Общая характеристика социальной профилактики
Среди функциональных технологий социальной работы социальной профилактике отводится особое место. Именно путем мер профилактики можно устранить социальные проблемы группы лиц или личности в период зарождения проблемы, посредством этого создавая фундамент для того, чтобы снизить темп прироста проблемного поля общества.
В самом общем виде социальная профилактика – это совокупность общественных, государственных, организационно-воспитательных и социально-медицинских мероприятий, которые направлены на то, чтобы предупредить, устранить или нейтрализовать главные причины и условия, которые вызывают разного рода социальные отклонения отрицательного характера, а также социально неблагоприятные отклонения в социальном статусе или поведении индивида. Цель социальной профилактики – это создать предпосылки для того, чтобы сформировать социально-приемлемое поведение индивидов, а также наладить стабильное взаимодействие общества и индивида.
Также профилактикой называют обоснованные с точки зрения науки и своевременные действия, которые направлены на то, чтобы предотвратить возможные психологические, физические и социокультурные коллизии у конкретных индивидов или групп риска. Сюда же относится сохранение, защита и поддержание нормального уровня здоровья и жизнедеятельности людей и содействие людям в процессе достижения их целей, также, как и раскрытие их внутреннего потенциала.
Принципы, на которых основана социальная профилактика:
- Принцип системности. Выявляется совокупность причин социальной проблемы, создается максимальное количество условий для того, чтобы урегулировать возникающие проблемы и использовать в профилактической работе весь комплекс имеющихся методик и форм работы;
- Принцип превентивности. Предпринимаемые действия носят предупредительный характер;
- Принцип оптимальности. Необходимо выявить степень актуальности определенной проблемы для клиента;
- Принцип активизации собственных сил человека. Клиент активно принимает участие в профилактических мероприятиях.
Проблемное поле социальной профилактики составляет совокупность отклонений и отрицательных общественных явлений, среди которых: суицид, преступность, наркомания, алкоголизм, беспризорность, домашнее насилие, распад семей, безнадзорность, психические расстройства преждевременное старение и т.
Социальные службы взаимодействуют с социально-уязвимыми слоями общества и осуществляют комплексную профилактическую работу, направленную на сдерживание и предупреждение процессов углубления социального неблагополучия. Они обладают арсеналом, который включает в себя самые разнообразные методы социально-профилактической работы: правовые, экономические, медико-социальные, психолого-педагогические.
В качестве примера можно привести следующие социальные программы, которые реализуются на базе учреждений:
- «Социальная геронтология». Целью данной программы является сдерживание темпов естественного биологического старения пожилых и работа, направленная на продление периода активного долголетия (инвалиды, пенсионеры);
- «Азбука компьютерной грамотности». Цель это программы заключается в обучении на дому навыкам компьютерной грамотности молодых инвалидов;
- «Секреты долголетия». Цель программы заключается в социальной и физической реабилитации клиентов, которые состоят на социальном обслуживании на дому;
- «Социальный туризм». Целью программы является организация экскурсионных мероприятий, в основном предназначенных для пенсионеров и инвалидов;
- «Университет третьего возраста». Цель программы заключается в образовательной поддержке пожилых людей и инвалидов, содействие и помощь им в адаптации к современной жизни посредством овладения современными знаниями;
- «Территория надежды». Цель программы – в социальной адаптации выпускников интернатов;
- «Умка-чемпион». Цель программы заключается в организации мероприятий, которые направлены на полноценное развитие детей, выпустившихся из интернатов.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — ФИЛИАЛ
государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
Зам. директора по УР
___________________ И. Кононова
«31» августа 2020 года
Директор НТПТ-ф ГБПОУ РО «ШРКТЭ»
___________________ Н. Герасименко «31» августа 2020 года
Руководитель отдела по В и СР
__________________ И. Марьясова
мероприятий по предупреждению и профилактике правонарушений, безнадзорности, бродяжничества
на 2020-2021 учебный год
— Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.
— Снижение уровня правонарушений среди обучающихся филиала колледжа путем проведения мероприятий нравственно-воспитательного содержания.
— Расширение кругозора обучающихся по вопросам правовой культуры.
— Создание условий для проявления обучающимися нравственных и правовых знаний, умений, развитие потребностей в совершении нравственно-оправданных поступков.
— Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
— Воспитание у обучающихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.
— Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур в работе с обучающимися «группы риска»
— Обеспечение социальной защиты обучающихся.
№п/п Мероприятие Курс/группа Сроки Ответственные 1. Организационно-методическая работа Обсуждение количества правонарушений и преступлений совершённых обучающимися филиала колледжа на СПП и ЦМК руководителей групп Август Октябрь Декабрь ЯнварьМартМайИюнь Социальный педагог Планирование и информационное обеспечение деятельности социально-психолого — педагогической службы филиала колледжа Август-сентябрь Педагог-психологсоциальный педагог руководитель отдела по В и СР Создание социальных паспортов групп, обновление информации социального паспорта филиала колледжа До 15. 09 ежегодно Социальный педагог Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях (в том числе о состоящих на разных формах учета) До 15. 09 Руководители группСоциальный педагог Операция «Новичок» по выявлению обучающихся, не приступивших к обучению и принятие к ним соответствующих мер воздействия. Сентябрь Зав. отделением социальный педагог руководители групп Семинар — совещание «Профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности. Ранняя профилактика семейного неблагополучия» ноябрь Руководитель отдела по В и СРСоциальный педагогПедагог — психолог Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, в том числе состоящих на разных формах учета Декабрь Июнь Социальный педагог руководители групп Организация летнего отдыха и занятости обучающихся, в том числе состоящих на разных формах учёта май-август Социальный педагогРуководители групп Рейды по проверке выполнения закона о запрете курения, распития спиртных и алкогольсодержащих напитков в общественных местах, употреблении и распространении ПАВ, в том числе несовершеннолетними, проведение разъяснительных бесед, составление актов о нарушении закона. 1 раз в неделю, ежегодно Руководитель отдела по В и СР зав. отделениемсоциальный педагог руководители групп Заседание Совета профилактики по предупреждению и профилактике правонарушений Ежемесячно (последний понедельник месяца) Руководитель отдела по В и СРСоциальный педагог Учет обучающихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины, принятие соответствующих мер воздействия Ежемесячно Руководители группСоциальный педагог Проведение анализа информационной справки ОПДН, КДН и ЗП г. Новошахтинска о количестве правонарушений и преступлений совершённых обучающимися филиала колледжа Ежемесячно Социальный педагог Участие в проведении совместных рейдов с сотрудниками ОПДН, КДН и ЗП г. Новошахтинска в микрорайоне филиала колледжа, направленных на профилактику пьянства, алкоголизма и наркомании среди обучающихся техникума Ежемесячно Социальный педагог Сбор информации об обучающихся и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек обучающихся, поставленных на учет В течение года Социальный педагогпедагог-психолог Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска). Обновление банка данных «группы риска» В течение года Социальный педагогпедагог-психологруководители групп Проведение месячников, дней профилактики В течение года (по отдельному плану) Руководитель отдела по В и СР Организация диагностической работы. В течение года Социальный педагогПедагог психолог Формирование банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении В течение года Руководитель отдела по В и СР Социальный педагогРуководители групп 5 Выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций; составление банка данных на студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций В течение года Руководители группСоциальный педагогПедагог-психолог 6 Работа со студентами «группы риска» по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды В течение года Руководители группСоциальный педагогПедагог-психолог 8 Привлечение студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, состоящих на различных профилактических учетах, к занятиям в кружках, секциях, к общественной работе. В течение года Руководители группСоциальный педагог 9 Взаимодействие со специалистами учреждений системы профилактики (ОПДН, КДНиЗП) В течение года Социальный педагог 11 Проведение тематических классных часов В течение года Руководители групп 12 Привлечение студентов к участию во внутриколледжских и городских спортивных мероприятиях В течение года Руководители группПреподаватели физкультуры 13 Организация и проведение общеколледжских мероприятий В течение года Руководитель отдела по В и СРРуководители группСоциальный педагогПедагог-психологПреподаватели физкультуры 2. Работа с обучающимися Интерактивная профилактическая беседа по разъяснению требований РФ «Права и обязанности студентов» 1 01. 2020 Руководители групп Интерактивная профилактическая беседа по профилактике правонарушений (распитие спиртных напитков, административная ответственность) 2-3 01. 2020 Руководители групп Тематический день-предупреждение «Трагедия не должна повторяться». Памятная линейка, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Не отнимайте солнце у детей» 1-4 03. 2020 Руководители групп Интерактивная профилактическая беседа «Общественный порядок» 2-3 07-08. 2020 Социальный педагог Профилактическая беседа по профилактике правонарушений (табакокурение, распитие алкогольной продукции, административная ответственность). Всероссийский день трезвости 1 11. 2020 Социальный педагог Руководители групп Кинолекторий «Всероссийский день трезвости» (просмотр кинофильма с дальнейшим его обсуждением) 1-3 11. 2017 Руководители групп Круглый стол «Я — хозяин своей судьбы» 1-4 23. 2020 Социальный педагог студенческий совет Рейд «Мой внешний вид» 1-4 Сентябрь Зав. отделениемСоциальный педагогСтуденческий совет Круглый стол: «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» 1 08. 2020 Руководители групп Круглый стол: «Суицид среди подростков» 1-2 25. 2020 Педагог-психолог Спортивные соревнования по волейболу и баскетболу: «Спорт против наркотиков» 1-2 Ноябрь-декабрь Преподаватели физкультуры Лекция ко дню защиты прав человека: «Каждый должен знать свои права» 1 10. 2020 Уполномоченный по правам ребенка Беседа: «Твоя воинская обязанность» (юноши) 1-4 02. 2021 Педагог-организатор ОБЖ Руководители групп Круглый стол: «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» 1-2 22. 2020 Социальный педагог Руководители групп Акция ко дню борьбы с курением: «Меняем сигарету на конфету» 1-3 31. 2021 Социальный педагог Встреча с представителями ОПДН ко дню борьбы против наркотиков и их оборотом 1 25. 2021 Социальный педагог Участие в конкурсах социальной рекламы разного уровня по профилактике и предупреждению употребления ПАВ, табака, курительных смесей и их прекурсоров, совершения правонарушений и преступлений 1-4 В течение года Руководитель отдела по В и СР Социальный педагог Руководители групп Встречи и информационно-правовые беседы с участием представителей ОПДН, КДНиЗП 1-3 В течение года Социальный педагог Классные часы: — «Мораль и аморальные поступки»;- «А что мне за это будет?»;- «Нет прав без обязанностей»;- «Я и закон»;- «Экология и здоровье»;- «Зона риска»;- «Как стать счастливым в семье»;- «Гигиена девушки»;- «О культуре отношений в коллективе и за»- «Меня никогда не будет на свете» 1-21-21-41-41-41-43-41-41-41-2 В течение года Руководители групп Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социального педагога, педагога-психолога, руководителей групп 1-4 В течение года Педагог-психолог социальный педагог руководители групп Беседы по духовно-нравственному воспитанию с представителями церкви 1-2 В течение года Социальный педагог 3. Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, состоящими на разных формах учета. Изучение личности и составление социально-психологических карт на обучающихся, состоящих на ВКУ, ОПДН, КДН и ЗП 1-4 Сентябрь (в течение года по факту постановки на профилактический учёт) Социальный педагогПедагог — психологРуководители групп Индивидуальные профилактические беседы с подростками 1-2 В течениегода Уполномоченный по правам ребёнкаСоциальный педагогРуководитель группыИнспектор ОПДН Специалисты служб и ведомствсистемы профилактики Организация встреч с инспектором ОПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики 1-2 В течениегода Руководитель отдела по В и СРПедагог — психологСоциальный педагог Работа руководителей групп по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин:- неадекватного поведения,- дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости,- изучение семейных взаимоотношений;- социального окружения обучающихся 1-4 В течениегода Руководители групп Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учета в кружки, секции, привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в техникуме 1-4 В течение года Руководители группСоциальный педагог Занятия по адаптации, коррекции поведения с обучающимися склонными к девиантному и аддиктивному поведению. 1-4 В течение года (по запросам) Педагог – психологСоциальный педагог Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность через реализацию программ и программных мероприятий 1-4 В течение года Социальный педагогРуководители групп Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ОПДН 1-4 В течение года Педагог – психологСоциальный педагогИнспектор ОПДН Организация каникулярного времени, оказание помощи в трудоустройстве, в том числе летнего отдыха обучающихся. 1-3 Декабрь май — август Социальный педагогРуководители групп 4. Работа с родителями Родительское собрание групп нового набора «Режим труда и учебы» 1 Сентябрь Зав. отделениемруководители групп Проведение родительских собраний- «Ответственность родителей за правонарушения и противоправные деяния детей». ФЗ №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних»; — «Профилактика алкоголизма, пивного алкоголизма, наркомании, табакокурения. »;- «Подросток в мире вредных привычек. Курительные смеси. Пав»;- «Детство без слез» (Профилактика жестокого обращения) 1-31-41-21-2 Сентябрь НоябрьФевральАпрель Зав. отделением Руководители групп Проведение лекций и профилактических, разъяснительных бесед:- «Законы воспитания в семье»;- «Воспитание ненасилием в семье»;- «Как уберечь подростка от насилия»;- «Детская агрессивность, ее причины и последствия»;- «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»;- «Что делать, если ваш ребенок попал в полицию?» 1-3 Сентябрь Педагог — психолог Уполномоченный по правам ребенка Руководители групп Оформление информационного стенда для родителей 1-4 Сентябрь-октябрь Социальный педагог Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: — «Права и обязанности семьи»;- «Воспитание ненасилием в семье»;- «Свободное время – для души и с пользой, или чем занят ваш ребенок?»;- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»;- «За что ставят на учет в полиции?»;- «Права и обязанности родителей и педагогов по воспитанию и образованию несовершеннолетних». 1-2 В течение года Социальный педагогРуководители групп Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями (согласно ФЗ РФ №120) 1-4 В течение года Социальный педагог руководители групп Профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды в семье в течении года Руководители групп Педагог-психологСоциальный педагог Привлечение специалистов комиссий по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемным» семьям по мере необходимости руководители групп Педагог-психологСоциальный педагог Индивидуальная работа с родителями студентов «группы риска» 1-2 В течение года Социальный педагогПедагог-психолог Психолого-педагогические консультации родителей 1-4 В течение года Социальный педагогПедагог-психолог Работа с семьями, воспитывающими опекаемых детей: — Контроль организации бесплатного горячего питания;- Оформление льготных проездных документов;- Предоставление социальных гарантий;- Организация летнего отдыха;- Контроль досуговой деятельности 1-2 В течение года Руководитель отдела по В и СРРуководители группСоциальный педагог 5. Работа с педагогическим коллективом 1 Изучение нормативных документов, проведение инструктажа и бесед по темам профилактики правонарушений и преступлений студентов и предупреждению ДДТТ с педагогическим коллективом ОУ В течение года Директор филиалаРуководитель отдела по В и СР 2 Организация работы педагогического коллектива со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями. Информирование преподавателей о службах города, способах помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации В течение года Руководитель отдела по В и СРСоциальный педагог 3 Участие руководителей групп в работе ЦМК, семинарах В течение года Руководитель отдела по В и СРСоциальный педагог Индивидуальное консультирование педагогов В течение года Руководитель отдела по В и СР 6. Участие в городских профилактических мероприятиях Организация и проведение Круглого стола совместно с инспектором ОПДН:- ««Наркотики. Закон. Ответственность»»;- «Знакомство с уголовным кодексом»;- «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;- «Ответственность несовершеннолетних за имущественные преступления» 1-2 ОктябрьДекабрь ЯнварьАпрель Социальный педагог Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости обучающихся май-август Социальный педагогРуководители Участие в реализации городских программ:- предупреждение правонарушений и борьба с преступностью;- оздоровление детей и подростков; В течениегода
Виды социальной профилактики
В зависимости от глубины методик и степени охвата проблемы профилактику можно делить на специальную и общую, а также первичную, вторичную и третичную.
- Общая профилактика. Данный вид профилактики требует комплексного подхода, который запускает структуры и системы, имеющие возможность предотвратить возможные проблемы или же решить задачи, которые были поставлены. Общей социальной профилактикой называют профилактическую деятельность, которая осуществляется на уровне государства посредством системы мер повышения качества жизни, минимизации факторов социального риска, создания условий для того, чтобы был реализован принцип социальной справедливости. Социальная профилактика позволяет создать тот самый важный фон, при котором все остальные виды профилактики – педагогическая, медицинская, психологическая, — будут осуществляться более успешно.
- Специальная профилактика. Данный вид профилактики направлен на то, чтобы противодействовать определенным проблемам и его нужно проводить по отношению к конкретным лицам или группе лиц.
- Первичная профилактика. Этот вид профилактики принято осуществлять для предупреждения проблемы, которая еще не возникла. Например, в случае наркомании и пьянства первичной профилактикой будет комплекс мероприятий, которые направлены на население, еще не обладающее проблемным поведением, связанным с употреблением наркотиков и алкоголя. Первичная профилактика – самая массовая, неспецифическая, при ней используется в основном педагогическое, социальное и психологическое влияние.
- Вторичная профилактика. Этот вид профилактики является комплексом мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию и реабилитацию лиц, у которых есть незначительный опыт употребления наркотиков и алкоголя. В эту категорию могут входить социально-неблагополучные семьи, подростки группы риска. Ведущая цель вторичной профилактики заключается в формировании мотивации к изменению поведения.
- Третичная профилактика. Представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию лиц, у которых есть выраженные социальные и медицинские проблемы, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя. Задача данного вида профилактики состоит в том, чтобы создать развивающую и поддерживающую среду. Данная среда может включать в себя организацию терапевтических и социально-поддерживающих сообществ, реализацию территориальных и локальных программ, программ на рабочих местах, а также создание групп самопомощи и др.
Существует много типов социально-профилактических мероприятий. Основываясь на стадиях предупредительного воздействия, выделяют следующие виды:
- Нейтрализующие мероприятия;
- Мероприятия, предупреждающие воздействие обстоятельств, которые способствуют социальным девиациям;
- Мероприятия, которые устраняют данные обстоятельства;
- Компенсирующие мероприятия;
- Мероприятия, направленные на осуществление дальнейшего контроля за проведенной профилактикой и ее результатами.
Самые главные аспекты профилактической работы следующие:
- Когнитивный. Он включает в себя все познавательные психические процессы – память, мышление, внимание, воображение и др.;
- Эмоциональный. В данный компонент входят эмоциональные состояния и моральные чувства;
- Деятельностно-практический (поведенческий). Данный компонент предполагает конкретную направленную деятельность человека в рамках социальной практики.
Одна из слабо проработанных сторон социальной профилактики – это ее условная верифицируемость. Иногда представляет сложность подсчитать истинный эффект профилактики, т. он предполагает определенную сослагательность, предположение, относительно того, как развивались бы события, если бы не было воздействия профилактических мероприятий.
Социальная профилактика суицидального поведения
Для того, чтобы подсчитать эффект социальной профилактики, ее экономическую и социальную отдачу нужно привлекать целую группу экспертов разных профилей, которые должны использовать широкий перечень специальных методик.
В России остро стоит проблема суицида, особенно подросткового. Россия занимает четвертое место среди стран по числу самоубийств.
В России открыты кабинеты социально-психологической помощи и суицидологические центры, где люди, которые оказались в кризисной ситуации, могут получить помощь профессионалов. Помощь суициденту является одним из самых ответственных этапов профилактики самоубийств со стороны социального работника.
Принято выделять три главных способа помощи человеку, который размышляет о самоубийстве:
- Своевременная диагностика и соответствующее лечение;
- Активная эмоциональная поддержка человека, который находится в депрессивном состоянии;
- Поощрение положительной направленности человека для того, чтобы облегчить негативную ситуацию.
При этом, работая с суицидентом, важно соблюдать следующие правила:
- Нужно быть уверенным, что вы можете и в состоянии помочь;
- Берите опыт тех, кто уже побывал в данной ситуации;
- Проявите терпение;
- Не шокируйте человека, не угрожайте ему, говоря «иди и сделай»;
- Постарайтесь сделать все, что от вас зависит, но при этом не берите на себя личную ответственность за жизнь другого человека.
Важным аспектом преодоления кризисного состояния и поиска путей выхода человека из трудных ситуаций является индивидуальная профилактическая беседа.
Данный вид профилактической работы обладает своей спецификой и обычно включает в себя 4 этапа:
Начальный. Устанавливается эмоциональный контакт с собеседником, взаимоотношения «сопереживающего партнерства». На данном этапе нужно использовать такие психологические приемы как эмпатия, сопереживание, эмпатическое слушание. Суицидента важно выслушать терпеливо и сочувственно, не критикуя его, даже если вам есть с чем не согласиться (т. вы должны дать человеку возможность выговориться). В результате суицидент будет воспринимать вас как чуткого и заслуживающего доверие человека.
Задачи второго этапа следующие:
- Выявить последовательность событий, которые привели в результате к кризису;
- Снять ощущение безысходности ситуации.
- Для того, чтобы достигнуть данной цели нужно применять следующие приемы – преодолевать исключительность ситуации, а также поддерживать успехами.
На третьем этапе происходит совместное планирование деятельности, направленной на преодоление кризиса. На данном этапе используют прием планирования, при котором суицидента побуждают словесно оформлять план деятельности, которая ему предстоит. Также используют прием «удержания паузы», при котором социальный работник целенаправленно молчит, чтобы клиент проявил инициативу при планировании собственной деятельности.
На четвертом этапе проводится окончательное формулирование плана деятельности, проводится активная психологическая поддержка суицидента. В данных условиях используют такие психологические приемы работы как «логическая аргументация» и «рациональное внушение уверенности».
Социальная профилактика зависимого поведения
Также в настоящее время актуальна профилактика таких социальных патологий, как алкоголизм, преступность, токсикомания и наркомания.
Цель профилактики данных социальных отклонений заключается в создании предпосылок для формирования высоконравственного и законопослушного поведения людей. Существует много разных форм и видов профилактических мероприятий. Молодые жители г. Ульяновска отмечают среди наиболее устоявшихся форм профилактики присутствуют распространение наглядной агитации (56%), разного рода брошюр (55%) и проведение групповых занятий (46%).
Также достаточно слабо освоены такие технологии как организация встреч с бывшими наркоманами (особенно спортсменами, актерами, певцами и т. ), а также проведение индивидуальных занятий.
Не меньшего внимания заслуживает и то, что врачей и наркологов мало привлекают к проведению профилактических консультаций в ПТУ и вузах. 70% учащихся ПТУ и 64% учащихся вузов указали на то, что данные встречи отсутствуют. 30% респондентов отметили, что чаще всего психологические тренинги проводятся в колледжах.
Как уже упоминалось выше, в зависимости от целевых групп воздействия профилактические мероприятия можно отнести к следующим уровням: первичному, вторичному и третичному.
Итак, первичная профилактика является наиболее общей, массовой и направлена на население, у которого нет проблемного поведения.
Выделяют следующие задачи первичной профилактики:
- Информирование населения, а также развитие мотивации к эффективному социально-психологическому и физическому развитию. Основным контингентом воздействия здесь выступают учащиеся школы, молодежь из учебных заведений, родители, семьи, учителя, внешкольные подростковые и молодежные группы и коллективы, неорганизованные группы населения.
- Развитие мотивов социально-поддерживающего поведения. Здесь в качестве контингента воздействия выступает семья (родители детей), учителя, дети и подростки, которые обучаются в школьных коллективах, неорганизованные детские группы и другие группы населения, а также дети на улицах.
- Развитие защитных факторов здорового социально-эффективного поведения. Рассчитано на детей, подростков и молодежь в школьных и внешкольных коллективах, студентов вузов, учителей и родителей.
- Развитие навыка решения проблем, поиска социальной помощи и поддержки, а также избегания искушения употребить наркотические вещества. Данный вид работы направлен на детей, подростков, молодежь, которые учатся в школе, студентов вузов, учителей и родителей.
Для того, чтобы реализовать программу первичной профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании, необходимо подготовить специалистов-тренеров из числа социальных педагогов, школьных психологов и учителей, студентов педагогических и медицинских вузов.
Вторичная профилактика направлена на то, чтобы реабилитировать и провести социальную адаптацию людей, у которых присутствует незначительный опыт употребления наркотиков и алкоголя. В данной ситуации обычно принято выявлять группу риска и работать с ней.
Среди задач вторичной профилактики выделяют следующие:
- Развитие мотивации к изменению поведения у детей, подростков и молодежи группы риска, а также у их родителей и у неорганизованных групп детей, подростков, молодежи и взрослого населения;
- Дезадаптивные формы поведения меняются на адаптивные. Контингент данной профилактической работы составляют дети, подростки и молодежь группы риска, родители и семьи, и неорганизованные группы.
- Формирование и развитие социально-поддерживающей сети. Контингентом данной работы являются сверстники, взрослые.
Третичной профилактикой называют проведение комплекса мероприятий, которые направлены на социальную адаптацию лиц, у которых есть ярко выраженные социальные и медицинские проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.
Задачей профилактики на данном уровне является создание развивающей и поддерживающей среды. Достигается она в рамках локальных и территориальных программ, социально-поддерживающих и терапевтических сообществ, программ на рабочих местах, социальных программ, альтернативных употреблению ПАВ.
Социальная профилактика преждевременного старения
Следующая важная группа людей, с которыми проводится социальная профилактика – это пожилые граждане. В данном случае профилактические мероприятия направляют на то, чтобы предупредить преждевременное старение, а также противостоять обострению хронических заболеваний у пожилых людей и развитию разных видов деменции.
Старение – это комплексный процесс ухудшения физиологических и психических функций организма из-за длительности периода функционирования, а также в связи с изменением ценностей человека, его ориентиров и социального статуса.
Нельзя точно определить возрастные границы старения из-за того, что некоторые функции организма имеют тенденцию деградировать в 14-15 лет (дыхательная система), а некоторые начинают только после семидесяти лет (головной мозг).
На скорость старения будут влиять следующие факторы:
- Образ жизни человека (стрессогенность окружающей среды, качество питания);
- Эмоциональное состояние человека;
- Наличие приобретенных или генетически обусловленных хронических заболеваний;
- Самосохранительное поведение.
Высокое значение имеет наличие у человека смысла жизни, а также работы над собой, сферы приложения духовных усилий.
Профилактику преждевременного старения начинают, с одной стороны, с определенного возраста, однако с другой вся экологическая, информационная, экономическая и социальная политика государства должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше удерживать активную фазу жизни человека.
Если мы говорим о конкретном возрасте, когда необходимо начинать применять профилактические мероприятия, то в основном геронтологи сходятся на том, что начинать можно в период за 10 лет до того, как человек собирается выходить на пенсию.
Мероприятия, которые направлены на профилактику старения, проводятся на базе разных государственных учреждений (поликлиники, ЦСО, СРЦ и др. ), а также в разных некоммерческих организациях – общественных, благотворительных фондах. С точки зрения организации данные мероприятия могут проводиться в виде семинаров, лекций, тренингов, симпозиумов, конференций, клубных заседаний. Также нельзя не отметить и практический аспект – это творческие конкурсы, спортивные мероприятия, интеллектуальные соревнования. Важно уделять внимание направлениям, которые касаются сохранения работы психических процессов – памяти, внимания, мышления, речи. Именно они являются важными компонентами адаптационного механизма, когда человек достигает пожилого возраста.
Профилактические мероприятия проводятся в рамках трех основных направлений:
- Медико-оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение физического потенциала человека;
- Социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы сохранить механизмы регуляции деятельности;
- Социокультурные мероприятия, которые направлены на то, чтобы сохранять и развивать ценностные ориентиры и поддерживать общий культурный уровень развития личности.