Этапы исследования
Различают следующие этапы:
- Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
- Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
- Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.
Разработка программы социологического исследования
Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:
- методологическое;
- методическое;
- организационно-техническое.
Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.
Определение проблемы
Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.
Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.
Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.
Предварительный анализ объекта
После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.
Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:
- Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
- Охватывают ли они основные предметы.
Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.
Характеристика цели и задач
Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.
В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:
- Составление опросника.
- Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
- Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).
Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:
- Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
- Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
- Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
- Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.
Подобный системный подход важен при составлении любого курса.
Интерпретация понятий
На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс».
Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.
При необходимости можно:
- Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
- Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.
Формулирование гипотез
На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.
Инструментом построения гипотез выступают:
- Теоретические концепции требующие проверки на практике.
- Результаты прежних исследований в данной области.
- Аналогии с похожими процессами.
- Интуиция исследователя.
- Наблюдение за окружающими событиями.
Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка.
Определение стратегического плана
Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:
- Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
- Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
- Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
- Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.
Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.
Составление плана выборки
На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.
Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.
Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:
- Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
- Лица с разной успеваемостью.
Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.
Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:
- Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
- Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
- Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.
Описание методов сбора данных
В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:
- Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
- Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
- Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
- Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
- Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.
Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.
Описание схемы анализа данных
Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.
Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.
Типичные проблемы социологического исследования
Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.
Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:
- С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
- С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).
Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.
Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:
- Усложняет инструментарий исследователя.
- Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
- Уменьшает оперативность исследования.
Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:
- Носителям. Это могут быть отдельные группы (национальные, возрастные, профессиональные и др.), социальные институты, конкретные предприятия и организации.
- Масштабам. Проблема может носить глобальный характер, касаться одной страны, быть региональной и местной.
- Глубине противоречий. В этом случае проблемы разделяются по сложности разрешения.
Как определить проблему
Чтобы обозначить главный вопрос в научной работе, студенту нужно:
- Детально изучить всю возможную информацию по теме диплома.
- Разобраться, какие вопросы по выбранной вами теме ранее уже поднимались для изучения и были успешно решены.
- Обозначить круг тем, которые не были рассмотрены до вас.
- Вместе с научным руководителем выбрать один, максимум два вопроса, чья актуальность не вызывает сомнений.
Как написать
О проблеме исследования, наряду с другой информацией, нужно написать во вводной части дипломного проекта сразу после формулировки темы.
Ее важно описать так, чтобы подчеркнуть актуальность вашей научной работы.
Шаблонные фразы и клише
Мы привыкли с негативом воспринимать шаблонные обороты речи. Но это не относится к научному стилю и написанию диплома. В данном случае стандартные фразы существенно облегчают работу над самой трудной частью диплома — введением.
Примеры шаблонных фраз в дипломном проекте:
Как оформить
Постановка главного вопроса, на который необходимо ответить в научном проекте — это ключевая часть во введении к дипломной работе.
Она имеет чёткую структуру, которой нужно придерживаться:
- Актуальность выбранной темы дипломного проекта с четким обоснованием (почему она важна для науки или для жизни).
- Определение главной проблемы исследования, основного противоречия в выбранной теме.
- Перечисление теоретических и практических аспектов данного вопроса.
- Объективная оценка изученности проблемы.
- Название основных работ и концепций по выбранной вами теме.
- Список фамилий ученых, которые занимались решением этого вопроса или смежными с ним.
Во введении можно (но не обязательно) написать ваше мнение по данной теме.
Из верно обозначенной проблематики логически вытекают все остальные термины: объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Пример
Образец описания проблемы в дипломном проекте на тему: «Психологическая поддержка руководителя в стрессе»:
Если вам в процессе учебы понадобится помощь, помните, всегда рады помочь студентам на образовательном ресурсе ФениксХелп.
Примеры составления формулировки
Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:
- Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
- Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
- В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.
То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».
Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.
Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т.
Роль научной программы исследования
Программа научного исследования выполняет такие функции, как:
- Методологическая. Она заключается в констатировании цели и задач проекта,постановке проблемы, выдвижении гипотезы и определения оптимальных методов исследования, сравнение текущей работы подобными (более ранними трудами).
- Методическая. Она предполагает разработку логического плана: где и что описать, как показать или доказать, какие материалы использовать, какие методы и приемы позволятраскрыть тему и пр.
- Организационная. Обеспечивает грамотный процесс исследования: поручение конкретных действий определенным людям (участникам исследования), разделение обязанностей между членами коллектива, контроль за
Реализация этой функции напрямую видна: преподаватель выдает задание студенту и контролирует ход его выполнения.
Программа научного исследования должна иметь четкое, подробное и логически завершенное описание проекта: от начальной стадии (постановки проблемы, цели и задач) до финала (доказательств эффективности предложенных мер).
Из чего складывается программа научного исследования?
Так как программа научного исследования представляет собой подробный план действий и находит свое отражение в вводной части любой научной работы, то она должна содержать следующие элементы:
Проблема. Автору необходимо не только грамотно определить симптомы и определить проблему, но и установить причины ее возникновения.
Проблема – это тот пробел, противоречие, которое мешает установлению оптимального состояния, улучшения ситуации.
Цель. Под целью понимают конечный (желаемый) результат, к которому должен прийти исследователь. Фактически это то, ради чего организуется и реализуется исследование.
В зависимости от вида работы (теоретическая, практическая или смешанная и пр. ) цель может разниться. В одном случае она будет направлена на изучение теоретических аспектов, а в другом – изучение теории и выработка конкретных навыков (анализ, определение фактов и др.
Следует отметить, что цель исследования должна быть согласована и полностью совпадать с темой исследования.
Задачи. Постановка задач призвана конкретизировать, каким образом будет достигнута цель проекта.
Обратите внимание, цель всегда одна, а задач может быть множество. Задача – это конкретное действие, которое должно упростить изучение темы, сделать его на поэтапной основе.
Лучше всего начинать формулировку «задач» с глагола: определить, изучить, проанализировать, исследовать и пр.
Объект исследования. Объект – это нечто абстрактное, обширное, общее, напрямую затрагивающее проблему исследования. Объект научной работы является носителем проблемы.
Фактически это тот (та), на ком (на чьем примере) анализируется конкретная ситуация, проблема, проводится эксперимент.
Объектом исследования может быть предприятие, отрасль, область науки, ведомство или страна в целом.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Предмет научной работы. Это отдельная часть объекта, которая ограничивает область рассмотрения темы.
Предмет исследования, как и цель, тесным образом связан непосредственно с темой, и напрямую согласовывается с объектом.
Чаще всего под предметом понимают теоретические аспекты, в рамках выбранной темы, а под объектом – конкретного носителя проблемы.
Гипотеза. Разработка программы научного и следования предполагает обязательное выдвижение предположения автора, которое на протяжении всей работы будет обосновываться и доказываться.
В конце исследования автор должен будет отметить достоверность своей гипотезы или опровергнуть ее, предоставив при этом неопровержимые доказательства.
Формулировка гипотезы должна быть только утвердительной и конкретной, то есть это что, что выдвигает автор (новая теория, концепция, правило, метод и пр. ), что приведет к изменениям в лучшую (или худшую) сторону.
Методы исследования. В этой части предстоит выделить способы сбора и обработки информации, а также приемы, которые позволят решить поставленные задачи и приблизиться к цели.
Самыми распространенными методами исследования являются сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент и пр.
От степени разработанности научной программы исследования зависит успех всего проекта. Фактически данный постулат позволяет составить «скелет» исследования, разработать четкий и слаженный алгоритм действий, который приведет к определенному результату.
Каждый эксперимент или исследование проходит по определенном плану. Без планирования и следования четко намеченной траектории на основе простой импровизации добиться успеха непросто или слишком (неоправданно) затратно. Исследователь должен обосновать каждый свой шаг, тщательно спроектировав научный путь, выбрав «оптимальную тропу» (по количеству действий и расходам, результативности, новизне и значимости, посильности и пр.
При проведении социологического исследования план представляет не просто в качестве списка, расписывающего основные этапы его реализации. В данном случае он оформляется в виде официального документа, очерчивающего основные моменты научного изыскания, именуемого программой.
Этапы разработки программы социсследования
Разработка программы социсследования – первый этап, когда автор только планирует данное мероприятие. Начало проработки плана действий начинается с анализа следующих аспектов:
Ключевые элементы программы социсследования
- Постановка цели и задач, выдвижение гипотезы. Социологическое исследование носит теоретико-практический характер, экспериментальный. Поэтому цель данного мероприятия также будет практической: изучение явления, опрос респондентов для выявления их отношения к реалиям/происходящему. После конкретизации цели будут разработаны задачи и выдвинуто предположение (подлежащее проверке): список вопросов для респондентов, конкретизация выборки (кто будет принимать участие в эксперименте: пол, возраст, социальный статус, опыт работы и пр.), вариант опроса (интервью, онлайн, тестирование и пр.). Обратите внимание, что цель и задачи звучат как призыв к действиям (изучить, установить и пр.). Данный этап – методологическое обеспечение эксперимента.
- Выбор способа интерпретации полученных результатов. После сбора информации исследователю предстоит грамотно и представить в проекте и предоставить анализ данных. Поэтому при разработке программы социологического исследования важно учесть способ интерпретации полученных результатов: графический, табличный, текстовый и пр. В любом случае все полученные результаты должны быть представлены емко и понятно, проанализированы посредством использования принципа научной аргументации: сравнение полученных сведений по теме/проблеме с выдвинутой гипотезой, шкалой оценки и формулирование промежуточного/итогового вывода по ситуации. Важно расшифровать каждое понятие (особенно новое), расчленить материалы и структурировать (систематизировать) их, показать обоснованность умозаключений и значимость, новизну результатов, учет всех воздействующих факторов. Автору исследования предстоит определить схему перевода информации из текстового формата в числовой, определения тенденций и пр. Данный этап – методическое и организационное обеспечение эксперимента и его оформление в единый письменный проект.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка программы социологического исследования сводится к определению основных постулатов эксперимента: тема/проблема – цель и задачи – объект и предмет — гипотеза – этапы проведения исследования (сбор, обработка, оформление) – подытоживание действий (цель-результат-рекомендации/выводы).
Программа социологического исследования конкретизирует каждый шаг, позволяя установить четкую последовательность действий и их роль, выбрав оптимальную траекторию (действие, сроки реализации и пр. ), способы и методы работы с учетом имеющихся возможностей.
Выполнение любой курсовой, дипломной, научной работы сводится не просто к изучению темы. В данном деле важно разобраться с конкретной проблемой, которая завуалирована в заглавии и представляет определенную сложность, противоречие, сомнение или угрозу для объекта исследования. Далеко не каждый студент понимает, как работать и что вообще нужно делать с этой категорией. Сегодня мы расскажем об исследовании проблемы при выполнении студенческих и научных работ.
Место и роль проблемы в курсовых, дипломных и научно-исследовательских проектах
Независимо от тематической, предметной или научной принадлежности, любой проект – это не просто обзор выбранной темы (то есть писание правил, категорий и пр. Подготовка исследования любого масштаба и формата предполагает изучение конкретной проблемы и поиск ее решения, притом решение может быть общим (инструктивным, методическим) и частным (для конкретной ситуации, случая и пр.
Проблема изыскания проявляется от начала до конца проекта, начиная с титульной страницы и заканчивая заключением и списком литературы. Самым простым способом ее отражения выступают:
- Тема исследования, где проблема будет описана в нескольких словах, ключах. Чаще всего проблематика скрыта в конце формулировки заглавия;
- Основной текст проекта, где будет описываться и решаться проблема на конкретном примере;
- Список литературы, где все задействованные первоисточники будут затрагивать тему в общем, а также акцентировать внимание на исследовании решении определенного вопроса, с конкретной позиции, на базе собранных доказательств и пр.
Таким образом, проблема исследования проявляется от начала до конца студенческой или научной работы, начиная от заглавия и заканчивая заключением, библиографией и приложениями. Она найдет отражение в том или ином виде в каждом разделе и подпункте, но с определенной позиции. В одном случае – будет просто описана (причины появления и провоцирующие факторы, симптоматика, способы воздействия способы решения), в другом – протестирована на примере конкретного объекта, в третьем – решена с помощью определённых комбинаций и действий автора, современных возможностей и пр.
Специфика проблемы в исследовании
В чистом виде проблема находит отражение во введении и заключении при констатации научного аппарата проекта. Притом во введении происходит постановка проблемы, а в заключении – ее решение и оценка его эффективности, рекомендации по внедрению инноваций и пр.
Фактически, без исследования проблемы невозможно подготовить ни один студенческий или научный проект. Отсутствие проблемы в НИР фактически превращает научное погружение в простой обзор или реферат описательного плана, где не требуется предпринимать каких-либо практических действий. Поэтому без постановки проблемы – нет исследования, а без исследования невозможно найти современный способ решения существующих уязвимых и противоречивых моментов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: проблема – это ядро любого проекта, на котором завязан весь ход изыскания. Именно оно задает курсовой, дипломной или научной работе индивидуальность, масштабы, новизну и значимость. Притом проблема проявляется и решается на протяжении всего исследования, а оформляется – кратко, емко, но доступно (как в текстовой, так и графической форме).
Схема работы с проблемой исследования при выполнении студенческих и научных работ
Вид и масштабы исследования не играют существенной роли при работе с проблемой и темой. От указанных категорий зависит лишь глуби на погружения и качество изыскания.
Поиск и решение проблемы в явном виде подчеркивает уровень подготовки и компетентности автора НИР: что он умеет, какой позиции придерживается и как ее обосновывает, какими инструментами и методами пользуется, что предлагает и почему. Но в целом алгоритм по работе с проблемой исследования можно показать в виде следующей схемы действий:
Самое первое, что делает автор исследования – это разбирается в основных моментах в рамках темы, то есть описывает проблему с научной точки зрения, излагая известные факты подходы, теории, правила по ней. В данном случае он определяет ее симптоматику, характер воздействия на объект, способы решения, воздействующие факторы и прочие нюансы.
На описательном этапе студенту или исследователю предстоит разобраться и понять принцип «работы проблемы», способы ее диагностики (какая информация потребуется, что с ней делать и пр. ) и определить способ воздействия на нее с целью минимизации негативных последствий.
Обратите внимание, что описание проблемы в исследовании будет происходить повсеместно: в теории – общая характеристика, в практическом разделе – непосредственный разбор проблемы на конкретном примере (объекте) с констатацией выводов: в чем она проявляется, как воздействует, что спровоцировало ее появление, как воздействовать, оценка предлагаемых решений (затратность, эффективность, инновации и пр. В каждом разделе проблемы будет описан с определенной позиции: аналитическая часть – симптомы, отклонения, причинно-следственные связи и пр. , в рекомендательном – решение проблемы (действия, результативность, целесообразность и необходимость перемен и пр.
Данный этап описывается в теории в виде подобранной методики, а в практическом разделе непосредственно реализуется автором НИР путем подставления имеющихся данных в рамках конкретных формул, этапов, и пр.
Самыми популярными методами по диагностике выступают: использование традиционных или проверенных, классических подходов, разработанных учеными, экспертами, описанными в учебниках и научной литературе. В данном случае достаточно подставить имеющиеся данные в соответствующие этапы, произвести необходимые расчеты, проанализировать результаты и сформулировать обоснованные выводы относительно наличия или отсутствия проблемы, провоцирующих факторов и пр.
В числе приоритетных приемов по диагностике проблемы исследования можно выделить: факторный анализ, сравнение, анализ данных, математическое моделирование, компьютерное моделирование. В целом постановка проблемы предполагает соблюдение четкой последовательности действий, учет действующих норм и конкретизацию текущих тенденций в рамках изучаемого объекта. То есть опираться придется на теоретические подходы, нормы, отраслевые показатели, данные прошлых лет и выявленные тенденции (изменения, отклонения, их характер и пр.
Как работать с проблемой в ходе выполнения исследования?
По мере определения симптомов и силы воздействия проблемы на объект исследования, факторов-провокаторов, автору НИР предстоит разработать четкий план по воздействию на нее.
Обратите внимание, что решение проблемы – это не обязательно полная ликвидация противоречия, нюансов или негативных последствий. Порой моментально избавиться от нее невозможно. В данном случае решение будет предполагать снижение негативного воздействия на объект, минимизацию рисков и угроз, расходов, повышение эффективности деятельности объекта и пр. Но в любом случае решение предполагает определенные преобразования, перемены, которые должны быть тщательно спланированы и обоснованы.
Решение проблемы предстанет перед автором в виде плана мероприятий с отражением конкретных действий, сроков реализации. Все они будут акцентированы на проблеме, воздействующих факторах, результатах деятельности объекта. Обоснование предлагаемых новшеств производится с помощью методов прогнозирования, оценки изменения с помощью факторного анализа или апробации данных. Все зависит от желания и возможностей исследователя, характера НИР, глубины погружения в тему, располагаемых ресурсов и данных.
Эта стадия реализуется преимущественно в серьезных изысканиях – дипломных работах, монографиях, диссертациях. Притом рекомендации уместны как для конкретного объекта, так и в общем ракурсе, если автор намерен внедрять инновационные приемы и методы, схемы. В данном случае целесообразно разработать инструкцию, которая укажет: что необходимо учитывать при внедрении, в каких сегментах (сферах, отраслях, моментах и пр. ) уместно разработанное решение, к чему может привести и пр.
Фактически, указанная комбинация действий по работе с проблемой исследования очерчивает общий кастет студенческого или научного проекта, где каждому разделу свойственен определённый шаг по исследованию проблемной зоны.
Как сформулировать проблему исследования в студенческих и научных работах?
После того как автор вник в суть темы, сумел определить проблему, важно грамотно ее отразить в тексте курсовой, дипломной или научной работы. Самой большой загвоздкой в этом деле является корректное и понятное отражение проблемы, то есть ее краткое и емкое описание. Оно приводится во введении исследования в виде пары предложений, призванных отметить ее проявление и роль, показать актуальность темы в общем и необходимость действий, инноваций и пр.
Согласно общим правилам постановки и формулировки проблемы в исследовании, описание данного момента должно соответствовать следующим требованиям:
- Проблема – центр изучаемой темы. Данное утверждение предполагает, что проблема исследования должна вписываться в утвержденную формулировки темы, быть в «центре» событий, а значит соответствовать параметрам актуальности;
- Формулировка должна кратко и емко описывать проблему, то есть что именно автор намерен изучить и решить, какое противоречие не дает ему покоя и пр.;
- Подчеркивание характера исследования и его направление. В данном случае формулировка проблемы должна отмечать, какие действия исследователь намерен предпринять: изучить – теоретический и описательный характер, исследовать и решить – аналитический и экспериментальный или прикладной характер и пр.;
- Очерчивание гипотезы и авторской позиции. При постановке проблемы становится очевидным отношение исследователя к теме и проблеме, его заинтересованность в ней, уровень подготовки и готовность к действиям. Поэтому при постановке проблемы важно отметить непосредственно противоречие (сомнение, нестыковка, отклонение от норм или изначальных целей), способ разрешения (гипотеза). Все это отражается в научном аппарате НИР.
Таким образом, формулировка проблемы курсовой, дипломной или научной работы будет краткой и емкой, акцентирующей внимание на уязвимом месте, возможностях и намерениях автора, цели и задачах проекта.
Основные правила формулирования проблемы в тексте НИР
Для грамотной и корректной формулировки проблемы автору сначала следует разобраться в известных для него моментах, определить неточности/недоработки и следствие их воздействия на объект.
Проблема исследования будет носить сугубо частный характер, так как автор будет рассматривать ее с определённой позиции, в конкретных границах и масштабах, на конкретном примере (организация, группа лиц, регион, отрасль и пр. Чем точнее она будет описана и отражена, тем легче будет протекать ход исследования в дальнейшем.
Поэтому при постановке и формулировании проблемы в НИР, исследователь должен понять (вникнуть) в ситуацию со всех сторон (теория, практика, наука), определить собственные возможности (какими данными он располагает, степень их достаточности и достоверности), а затем предложить траекторию исследования – что и как он будет решать. Ответ на последние вопросы и станет ключом к корректной постановке и формулировке проблемы в работе.
Советы экспертов Дисхелп по работе с проблемой исследования
Проработка проблемы исследования и темы – кастет изыскания, предопределяющий последовательность действий и конечный результат работы. От ее качества зависит эффективность всех намеченных мероприятий и успех автора.
Чтобы студенческий или научно-исследовательский проект получился достойным внимания и пригодным в науке или на практике, достаточно полагаться на простейшие рекомендации:
- Избегайте сложных формулировок и двусмысленности. Проблема должна описываться простом и однозначно, а ее решение — обоснованным и аргументированным, тщательно продуманным;
- Постановка проблемы не должна выходить за пределы намеченной темы и цели НИР. Если цель – изучить и описать, то разрабатывать решение или инновации не входит в обязанность автора. Если же цель состоит в исследовании и определении путей, то без рекомендаций и проектирования мероприятий не обойдется.
- Постановка и формулировка проблемы в НИР производится строго в научном стиле. Притом на данную миссию отводится 1 абзац или несколько предложений, но непосредственное описание и решение растягивается на весь проект (в каждой части будет описано определенное действие: описание, анализ, решение, прогнозирование, рекомендации и пр.).
- Проблема изучается в ее текущем проявлении, а решение должно учитывать опыт предшественников и инновации, новшества и пр.;
- Постановка проблемы производится на основе научных и реальных фактов, подчеркивающих ее актуальность и значимость.
Таким образом, определение и формулировка проблемы тесным образом связана с научной принадлежностью и тематикой НИР, а также возможностями автора. Чтобы облегчить процесс ее постановки и разрешения, важно вникнуть в азы и суть выбранной темы, изучить современные труды и подходы, а затем применить их в НИР.