Настоящая комплексная программа предназначена
для индивидуальной коррекционной работы
психолога с подростком, имеющим проблемы в
поведении. Индивидуальная программа может
применяться тогда, когда работа с подростком в
группе невозможна, когда проблемы носят
индивидуальную особенность, а не межличностного
характера, когда необходимо постоянное
наблюдение психолога за процессом развития
личности подростка.
Программа “Преодоление” составлена с целью:
оказать содействие полноценному психическому и
личностному развитию подростка. Она решает
следующие задачи:
- исправление отклонений в психическом развитии
подростка (эмоциональном, мотивационном,
поведенческом) на основе создания оптимальных
психологических условий для развития
творческого потенциала личности подростка; - формирование и развитие навыков самоанализа,
самоконтроля, самовыражения, саморегуляции; - обретение подростком положительных ценностных
ориентиров и личностных смыслов жизни.
Программа состоит из трех блоков:
подготовительного, основного
коррекционно-развивающего и заключительного. По
истечении двух–трех недель по окончании работы
необходимо проведение повторной диагностики
подростка с целью отслеживания динамики
развития его личности. Программа состоит из 17
занятий по темам, актуальным в подростковом
возрасте. Каждое занятие определяет свои цели и
ставит конкретные задачи. Комплекс составлен
так, чтобы было возможно использование в работе
отдельно взятых занятий в зависимости от глубины
проблемы подростка, приемлема замена отдельных
упражнений, данных в программе на сходные по
цели. В данном случае представлена часть
программы: тематический план, подготовительный
блок и два занятия коррекционно-развивающего
блока по темам “Конфликт” и “Стресс”.
Индивидуальная психокоррекция обеспечивает
конфиденциальность, тайну и по своему результату
бывает более глубокой, чем групповая, что
является наиболее эффективным методом
воздействия на сознание подростка, которому
необходима помощь взрослого, которому он
доверяет.
Тематический план
I блок. Подготовительный (2 занятия).
- Занятия 1, 2. Знакомство.
- 1 этап. Установочный.
- 2 этап. Диагностический.
- Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова).
- Тест WEIS (автор Векслер).
- СМОЛ (для учащихся 14-16 лет).
- Акцентуация личности (автор Шмишек – для
учащихся 12–13 лет). - Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- Семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).
- Самооценка (автор В.А. Ковалев).
- Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации
Г.А.Цукерман). - Социометрия (автор Д.Морено).
II блок. Коррекционно-развивающий (14
занятий).
- Занятие 3. Кто я?
- Занятие 4. Я и мой мир.
- Занятие 5. Мои чувства, мои эмоции.
- Занятие 6. Мотивы.
- Занятие 7. Я и мои родители.
- Занятие 8. Неуверенность и ее маски.
- Занятие 9. Смысл жизни – в ценностях?
- Занятие 10. Дружба.
- Занятие 11. Конфликт.
- Занятие 12. Стресс.
- Занятие 13. Страхи и фобии.
- Занятие 14.Метод СДР (смотри, думай, решай).
- Занятие 15. Психоактивные вещества – со мной или
без меня? - Занятие 16. Мое будущее.
III блок. Заключительный.
- Занятие 17. Обратная связь.
- Повторная диагностика (по истечении 2-3
недель).
Установочный этап.
- установление контакта с подростком, побуждение
желания взаимодействовать, снятие тревожности,
повышение у подростка уверенности в себе; - формирование желания сотрудничать с психологом
и что-то изменить в своей жизни, формирование
психологом коррекционной программы, поиск
способов решения проблемы.
Беседа-интервью с подростком, выявление
глубины проблемы.
Сбор информации об учащемся:
а) интервью с классным руководителем,
педагогами, родителями, одноклассниками;
б) просмотр классного журнала, тетрадей
учащегося;
в) наблюдение за учащимся на уроках и во
внеурочное время.
Диагностический этап.
- диагностика особенностей развития личности;
- выявление факторов риска;
- формирование общей программы
психокоррекционной работы.
Тест “Учебная мотивация” (автор
Г. Карпова).
Цель: выявление интересов подростка.
Тест WEIS (автор Г. Векслер).
Цель: определение уровня
интеллектуального развития учащегося.
Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет).
Цель: выявление типа личности
подростка, его характерологических
особенностей.
Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет).
Цель: определение типа акцентуации
характера.
Тест “Анализ семейной тревоги”
(Э. Эйдемиллер).
Цель: определение уровня
эмоционального контакта подростка с членами
семьи.
Тест Семейная социограмма” (автор Э. Эйдемиллер).
Цель: выявление семейных
межличностных отношений.
Тест “К чему люди стремятся в жизни”.
Цель: измерение ценностной ориентации
подростка.
Тест “Агрессивность”.
Цель: определение эмоционального
состояния.
Цель: изучение степени адекватности
оценки подростком самого себя и самопринятии.
Социометрия (автор Д. Морено).
Цель: определение социометрического
статуса учащегося в учебном коллективе.
На этом этапе проводится совместно с
подростком анализ результатов диагностики. На
основе полученных данных строится дальнейшая
работа согласно цели и задач данных занятий.
- гармонизация и оптимизация развития личности
подростка; - переход от отрицательной фазы развития
личности к положительной; - овладение способами взаимодействия с миром и
самим собой.
- Развитие у подростка “Я-концепции”.
- Формирование жизненно важных мотивов
(коммуникативных, профессиональных,
познавательных, достижения и т.д.). - Развитие навыков самосознания, самоконтроля,
саморегуляции. - Формирование стратегии преодоления трудностей
и метода принятия решений (СДР). - Формирование объективных знаний о вредном
воздействии психоактивных веществ на живой
организм, развитие психологического иммунитета
к психоактивным веществам. - Развитие целеполагания.
Занятие по теме
- распечатка – памятка “Способы разрешения
конфликта”; - карточки с ситуациями конфликта;
- карточки с изображением солонки и стола, вилки и
ложки, парты и пенала.
Шеренг о самочувствии, о настроении.
Инструкция: Подростку предлагается
двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт
музыке, прислушиваясь к своим внутренним
переживаниям.
Основная часть.
Беседа с подростком по понятию “Конфликт”:
Как только человек начинает делать свои первые
шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное
время дома или раньше в детском саду. Что
называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт
– это отношение между двумя или несколькими
людьми, при котором один из них, оба или несколько
чувствуют гнев и считают, что другая сторона
виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда
люди в некорректной форме передают друг другу
чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая
другого человека.
Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты
чувства другого человека.
– Как разворачивается конфликт?
– К чему он может привести?
– Какое наблюдается поведение у людей в
конфликтной ситуации?
– Можно ли избежать конфликта?
Упражнение “Конфликт рук”
Инструкция: Подростку предлагается
закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и
вложить в них свою энергию. Ничего не говоря,
познакомившись с руками сидящего рядом человека,
побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их,
вложив в них силу, помириться с помощью рук,
попрощавшись, открыть глаза.
– Расскажи, что происходило с тобой в разные
моменты “общения” с чужими руками.
– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты
почувствовал его?
– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе
конфликтовать с кем бы то ни было?
Упражнение “ В стране вещей”
Инструкция: Необходимо разобраться в
конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя
роль того или иного предмета (карточки: стол и
солонка, вилка и ложка, парта и пенал)
– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?
Упражнение “Закончи предложение”
Вывод: Конфликты полезны, при умении
их конструктивно разрешать.
Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать
конфликт? Если да, какие способы он использует?
Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)
– Что нового ты узнал сегодня на занятии?
– Было ли оно полезным для тебя?
– Что ты понял, какие выводы смог сделать?
– Что ты будешь использовать в жизни из того,
что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?
- формирование понятия о стрессе, его причинах,
способах борьбы с данным явлением; - выработка индивидуальной психотехники
видоизменения, ослабления стрессовых
переживаний.
Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и
письменные принадлежности.
Шеренг о настроении.
Инструкция: Подростку предлагается
удобно расположиться в кресле. Отдавая себе
команды, следует сосредоточить внимание на
определенном участке своего тела, почувствовать
его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо
сосредоточиться на своем теле, по команде
“Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти
правой руки, “Палец!” – на указательном пальце
правой руки и, наконец, по команде “Кончик
пальца!” – на кончике указательного пальца
правой руки. Команды самому себе следует
подавать с интервалами 10-12 секунд. Продолжительность упражнения 5 минут.
Инструкция: Психолог ставит на ладонь
мягкий одноразовый стаканчик и говорит:
“Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых
твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него
ты можешь положить то, что для тебя действительно
важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем
очень дорожишь” На протяжении нескольких минут
в комнате царит молчание, и в неожиданный момент
психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется
работа с эмоциональными реакциями, возникшими у
подростка. Важно обсудить, что почувствовал
подросток, и что ему хотелось сделать.
– Когда у человека могут возникнуть такие же
чувства?
– Кто ими управляет?
– Куда они деваются потом?
– То, что ты пережил сейчас – это реальный
стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это
пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс,
реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в
том числе и в общении с другими людьми.
– Психолог вводит понятия стадий стресса:
адаптация, истощение жизненной энергии –
внутренние (эмоциональное внутреннее состояние
– гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).
Упражнение “Жизнь и смерть”
Инструкция: Подростку предлагается 2
листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на
другом “смерть”. Психолог предлагает подростку
подумать и определиться, кому из окружающих
людей он отдал бы свои листочки с данными
записями?
– Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а
этому – “смерть”?
– А почему теперь ты решил их оставить себе? Что
понял?
– Что ты почувствовал сейчас?
– Как ты понимаешь, что такое “позитивное”
мышление?
Оно необходимо человеку, чтобы управлять
стрессом. Как справиться со стрессом?
– Подростку предлагается овладеть
динамической медитацией (в 5 этапов) для
управления стрессом:
- Встать прямо и максимально расслабить тело.
Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно
работать как насос, дыхание должно быть
хаотическим и достаточно быстрым.
Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при
этом может начать двигаться – не мешай ему.
Движения могут быть любыми. - Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты
можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать,
трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не
контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то,
что тебе хочется сделать. Делай все как можно
энергичнее, пытайся превратиться в сплошной
сгусток энергии. - Встань прямо и подними руки вверх. Начинай
выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно
создаваться ощущение, что звук резко падает в низ
живота. Во время крика старайся выплеснуть из
себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что
мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как
можно энергичнее. - Резко остановись. Замри в этом положении, в
каком оказался. Сохраняй неподвижность.
Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя.
Не старайся обнаружить в себе что-нибудь
необычное, а просто стань сторонним
наблюдателем. - Начни легко танцевать, кружиться, напевать.
Почувствуй благодать и освобождение.
– Что полезного узнал сегодня?
– Какие выводы сделал?
– Что именно будешь использовать в жизни?
Данная работа написана на основании опыта
работы по психологическому сопровождению детей
с проблемами в развитии в дошкольном учреждении
МДОУ№2 “Метелица” г. Минусинска.
Необходимость поиска новых путей была
обусловлена тем, что в последнее десятилетие
остро обозначилась проблема существенного роста
детей с нарушениями в психическом и соматическом
развитии.
По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся
детей условно являются здоровыми, остальные по
своему психофизиологическому состоянию либо
занимают краевое положение между здоровьем и
болезнью, либо страдают нарушениями
психического развития.
На фоне снижения рождаемости увеличивается
число детей с нарушениями психического развития.
По данным Госкомстата РФ число детей с
умственной отсталостью увеличилось на 18% с
задержкой психического развития — на 20%.
МДОУ №2 посещают дети со следующими
показателями в развитии:
- дети с речевой патологией (общее недоразвитие
речи) с проявлением нарушений во всех
компонентах - дети с низким уровнем развития высших
психических функций (зпр, ммд, сдгв) - дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
(несформированностью навыков общения,
агрессивные, конфликтные, замкнутые,
инфантильные и т. д. ) - дети с повышенной невротизацией: тики, энурез,
заикание.
Особого внимания требуют дети с задержкой
психического развития. Они испытывают трудности
как когнитивной, так и в аффективной сферах.
По мнению Л. Выгодского аффект и дефект идут
вместе.
Наличие вех этих компонентов обусловлено не
только органическими и психоневрологическими
причинами, но и неблагополучие социального
фактора, прошлого опыта детей.
Психологическая адаптация детей с задержкой
психического развития представляет собой
проблему, актуальность которой обусловлена
сегодня традиционным запросом
психолого-педагогической практики.
Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет
разработанной целостной концепции
психологической помощи детям с проблемами в
развитии данный опыт будет полезен педагогам,
психологам и студентам педагогических вузов и
колледжей.
В работе с детьми с проблемами в развитии очень
важным является комплексный системный подход,
который включает в себя согласованную работу
всех специалистов дошкольного учреждения,
воспитателей и родителей детей.
При разработке практической помощи детям с
проблемами в развитии мы опирались на идеи Л. Выгодского, базирующиеся на оценке качественных
новообразований каждого возрастного периода,
что в итоге определило принципы научных
отечественных исследований.
Второе положение Л. Выгодского состоит в том,
что основные закономерности развития нормально
развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при
аномальном развитии
Каковы же причины формирующие аномальное
развитие?
- причины биологического характера,
препятствующие нормальному и своевременному
созреванию мозга; - общий дефицит общения с окружающими, вызывающий
задержку в усвоении ребенком общественного
опыта; - отсутствие полноценной соответствующей
возрасту деятельности, дающей ребенку
возможность посильного “присвоения”
общественного опыта, своевременного
формирования внутренних психических действий; - социальная депривация, припятсвующая
своевременному психическому развитию.
В качестве основного фактора формирования ЗПР
в отечественной психологической литературе (М. Буянов, К. Лебединская) рассматривается
семейный фактор, по существу совмещающий
биологические и психологические детерминанты.
Задержка психического развития одна из
распространенных форм психических нарушений. ЗПР-особый тип психического развития ребенка,
характеризующийся незрелостью отдельных
психических и психомоторных функций или психики
в целом, формирующийся под влиянием
наследственных, социально-средовых и
психологических факторов.
В системе психологической помощи детям с
проблемами в развитии на первое место мы ставим
не дефект, а формирование и развитие целостной
личности ребенка, способной направить свои
усилия под руководством взрослых на компенсацию
нарушений и реализацию своих потенциальных
возможностей успешного вхождения в социальную
среду.
Работа по психологическому сопровождению
детей с проблемами в развитии началась в 1997 году
в МДОУ №2 “Метелица” г. Минусинска.
Был выделен круг целевых установок, на которые
следовало получить ожидаемые положительные
результаты:
- получить достоверные данные о психическом
развитии ребенка (психодиагностика) - разработать коррекционно-развивающую
программу, обеспечивающую оптимальные условия
развития ребенка. - обеспечить контроль за динамикой развития
ребенка и оценку эффективности системы
психологической помощи.
Задачей первого этапа являлось получение
достоверных сведений о психическом и
интеллектуальном развитии ребенка.
Для этого нами были составлены и апробированы
протоколы психодиагностического обследования
ребенка по возрастным группам: 3-4 года, 4,5-5,5 лет и
6-7 лет.
Протоколы включают в себя комплекс
апробированных валидных методик для данного
возраста. (см. Приложение №1)
Выдвигаем гипотезу о причинах нарушений в
развитии. Формируем психологический диагноз, на
основе которого разрабатываем рекомендации
психолого-педагогической помощи детям с
проблемами в развитии для педагогов и родителей.
Основой психологической помощи ребенку можно
считать психологическую коррекцию, т. направленное психологическое воздействие на
определенные психические структуры с целью
обеспечения полноценного развития и
функционирования индивида, а также компенсации
возможных дефектов.
Целью нашего коррекционного воздействия
явилось формирование навыков психологической
компенсации у детей.
В психокоррекционной работе мы опирались на
норму психического развития, которая позволяет
обосновать системный подход в практической
деятельности:
- нейропсихологический (знание о функциональной
организации мозга и основных принципах
локализации функций) - общепсихологический (использование данных об
основных закономерностях и механизмах
функционирования внутреннего мира человека) - возрастно-психологический (позволяет
конкретизировать общепсихологические данные)
“Любое отклонение от нормы в развитии
предполагает нарушение не только отдельной
функции. Полноценность ребенка снижается во всех
его жизненных проявлениях, в том числе и в
эмоциональной сфере, которая определяет
содержание мотивов деятельности и тем самым
регулирует его поведение” (К. Лебединская)
Поэтому коррекционная работа включает в себя
коррекцию не только познавательной сферы, но и
эмоционально-волевой.
Дети с проблемами в развитии подвержены
страхам, фрустрациям, они часто тревожны,
агрессивны, регидны, имеют низкую самооценку.
Для коррекции познавательной и эмоциональной
сферы нами была составлена программа для старших
дошкольников.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ (низкая успешность, страхи, тревожность)
Цель программы: помочь детям
преодолеть интеллектуальные и эмоциональные
трудности.
Предмет психокоррекции:
познавательная и эмоциональная сферы детей:
- интеллектуальные нарушения
- низкая познавательная активность
- низкий уровень развития психических процессов
(внимания, памяти, мышления, восприятия) - состояние психического дискомфорта
- тревожность, страх
Объект психокоррекции: старшие
дошкольники с проблемами познавательной и
эмоциональной сферы.
- Развитие познавательной сферы.
- Снятие состояния психологического дискомфорта.
- Коррекция тревожности и страхов.
Каждый блок состоит из пяти занятий,
продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся
два раза в неделю и рассчитаны на два месяца.
Блок 1. Развитие познавательной сферы
Тема: Ориентировка в пространстве и во
времени.
Цель: Преодоление интеллектуальных
трудностей, развитие творческого потенциала.
Психогинастика: “Любопытная Варвара”
Игра “Путешествие по городу”
Упражнение “Слушаем тишину”
Тема: Логическое мышление.
Цель: развитие навыков анализа и
синтеза.
Приветствие: Здороваемся ладошками.
Психогимнастика: “На двери весит замок”
Игра “Разложи картинки по группам”
Задание: “Дорисуй, чтобы получилась
картинка”
Игра “Что к чему подходит”
Упражнение “Заряд бодрости”
Тема: В лабиринтах памяти.
Цель: Развивать память и мышление
детей.
Приветствие: “Добрый день тебе сказали”
Психогимнастика: пальчиковая гимнастика.
Упражнение “Назови Имя”
Игра “Подари подарок”
Игра “Что пропало”
Тема: Мир вокруг нас.
Цель: Расширение словарного запаса,
развитие внимания, восприятия.
Приветствие в образах сказочных героев
Задание “Нарисуй и зачеркни”
Игра “Слушай и исполняй”
Упражнение на релаксацию “Полет в небе”
Тема: “Поиск сокровищ”
(сюжетно-ролевая игра).
Цель: Развитие мышления, смекалки,
любознательности, умения работать в группе.
Найди ключ от сундучка
Преодоление препятствий: дорисуй фигуру,
составь до из спичек, найди выход из лабиринта
Открой замок в двери сокровищницы
Нахождение сокровищ, награждение победителей
Блок 2. Снятие состояния психического
дискомфорта
Снижение эмоционального напряжения
Создание положительного эмоционального
настроения и атмосферы “ безопасности” в
группе.
Перенос положительного опыта из группы в
реальную обстановку
Обучение приемам ауторелаксации.
Психомышечная тренировка.
Тема: “Обезьянки”.
Цель: Снятие психоэмоционального
напряжения.
Приветствие “Подари улыбку, загляни в глаза”
Психогимнастика “В зоопарке”
Игра “Назови мое Имя”
Этюды “Сердитый волк”, “Храбрый заяц”
Игра “Охотник и тень”
Релаксация “В лесу”
Тема: “Театр прикосновений”.
Цель: Снятие психических зажимов,
эмоционального напряжения.
Психогинастика “Котята отправляются
путешествовать”
Этюды “Жадный пес”, “Взял Егор в углу топор”
Игра “Торт” (телесная терапия)
Упражнение “Гора с плеч” (саморасслабление)
Игра “Театр прикосновений” (мышечное
расслабление)
Тема: “Магазин игрушек”.
Цель: Снятие эмоционального
напряжения, обучение приемам релаксации.
Беседа “Любимые игрушки”
Игра “Миша, проснись”
Игра “Волшебный мешочек”
Этюды “Заход солнышка”, “Тучка”,
“Ванька-Встанька”
Тема: “Игры гномиков”.
Цель: формировать приемы желательного
поведения, снизить психоэмоциональное
напряжение.
Психогинастика “Игры гномиков”
этюды на выражение эмоций удовольствия,
страха, испуга, веселья, грусти: “Грустный
дедушка”, “Сытый медвежонок”, “Испуганный
заяц”, “Новая кукла”
- “улыбнись, как солнышко”, “как кот на
солнышке”, нахмурься как тучка, рассерженный
человек, злая волшебница; - устань: как папа после работы, человек,
поднявший тяжелый груз.
Упражнение “Просыпайся третий глаз” (массаж)
Игра “Когда всем вело, а одному грустно”
(тренинг желательного поведения)
Тема: “Теремок”.
Цель: Снизить эмоциональное
напряжение детей, создать атмосферу
“безопасности” в группе.
Психогинастика “Танец зверей”
Этюды: “Мишка испугался”, “Радость после
грозы”
Пантомима “Кто в теремочке живет”
Ритуал прощания.
Блок 3. Коррекция тревожности и
страхов
Снижение эмоционального напряжения.
Уменьшение тревожности.
Снятие страхов.
Воспитание уверенности в себе.
Помочь справиться с негативными
переживаниями.
Тема: “Наши страхи”.
Цель: Помочь распознать свой страх и
уменьшить его.
Упражнение “Дружба начинается с улыбки”
Игра “Мышь и мышеловка”
Арттерапия “Нарисуй свой страх”
Тема: “Боязнь окружающего мира”.
Цель: Снять страх перед миром
взрослых, ускорить адаптацию к социуму.
Психогимнастика “Волк и семеро козлят
Этюды “Гроза”, “Крокодил”
Рисование “Кляксы”.
Гармоничный танец с завязанными глазами
Тема: “Я и другие”.
Цель: Помочь справиться с негативными
переживаниями, формировать уверенность в себе.
Приветствие “День наступает, природа
оживает
Упражнение “Сочини историю”
Упражнение “Победа над страхом”
Игра “Искупаемся в волнах”
Тема: “Я тебя больше не боюсь”.
Цель: Снять страх, уменьшить
тревожность.
Приветствие “Волшебный клубочек”
Этюд “Остров плакс”, “Ночные страхи”
Игра “Поссорились два петушка”
Рисование на тему: “Я тебя больше не боюсь”
(беседа по рисункам)
Тема: “Фантастическая планета”.
Цель: Снизить уровень тревожности
детей.
Приветствие “Подари сердечко, скажи доброе
слово”
Коллективное рисование на тему:
“Фантастическая планета” (рисуем пальчиками)
Беседа по рисунку
Ретуал прощания “Энергетический круг”
Программа индивидуальных психологических
занятий «Шаг навстречу » разработана в
соответствии со специфическими особенностями
интеллектуальной и потребностно-мотивационных
сфер ребенка.
В наш бурный век отрицательных эмоций,
постоянных стрессовых ситуаций происходит
естественное нарушение баланса эмоционального
фона. Эмоциональный мир – основа всего, на нем
развиваются три компонента чувственного опыта
ребенка: эмоциональное, познавательное,
деятельностно- практическое.
Только согласованное функционирование,
единство эмоционального и интеллектуального
развития могут обеспечить успешное выполнение
любых форм деятельности.
Формирование “умных эмоций” и коррекцию
недостатков эмоциональной сферы необходимо
рассматривать в качестве одной из наиболее
важных, задач воспитания, развития ребенка.
С раннего возраста необходимо укреплять
психику ребенка, развивать не только его
мышление, но и эмоционально – волевую сферу,
снимать невротические реакции, нейтрализовать
страхи и эмоционально – отрицательные
переживания. Необходимо развивать комплекс
произвольности – умение контролировать себя
самостоятельно, быть внимательным, способным на
интеллектуальные усилия.
Сегодня у большинства младших школьников есть
проблемы, связанные со сферой личностных
образований, эмоционально-волевой сферой:
проявления агрессивности, у многих –
неуверенность в себе, неадекватная самооценка,
неумение адекватно общаться, пассивность или
импульсивность и многое другое.
Исследования отечественных психологов и
педагогов в области изучения психического
развития детей, имеющих проблемы, связанные со
сферой личностных образований,
эмоционально-волевой сферой показали ,что
отличают от их ровесников произвольность форм
поведения, повышенная конфликтность,
агрессивность, а также его поведение могут быть
расценены не просто как отставание в развитии, а
как качественно иной характер.
Он состоит в несформированности внутреннего
идеального плана, в связанности поведения с
конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних
механизмов опосредования.
Анализ программ, предназначенных для развития
и коррекции эмоционально-волевой и
поведенческой сферы показывает, что большинство
из них используют элементы игротерапии,
сказкотерапии, арттерапии, психогимнастики. Представленная программа составлена на
основании анализа подходов к развитию личности
детей.
Цель данной психологической программы –
развитие эмоционально-личностной сферы детей
младшего школьного возраста, а так же развития
системы личностных отношений на уровне базовых и
социальных эмоций.
В соответствии с этой целью формируются
следующие задачи:
- снятие психоэмоционального напряжения,
состояний агрессивности, тревожности - формирование умения осознавать, понимать и
адекватно выражать свои эмоциональные
переживания; - развитие чувства близости, доверия
безопасности по отношению к другим людям; - формирование способности понимать
эмоциональное состояние, переживания,
личностные особенности другого человека; - развитие навыков совместной деятельности;
умения сотрудничать со сверстниками,
согласовывать собственное поведение с
поведением других детей.
Младший школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических
механизмов личности. Ребенок приобретает черты
большей индивидуальности в поведении, интересах,
ценностях, личностных особенностях. Особенности
эмоциональной сферы оказывают свое
непосредственное влияние на все сферы
деятельности ребенка. От того, на сколько он
умеет правильно понять эмоциональное состояние
окружающих людей и выразить свои эмоции, во
многом зависит успешность межличностных
отношений. Такие дети, как правило, не умеют
контролировать и адекватно выражать свои эмоции.
данная программа индивидуальных
психологических занятий способствует
формированию у учащихся следующих умений и
навыков:
- эмоционально-чувственное восприятие,
сотрудничество; - чувство единства, умение действовать
согласованно; - основные мыслительные операции (анализ,
сравнение, обобщение, синтез, умение выделять
существенные признаки и закономерности); - адекватное восприятие обучающимися
действительности и самого себя; - адаптивность поведения обучающихся в
соответствии с ролевыми ожиданиями других; - признание собственных ошибок, переживание
чувства неловкости, вины за свое агрессивное
поведение; - сочувствие другим, своим сверстникам, взрослым
и живому миру; - самоконтроль, умение находить ошибки в работе и
самостоятельно их исправлять; - работа самостоятельно в парах, в группах.
- уровня развития памяти;
- внимания;
- мышления;
- восприятия;
- произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- воображения;
- работоспособности;
- речевой активности;
- познавательной активности.
Методические рекомендации по реализации
программы:
Программа рассчитана на детей 7–12 лет и
включает в себя 18 занятий. Занятия проводятся в
форме мини-тренингов продолжительностью 20-30
минут, в рамках динамического часа.
Индивидуальные психологические занятия
проводятся с детьми , имеющими:
- низкий и средний уровень развития социального
интеллекта; - повышенный или высокий уровень личностной
тревожности; - высокий уровень ситуативной тревожности в
сфере межличностных отношений “ребенок –
ребенок”; - нарушения развития системы личностных
отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
В отдельных случаях психологические
занятия могут проводится и в малых группах количество
детей в группе — от 3 до 5 человек. Как развивающая
программа может проводиться также со всеми
детьми 7-12 лет.
Содержание программы «Шаг навстречу «
Блок 1. Снятие состояния
эмоционального дискомфорта. Развитие социальных
эмоций
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение;
создать положительное эмоциональное настроение
и атмосферу принятия каждого; развить
способности понимать эмоциональное состояние
другого и умение выразить свое.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия
Задачи. Помочь в преодолении негативных
переживаний и снятии страхов; уменьшить
тревожность; воспитать уверенность в себе;
снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Снижение враждебности во
взаимоотношениях со сверстниками. Развитие
навыков общения
Задачи. Корректировать поведение с
помощью ролевых игр; формировать адекватные
формы поведения; учить осознавать свое
поведение; работать над выразительностью
движений; регулировать поведение в коллективе.
Структура занятия включает следующие элементы:
ритуал приветствия, разминку, основное
содержание, рефлексию, ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и
понятном детям, связанном с актуальными для них
проблемами.
На занятиях ребенок оказывается в атмосфере
принятия его другим, что позволяет испытать
состояние успеха, ощутить заинтересованность
других собственной личностью. Психологические
занятия по развитию общения со сверстниками
выполняют и компенсаторную функцию,
восстанавливая позитивную окрашенность
отношений детей с окружающим миром, снижается
тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает
жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Деятельное сопереживание обогащает личные
чувства. Поэтому “вкладывание себя в другого”
В. Сухомлинский рассматривал как важнейший
путь развития эмоциональной культуры. Холодное
сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств,
стремлений, идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления
детьми эмоционально-образных представлений
среди себе равных. Без этого происходит атрофия
потребности в эмоциональном контакте с другими,
что самым отрицательным образом сказывается на
развитии гуманистических качеств растущей
личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы
осуждение недостатков шло в большей мере со
стороны его самого, а утверждение веры в
положительное начало его личности — со стороны
окружающих. Якобсон указывал, что “основная. психологическая особенность этической
регуляции связана с тем, что. образ себя как
некоторой целостности, соответствующей
положительному эталону, является центральным
психологическим образованием”.
Тематическое планирование индивидуальных
психологических занятий с детьми младшего
школьного возраста по нормализации
эмоционального самочувствия и развитию общения
в группе сверстников