее необходимо сравнить реальные
результаты образовательного учреждения с
требуемыми, то есть выявить разрывы между
ожидаемыми и реально полученными результатами. Минимизации этого разрыва, собственно, и будет
подчинена программа развития образовательного
учреждения.

Есть еще один важный аспект
анализа – внутренняя среда школы. Объектами
анализа внутренней среды ОУ могут быть
образовательный процесс, учебно-материальная
база, уровень профессионализма кадров и т.

Естественно, что анализ ситуации
должен завершиться выводами.

Образ будущего учреждения. Раздел,
качественно описывающий будущее школы. Его
нельзя передать конкретно и детально (и не нужно
к этому стремиться), но контуры перспективы,
образы выпускников и завтрашних образовательных
услуг должны быть обязательно «выложены» на
бумаге.

В работе над этим разделом помогут
ответы на следующие вопросы: какова миссия
(основное предназначение) нашего
образовательного учреждения? какими качествами
должны обладать наши выпускники через 3–5 лет,
чтобы стать успешными в жизни? какой должна быть
наша школа, чтобы сформировать у выпускников эти
качества? как следует организовать
образовательный процесс? какие общие ценности
необходимо сформировать у педагогического
коллектива?

В разработке этого раздела должны, по
нашему мнению, принимать участие представители
всех заинтересованных в развитии школы групп и,
естественно, члены школьного управляющего
совета. При этом важно не только коллективно
сформировать образ будущего образовательного
учреждения, но и изложить его в виде текста. Целесообразно в том же разделе сформулировать
основные положения «педагогического кредо»
школы.

Основные сферы стратегических
изменений. Уже отмечалось, что путь в будущее
школы лежит через изменения. Мы помним, все они
осуществляются в учреждении ради достижения
иных, востребованных временем образовательных
результатов. В ОУ гипотетически существуют пять
сфер, в которых можно (и, вероятно, нужно) что-то
менять. Иногда их называют «сферами качества».

Предлагаем при разработке программ
развития иметь в виду следующие сферы качества:

  • сфера учения и обучения – пожалуй,
    самая важная в школьной жизни. Под «учением» мы
    понимаем деятельность ученика, а под «обучением»
    деятельность учителя (педагога). Разработчики
    программы должны обсудить и отметить, что и как
    необходимо изменить в этой сфере, чтобы
    выпускники школы смогли приобрести столь
    необходимые им в дальнейшей жизни качества.
  • сфера жизненного пространства школы
    – все, что находится в пределах границ
    образовательного учреждения: здания (классы,
    кабинеты, спортивные залы, мастерские и т.п.),
    территория школьного двора;
  • сфера отношений школы и внешнего
    окружения подразумевает все организации и
    субъекты, с которыми школа строит свои отношения
    (сюда же относятся и связи с родителями
    обучающихся);
  • сфера школьного менеджмента –
    управление школой. В каждом ОУ оно имеет свои
    особенности, например, по порядку (стилю, способу)
    принятия управленческих решений;
  • сфера профессионализма кадров –
    важнейшая в школе, не имеющая предела
    совершенства и развития.

На этом этапе необходимо понять и
оформить в текстовом варианте, что конкретно
необходимо изменить в каждой из этих сфер, чтобы
образовательное учреждение «переместилось» в
новое (будущее) состояние. Ответ на эти вопросы
поможет дать предварительно проведенный анализ.

Ожидаемые результаты реализации
программы. В этом разделе в текстовом
варианте формируются ожидаемые результаты
реализации программы. Или, в соответствии с нашей
договоренностью, результаты изменений в
какой-то из обозначенных выше сфер.

Необходимо перечислить все, что будет гарантировано
теми, кто отвечает за менеджмент программы,
например: оборудован кабинет физики, 50 процентов
педагогов школы владеют технологией Power Point,
проектные технологии используют не менее 30
процентов учителей, в 11-м классе введен курс
«Эффективное поведение на рынке труда» и т. и
т.

План действий по достижению
результатов, обозначенных в предыдущем пункте
(см. табл. Под каждый ожидаемый результат
необходимо выработать план действий. Это очень
важно, поскольку все перечисленные шаги могут
подвергаться достаточно точной ресурсной
оценке. Таким образом, создавая этот раздел,
разработчики формируют бюджет будущей
программы.

№ДействияСрокиСтоимостьОтветственный
1. Закупка кабинета
физики   300 тыс. Разработка
спецификации и условий поставки Апрель 2007 г. Замдиректора по
АХЧ
1. Размещение
объявления о конкурсеМай 2007 г. 5 тыс. Замдиректора
1. Проведение
конкурса и подписание договора     Замдиректора по
АХЧ
  Итого:

Однако это возможно лишь в том случае,
если ожидаемые результаты сформулированы
конкретно. Поэтому еще раз призываем членов
управляющих советов избегать лозунговых
формулировок. Как потом оказывается, с ними
ничего нельзя сделать. Конкретика и еще раз
конкретика. Это сложно, но, к счастью, возможно.

Естественно, что действия должны быть
сориентированы во времени, а для выполнения
каждого из них обязательно ставится
ответственный исполнитель. Не следует назначать
нескольких человек на одно и то же действие, это
может привести к «размыванию» ответственности.

Механизм реализации программы. Здесь
необходимо указать, каким образом (через что)
программа будет реализована. Это могут быть и
годовые планы работы образовательного
учреждения и система проектов. Важно соблюсти
одно правило: чем ближе по времени событие или
действие, обозначенное в программе, тем
конкретнее оно должно быть спланировано.

В этом же разделе можно говорить о
мониторинге программы. Необходимо
предусмотреть, где и как будут подводиться
промежуточные итоги ее реализации. Возможно,
одной из форм отчета УС по этому вопросу будет
публичный доклад управляющего совета или
публичный отчет школы о своей работе.

Бюджет программы – обязательный
раздел. Для реализации любой (!) из программ
требуются ресурсы, так как каждая имеет
стоимость. Она может быть обсчитана как в
финансовых, так и в других ресурсах.

При формировании этого раздела важно
соблюсти принцип стратегичности программы –
ресурсы должны планироваться под цели или
ожидаемые результаты. Ни в коем случае нельзя
поступать наоборот, когда разработчикам
известен бюджет программы, и они планируют, как
им лучше распорядиться.

Годы
реализацииВсегоВ
том числе за счет норматива бюджетного
финансированияВ
том числе за счет муниципального бюджетаВ
том числе  за счет других источников
2007        
2008        
2009

Члены УС имеют возможность оценить
весь бюджет программы развития образовательного
учреждения. Самый последний столбец таблицы
реально показывает его дефицит. Естественно, что
он может быть разбит более детально, например: за
счет благотворительности, доходов от реализации
платных образовательных услуг и т.

Мы помним о том, что с управляющим
советом согласуется бюджетная заявка школы,
поэтому у членов совета есть вполне законная
возможность поинтересоваться, насколько в ней
предусмотрены расходы, связанные с реализаций
программы развития.

Программа развития – не
только средство формирования будущего
учреждения. Это еще и способ консолидации всех
заинтересованных в образовательных результатах
субъектов и, прежде всего, педагогического
коллектива.

Итак, предположим, что управляющий
совет детально разобрался с программой развития
и принял решение о ее утверждении. Она приобрела
силу законного документа, а члены совета приняли
на себя ответственность и за результаты, и за
бюджет, и за план действий по реализации. Мы
считаем, это очень важный момент, поскольку после
принятия программы члены совета не могут
оставаться пассивными наблюдателями.

Представляется целесообразным
участие членов управляющего совета в
PR-сопровождении программы: в создании у
общественности ее позитивного образа,
положительной репутации, доброго имени.

Может быть, перед утверждением
программы стоит провести ее обсуждение более
широким кругом на школьной конференции или общем
собрании родителей. Если у школы есть свой сайт,
то программу было бы разумно разместить на нем. Через него можно также информировать всех
заинтересованных лиц о том, как она претворяется
в жизнь.

В заключение хотелось бы сказать, что
программа развития – не догма, она при
необходимости может и должна меняться,
дополняться и пересматриваться.

Владимир ПАУТОВ

* Здесь мы несколько
упрощаем толкование термина «развитие».

**Разумеется, программа
может содержать и иные части, однако
предложенные нами разделы рассматриваются как
инвариантные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *