Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс формирования развитой личности не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно — нравственного совершенствования.
Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.
Таким образом, цель воспитания школы — развитие социальной и культурной компетентности личности, ее саморазвитие в социуме, формирование человека — гражданина, семьянина — родителя, обеспечение необходимых научно — методических, организационных, кадровых и информационных условий для развития воспитательной системы школы.
Для достижения цели, мы ставим перед собой следующие задачи воспитания:
— создание условий для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого;
— формирование у учащихся креативности;
— оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.
Реализация поставленных целей и путей их достижения будет возможным, если:
будет создана модель выпускника.
Это, конечно, некий идеал, к которому мы стремимся. Мы исходили из того, что ребенок, приходящий в первый класс, уже социализирован в семье, в группе детского сада, в интеллектуальном, моральном и других отношениях;
— если к окончанию 5 класса каждый школьник определит свое место в классе; в подростковом возрасте «освоит» школу и внешкольное пространство, а в выпускных классах — «выйдет» в жизнь;
— если будут созданы условия совместной деятельности всех участников образовательного процесса с привлечением различных социальных институтов.
Любая программа при всех ее достоинствах и недостатках — лишь общее направление деятельности. От учителей, классных руководителей, от богатства общественных связей школы зависит успешность работы. Каждый учитель должен стремиться наполнить программу интересным для ребят содержанием, быть убедительным, включать в урок, в классный час, во внешкольные занятия и мероприятия проблемы, жизненно значимые для подростков и выпускников, тесно связанные с окружающим социумом.
Пространства школы для социализации недостаточно. Чтобы наши выпускники уверенно чувствовали себя в мире взрослых, им надо раскрыть все многообразие и сложности пространства жизни.
В своей программе мы ориентируемся на следующие принципы воспитания:
Принцип гуманистической ориентации воспитания.
Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения.
Условиями реализации данного принципа являются:
— добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
— предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия на учащихся;
— учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;
— формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов.
В практической педагогической деятельности нашей школы, этот принцип отражается в следующих правилах:
— в общении с ребенком доминирует уважительное отношение к нему;
— педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и сам должен быть добрым;
— педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
— в школе, классе и других объединениях учащихся, педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой, в заботе о природной среде, признание ребенка таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития.
Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.
Принцип деятельностного подхода предполагает, осознанную включенность ребенка в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально — значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.
Система воспитательной работы школы должна включать в себя воспитание учащихся в процессе обучения, профессиональное самоопределение и внеурочную воспитательную работу, в ходе которой решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в классе, школе.
За организацию воспитательной работы в ГОУ отвечают:
— заместитель директора по воспитательной работе;
— педагог — организатор;
— социальный — педагог;
— классные руководители;
— педагоги дополнительного образования.
Управление воспитательным процессом в ГОУ должна осуществляться через аналитическую, планово-организационную, контролирующую функцию по следующим направлениям:
— работа с педагогическими кадрами:
· МО классных руководителей;
· открытые мероприятия;
· индивидуальная работа;
· диагностика педагогического коллектива.
— работа с учащимися:
· по направлениям воспитательной работы;
· индивидуальная работа.
— работа с родителями:
· общешкольный родительский комитет;
· школьные мероприятия;
· внешкольные мероприятия;
· Совет профилактики;
Основными направлениями воспитательной системы школы являются гражданско-правовое воспитания, в частности развитие краеведения в школе и художественно-эстетическое направление.
Таким образом, школа формирует будущую личность, самостоятельного человека, который сам может принимать решения. И очень многое зависит от того, кто помогает ему познавать новое, направляет его в нужную сторону.
Степанов Е. , Лузина Л. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М. : ТЦ Сфера, 2002 г.
Григорьев Д. , Кулешова И. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, индивидуальная работа, развитие способностей, воспитательная система школы, воспитательный процесс, класс, педагог, педагогический коллектив, признание ребенка, Принцип, развитая личность, уважительное отношение, школа.