Программа исследования подростков и ее методы

Теоретические основы и классификация методов социологического исследования. Изучение и прогнозирование социальных проблем молодежи. Формирование тенденций в общественном сознании, целей развития общества. Преимущества и недостатки метода опроса.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Уличный опрос более привлекателен (в полтора раза) для подростков по сравнению с другими возрастными группами респондентов.

Опрос младших групп не должен быть очень длительным. Рекомендуемая для 15-летних длительность не более 30 минут. Анкета, используемая в исследовании, должна быть достаточно проста по структуре и хорошо организована графически: желательно отсутствие вопросов-фильтров для перехода к различным вопросам по определенным условиям. Кроме того, анкета не должна содержать избыточного количества альтернатив «Не знаю» и «Затрудняюсь ответить». Чупров В. , Ю. Зубок Социология молодежи. — Изд-во Норма, 2011. — 335 с.

Делая вывод, хочется отметить, что социология молодежи является одной из важнейших отраслей социологии, представляя собой целый комплекс по изучению социальных проблем молодежи. Субъектная область исследования социологии молодежи изучает молодежь как феномен социальной жизни, а предметная область включает в себя изучение молодежи как социально-демографической группы с точки зрения ее роли в обществе.

Социология заинтересовалась проблемами молодежи на рубеже XIX—XX вв. Начало этому положило развитие капиталистических отношений в России. Интерес к молодежи стал особенно усиливаться к концу 60-х годов, когда во всем мире она стала все громче заявлять о себе, начало XXI века в отечественной науке сопровождается новым интересом к исследованию молодежной проблематики.

К проблемам молодежи зачастую выделяют проблемы по сферам жизнедеятельности: труд, образование, быт, семейно-брачные отношения, культура, общественная жизнь. На сегодняшний день российская молодежь выделила основные для себя проблемы: преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, права, демографическая ситуация.

Для решения проблем молодежи и ее самореализации выработана молодежная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации молодежи, которая ставит целью всестороннее развитие потенциала молодежи.

3 Социологическое исследование на тему «Проблема организации досуга молодежи»

Опрос проводился по анкете (Приложение 2). Респондентам предлагалось ответить на вопросы, изложенные в анкете.

Данные о респондентах. Количество опрошенных — 30 человек, в возрасте от 14 до 30 лет. 50 % — женщины, 50 % — мужчины. Возраст опрошенных: 33 % — от 14 до 18 лет, 40 % — от 19 до 23 лет, 27 % — от 23 до 30 лет. Школьники составляют из общего числа опрошенных 33 %, студенты — 40 %, работающие молодые люди — 27 %.

На вопрос «Укажите, чем Вы занимаетесь в свободное время» ответы распределились следующим образом:

Общаюсь с друзьями — 27,9 %.

Сижу в интернете — 26,6 %.

Смотрю телевизор — 16,5 %.

Занимаюсь спортом 15,2 %.

Школьники ответили так:

Общаюсь с друзьями — 27,6 %.

Смотрю телевизор — 17,2 %.

Занимаюсь спортом 13,8 %.

Студенты ответили следующим образом:

Общаюсь с друзьями — 29 %.

Сижу в интернете — 25,8 %.

Занимаюсь спортом 16,1 %.

Служащие выразили свое мнение таким образом:

Общаюсь с друзьями — 27,8 %.

Смотрю телевизор — 22,2 %.

Сижу в интернете/занимаюсь спортом — 16,7 %.

В следующем вопросе респондентом предлагалось выбрать основные проблемы при организации досуга современной молодежи. Респонденты ответили следующим образом:

Неэффективность реализации программ поддержки молодежи — 18 %.

Учащимися школы были даны следующие ответы:

Пассивность молодежи — 31,3 %.

Отсутствие поддержки государства — 18,8 %.

Ответы студентов распределились следующим образом

Пассивность молодежи — 31,6 %.

Неэффективность реализации программ поддержки молодежи — 21,1 %.

Работающие молодые люди отметили следующее:

Нехватка материальных средств — 26,7 %.

Неэффективность реализации программ поддержки молодежи — 20 %.

В последнем вопросе опрашиваемые должны были предложить свои варианты по решению проблемы организации досуга молодежи. Ответы распределились следующим образом:

досуг должен быть более доступным в плане материальных средств — 30,4 %.

организация своего досуга — личное дело каждого человека — 19,6 %.

организация учебными заведениями/предприятиями поездок и экскурсий — 15,2 %.

затрудняюсь ответить — 21,7%.

Целью настоящего исследования было провести анализ качества и определить проблемы проведения досуга молодежи. В соответствии с полученными результатами анкетирования, можно говорить о том, что молодежь в основном проводит свой досуг, общаясь с друзьями — 27,9 % и сидя в интернете — 26,6 %, причем чаще сидят в интернете школьники, а общаются с друзьями — студенты и работающие молодые люди. Далее идет просмотр телевизора (17,2 %) и занятия спортом (13,8 %), а читает книги 3,8 % молодежи.

Основным фактором проблемы организации досуга молодежи респонденты считают ее пассивность (37,5 %), а также нехватку материальных средств (31,3 %). Наоборот, работающие молодые люди ставят на первое место пассивность молодежи (46,7 %). Это обусловлено их стойким положением в обществе.

Последний вопрос предлагает молодым людям найти пути для решения проблем организации досуга молодежи. В первой тройке твердо стоят следующие предложения:

Досуг должен быть доступным в плане материальных средств (30,4 %).

Каждый сам отвечает за свой досуг (19,6 %).

Учебные заведения или предприятия должны заниматься организацией поездок и экскурсий (15,2 %).

Лишь 8,7 % опрошенных молодых людей устраивает сложившаяся ситуация, и они не хотели бы ничего менять.

Таким образом, результаты опроса достаточно определенно дают возможность сделать вывод, что для организации качественного досуга молодежи не хватает денежных средств и поддержки государства. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение по результатам проведенного опроса.

В современной России происходит не только процесс становления гражданского общества, но и процесс формирования социального государства. Резкий поворот к рыночной экономике в 90-е гг. отрицательно сказался на положении россиян и явился причиной появления множества социальных проблем. Это все привело к бурным изменениям в социальном положении населения, захватив при этом и носителя передовых идей — молодёжи.

Молодое поколение занимает одну из важных позиций в структуре любого современного общества. Через призму молодежных проблем социология выявляет наиболее острые проблемы общества. Социология молодежи является одной из важнейших отраслей социологии, представляя собой целый комплекс по изучению социальных проблем молодежи. Интерес к молодежи стал особенно усиливаться к концу 60-х годов, когда во всем мире она стала все громче заявлять о себе.

Поколение молодых людей, на сегодняшний день, сталкивается с проблемами, вызванными перестройкой 90-х годов ХХ века. Это проявляется в отсутствии рабочих мест, ограничении доступа к высшему образованию, процветании девиантного поведения, обесценивании высоконравственных отношений и обеднении культуры, а также в поклонении материальным ценностям.

К счастью, данная кризисная статистика характеризует всего лишь малую часть современной молодежи. Молодежь России — это, в большей степени, здоровая, адекватная, имеющая свои высокие амбиции, планы и цели социальная группа.

Во второй главе проведено исследование проблемы и качества организации досуга молодежи. В соответствии с полученными результатами анкетирования, можно говорить о том, что молодежь в основном проводит свой досуг, общаясь с друзьями — 27,9 % и сидя в интернете — 26,6 %. Но, к несчастью, для организации качественного досуга молодежи не хватает денежных средств и поддержки государства.

Витковская М. , Пузанова Ж. , Троцук И. Практикум по курсу «Методология и методика социологического исследования» — М. : Издательский дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 272 с.

Горшков М. К, Шереги Ф. «Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие». — М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

Зборовский Г. , Шуклина Е. Прикладная социология: Учеб. пособ. — М. : Гардарики, 2004. — С. 108.

Сикевич З. Социологическое исследование: практическое руководство. — СПб. : Питер, 2005. — 320 с.

Ядов В. «Социология в России». 2-е изд. , перераб. и дополн. С69 — М. : Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 с.

Программа исследования проблемы и качества организации досуга молодежи.

Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-30 лет. Именно в этот период важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. Данное исследование изучает проблему занятости и досуга молодежи.

Проблема — организация досуга современной российской молодежи.

Объект исследования — молодежь.

Предмет исследования — качество и проблема организации досуга молодежи.

Гипотеза исследования: для организации качественного досуга молодежи не хватает денежных средств и поддержки государства.

Цель исследования — анализ качества и определение проблем проведения досуга молодежи.

составить карту выборки;

провести социологический опрос;

выявить, как проводит свободное время молодежь.

Молодежь — это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных социально-психологических свойств.

Досуг — это время, не занятое работой, какими-либо делами.

Таблица 1. Выборочная совокупность

Анкета «Организация досуга современной молодежи»

Уважаемый респондент! Просим вас ответить на вопросы данного исследования.

Просим Вас заполнить анкету, содержащую вопросы с одним или несколькими вариантами ответов. Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий на Ваш взгляд ответ. Данная анкета представляет собой социологическое исследование, цель которого — изучить проблемы организации досуга молодежи. Анкетирование проводится анонимно. Заранее спасибо за участие.

Укажите Ваш пол:

Укажите Ваш возраст:

Укажите ваш социальный статус:

Укажите, чем Вы занимаетесь в свободное время (не более 4-х ответов)

проводите время в сети Интернет

гуляете с друзьями

посещаете секции, кружки

посещаете концерты, фестивали

ничем не занимаетесь

у вас нет свободного времени

Назовите проблему организации досуга современной молодежи (не более 2-х ответов):

Предложите свои варианты по решению проблемы организации досуга молодежи:___________________________________________________

Спасибо за ответы!

Размещено на Allbest

Исследование взглядов на проблемы подросткового возраста. Выявление взглядов на проблемы подростков их родителей, учителей и самих школьников. Ознакомление с основными проявлениями «кризиса независимости». Определение наличия проблем со сверстниками.

«Проблемы подростков глазами самих подростков, глазами их родителей и учителей»

Читать также:  Программа 1cv8c.exe версии прекратила взаимодействие с Windows

Теоретические основы проблем подросткового возраста

1 Подросток. Особенности подросткового возраста

2 Проблемы подростков глазами самых подростков

3 Проблемы подростков глазами родителей

4 Проблемы подростков глазами учителей

1 Программа исследования

2 Результаты исследования и их анализ

Список литературы и интернет-источников

Цель работы: исследовать взгляды на проблемы подросткового возраста.

1) Изучить представления о проблемах подросткового возраста по литературным источникам и электронным носителям.

2) Выявить взгляды на проблемы подростков их родителей, учителей и самих школьников.

3) Сопоставить полученные данные с целью узнать, есть ли различия в этих взглядах.

Объект исследования: взгляды на проблемы подростков.

Предмет исследования: проблемы школьников подросткового возраста глазами родителей, учителей и самих подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия во взглядах на проблемы школьников подросткового возраста у самих подростков, их родителей и учителей.

Эмпирическую базу исследования составили ученики 8-ых классов гимназии №1549 в количестве 53 человек, их родители (33 человека) и учителя (13 человек). Общий размер выборки — 99 человек. Анкетирование проводилось в марте 2010 г.

Подростковый возраст — тяжелый период в жизни ребенка, недаром его иногда называют затянувшимся кризисом. Самая яркая особенность этого времени — личностная нестабильность, осложняющая жизнь и самим подросткам и окружающим их взрослым.

Одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения проходят по-разному. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.

Очень важной особенностью является кризис подросткового возраста. Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

«Кризис независимости». Основные проявления.

· Стремление во всем поступать по-своему

· Противостояние авторитетам и иконоборчество

· Ревностное отношение к личному пространству

«Кризис зависимости». Основные проявления:

· Чрезмерное послушание

· Возврат к детским интересам и формам поведения

· Зависимость от взрослых

· Инфантильность в суждениях и поступках

· Подчинение мнению большинства

· Стремление быть «как все».

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста, куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый — ребенок».

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.

Наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

· Повышенный интерес к собственной внешности.

· Стремление к независимости и свободе.

· Группирование со сверстниками.

· Повышенный интерес к взаимоотношениям полов.

· Потребность в уединении.

· Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

· Резкость и безапелляционность суждений.

· Ранимость в сочетании с показной холодностью.

В подростковом возрасте развивается личностная рефлексия — обращенность на себя, самоанализ. Появляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, школьник как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Но ориентируется он в этом внутреннем мире не слишком хорошо. Все подростки считают, что понять другого гораздо легче, чем себя самого.

Своей важной проблемой подростки считают внешний вид. Очень мало подростков, довольных своей внешностью. Причин для недовольства собой школьники считают достаточно высокий или низкий рост, непропорциональные конечности, длинный нос или оттопыренные уши, появление угрей или прыщей на коже. Подростки сами говорят, что часто проблемы с внешним видом вызывают застенчивость и порой служат мотивом непредсказуемых поступков.

Проблемой они считают избыточный вес. Стремясь похудеть, подростки, чаще девочки, резко снижают количество потребляемой пищи, а порой совсем отказываются от еды, доводя себя до полного истощения. Нередко этому предшествуют насмешки со стороны сверстников или ошибочное мнение о том, что противоположному полу нравятся только стройные и подтянутые подростки.

Важной проблемой является взаимоотношения с учителями:

Субъективное оценивание знаний учащихся: одна и та же оценка ставится за сильно различный уровень знаний. Подростки считают оценки несправедливыми и потому отказываются выполнять работы, мысля «зачем делать что-то, когда все — равно получу то, что получил».

Учителя делят классы на «сильных», «средних» и «слабых» учеников, в зависимости от уровня успеваемости. «Сильные» учащиеся характеризуются учителями как трудолюбивые, способные и умные. «Слабые» — как нерадивые, неуспевающие, малоспособные, те, кому учеба не дается. Особую категорию составляют «средние» ученики, которые для учителей представляют группу «медлительных», «серых», «ленивых», «никак себя не проявляющих» учащихся.

У учителей в классах с самого начала появляются «любимчики», которые хорошо показывают себя в самом начале работы учителей в данном классе и в последующем времени очень сложно опровергнуть, это задевает самооценку учащихся и подрывает успеваемость.

Конфликт отдельных учащихся с учителем. Он возникает по разным причинам — это может быть несправедливо выставленная, по мнению школьника, оценка, какая — то личная неприязнь учителя и подростка и другое.

Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» (насколько Я способный, общительный, сильный, красивый, умный и т. ) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Должна сформироваться «Я — концепция».

У подростков часто возникает чувство того, что взрослые их не понимают. Из этого следуют конфликт между родителями и подростками по следующим причинам:

Родители не разрешают им чего-то, что разрешают их товарищам и друзьям. И часто тема именно этого конфликта с родителями в последующем переходит в конфликт с друзьями и товарищами.

Ограничение школьников в выборе друзей. Взрослые запрещают своим детям общаться с теми или иными людьми, пытаясь предостеречь, но тем самым делают подросткам еще хуже, потому что в их возрасте люди склонны делать все наоборот.

Конфликты между подростками и их родителями возникают на почве того, что взрослые запрещают заниматься им каким-либо интересным для школьников делом, считая его опасным или бесполезным.

Взрослые нередко пытаются решать за своих детей, что и как им делать, не спросив даже мнения подростков. Обычно родители аргументируют это так: «ты еще несовершеннолетний, и я несу ответственность за твою жизнь, и знаю, что для тебя лучше».

Родители ругают и даже наказывают подростков за неудовлетворительные оценки.

В семье подростка бывают случаи, когда взрослые начинают кричать и даже подвергать физическому насилию подростка, после таких ситуаций школьники, естественно, не хотят идти домой.

В некоторых семьях ругают подростков только потому, что школьники пытаются отстаивать свою точку зрения, не схожую с родительской, и даже если подросток прав, родители не признают своей ошибки и продолжают ругать своего ребенка.

Достаточно часто конфликт возникает по причине того, что родители пытаются передать детям моральные нормы, которые были в их время, а сейчас они уже устарели. Но почему-то родители этого не понимают и продолжают внедрять подросткам свои правила жизни, а если подростки не принимают их, то опять, же начинается конфликт, приводящей к скандалу.

Подростка оценивают по его противоречивым качествам в характере и стремлениях. В подростковом возрасте в школьнике сочетаются застенчивость — с развязностью, сентиментальность — с черствостью и т. О противоречивости личности в этот период А. Фрейд сказала: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время не в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения — лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали.

С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству, они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и цинично, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроением колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». Но сами школьники никогда не признают этого и не замечают за собой и своими сверстниками.

Непонимание подростков родителями по причине того, что дети считают себя самостоятельными, а при воплощении в жизнь своих идей они теряются и не знают что делать, а посоветоваться с родителями они не могут. Родители не могут предоставить всей свободы, которую хотят для себя подростки, школьники пытаются сделать свою жизнь независимой ни от кого, но взрослые несут за них ответственность до 18 лет и волнуются за подростков. К сожалению, на этой почве часто возникают конфликты родителей и школьников. Учащимся подросткового возраста такая опека кажется излишней и сильно ограничивающей их свободу.

Родители считают проблемой подросткового возраста неумение применять полученных школьниками знаний на практике. По этой причине снижается успеваемость. Но и школьники попадают в неприятные ситуации, так как не умеют пользоваться чьим-то неудачным опытом, считая, что с ними такого не случится. Проблема неумения применять своих знаний на практике сильно влияет на поступки и слова подростков, в переходном возрасте школьники делают много ошибок и нередко именно по этой причине.

Читать также:  Что делать если не устанавливается Windows 10, программа установки не видит флешку, на диске находится таблица MBR-разделов, процесс зависает на логотипе, останавливается на 0, 10, 32 или 99 процентах, появляется синий или черный экран

Непонимание взрослыми языковых сленгов подростков, которые применяют школьники при общении. Родители считают, что изменения в разговорной речи подростков происходит по причине внедрения в привычный образ жизни новых и современных технологий. Например, при написании sms — сообщения количество вводимых знаков ограничено, поэтому школьники сокращают слова. Постепенно эти сокращения входят в их разговорную речь. Такой, созданный подростками язык ставит барьеры в общении школьников и взрослых.

Подростки не придают большого значения своему будущему, не задумываются о последствии многих своих действий. Они стараются жить только настоящим, беря от жизни как можно больше положительных эмоций, стараясь сделать интересной каждую минуту. Это сильно беспокоит родителей.

Родители считают проблемой нынешних подростков алкоголизм, чаще это случается по причине того, что у школьников есть проблемы, которыми они не делятся со взрослыми, им не в силах помочь сверстники, и подростки пьют алкоголь, пытаясь забыть о своих переживаниях и проблемах, хоть на некоторое время, к тому же. Как кажется школьникам, алкоголь делает их менее скованными и поднимает настроение, но они не задумываются о последствиях употребления спиртных напитков, о том, что это может привести к алкогольной зависимости и испортить их жизнь. К сожалению, взрослые не знают, как бороться с проблемой алкоголизма среди подростков, ведь запрещать им что-либо практически бесполезно, а сами учащиеся не считают употребление спиртосодержащих напитков свое проблемой.

В современном мире достаточно выражена проблема наркомании среди учащихся подросткового возраста. Что сильно настораживает родителей и дает повод лишний раз оставить школьника дома. Наркомания является страшной зависимостью и болезнью, которой страдает современное молодое поколение. Как известно, не многие наркоманы приходят в норму и возвращаются к привычному образу жизни. Самым страшным в наркотической зависимости является то, что она забирает с собой много жизней. Ни один родитель не пожелает такой судьбы своему ребенку. В силу волнений и предостережения подростков от наркотической зависимости, взрослые предпочитают вариант запретить пойти куда-либо школьнику и лучше оставить его дома. Учащиеся подросткового возраста считают такие предостережения взрослых напрасными и неаргументированными, чтобы оставлять их дома — «в четырёх стенах».

Подростки — это уже почти взрослые и самостоятельные люди, но родители редко это замечают, стараясь, как можно дольше относиться к школьнику, как к маленькому ребенку потому, что им так проще и легче общаться со школьником и настаивать на своей, как бы более правильной, позиции. Самое сложное для родителей осознать, что их ребенок уже вырос и относиться к нему, как к взрослому человеку.

К седьмому классу подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». По оценкам учителей «самые трудновоспитуемые» — это восьмые-девятые классы. Педагоги отмечают их как «крайне самолюбивых», «показывающих свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Преподаватели оценивают старших подростков (это 8-9 классы), как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения, когда эти черты у подростков еще формируются.

Проблемой подростков является и неуспеваемость. Основными факторами неуспеваемости педагоги считают:

Нежелание учиться — по каким-то причинам, в подростковом возрасте пропадает желание получать новые знания, кроме тех, какие учащиеся считают интересными, в этом возрасте, как часто говорят учителя, школьники «летают в облаках» и до уроков им уже нет дела.

Эмоциональные расстройства. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки и неадекватность реакций. Чаще всего подростки делятся на две категории: тех, у кого самооценка завышена и вторая категория учащихся — это те, у кого эта самооценка занижена, и нередко эту самооценку занижают им родители.

Внешкольная деятельность, отнимающая основное время у подростков. Многие учащиеся помимо школы посещают кружки и секции, которые занимают часть их времени, после этой внешкольной деятельности школьники устают, и учить уроки у них уже нет ни настроения, ни сил.

Неумение правильно распоряжаться свободным временем. С внедрением в повседневную жизнь современных технологий подростки проводят достаточно много своего свободного времени за компьютером, а поздно вечером начинают делать уроки. В такое время суток школьники уже хотят спать и не доделывают уроки или не доучивают заданный материал.

Невыполнение домашних заданий, школьники не учат заданный им материал. Это плохо отражается на их знаниях и оценках, что в дальнейшем может очень повлиять на образование, карьеру и судьбу.

Отсутствие на уроках по каким-либо причинам. Учителя отмечают, что в настоящее время много различных вирусов, подрывающих иммунную систему подростка.

Как сказано в учебнике по возрастной и педагогической психологии, — подросток не видит жизненного значения знаний, на почве этого у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам.

Проблемой учеников является то, что родители ругают их за плохие, по их мнению, оценки — это двойки и тройки. И, к сожалению, родителям никак не доказать, что оценка — это не главное и не стоит того, чтобы тратить и свои нервы и, прежде всего, нервы своих детей, ругая их за полученные школьниками неудовлетворительные оценки.

Именно у подростков чаще всего возникает чувство несправедливо поставленной оценки. И это верно, ведь учителям очень сложно оценивать школьников по пятибалльной школе. К примеру, есть тройка близкая к четверке, но до четверки не дотягивающая, а есть тройка, которая уже почти двойка, но все — равно тройка, из-за этого возникает конфликтная ситуация, так как разброс в количестве ошибок может быть достаточно велик.

У подростков нарушается поведение, это выражается во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять школьные требования; совершении отрицательных поступков.

При встрече с трудностями у подростка возникает чувство противодействия, школьник берется за дело, но не хочет доводить его до конца, если оно ему не нравится, также может разрушить все, что было сделано до данного момента.

После 9 класса подростки часто сталкиваются с проблемой выбора, уйти из школы или продолжить в ней свое обучение, и эту проблему нередко усложняют их родители, считая, что их ребенок должен продолжать обучение в школе. А подросток хочет уйти в колледж.

У подростков часто бывают проблемы со здоровьем, которых они очень стесняются, пытаясь показать, что они ничем не отличаются от остальных (к примеру, у школьника плохое зрение, а очки он носить не хочет или ученику врач выписал носить брэкеты, но подросток стесняется их носить, так как ему кажется, что над ним будут смеяться), тем самым ухудшают свое состояние здоровья.

Учителя выявили следующие виды нарушений: антидисциплинированные, антисоциальные, оппозиционно — протестные. Практически у всех школьников обнаружили повышенную конфликтность, склонность решать конфликты силовыми методами.

В подростковом возрасте у детей очень сложное психологическое и логическое мышление, говорят многие учителя. Трудно понять их поступки, действия, мысли и трудно справится с самими школьниками.

Исходя из поставленных задач, мы спланировали проведение анкетирования. Узнав и проанализировав его результаты, мы сможем понять, как к проблемам подростков относятся сами подростки, их родители и учителя. А это позволит сопоставить полученные данные с теорией, сделать выводы.

Для проведения исследования нами были созданы три варианта анкеты: анкета для подростков (см. приложение №1), анкета для их родителей (см. приложение №2) и анкета для учителей (см. приложение №3).

Каждая анкета состоит из четырёх вопросов. Первый вопрос выявляет имеющиеся проблемы в отношениях подростков с родителями, второй — с учителями, третий — проблемы между подростками и четвёртый — личные проблемы учащихся подросткового возраста. Для каждого из вопросов предложены соответствующие варианты ответов, можно выбрать несколько вариантов, а также предложить свой вариант.

Данные о выборке: было опрошено 53 учащихся подросткового возраста (8 класс), 33 их родителя и 13 учителей.

После анкетирования результаты анкет были проанализированы и сверены друг с другом, на основе этого были построены таблицы: как подростковые проблемы видят сами подростки, их родители и учителя.

Приведем результаты анкетирования учащихся 8 классов гимназии №1549 по теме «Проблемы подростков глазами самих подростков, глазами их родителей и учителей».

Таблица 1. Наличие проблем в семье

Варианты ответов
8А(N=18)
8Б(N=16)
8В(N=19)
Среднее по 8 классам

Родители запрещают общаться с товарищами
17%
6%
10,5%
11%

Не разрешают заниматься любимым делом
22%
0
16%
12,5%

Ругают за неудовлетворительные оценки
44%
50%
68%
54%

Родители заставляют жить по нормам их молодости
28%
6%
16%
16,5%

Не дают высказать своё мнение
6%
6%
10,5%
7,5%

Родители делают выбор за меня
28%
31%
21%
26,5%

Не предоставляют свободы
44%
12,5%
47%
34,5%

Нет конфликтов
6%
44%
10,5%
17%

Свой вариант
22%
12,5%
0
11,5%

Как видно из таблицы, большинство учащихся (от 44% до 68%), независимо от профиля, имеют выраженные конфликты с родителями по поводу неудовлетворительных отметок. Почти треть подростков отмечают, что родители делают за них выбор.

Интересно, что на втором месте в двух классах (в 8А и 8В) — не предоставление родителями свободы детям. Возможно, что это связано с полом подростков, ведь большинство учащихся этих классов — девушки, тогда как в 8Б — юноши (а в этом классе данную проблему отметило лишь 12,5 %). Кстати, 44% учащихся этого класса ответили, что конфликтов с родителями у них нет, тогда как в классах с большим количеством девушек, данный ответ практически отсутствовал.

Таблица 2. Наличие проблем с учителями

Варианты ответов
8А(N=18)
8Б(N=16)
8В(N=19)
Среднее по 8 классам

Поведение не соответствующее нормам
22%
37,5%
5%
14%

Внешний вид не соответствующий нормам
28%
6%
21%
18%

Конфликты по поводу домашнего задания
56%
12,5%
42%
37%

Плохое отношение к предмету
33%
31%
5%
23%

Читать также:  Программа для сканирования и исправления ошибок флешки

Неуважение к учителю
22%
25%
0
15,5%

Нет конфликтов
22%
31%
53%
35%

Свой вариант
11%
0
0
3,5%

Из таблицы видно, что в двух классах (8А и 8В) преобладают конфликты по поводу выполнения домашнего задания, а в 8Б данный конфликт практически отсутствует, скорее всего, это также связано с полом учащихся данных классов.

Также можно отметить, что у учащихся 8В меньше всего каких-либо конфликтов с учителями.

Таблица 3. Наличие проблем со сверстниками

Варианты ответов
8А(N=18)
8Б(N=16)
8В(N=19)
Среднее по 8 классам

Не сплочённость коллектива
56%
0
47%
34%

Разделение по успеваемости
39%
56%
5%
33%

Превосходство одних над другими
22%
19%
16%
19%

Неумение слушать друг друга
61%
37,5%
32%
43,5%

Выделение одного из общего коллектива
17%
50%
42%
36%

Нет конфликтов
11%
37,5%
21%
23%

Свой вариант
0
6%
16%
7%

Как видно из таблицы, основная проблема подростков — неумение слушать друг друга (ее отметили от 32 до 61 % учащихся).

Интересным является тот факт, что в коллективе с большинством юношей проблема «не сплочённость коллектива» отсутствует, а у девушек она является одной из основных проблем (47% в 8В и 56% в 8А).

Таблица 4. Наличие личных проблем

Варианты ответов
8А(N=18)
8Б(N=16)
8В(N=19)
Среднее по 8 классам

Проблемы с внешним видом
50%
19%
26%
31%

Неразделённая любовь
28%
12,5%
32%
24%

Непонимание своих поступков
28%
12,5%
10,5%
17%

Проблемы со здоровьем
22%
6%
26%
18%

Сложное материальное положение
11%
0
10,5%
7%

Нет проблем
17%
69%
37%
41%

Свой вариант
0
12,5%
5%
6%

По результатам, представленным в таблице, можно вывести, что класс с большинством учащихся мужского пола (8Б) практически не имеет личных проблем. Учащиеся 8А класса полагают, что у них проблемы с внешним видом, а мнение учащихся 8В класса разделилось (более трети вообще отметило, что проблем такого рода нет).

Также на основе таблицы можно вывести, что практически нет учащихся с материальными проблемами.

Далее рассмотрим результаты анкетирования взрослых (родителей и учителей учащихся 8 классов гимназии №1549) по теме «Проблемы подростков глазами самих подростков, глазами их родителей и учителей». Для удобства сопоставления результатов в таблицы добавлен столбик с данными самих подростков (представленными и уже проанализированными выше). подростковый школьник родители

Таблица 5. Наличие проблем в семье

Варианты ответов
Родители (N=33)
Учителя (N=13)
Взрослые (N=46)
Подростки (N=53)

Родители запрещают общаться с товарищами
9%
23%
17%
11%

Не разрешают заниматься любимым делом
9%
15%
12%
12,5%

Ругают за неудовлетворительные оценки
61%
69%
65%
54%

Родители заставляют жить по нормам их молодости
12%
15%
13,5%
16,5%

Не дают высказать своё мнение
6%
8%
7%
7,5%

Родители делают выбор за меня
39%
69%
54%
26,5%

Не предоставляют свободы
39%
60%
49,5%
34,5%

Нет конфликтов
12%
15%
13,5%
17%

Свой вариант
6%
15%
10,5%
11,5%

Как видим, мнения на проблемы подростков в отношениях с родителями совпали и у самих подростков, и у взрослых, причем как учителей, так и родителей. На первом месте — успеваемость, далее — недостаток свободы.

Таблица 6. Наличие проблем с учителями

Варианты ответов
Родители (N=33)
Учителя (N=13)
Взрослые (N=46)
Подростки (N=53)

Поведение не соответствующее нормам
33%
46%
39,5%
14%

Внешний вид не соответствующий нормам
24%
46%
35%
18%

Конфликты по поводу домашнего задания
27%
46%
36,5%
37%

Плохое отношение к предмету
42%
60%
51%
23%

Неуважение к учителю
21%
38%
29,5%
15,5%

Нет конфликтов
24%
8%
16%
35%

Свой вариант
3%
0
1,5%
3,5%

Мнения на проблемы в отношениях подростков с учителями не совпали. Например, взрослые (и родители, и педагоги) на первое место поставили «плохое отношение к предмету», тогда как самими подростками это осознается как проблема лишь в 23% случаев.

Интересно, что лишь 8% учителей отметили отсутствие конфликтов с подростками, тогда как среди родителей — каждый четвертый, а среди учащихся — более трети. На наш взгляд, это может быть свидетельством того, что и подростки, и их родители воспринимают отношения с учителями более спокойно.

Таблица 7. Наличие проблем со сверстниками

Варианты ответов
Родители (N=33)
Учителя (N=13)
Взрослые (N=46)
Подростки (N=53)

Не сплочённость коллектива
61%
69%
65%
34%

Разделение по успеваемости
17%
0
8,5%
33%

Превосходство одних над другими
15%
8%
12,5%
19%

Неумение слушать друг друга
61%
69%
65%
43,5%

Выделение одного из общего коллектива
21%
15%
18%
36%

Нет конфликтов
12%
0
6%
23%

Свой вариант
6%
8%
7%
7%

Из таблицы видна общая интересная закономерность. Подростки видят гораздо меньше проблем в отношениях со сверстниками, чем их родители и учителя. Возможно, взрослые склонны драматизировать имеющуюся ситуацию в отношениях подростков со сверстниками.

Таблица 8. Наличие личных проблем

Варианты ответов
Родители (N=33)
Учителя (N=13)
Взрослые (N=46)
Подростки (N=53)

Проблемы с внешним видом
33%
60%
46,5%
31%

Неразделённая любовь
21%
46%
33,5%
24%

Непонимание своих поступков
45,5%
60%
52,5%
17%

Проблемы со здоровьем
48,5%
53%
50,5%
18%

Сложное материальное положение
6%
30%
18%
7%

Нет проблем
17%
15%
16%
41%

Свой вариант
6%
15%
10,5%
6%

Здесь тоже похожая тенденция: большее видение проблем взрослыми, особенно учителями, нежели самими подростками. Например, 41% подростков отметил отсутствие проблем, тогда как среди взрослых — только 16%. Вообще все предложенные в анкете варианты проблем намного чаще отмечались взрослыми, чем подростками.

Взрослые (и педагоги, и родители) считают, что у подростков проблем больше, чем видят сами подростки.

Одной из главных проблем, которую видят и взрослые, и подростки, является проблема, связанная с тем, что взрослые ругают детей за неудовлетворительные оценки.

Взрослые озабочены здоровьем подростков, и считают, что у подростков проблемы со здоровьем, в то время как среди подростков почти нет тех, кто считает это проблемой.

Педагоги отмечают больше проблем во взаимоотношениях с подростками, нежели сами подростки и их родители.

Есть некоторые различия в восприятии проблем с родителями и педагогами учащимися разных классов. Предположительно это связано с полом подростков (девушки отмечают больше проблем), однако последнее предположение нуждается в дальнейшем изучении.

Возвращение детства. Коллектив авторов. — М. : Знание, 2000 — 400с.

Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 Педагогика и методика нач. обучения / М. Матюхина, Т. Михальчик, Н. Прокина и др. ; Под ред. Гамезо и др. — М. : Просвещение, 1984.

Кулагина И. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М. : ТЦ Сфера, 1999. — 192с.

Ожегов. Словарь русского языка / Под ред. — корр. АН СССР Н. Шведовой. — 20-е изд. , стереотип. : Рус. яз; 1988. Стр. 439.

Учащиеся с проблемами школьной и социальной адаптации в пространстве современного образовательного процесса. Из опыта работы коллектива школы № 196. Серия: Инструктивно — методическое обеспечение содержания образования в Москве //Отв. Редактор Курнешова Л. — М. : Центр Школьная книга, 2003. 208с.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М. , 1993. С 108.

Фрейд З. Психоаналитические этюды. / Составление Д. Донского, В. Круглянского; послесл. Кондрашенко. — Мн. : ООО Попурри, 1997. — 606с.

Анкета №1 (для учащихся)

Какие из ниже перечисленных проблем есть в вашей семье?

(Можно выбрать несколько вариантов ответа

Родители запрещают мне общаться с некоторыми моими товарищами.

Мне не разрешают заниматься любимым делом.

Меня ругают за неудовлетворительные оценки.

Родители заставляют меня жить по нормам их молодости.

Мне не дают высказывать собственную точку зрения.

Родители часто делают выбор за меня.

Взрослые не предоставляют мне свободы, которая есть у моих друзей.

У меня нет конфликтов в семье.

Какие из нижеперечисленных проблем есть у вас с учителями?

Поведение, не соответствующее нормам, в учебном учреждении.

Внешний вид, не соответствующий уставу учебного учреждения.

Конфликты по поводу домашнего задания.

Плохое отношение к предмету.

Неуважение к учителю.

У меня нет проблем с учителями.

Какие из нижеперечисленных проблем есть у вас со сверстниками?

Несплоченность коллектива класса.

Разделение учителями учащихся класса по успеваемости (оценки).

Превосходство одних учащихся над другими.

Неумение слушать друг друга.

Выделение одного учащегося из общего коллектива.

У меня нет проблем со сверстниками.

Какие из нижеперечисленных личных проблем у вас есть? Можно выбрать несколько вариантов.

Проблемы с внешним видом.

Неразделенная любовь.

Непонимание своих поступков.

Проблемы со здоровьем.

Сложное материальное положение.

У меня нет проблем.

Анкета №2 (для родителей)

Как вы считаете, какие проблемы из нижеперечисленных есть у подростков в семье? Можно выбрать несколько вариантов.

Родители запрещают подросткам общаться с некоторыми их товарищами.

Взрослые не разрешают заниматься школьникам любимым делом.

Учащихся подросткового возраста ругают за неудовлетворительные оценки.

Родители заставляют подростков жить по нормам их молодости.

Школьникам не дают высказывать собственную точку зрения.

Родители часто делают выбор за подростка, считая, что так для него будет лучше.

Подростки часто требуют свободу, которая есть у их друзей, но родители такую свободу им не предоставляют

У подростков нет конфликтов в семье.

Как вы считаете, какие из нижеперечисленных проблем есть у подростков с учителями? Можно выбрать несколько вариантов.

У учащихся нет конфликтов с учителями.

Как вы считаете, какие из нижеперечисленных проблем есть у подростков со сверстниками? Можно выбрать несколько вариантов.

Несплоченность коллектива.

У сверстников нет проблем друг с другом.

Как вы считаете, какие из нижеперечисленных личных проблем есть у подростков? Можно выбрать несколько вариантов.

У подростков нет личных проблем.

Анкета №3 (для учителей)

Родители часто делают выбор за подростка.

Взрослые не предоставляют своим детям свободы, которая есть у их друзей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *