Проблема развития речи у детей раннего возраста по программе и с ФГОС дошкольного образования

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучение в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных. В чем причины? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А может быть и первое, и второе, и третье. Типичные проблемы развития речи дошкольника односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, составить рассказ по серии картин, сюжетной картине, творческий рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. Недостаточно развитое фонематическое восприятие и неумение проводить звуковой анализ слов. Нарушения звукопроизношения и дикции. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Условия успешного речевого развития в детском саду

  • Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
  • Создание условий для развития общения и речи детей:

— педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; —  побуждают детей к речевому общению между собой.

— речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; —  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); —  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

— обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; —  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; — обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); —  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; —  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; —  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

  • Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  • Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

—  стимулируют детей комментировать свою речь; —  упражняют в умении планировать свою деятельность.

  • Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  • Педагоги поощряют детское словотворчество.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Условия успешного речевого развития в семьеНепременным условием для успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:

  • Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  • Создание условий для общения с другими детьми.
  • Совместные игры взрослого и ребенка. Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
  • Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью.
  • Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.
  • Удовлетворение любознательности ребенка. Не оставлять без ответа вопросы ребёнка. Дать ребёнку возможность приобретать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.
  • Чтение художественной литературы. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
  • Разучивание стихов. При заучивании стихотворений с детьми решаются сразу несколько задач: научить выразительно читать его перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.
  • Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

  • Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.
  • Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в развитии речи детей дошкольного возраста. Учитель-логопед Жучкова Н.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.

На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).

На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).

6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.

7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.

Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.

Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.

В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др

− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);

− самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).

Во второй младшей группе:

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;

− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).

В средней группе:

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);

− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога;

− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.

В старшей и подготовительной группах:

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);

− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т.

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

− повышается речевая активность детей;

− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:

− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;

− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;

− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Антонова Ю. В. Игры для всей семьи, или долой скуку. — М.: Издательство Лада/Москва, 2010г.
  • Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
  • Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
  • Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова // Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. — М.: Аркти, 2005–96 с.
  • Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6

Основные термины (генерируются автоматически): средство общения, правильная речь педагога, ребенок, речевое развитие, формирование речи, возрастная группа, детская литература, дошкольный возраст, монологическая речь, речевое взаимодействие.

Актуальность изучения особенностей речевого развития детей предшкольного возраста обусловлена значимостью уровня развития речи ребенка в успешности начального этапа школьного обучения. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения русскому языку, литературному чтению, естествознанию, музыки и математики.

Требования образовательного Стандарта к результатам освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие, по-прежнему, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития детей — это формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

‒ овладение речью как средством общения и культуры;

‒ обогащение активного словаря ребенка;

‒ развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

‒ развитие речевого творчества;

‒ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

‒ формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

‒ развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слух.

Условия реализации программ ДО должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в таких образовательных областях, как социально-коммуникативной, познавательной, речевой.

Рассматривая ФГОС НОО как нормативный документ, в котором определены условия для реализации задач по развитию речевой деятельности, мы можем говорить о тех результатах, которые должны быть получены на «выходе» ребенка из образовательного учреждения.

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Анализ образовательных стандартов разных уровней обучения показывает наличие преемственности между ними, которая заключается в:

‒ схожести целей, задач обучения;

‒ единой методологической основы;

‒ единообразии понимания структуры и содержания основной образовательной программы, условий и результатов.

Исходя из того, что одной из главных задач образовательных стандартов, в целом, является речевое развитие детей разберем подробнее, что из себя представляет речь и речевое развитие.

Для того чтобы понять, каковы психолого-лингвистические основы речевой деятельности, необходимо обратиться к самому понятию «деятельность».

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для понимания сущности речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л. Выготский, А. Леонтьев и др. Все психические процессы у ребенка — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи (Л. Выготский, А. Лурия, А. Запорожец и др

1) Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

2) Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

3) У ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. ), синонимы (например, пес, собака,; лошадь, конь, скакун и т. ), слова — действия, слова — признаки.

4) Ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, «Папа прочёл газету после того, как позавтракал». (Что он сделал вначале?) «Охотник бежит за собакой». (Кто бежит впереди?) и т. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы — сливовое, шапка из соломы — соломенная, у лисы — лисята, у льва — львята и т.

5) Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в начальной школе для всей судьбы ребенка. Не только формальная грамотность школьника является основной задачей начальной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.

  • Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  • Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
  • Елисеева М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста. // Логопед в детском саду. М., 2006. — № 1. — 10с.
  • Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  • Федеральный государственный образовательный начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): речевое развитие детей, школьное обучение, дошкольное образование, речевая деятельность, речевое развитие, русский язык, устная речь, детская литература, начальная школа, начальное общее образование.

Библиографическое описание

На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Ефименкова, Н. Жукова, Р. Левина, С. Миронова, С. Спирова, Т. Филичева и др.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР.

Под общим недоразвитием речи принято понимать «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». При этом расстройстве отмечается позднее начало речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень вывраженности. Может наблюдаться как полное отсутствие словесных средств общения или весьма ограниченного их развития в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной, так и развитие речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Понятием «общее недоразвитие речи» объединяются внешне сходные, но по этиологии и механизмам различные формы речевой патологии, сочетание симптомов ОНР могут наблюдаться при дизартрии, ринолалии, заикании и всегда при алалии.

При разработке теоретических аспектов логопедии как раздела коррекционной педагогики, направления, и формы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений было сформулировано два классификационных подхода: клинико-педагогический (М. Хватцев, С. Ляпидевский) и психолого-педагогический (Р. Левина, Р. Лалаева, Т. Филичева, Л. Спирова и др.

В работах С. Ляпидевского речевые нарушения рассматриваются с точки зрения клинического подхода. По мнению автора, в группе речевых расстройств имеются различные формы, которые характеризуются разнообразными проявлениями клинической симптоматики и неоднородными нарушениями структуры нарушения. Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С. Ляпидевский указывает на то, что в ней предполагается учёт того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения.

Иного подхода к пониманию недоразвития речи придерживается Р. Левина. Изучая проявления недоразвития речи у детей, автор отмечает, что нарушения устной речи могут быть многообразны по проявлениям, затрагивать различные компоненты речевой системы. Когда они охватывают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую системы, можно говорить об общем недоразвитии речи.

Левина считает, что формирование представлений об общем недоразвитии речи связано с разграничением аномалий речевого развития у детей, с изучением генеза речевого нарушения, оценкой и дифференциацией симптоматики речевых нарушений.

Для оценки и понимания речевых нарушений, которые могут быть классифицированы как общее недоразвитие речи, необходимо разграничение нарушений речи со сходными состояниями:

—        От возрастных особенностей развития речи детей;

—        От дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям, представляя собой их следствие (умственная отсталость, нарушение зрения, нарушение слуха).

Для разграничения речевых нарушений при различных аномалиях развития Р. Левина предлагает в каждом случае выявлять первичные проявления и симптомы, составляющие прямое или отсроченное их последствие.

Одним из ведущих принципов, положенных автором в основу разработки учения об общем недоразвитии речи, был принцип развития. Этот принцип предполагал анализ процесса возникновения речевого нарушения. Указанный подход также позволяет выявить в проявлении аномалий речевого развития закономерную связь. Первичное нарушение обуславливает появление и проявление вторичных по отношению к причине, но, не менее тяжёлых по влиянию на формирующуюся речевую функцию нарушений.

Сходное понимание общего недоразвития речи рассматривалось в работах Г. Жаренковой, Н. Никашиной, Л. Спировой. Они считали, что нарушение всех компонентов речевой, функциональной системы можно рассматривать как общее недоразвитие речи.

Жукова считает, что общее «понятие недоразвитие речи основывается на прогрессивной точке зрения о возможности единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребёнка».

Филичева, Г. Чиркина и Т. Туманова под общим недоразвитием речи у детей с сохранным интеллектом понимают «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы».

В работах Р. Лалаевой и Н. Серебряковой данное понятие используется при оценке проявления однотипных нарушений речи у детей с различными формами речевой аномалии, что полностью соответствует сложившимуся понятию термина общее недоразвитие речи.

На современном этапе развития логопедии проблема оценки речевых нарушений остаётся актуальной. Многие специалисты ищут возможности рассматривать речевое нарушение с учётом пересечения двух классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической. По их мнению, используемые классификации рассматривают речевые нарушения в различных, дополняющих друг друга аспектах.

В ряде работ, посвящённых анализу понятия «общее недоразвитие речи» даётся критическая оценка и самого термина, и понятия, которое это понятие означает. Отмечается неточность термина, которую связывают с тем, что он:

—          не отражает природу и патогенез речевого нарушения;

—          не даёт представления о взаимосвязи нарушения импрессивной и экспрессивной речи;

—          не раскрывает основные механизмы нарушений, овладения компонентами языка;

—          не позволяет в полной мере охарактеризовать центральные или ядерные симптомы речевого недоразвития;

—          оценка уровней речевого развития достаточно условна;

—          не совсем полно раскрывает взаимосвязь первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

На сегодняшний день в логопедии не выработано понятия, которое столь широко можно было использовать в практической деятельности, для осуществления единого психолого-педагогического подхода к разным по этиологии, но сходным по симптомам речевым нарушениям у детей.

Несмотря на критику, понятие «общее недоразвитие речи» сформулированное Р. Левиной не претерпело заметных изменений до настоящего времени.

Задача логопеда — учить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей с ОНР затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.

В процессе коррекционной рабаты следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, т. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. характерные недостатки детских рассказов- короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Логопед помогает детям с ОНР овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, логопед должен учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения (обобщающие слова, существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).

Овладение логопедом методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка рассказыванию т. самостоятельному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка — лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко. Он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда в случае необходимости тот напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной части к другой и т.

Перед педагогом «Программа» ставит следующие задачи:

—          Учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном;

—          Учить правильно отражать в речи воспринятое;

—          Учить рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаться от темы;

—          Приучать дошкольников рассказывать не торопясь;

—          Помогать им находить нужные слова, выражения;

—          Поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;

—          Развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

В дошкольном возрасте дети только ещё начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, нарушение, речевое нарушение, речевая система, речевое развитие, дошкольный возраст, речевая аномалия, речевая патология, связная речь.

Управление образования Администрации

Угличского муниципального района

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

Опыт работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Воспитатель М. Гусак

«Речь – это удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубенштейн, Ф. Сохин и др. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

— недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

— бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (педагог-психолог Сохин Ф.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В предлагаемом пособии раскрываются основные формы речевой работы с детьми дошкольного возраста, приводятся конспекты образовательных мероприятий.

Теоретические основы развития речи дошкольников

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л. Выготского, Ф. Сохина, О. Ушаковой).

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимым условий полноценного развития личности ребенка.

По определению выдающегося психолога и философа С. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного содержания. В овладении речью, считает психолог Л. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т. проходит этапы речевого развития. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

В методике О. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.

Существуют два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Монологическая речь — требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Описание опыта работы по речевому развитию дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение родным языком.

Исходя из важности и актуальности темы, цель моего опыта работы была определена: описать содержание и формы работы направленной на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

В связи с этим перед нами встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Это предусматривает:

— создание развивающей предметно-пространственной среды;

— целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» — заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.

Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.

Так же в уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.

Для того чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали центр театрализации; приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр.

В нашей группе создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

В центре искусств во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

В экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:

— составлять предложения по демонстрируемым действиям;

— размышлять, рассуждать и доказывать;

— объяснять явления природы;

— составлять небольшие рассказы.

Используя музыкальные инструменты (музыкальный центр) в своих играх:

— дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

— у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.

Формы работы направленные на развитие речи детей

В своей работе по речевому развитию дошкольников использую «Методику развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией О. Ушаковой и Е. Струниной. В нее входит программа по развитию речи для каждой возрастной группы, разработки занятий по развитию речи, разработки занятий по ознакомлению дошкольников с литературой, а также комплекты сюжетных картин.

В работе с детьми, поставила для себя следующие задачи:

— формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;

— формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;

— развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, загадки и т

— развивать звуковую культуру речи.

В своей работе используем следующие методы:

Работу по речевому развитию детей организую следующим образом:

Составление описательных рассказов.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. В обучении детей рассказыванию использую специфические приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог. Это — образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.

Составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

В процессе обучения рассказыванию, у детей формируется умение связно описывать изображенное, расширяется словарь, формируется грамматический строй речи.

В своей работе использую как сюжетные картины, где персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом: «Собака со щенятами», «На полянке»; так и предметные.

В группе собраны наборы сюжетных картин по темам «Весна», «Зима», «Птицы», «Животные» и другие.

Развитие речи посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Подобрала и систематизировала дидактические и настольно-печатные игры. Разработала конспекты занятий. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год». Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам. На праздниках детям доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Развитие речи детей средствами дидактической игры.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством развития речи у детей. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Сейчас очень большой выбор дидактических игр в продаже, они очень хорошо оформлены и дети с удовольствием в них играют. Нами были приобретены готовые дидактические игры для развития речи: «Транспорт», «Домино», «Парные картинки», «Мой дом» и другие. Изготовила дидактические игры такие как «Лото», «Магазин». Составила картотеку словесных речевых игр и упражнений.

Для выбора дидактических игр учитываю возрастные особенности детей, уровень их индивидуальной подготовленности.

Экскурсии – одна из форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Целью экскурсии является уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, расширение представлений об окружающем мире.

Первые экскурсии начинаю организовывать с трехлетнего возраста детей в соседние группы, на соседний участок, на кухню, в медицинский кабинет. Дети растут и экскурсии становятся более познавательными: магазин, почта, библиотека, школа. Наши дети – постоянные гости в историко-художественном музее нашего города, на станции юннатов, в пожарной части г. Углича.

Дети с большим удовольствием ходят на экскурсии, делятся с родителями своими новыми знаниями и яркими впечатлениями. Развивается связная речь детей.

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Сюжетно-ролевую игру осуществляю в два этапа:

1 этап – подготовительная работа (экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и другое);

2 этап – непосредственно сама игра.

Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек, фланелеграф и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей.

Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Сухомлинский пишет: «Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

Игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры,

цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.

Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Конечно основной вид музыкальной деятельности, связанный с развитием речи – это пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Музыкально-дидактические игры такие, как «На каком инструменте играю?», «Угадай, что звучит?», способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры (кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.

Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи детей. Территория детского сада большая и разнообразная: здесь растут клены, туи, липы, черемуха, сирень. В теплое время года на клумбах множество цветов. Выход на прогулку начинаю со слов: «Обратите внимание, дети, какой сегодня день!». На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами, а я им в этом помогаю. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем на прогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т. Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

Проводим беседы, даем рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц и т. Консультации и советы, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста. Организовываем тематические родительские собрания. Родители активно участвуют в изготовлении пособий: изготовление различных видов театров, театральных костюмов для детей и декораций, масок. С участием родителей создаются речевые альбомы «Копилка слов» (дети вместе с родителями рисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т.

Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую диагностику О. Ушаковой.

Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не превышает 15 мин.

Задание даю в интересной, интонационно выразительной форме. Во время диагностики важно поддерживать ребенка, одобрять. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использую наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников очень важна точная формулировка вопросов.

Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

В ходе наблюдения за детьми в свободной деятельности и в играх отметила, что дети активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления, речь детей обогащена выразительными средствами.

Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса. Большинство выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе. Учителя отмечают у детей навыки свободного общения, умения высказывать свою точку зрения.

Я считаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *