Программа помощи детям с проблемами в развитии и оказания психологической поддержки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сопыревская основная школа»

Красносельского района Костромской области

Рассмотренона педагогическомсовете:от «_____»____________201__г. Утверждаю:директор школы_____________/Е. СметанинаПриказ №____от «___»_________201___г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И

с детьми с ОВЗ

(первый год психологического сопровождения)

Педагог-психолог Щепкина Е.

Пояснительная записка.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т. Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развитовоображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления; Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Основными целями программы являются:

формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

  • Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня.
  • Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
  • Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
  • Формирование положительной учебной мотивации.
  • Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Программа опирается на следующие принципы:

Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:

— диагностика (индивидуальная и групповая);

— консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно — развивающая работа (индивидуальная и групповая);

— психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.

Работа с родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.

  • Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;
  • Выбор стратегии воспитания;
  • Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ;
  • Консультации по индивидуальным запросам.

Режим занятий, основные формы и методы реализации программы.

Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.

Заключительная часть  — подведение итогов, обратная связь.

Продолжительность занятия 20 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;
  • положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;
  • повышение уровня развития когнитивной сферы;
  • повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием).
  • формирование положительной мотивации к обучению.
  • формирование положительной самооценки у детей;
Читать также:  Возможно восстановление Microsoft Visual C++ Runtime Library в Windows 10, 8.1 и 7 из-за обновления программного обеспечения или ошибок

Описание разделов программы

Диагностика развития психических процессов.

Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года.

Развитие внимания.

Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.

Развитие мышления и речи.

Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.

Развитие восприятия.

Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.

Развитие памяти.

Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Содержание разделов и наименование форм работы 1. Диагностика развития психических процессов (начало учебного года): 6 1. 1 Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Мышление. 1 В соответствии с программой диагностики 1. 2 Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память. 1 В соответствии с программой диагностики 1. 3 Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание. 1 В соответствии с программой диагностики 1. 4 Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие. 1 В соответствии с программой диагностики 1. 5 Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы. 1 В соответствии с программой диагностики 1. 6 Диагностика развития личностной сферы. 1 В соответствии с программой диагностики 2. Развитие внимания 10 2. 1 Развитие концентрации внимания 2 Упр. «Радуга внимания»Упр. Копировальщики» 2. 2 Развитие концентрации и устойчивости внимания 1 Упр. Корректурные пробы» 2. 3 Развитие умения распределять внимание 1 Упр. «Шифровщики» 2. 4 Развитие внимания и мышления 1 Упр. «Кодирование слов с помощью цифр» 2. 5 Развитие слухового внимания 2 Упр. «Арифметический диктант»Упр. «Графический диктант» 2. 6 Увеличение уровня распределения внимания. 3 Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание). Упр. «Счет с помехой»Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка» 3. Развитие мышления 20 3. 1 Развитие мышления и речи 2 Сочиняем рассказ по картинкамСочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий 3. 2 Развитие способности к синтезу 3 Упр. «Словообразователи»Упражнения на поиск составных частей предметов и явленийУпр. «Плохо или хорошо?» 3. 3 Развитие логики 7 Решение ребусовУпр. «Спичечные головоломки»Упр. «Инструкция» Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах)Отгадывание загадокУпр. «Зашифрованные слова»Составление анаграмм 3. 4 Развитие умения анализировать 4 Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов. Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы. Упражнения на классификацию предметов и явленийИгра «Спорщики». 5 Развитие умения действовать по образцу 2 Упр. «Занимательная лесенка»Упр. «Змейка» 3. 6 Развитие умения выстраивать аналогии 1 Упражнения на визуальные и слуховые аналогии. 7 Развитие ассоциативного мышления 1 Упражнения на выстраивание ассоциаций. 4 Развитие восприятия 5 Упр. «Наложенные изображения»Упр. «Найди спрятанные изображения»Упр. «Закончи незаконченные изображения»Упр. «Собираем целое из частей»Упр. «Парные изображения» 5 Развитие памяти. 10 5. 1 Развитие зрительной памяти. 4 Упр. и задания на работу по образцуРабота по карточкамУпражнения с использованием раздаточного материалаУпр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки) 5. 2 Развитие ассоциативной и логической памяти. 3 Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу. Выстраивание ассоциации, Поиск закономерностей 5. 4 Развитие слуховой памяти 3 Воспроизведение историй на слухКинезиологические упражненияИгры 6 Развитие эмоциональной сферы 9 Беседа об эмоциях человека. Комплекс игр «Волшебная страна чувств»:«Грусть»«Обида»«Злость»«Гнев»«Страх»2. 6 «Радость»«Любовь»Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека. Диагностика развития психических процессов (конец года): 6 Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года. Всего часов: 66 8 Работа с родителями В соответствии с годовым планомработы педагога-психолога Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования; Выступление на родительских собранияхКонсультации по индивидуальным запросам.

Список используемой литературы.

Леонгард Э. , Самсонова Е. , Иванова Л. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7. — Москва: МГППУ, 2011.

Никифорова Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие дошкольные и образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:

— во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;

— во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения;

— в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

Читать также:  Обучение проведению первичной сестринской оценки состояния детей разного возраста в условиях оказания стационарной помощи. Составление планов сестринского ухода

В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. Настоящая программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20. 1959г. , законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24. 1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02. 1999г. ), Семейного кодекса РФ 1995г.

Сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

— Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума);

— Комплексное сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

-Составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

— Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

— Формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

— Оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК.

— Старший воспитатель;

— Медицинский работник;

— Специалисты по работе с детьми;

— Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

— Совместное обследование воспитанников;

— Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции;

— Выступления на родительских собраниях;

— Проведение индивидуальных консультаций, бесед;

— Взаимопосещение и анализ занятий;

— Обзоры специальной литературы;

Этапы и сроки реализации программы:

Этап подготовительный. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению.

Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).

Разработка индивидуальной программы сопровождения.

Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

Повышение качества комплексных мероприятий.

Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Этап основной. Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума.

Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего сопровождения обучающихся.

Формы работы специалистов сопровождения:

— Профилактические и просветительские беседы;

— Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры;

— Консультирование участников образовательного процесса;

— Наблюдение за детьми;

— Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов;

— Оформление информационных страничек на сайте.

Воспитательно — образовательный блок;

Лечебно-оздоровительный блок.

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в детском саду, в школе, в семье).

№ Направления деятельности Сроки Диагностическое 1. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. По плану 2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. Изучение условий семейного воспитания ребёнка. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. В течение года Коррекционное 1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В течение года 2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. Развивающее 1. Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Втечение года 2. Развитие универсальных учебных действий. Консультационное 1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса. В течение года 2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Просветительское 1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы) В течение года 2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа на сайте.

Читать также:  Устарели определения вирусов и программ-шпионов

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.

№ Направления деятельности Сроки Диагностическое 1. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями. По плану 2. Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений. Диагностика работ дошкольников. Коррекционное   1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы. По плану 2. Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи детей. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи). В течение года Консультационное 1. Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. В течение года 2. Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов. Просветительское  1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. В течение года 2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи. Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. Работа на сайте. Профилактическое 1. Профилактика нарушений устной речи у детей дошкольного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий. В течение года 2. Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии. Развивающее  1. Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. В течение года 2. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления. Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

Цель: Организация обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Ответственные: Воспитатели, специалисты — предметники.

Формы деятельности воспитателя Сроки 1. Изучение индивидуальных особенностей детей и их учет при организации учебной деятельности. По плану 2. Контроль за функциональным состоянием детей во время кружковых занятий в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления. В течение года 3. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов. Изучение жилищно — бытовых условий воспитанников детского сада. В течение года 7. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в детском саду и городе. В течение года 9. Совместная деятельность воспитателя с специалистами – предметниками. В течение года 10. Беседы с родителями. Создание условий, способствующих развитию индивидуальности детей. Формы деятельности учителя – предметника 1. Организация и проведение физминуток на каждом занятии с целью снятия усталости. В течение года 2. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ). Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности. Наблюдение за детьми во время и его общения со сверстниками. Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.

ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ.

Ответственный: медицинский работник.

Форма деятельности Сроки 1. Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях. В течение года 2. Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки. Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания. Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в детском саду. Проведение углубленного медицинского осмотра. В течение года 8. Проведение специфической профилактики (профилактические прививки). Согласно национальному календарю 9. Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний. В течение года 10. Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию). В течение года

Бурмистрова Е. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Екжанова Е. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с. 25-29.

Елфимова Н. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. Елфимова. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.

Мухина В. Детская психология. / В. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. Кузнецова, Л. Переслени, Л. Солнцева и др. ; Под ред. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

Токарева С. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С. Токарева. – М. : МГУ, 1989. – 97 с.

Урунтаева Г. Дошкольная психология: / Г. Урунтаева. – М. : Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.

Программа коррекционно-развивающей направленности психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии «Играя, развиваемся»

Программы коррекционно-развивающей работы

Дергунова Алла Ивановна,
Корякина Любовь Александровна,
Гребенева Наталья Александровна

Год проведения конкурса

Статус лауреата конкурса

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей раннего и младшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в развитии, «Играя, развиваемся» предназначена для использования специалистами, реализующими 6 психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушениями развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *