Каждое исследование должно начитаться с программы.
Программа исследования представляет собой положения, которые определяют цели и задачи проводимого исследования, а так же предмет, условия, ресурсы и ожидаемые результаты исследования.
Программа и план являются важными компонентами исследования. План рассматривают как организующий фактор последовательного движения к цели, а программу как средство достижения цели, форму ее конкретизации.
Программа составляется исходя и цели и проблем развития организации. Она должна отвечать на вопросы:
- Для чего необходимо проводить исследование?
- Что должно подвергаться исследованию?
- Какими средствами и методами должно проводиться исследование?
Так же программа исследования должна обосновывать его актуальность и важность проблемы предмета исследования, рассматривать условия для успешного и эффективного решения описанной проблемы.
Программа включает в себя следующие разделы:
- цель исследования;
- актуальность и содержание проблемы;
- рабочую гипотезу решения проблемы;
- обеспечение исследования ресурсами;
- предполагаемый результат исследования;
- эффективность проведенного исследования.
Программа исследования — научно — обоснованный документ, представляющий собой модель исследования. Любая программа исследования должна быть теоретически и методологически обоснованной, содержать все структурные элементы, так же быть логически обоснованной, отличаться гибкостью и вариативностью, предоставляя исследователю проявить свои творческие способности.
Планирование исследования систем управления
Составление плана исследования необходимо для расчета и формулировки организационных характеристик его проведения (формирование групп, распределение функций и обязанностей, установление ответственных лиц и т. Так же планирование необходимо для распределения ресурсов в организационном и временном пространстве, расчета времени, определения этапов исследования, установление особенностей контроля.
План исследования представляет собой систему показателей, которые отражают связь и последовательность основных мероприятий, необходимых для реализации программы исследования.
План конкретизирует программу исследования, соединяет проблему исследования с организационными возможностями и вариантами ее решения. Не каждая исследовательская проблема может успешно решаться. В процессе ее решения могут возникнуть различные непредвиденные ситуации и обстоятельства, которые повлияют на выполнение плана. Поэтому для сложных проблем исследования разрабатывают алгоритм исследования, позволяющий предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях.
Алгоритм – это технология решения проблемы, которая предусматривает последовательность и параллельность операций, возможности и неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
В этом случае рекомендуется составлять гибкий план исследований, отражающий сложность проблемы. В таком плане указываются не точный, а нормативный срок выполнения этапов плана, есть дополнительные пункты для согласования. На практике исследование не всегда сопровождается составление программы, алгоритма и плана исследования, хотя это является необходимым условием эффективности исследования.
Принципы планирования исследований
Важнейшие принципы планирования исследования представлены на рисунке.
Рассмотрим данные принципы подробней:
- Принцип конкретности формулирования заданий. Означает, что план должен содержать четко сформулированные и конкретные задания. Желательно, чтобы задания были без уточнений и дополнений.
- Принцип организационной значимости. Исследовательский план должен отражать организацию деятельности исследовательских групп.
- Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости. Работа исследователя может быть успешной только когда задания соответствуют трудоемкости их выполнения.
- Принцип интеграции деятельности. Исследовательский план должен соответствовать на уровне взаимодействие различных его исполнителей и подразделений для избежания конфликтной ситуации.
- Принцип контролируемости. Все пункты плана должны подвергаться контролю исполнения, а сама контролирующая система должна быть заложена в исследовательский план.
- Принцип ответственности. План должен содержать список ответственных за его выполнение. Все задания должны исполняться кем-то, кто сможет ответить в случае возникновения вопросов.
- Принцип реальности. Не рекомендуется включать в план задания, исполнение которые невозможно. Реальность выполнения исследовательского плана должна быть обоснована имеющимися ресурсами, расчетом времени и квалификацией исследователей, наличием соответствующего оборудования и т.д.
- Принцип временной определенности. Этот принцип необходим для разработки и дальнейшей реализации плана. Здесь нужен правильный расчет времени исследования, экономия времени на различных этапах исследования.
Таким образом, разработка исследовательского плана является одним из главных факторов успеха, требующего внимания и необходимых знаний. Управление довольно непростая сфера исследования, т. здесь действуют факторы круговой поруки, дозирования информация, амбициозности и т.
Доцент кафедры менеджмента. Уральский государственный экономический университет
Понятие о программе социологического исследования
Программой социологического исследования называют документ, который содержит изложение его методологических и методических основ.
Самый трудоемкий этап исследования – это разработка программы. Если программа хорошо составлена, то она будет гарантировать то, что конечная цель исследования будет достигнута. Исправить ошибки в программе сложно и зачастую невозможно.
Три основные функции программы:
- методологическая;
- методическая;
- организационная.
В структуре программы принято выделять методологический и методический (методико-процедурный) разделы (таблица 1).
Методологический разделМетодический раздел
Выявляются проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет, дается интерпретация основных понятий, выдвигаются гипотезы, а также делается предварительный системный анализ объекта исследования. Определяют стратегический план исследования, строится выборка, проходит обоснование методов сбора информации и анализ исходных данных
Таблица 1. Структура программы социологического исследования
Методологический раздел программы
Исходное звено в работе социолога – это проблемная ситуация. Она отражает социальный объект, явление или процесс в неустойчивом состоянии, при некотором разладе его механизма функционирования, в котором есть определенные противоречия. Проблемой могут выступать действительные жизненные ситуации (конфликты, трудности в реализации каких-либо групповых целей, управленческие и организационные проблемы на предприятии, поиск самых эффективных и оптимальных форм работы и т.
Проблемой называют форму научного отображения проблемной ситуации. С одной стороны, она отражает объективные и реальные противоречия, которые породили ту или иную ситуацию, а с другой – указывает на существующее противоречие между тем, что есть осознание потребности в конкретных практических действиях и недостаточно знания о средствах и методах их реализации. Формулировка проблемы происходит как выражение необходимости изучения какой-либо области социальной жизни для того, чтобы ее теоретически осмыслить и найти практические средства, которые позволят преодолеть социальные проблемы и противоречия.
В случае, если нельзя четко определить или выявить проблему, то в соответствии с общим правилом не следует приступать к исследованию. Более того, перед началом исследования необходимо выяснить, существует ли решение той проблемы, на изучение которой будет направлено исследование, не найден ли ответ на нее другими учеными.
Для того, чтобы выявить и сформулировать проблему важно выяснить известную информацию о ней и, основываясь на уже имеющихся знаниях, идти дальше в конкретном направлении. Сформулированная проблема будет в значительной степени обуславливать вид исследования – каким оно будет: описательным, разведывательным или же аналитическим.
Дальнейший этап разработки программы – это постановка цели и определение задач исследования.
Под целью понимают то, что должно быть достигнуто в финале исследования, его предполагаемый конечный результат. Цель может носить как теоретический, так и прикладной (практический) характер. В зависимости от цели исследование может быть прикладное и теоретическое (таблица 2).
Результат теоретического социологического исследования Результат прикладного социологического исследования
Новое знание о функциях, структуре, механизмах изменения социального объектаПрактические рекомендации, социальные технологии, проекты, программы по решению социальных проблем, оценочные прогнозы
Таблица 2. Результаты теоретического и прикладного социологического исследования
Благодаря задачам цель можно конкретизировать, а также обусловить этапы и средства ее достижения. Задачи исследования бывают основные и неосновные. Вместе они будут формировать круг вопросов, ответы на которые сумеют позволить цели исследования реализоваться.
После того, как цели и задачи были обоснованы, можно переходить к выделению объекта и предмета исследования.
Под объектом исследования понимают какое-либо социальное явление или процесс, который подлежит изучению. В качестве объекта могут выступать различные социальные общности, группы, структуры, социальные структуры, сферы, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в разных условиях или обстоятельствах. Его можно охарактеризовать структурно, количественно, а также с точки зрения его временных и пространственных границ.
Предметом исследования являются те свойства, отношения и стороны объекта, которые изучаются в рамках исследования. В основе верного определения предмета исследования лежит строгая формулировка проблемы, системный анализ объекта, четко сформулированные цель и задачи исследования. Правильно выбранный предмет исследования поможет выдвинуть гипотезы, которые будут способствовать тому, чтобы проблема успешно разрешилась.
На данном этапе социологического исследования важно осуществить предварительный системный анализ объекта, целью которого является построение модели (интеллектуально-эвристической) объекта в качестве системы. При этом необходимо раскрыть комплекс всех внутренних и внешних элементов и связей объекта. Предварительный системный анализ объекта связан с другим элементом программы исследования – интерпретацией основных исследуемых понятий. Основная цель этой интерпретации заключается в необходимости четко указать, что понимается под тем или иным термином, используемым в данном исследовании. В рамках данной процедуры происходит операционализация понятий, которая отвечает целям и задачам исследования – их смысловое значение переводится в такую плоскость и на такой уровень, который будет удобен для того, чтобы применить его в данном конкретном исследовании. Иначе, будут неизбежные недоразумения, т. большинство понятий социальных наук имеют множество значений, их оттенки разнятся в зависимости от контекста, в котором они употребляются, а смысл их серьезно отличается в разных научных дисциплинах.
Заключительная часть методологического раздела – это выдвижение гипотезы.
Под гипотезой понимают научное предположение, которое выдвигается для того, чтобы объяснить какой-либо факт, явление или процесс, содержащие знание вероятностного характера, требующее подтверждения или опровержения в процессе исследования. В соответствии с общим правилом, любое исследование будет строиться на предварительных предположениях, без которых проблему целенаправленно изучать будет трудно. Исследователи часто повторяют фразу Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться гипотезы, которая может со временем оказаться ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположения будет формироваться объяснение исследуемой проблемы и возможные способы ее решения, т. таким образом будет задаваться направление самого исследования. Гипотезы также важны и для того, чтобы подготовить инструментарий исследования. Например, если создается анкета, то каждая из гипотез нуждается в проверке с помощью соответствующего блока вопросов.
В зависимости от степени общности гипотезы можно разделить на гипотезы-следствия и гипотезы-основания (таблица 3).
Гипотезы-основанияГипотезы-следствия
Данные гипотезы выполняют системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач и несут в себе предположение широкой общности. Эти гипотезы будут связаны с гипотезами-основаниями и нуждаются в непосредственной проверке в рамках проводимого исследования. Они связаны с менее широкой общностью.
Таблица 3. Виды гипотез в зависимости от степени общности
В зависимости от содержания гипотезы можно разделить на объяснительные, описательные и прогнозные (таблица 4).
ОписательныеОбъяснительные Прогнозные
Это гипотезы о свойствах объекта, характере разнообразных связей между его компонентами (структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы)Это гипотезы о причинно-следственных взаимосвязях в рамках изучаемых явлений и процессов Это гипотезы о потенциальных тенденциях изменений объекта и различных вариантах развития событий.
Таблица 4. Виды гипотез в зависимости от содержания
Существуют также первичные (которые выдвигаются до полевого исследования) и вторичные (которые выдвигаются после исследования) гипотезы.
Успешность социологического исследования будет зависеть не только от того, насколько тщательно была проработана методологическая часть программы, но и от того, насколько удачно был разработан ее методический раздел.
Методический раздел программы
Приступая к исследованию, первое, на что обращает внимание социолог – это то, сколько информации существует о выделенном объекте исследования. Основываясь на уже имеющихся на момент сбора эмпирических данных знаний об объекте, появляется возможность разработать рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами будет строиться стратегический (принципиальный) план социологического исследования.
Выделяют 3 варианта исследования (таблица 5)
Поисковый (разведывательный) вариантОписательный (аналитический) вариантЭкспериментальный вариант
Данный вариант применяется, если нет четких представлений об объекте и предмете исследования, в соответствии с чем исследователь не может выдвинуть рабочую гипотезу. Цель такого исследования – это уточнение проблемы и формулирование гипотезы. Для осуществления данной цели сначала изучают литературу и необходимые документы, а затем наблюдают за объектом и проводят разведывательные опросы. Этот вариант применяют, когда благодаря имеющимся знаниям о существующей проблеме, есть возможность выделить объекты исследования и сформулировать гипотезу о структурно-функциональных связях и характеристиках объекта, т. описательную гипотезу. Целью такого исследования будет проверка описательной гипотезы и, если она подтвердится, получение характеристик изучаемого объекта. Такой вариант применяется, когда существующие знания об объекте исследования позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, а также выявить причинно-следственные связи объекта.
Таблица 5. Варианты социологического исследования
Следующий шаг разработки программы – это построение выборки. Исследователь-социолог приходит к решению, будет ли исследование сплошным (т. в рамках которого обследуют весь изучаемый массив признаков и элементов) или же выборочным. Большая часть социологических исследований является выборочными – т. в них обследуется лишь некоторая часть изучаемой совокупности (выборочная совокупность). Данная часть представляет весь объект в целом и является его «уменьшенной копией» или своеобразной моделью. Генеральная совокупность – это весь изучаемый объект, однако в нем сложно выделить такую часть целого, которая будет четко отражать все его основные изучаемые характеристики. При использовании выборочного метода сокращаются затраты труда исследователей, время, средства на проведение обследований. Он позволяет изучить «масштабные» объекты и получить достоверную, надежную информацию о социальных процессах и явлениях.
Репрезентативность является главным требованием к выборочной совокупности. Данное требование означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой была создана эта выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в такой же пропорции и с той же частотой, с которой данный признак проявляется в генеральной совокупности.
Существует два основных типа выборки – случайная и неслучайная (направленная).
В случайной выборке из генеральной совокупности наблюдения (единицы обследования) выбираются случайно в соответствии с избранным принципом (по жребию, списочному составу группы, из которого в выборку берется каждый второй, третий и т.
Случайную выборку часто применяют при опросе общественного мнения. Выделяют следующие виды случайной выборки:
- стратифицированная выборка – отбор проводится при учете удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;
- гнездовая выборка – отбор некоторых статистических групп (гнезд) с целью дальнейшего исследования целиком или выборочно: бригады, учебные группы
Когда выборка является неслучайной, наблюдения или единицы обследования выбирают целенаправленно. Самым распространенным видом неслучайной выборки является квотная выборка, когда для единиц отбора задают систему параметров (квот) – к примеру, в исследовании студентов за квоту может быть приняты пол, курс, специализация и т. Такая выборка может быть и многоступенчатой. При этом, в процедуру ее построения входит ряд этапов, на каждом из которых единицы отбора будут меняться.
В целом отмечается, что определение типа выборки будет зависеть от решаемых в исследовании задач, а также от самого вида исследования (рисунок 1).
Рисунок 1. Типы исследования и выборки
Определение объема выборки является результатом этой процедуры (таблица 6).
Под объемом выборки понимают общее число единиц исследования, которые включены в выборочную совокупность. Одним из важнейших вопросов в работе социолога является определение объема выборки. Объем будет зависеть от степени от того, насколько однородной является генеральная совокупность (чем однороднее, тем меньше будет объем выборки), а также от количества признаков выборки и необходимой степени точности результата. В случае если выборка построена верно, то результаты исследования будут надежными даже если объем был небольшой. Однако, если при построении выборки допущены ошибки, то даже большой объем не будет валидным.
Объем генеральной совокупности 5001000200030004000500010000100000бесконечная
Объем выборки222286333350360370385398400
Таблица 6. Определение объема выборки
В 1936 году аналитики журнала «Литерари Дайджест», в котором публиковались прогнозы выборов, сочли, что надежность данных будет зависеть от того, насколько много опрошенных у них будет. Это предположение обернулось неудачей. Они разослали несколько миллионов писем всем избирателям и журнал предсказал, что Альфред Лэндон, кандидат от республиканцев, одержит верх над Франклином Рузвельтом, лидером демократов на выборах в президенты США. Соотношение, которое предлагал журнал было 57% против 43%. В то же время, некий социолог Дж. Гэллап (1901-1984), который не обладал никакой популярностью, сумел предсказать успех Рузвельта, опросив при этом всего лишь 2,5 тыс. избирателей. Рузвельт и вправду стал президентом, собрав 62% голосов. Гэллап стал знаменитостью в один день, а Американский институт общественного мнения, который он основал, и по сей день один из ведущих в мире по проблематике изучения общественного мнения. Соответствуя методикам опросов, начало которым положили Дж. Гэллап, Л. Харрис и др. , на сегодняшний день в рамках национальной репрезентативной выборки обычно опрашивают не более 1-1,5 тыс. человек. Основным секретом успеха было профессиональное построение выборки, которая отражала типологические особенности населения. Ошибкой же журнала стало то, что исследователи не учли то, насколько социально неоднородно американское общество и взяли для опроса адреса из телефонных справочников у владельцев автомашин – т. их выборка состояла в первую очередь из людей со средним доходом и выше. В 1930-е годы данная группа населения была не репрезентативной по отношению к генеральной совокупности избирателей Америки, в отличие от современного общества США.
Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.
Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.
Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.
Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий. После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.
Не любите проводить социологичесское исследование? Вы просто не умеете его готовить!
Сегодня рассмотрим вопрос, который волнует студентов, изучающих социологию, психологию, социальную работу, маркетинг и др. дисциплины – социологическое исследование и его камень преткновения – программу социологического исследования.
Программа социологического исследования пример
Итак, из чего состоит программа социологического исследования? Лучше всего один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Помогу разобраться с социологическим исследованием ОНЛАЙН ЗДЕСЬ
Давайте рассмотрим программу социологического исследования, проводимого мною по дипломной работе на тему: «Интернет-сайт как инструмент маркетинговых коммуникаций ВУЗов».
Итак, программа моего социологического исследования, пример:
Подготовительный этап (изучение темы, разработка программы и инструментов). Сбор социологической информации. Обработка собранной информации. Анализ собранной информации, подготовка отчета.
Объект исследования
Маркетинговые коммуникации вузов
Предмет исследования
Интернет сайты вузов городского округа Самара
Цель исследования
описание Интернет-сайта как инструмента маркетинговых коммуникаций ВУЗов г. Самары
Системный анализ
маркетинговые коммуникации — самарские вузы в сети Интернет — Интернет сайты вузов г. Самара — раздел для абитуриентов на Интернет сайте вуза — структура предложений преподаваемых специальностей — представленность конкурентного преимущество вуза — статус вуза (вуз как научный и учебный центр, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями).
Эффективность интернет сайтов вузов городского округа Самара как инструмента маркетинговых коммуникаций, несомненно, очень высока.
Задачи исследования
Изучить особенности построения Интернет сайтов вузов г. Самара с точки зрения удобства использования.
Выявить основные виды и способы маркетинговых коммуникаций вузов на их официальных сайтах.
Определить особенности построения текстовых сообщений (рекламных обращений) с помощью которых учебные заведении вступают в коммуникацию с абитуриентами.
Исследовать основные показатели статуса, конкурентоспособности и структуры предложений образовательных услуг ВУЗа.
Изучить структуру продвижения образовательных услуг на образовательном рынке г. Самары.
Гипотезы исследования
Интернет сайт является эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций вузов.
Наиболее понятная ссылка на сайте вуза на раздел «Для абитуриентов» введет к большей коммуникации вуза с абитуриентом.
Доменное имя Интернет сайта (адрес) совпадает с аббревиатурой названия самого учебного заведения, что дает возможность абитуриенту быстро найти сайт интересующего его вуза в Интернете.
Чем выше ТИЦ Интернет сайта вуза, тем больше его популярность среди абитуриентов.
Статус, конкурентоспособность и структура предложений образовательных услуг вуза являются основой его рекламного обращения
Наиболее популярные вузы чаще ищутся в Интернете.
Государственные высшие учебные заведения более популярны, чем негосударственные.
Выборочная совокупность
В г. Самара насчитывается всего 48 высших учебных заведений (в том числе филиалы), 33 из них государственные, 15 – негосударственные. Но не все вузы имеют официальные интернет сайты.
Объем выборочной совокупности 40% от генеральной совокупности государственных и негосударственных высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что не у всех высших учебных заведений есть собственный сайт в Интернете. В выборку входят все высшие учебные заведения гуманитарных и экономических направленностей, у которых есть функционирующий официальный сайт и на котором содержится информация для абитуриентов.
Выборка является стратифицированной (разделена на страты – государственные и негосударственные учебные заведения).
Анкетирование проводилось в 11 классах в Школе среднего общего образования № 54 Октябрьского района городского округа Самара. Выборка составила 100% учеников, присутствующих на момент анкетирования. В исследовании участвовали 70 учеников 11-х классов (выпускников). Из них 24% в возрасте 16 лет и 76% в возрасте 17 лет. При этом в исследовании приняло участие 44% юношей и 56% девушек.
Методы исследования
— контент-анализ Интернет сайтов вузов г. Самара,
— анкетный опрос выпускников школ г. Самара.
Обоснование методов
Контент-анализ (от англ. : contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения, интернет-сайты.
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
— заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
— один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
— заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
— сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина);
— частота появления сообщений;
— способ распространения сообщений;
— место распространения сообщений;
— время появления сообщений. Социологические исследования
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
— она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
— она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
— она должна легко идентифицироваться;
— число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
— физическая протяженность текстов;
— площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
— число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
— длительность трансляции по радио или ТВ;
— метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
— количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.
В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.
Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.
Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод контент-анализа выбран потому, что у этого метода нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты, это косвенный метод, также он дает представление об интернет-сайте вуза, не смотря на то, что исследователь непосредственно не наблюдает объект исследования.
Применение метода анкетирования в совокупности с методом контент-анализа позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.
Стратегия исследования
Абитуриент (от позднелат. Abituriens — собирающийся уходить), в большинстве стран лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин «Абитуриент» приобрел другое смысловое значение — поступающий в учебное заведение.
Интернет сайт (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) — это место в интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. Строгого определения сайта не существует — например, некоторые разделы больших сайтов вполне могут восприниматься и даже определяться их владельцами как отдельные сайты. И т.
Таким образом, программа социологического исследования должна состоять из следующих элементов:
1. Этапы исследования;
2. Объект исследования;
3. Предмет исследования;
4. Цель исследования;
5. Системный анализ;
6. Задачи исследования;
7. Гипотезы исследования;
8. Выборочная совокупность;
9. Методы исследования;
10. Обоснование методов;
11. Стратегия исследования;
12. Интерпретация ключевых понятий.
Итак, это была практика – теорию Вы легко можете найти в учебниках. Я думаю, что приведенная программа не требует каких-либо комментариев, так как по аналогии Вы легко можете изменить ее под свое социологическое исследование, особенно это касается студентов СамГУ, так как программа построена с учетом требований именно этого ВУЗа.
Удачи в исследовательской работе!
Понятие выборки (применительно к исследованию в психологии)
Не любите проводить социологическое исследование? Вы просто не умеете его готовить!
Корреляционный анализ по методу Спирмена (ранги Спирмена)
Дискуссия: Объект и Предмет исследования или наоборот?
Решение задач по праву. Как решить задачу по Юриспруденции?
Как рассчитать темп роста и прироста?
Как выбрать тему дипломной работы?
Методы исследования в дипломе, пример
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
- Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
- Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
- В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т.
Постановка проблемы исследования
Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.
Что такое проблема?
Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:
- появляется пробел в теории, требующий заполнения;
- традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
- старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.
Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.
Например, изучим уровень безработицы в регионе:
- реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
- необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
- проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.
Основные критерии научной проблемы
Научную проблему принято отличать по таким критериям:
- актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
- научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
- значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
- объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.
Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.
Этапы постановки проблемы исследования
Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.
Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.
Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.
- Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
- Анализ, который включает:
- изучение известных теорий на предмет существования решений;
- подтверждение реальности запроса;
- точная формулировка целей;
- назначение рамок (временных, географических и прочих);
- обозначение структуры – разбивка на подтемы.
- Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
- Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.
При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.
Формулировка постановки проблемы
Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.
Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:
- раскрывать сущность конкретных объектов;
- выделить направление работы, предполагающее продолжение;
- согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.
Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.
Различают следующие этапы:
- Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
- Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
- Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.
Разработка программы социологического исследования
Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:
- методологическое;
- методическое;
- организационно-техническое.
Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.
Определение проблемы
Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.
Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.
Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.
Предварительный анализ объекта
После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.
Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:
- Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
- Охватывают ли они основные предметы.
Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.
Характеристика цели и задач
Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.
В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:
- Составление опросника.
- Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
- Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).
Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:
- Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
- Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
- Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
- Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.
Подобный системный подход важен при составлении любого курса.
Интерпретация понятий
На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс».
Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.
При необходимости можно:
- Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
- Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.
Формулирование гипотез
На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.
Инструментом построения гипотез выступают:
- Теоретические концепции требующие проверки на практике.
- Результаты прежних исследований в данной области.
- Аналогии с похожими процессами.
- Интуиция исследователя.
- Наблюдение за окружающими событиями.
Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка.
Определение стратегического плана
Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:
- Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
- Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
- Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
- Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.
Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.
Составление плана выборки
На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.
Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.
Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:
- Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
- Лица с разной успеваемостью.
Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.
Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:
- Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
- Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
- Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.
Описание методов сбора данных
В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:
- Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
- Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
- Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
- Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
- Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.
Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.
Описание схемы анализа данных
Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.
Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.
Типичные проблемы социологического исследования
Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.
Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:
- С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
- С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).
Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.
Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:
- Усложняет инструментарий исследователя.
- Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
- Уменьшает оперативность исследования.
Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:
- Носителям. Это могут быть отдельные группы (национальные, возрастные, профессиональные и др.), социальные институты, конкретные предприятия и организации.
- Масштабам. Проблема может носить глобальный характер, касаться одной страны, быть региональной и местной.
- Глубине противоречий. В этом случае проблемы разделяются по сложности разрешения.