В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.
В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.
Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.
Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
- Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
- Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
- Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
- Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.
Функции сопровождения систематизированы по трем группам:
- Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
- Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
- Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие занятия с обучающимися.
Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.
Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:
- систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
- социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
- специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:
- Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
- Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
- Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.
На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).
Содержание психолого-педагогического сопровождения личности на разных уровнях образования
Уровень образования
Содержание сопровождения
Начальная школа
Диагностика готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе. Формирование познавательной и учебной мотивации. Развитие творческих способностей. Развитие самостоятельности и самоорганизации. Основная школа
Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе. Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития. Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками. Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов
Старшая школа
Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении. Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем. Развитие социальных компетенций. Развитие способности к целеполаганию. Профилактика девиантного поведения
В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:
- Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
- Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
- Дифференциация и индивидуализация обучения.
- Сохранение и укрепление психического здоровья.
- Выявление одарённых детей и их поддержка.
- Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).
Компоненты
Содержание компонентов сопровождения
Психолого-педагогические условия
Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса. Применение современных образовательных технологий. Создание комфортного социально-психологического климата. Дифференцированные условия
Оптимальные учебные нагрузки. Здоровьесберегающие условия
Сохранение физического и психического здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся. Специализированные условия
Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференциация и индивидуализация обучения. Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.
Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.
Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:
- информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
- повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).
Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.
Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.
Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
«Сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
Наименование
программы
«Сопровождение
детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей»
Цель
программы
1. Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации
восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Сохранение естественных механизмов развития подростков. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию,
самосовершенствованию. Задачи
программы
1. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предупреждение безнадзорности и профилактика правонарушений
несовершеннолетних. Сопровождение каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его
проблем с использованием реальных факторов социума. Основные
направления реализации программы
1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в
формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а
так же в приёмных семьях. Психолого — педагогическое просвещение и повышение
культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей. Взаимодействие школы с отделом опеки и попечительства
Ожидаемые
и конечные результаты реализации программы
1. Улучшение микроклимата в семьях. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой
или попечительством, а так же в приёмной семье. Активное участие законных представителей и детей в
воспитательной жизни школы. Усиление роли семьи в воспитании детей. Успешная модель выпускника школы. Управление
и контроль за выполнением программы
Управление
программой осуществляется Директором школы и заместителей. Общий
контроль осуществляется педагогической общественностью.
Может
ли быть положение более горькое, более неправедное?
Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове
мироздания — любовь родительская к детям, забота старших о младших.
И все-таки, дети — без родителей. Да, они остаются без родителей в
силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных,
беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят
беды, не щадящие и малых сил.
Актуальность и перспективность
программы
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых
происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования
специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования
жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для
успешного взаимодействия в социуме.
В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе,
Н. Неупокоева, Е. Афанасенко, И. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г. Лямина, М. Попова, А. Лихтарников и др. ) дается сравнительная
характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.
Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от
развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп
психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень
интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее
формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается
нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству,
неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности
и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к
жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Подростки в этом
возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них отсутствует
ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные
решения в социально опасных ситуациях. Их поведение характеризуется
раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на
события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со
сверстниками, неумением общаться с ними.
Особенностью
детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном
опыте травмирующих ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т. Психотравма является событием, которое изменяет систему отношений детей и
подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.
Научные,
методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку
социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых
взаимоотношений между людьми. Потеря семьи — тяжелейшая трагедия в жизни
ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет
государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства
(«социального» сиротства), развивая разные формы опеки и
попечительства. Тем не менее, модель помещения детей в интернатные учреждения
(детские дома, школы-интернаты) все еще является доминирующей.
Особенно
остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно
обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным попечения
родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям и затраченным силам и
средствам. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе
общественного воспитания. Опыт педагогов, работающих в детских домах, данные
психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из
стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к
самостоятельной жизни в обществе.
Семейное
жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие
детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери
родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности
развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей
нередко носит осложненный характер.
Программа
опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития
(И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации
позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые
испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В. Мухина,
А. Прихожан, Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что
институциональные условия неадекватны потребностям ребенка, тормозят
психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению
депривационной симптоматики.
В
программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и
различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах
(С. Кривцова, К. Фопель, Г. Цукерман). При разработке программы принимались
во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты
групповой и индивидуальной работы с семьей (А. Варга, Д. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э. Эйдемиллер).
Содержание
программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса,
Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л. Выготский, Д. Эльконин) и
базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш. Амонишвили) ребенка.
Согласно
подходу гуманистической психологии ребенок не объект воздействий взрослого, не
«сырье» для формирования чего бы то ни было, ребенок — субъект,
автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам
несущий ответственность за это самостановление. Задача программы — не
формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в
раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и
ответственности за жизненные выборы.
Для
любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его
взрослым. Формирование опыта «принятия» и «равноправия»
является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части
программы.
Занятия
программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без
попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной
социализации.
Программа
относится к виду коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ.
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития,
самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка,
оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
·
Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
·
Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда
проблем, возникающих в приемных семьях.
·
Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего
выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их
возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и
преодоления.
·
Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения
развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у
него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и
профессионального самоопределения.
·
Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и
родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также
правовое консультирование.
·
Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения
ребенка.
·
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и
условий, способствующих этому.
·
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
·
Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.
Принципы реализации программы:
Следование за естественным развитием ребёнка
на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
Принцип психолого-педагогической поддержки. Это
процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов,
возможностей, целей и путей преодоления — препятствий, мешающих ему
сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых
результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Принцип повышение роли общественных
организаций.
Механизм реализации программы:
Индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система
мер, которая включает в себя:
- проведение комплексной диагностики,
направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей
развития опекаемых детей; - выбор методов и приемов обучения,
оптимальных для каждого воспитанника; - организация индивидуальной и
групповой коррекционно-развивающей деятельности; - информирование родителей по вопросам
воспитания и развития опекаемых детей.
Ожидаемые результаты.
- реализация индивидуальной образовательной
программы - развитие активной жизненной позиции
детей - развитие педагогических компетенций у
приёмных родителей и опекунов. - адекватное
реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой
принадлежности, религию, культуру и язык; - выработка
стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые
ситуации; - налаживание
эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их
возрастных особенностей; - помощь детям
при потере или разлуки с родителями; - увеличение
участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой; - развитие у
детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в
одной семье через участие в общешкольных мероприятиях; - развитие
умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну; - ведение
совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей
жизни в приемной семье;
Возраст детей, участвующих в реализации
программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18
лет.
Этапы реализации программы.
Первый этап – диагностический, формирование
банка данных
Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и
оформление необходимого пакета документов на них.
Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых
детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
— изучение
взаимоотношений между опекуном и подопечным;
— изучение личности
подопечного;
— установление открытых
доверительных отношений с членами семьи;
— за включением
на дотацию бесплатного питания опекаемых;
— за обеспечением
детей имеющимися в библиотеке учебниками;
— за оказанием материальной помощи семьям опекаемых
детей через фонд всеобуча;
— за учебной
деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей,
посещение консультативных занятий, внешний вид);
— за внеурочной
занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях,
летний отдых);
— за здоровьем
подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок),
уровнем развития, предоставление путевок в санатории;
— за
исполнением обязанностей опекунами.
Организация педагогической
помощи подопечному:
— помощь в
обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к
опекаемым детям);
— помощь в
решении конфликтных ситуаций;
— помощь в
выборе (записи) кружка или секции;
Защита прав и законных
интересов подопечных;
Работа с обучающимися:
Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
Сопровождение
учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение
социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение
учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у
учащихся.
«Здоровье
и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).
Сопровождение учащихся с проблемами в
развитии.
Правовое просвещение подопечных.
Работа с семьей:
Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
Установление открытых доверительных отношений с членами семьи
подопечного.
Правовое просвещение опекуна.
Педагогическое просвещение опекуна.
Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов,
дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных
рекомендаций
Содержание методической работы
№пп
Направлениедеятельности
Форма работы
Сроки
Ответственный
1
1. Диагностика семей, где дети находятся под опекой или попечительством ,
а так же в приёмных семья
— наблюдение семей специалистами;- анкетирование детей;- опросы детей;-
тестирование
Сентябрьоктябрь
Социальный педагог и
классные руководителипсихолог
2
Индивидуальная
работа с семьей
-консультации; — индивидуальные беседы;- посещение семей;-
помощь в оформлении документов
В течении учебного годаоктябрьапрельпо мере необходимости
Социальный педагог и
классные руководители психологсоциальный педагог
3
Индивидуальная
работа с учащимися
— контроль за посещаемостью и успеваемостью;- беседы; — встречи;- Совет по профилактике;-
занятость детей во второй половине дня
ЕжедневноВ течении учебного годапо мере необходимостиВ течении учебного года
Социальный педагог и
классныеруководителиСоциальный педагог и
классные руководителипсихологсоциальный педагогпедагоги дополнительного образования
4
Профилактика
семейного неблагополучия
-Изучение воспитательной педагогической литературы;- летний лагерь ;-
беседы при посещении семьи
В течении учебного года
Социальный педагог и
классныеруководители
5
Профессиональнаяориентация
подопечных
— анкетирование;-тестирование;- консультации;-
встречи с Центром занятости
В течении учебного года
психолог
6
Тесное
взаимодействие с отделом опеки и попечительства Купинского района
— консультации ;- отчёты;- информации; —
семинары;
В течении учебного года
Социальный педагог
7
Защита
прав ребёнка
—
участие в судебных и других разбирательствах
по мере необходимости
Социальный педагог
- Закон Парламента КБР «Об охране
семьи, материнства, отцовства и детства» от 2 августа 1996г. - Лизинский В.М. Практическое
воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш.