Коррекционная работа с подростками с девиантным поведением – Программа коррекции девиантного поведения подростков — ГБУ ЦСПСиД «Печатники»

Коррекционная работа с подростками с девиантным поведением – Программа коррекции девиантного поведения подростков — ГБУ ЦСПСиД «Печатники»

Автор статьи: Психолог, Преподаватель

От автора: Возрастной ориентир: от 9 до 18 лет
Срок реализации: 3,5 мес.

Автор-составитель:
Барабанов Р.

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.

Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.

Социальный интеллект включает следующие аспекты:

  • умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
  • способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
  • уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
  • способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.

Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

  • Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
  • Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
  • Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

  • Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
  • Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
  • Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».

Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 4-6 человек.

Объём тренинговой работы – 14 часов.

  • тренинг – 7 2-х часовых занятий 1 раз в две недели;
  • индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.

Для проведения групповой работы необходим кабинет и помещение для индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник функциональной оценки и коррекции поведения, нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии, видеомоделирования и кинолекториев.

Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.

  • Измерение социального интеллекта подростков.
  • Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
  • Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 2 часа, общий объем – 14 часов.
  • Итоговое измерение социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е. , представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:

  • 1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
  • 2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
  • 3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
  • 4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
  • 5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
  • 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
  • 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.

Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 3,5 месяца.

  • создание благоприятных условий для работы группы;
  • принятие правил работы;
  • определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
  • начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
  • Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
  • Принятие правил работы в группе.
  • Ожидания, связанные с работой в группе.

Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.

  • создание общей атмосферы тренинга;
  • построение доверительных отношений участников.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.

  • интенсивное физическое взаимодействие;
  • создание общей атмосферы тренинга;
  • диагностика динамики поведения участников.
  • развитие умений анализировать свои поступки;
  • настрой на доброе отношение друг к другу.

Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

Изобразить, как ходит:

  • глубокий старик;
  • младенец, только начавший ходить;
  • солдат;
  • пьяный;
  • влюблённый, ожидающий свидания;
  • робот;
  • горилла и т.п.

Назначение: снять напряжение и усталость.

  • формирование доверия к самому себе;
  • развитие умений думать о себе положительно.

Дата занятия ____________

Тренинговое имя ____________

Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»

  • способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
  • совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Приветствие «Я рад тебя видеть».
  • Введение в тренинг:

Участники перебрасываются мячиком и объясняют.

«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.

  • какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
  • какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».

«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.

Обратная связь – аналогично I.

Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.

  • проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
  • Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.

Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.

  • демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
  • подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.

Назначение: снятие напряжения и усталости.

  • способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
  • формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
  • возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
  • развитие внеязыковых средств общения.
  • Приветствие (невербальное).
  • Психологический этюд «Замочная скважина».

Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

  • а) впечатления от поступка этого человека;
  • б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.
  • обеспечение личностной конфиденциальности участников;
  • возможная коррекция поведения.

Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.

  • развитие невербальных средств общения;
  • формирование более свободного стиля общения.

Невербально выразить два противоположных состояния:

  • гнев и спокойствие;
  • усталость, бодрость;
  • разочарование, восхищение;
  • обида, прощение;
  • печаль, радость;
  • волнение, безмятежность;
  • досада, удовлетворённость;
  • сомнение, уверенность.

Назначение: групповое сплочение.

Материал: фольга, вата (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов).

  • выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
  • формирование эффективных способов общения.
  • продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
  • выявить индивидуальные особенности общения;
  • формировать эффективные способы общения.
  • Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
  • Упр. «Ассоциации».
  • дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
  • коррекция собственного восприятия других людей.

Продекламировать «У лукоморья

  • снятие напряжения;
  • подготовка к ролевым играм.
  • выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
  • совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
  • корректировать восприятие подростками других людей.
  • Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
  • Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
  • Куда поехать летом на каникулы?
  • Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?

Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?

При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.

Упр. «Вверх по радуге».

Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.

Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.

  • а) грубияны;
  • б) самоуверенные, считающие себя «избранными».

Дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.

  • снять усталость;
  • продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
  • усилить чувство необходимости слушать друг друга;
  • продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
  • развивать навыки общения.
  • Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
  • Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.
  • Приветствие.
  • Психологический этюд «Одиночество».
  • Анализ причин, порождающих одиночество;
  • Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
  • Побудить к стремлению постоянно работать над собой.
  • Снятие напряжения;
  • Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.
  • снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
  • закрепить доверие группе.
  • развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
  • активизировать самосознание, взаимное принятие.

Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть.

  • формирование чувства собственной значимости;
  • активизация ресурсных механизмов возраста.
  • Приветствие.
  • Упражнение «Связующая нить».
  • формирование чувства близости с другими людьми;
  • формирование чувства собственной значимости.
  • углубить обратные связи, видение друг друга;
  • стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.
  • преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
  • активизация ресурсных механизмов возраста.

Откровенно говоря. Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга.

Предполагаемые результативность работы

Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повысят свой социальный интеллект: в некоторых случаях повысится уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), повысится общий уровень социального интеллекта (композитная оценка).

Главным результатом станет то, что педагоги, работающие с подростками, отметят положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.

  • Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
  • Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
  • Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.

Программа коррекционной работы психолога с подростком

Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» «Преодоление»

Настоящая программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком Ш. , имеющим проблемы в поведении.

Цель программы: коррекция асоциального поведения у подростка.

  • Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование адекватной самооценки, позитивной Я-концепции.
  • Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения.
  • Формирование навыков преодоления стресса и противостояние групповому давлению.
  • Оказание помощи подростку в осознании личностных актуальных проблем.
  • Способствовать развитию умения самоконтроля.

Актуальность. Проблема «подросткового воровства» в современном обществе очень актуальна. «Ворами» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых. Возникалодевиантное и делинквентное поведение у Алексея не случайно, а в силу ряда причин, как психологических, так и социальных: проблема воспитания семьёй и обществом.

Анализируя поступки Алексея, можно определитьследующие причины воровства:

  • Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  • Психологическая неудовлетворенность ребенка.
  • Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Общая характеристика курса «Преодоление»

«Преодоление» — это курс занятий направленных формирование социально-компетентного, ответственного поведения.

Исходя из этого, программа строится на использовании игр,игр-релаксации, рисовании, упражнений, каллаж. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания наосмысление собственной индивидуальности и ценности каждой личности; принятие отрицательных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию; формирование убеждения в необходимости знания законов и их соблюдения; формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения и.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу подростка более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Структура занятия.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  • Вводная часть
  • Основная часть
  • Завершение занятия

Место курса «Преодоление»

Программа предусматривает 1 занятие в неделю, и того 31 занятие за учебный год. Продолжительность занятия 25-30 минут.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основные темы программы «Преодоления»

№ п/пТемаКол-во часов
1Вводное занятие. 1
2Знакомство с самим собой. 1
3Самооценка. 1
4Я для себя, я для других. 1
5Мои качества. 1
6Зачем нужны эмоции?1
7,8Чувства и действия в стрессовой ситуации. 2
9Когда тебе  плохо. 1
10Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»1
11,12Победи своего дракона!2
13,14Мои права и права других. 2
15,16Как я отношусь к воровству. 2
17,18Я и закон. 2
19,20Ответственность. 2
21Совесть. 1
22,23Умение сказать «нет». 2
24,25Смысл жизни. 2
26,27Жизненныеценности и искусство жить достойно. 2
28Жизненная позиция. 1
29,30Мое будущее. 2
31Итоговое занятие

№ п/пДатаТемаКол-во часов
11. 09Вводное занятие. 1
28. 09Знакомство с самим собой. 1
315. 09Самооценка. 1
422. 09Я для себя, я для других. 1
529. 09Мои качества. 1
66. 10Зачем нужны эмоции?1
7,8 13. 10, 20. 10Чувства и действия в стрессовой ситуации. 2
927. 10Когда тебе  плохо. 1
1010. 11Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»1
11,1217. 11,24. 11Победи своего дракона!2
13,14 1. 12, 8. 12Мои права и права других. 2
15,16 15. 12, 22. 12Как я отношусь к воровству. 2
17,18 12. 01, 19. 01Я и закон. 2
19,20 26. 01, 2. 02Ответственность. 2
219. 02Совесть. 1
22,2316. 02,2. 03Умение сказать «нет». 2
24,2516. 03, 6. 04Смысл жизни. 2
26,27 13. 04, 20. 04Жизненныеценности и искусство жить достойно. 2
2827. 04, 4. 05Жизненная позиция. 1
29,3018. 05Мое будущее. 2
3125. 05Итоговое занятие

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)
  • Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)

Результаты освоения курса «Преодоление»

  • Снижение вероятности участия в правонарушениях;
  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию противоправных форм поведения;
  • Формирование навыков оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *