Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Александра Володева
Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе

ребенка : ___ Возраст: ___ лет

родителей: ___ ___

основного педагога (учителя) : Т.

Учитель-дефектолог В.

Педагог-психолог Е.

Инструктор ЛФК В.

Заключение и рекомендации ОПМПК

Уровень развития познавательной сферы на средней границе возрастной нормы. Дефицит внимания, гиперактивность. Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.

Рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) Освоение образовательной программы за пятый класс средней ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне.

Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т

— Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил

— Формирование пространственных представлений

— Развитие произвольного компонента деятельности

-Занятия по СБО, Брайлю, развитию мимики и пантомимики, охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, развитию осязания и мелкой моторики, ЛФК.

Режим пребывания ребенка в ОУ

5 дней, 6 уроков в день, с 9: 00 до 14:00

Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы:

1 час с педагогом-психологом, 1 час — учитель дефектолог.

Итого учебных часов в неделю – 29 ч. , что соответствует нормам САНПИН

Создание «безбарьерной» среды.

Потребности ребенка Компенсация способностей: контролировать свое поведение к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы

Направления деятельности Задачи на период (возможные)

Построение комфортной среды:

— изменение в помещениях (классная комната, рекреация и т

-материалы для нормализации тонуса

-визуальная поддержка — создание сенсорно-обогащенной среды

При наблюдаемой утомляемости к концу урока возможно посещение сенсомоторной комнаты

— расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках, речевые памятки крупными буквами (белый фон, черный шрифт)

Обеспечение специализированным учебным оборудованием -зрительные ориентиры на оборудовании в спортивном зале;

— учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;

— указки с ярким наконечником;

— различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);

— дополнительное освещение на рабочем месте (парта) и дополнительное освещение доски;

— кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями — приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры, тактильные дощечки, дорожка с шероховатой поверхностью на полу;

-наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены;

— зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);

-зрительные ориентиры на стенах и дверях;

-звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).

Учебные пособия, дидактические материалы -тетради в крупную клетку и линейку

-памятка с тезисами к каждому уроку (сигнальные существенные признаки)

-интерактивная доска (по мере необходимости на уроках, не дольше 30 минут);

— пособия с небольшим количеством элементов.

Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и формы работы Показатели достижений ребенка Необходимый специалист Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)

Развитие зрительной ориентировки в пространстве 1. Различение лево-право; верх-вниз; над-под-за-перед-на 1 раз в неделю индивидуально после уроков

Развивающие игры, работа с картинками и телом Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве Педагог-психолог Включенное наблюдение в ходе занятий. Беседа с другими специалистами. Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)

Развитие познавательных процессов 1. Развитие концентрации внимания, памяти 2 раза в неделю Умение удерживать внимание в продолжение 15 минут; запоминание 7 слов из 10 Учитель-дефектолог Наблюдение за ходом занятия; срезовая диагностика («10 отличий», «Лабиринт»).

Освоение правил поведения в школе Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками Сопровождение на уроках Придерживаться правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассниками Учитель-дефектолог Наблюдение на уроках.

Беседа с учителем и другими специалистами.

Освоение образовательной программы :

не нуждается в изменении программы

Формирование социальной компетентности

Направление деятельности Конкретные задачи на период Ответственные Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений

Формирование адекватного поведения и учебной ситуации (на уроке) самостоятельно готовится к уроку; выполняет задания учителя на уроке; записывает домашние задания Все специалисты Отработка навыка ориентирования по карточкам с алгоритмом деятельности на уроке; анализ ребенком собственной деятельности на уроке Готовность к уроку

Выполненные письменные задания на уроке

Все домашние задания записаны в дневник Наблюдение в процессе урока и на перемене, анализ общего для специалистов дневника наблюдений

Формирование социально-приемлемого поведения в группе сверстников Все специалисты

Формирование самостоятельности Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор)

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность на уроке -сверять свое поведение в учебном процессе с памятками; уметь изменить свое поведение, если оно не соответствует ситуации; уметь обратиться за помощью в ситуации затруднения Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор) Освоение работы с памятками; соответствие поведения учебной ситуации; обращается за помощью к учителю, тьютору Наблюдение в процессе урока; анализ общего для специалистов дневника наблюдений; изучение продуктов учебной деятельности; беседа с родителями

№ Вторник Четверг Пятница

1 Социально-бытовая ориентировка Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия ЛФК

2 Письмо по Брайлю Развитие осязания и мелкой моторики Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия

3 Развитие мимики и пантомимики Письмо по Брайлю Социально-бытовая ориентировка

яна акимова
Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением зрения (вторая младшая группа)

Программа составлена на основе программы Л. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду».

Индивидуальная программа направлена на выявление и коррекцию нарушений у детей с ослабленным

Актуальность: зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих

вокруг. Дети с нарушением зрительной функции не имеют полноценной возможности знакомиться с

окружающим миром, у них ослаблены познавательные процессы — восприятие, воображение, наглядно-образное

мышление, ограничивается овладение социальным опытом. Всё это сказывается на развитии зрительного

восприятия, ориентировки в пространстве, нарушениях речи, мелкой моторики ребёнка, его поведении и

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа,

направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия

носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Целью программы является совершенствование знаний и умений ребенка с нарушением зрения для

успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 г. Пензы «Олененок»

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения ___

Дата поступления в детский сад ___

Домашний адрес, телефон ___

Заключение и рекомендации ПМПК ___

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Цель и задачи

Дидактические игры и упражнения Реализация

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ Закрепить знания и умения зрительно различать и называть точным словом 5-6 цветов «Выбери зеленые, желтые, красные» «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».

Учить соотнесению объектов по цвету «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками»

Упражнять в выделении цвета в окружающей среде

«Найди такой же цвет в игрушках», «Найди игрушку такого же цвета»

ФОРМОВОСПРИЯТИЕ Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) «Найди такой же, круг, квадрат», «Найди и назови что это», «Собери матрешку», «Собери грибок».

Учить соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. , «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики»

Учить находить форму геометрических фигур в реальных объемных предметах. «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Найди круглые игрушки», «Найди что-нибудь квадратное»,

ВЕЛИЧИНА Закрепить умение различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой — маленький, «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».

Учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; «Найди такой же предмет в группе», «Составь пирамидку»,

Учить находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. «Найди большого мишку в группе», «Где стоит большой (маленький) шкаф?», «Обними большое дерево, маленькое деревце», «Найди самый большой лист и самый маленький листок».

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом. «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т. )», «Покажи, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, спина)»,

Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения. «Большие и маленькие», «Найди такую же игрушку (по величине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)»,

Учить ориентироваться в групповой комнате, в спальне,в раздевалке, в туалетной комнате. «Погуляем с куклой по группе» ,«Покажи кукле игровой уголок», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом и т

«Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик»,, «Зажги фонарик», «Какого цвета горит огонек?», «Дорисуй дорожку», «Найди предмет», «Собери шары на нитку (с настоящими бусинками заданного размера)», «Кто скорее соберет цветные палочки», «Подбери пару», «Проведи дорожку на картинке от елочки к домику», «Кто играет, а кто спит?», «Подбери одинаковые картинки», «Попади, не промахнись (в процессе рисования)», «Ближе — дальше».

«Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы»,, , «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна и т. )», «Узнай игрушку на ощупь», «Узнай на ощупь круг, квадрат».

III. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ПАМЯТЬ Выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др.

ВНИМАНИЕ Развитие внимания в процессе зрительного поиска «Подбери пару», «Что выше, что ниже?», «Кто в домике живет?»

Формирование качества распределения внимания «Составь целую картинку», «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры»,

Развитие объёма внимания (убирание одного из объектов) Что лишнее», «Что изменилось», «Чего не стало?»

I-полуго-дие II-полу- годие

ПРОИЗНОШЕНИЕ Развитие движений артикуляционного аппарата для формирования артикуляционной базы, для постановки нарушенных звуков

Постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам. Первоначальное закрепление звуков.

Развитие речевого дыхания. Упражнения: «Окошко», «Трубочка», «Заборчик», «Часики», «Вкусное варенье», «Лошадка».

В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Развитие длительного речевого выдоха — вдоха.

Развитие смысловой стороны речи.

Обогащать словарный запас Задания на соотнесение предмета и об раза по словам.

На основе лексических тем

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Цель и задачи Дидактические игры и упражнения Реализация

Развитие моторики : мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом (обводка по контуру). Формирование навыков рисования (раскрашивание). Различение признаков по фактуре.

Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки; «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т.

Учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т. «Угадай, что лежит в руке», «Чудесный мешочек», «Подбери ткани по образцу», «Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет», «Угадай, чем я коснулась твоей руки (щеки)», «Что здесь теплое, а что холодное?» и т.

Учить пользоваться для изображения и раскрашивания трафаретами, линейками, лекалами «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету», «Закрась контур изображения (предмета или геометрической фигуры)»

Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев. «Две руки идут навстречу друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», «Собери двумя пальцами спички в коробочку», «Нажми на кнопку средним пальцем», «Найди в замке место, куда вставляется ключ», «Помаши рукой, опусти пальцы вниз», «Укажи, где середина ладони», «Подержи мяч двумя руками, одной» и т.

Зрение – самый мощный источник знаний об
окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции
испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность,
раздражительность, нарушение осанки,
затруднение ориентировки в пространстве, что
приводит к гиподинамии и закомплексованности,
поэтому глаза ребёнка заслуживают особого
внимания и бережного отношения. Особенно сегодня
актуально говорить о тех перегрузках, которые
испытывают глаза, сидящего у компьютера и
телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими
нарушение зрительных функций начинаются далеко
за пределами дошкольного учреждения, а именно в
семье. Правильное воспитание и отношение
родителей к детям имеют большое значение для их
всестороннего развития. Родителям необходимо
найти правильный подход к своему ребенку, чтобы
не лишать его самостоятельности и не навредить
своей гипперопекой, окружить его вниманием,
заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это
член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить
собственника и эгоиста. Родителям необходимо
понимать, для того чтобы сохранить остаточное
зрение, следует соблюдать режим дня, питания,
отдыха ограничивать время просмотра
телепередач, игры на компьютере. Все эти условия
создаются в ДОУ, с родителями проводятся
индивидуальные консультации различных
специалистов: логопеда, психолога,
врача-офтальмолога, ежедневно с родителями
работают воспитатели, имеющие высокую
профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей
является одной из важнейших задач в
коррекционной работе, налаженный полноценный
контакт с родителями, приводит к более успешным
результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания
зрительной системы ребенка, становления всех
психических процессов и личностных качеств
детей. Примерная общеобразовательная программа
“Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени
А. В Запорожца, под научной редакцией Л. А
Парамоновой, а также по программе специальных
коррекционных образовательных учреждений для
детей с нарушением зрения, под научной редакцией
Л. Плаксиной. Программы созданы в соответствии
с федеральными государственными требованиями,
на основе общедидактических и
тифлопедагогических принципов, обеспечивающих
всестороннее развитие ребенка с нарушением
зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа
детей родителям воспитателями предлагается
консультирование по теме “Особенности развития
детей с нарушением зрения”, “Некоторые
особенности работы с детьми” происходит
знакомство родителей с режимом дня и т. Следующим этапом проводятся индивидуальные
консультации с врачом-офтальмологом, который
разъясняет родителям особенности состояния
зрения их ребенка, диагноз и рекомендует
необходимые медицинские назначения. Это может
быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и
занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В
домашней обстановке родители должны
придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в
ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская
сестра ортоптистка, ежедневно проводят
аппаратное лечение, контролируют состояние
зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с
детьми имеющими низкую остроту зрения и т.

Только совместная работа врачей, психолога,
логопеда, воспитателей и родителей приведет
положительному результату в коррекции
зрительной функции, а следовательно и
всестороннему развитию ребенка.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Коррекционная работа в детском саду строится
как многоуровневая система, обеспечивающая
целостный, комплексный, дифференцированный
регулируемый процесс управления всем ходом
психофизического развития и восстановления
зрения на основе включения в процесс сохранных
анализаторов и потенциальных возможностей
детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении
состоит во взаимосвязи коррекционной работы со
всеми образовательными областями детской
деятельности, всесторонним воздействием
содержания приемов, методов, средств коррекции
на детей, организацию обеспечения оптимальных
условий для системного, комплексного, не
прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы
в ДОУ является:

Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с
нормальным зрением подвергается воздействиям
систематически и многократно повторяемой
визуальной стимуляции. Значительное снижение
зрения существенно ограничивает естественную
стимуляцию, вследствии чего ребенок не может
приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт,
как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в
обедненной зрительной среде, при которой
генетические предпосылки развития восприятия
теряют свою силу. Коррекционная работа по
развитию зрительного восприятия в этом возрасте
способствует существенному улучшению сенсорной
основы когнитивного развития.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной
чувствительности, моторики пальцев и кистей рук
происходит потому, что дети с частичной потерей
зрения полностью пологаются на визуальную
ориентировку и не осознают роли осязания как
средства замещения недостаточности зрительной
информации. Из-за отсувствия или резкого
снижения зрения дети не могут спонтанно по
подражанию окружающим овладеть различными
предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на
формирование у детей с нарушением зрения умений
и навыков осязательного мира, а также обучение их
приемам выполнения предметно-практических
действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что
образовательная область “Художественное
творчество” является наиболее интересной для
детей деятельностью, так на пример работа с
нетрадиционным материалом – лепка из соленого
теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя
творцами и художниками с гордостью
демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные
психолого-педагогические задачи и погрузить
родителей в совместный творческий процесс.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны
недостатки развития движений и малая
двигательная активность; по сравнению с детьми у
которых зрение в норме, у слабовидящих ребят,
значительно хуже развиты пространственные
представления, возможности практической микро и
макро ориентировки, словесные обозначения
пространственных положений. Нарушения
глазодвигательных функций вызывает ошибки
выделения детьми формы величины
пространственного расположения предметов. В
ходе коррекционной деятельности дети учатся
выделять и анализировать различные
пространственные признаки и отношения, получать
информацию об окружающем пространстве с
привлечением всей сенсорной сферы. На практике,
применение здоровье-сберегающих технологий,
социо-игровых методов и приемов, тренировочных
упражнений для развития мелкой моторики пальцев
и кистей рук, дают возможность детям с нарушением
зрения стать более активными, любознательными в
процессе игры и обучения.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой
ориентировке прежде всего направлена на решение
проблем социализации детей с нарушением зрения,
формированием навыков социально-адаптивного
поведения. Успешность социализации определяется
умением рационально пользоваться зрением,
получать сего помощью максимально полные
представления об окружающем мире, опираясь в
процессе познания и общения на информацию
поступающую через сохранные анализаторы
(осязание, слух, вкусовую, обонятельную и
температурную чувствительность), умением
самостоятельно ориентироваться в пространстве,
пользоваться определенным запасом
представлений об элементарных социально-бытовых
ситуациях, умением взаимодействовать с
окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации,
вновь поступивших в детский сад детей, мной был
разработан проект “Вхождение ребенка
дошкольника в мир социальных отношений” в
процессе реализации которого, мои воспитанники в
игровой форме знакомились с элементарными
правилами поведения и общения с взрослыми и
сверстниками.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Основные принципы организации
коррекционно-педагогического образовательного
процесса в ДОУ:

  • Учет общих и индивидуальных особенностей
    ребенка.
  • Комплексный медико-психолого-педагогический
    подход к диагностике и коррекционной помощи
    ребенку.
  • Адаптация учебных планов и программ, увеличение
    сроков обучения, перераспределения учебного
    материала и изменение темпа освоения детьми.
  • Дифференцированный подход к детям, в
    зависимости от состояния зрения.
  • Обеспечение стандарта общеобразовательной
    подготовки.
  • Система работы по социально-бытовой адаптации и
    самореализации.
  • Создание офтальмологических условий.
  • Обеспечение оптимальных условий для
    медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации
коррекционно-педагогического образовательного
процесса строится модель социальной адаптации и
реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ
является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно
зрительно-двигательно сориентироваться в
пространстве. Для преодоления данной проблемы
необходимо использовать здоровье-сберегающие
технологии, целый комплекс подвижных игр и
упражнений направленных на коррекцию
пространственных ориентировок. В
непосредственной образовательной деятельности
необходимо применять физ. минутки для глаз,. для
снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию
дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит
коррекционная физкультура, где применяется
комплекс упражнений направленных на коррекцию
осанки, плоскостопия, общую координацию и т. д Все
это способствует повышению физических качеств и
улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном
подходе а именно:

  • Наглядные пособия и материалы должны учитывать
    степень патологии зрения.
  • Упражнения и игры должны соответствовать
    возрасту и диагнозу детей.
  • Необходимо создать благоприятные условия для
    развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения
тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

Первая младшая группа – 10-15 минут. Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут. Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет
необходимо обучать различным упражнениям для
глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно
игры непроизвольно станут потребностью для
ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки
разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1,
сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся
косоглазие нагрузка №3 и т. В детском саду все
зрительные нагрузки это тренировочные игры
:мозаики разных размеров, шнуровки,
предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши,
бусины, а также специальные тренажеры

Зрительные маршруты и гимнастики.

В период ношения ребенком заклейки (аклюзии)
зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи
рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на
близком расстоянии, при близорукости игры и
предметы даются более крупного размера. При
дальнозоркости, напротив рекомендуются игры
более мелкие.

В процессе образовательной деятельности, чтобы
не было зрительной перегрузки необходимо
проведение зрительной гимнастики, физ. минуток
или работы с мини тренажерами, массажем активных
точек лица, его можно проводить одновременно с
несколькими детьми или индивидуально. Взрослее,
дети с удовольствием делают его самостоятельно в
виде игры.

Если ребёнок любит играть с машинками, можно
подобрать необходимую игру с тренажером
“Дорожка”, которую разработал кандидат
педагогических наук, доцент В. Ковалёв.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Из простейших игр дети должны усвоить понятия:
“направление движения”, “следить взглядом за
предметом”, “передвигать предметы по
направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”,
“обратное направление”, “возвращение на
исходную точку”.

Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты,
предложите ему тренажер “видео-азимут”,
разработанный тем же автором, по которому любой
сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

Использую световую указку, можно играть как
индивидуально, так и с группой детей в “бродилки
по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора
на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм,
которая находится на уровне глаз на расстоянии
30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в
дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и
на метку.

Таким образом, перефокусируем взор, то на точке,
то на дальнем объекте нарабатывая остроту
зрения.

Зная, что ведущий деятельность детей
дошкольного возраста является игра, наполнив
упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы
может добиться наработки остроты зрения, даже
самым маленьких детей, а следовательно развить
познавательные способности детей и помочь
развить творческий потенциал детей с нарушением
зрения.

Основная образовательная программа, которая была модифицирована, и программа для детей с нарушениями зрения

  • Парамонова Л.А. примерная образовательная
    программа “Истоки”.
  • Плаксина Л.И. программа специальных
    (коррекционных) образовательных учреждений IV
    вида (для детей с нарушением зрения).
  • Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного
    утомления и развитие зрительных способностей.

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения

Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) дошкольного образования для детей дошкольного возраста от 3 – 7 лет с нарушением зрения Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска.

Программа разработана на основе :

— Федерального закона от 29. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Конвенции о правах ребенка;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в актуальной и действующей редакции 2020 года;

— Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

— Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);

— Положения о группе для детей с нарушением зрения МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска;

— Устава МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска;

— С учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения;

— С учетом основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел АООП для дошкольников c нарушением зрения включает пояснительную записку, в которой обозначаются ее цели и задачи, описываются особенности развития и особые образовательные потребности детей с нарушением зрения, механизмы адаптации АООП, планируемые результаты ее освоения (в виде целевых ориентиров) воспитанниками с нарушением зрения.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, определяемым ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие с выделением в каждой из них актуальных для ее освоения воспитанниками с нарушением зрения видов детской деятельности; образовательной деятельности по профессиональной коррекции; раскрытие аспектов образовательной среды : характер взаимодействия взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушением зрения содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей ребенку с нарушением зрения профилактику и при необходимости коррекцию трудностей развития, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, успешное освоение образовательных областей, определенную готовность к обучению в школе.

Программа обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования детей с нарушением зрения раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей с нарушением зрения, а также через организацию самостоятельной деятельности воспитанников, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

В Организационном разделе Программы представлено, в каких условиях она реализуется и осуществляется: материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности социокультурной среды, организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации Программы.

1 Пояснительная записка

Цели и задачи Адаптированнойпрограммы

Цель АООП для дошкольников с нарушением зрения – создание образовательной среды, обеспечивающей дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного, зрительного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей, через удовлетворение им особых образовательных потребностей; формирование социокультурной среды, поддерживающей психоэмоциональное благополучие ребенка с нарушением зрения, осуществляющего жизнедеятельность в условиях трудностей зрительного отражения и суженной сенсорной системы.

Задачи реализации АООП:

– формирование общей культуры личности дошкольника с нарушением зрения с развитием социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, самостоятельности и ответственности;

– обеспечение развития в соответствии с возрастными особенностями (онтогенез сенсорно-перцептивного развития) зрительного восприятия, профилактики появления и при необходимости коррекции нарушений в данной области с преодолением дошкольником трудностей зрительного отражения, формированием адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия c их визуализацией и повышением осмысленности; профилактики и при необходимости коррекции вторичных нарушений в сферах личностного развития, возможность появления которых обусловлена прямым или косвенным влиянием нарушенных зрительных функций;

– повышение способностей к формированию ребенком с нарушением зрения целостной картины мира с расширением знаний, представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, освоением умений и расширением опыта использовать неполноценное зрение в познании и отражении действительности с установлением связей разного порядка, организации собственной деятельности;

– формирование у ребенка образа «Я» с развитием знаний и представлений о себе, развитием интересов об окружающем, их широты, освоением опыта самореализации и самопрезентации в среде сверстников;

– обеспечение преемственности целей и задач дошкольного и начального общего образования детей с нарушением зренияс учетом и удовлетворением ими особых образовательных потребностей;

– создание условий формирования у ребенка с нарушением зрения предпосылок учебной деятельности с обеспечением сенсорно-перцептивной готовности к освоению базовых учебных умений, с развитием способов познавательной деятельности, пространственной ориентировки на микроплоскости, общей и двигательной активности;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования детей с нарушением зрения.

Особенности развития дошкольников с нарушением зрения

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями. Причины появления зрительных расстройств в раннем и дошкольном возрасте носят комплексный характер: имеет значительность наследственность, характер роста и развития ребенка, состояние его здоровья, гигиенические условия для зрения, аккомодационная нагрузка.

Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением, т. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с нарушением зрения сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции : гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее; нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение); амблиопииразных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы. У дошкольников этой группы выявляются разные степени аметропий: слабая (до 3,0) и средняя (от 3,0 до 6,0). Дети могут иметь разные степени амблиопии:

— средняя степень – острота зрения 0,3-0,2;

— высокая (тяжелая) степень – острота зрения 0,1-0,05;

— очень высокая (тяжелая) степень – острота зрения от 0,04 и ниже.

Для этой группы детей с нарушением зрения характерна положительная динамика в улучшении функционального механизма зрительного восприятия – ощутимое и наблюдаемое развитие базовых зрительных функций при моно- или бинокулярном зрении вследствие лечебно-восстановительного процесса, возрастного созревания зрительной системы и развития сохранных и нарушенных функций зрения, стабилизации их показателей в условиях системного и целенаправленного развития триединства механизмов зрительного восприятия.

Основное условие достижения такого эффекта – единство лечебно-восстановительной работы (осуществляется в условиях ДОУ, коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и образовательной деятельности специалистов с решением задач активизации зрения, зрительных функций ребенка, повышения его зрительных умений и навыков, развития зрительного восприятия.

Дети этой группы могут находиться на разных этапах лечения амблиопии и косоглазия: на этапе плеоптического лечения – повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие моторного компонента зрения, достижение ортофории; на этапе ортоптического лечения – развитие фузии, восстановление бинокулярных механизмов; на этапе развития стереоскопического зрения, его механизмов.

Особенностью этой группы выступает и то, что значительная часть детей получает окклюзионное лечение (в большинстве случаев – «выключение» из акта видения благополучного глаза, в условиях которого окружающее воспринимается ребенком амблиопичным глазом (амблиопия–стойкое снижение остроты зрения, вследствие чего ребенок может испытывать определенные, в том числе значительные, трудности

в использовании сниженного зрения в построении зрительных образов,

в зрительном контроле движений, действий.

У детей с функциональными расстройствами зрения на фоне разных клинических форм (косоглазие, аметропии, амблиопии, разного характера нарушения (монокулярное, одновременное, бинокулярное) имеют место быть особенности развития и протекания зрительного восприятия, определенные трудности пространственного видения, зрительно-моторной координации. Однако, его уровень (темп развития, качество свойств и прежде всего скорость и осмысленность) всегда выше, чем у слабовидящих дошкольников, что связано с относительно высокими (от 0,5 до 1,0) показателями остроты зрения «рабочего» глаза при амблиопии или лучше видящего глаза при аметропии (в условиях оптической коррекции, что позволяет ребенку достаточно успешно накапливать зрительный опыт c формированием достаточно точных зрительных образов окружающего в раннем и дошкольном детстве, опираться и использовать его в условиях окклюзии хорошо видящего глаза.

Характерным для этой группы детей выступает и то, что часто зрительные расстройства подобного вида возникают и проявляются на фоне общего раннего (во внутриутробный и/или перинатальный периоды) поражения детского организма, проявляющегося поли системной хронической патологией: функциональное снижение зрения, функциональные нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболевания ЦНС, речевые нарушения.

Дошкольникам с нарушением зрения в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе.

Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с нарушением зрения выступает степень соответствия общего темпа развития ребенка с нарушением зрения,с темпом развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:

— умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;

— в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;

— в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности;

— освоение разных видов игр дошкольниками с нарушением зренияпроисходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Для детей характерен ряд особенностей личностного развития.

Возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений) в структурных компонентах (интегративных психических и психологических образованиях) личности. Выявляются три группы образований по степени риска возникновения в них вторичных нарушений в дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения.

Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной, т. адекватной потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения социальной среды : психомоторные, сенсорно-перцептивные, коммуникативные. Нарушение зрения обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений типа :

— бедность чувственного опыта;

— недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти (образы предметов и явлений окружающего мира, экспрессивные образы эмоций, образы сенсорных эталонов, движений и действий);

— недостаточность осмысленности чувственного отражения;

— отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

— недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;

— недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.

Личностные образования с риском возможного развития вторичных нарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие зрительной депривации и слабости социальной среды, игнорирующей потребности (настоящие и будущие) ребенка, обусловленные нарушением зрения : мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные, интеллектуальные, рефлексивные. Неадекватная позиция взрослых к личностным потребностям ребенка с нарушением зрения может привести к появлению таких вторичных нарушений, как:

— определенная пассивность к новому, нерешительность, недостаточность познавательных интересов и активности, любознательности, мимики, жестов, пантомимики;

— трудность развития зрительно-моторных образований, неточность движений;

— недостаточность опыта саморегуляции движений, действий;

— недостаточное развитие наглядно-образных форм мышления;

— определенные трудности развития образа «Я».

Личностные образования, для которых риск развития вторичных нарушений вследствие нарушения зрения практически отсутствует: креативные и нравственные интегративные психические образования, становление и развитие которых определяются социальными факторами и не находятся в действии прямого негативного влияния зрительной депривации. К развитию пассивной личности с нереализованным эмоционально-волевым потенциалом (бедный опыт волевого поведения) приводит неадекватная позиция взрослого социума к возможностям и потребностям ребенка с нарушением зрения, проявляющаяся в негативных стилях воспитания, прежде всего, по данным тифлологии – гиперопека ребенка с нарушением зрения.

Для детей с нарушением зрения характерны некоторые особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.

Особенностями социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушением зрения выступают : определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума, определенные трудности отражения эмоциональной отзывчивости других в общении, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. Особенности социально-коммуникативного развития детей с нарушением зрения могут быть обусловлены полисистемным функциональным нарушением зрительной, двигательной, речевой сфер, нервной системы и, с этой точки зрения, проявляться в общей раскоординированности действий, угловатости, «взрывчатости», в устранении от совместных практических действий, недостаточности вербальной коммуникации. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др. , воздействующие на состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивости, раздражительности, чрезмерной возбужденности

Особенностями познавательного развития дошкольников cнарушением зрения выступают : недостаточные полнота, дифференцированность, тонкость и точность образов восприятия; недостаточная познавательная активность; речь и уровень речевого (его достаточность или недостаточность) развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществление познавательных действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: развитие зрительных умений и навыков, восприятия и представлений, создание востребованной ребенком с нарушением зрения особой предметной среды, повышающей и развивающей его зрительный потенциал; трудности зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового; компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают : своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенностями физического развития детей с нарушением зрениявыступают : недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие, низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др. ; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа, неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр; трудности формирования навыков правильной ходьбы (с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательная активность, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.

Особенностями художественно-эстетического развития детей с нарушением зрениявыступают : трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов; недостаточность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и других предметов и объектов действительности; трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.

Дошкольники с нарушением зрения имеют как особенности развития процесса зрительного восприятия, так и особенности его протекания в психической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *