Программа коррекционно-развивающей работы, помогающая учащимся с ограниченными возможностями (умственной отсталостью) преодолеть трудности в обучении

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на создание системы комплексной помощи «психологически неблагополучным» детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в психологическом развитии обучающихся , их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать проблемы таких детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения «психологически неблагополучных» детей.

Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Выбор конкретной формы определяется результатами педагогической и психологической диагностики.

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, поведении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

определение направлений коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми;

определение особенностей организации коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в соответствии с выявленными проблемами;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными» детьми основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным» детям с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с результатами диагностики);

разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ, организации индивидуальных и/или групповых занятий для «психологически неблагополучных» детей;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации «психологически неблагополучных детей»;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных» детей.

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:

Соблюдение интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой в интересах школьника.

Целостность воздействия на личность подростка. Ошибочно и практически неконструктивно «разделение» подростка на различные психологические сферы и ведение коррекционной деятельности в отношении отдельно взятых социальных, эмоционально-личностных или познавательных сфер. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников, но любая коррекционная деятельность должна разворачиваться как процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений.

Реалистичность. Активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат школьники.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции проблем «психологически неблагополучных» детей, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, всесторонний подход, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем подростка;

Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся и их родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционной работы. Участие школьника в различных формах коррекционной работы в течение всех лет обучения в школе будет значительно более продуктивным, если он будет чувствовать в этой работе определенную логику, последовательность, методическую преемственность.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для решения проблем «психологически неблагополучных детей».

Добровольность посещения коррекционных занятий школьником.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) «психологически неблагополучных» обучающихся выбирать формы получения помощи, защищать законные права и интересы школьников, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о посещении «психологически неблагополучных» подростков специальных коррекционных занятий в МОУ СОШ №2.

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление «психологически неблагополучных» школьников, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии «психологически неблагополучных» обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения «психологически неблагополучных» школьников и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическим работниками.

Диагностическая работа включает:

своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи;

раннюю диагностику проблем в развитии и анализ причин трудностей адаптации школьников в основной школе;

комплексный сбор сведений о подростке на основании психолого-педагогической диагностической информации;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития «психологически неблагополучного» школьника, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей «психологически неблагополучного» подростка;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации «психологически неблагополучного» школьника;

системный разносторонний психолого-педагогический контроль за уровнем и динамикой развития школьника;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития «психологически неблагополучного» школьника методов и приемов обучения в соответствии с его проблемами;

организацию и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления проблем и трудностей в обучении;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию проблем в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер подростка и психокоррекию его поведения;

социальную защиту школьника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с «психологически неблагополучными» школьниками, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование психологом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с 2психологически неблагополучными» подростками;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов обучения «психологически неблагополучного» школьника.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы), направленные на разъяснение участником образовательного процесса — обучающимся (имеющим проблемы в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий «психологически неблагополучных» подростков.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для выявления «психологически неблагополучных» школьников, определении их проблем; оценка образовательной среды с целью соответствия требований программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

Этап планирования, организации, координации ( организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, а также воспитания, развития, социализации данной категории школьников.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно -диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ для решения проблем «психологически неблагополучных» школьников.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный и процесс сопровождения «психологически неблагополучных» подростков, корректировка условий обучения, методов и приемов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение «психологически неблагополучных» школьников: классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, входящих в психологическую службу школы. Такое взаимодействие включает в себя:

комплексность в определении и решении проблем подростка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

составление комплексных и индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер подростка.

В настоящий момент такое взаимодействие в МОУ СОШ №2 осуществляется путем реализации целевых программ: «Адаптация пятиклассников» и «Программа деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися», разработанными педагогами школы.

Консолидация усилий классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы школьника.

Наиболее распространенной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов – это психолого-педагогический консилиум, на котором вырабатывается стратегия сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, конкретизируется содержание работы с ними.

Еще одним механизмом реализации коррекционной работы можно считать социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие педагогов МОУ СОШ №2 с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества) – это учреждения здравоохранения, инспекция по делам несовершеннолетних, учреждения дополнительного образования и пр.

Требования к условиям реализации программы

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей школьника; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение гигиенических правил и норм).

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Педагог-психолог оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных прежде всего по возрастам, а внутри каждого возраста – по важнейшим проблемам школьников. Прежде всего, это коррекционные работы, связанные с решением проблем дезадаптации школьников и трудностей в их познавательной сфере (в рамках психической нормы).

Коррекционные программы по направлениям

№ Название программы Издательство (литературный источник) Развитие познавательной сферы 1 Коррекция пространственного мышления Шевлякова И. Посмотри внимательно на мир – М. : Генезис, 2003 2 Коррекционные занятия по развитию мышления Тихомирова Л. «Развитие интеллектуальных способностей ребенка» — М. : Рольф, 2001. Развитие коммуникативных навыков 3 Коммуникативный тренинг Астрейко Н. , Гончарик Ю. Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. – Минск, 2002. 4 Тренинг сотрудничества Дьячкова С. «Учимся сотрудничать». /Газета «Школьный психолог», № 41, 42, 2004. Развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы 5 Тренинг по снятию тревожности Прихожан А. Тренинг по снятию тревожности / Газета ««Школьный психолог», № 19,21,2000. 6 Коррекционные занятия по снятию агрессии Смирнова Т. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. 7 Коррекционные занятия по работе с обидами Рожков М. , Набатова М. Как помочь ребенку преодолеть обиду. / -Ярославль, Академия развития, 2006. 8 Программа индивидуальных занятий по коррекции страхов Захаров А. Что снится вашим детям. СПб. : «Дельта», М. : ООО «Издательство АСТ». , 2006. 9 Формирование эмоционально-волевой саморегуляции Слободяник Н. Формирование эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться педагогами-психологами в сотрудничестве с классными руководителями, учителями-предметниками и социальными педагогами. Педагогические работники МОУ СОШ №2 должны иметь четкое представление об особенностях «психологически неблагополучных» школьников, о методах и приемах работы с ними. Необходимо постоянное повышение квалификации педагогических работников школы, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.

В психологическую службу МОУ СОШ №2 входят:

Тарасова Ольга Михайловна – педагог-психолог высшей квалификационной категории;

Высоких Лариса Ивановна – педагог — логопед;

Шереш Клавдия Павловна – социальный педагог первой квалификационной категории;

Шемякина Любовь Борисовна — олигофренопедагог первой квалификационной категории.

Психологическая служба имеет кабинет, оснащенный мягкой мебелью, стульями, столами для проведения индивидуальных и групповых занятий с «психологически неблагополучными» школьниками, для организации консультативной работы с педагогами и родителями. В кабинете имеется телевизор, видео, ПК, сканер, принтер, ксерокс, используемые при подготовке и проведении занятий.

Информация о коррекционно-развивающей деятельности МОУ СОШ №2 подразделяется на две составляющие:

открытую, находящуюся в свободном доступе;

закрытую (конфиденциальную).

Открытая информация публикуется для педагогов и родителей на официальном сайте МОУ СОШ №2. Для обучающихся и родителей (законных представителей) оформляются информационные стенды. Для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов школы разработан банк рекомендаций для решения различных проблем.

Планируемые результаты коррекционной работы

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, повелении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными детьми» основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

положительная динамика индивидуальных достижений «психологически неблагополучных» школьников;

оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным детям» с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей ( в соответствии с результатами диагностики);

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных детей».

Контингент участников — учащиеся с ОВЗ

Срок реализации программы – 1 года

Количество часов в год – 68 ч.

Педагог, реализующий программу: Игнатова Инна Анатольевна

Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство для дальнейшего получения знаний учащихся. Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса для учащихся с ОВЗ – это принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Программа коррекционно-развивающей работы по преодолению трудностей в обучении обеспечивает решение задач ФГОС начального образования и разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Программа носит практическую направленность и представляет комплексную помощь в развитии познавательной деятельности учащихся, имеющих трудности в обучении:

— обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала и коррекцию недостатков в развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

— способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Цель программы: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, формирование личности школьника, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности.

— своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными как с ограниченными возможностями здоровья, так и иными причинами;

— создание положительной атмосферы в процессе совместной деятельности учителя и ребенка;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и неуспевающим с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии), ориентация на «зону ближайшего развития»;

— опора на жизненный опыт учащихся;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, неуспевающим, по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы «Преодоление трудностей в обучении» определяют следующие принципы:

— соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

— принцип научности полагает наличие понятий о методах и приемах изучения ребенка дифференциальной диагностики нарушений его развития, определения основной направленности и необходимых условий коррекционно-педагогической работы;

— принцип доступности,  последовательности и систематичности предполагает плавное и доступное для ученика наращивании сложности упражнений, руководствуясь правилами от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому;

— принцип индивидуального подхода  полагает наличие понятий: о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого учащего в отдельности. А также о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения его к активной работе, о побуждении и развитии природных способностей и дарований.

-принцип сознательности и активности полагает наличие понятий: о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в развивающих занятиях и побуждении к самостоятельным действиям. Формирует у учащихся навыки самоконтроля и готовности прилагать волевые усилия для выполнения заданий и упражнений.

-принцип наглядности предполагает использование специфических и вспомогательных средств обучения, направленных на преодоление трудностей в усвоении основной ООП.

-принцип целостности предполагает единство данной программы с программами по русскому языку и чтению в начальных классах.

— принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении программного материала, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся;

консультативная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

На данном этапе разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Учитель устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль  успеваемости и поведения обучающихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Одним из условий успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении во внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей обучающихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для  развития ребенка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.

По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ

Направление Цель Форма Содержание Предполагаемый результат Педагогическая коррекция Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения уроки и внеурочные занятия Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Школа России» Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ. Освоение обучающимися Образовательной программы

Коррекционно-развивающие занятия включают в себя следующие направления:

формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);

развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т

развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);

развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

формирование учебной мотивации;

развитие личностной сферы.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.

— ознакомление с психолого-педагогическими,  физиологическими и возрастными особенностями обучающихся;

— педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании;

проведение лекций по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.

Контингент участников программы: коррекционно-развивающие занятия

программы рассчитаны на помощь учащимся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Формы работы. Основной формой являются групповые занятия с учащимися.

Срок реализации программы: 1 год. Количество часов в год – 68 ч.

Периодичность коррекционных занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 60 минут

Формирование соответствующих возрасту общеинтелллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, формирование умозаключений и т.

Развитие произвольности внимания (концентрации, устойчивости, распределения, объем внимания и др. ) и памяти.

Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (темп деятельности, типа мыслительной деятельности, формирование адекватной саморефлексии и др

В содержание каждого занятия входят: 1. Кинезиологический комплекс ( мозговая гимнастика).

Основная часть ( упражнения на развитие ВПФ и устранения пробелов в знаниях).

Графический диктант.

Итоги занятия.

Кол-во занятий Тематика 2 развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, творческого воображения, коммуникативных способностей. 2 развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев. 2 развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. 2 развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности. 2 Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности 1 Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления 2 развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей. 2 развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей 2 развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности. 2 развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация), аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки. 2 развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи. 2 развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи ,мелкой моторики 2 развитие логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности. 2 развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов, мелкой моторики 2 развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу. 3 развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти к внимания, речи, мелкой моторики 2 развитие наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания. 2 развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов, мелкой моторики 3 формирование графических умений и комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности. 2 Развитие мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи, мелкой моторики 2 развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки 3 развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования 2 развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности. 2 развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации 1 Развитие памяти (овладение мнемическими приемами запоминания) , мелкой моторики 2 Развитие воображения (решение задач поискового характера), мелкой моторики 2 Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах) 1 Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти) 2 Развитие воображения (развитие творческого воображения и конструкторского мышления) 2 Развитие мышления (владение навыками применения логических операций) 2 Коррекция речевого развития; мелкой моторики. 1 Развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности, речевого развития 3 Расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности 3 Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

В процессе реализации программы коррекционно-развивающей работы используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя.

Анисимова Н. , Винакова Е. «Обучающие и развивающие игры:1-4 классы. — М. :Первое сентября,2004.

Ануфриев А. , Костромина С. «Как преодолеть трудности в обучении детей?» М. : Издательство «Ось-89»,2005.

Языканова Е. «Программа «Учись учиться». Развивающие задания. : Издательство «Экзамен», 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *