Программы специального (коррекционного) образования

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с  задержкой развития может не иметь инвалидности.

Почему обычная школа не всегда подходит для детей с ОВЗ

Традиционная массовая школа чаще всего не отвечает запросам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и вот основные причины:

  • инфраструктура территории и помещений для занятий может быть не приспособлена. Например, часто отсутствуют пандусы и лифты;
  • темп учёбы приносит дискомфорт и отбирает много сил, например, в старшей школе ежедневное расписание состоит из 7–8 уроков;
  • формат не позволяет ребёнку быть продуктивным — требования программы не коррелируют с возможностями ученика, а детям с ОВЗ может быть сложнее писать от руки, успевать за скоростью речи преподавателя или долго фокусироваться на одной задаче.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ может решить эти проблемы, так как позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным. Онлайн-школа подстроится под запросы ребёнка с и обеспечит максимально комфортные условия для занятий.

Что такое дислексия

Дислексия — это врождённое расстройство, при котором человеку трудно читать. Он переставляет слова, путает окончания, не сопоставляет буквы со звуками.

Дислексики обрабатывают информацию при чтении в других областях головного мозга, используют альтернативные механизмы и развивают нестандартное мышление. Последние исследования показывают, что они считывают визуально-пространственную информацию не локально, часть за частью, а целиком и сразу — холистически. Это позволяет людям с дислексией понимать сложнейшие математические принципы, но при этом они могут ошибаться в элементарных действиях — сложении и вычитании. Именно поэтому методы обучения детей с дислексией имеют свои нюансы.

Среди дислексиков много творческих людей и учёных. Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Мерлин Монро, Владимир Маяковский испытывали трудности с чтением. Но превратить расстройство в особенность получается не у всех, ведь школьная система построена на учебниках и текстовых задачах. В таких условиях детям трудно раскрыть потенциал, они отстают от программы и хуже усваивают материал.

Программы специального (коррекционного) образования

Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.

Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

•    Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.

•    Родителям могут порекомендовать специалисты детского сада или школы (дефектологи, психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели).

•    Родителям могут порекомендовать психологи районного консультационного центра при обращении на консультацию, в связи с проблемами в обучении.

Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют

•    Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.

•    Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).

•    По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.

•    Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).

•    Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида)

Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.

В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.

Наполняемость классов 7-12 человек.

Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.

Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).

Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».

В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид)

Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.

Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).

Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.

Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).

На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.

« Программа педагогической поддержки детям, испытывающих трудности в обучении»

Составилаучитель начальных классов МОУ СШ №87 Серова Елена Викторовна

проблемы в обучении и развитии

испытывающим проблемы в обучении и развитии

Заключение. Выводы 13

Литература 14

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Организация психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности, имеет особую значимость. Предупреждение (профилактику) трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать как можно раньше. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию помощи детям в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское). Выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение). Изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в классе), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни: дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.

По данным различных исследователей, количество таких детей в дошкольном возрасте достигает 25%, среди учащихся школ – 20-30% от детской популяции школьного возраста. Причины стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены, хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей: врачам-психоневрологам, детским психиатрам, физиологам, психологам, учителям-дефектологам.

Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, называют «детьми с трудностями в обучении» (в соответствии с психолого-педагогической классификацией). Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудности в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Отечественные психологи( Н. Менчинская , З. Калмыкова, У. Ульенкова) при изучении этой группы детей пользовались определением «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении» и др. Как показали комплексные исследования сотрудников Института дефектологии (М. Певзнер, Т. Власова, В. Лубовский, Л. Переслени, Е. Мастюкова, И. Марковская, М. Фишман) большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития, которые по сформированности ряда психических функций находятся на более ранней возрастной стадии.

Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности.

Таким образом, своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.

Особенности детей школьного возраста, испытывающих проблемы в обучении

При поступлении ребенка в школу у него не обнаруживается готовности к началу систематического школьного обучения. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей).

Большинство психических функций имеет сложное комплексное строение и основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с задержкой психического развития замедленно, значительно изменено и происходит иначе, чем в норме, соответственно психические функции складываются не так , как у нормально развивающихся детей.

Программа обучения в начальной школе предполагает, что дошкольник владеет значительным числом житейских понятий, сформированностью определенных умений и навыков. У детей с задержкой психического развития запас знаний крайне беден, чем у нормальных детей того же возраста. У них нет необходимых для усвоения программы знаний, умений, навыков. Поэтому дети не в состоянии без специальной помощи овладеть необходимыми навыками письма, счета и чтения. Трудно детям соблюдать и принятые в школе нормы поведения. Испытываемые учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы, наблюдается нервное истощение, быстрая утомляемость, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Дети реагируют на все изменения атмосферы.

Задержка психического развития проявляется у детей в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, несоответствии интеллектуальных возможностей возрасту ребенка. У детей наблюдается неполноценность тонких

форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

У детей, имеющих проблемы в развитии, отмечается низкий уровень развития восприятия, это проявляется:

— в необходимости более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации;

— в затруднении узнавания предмета, находящегося в непривычном положении, контурных и схематических изображениях;

— не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы;

— в недостаточной сформированности пространственных представлений, часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Особенностивнимания проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает у детей значительное замедление темпа выполнения заданий, увеличение ошибок. Особенно ярко эти негативные последствия проявляются, если отвлекающим фактором является речь.

Недостаточность внимания, снижение работоспособности у детей с задержкой психического развития имеет индивидуальные формы. У одних детей максимальная сосредоточенность и работоспособность в начале выполнения задания неуклонно падает по мере выполнения задания, у детей наблюдается наибольшее напряжение внимания уже после определенного периода действий. У третьей группы – периодическое колебание внимания и неустойчивая работоспособность на протяжении всего времени выполнения заданий.

Каковы же особенности в развитии памяти у детей? У детей, испытывающих трудности в обучении, имеющих недостатки в развитии, отклонения в развитии памяти проявляются в следующем:

— снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

— большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;

— недостаточный объем и точность запоминания;

— преобладание наглядной памяти над словесной;

— низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;

Таким образом, дети с трудом овладевают сложными видами памяти, до четвертого класса используют механическое запоминание, заучивание, опосредованное запоминание отстает.

Отставание в развитии мышления (всех форм мышления, начиная с самых ранних, наглядно-действенного и наглядно-образного) наблюдается у школьников с задержкой психического развития. По наблюдениям, в меньшей степени нарушено наглядно-действенное мышление.

При анализе предмета или явления дети называют только поверхностные, несущественные качества с недостаточной полноценностью и точностью. В результате выделяют почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. При проведении этапа классификации, основные трудности связаны у детей с тем, что они не могут мысленно совместить два или более признака или явления. Помощь в преодолении таких трудностей заключается в организации практической деятельности детей с объектами классификации. Задания должны быть так организованы, чтобы ребенок имел возможность опереться при выполнении на образец или свой житейский опыт.

При переходе из одной системы знаний и навыков к другой, дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного способа действия на другие. Таким образом, ярко проявляется инертность мышления учащихся, особенно ярко при решении проблемных задач, требующих поиска самостоятельного решения. В большинстве случаев вместо осознания задачи и поисков адекватного способа решения осуществляется репродуцирование привычных способов действия, поэтому у ребенка не развивается способность к саморегуляции , не формируется мотивация избегания неудач.

Поэтому одними из задач организации помощи детям являются:

формирование мотивации учения как побудительной силы и развитие любознательности, так как познавательная активность у наших детей снижена.

Основные направления педагогической поддержки детям,

испытывающим проблемы в обучении и развитии.

Каждый из участников консилиума образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей психолого-педагогической помощи и коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного состоянию ребенка

подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

Второе направление – коррекционно-развивающее — предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, учителей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу (логопеду) и учителю: стилю их общения с детьми, специальному формированию у учащихся навыков общения и представлений о правильном поведении. Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами соцально-педагогической профилактики, направленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении, связанных с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка. Важное значение придается и индивидуальной психолого-педагогической помощи.

Педагог и психолог проводят динамического наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируют в протоколах и журналах наблюдений, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.

Таким образом, при оказании помощи учащимся, необходима совместная деятельность специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, которые оказывают не только непосредственную помощь детям, но и консультативную – родителям.

Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

В основе нашей работы с детьми лежат принципы профилактики и коррекции задержки психического развития учащихся:

Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Профессиональная компетентность и разделение функций.

Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.

Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методоДифференцированный подход.

Ранняя профилактика непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка выделяем и используем в работе четыре группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

— познавательные игры,

— создание ситуации эмоционального переживания,

— создание ситуации занимательности,

— создание ситуации опоры на жизненный опыт,

— создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой

Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

— создание ситуации личностной и групповой перспективы,

— коллективные игры,

— выработка коллективно-единых требований,

— коллективные соревнования,

— коллективное самообслуживание.

Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

— педагогическая требовательность,

— педагогическое предупреждение, предостережение,

— анализ поступка,

— решение конфликтной ситуации.

Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности

— пример, разъяснение,

— ожидание радости,

— снятие напряжения,

— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного.

Основными средствами педагогической поддержки, эмоциональной нестабильности неразвитости поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль в нашей работе играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально-осознаваемых и реальнодействующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное

воздействие педагога на отношении ребенка со сверстниками, помогают преодолевать трудности в общении и обучении, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждения игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, подчеркивание достижений ребенка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий. В силу особенностей учебной деятельности школьников, имеющих проблемы в развитии, нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методов снижения чувствительности к оцениванию, формированию адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы мы используем на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов ребенка с задержкой в развитии.

Нарушения развития самосознания ребенка с задержкой психического развития требует применение таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие6 позитивного восприятия других. Мы дополняем эту группу методом самовнушения – «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

Таким образом, восстанавливать и развивать ребенка как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:

Формировать мотивацию учения как побудительную силу.

Развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу познавательной активности.

Повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности.

Формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

Эмоциональное отвержение проблемных детей, отсутствие взаимопонимания с учителем связано с выбором методов, неадекватных учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время. Психолого-педагогическая помощь ребенку, имеющему проблемы в обучении и развитии, состоит в проявлении истинной заинтересованности к его школьным делам, что будет способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха способствует формированию познавательного мотива и развитию личности ребенка. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача педагога и психолога – внушить ему, что успех обязательно придет.

Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у ребенка чувство собственной ценности. Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает у ребенка желание измениться.

В заключении можно сказать, что средства психолого-педагогической помощи, профилактики и коррекции разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания могут и дают положительные результаты.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные. особенности познавательных процессов и осуществлять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей мы рекомендуем замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, характер заданий и т.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Но только своевременная педагогическая и психологическая помощь таким детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и развития.

Поэтому, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, чем целесообразнее сочетаются виды, формы, средства профилактики и коррекции, тем эффективнее оказывается результат. Таким образом, психолого-педагогическая, логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, учитывает их психологические особенности и проводится нами по следующим направлениям:

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.

Формирование пространственных представлений.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.

Коррекция нарушений звукопроизношения.

Развитие психических процессов внимания, памяти, мышления.

Но только комплексная работа, совместная, психологов, педагогов, логопедов, других специалистов может дать положительный результат.

Андрюшенко Т. , Корабекова Н. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии. – 1993 — № 1.

Как может помочь онлайн-школа

Приведём некоторые примеры того, как онлайн-школа облегчает процесс учёбы для детей с ОВЗ.

Если ребёнок плохо видит

В онлайн-школе незрячим и слабовидящим ученикам доступны лекции. Их можно слушать по несколько раз, ускоряя или замедляя воспроизведение. Для того, чтобы ребёнок мог пользоваться компьютером, нужно установить две специальных программы:

  • скринридер — программа экранного доступа, которая считывает всё, что происходит на компьютерном экране;
  • речевой синтезатор — программа, которая озвучивает информацию с экрана.

Домашнюю работу можно выполнять при помощи скринридера, а печатать в чате — голосовым вводом.

Если ребёнок плохо слышит

Вместо лекций ученик сможет читать электронные конспекты, передающие содержание урока, и решать интерактивные домашние работы. Они закрепляют пройденный материал и почти полностью выполняются компьютерной мышкой. В некоторых школах есть субтитры для записанных уроков.

Если у ребёнка заболевания опорно-двигательного аппарата

В онлайн-школе для детей с ОВЗ не потребуется писать от руки, в то время как традиционное обучение подразумевает бесконечные диктанты и списывания упражнений. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

Если у ребёнка нарушения речи

В онлайн-школе часто придётся делать задания на компьютере и сдавать письменные работы. Ребёнок может редко выступать с устным докладом или сообщением. А ещё во всех контрольных и самостоятельных не нужно говорить.

Если у ребёнка задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) часто сочетается с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Такой ребёнок сможет делать перерывы, когда поставит лекцию на паузу, так как ему может быть сложно усидеть на месте. А ещё не придётся менять локацию, переходить из класса в класс, что для ребёнка с ЗПР — стресс.

Если у ребёнка расстройства аутистического спектра

Такому ребёнку понравится заниматься дома, потому что вокруг не мешают другие дети, а лекции можно ставить на паузу. Есть возможность составлять собственный график. А ещё общаться с друзьями в мессенджерах.

Обучение детей с ОВЗ и инвалидность в «Домашней школе Фоксфорда»

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» рада ученикам с любым состоянием здоровья, способностями и амбициями. Особенные дети получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал. Дистанционное обучение организовывается так, чтобы подстроиться под нужды и запросы каждой семьи.

Занятия проводятся по расписанию, которое комфортно для детей с ОВЗ: первый урок — не раньше 10–11 утра мск, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть частые перерывы и время на отдых.

К ребёнку может быть прикреплён персональный наставник, который будет постоянно находиться на связи, мотивировать и поддерживать ученика и родителей. При необходимости можно получить дополнительные консультации с психологом.

Программы специального (коррекционного) образования

Ученица «Домашней школы Фоксфорда» Настя Доманина смотрит занятия‍

Кроме того, для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, предусмотрены льготные условия зачисления и оплаты обучения.

Резюме

Обучение на дистанционных курсах — отличный выход для детей с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-учёба поможет соблюдать оптимальную нагрузку, заботиться о самочувствии и достигать результатов в комфортном темпе.

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы,
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Программы специального (коррекционного) образования

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

+ Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные. + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

+ дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Коррекционная школа

В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII. Сейчас такого разделения нет.

В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

+ дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,      + программы рассчитаны под определённую особенность,      + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;      + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

Но существуют и довольно существенные минусы:

— дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме,      — под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно.

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации.

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

  • родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
  • надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

<<Форма бесплатного курса>>

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

+ дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;      + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке;      + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу;      + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

— трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно;      — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе;      — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;      — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями;      — онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия. Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Как понять, что у ребёнка дислексия

Необходимо обратиться к специалисту, для начала — к педиатру. Вот несколько симптомов, из-за которых стоит пройти обследование:

  • Ребёнок не может соотнести буквы со звуками.
  • Он читает с дополнениями, исключениями, заменами и повторами. Кажется, что он не обращает внимания на последовательность букв и слов.
  • Ребёнок может выполнять арифметические операции, но не текстовые задачи. А также может путать арифметические знаки.
  • Скорость чтения сильно ниже, чем у сверстников или чтение механическое, ребёнок не понимает смысла прочитанного.
  • Он неправильно использует падежи, согласовывает род, число слов.
  • Не может отличить буквы, похожие по написанию, или читает зеркально.
  • Ему трудно освоить базовые навыки письма.
  • Он категорически отказывается читать книги.

<<Форма с консультацией>>

Как обучать ребёнка с дислексией

Программы специального (коррекционного) образования

Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение. Это необходимо учитывать при обучении ребёнка в школе, иначе плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию.

Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе.

Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами. Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование.

<<Форма семейного образования>>

Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. «Экстернат Фоксфорда» даёт широкие возможности для персонализации обучения:

  • Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо.
  • Можно регулировать нагрузку при обучении ребёнка с дислексией. Расписание «Экстерната Фоксфорда» очень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
  • Образовательная платформа «Фоксфорда» позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу.
  • У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
  • Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.

Плюсы и минусы дистанционных технологий обучения

  • получать качественные знания, не выходя из дома;
  • учиться в соответствии со своими физическими способностями;
  • беспрепятственно достигать поставленных целей и реализовывать мечты;
  • быть социально активным и заводить друзей;
  • можно сочетать с поездками.
  • необходимость в оборудованном рабочем месте,
  • доступ к скоростному интернету,
  • возможные списывания при проверке знаний,
  • причитающие родственники «Ребёнок должен ходить в школу!».

Вывод

Своевременная коррекция, грамотно выстроенное обучение детей с дислексией и развитие сильных сторон позволяют трансформировать расстройство чтения в личностную особенность. А нестандартное мышление помогает дислексикам смотреть на привычные вещи под другим углом. Так создают шедевры и делают открытия. Главное — помочь ребёнку раскрыть его потенциал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *