Психокоррекция эмоционально-волевой сферы детей старшей и подготовительной к школе групп

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье, детском саду, неуравновешенность психических состояний и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Поэтому одной из основных задач воспитательно-образовательных учреждений является забота о физическом и психическом здоровье детей, обеспечение их эмоционального благополучия и самочувствия при пребывании ребенка в детском саду.

Эмоциональное благополучие ребенка – основа его психического развития. То, как ребенок себя чувствует, благополучен ли он эмоционально – определяет его развитие. Эмоциональное неблагополучие лежит в основе нарушений психического здоровья, целого ряда психологических трудностей детства, отклонений личностного развития.

Эмоциональное неблагополучие проявляется в затяжных негативных эмоциях, страхах и напряжении. А также эмоциональное неблагополучие порождает защитные реакции, выражающиеся в агрессивности, провоцирующией, в свою очередь, диликвентность поведения. В связи с этим проблема эмоционального самочувствия ребенка становится одной из центральных в деятельности воспитательно-образовательного учреждения, всего педагогического коллектива во главе с психологом.

Цель данной программы – сохранение психического здоровья, предупреждение и преодоление эмоциональных нарушений (эмоционального неблагополучия, стабилизация и закрепление положительного психического состояния ребенка-дошкольника, научить детей справляться с жизненными трудностями, правильно реагировать на неприятно складывающиеся ситуации, своевременно ставить защитные механизмы при вторжении кого-либо в собственную психику.

• помочь справляться с негативными переживаниями, препятствующих нормальному самочувствию детей;

• способствовать развитию умения детей лучше выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;

• повышение уверенности в себе и преодоление трудностей в общении;

• помочь детям осознать и преодолеть ведущие страхи;

• обучение конструктивным способам поведения;

• обучение механизмам психологической защиты;

• коррекция агрессивности и двигательной гиперактивности;

• снижение эмоционального напряжения при использовании релаксационных психотехник;

• развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, т. возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение приводить в порядок свои мысли и чувства, желания и повышать возможности, за которыми непроизвольно возрастают потребности.

Программа состоит из пяти блоков. Каждый блок имеет свои задачи, которые мы рассмотрим ниже.

Блок 1. Язык общения

(для детей с затруднениями в общении)

создание положительного эмоционального фона;

развитие коммуникативных навыков и умений договориться;

повышение уверенности в себе;

развивать умение действовать сообща, достигать взаимопонимания, поддерживать групповое единство и сплоченность;

индивидуальная работа с мимикой и жестами ребенка-дошкольника.

Блок 2. Азбука настроений.

знакомство с базовыми эмоциями;

выразительное изображение основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств;

обучение детей пониманию относительности в оценке чувств;

развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое психическое состояние;

обучать направлять свое внимание на внутренние ощущения (осознавать, различать, сравнивать, анализировать, делать элементарные умозаключения и воспроизводить посредствам вербализации);

снижение эмоционального напряжения и обучение вытесняющим психотехникам.

Блок 3. Здоровье – жизнь

формировать потребность в гармонии психофизических сил организма;

осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

формировать умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении и контролировать их расслабление, т. чередование нагрузки и расслабления – вот эффект продуктивной работы;

развивать умение различать и сравнивать мышечные ощущения, определять соответствие характера ощущений (напряжение – расслабление; тяжесть – легкость и т. ) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила – слабость; резкость – плавность; мягкость – жесткость; темп, ритм, динамика);

обучение ауторелаксации (на доступность для детей уровне);

тренировка психомоторных функций.

Блок 4. Забавные страхи и смешные ужасы.

дать возможность пережить страх и преодолеть его;

обеспечить активную разрядку эмоций и снятие первичного напряжения;

обеспечить обесценивание некоторых реальных страхов у детей;

снятие эмоционального напряжения посредством различных психотехник, по окончанию которых производится эмоциональный всплеск (результат победы ребенком над страхом).

Блок 5. Маленькие шалости

(для агрессивных детей)

Снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций;

дать детям возможность проявить агрессию (выход);

развивать умение контролировать свои чувства и действия;

обучение приемам аутогенной тренировки на снижение агрессии и комплексу релаксации.

Блоки Название Количество часов

1 Язык общения 6 ч.

2 Азбука настроений 6 ч.

3 Здоровье – жизнь 6 – 8 ч.

4 Забавные страхи и

смешные ужасы 6 – 8 ч.

5 Маленькие шалости 6 – 8 ч.

Всего 30 — 36 часов

Содержание сеансов АРТ-ТЕРАПИИ.

рисунок «В детском саду»;

рисунок «На улице, во дворе»;

рисунок «Дома», «Семья», «Бабушка и дедушка», «Мои соседи»;

рисунок «Что я больше всего не люблю»;

рисунок «Что мне снится страшное и чего я боюсь днем»;

рисунок «Что было со мной самое плохое (хорошее)»;

рисунок «Кем я хочу стать, когда вырасту?»;

рисунок «На память моему другу»;

рисунок «На память всем кого люблю» и т.

• рисование тематическое (рисуночная психотерапия Захаров А. и Арт-терапия Копытина А

• музыка (эмоциональный фон, умеющий создавать настроение, помочь передать то или иное действие, правильно понять характер движения; с помощью музыкального ритма можно установить равенство в деятельности нервной системы – используя серии «Шедевры мировой классики», «Релаксационная инструментальная музыка», «Шумы живой и неживой природы», «Шумы природы под инструментальное сопровождение» и пр

• рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, картин;

• беседы, обсуждения, рассказы, сказки, баллады, басни;

• этюды на выражение основных эмоций и оттенков настроения (Чистякова М. , Кряжева Н

• поведенческие игры (содержание взято из бытовых ситуаций и конфликтов);

• подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения и контакт, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение);

• психомышечная тренировка (саморасслабление Алексеев А. , техника релаксации Мери Альфред, релаксация Терещенко Ю. и Леви В

• дыхательная гимнастика;

• танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники (Габриэлла Рот, Афонькин С).

• Элементы Хатха-Йоги и Бэби-йога;

• — Асаны – позы статические;

• — Дыхательные упражнения;

• — Релаксация;

• Элементы древнекитайской гимнастики Тай-Ди и древнеиндийской йоги пальцев Аюрведа.

Построение занятий.

Коррекционно-развивающие занятия каждого блока имеют структуру, которая состоит из четырех основных частей:

Коррекционный блок.

Эмоциональная пауза.

Каждая часть коррекционно-развивающего занятия в конкретном блоке имеет свое наполнение в соответствии с целями.

Тренинг мышечного расслабления

(для эмоционально неустойчивых детей).

В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И. Выготским, Е. Пеллингер и Л. Успенской.

Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Сначала дети учатся различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по своему желанию.

Тренинг проходит в два цикла:

мышечное расслабление по контрасту с напряжением;

мышечное расслабление по представлению.

Каждый цикл имеет свои этапы:

Первый цикл.

упражнения на усвоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук («Все умеют танцевать», «Кулачки», «Олени»);

упражнения на расслабление мышц ног («Пружинки», «Загораем»);

упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса («Штанга», «Кораблик»);

упражнения на расслабление мышц живота («Шарик», «Стульчик»);

упражнения на расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара» в трех позициях);

упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, языка, челюстей: «Хоботок», «Рот на замок», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Горка»).

Второй цикл.

Заключается в том, что на детей воздействуют только словом. Когда научатся мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению. Упражнения выполняются под музыку:

• «Волшебный сон» в трех вариантах;

• «Путешествие на голубую звезду»;

• «Полет птицы»;

• «В лесу»;

• «Морской бриз» и т.

Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.

Упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, стимулирующие моторные и эмоциональные самовыражения. Развивают умение управлять своим телом и регулировать свое поведение. Необходимо музыкальное сопровождение, причем мелодии подбираются разных типов.

этап. Движения поочередные 1-2 части тела.

— «Джаз тела»;

— «Веселая зарядка».

этап. Движения всех частей тела. Повторение за ведущим.

— «Танец огня»;

— «Дискотека кузнечиков»;

— «Танец морских волн»;

— «Танец пяти движений».

этап. Свободные движения.

— «Сочини свой танец»;

— «Подари движение»;

— «Танец с закрытыми глазами»;

— «Полет птиц»;

— «Воздушный бал» и т.

этап. Танец возникающий в следствии внутренних причин, без непосредственного воздействия из вне.

— «Спокойный танец».

Техника релаксации для тревожных детей

«ЛИМОН». Кисти рук. Сжать кулак левой руки. Представить, как будто выдавливаем из лимона сок. Аналогично выполняется правой рукой. Выполнять по три раза на каждую руку. Медленное расслабление.

«КОШЕЧКА». Руки и плечевой пояс. Напряженные руки поднять вверх, вперед, назад. Выполнять три раза. Расслабление: медленное, быстрое, медленное.

«ОРЕХ». Лицевые мышцы и челюсть. Сомкнуть челюсти, представить, как будто хочешь расколоть орех, одновременно опуская голову вниз. Расслабление с открытым ртом.

«ЧЕРЕПАХА». Голова, шея и плечи. Втянуть голову, плечи поднять до ушей, спину согнуть. Выполнять два раза. Расслабление: быстрое, медленное.

«СЛОН». Живот. Напрячь мышцы живота. Представить, как будто на живот наступил слон. Выполнять три раза. Расслабление: быстрое, медленное, быстрое.

Эмоциональное развитие детей через систему занятий, игр, упражнений, взаимодействие с родителями. Разработка программы цикла занятий в соответствии с этапами психокоррекционной работы. Создание среды в ДОУ, способствующей развитию эмоциональной сферы.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

БПГУ им. Шукшина.

Психокоррекционная программа развития эмоциональной сферы дошкольника

Бийск 2008 г.

  • Введение
  • Этапы работы по программе
  • Литература

Введение

эмоциональный дошкольник психокоррекционная программа

Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат

Тема: Знакомство.

Цель: знакомство детей с основными правилами, целями, задачами

Педагог: Здравствуйте, дети! Мы — группа, нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.

Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, правильно ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет детей). Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.

Ритуал приветствия.

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть вой

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают

Читать также:  Вопрос о том, как осуществляется программа развития школы и ее реализация

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают

Принятие правил.

Появляется мягкая игрушка (или кукла), здоровается с детьми, лично знакомится с каждым ребенком, спрашивает имя ребенка, гладит, предлагает познакомиться. Далее гость предлагает ребятам свои правила.

Никого не обижай, никого не унижай!

Хочешь сказать, подними руку!

Будь на своем месте!

Игрушка (кукла) предлагает потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру «Испорченный телефон». Дети делятся на две команды. Воспитатель объясняет, что цепочке нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок сигнализирует высоко поднятой рукой, об окончании цепочки и озвучивает слово.

Каждый передающий должен «разбудить» ребенка, которому должны передать слово, делая это бережно и осторожно. Таким образом, тренируемся соблюдать два правила: «никого не обижай, никого не унижай» и «слушай внимательно». В конце игры отмечаются дети, разбудившие другого тихонечко, поглаживая по голове, по плечу. Педагог благодарит всех детей за участие и предлагает разучить ритуал прощания.

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!

У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

Тема: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ».

Цель: ознакомление детей с эмоциями; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.

Игра «Встаньте все, кто

Воспитатель. Встаньте все, кто

радуется хорошей погоде,

любит дарить цветы и т.

Рефлексия прошлого занятия

Произошло ли что-нибудь интересное за время, прошедшее с прошлого занятия?

Какого цвета сейчас твое настроение?

Воспитатель. Вы знаете, что в нашем детском саду живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда все мы расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее.

И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы им кто-нибудь что-нибудь о себе рассказал.

Причем все наши домовые — абсолютно разные, как и мы сами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает} Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми — дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат да шерстка дыбом становится.

Сказка продолжается, изображение каждого домового в свой срок появляется на доске. Психолог наглядно демонстрирует, подходя к кому-нибудь из группы, как именно каждый домовой слушает свою любимую историю.

Далее психолог задает вопросы:

Кто может что-то рассказать про сегодняшний день этому домовому? А этому? А есть ли у кого-то что-то сообщить этому домовому?

Кто-то из детей рассказывает соответствующую историю, а остальные члены группы демонстрируют, как именно домовой слушает.

Далее психолог проводит беседу о том, что такое настроение, как человек выражает свое настроение, что такое чувства, как человек выражает свои чувства, что такое эмоции, как человек их выражает. Рассказывает о выражении чувств, настроения и эмоций в музыке, рисунке, танце.

Воспитатель. В жизни человека очень важно понимать чувства других — это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными эмоциями, чувствами, будем учиться понимать эмоции, чувства и настроение людей.

Психолог предлагает детям рассказать, какое у них сейчас настроение. Следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. После этого психолог предлагает детям нарисовать свое настроение.

Обсуждение рисунков.

Воспитатель. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Сделай паузу и сосчитай до пяти.

Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое — надутый шарик.

Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

Эмоциональное состояние детей и взрослых (радость, грусть, злость и др

Задачи: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарит радость и хорошее настроение близким людям.

Слушание стихотворения (читает воспитатель).

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть,

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?

Беседа с детьми о грусти, о плохом настроении.

Какое настроение у героя стихотворения?

Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?

Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?

Какое сейчас у вас настроение?

Творческая работа.

Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном, чтобы мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.

Слушание стихотворения.

Я не знаю, что со мной,

Разве лучше быть одной?

Всех друзей обидела,

Плохое в них увидела.

Посмотри, вон у Ирки

Не глаза, а просто дырки!

Вовка жадный! Сашка глупый!

Ленка супом любит хлюпать!

Вместе мы с утра играли —

Не с кем поиграть сейчас.

Нет, ребята, я не злая, —

Злинка мне попала в глаз.

Беседа по вопросам.

Хорошо ли поступила девочка? Почему?

Как выглядит человек, когда он злится, сердится?

Воспитатель предлагает детям изобразить злое или сердитое лицо и посмотреть на себя в зеркало.

Понравилось ли вам выражение вашего лица?

Почему злых людей никто не любит?

Игра «Какое настроение?».

Задание. Подобрать пиктограммы различных эмоциональных состояний к сюжетным картинкам-ситуациям.

Игра «Добрые и злые герои сказок».

Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым — черные и объяснить, почему так решили.

Воспитатель. Что значит делиться радостью?

Рисование или аппликация «Открытка».

Воспитатель. Сделайте красивую открытку и подарите тому, кому хотите подарить радость и хорошее настроение.

Тема: «Я ДАРЮ ТЕБЕ РАДОСТЬ».

Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.

Игра «Будь внимательным».

Воспитатель. Сегодня утром в мое окно постучался солнечный зайчик, широко улыбнулся мне и, передал вас письмо. Давайте его прочитаем.

«Привет, ребята! Я услышал про ваши занятия, и мне очень захотелось поиграть вместе с вами. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение у своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать, какое настроение пришел сегодня подарить вам я? Давайте, попробуем! Я прислал вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотографии разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение хочу подарить вам, соберите ее».

(Дети собирают фотографию и получают изображение лица с радостным и веселым выражением

Молодцы. А сейчас каждый из вас изобразит: эмоцию на своем лице.

Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?

На что похоже ваше настроение?

Давайте пошлем солнечному зайчику свои фотографии с нашим настроением. (Дети рисуют

Молодцы. А хотите еще поиграть с солнечным зайчиком?

Воспитатель. Сядь удобно, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.

Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика. А когда вам бывает весело и радостно?

Дети отвечают на вопрос, а воспитатель заполняет ромашку радости» для детей: когда мне весело.

Затем совместно с детьми заполняется «Ромашка радости» для родителей: когда твоя мама радуется.

Воспитатель. Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у ваших друзей хорошее настроение вам за них радостно? Старайтесь поделиться вашим хорошим настроением с окружающими вас людьми.

Тема: «РАДОСТЬ».

Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики пантомимики; снятие психомышечного напряжения.

Игра «Поздоровайся радостно».

Основная часть.

Предварительная работа: воспитатель заранее готовит варианты ответов на вопрос «Что такое радость?»

Радость — это когда все радуются, всем весело.

Радость — бывает радость большая, а бывает маленькая.

Радость — это когда у одного человека, а большая — когда у всех.

Радость — это когда у всех праздник.

Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек.

Радость — это когда нет войны.

Радость — это когда все здоровы.

Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость»

Детям предлагается ответить на вопрос «Что такое Радость?». Воспитатель фиксирует ответы детей, сравнивает с теми, которые были заранее приготовлены. Далее отвечают на вопросы:

Что ты делаешь, когда тебе весело? (Ответы детей. ) Расскажи самый веселый (смешной) случай, который произошел с тобой.

Затем детям предлагается нарисовать сюжет этого рассказа.

» Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, восклицания.

Воспитатель совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги — проводится выставка, выбор самого оригинального рисунка, ответы вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика «Ручеек радости»

Садимся на пол по кругу, берутся за руки, распределяются.

Воспитатель. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу ро кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость.

Читать также:  Проблемы развития бывших промышленных территорий на примере Пермского края

Тема: «СТРАХ».

Цель: познакомить с новой эмоцией — страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.

Игра «Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься

С помощью сюжетной картины и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.

Вопросы к детям:

Какое настроение у героев этой картины?

Как вы это узнали?

Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лицо?

Как меняются движения человека в разном настроении?

Как меняется голос? ‘

Игра «Испорченный телефон»

Передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?»

Рисование «Я боюсь. » или «Я боялся

Работа в парах — поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.

Игра «Живая шляпа»

Воспитатель (очень эмоционально). Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у. (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе (воспитатель перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было дома, в комнате раздался грохот. — Дети насторожились, а кто-то успел даже испугаться. Ой, что это? (воспитатель делает испуганное выражение лица и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты, где заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой. ) Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? (Дети предлагают варианты ответов. ) Это была не просто шляпа. Она двигалась! (воспитатель незаметно от детей начинает управлять движением шляпы, дети разбегаются в разные стороны. ) Все, конечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась. и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка.

Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его.

Релаксационное упражнение «Что нам делать с этим чувством?»

Воспитатель. Если ты расстроен, испугался, представь, что ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.

А затем сделай то, что представил: например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.

Тема: «МАЛЕНЬКИЙ ХРАБРЕЦ».

Цель: повышение самооценки; снятие психического напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона.

Игра «Круговая беседа»

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель начинает предложение, а дети по очереди, не перебивая друг друга, дополняют его.

Больше всего мне нравится в себе.

Я бы хотел стать.

Моя любимая игра.

Больше всего я боюсь.

Когда-нибудь я надеюсь.

Воспитатель предлагает вниманию детей рассказ «Один дома».

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?!

Мозговой штурм «Как побороть страх?»

Воспитатель выслушивает ответы детей и добавляет свои способы.

Рисование своего страха и рассказ о нем и способы его преодоления.

Упражнение «Воспитай свой страх»

После того как дети нарисуют свой страх и расскажут о нем, воспитатель предлагает ребенку перевоспитать страшилку

для этого нужно сделать его добрым. Вместе они придумывают, как это сделать, возможны

пририсовать воздушный шарик, конфеты руках у страшилки, исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое, одеть страшилку в нарядный, веселый костюм. Можно придумать и другие атрибуты.

Релаксационное упражнение «Самолет»

Займите позицию готовности, как при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется и взлетев, набирает высоту.

Вы летите! Что там сверху? Внизу? Что вы слышите?

Какие там запахи?

Что вы чувствуете, паря над облаками? Запомните ощущение и возьмите его с собой на землю. Вы приземляетесь.

В следующий раз, когда испугаетесь, представьте, что вы взлетаете над облаками. Вперед и вверх!

Ритуал прощания Игра «Пожелания».

Тема: «ПЧЕЛКА В ТЕМНОТЕ».

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ритуал приветствия Игра «Круг друзей»

Дети поют: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!» Под эту песню ходят по кругу, прихлопывают в ладоши, притоптывают кружатся.

Игра «Пчелка в темноте»

Воспитатель рассказывает, а дети выполняют соответствующие действия.

Воспитатель. Пчелка перелетала с цветка на цветок можно использовать детские стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули. Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара и уснула внутри цветка. (Использовать детский столик или высокий стул, под который залезает ребенок. ) Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столики и стулья накрываются материалом) Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро. (материя убирается) и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, накрывая стульчик все более темной тканью, тем самым увеличивая степень темноты.

Рисование «Пчелка в темноте»

Рассматриваем рисунки детей и задаем вопросы:

Какое настроение хотел передать автор на этом рисунке как вы

это определили, по каким признакам?

Разыгрывание этюда «В лесу»

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться, не слышно ли голосов? (Внимание. ) Вроде слышит он какой-то шорох, потрескивание веток, вдруг это волк или медведь? (Страх. ) Но тут ветки качнулись, и он увидел своих друзей — они тоже потеряли его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (Радость

Релаксационное упражнение «Тропический остров»

Воспитатель. Сядьте удобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. Ты единственный человек на этом острове. Кроме тебя только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи чувствуешь? Видишь чистый берег и воду? Поплавай в море, какое оно? Какая погода на твоем острове?

Как ты чувствуешь себя там совершенно один? Забери это чувство с собой, возвращаясь назад в свою группу, ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.

Ритуал прощания «Комплименты»

Дети в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу сказать несколько добрых слов, за что-то поблагодарить (либо зато, что произошло на занятии сегодня: (аккуратен, отвечал хорошо, интересно рассказал) либо отметить качества, которые в нем привлекательны (умный, красивые глаза, волосы и пр. Понимающий комплимент кивает головой и благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!» — затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по парам.

Тема: «Гнев».

Цель: познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; снятие психомышечного напряжения.

Игра «Поздоровайся гневно».

Испытывал ли ты и твои близкие страх за время, прошедшее с прошлого занятия?

Чем это было вызвано?

Как ты или твои близкие преодолели страх?

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вопросы к детям:

Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

Как описал автор гнев Умывальника?

Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев. Да, у разгневанного человека брови сведены вместе, глаза широко раскрыты, пальцы рук сжаты в кулак. Губы иногда сжаты, зубы стиснуты, иногда, наоборот, человек громко кричит. Он может сильно размахивать руками или топать ногами.

Драматизация отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя»

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Воспитатель обращает внимание на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в детских работах.

Релаксационное упражнение «Что нам делать с этим чувством?» Воспитатель. Если ты расстроен, злишься, представь, что ты можешь сделать со своим чувством. Например, если ты злишься, ты можешь заорать или выбросить гнев в мусорное ведро, а также:

поджарить «гневный» омлет из «злобных» яиц,

нарисовать портрет собственного гнева. А затем сделай то, что представлял, — например, нарисуй мяч из гнева и забрось его подальше.

Игра «Вместе весело шагать

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать. » (муз. Шаинского, сл. Матусовского).

Тема: «КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГНЕВ».

Цель: продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; продолжать учить выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам регуляции и саморегуляции.

Испытывал ли ты и твои близкие гнев за время, прошедшее с прошлого занятия?

«История про Танечку и Ванечку»

Воспитатель. Жили-были Танечка и Ванечка. Были они замечательными детьми: всем всегда помогали, со всеми дружили, как вдруг что-то произошло. Вышли они как-то гулять на улицу, и налетела на них тучка-злючка. Унесла тучка-злючка Танечку и Ванечку в волшебное королевство Злобландию. И в этом королевстве не узнать было наших героев, научились они злиться, драться и кусаться. Как вы думаете, легко ли живется злым людям на свете? (Дети предлагают варианты ответов. ) Но был у Танечки и Ванечки лучший друг Паша. Решил Паша помочь своим друзьям и победить тучку-злючку. Ребята, как вы думаете, как можно победить тучку-злючку? (Дети предлагают варианты ответов. ) Вот и Паша задумался, что ему делать. Хотел сначала тучку на бой вызвать, да встретил одного мудрого старика, который сказал ему: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь!» Удивился Паша и спросил: «А чем же я его смогу победить?» Улыбнулся старик и ответил: «Зло можно победить только добром

А теперь ребята давайте выберем Танечку и Ванечку, которых заколдовала тучка-злючка.

Двое детей изображают злых и сердитых героев рассказа, а все остальные дети придумывают по одному ласковому слову и по очереди будут подходить к Танечке и Ванечке, ласково называя одного и другого.

Читать также:  Лучшие компьютерные программы для усиления звука

После того как вы скажете ласковое слово, пожалейте Танечку и Ванечку. А мы посмотрим, как происходит волшебное превращение.

Мимика сердитого, гневного лица: дети показывают и рисуют.

Мимика лица Танечки и Ванечки после волшебного превращения: дети показывают и рисуют.

Игра «Волшебный мешочек»

Если в группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию, предлагаем ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). После того как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра «Коврик злости»

Здесь ребенок вытирает ножки о коврик до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Игра «Возьми себя в руки»

Воспитатель. Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека.

Воспитатель. Я сообщу вам по секрету особое слово.

Вы становитесь в круг, я — в центр круга. Вы идете по часовой стрелке, я — против. Как только я скажу: Раз, два, три, стоп!» — все останавливаются. Я сердито — сердито говорю тому, перед кем остановилась, прямо в глаза, волшебное слово: «Тух-тиби-дух»

Затем воспитатель меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слова «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Ритуал прощания Игра «Комплименты».

Тема: «ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЕЙ ГРУСТИ»

Цель: продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам саморегуляции.

Игра «Встаньте все те, кто

Воспитатель. Встаньте те, кто

имеет младшего братишку,

любит дарить подарки и т.

Испытывал ли ты и твои близкие гнев за время прошедшее с предыдущего занятия?

Как ты или твои близкие преодолели гнев?

Прослушивание и обсуждение «Истории про Обидку и Грустинку».

Воспитатель. Жили-были на свете две подружи Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела. Как? (Ответы детей. ) Обидка была зеленого цвета, очень пушистые ладошки у нее были липкими, поэтому она могла клеиться к прохожим. Грустинка выглядела. Как? (ответы детей. ) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось пути. Давайте изобразим грусть. Вы сегодня выходили на улицу, вот там они к вам и пристали — прилипла я даже вижу их. (Подходит к кому-либо из детей и показывает. ) Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка — на правом. Давайте их снимем, и пусть они летят дальше.

Воспитатель вместе с детьми в комическое форме начинают снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему трудно это делать.

Воспитатель предлагает детям нарисовать героев рассказа, после этого вырезать их по контуру и поиграть с ними.

Игра «Волшебный стул»

Кому-нибудь из детей кладется на плечо Грустинка или Обидка, он изображает соответствующего человека; (с соответствующим эмоциональным состоянием) садится на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов адресованных их товарищу. После этого дети очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым игру начинает воспитатель.

Передаем грустное слово.

Игра «Море волнуется раз

Дети передают мимикой и пантомимикой заданное воспитателем эмоциональное состояние.

Релаксационное упражнение «Спаси птенца»

Игра «Цвет настроения».

Тема: «УДИВЛЕНИЕ».

Цель: познакомить детей с эмоцией удивления; продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Игра «Встаньте те, кто

не любит грустить,

Испытывал ли ты и твои близкие грусть, печаль за время, прошедшее с предыдущего занятия?

Как вы преодолели грусть, печаль? ‘

Звучит аудиозапись Лес. Птицы. Дождь. Гроза, серии «Наедине с природой»).

Воспитатель (демонстрирует лист с сюжетной картиной «Удивление»). Вот и наши знакомые гномы,

Гномы возвращались домой. Они были в гостях у общего друга на дне рождения. Настроение у них было замечательное. Вдруг вокруг все потемнело, зашумела листва на деревьях. Подул сильный ветер и пошел дождь. Гномы быстро встали под большой дуб, ожидая когда закончится дождь. Ведь летом чаще всего дождь быстро начинается и быстро заканчивается, так и случилось: закончился дождик, выглянуло солнышко, зачирикали птички. Гномы весело зашагали по тропинке. Неожиданно один из гномов вскрикнул от удивления и встал на колени — прямо на тропинке росли два гриба, а он чуть было не наступил на них. «Не может быть! — воскликнул гном, — Ты посмотри, какие большие и красивые!» У гномов не было с собой ножа, чтобы срезать грибы. Они пытались запомнить это место, но оно ничем не отличалось от других: такие же деревья и кусты вокруг. Вдруг они почувствовали сильный и притягательный запах: рядом с грибами рос большой куст душистой черемухи. Нигде больше было такого большого и ароматного куста. Быстро дойдя до дома, они взяли корзинку и ножик. По запаху черемухи они очень легко нашли то место, где росли грибы.

Посмотрите на картину и скажите, как выглядит удивленный человек. (Ответы детей. ) Правильно у него раскрыт рот, брови приподняты, глаза широко раскрыты. Одной рукой он может придерживать или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. От удивления человек может вскрикнуть, присесть или просто замереть. Переживание удивления бывает очень коротким и чаще всего приятным.

С каким человеком можно сравнить по позе, жестам, мимике удивленного человека? (С радостным

Покажите, как вы удивляетесь? Закройте глаза, а потом быстро откройте, посмотрите друг на друга и удивитесь. (Дети выполняют задание

Звучит аудиозапись «Осень. Листопад».

Воспитатель (достает из конверта коробочки с ароматными веществами). Вспомните, пожалуйста, что помогло гномам найти грибы? (Запах черемухи. ) Грибы так удивили гномов, что в течение долгого времени, чувствовали запах черемухи, вспоминали грибы,

Запахи бывают необычными, запоминающими какими еще? (Неприятными, резкими

Закройте глаза. Каждому из вас я дам понюхать коробочку, где живет запах. (Дети определяют,) скажите, что вы вспомнили, ощутив этот запах может быть, происходило что-то необычное, когда удивил какой-нибудь запах; кто был рядом с вами например, как-то я зашла в булочную и вместо в/о свежеиспеченного хлеба ощутила резкий запах краски — это меня удивило. Оказалось, что в магазине покрасили одну из стен. (Любая рассказанная ребенком история должна быть выслушана с интересом). Затем можно спросить, чей рассказ детям понравился больше

А теперь нарисуйте лицо с удивленным выражением.

Как, по-вашему, пахнут «Удивление», «Ра «Страх», «Гнев»? (Ответы детей

Релаксационное упражнение » Тропический остров»

Улыбнись другу.

Занятие 13.

Задачи: развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); приучать детей вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

Игра-этюд «Хорошая погода».

Звучит в записи песенка о лете.

Воспитатель предлагает детям представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

Какое сейчас у вас настроение? Почему?

Дети выбирают соответствующую пиктограмму настроения.

Игра-этюд «Плохая погода».

Звучит в записи мелодия осенней песенки «Хмурая, дождливая осень наступила» (слова М. Ивенсена, музыка М. Красева).

Детям предлагается представить пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крышу.

Какое у вас настроение? Почему? (Дети выбирают пиктограмму

Игра-этюд «Погода изменилась».

Звучит в записи песня «Греет солнышко теплее» (муз. Вилькорейской, сл. Высотской

Воспитатель. Представьте себе, как вдруг неожиданно для всех закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Что с вами произошло, когда вы себе представили такие неожиданные перемены в погоде? Найдите пиктограмму.

Упражнение «Зеркало».

Рассматривание пиктограмм и изображение перед зеркалом радости, горя, удивления. Дети по очереди придумывают сюжеты, а остальные их передают мимикой, жестами. Обсуждают, как помочь другу в случае горя (может рассказать историю воспитатель).

Рисование «Облака».

Дети рисуют облака-настроения, в которых передают свое настроение или настроение своего друга. По желанию они могут обменяться рисунками-настроениями: например, ребенку с грустным настроением дарят «веселые облака».

Занятие 14.

Тема: «МИР ЭМОЦИЙ».

Цель: закрепление знаний детей об эмоциях; закрепление умения определять эмоциональное состояние других, тренировка умения владеть своими эмоциями.

Упражнение на внимание «Что ты услышал?».

Что интересного произошло за время, прошедшее с прошлого занятия?

Основная часть «Угадай эмоцию»

Вывешиваются по одному плакаты со схематичным изображением эмоций. Дети угадывают, какие эмоции изображены на них.

Упражнение «Фигуры эмоций»

Дети рисуют 5 больших фигур на листе А4. Потом, распознав 4 фигуры (радость, страх, гнев, злость) цветными карандашами, придумывают имя пятой фигуре, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передают в другую сторону называют эмоции, помогающие общению.

Воспитатель. С помощью чего можно выражать эмоции? (Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации. ) Заранее приготовленные карточки с изображением

той или иной эмоцией. (радость, страх, обида, грусть, и т. Каждый ребенок по очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Упражнение «Поставь балл эмоции»

На карточках с различными эмоциями предлагается поставить балл — цифру от 1 до 10 каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий. Затем идет обсуждение и делаются выводы.

Занятие 15.

Тема: Приключение Буратино

Цель: закрепить знания об эмоциях; углублять способность чувствовать настроение в музыке; развивать рефлексию.

Игра «Поздоровайся радостно, грустно.

Рассказ о путешествии по Стране сказок

Рассказать о том, что дети отправляются в путешествие по Стране сказок. На своем пути они увидят сказочные домики, в которых живут герои разных сказок. Сказочные герои выйдут, если дети правильно назовут эмоцию, изображенную на пиктограмме, висящей на двери домика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *