Развивающая система обучения Л. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
- цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
- задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
- дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
- методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
- предметные методики по всем образовательным областям;
- формы организации обучения;
- система изучения успешности обучения и развития школьников.
Система Л. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.
В 1995-1996 гг. система Л. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Развивающая система образования Л. Занкова
В 1995 — 1996 гг. система Л. Занкова вводится как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
Задачи: Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.
Свойства методической системы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизии, вариантность.
Организационные формы обучения: урок — основная форма обучения; экскурсии.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.
Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.
Одной из ярких черт дидактической системы Л. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.
Система Л. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию и способствует решению задачи общего развития школьников
Отзывы о программе
Методист Городского Управления Образования Республики Мордовия С. Кугута
Чудо системы Л. Занкова в том, как естественно и органично сливаются на уроке два мира: реальный, плотно наполненный репортажно точной и научной информацией, дающей драгоценные знания о жизни, и другой — полный ожидания чуда, готовый к встрече с необыденным в обычном, с волшебством в прозе, со сказкой в реальности.
Ребенок чувствует себя частью огромного целостного мира.
Учитель начальных классов Малышева О.
Я работаю по развивающей системе Л. Занкова вот уже 16 лет. В обучении вижу только положительные результаты. В результате обучения у детей сформировано на высоком уровне умение учиться, хорошо развито теоретическое мышление, успешно социа-лизируются. Дети свободно высказывают свои мнения, рассуждают. Как учитель, я получаю огромное удовольствие от результатов работы по данной системе.
Система Занкова, очень интересная методика и дети учаться в ней быстрее думать, логически размышлять.
Занковский урок. Какой он?
В нашей системе используются разные организационные формы. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками, между учениками и учителем в школе и вне школы. В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы ее решения или сочетание этих способов. На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Правилом для учеников наших классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. Так каков же урок в занковской системе?
Каждый урок в системе Л. Занкова, прежде всего, нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития или типических свойств методической системы. Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:
— в его содержании,
— в построении процесса учения,
— в характере отношений.
Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. 1 кл. Нечаева Н. , Белорусец К. Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 1. Нечаева Н. , Белорусец К. Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 2. Нечаева Н. , Белорусец К. Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 3. Нечаева Н. , Белорусец К. Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 1. Нечаева Н. , Булычева Н. Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 2. Нечаева Н. , Булычева Н. Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 3. Нечаева Н. , Булычева Н. Тетрадь по письму 1 кл. В 4-х ч. Часть 4. Нечаева Н. , Булычева Н. Русский язык. 1 кл. Полякова А. Литературное чтение 1 кл. Свиридова В. Математика. 1 кл. В 2-х ч. Аргинская И. ,Бененсон Е. , Итина Л. Рабочая тетрадь по математике 1 кл. В 4-х ч. Бененсон Е. , Итина Л. Окружающий мир. 1 кл. В 2-х ч. Дмитриева Н. , Казаков А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. Дмитриева Н. , Казаков А. Секреты и диковинки окружающего мира. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». 1 кл. Трофимова Г. Технология. 1 кл. Умные руки. Проснякова Т. , Цирулик Н.
Не так давно издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» получило исключительные права на издание и распространение всех учебников и учебных пособий, созданных в системе развивающего обучения Л. Занкова и ранее издававшихся Издательским домом «Федоров» и ООО «Развивающее обучение». После некоторого перерыва весь комплекс учебников по системе Л. Занкова вошел в Федеральный перечень учебников. Мы поздравляем с этим важным событием всех авторов и учителей, которые работали по этой системе и беседуем с Наталией Васильевной Нечаевой, ветераном системы развивающего обучения Л. Занкова, автором курсов «Обучение грамоте» и «Русский язык».
– Системе Занкова более 60 лет. Как она отвечает вызовам нового времени?
– Новое время сформулировало новую образовательную цель – развитие личности.
Но еще в 1957 году Л. Занков начал психолого-педагогическое исследование «Соотношение обучения и развития», в ходе которого было доказано, что не всякое обучение развивает.
Тогда и был развернут беспрецедентный эксперимент (1200 классов во всех регионах СССР) по созданию такой образовательной системы, которая бы способствовала оптимальному общему развитию каждого ребенка, добавлю, с соблюдением обязательного условия: сохранением его здоровья.
Вы правильно посчитали: нам 62 года. Чуть меньше системе развивающего обучения Д. Эльконина – В. Давыдова. Этот возраст – наш плюс. Потому что мы не только экспериментально доказали эффективность наших образовательных систем, но и подтвердили это длительной практикой в разных условиях жизни нашего государства и, соответственно, школы. Правильно говорят: меняются условия, но не меняются закономерности. В ходе эксперимента были выявлены закономерности, которые характеризуют развивающее обучение. Поэтому сейчас российское образование имеет как минимум две системы развивающего обучения, которые соответствуют вызовам нового времени.
– Вы с такой гордостью это произнесли! А в соцсетях родители и учителя пишут и хотят вернуться назад в лучшую в мире советскую школу, т. в школу с традиционной системой обучения.
– Это было действительно хорошее образование для своего времени – для подготовки граждан к жизни в индустриальном обществе.
Гениальный Я. Коменский создал стройную педагогическую систему, соответствующую той культурно-исторической эпохе, которая ожидала от выпускников послушания, повторения, подражания. Напомню, это случилось более 450 лет назад.
Сейчас мы вступили в новую, информационную эпоху. Одной из ее характеристик называют постоянно меняющиеся условия. Очевидны бытовые примеры: телефоны, стиральные машины и т. И вряд ли уже нашим с Вами современникам удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Знакомая бухгалтер жаловалась, что каждый год что-то меняется в форме отчетности, нельзя сделать так, как делала в прошлом году.
Прибавьте к 2020 году поступления ребенка в школу одиннадцать лет и еще 5 лет обучения профессии, получится 2036 год! Мы не знаем, каких знаний и умений потребует новое время. Но мы уверены, что и тогда успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в неожиданной ситуации. Люди, которые со школьной скамьи впитали мысль о том, что образование – это путь длиною в жизнь.
Очень емко новые требования к выпускникам выражены в формуле «4К»: Креативность, Критическое мышление, Кооперация, Коммуникация. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту.
Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Понимает ли это общественность, я имею в виду родителей?
Зачастую – нет. Иначе не звучали бы пожелания: запишите моего ребенка в тот класс, где полегче. Нельзя облегченно развивать. Еще К. Ушинский писал, что развитие – это преодоление трудностей. Добавлю, не боясь тавтологии: преодолимых трудностей. Такие родители не думают о том, что именно школа закладывает те качества личности, которые помогут ребенку достойно жить в туманном будущем.
Разработчики системы Занкова все эти годы ищут наиболее продуктивные пути общего развития ребенка. И будут продолжать искать все педагоги, пока государству, миру необходимы будут именно такие выпускники, о качествах которых мы уже говорили.
– Вы назвали базовые понятия, которые характеризуют новое время: школа неопределенности, как ее называет А. Асмолов, обучение всю жизнь и вошедшие в наш обиход «4К». Раскройте более подробно, какая система обучения, по вашему мнению, соответствует этим вызовам?
– Именно система обучения, я подчеркиваю слово «система», которая сответствует новой цели обучения, может служить ее достижению. Важнейшим качеством научно организованной педагогической деятельности является целостность и системность, т. целесообразность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы.
Занков выстроил психолого-педагогическую систему, используя терминологию Я. Коменского: цель – задача – дидактические принципы – методика и т. Однако по своему содержанию они подчинены другой цели обучения: достижению оптимального общего развития каждого ребенка. Оптимального – для каждого конкретного ребенка. Понимание общего развития коррелирует с универсальными учебными действиями, названными во ФГОС: развитие интеллекта (познавательные УУД), воли (регулятивные УУД), чувств, нравственных представлений (личностные и коммуникативные УУД). Задача обучения: представить широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства. В ходе эксперимента были сформулированы дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание процесса учения, целенаправленная, систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Названы типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность), которые обеспечивают целостность методике обучения, построенной на деятельностной основе. Разработка УМК на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы создает единую педагогическую среду, в которой живет и развивается ребенок.
Идеи развития прослеживаются у великих мыслителей и педагогов от Конфуция до наших дней. Так что развивающее обучение взращивалось не на пустом месте.
К сожалению, понятие «дидактика» постепенно уходит из педагогической лексики. Чаще употребляется просто слово «принципы». Какие? Например, называют принцип развития и рядом принцип доступности. Как их можно совместить? Доступность будет тормозить развитие. Как при доступности мы сможем забегать вперед развития, осуществлять обучение не на актуальном уровне, а в зоне ближайшего развития ребенка? А ведь именно на этих психологических позициях Л. Выготского выстроены ФГОСы и система Л. Занкова. Если с методологического уровня разработки УМК начинается такая неразбериха, то о какой системности можно говорить?
– Покажите на конкретных примерах, как в системе Занкова создаются условия для поисковой деятельности учеников.
– Поисковая самостоятельная деятельность, связанная с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации – это суть системы развивающего обучения. Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях. Приведу пример задания, требующего выбора нескольких правильных ответов.
В учебнике по математике (1-й класс) даны четыре рисунка: на первом – джинсы одного цвета, на втором – разная одежда разных цветов, на третьем – разные инструменты разных цветов, на четвертом – уже другая одежда, и тоже разных цветов. На четвертом рисунке четыре предмета, на других по три. Вопрос: какой рисунок лишний?
Чтобы выполнить задание, ученики должны осуществить многоаспектный анализ рисунков по разным, самостоятельно найденным основаниям: по смыслу и по количеству, и найти четыре разных варианта решения задания.
В то же время у нас есть и традиционное, всем надоевшее задание в русском языке «Вставь пропущенные буквы», например: Мы ед_м и ед_м.
– Понятна разница. Здесь, по-моему, тоже четыре варианта.
– Да. И здесь дети ищут варианты решения задания. Приведу еще часть задания с недостающими данными из азбуки. В азбуке оно сопровождается рисунками: «Составь слова из букв РЛМН». Следующие вопросы задаются только в том случае, если первоклассники не понимают, почему не составляются слова. «У тебя не получилось? Почему? А теперь составь слова из букв УЛНА. Какой вывод ты сделаешь? Позови: мама, Ира, Ирина. На сколько частей распалось каждое слово?» О потенциале наших учеников говорит тот факт, что они составляли не только слово «луна», но слово «улан». В данном случае ученики осуществляют учебное исследование, в результате которого они начинают понимать, что такое слог и что его существенным признаком является наличие гласного. К правильным выводам его подводит проблемное задание, столкновение с незнанием, анализ содержания задания, привлечение изученного.
Кроме того, в учебниках представлены задания с избыточными данными, задания, в которых ребенок сталкивается с незнанием или новым способом использования известного и др. Это система проблемных заданий, которая практикуется во всех учебниках. При их выполнении ребенок сам находит варианты ответа, переключаясь с одного аспекта анализа на другой, каждое следующее умственное действие как бы вступает в противоречие с предыдущим. Образуется система научных понятий, которую формирует сам ребенок в совместной деятельности с одноклассниками под руководством учителя и учебника.
В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению.
В случае необходимости учитель оказывает разные меры помощи: от намекающей до прямой. В этом и есть реализация дидактического принципа обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
В то же время поиск способа решения учебной проблемы требует адекватной коммуникации, рождает эмоциональное переживание, которое наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний – типическое методическое свойство многозначности.
Но для того чтобы мы могли предъявлять проблемные задания ученикам, необходимо структурировать предметное содержание на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела. Напомню высказывание Л. Выготского: «Осознание происходит через ворота научных понятий».
Вернемся к примеру про слог.
Обычно слогоделение авторы других программ дают в самом начале азбуки или букваря. Различать слоги они рекомендуют при помощи, например, хлопков, а сведения о существенном признаке слога – гласном – дают позже. При таком структурировании материала отпадает какая-либо возможность для поисковой деятельности детей.
Знание дается в прямом виде на бытовом уровне.
– Это действительно так?
– Именно так. Я и хотела показать этим примером, что значит руководствоваться или не руководствоваться педагогической системой при разработке учебников. В нашей системе дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний заставляет автора вначале ввести различение «гласные – согласные», используя сравнение их произнесения, и только после того как дети привыкнут их слышать, он может создавать вполне реальную ситуацию по открытию ими нового знания – слог.
– Но это же очевидно.
– Как видите, нет. И по отношению к слогу это идет из давнего далека. Нарушены связи и во многих учебниках «Окружающий мир». Так, природные зоны России представлены в учебниках с севера на юг: от ледяной пустыни к жаркой пустыне, в то же время дети изучают историю России, которая, как Вы помните, началась в зоне степей. Как увязывается столь разный материал? Никак. Отдельно изучается история, отдельно природа, хотя все это – один учебный предмет «Окружающий мир». Как Вы понимаете, в нашей системе такое нарушение межпредметных связей невозможно. Подобные примеры заставляют нас со страхом ожидать новый вариант ФГОС, в котором делается попытка распределить содержание учебных курсов по годам обучения. Все зависит от того, кто это будет делать.
Хочу подчеркнуть, что организация поисковой деятельности ребенка во многом зависит от структурирования содержания учебного предмета. Ясное представление о том, на какие знания опирается то или иное учебное действие, является объективным основанием для построения учебника, позволяет рационально построить процесс обучения и в содержательном плане, и во времени, пройденное органично включается в изучение нового материала. Создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени в постоянно меняющихся ситуациях, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения знаний.
В осмыслении учениками взаимосвязей между программным материалом мы видим страховку от их перегрузки. Этому же способствует и переосмысление ими ранее добытых фактов и установленных закономерностей на новом материале.
– В чем Вы видите перспективы развития системы? Как Вы готовите учителей к работе над развитием школьников?
– Система, способствующая развитию каждого ребенка, должна быть развивающейся, это очевидно. Считая, что дидактическая система Занкова доказала и продолжает доказывать свою жизнеспособность, мы сосредоточились на поиске путей индивидуализации обучения посредством методической системы: чему учим, как учим. Но решать эту проблему можно только во взаимодействии с разработчиками смежных наук: психологами, физиологами, дефектологами. В содружестве с такими специалистами вызрела и будет совершенствоваться наша система обучения. Мы еще очень плохо знаем ребенка, которого учим, а это знание во многом зависит, повторю, от смежников.
В нашем разговоре я акцентировала внимание на психолого-педагогической системе развивающего обучения и лишь вскользь сказала о главном его условии, которое Леонид Владимирович выразил так: «Самое главное в методике обучения – состояние души на уроке учителя и ученика». Еще в 60-е годы прошлого века Занков говорил о «созидающей силе эмоций», о чем так громко говорят сейчас. Первая глава его книги «Беседы с учителями», которая была издана в 27 странах, называется «Жизнь на уроке». А одна из теоретических книг названа «Дидактика и жизнь».
Именно с этих позиций – самочувствия ребенка в школе, атмосферы в классе, характера отношений: учитель-ученик-ученик-родители – мы начинаем учебные курсы с учителями. У нас вновь появились широкие возможности проводить курсы по переподготовке учителей в Москве, в регионах и с помощью вебинаров.
Как ни странно, за время нашего отсутствия в перечне учебников мы не потеряли не только наших учителей, но и наших зарубежных партнеров. Так, в Норвегии продолжают работать по нашему учебнику математики И. Аргинской и другие. Сейчас мы готовим семинар для норвежских учителей. Осенью в Бразилии была защищена диссертация на тему реализации типических свойств методической системы, открытых Л. Занковым.
Думаю, что мы встали на верный путь: через изучение ребенка и осмысление вызовов исторического времени – к совершенствованию системы, способствующей его общему развитию на базе знаний, умений и навыков.
Беседовала Вера Ятно
Концепция
Современная эпоха – эпоха активных разработок высоких и тонких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. Характерной чертой таких технологий является их «личностная центрированность», т. направленность на человека как личность. Эти два ведущих понятия для современных технологий: их интегрированный характер и личностная центрированность — были базовыми для Л. Занкова и его сотрудников уже в середине 20 века, когда они создавали новую дидактическую систему, направленную на общее развитие каждого школьника. Для этой дидактики А. Асмолов нашел очень точное определение — «психодидактика» — и назвал Занкова лидером этого направления. Система обучения Л. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологии, дефектологии, психологии и педагогики, во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были доведены до практической их реализации. Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой — столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам. Общее развитие Л. Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного. В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.
Цель обучения — оптимальное общее развитие каждого ребенка.
Задача обучения — представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; • ведущая роль теоретических знаний; • осознание процесса учения; • быстрый темп прохождения учебного материала; • работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.
Типические свойства методической системы — многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Система развивающего обучения доказала свою эффективность в условиях четырехлетней и трехлетней начальной школы при обучении с 7 лет, а также в настоящее время при обучении детей в четырехлетней школе с 6 лет. Массовое использование системы в практике современной школы доказывает универсальность и высокую эффективность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации. Эта система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л. Занковым как дидактический принцип «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения. Новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных и явились той научной базой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы к использованию в школе Министерством образования и науки РФ. Ниже остановимся на некоторых существенных особенностях современных младших школьников, которые учитывались при разработке учебных программ. Через эти особенности раскроем смысл дидактической системы Л. Занкова. В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности). Рассмотрим соотношение связей и возможностей правого и левого полушарий мозга в младшем школьном возрасте. Особенности эти в том, что даже у будущих левополушарников пока преобладает правополушарная организация психических функций, так как правое полушарие (отвечающее за целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление) опережает в своем развитии левое (рациональное, аналитическое, алгоритмическое) полушарие. Человек правополушарного типа – исследователь – получает положительное эмоциональное подкрепление в процессе поисковой деятельности, что дает толчок к ее продолжению. Именно поэтому при обучении так важно учитывать характер эмоций, душевное состояние детей на уроке, именно поэтому так важен при обучении младших школьников акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда ребенок:- сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;- оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т. ;- сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению. Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса. Младшим школьникам свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления, достаточно низкий уровень развития анализа и синтеза. Мы исходим из общего представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, для которых характерны слитные, синкретичные формы, к все более расчлененным и упорядоченным формам, которые характерны высоким уровням. Психологи называют такой переход законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения нужно предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы. Так выстроенные курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и особенностям современного информационного потока, который не членится на отдельные области знания. В соответствии с этими особенностями все учебные курсы построены на интегрированной основе. В курсе«Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизнью человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «Ручное творчество». «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства. На основе широкой внутрипредметной интеграции построен курс русского языка, в котором во взаимосвязях представлены система языка, речевая деятельность и история языка; на такой же интеграции построен курс математики, в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. В курсе музыки музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по литературе, изобразительному искусству, фольклору.
Комплект учебников развивает важнейшие умения информационной эпохи: находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме – высказывать и доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, слушать и слышать. Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно. В основе структурирования программ интегрированных курсов лежит дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний. Его реализация в содержании учебных предметов создает условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи. Но наряду с этим с первых же дней учебы начинается работа по постепенному разграничению в познании детей разных признаков изучаемых объектов и явлений, по четкому разграничению сходных объектов. Занков писал, что если охарактеризовать в самой общей форме построение учебных программ, то «можно определить его как дифференциацию, то есть расчленение целого на многообразные формы и ступени». При этом разграничение всегда идет в рамках системности и целостности. Это значит, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого. При таком построении курсов школьник осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знания (принцип осознания процесса учения). Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к новому отрезку лишь после того, как будет «основа-тельно» усвоен предыдущий. «Подлинное познание каждого элемента, — пишет Л. Занков, — все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах». Так обеспечивается действенность дидактического принципа «быстрый темп прохождения учебного материала». Этот принцип требует постоянного движения вперед. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более его глубокого осмысления, поскольку оно включается в широко развернутую систему. Таким образом, освоение основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах, осуществляется системно:
1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения;
2) его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом;
3) включение этого материала в новые связи при изучении новой темы. Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации процесса развивающего обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в прежних изданиях, нет разделов «Повторение пройденного». Пройденное органично включается в изучение нового. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (новый уровень реализации методического свойства процессуальности и вариантности). Следующая особенность обучающихся в начальных классах прямо связана с предыдущими: мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях. Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому мышлению. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка. Наибольшими возможностями для дальнейшего совершенствования наглядно-действенного уровня мышления обладают ручное творчество, физическое воспитание, непосредственное познание окружающего мира. Развитию наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического мышления могут способствовать все школьные учебные предметы. Авторы всех учебников сочетают в заданиях вопросы, требующие их решения на разных уровнях осуществления мыслительных операций. Подобная многоаспектность вопросов позволяет сочетать доступный уровень выполнения задания с возможностью каждому ребенку работать на высоком уровне трудности, поднимаясь до словесно-логического мышления. Так постепенно будет складываться опыт рассмотрения одного и того же объекта с разных точек зрения, опыт установления всех возможных связей, которые и создают данный объект или явление. Еще раз подчеркнем, что успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня их общего развития, в том числе и от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать в учебниках дидактический принцип«работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка». Развивающее обучение возможно только при условии постоянного изучения ребенка. В нашем портфеле есть способы диагностики школьной зрелости и система перекрестного изучения результативности обучения и развития школьников. Разработана система развития у детей способности к самоконтролю как ступеньки к развитию такого фундаментального требования к выпускнику школы, каким является способность к саморазвитию. Впервые в рабочие тетради по всем учебным предметам включены задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ своих достижений. Это существенное продвижение на пути к безотметочной (качественной) форме изучения результативности обучения. Для системы, которая внедрена в широкую практику, в высшей степени важно свойство вариантности. Основное функциональное значение этого методического свойства состоит в том, чтобы найти такие пути и средства реализации методической системы, которые бы позволили проявиться индивидуальным особенностям учителей, школьников, а также учитывали бы разные варианты условий обучения. «В перспективе подлинное творчество, — пишет Л. Занков в монографии «Обучение и развитие», — будет приобретать все большее значение. Унификация, которая характерна для традиционной методики начального обучения, несомненно, будет преодолена. Тогда выявятся и окажутся высокодейственными те потенциальные духовные силы, которые присущи каждому учителю и каждому школьнику». Выбор, свобода творчества являются основными признаками гуманной педагогики. На данном этапе развития занковской системы учителю в большинстве случаев предлагаются два варианта учебников по предмету. Это значит, что появился выбор учебников в соответствии с профессиональными и индивидуальными особенностями учителя, что, в свою очередь, не может не способствовать повышению эффективности обучения. Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого — современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.
Комплект обеспечивает:• понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;• владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;• актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;• условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; • активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др. ;• проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;• индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется. Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).