Проблемы молодой семьи по оценкам российских социологов и молодежи

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Данная тема актуальна тем, что современная семья сталкивается со множеством психологических проблем и испытывает достаточно большие трудности в преодолении конфликтных ситуаций. Особое внимание в своей работе мы уделили специфике взаимоотношений внутри современной семьи, на которые оказывают влияние гендерные факторы и системы ролевых установок. Каждая семья индивидуальна и подлежит скрупулезному изучению со стороны различных наук, особенно психологии и педагогики. Для начала определимся с понятием и природой семьи. В словаре «Семейное воспитание», семья определяется как результат брачного союза, цель которого состоит во взаимной поддержке мужчины и женщины, рождении и воспитании детей [5, с. 21]. Согласно представлениям семейного психолога В. В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», которая «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [1, с. 154]. Каждая из семей является уникальной системой, которая обеспечивает своим членам среду развития, создает условия поддержки и реализации личностного потенциала. Веками семья воспринималась как большая ценность, достаточно долгое время она выполняла одну простую функцию для человека – элементарного выживания. С. Минухин предполагает, что семья требует особого уровня развития личности, почти героической жизненной позиции. Семья – это своеобразный жизнеродящий хаос, дающий возможность достижения гармонии, семья – это в миниатюре сотворение мира [4, с. 48]. Психоэмоциональное состояние членов семьи, их отношения и типы семейных ролей сказываются на поведенческом стиле, характере, убеждениях и наклонностях человека, растущего в семье. Опыт взаимодействия в семье человек переносит на широкую социальную общность в виде сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки и поддержки или, к сожалению, за отсутствием перечисленных умений, противоположные им.

Семейные проблемы – это сложности, возникающие на жизненном пути супругов, которые иногда могут стать причиной длительных и болезненных разладов. Они дисгармонизируют отношения внутри семьи и вызывают глубокие чувства неудовлетворенности жизнью. Проблемы характеризуются степенью распространенности и силой влияния на семью. Например, некоторая проблема может быть достаточно общей для многих семей, но, создавая трудности в течение всей жизни, такая проблема не разрушает семью радикально. Другой тип проблем, с которыми сталкивается только часть семей, оказывается весьма разрушительной для существования семейной системы [4, с. 160].

В наше время наиболее актуальными выступают проблемы развода, распространения фиктивных браков и внебрачного рождения детей, неполной семьи, сознательная и вынужденная бездетность супружеских пар, рост насилия внутри семьи. Брак как социальный институт все меньше выполняет свои функции и, как отмечено многими учеными, находится в стадии глубинного кризиса. Традиционный жизненный план людей после вступления в интимные отношения — брак, рождение и воспитание последующих поколений, проживание супругов «пока смерть не разлучит» стал встречаться намного реже. Так, согласно некоторым данным, рождение детей вне брака в России в 2004 году составило 29,7% от общего числа новорожденных. Согласно современным исследованиям демографов 34% детей, появившихся на свет в законном браке, были зачаты до регистрации. А в 2004 году, в частности в Москве, 35% всех вступающих в брак мужчин и 32% женщин делали это повторно [3, с. 222-223].

Проблемы семьи существуют столько же, сколько и сам институт семьи, однако вследствие значительных изменений и перемен, произошедших в обществе, стали появляться новые, специфические семейные проблемы. В качестве наиболее характерных семейных проблем можно выделить следующие: семейное неблагополучие и насилие; дисбаланс супружеских ролей и неадекватность престижности супругов; перегрузка женщин разноплановыми социальными ролями; дисгармонии интимных отношений. В качестве специфических проблем, порожденных современным обществом и культурой, можно определить такие как: малодетность семьи и вариативность мотивации «иметь или не иметь детей»; «андрогинизация» семей [2, с. 27].

Среди студентов разных курсов в социальных сетях мы провели анонимный опрос. 850 человек в возрасте 18-24 года ответили на вопрос «Готовы ли вы к семейной жизни?».

Да

Нет

Не задумывался(-ась)

26 %

56 %

18 %

221

476

153

Результаты опроса показывают, что большинство студентов (476) еще не готовы к семейной жизни, они отрицательно ответили на предложенный вопрос. Для 153 студентов вопрос вызвал удивление, данная тема вообще не является предметом их размышлений, что также говорит об их не готовности к семейной жизни. Наконец, 221 студент, это 26% из общего числа респондентов считают себя готовыми к семейной жизни.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, во избежание трудностей в семейной жизни, необходима, помимо физической, психологическая готовность к вступлению в брак и созданию семьи. Особенно, на наш взгляд, эта готовность должна быть у юношей. Ситуация, где воспитанием ребенка занимается мать-одиночка, сегодня достаточно распространена, в том числе и среди студентов. Подобные условия развития и воспитания ребенка нельзя определить как нормальные. Во-вторых, для учащейся молодежи ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, этим и можно объяснить отсутствие потребности и цели создания семьи среди студентов. В-третьих, отсутствие размышлений о будущей семейной жизни в данном возрасте вызывает опасения о формировании социальной зрелости и «взрослости» студента. В связи с этим мы рекомендуем в программах обучения по предметам психолого-педагогического цикла включить разделы, касающиеся психологической культуры брака и семьи. Предлагать студентам специальные лекции и семинары, тренинги по подготовке к семейной жизни, с целью предупреждения психологических проблем семейной жизни. Мы уверены в том, что отсутствие знаний в данной сфере ведет к неосознанному вступлению в брак, неумению разрешать конфликты и разногласия в семье и способности сохранения чувства любви. Отметим также то, что нередко одинокие люди объясняют отсутствие собственной семьи тем, что им «никто не говорил о необходимости создания семьи в жизни человека».

Таким образом, брак и семья – это очень важные, но вместе с тем не единственные, сферы в жизни человека, поэтому они должны стать источником позитивной жизненной энергии, оптимистического настроения в деловой сфере и продуктивного взаимодействия в широком круге общения.

Список литературы:

1. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. – Спб.: Издательский дом «Питер», 2013.

2. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии. — М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001.

3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России — М.: Институт социологии РАН, 2006.

4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений — М.: Педагогика, 1987.

5. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Значительная часть людей рано либо поздно создают семьи. Вначале семейная жизнь кажется сказкой, супруги испытывают счастье, радость и безграничную любовь по отношению друг к другу. Однако современный мир за последние годы изменил общие черты, которые раньше были характерны молодым семьям. Во-первых, молодые пары имеют наиболее маленькую степень культуры и морали; во-вторых, замечания своих родителей они рассматривают как проникновение в их личную жизнь; в-третьих, необразованность и личные амбиции супругов нередко считаются главной предпосылкой разводов; в-четвертых, молодые люди, столкнувшись с трудностями, начинают во всем винить не себя, а окружающих. Трудности молодых семей на сегодняшний день являют важной задачей для ее исследование и понимания психологических причин возникновения этих проблем.

Семья – это главная ячейка общества и государства, как в настоящее время, так и в будущем. Без нормальной семьи не может быть здоровых и умных потомков, которые смогут развивать Россию.

Законодательное определе­ние молодой семьи содержится в Постановлении Верховного Совета «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», где молодая семья определяется как семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнeго возраста. В 2006 г. Постановлением Правительства от 13 мая 2006 г. № 285 было дано определение молодой семьи как семьи, возраст каждого из супругов в кото­рой не превышает 35 лет, либо неполной семьи, состоящей из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей. Современная семья является одной из важнейших форм развития общества, это базовый институт воспроизводства человеческих поколений. Она оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности. Нарушение нормальной деятельности этого социального института, несет реальную угрозу человеческой цивилизации. В семье как особом социальном институте, происходит регулирование межличностных отношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

[4, с.70].

По данным переписи 2010 г. Число супружеских пар в России составляло 33 миллиона. 4,4 млн. супружеских пар из общего (13 %) состояли в незарегистрированном браке. 1,8 тыс. человек (моложе 16 лет) указали, что состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек — в незарегистрированном браке.

[4, с.70]

В настоящее время молодые семьи испытывают трудности, которые влияют на их развитие и взаимоотношения. В современной действительности проблемы молодоженов многообразны. В связи с современной ситуацией развития общества, выделяют два основных блока семейных проблем: социально-психологический и социально-экономический. Они классифицируются рядом основных проблем:

1. Жилищные проблемы. Данная проблема является одной из главных проблем для молодых супругов. Ведь у современного общества больше нет возможности получить бесплатное жилье, как это было ранее, есть, конечно, и исключение, например семьи военных и т.п. А на свободном рынке обычной молодой семье сложно купить себе жилье. Многие молодые семьи, это еще студенты или выпускники университетов, которые не имеют заработка или имеют какой то минимальный заработок, который не может позволить приобрести собственное жилье. Так же в настоящее время присутствует высокий уровень безработицы, что тоже сильно влияет на трудоустройство молодых специалистов и обеспечение себя жильем. В сложившихся ситуациях многие молодые семьи живут у родителей, или с помощью родителей, а кто-то все же самостоятельно снимают жилье. Только немногие имеют отдельные квартиры. Кому то дарят близкие жилье, кто-то оформляет ипотеку.

2.Материально – бытовые проблемы. Каждая молодая семья сталкивается с материальными проблемами, трудностями с бытовой необустроенностью. Из-за не знания про семейную жизнь и не имея опыта семейных отношений появляются разногласия у молодых. Многие пары в своих мыслях предполагают, что после свадьбы все будет, так же как и до свадьбы, романтика, легкость в отношениях, без забот и хлопот, но происходит все иначе. После свадьбы начинается совместный быт, это благоустройства жилья, мелкие и крупные покупки для семейного быта. В основном на женщину ложиться вся домашняя работа, например уборка дома, приготовление еды, уход за собой и мужем, а на мужчину ложиться такая обязанность это как материальное обеспечение семьи. Появляются больше обязанностей в доме, молодые люди не готовы были к такой резкой перемене жизни и тут начинаются придирки друг к другу и недовольство такой жизнь. В разрешении этой проблемы могут помочь родители супругов. Их опытный взгляд, виденье данной проблемы сможет открыть второй дыхании у молодой семьи.

3.Трудоустройство. Низкая заработная плата и доход, общая материальная необеспеченность – это одна остро стоящая большая проблема молодой семьи. В основном молодым людям сложно найти место работы с высокой заработной платой. Организации, которые могут предложить высокую зарплату выставляют кандидатам на место работы высокие требование такие, например как большой стаж или опыт работы, поэтому молодые люди находят работу с менее высокой зарплатой и это очень сказывается на семейную жизнь. Неудовлетворение основным заработкам вынуждает молодую пару заниматься поисками работы в другом городе, и не исключены варианты выезда в другие страны.

4.Медицинские проблемы. Молодые семейные пары, конечно, хотят и мечтают о детях, но не у всех пар могут быть дети. Бывает, что молодой девушке приходилось делать аборт, а это очень сильно влияет на последующее деторождение и когда молодые решаются на рождение ребенка то в этот момент и появляются проблемы по здоровью женщины, которые требуют курс лечения. Есть, конечно, проблемы и у мужчин, которым тоже придется пройти курс лечения в медицинских учреждения. К сожалению, часто встречаются семьи, в которых у супругов разный резус-фактор и это сказывается на появлении детей. Так же есть пары, которые по медицинским показаниям не могут иметь детей, но в настоящее время, для таких семей есть выход это может быть или эко, или поиск суррогатной матери.

5.Психологические проблемы молодой семьи. Психологических проблем достаточно много, но насколько они разрушают семейную жизнь, это зависит от самих супругов. В основном все психологические проблемы решаемы самими же супругами. В начале семейной жизни супруги сталкиваются с такими проблемами, как не доверия друг другу, сплетни, слухи вызывают сомнение между супругами и появляется ревность. Вследствие этого появляются, запреты на общение с друзьями, поездки или выходы в свет, проверка телефонов и всех страничек социальный сетей и из-за всего этого разгорается скандал. Взаимоуважение в молодых семьях с самого начала бывает редко, не умения слушать и понять друг друга мешают построить гармоничные отношения. Каждый из супругов хочет быть главным и командовать всем в семье, но молодые пары забывают, что брак это союз двух людей и сообща и, помогая друг другу можно добиться большего. Многие из супругов не хотят брать на себя ответственность за свою половинку, когда появляются проблемы одного из супругов (жена или муж) говорят своим супругам, решай самостоятельно эту проблему меня это не касается. Многих психологических проблем между супругами можно избежать, если супруги вспомнят про свою любовь, научаться уважать друг друга и находить компромиссы во всех вопросах.

Проблемы в семье обострились в связи с экономическим кризисом, социальной и политической напряженностью, растущей материальной и социальной поляризацией общества. Это выражаются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях, увеличении числа искусственных абортов. Вместе с тем, увеличивается число супружеских пар, которые не могут иметь детей Семья как социальный институт, с одной стороны, характеризуется как саморегулирующаяся система. Это означает общение между членами семьи, которое сопровождается столкновением разных мнений и противоречий. Различные точки зрения могут быть разрешены благодаря взаимным уступкам и соглашениям, внутренней культуре, моральной и социальной зрелости членов семьи. С другой стороны, семья – это санкционированный обществом союз. Стабильность ее возможна только при взаимодействии с такими социальными институтами, как: государство, право, общественное мнение, религия, образование, культура. Именно они регулируют создание и изменение семьи. Благодаря этим социальным институтам создаются нормы, которые поддерживают семью [5, с.82].

В настоящее время социальная помощь семье представляет собой разноплановую деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и подведомственную разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия предопределяют трансформацию содержания, методов и форм по социальной помощи молодой семье. Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя: разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы; адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи; создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семье; создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи; стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха. Большая часть социальной работы с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Они используют следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями. В формах консультирования, информационной, методической, рекламно-пропагандистской, аналитико-прогностической, медико-социальной, социально-педагогической, социально-реабилитационной работы они используют разнообразные методы социальной работы с молодыми семьями, включая сбор официальной статистики и оперативной информации о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; работу по обеспечению занятости членов молодых семей, изучению рынка труда и т.д., изучение тенденций и причин социального и семейного неблагополучия.

Можно сделать вывод о том, что семья – это ячейка общества, которая имеет много материальных и психологических проблем и трудности молодой семьи показывают на своем примере проблему развития каждого из партнеров как личности. Организованная социальная работа с молодыми семьями становиться хорошим фундаментом, на котором в ближайшие годы, при кропотливой и постоянной работе, проявиться значительное улучшение социальной атмосферы молодой семьи, станет возможным решение и оптимизация ее проблем.

Библиографический список

1.Балабан, Н.Ю. Влияние распределения супружеских обязанностей в молодых семьях на удовлетворенность браком супругов / Н.Ю. Балабан [Интернет-ресурсы] – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2013/09/921 (дата обращения: 7.04.2016.)

2.Доброденьков, В.И., Кравченко А.И. Cоциология: учебник / В.И. Доброденьков., А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА , 2006. – 624 c.

3. Плотников, А. Д. Молодая семья / А. Д. Плотников [Интернет-ресурсы] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/molodaya-semya (дата обращения: 7.04.2016.)

4. Специан, Л.М. Социально-экономические проблемы семьи в современном обществе /Семья, общество, государство: история и современность -II. Материалы международной научно-практической конференции (21 декабря 2012 г.) Л.М. Специан. — Ставроп.: ООО “Ветеран”, 2013. – 70 -74 с.

5. Специан, Л.М. Семья в современном мире/ Л.М. Специан // Право и экономика. — 2010. -№4. — 182 С.

метки: Семья, Общество, Человек, Ценность, Социальный, Ориентация, Ценностный, Семейный

«Изменение семейных ценностей в современном Российском обществе»

Актуальность темы исследования:

Специфику ценностных изменений общества необходимо рассматривать в контексте особенностей изменений составляющих его социальных групп, в том числе и семьи.

Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости

Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Возможно, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформация семейных ценностей, требующая серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые затронули его основы и традиционные устои.

С одной стороны, тенденции изменение современного общества, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования и творческой самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на повышение квалификационного уровня и достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.

4 стр., 1805 слов

Семья в современном обществе

С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. В связи с этим сохраняется социальная и личностная значимость семейных ценностей, связанных с развитием семьи.

По критерию цивилизационной принадлежности ценностные ориентации семьи классифицируются на традиционные, современные и постсовременные. Вторая типология основана на роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы и включает:

внутрисемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями родства, родительства, супружества;

внесемейные ценностные ориентации, предполагающие ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса.

Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс изменение ценностных ориентаций. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному — постиндустриального. Смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными изменениеми не

только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентаций.

Итак, тенденции изменение семьи и ее ценностных ориентаций коррелируют с выводами теорий постиндустриализма и постмодернизма, согласно которым в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному).

В то же время, в соответствии с используемым нами критерием цивилизационной принадлежности, следует выделить такой тип ценностных ориентаций, который остается неизменным при любых социальных изменениех. Это общечеловеческие ценностные ориентации. Исследования показывают, что одной из важнейших общечеловеческих ценностей является семья.

Со второй половины XIX в. в большинстве индустриально развитых стран широкое распространение получила детоцентристская семья, которой присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Центральное место в ценностях детоцентристской семьи занимают ориентации на родительство — принятие социальных ролей матери и отца, а также рождение определенного числа детей. Данные ценностные ориентации проявляются в том, что осознанно проводится позитивный, не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения, музыкальные, языковые и прочие кружки), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей и потребностей.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

В то же время детоцентристская семья претерпевает значительные изменения, которые связаны с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. Наиболее распространенной в эпоху постиндустриализма (вторая половина XX — начало XXI вв) становится супружеская семья.

Супружеская семья — наименее стереотипизированное образование. Главная ее особенность состоит в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для родительско-детских и родственных отношений. В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел. Другими словами, отношения свойства, являясь основой семейной жизнедеятельности в постиндустриальном обществе, конституируют характер ценностных ориентаций постсовременной семьи, которые в основном сводятся к ориентациям на супружество, включая ориентацию как на сам брачный статус, так и на брачного партнера.

Таким образом, в ходе общественного развития наблюдается переход от патриархальной (традиционной) семьи с преобладанием ценностных ориентаций на родство к детоцентристской (современной) семье с доминированием ценностных ориентаций на родительство, а от детоцентристской — к супружеской (постсовременной) семье, в которой наиболее значимыми являются ценностные ориентации на взаимодействие с брачным партнером.

Степень научной разработанности темы: Семейные ценности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией.

С точки зрения научного знания данная тема разработана достаточно.

Крайне важными для формирования социологического знания по этой проблеме представляются теоретические исследования:

Зарубежных и российских авторов. Это, в первую очередь,

Теории диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов), жизненных ценностей (Н.И. Лапин).

В философии сформировались два основных подхода к пониманию ценностей — объективно-абсолютистский (И. Кант, В. Виндельбанд и Г. Риккерт) и субъективно-релятивистский (Р.Б. Перри, Дж. Дьюи).

В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г. Олпорт, Р. Лапьер, М. Дефлер, Ф.Р. Уэстай, Э. Шпрангер, В. Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Е.Ф. Рыбалко в своих работах применяют категорию «ценностная ориентация» для обозначения эмоционального компонента психики людей.

Читать также:  Программа для телефона чтобы писать без ошибок

В социологической науке категории «ценность» и «ценностная ориентация» исследовались в той или иной степени представителями разных направлений. В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма и в понимающей социологии М. Вебера.

9 стр., 4139 слов

Семейные отношения супругов в повторном браке

В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У. Томас, Ф. Знанецкий), бихевиоризма (Ч. Моррис), теории социального действия (К. Клакхон), структурного функционализма (Т. Парсонс)

Методами исследования в работе являются: методы системного и сравнительного анализа, количественные (анкетный опрос, методы описательной статистики) способы сбора и обработки данных.

Объект исследования: Современная семья в российском обществе в г. Екатеринбурге.

Предмет исследования: Семейные ценности современной семьи.

Целью данной курсовой работы является выявить основные семейные ценности.

Выяснить, какие семейные ценности являются главными для супругов.

Выявить факторы, влияющие на семейные ценности.

Узнать, у обоих супругов, какие мотивы и установки, опосредуют их семейные ценности

Выяснить какие предпосылки повлияли на формирование семейных ценностей.

Выяснить как супруги относятся к своим обязаностям.

Выяснить как форма организации семьи является преобладающей для современных семей

Рассмотреть семью и семейные ценности, как объект социологического изучения.

Выяснить, в чем именно проявляется трансформация семейных ценностей.

Семья́ —этооснованное на кровном родстве, браке-объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.Семья -этобазовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • члены семьи связаны общностью быта];
  • вступлением в брачные отношения;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей].

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье
  2. Любовь, семья, дети, дом
  3. Близкие, друзья, общение
  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  5. Материальное благополучие
  6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  8. Творческая самореализация
  9. Самообразование
  10. Социальный статус и положение в обществе
  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  12. Стабильность

Супруги — Муж и жена. Супруги — (правовое положение) — лица, состоящие в надлежаще оформленномбраке. По российскому праву супруги полностью равноправны; при регистрациибрака могут сохранить добрачные фамилии либо избрать общую — по фамилииодного из них; имеют равные права на имущество, нажитое во времябрака.Супруги обязаны материально поддерживать друг друга, в ряде случаев — ипосле расторжения брака.

ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него — то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических. Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Назовем наиболее существенные из них, не претендуя при этом не полноту классификации.

Поскольку нас интересует Современная семья в российском обществе в г. Екатеринбурге., то вполне закономерно говорить, что именно семьи будут являться основными источниками искомой информации. Семьи, характеризуются высоким уровнем доступности, так как имеется большое семей проживающих в г. Екатеринбурге, мы обладаем возможностью исследовать их. Нас интересуют супруги в возрасте от 18 до 60 лет

Отбор единиц в выборочную совокупность будут происходить при помощи квотной выборки. При построение групп будет использоваться неслучайный отбор.

Исходя из поставленных задач, логичнее выбрать качественную исследовательскую стратегию.

Гипотеза-основание: современныя семья является в основном семьей, вкоторой преобладает современный тип семьи: супружеская семья.

  1. Чаще всего оба супруга сходятся во мнениях, что для них является главным для семьи.
  2. Чаще всего среди разных семей одни и тежи семейные ценности являются домонирующими.
  3. Чаще всего среди женщин и мужчин существует мнение, что оба супруга являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения
  4. Большинство женщин, считают что обеспечивать семью должны мужчины.
  5. Чаще всего для супругов примером, образцом для подражания, является семья их родителей.
  6. Чаще всего для супругов являются
  7. По большей части молодые семьи не хотят иметь детей, связи с тем что хотять сначала, обеспечить семью: жильем и беспечивать свою семью материально.
  8. Чаще всего ценности основанные на эмоциях являются доминирующими: любовь, Поддержка, забота, взаимопонимание и т.д.

Эмпирическая интерпретация основных понятий:

  • пол
  • возраст
  • форма брака
  • разнополая семья
  • состав семьи
  • места человека в семье
  • проживание семьи

представления о семье

способы организации жизнедеятельности

взаимодействия в семье

совместно нажитое имущество

моральная и материальная поддержка

Выборка квотная неслучайная. Выделение квот будет происходить по возрасту. Будут , рассмотрены по 10 человек из групп, где возраст составляет: от 18 до 28; от 29 до 39; от 40 и более лет.

Мы проводим массовый, индивидуальный, стандартизированный однократный оперативный, очный опрос в виде анкеты, состоящей из закрытых, полузакрытых, открытых вопросов и семантического дифференциала.

Инструкция для интервьюера

Интервьюер, помните, что нас интересуют семьи проживающие в г. Екатеринбурге, в возрасте от 18 до 60 лет. Также необходимо отбирать респондентов по группам (квотам) в зависимости от их возраста. Всего должно быть опрошено 30 человек. В каждой из групп должно быть по 10 человек и это количество не должно быть превышено.

Интервьюер, озвучьте что выбранные респондентом варианты обводяться в кружок; некоторые записовается цифрами в таблицу, попросите респондента отвечать на вопросы, так что бы он отмечал те ответы, что первыми приходят ему в голову. Пожалуйста, запомните, что вариант «затрудняюсь ответить» не озвучивается.

Результаты опроса должны быть представлены в день его проведения.

Обращение к респонденту

Уважаемый участник исследования!

Кафедра теории и истории социологии Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина проводит социологическое исследование с целью изучения мнения жителей Екатеринбурга на тему «Семейные ценности современной семьи» Предлагаем Вам принять участие в анкетировании.

Просим Вас внимательно прочитать вопросы и отметить те варианты ответов, с которыми Вы согласны. Опрос проводится анонимно. Результаты будут использованы исключительно при подсчете статистических данных.

Заранее благодарим Вас за участие!

Блок № 1. Определения состояния нынешнего здоровья студентов на основе их ней оценки здоровья, самочувствия, наличия или отсутствия хронических заболеваний и т.д.;

Блок № 2. Определение факторов влияющих на самосохранительное поведение.

Блок №3. Определение мотивов и установок, влияющих на самосохранительное поведение.

Блок №4. Определение наличия или отсутствия вредных привычек, оказывающих влияние на здоровье, и определяющие положительное, либо отрицательное самосохранительное поведение.

Блок №5. Определение отношение студентов к системе здравоохранения.

Блок №6. Определение влияния пропаганды «Здорового образа жизни», как одной из установок самосохранительное поведение студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *