Относительно трудностей при создании учебных программ для одаренных детей

При обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

Систематическое применение ускорения в форме раннего по­ступления в школу и/или перепрыгивания через классы своим не­избежным результатом имеет более раннее ее окончание, что мо­жет «свести на нет» все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными воз­можностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправ­дано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере уг­лубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, твор­ческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохожде­ние интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать насильственной или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему разви­тию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут при­вести к перегрузкам и, как следствие, к физическому и психическо­му истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами. Заня­тия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой де­ятельностью. Кроме того, обогащенная программа предполагает обу­чение детей разнообразным приемам умственной работы, способст­вует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, кри­тичность. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирова­ние личностного развития учащихся. Специфика обучения а этом случае состоит в использовании собственного объяснения, пере­смотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернатив­ных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а так­же рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразователь­ные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, ли­бо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин может оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дис­циплины. Для реализации воспитательных целей обучения необхо­димо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеуст­ремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, друже­любие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

Методы и средства обучения

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения зна­ний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами само­стоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключи­тельно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчиво­сти, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной ста­бильности и способности к сотрудничеству и др.

В качестве основных образовательных структур для обучения ода­ренных детей следует выделить:

а) систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь, детские сады общеразвивающего вида, «Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающие учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающие преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной шко­лы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной шко­лы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зави­симости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по от­дельным учебным предметам и т. К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным про­граммам в одной предметной области, что не способствует раскры­тию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ре­бенка от коллектива сверстников.

Работа по индивидуальному плану и составление индивиду­альных программ обучения предполагает использование совре­менных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих по­требностей.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть вы­сококвалифицированный специалист, готовый взять на себя инди­видуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска по­мочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его спо­собности к самоопределению и самоорганизации. Значение рабо­ты наставника заключается в координации образа жизни одарен­ного ребенка и различных вариантов содержания образования.

Занятия, по свободному выбору — факультативные, в особен­ности в малых группах — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагаю­щую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбо­ра не только направления исследовательской работы, но и индиви­дуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного матери­ала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять про­грамму, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляет­ся только через включение личности в творческий процесс. Иссле­довательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формальный характер. Пе­рефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совме­стную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.

Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, сни­мает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь тем не менее в среде сверстников. Кроме того, совместная иссле­довательская работа со школьным учителем делает ученика на уро­ке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эф­фект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализа­ции и обеспечивает более универсальное образование детей.

Данная система может иметь оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленнос­ти и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных предметов должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально-значимая гражданская направленность проектов име­ют немалое значение для воспитания детей.

В школах, где не применяются указанные выше формы обуче­ния, для одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одарен­ного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня», кото­рая обеспечивает общение ребенка с талантливыми специалиста­ми-профессионалами, включает его в серьезную научно-исследо­вательскую работу и т. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет уменьшения часов по данному предмету в общеобразовательной школе.

Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразова­тельных школ может оказать применение различных форм организа­ции обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы — ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финан­совых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.

Наиболее благоприятные возможности для обучения одарен­ных детей предоставляют следующие формы обучения.

Дифференциация параллелей. В школе предусматривается не­сколько классов внутри параллелей для детей с разными видами спо­собностей. Эта форма обучения является перспективной, начиная со старшего подросткового возраста (с 9-го класса), и особенно акту­альна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового воз­раста сформировался устойчивый интерес к определенной области знания. Данная форма обучения достаточно широко распространена в школах больших российских городов и имеет разновидность, при которой параллель старшей школы включает специализирован­ные классы (например, химико-биологический, гуманитарный и фи­зико-математический) и обычный неспециализированный класс.

Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок мо­жет заниматься какими-нибудь предметами (например, математи­кой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гума­нитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для каждого предмета ученики группируются по-новому. Эта форма обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем и заключается ее особое достоинство. Так, у одаренных детей воз­растают академические успехи, улучшается отношение к школьным дисциплинам, повышается самооценка. У остальных детей также наблюдается рост академических достижений, хотя и менее выра­женный, чем у одаренных. Кроме того, у них возрастает интерес к учебе. Включенность детей в разные коллективы, как однородные, так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг обще­ния, что сказывается благоприятным образом на ходе процесса со­циализации одаренных детей и всех других учащихся школы. Сложность этого вида обучения заключается, в частности, в необ­ходимости достаточного количества учителей и школьных помещений.

Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предпола­гается объединение 5-8 наиболее успевающих в каждой паралле­ли школьников в группу, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обыч­но работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обуче­ние основной части класса и группы одаренных ведется параллель­но, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения оказывает положительное влияние в первую очередь на академи­ческие результаты группы одаренных детей.

Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное время, а только на его часть, что дает одаренным детям возмож­ность для общения со сверстниками и позволяет им находить рав­ных себе в академическом отношении детей и соответствующее содержание образования. При этой форме способные ученики имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в за­нятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заклю­чается в том, что одаренные дети имеют возможность заниматься со старшими школьниками тем предметом, по которому они более всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со сво­ими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные дети должны получить возможность доступа к занятиям по избран­ным ими предметам на университетском уровне.

Данная форма учитывает такую особенность развития одаренных детей, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответствен­но, дифференциация обучения осуществляется не глобально, а лишь в некоторой избранной предметной области. Сложность проблемы заключается в реализации этой формы обучения в условиях школы. Эта форма обучения может быть рекомендована для небольших част­ных школ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.

Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы. В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваи­вать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения, т. деятель­ность, необходимая для развития способностей.

Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы на тех или иных основаниях (по уровню способностей, акаде­мическим достижениям и т. Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. В первую очередь, это создание оптимальных условий развития для всех групп учащих­ся (а не только для одаренных), благодаря дифференциации, индиви­дуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуще­ствления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо изменениях на уровне организации учебного процесса в школе, в наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров и т. ; «массовость» применения, так как одаренные дети есть везде (в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т.

Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной фор­мы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть ос­нованы не только на возможностях конкретной школы, но прежде все­го — на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии разви­тия. В частности, применение в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся различных форм организации учебного процес­са, основанных на идее группировки одаренных детей в определен­ные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу мо­жет иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку воз­можность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволя­ет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно перехо­дит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа де­ятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в ре­жиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного разви­тия. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художе­ственно-творческой деятельностью, и это создает условия для пло­дотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь не­обходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не под­меняющего собою цель. В дополнительном образовании можно ис­пользовать такой мощный ресурс развития одаренности, как един­ство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опас­ности. Важно не создавать у него чувства исключительности: и по­тому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься ис­кусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педа­гогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через учеников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область до­полнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к професси­ональному пути.

Обучение в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми (лицеях, гимназиях, нетиповых образовательных учреждениях высшей категории и т

Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области музыки или балета) в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это связано с тем. что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как очевидные преимущества, так и недостатки. Большим преимуществом однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в разно­родном классе самые способные часто оказываются недогруженны­ми. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более опытные учителя. В разнородных классах, где среди 20-30 детей находятся лишь несколько особо способных учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя имеют возмож­ность стать специалистами по обучению одаренных.

В то же время объединение в однородные классы имеет и не­достатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное сознание. Следовательно, оптимизация образования для одаренных заклю­чается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходи­мо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифферен­циации должна оцениваться с позиций пользы не только для груп­пы одаренных, но и всех учеников.

При принятии решения о создании особых школ и классов сле­дует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной прак­тики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позво­ляет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:

1) научно обоснованная программа обучения одаренных де­тей и положительные результаты ее применения на практике;

2) соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;

3) квалифицированные кадры педагогов и психологов, спо­собных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;

4) система обратной связи, позволяющая отслеживать эф­фективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отра­ботанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т

5) гарантии привлечения детей в школы и классы «для одарен­ных» на добровольной основе, а также гарантии максимальной гиб­кости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода отту­да на любом возрастном этапе;

6) бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.

Важно иметь в виду, что, независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специали­зированной школы и/или класса или в массовой общеобразователь­ной школе — принципиальным является то, чему и как учится ода­ренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми ви­дами специальной одаренности (например, лингвистической, мате­матической и т. ), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для ин­теллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:

■ включать изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному, их повы­шенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

■ использовать в обучении междисциплинарный подход на ос­нове интеграции тем и проблем, относящихся к различным облас­тям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску ре­шений на «стыке» разных типов знаний;

■ предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяю­щих учитывать склонность детей к исследовательскому типу пове­дения, проблемности обучения и т. , а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

■ учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной ме­ре поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

■ содействовать изучению способов получения знаний (проце­дурных знаний, или «знаний о том, как»);

■ обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

■ поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

■ гарантировать наличие и свободное использование разнооб­разных источников и способов получения информации;

■ предусматривать качественное изменение учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т

■ обучать детей оценивать результаты своей работы с помо­щью содержательных критериев, формировать у них навыки пуб­личного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов;

■ способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

■ включать элементы психологической поддержки с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Следует принимать во внимание то обстоятельство, что диф­ференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференци­ация на основе раздельного обучения одаренных детей (отбор для обучения в нетиповой школе либо селекция при распределении в классы с разными учебными программами). Вторая — диффе­ренциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности из­бирательного обучения по индивидуальным программам в услови­ях вариативной образовательной среды). Первую форму диффе­ренциации условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявле­ний одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нару­шение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при неучете специфики этих детей они могут понести невоспол­нимые потери в своем развитии и психологическом благополучии. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т. на основе смешанного обуче­ния при условии осуществления дифференцированного и индиви­дуализированного подходов. По мере повышения качества образо­вательного процесса в массовой школе, роста квалификации педа­гогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной образовательной среды и т. существую­щие на данный момент варианты «внешней дифференциации», воз­можно, окажутся сведенными к минимуму.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *