Автор статьи: Психолог, Преподаватель
От автора: Возрастной ориентир: от 9 до 18 лет
Срок реализации: 3,5 мес.
Автор-составитель:
Барабанов Р.
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.
Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.
Социальный интеллект включает следующие аспекты:
- умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
- способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
- уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
- способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.
Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.
Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.
Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.
- Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
- Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
- Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.
Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
- Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
- Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
- Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.
Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 4-6 человек.
Объём тренинговой работы – 14 часов.
- тренинг – 7 2-х часовых занятий 1 раз в две недели;
- индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.
Для проведения групповой работы необходим кабинет и помещение для индивидуального консультирования.
Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).
При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник функциональной оценки и коррекции поведения, нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии, видеомоделирования и кинолекториев.
Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.
В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.
Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
- Измерение социального интеллекта подростков.
- Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
- Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 2 часа, общий объем – 14 часов.
- Итоговое измерение социального интеллекта подростков.
Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е. , представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Логика построения групповых коррекционных занятий:
- 1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
- 2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
- 3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
- 4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
- 5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
- 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
- 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 3,5 месяца.
- создание благоприятных условий для работы группы;
- принятие правил работы;
- определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
- начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
- Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
- Принятие правил работы в группе.
- Ожидания, связанные с работой в группе.
Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.
- создание общей атмосферы тренинга;
- построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
- интенсивное физическое взаимодействие;
- создание общей атмосферы тренинга;
- диагностика динамики поведения участников.
- развитие умений анализировать свои поступки;
- настрой на доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
Изобразить, как ходит:
- глубокий старик;
- младенец, только начавший ходить;
- солдат;
- пьяный;
- влюблённый, ожидающий свидания;
- робот;
- горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
- формирование доверия к самому себе;
- развитие умений думать о себе положительно.
Дата занятия ____________
Тренинговое имя ____________
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.
Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»
- способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
- Приветствие «Я рад тебя видеть».
- Введение в тренинг:
Участники перебрасываются мячиком и объясняют.
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.
- какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
- какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.
Обратная связь – аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
- проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
- Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
- демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
- подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
- способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
- формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
- возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
- развитие внеязыковых средств общения.
- Приветствие (невербальное).
- Психологический этюд «Замочная скважина».
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).
- а) впечатления от поступка этого человека;
- б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.
- обеспечение личностной конфиденциальности участников;
- возможная коррекция поведения.
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.
- развитие невербальных средств общения;
- формирование более свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
- гнев и спокойствие;
- усталость, бодрость;
- разочарование, восхищение;
- обида, прощение;
- печаль, радость;
- волнение, безмятежность;
- досада, удовлетворённость;
- сомнение, уверенность.
Назначение: групповое сплочение.
Материал: фольга, вата (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов).
- выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
- формирование эффективных способов общения.
- продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
- выявить индивидуальные особенности общения;
- формировать эффективные способы общения.
- Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
- Упр. «Ассоциации».
- дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
- коррекция собственного восприятия других людей.
Продекламировать «У лукоморья
- снятие напряжения;
- подготовка к ролевым играм.
- выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
- совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
- корректировать восприятие подростками других людей.
- Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
- Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
- Куда поехать летом на каникулы?
- Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.
Упр. «Вверх по радуге».
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.
Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.
- а) грубияны;
- б) самоуверенные, считающие себя «избранными».
Дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.
- снять усталость;
- продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
- усилить чувство необходимости слушать друг друга;
- продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
- развивать навыки общения.
- Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
- Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.
- Приветствие.
- Психологический этюд «Одиночество».
- Анализ причин, порождающих одиночество;
- Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
- Побудить к стремлению постоянно работать над собой.
- Снятие напряжения;
- Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.
- снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
- закрепить доверие группе.
- развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
- активизировать самосознание, взаимное принятие.
Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть.
- формирование чувства собственной значимости;
- активизация ресурсных механизмов возраста.
- Приветствие.
- Упражнение «Связующая нить».
- формирование чувства близости с другими людьми;
- формирование чувства собственной значимости.
- углубить обратные связи, видение друг друга;
- стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.
- преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
- активизация ресурсных механизмов возраста.
Откровенно говоря. Оценка участниками по 10-бальной шкале своей удовлетворенности итогами тренинга.
Предполагаемые результативность работы
Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повысят свой социальный интеллект: в некоторых случаях повысится уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), повысится общий уровень социального интеллекта (композитная оценка).
Главным результатом станет то, что педагоги, работающие с подростками, отметят положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.
- Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
- Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
- Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
Программа коррекционной работы психолога с подростком
Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» «Преодоление»
Настоящая программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком Ш. , имеющим проблемы в поведении.
Цель программы: коррекция асоциального поведения у подростка.
- Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование адекватной самооценки, позитивной Я-концепции.
- Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения.
- Формирование навыков преодоления стресса и противостояние групповому давлению.
- Оказание помощи подростку в осознании личностных актуальных проблем.
- Способствовать развитию умения самоконтроля.
Актуальность. Проблема «подросткового воровства» в современном обществе очень актуальна. «Ворами» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых. Возникалодевиантное и делинквентное поведение у Алексея не случайно, а в силу ряда причин, как психологических, так и социальных: проблема воспитания семьёй и обществом.
Анализируя поступки Алексея, можно определитьследующие причины воровства:
- Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
- Психологическая неудовлетворенность ребенка.
- Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Общая характеристика курса «Преодоление»
«Преодоление» — это курс занятий направленных формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
Исходя из этого, программа строится на использовании игр,игр-релаксации, рисовании, упражнений, каллаж. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания наосмысление собственной индивидуальности и ценности каждой личности; принятие отрицательных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию; формирование убеждения в необходимости знания законов и их соблюдения; формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения и.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу подростка более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей:
- Вводная часть
- Основная часть
- Завершение занятия
Место курса «Преодоление»
Программа предусматривает 1 занятие в неделю, и того 31 занятие за учебный год. Продолжительность занятия 25-30 минут.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Основные темы программы «Преодоления»
№ п/пТемаКол-во часов
1Вводное занятие. 1
2Знакомство с самим собой. 1
3Самооценка. 1
4Я для себя, я для других. 1
5Мои качества. 1
6Зачем нужны эмоции?1
7,8Чувства и действия в стрессовой ситуации. 2
9Когда тебе плохо. 1
10Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»1
11,12Победи своего дракона!2
13,14Мои права и права других. 2
15,16Как я отношусь к воровству. 2
17,18Я и закон. 2
19,20Ответственность. 2
21Совесть. 1
22,23Умение сказать «нет». 2
24,25Смысл жизни. 2
26,27Жизненныеценности и искусство жить достойно. 2
28Жизненная позиция. 1
29,30Мое будущее. 2
31Итоговое занятие
№ п/пДатаТемаКол-во часов
11. 09Вводное занятие. 1
28. 09Знакомство с самим собой. 1
315. 09Самооценка. 1
422. 09Я для себя, я для других. 1
529. 09Мои качества. 1
66. 10Зачем нужны эмоции?1
7,8 13. 10, 20. 10Чувства и действия в стрессовой ситуации. 2
927. 10Когда тебе плохо. 1
1010. 11Наши чувства, желания, настроение. «Стоп! Подумай! Действуй!»1
11,1217. 11,24. 11Победи своего дракона!2
13,14 1. 12, 8. 12Мои права и права других. 2
15,16 15. 12, 22. 12Как я отношусь к воровству. 2
17,18 12. 01, 19. 01Я и закон. 2
19,20 26. 01, 2. 02Ответственность. 2
219. 02Совесть. 1
22,2316. 02,2. 03Умение сказать «нет». 2
24,2516. 03, 6. 04Смысл жизни. 2
26,27 13. 04, 20. 04Жизненныеценности и искусство жить достойно. 2
2827. 04, 4. 05Жизненная позиция. 1
29,3018. 05Мое будущее. 2
3125. 05Итоговое занятие
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Андреева М.“О некоторых проблемах детского воровства” ( сб. Гештальт-97 М)
- Антипова И.Г. “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10 Ростов-на-Дону)
Результаты освоения курса «Преодоление»
- Снижение вероятности участия в правонарушениях;
- Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию противоправных форм поведения;
- Формирование навыков оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.