Качество образовательной деятельности
Главная цель образовательного процесса школы – повышение качества и доступности образования учащихся. В школе он построен на основе дифференциации, способствует максимальному раскрытию способностей учащихся и их профессиональному, жизненному самоопределению. Содержание образования определяет выбор педагогических технологий, подбор форм, приемов и воспитательных средств. Приоритетными в школе считаются технологии, которые обеспечивают личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки и более эффективного использования учебного времени. Школа успешно решает проблему доступности качественного современного образования за счет высокого профессионализма педагогов, применения современных технологий, в том числе ИКТ, в образовательном процессе, а также за счет того, что учащиеся могут выбирать предметы для изучения на учебных курсах, элективных курсах, элективных учебных предметах. В школе работает муниципальная проблемная площадка «Сетевое взаимодействие школ микросоциума по организации предпрофильного обучения и профильной подготовки» МБОУ «Средняя школа №1» и МБОУ «Средняя школа №5» в 10-11 классах, учитывая дальнейшее обучение в ВУЗах, ССУЗах. Все это позволило добиться неплохих результатов в обучении.
Качество знаний по школе за последние пять лет
Учебный годКачество знаний(%)По школе(%)Начальная школаОсновная школаСредняя школа2013/2014634350522014/2015634352532015/2016654970612016/2017704869582017/201867566561
Количество медалистов за пять лет
МЕДАЛИСТЫ2013-2014УЧЕБНЫЙ ГОД2014-2015УЧЕБНЫЙ ГОД2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОДМедаль«За особые успехи в учении»317512
Стабильным остается количество (62%) выпускников, окончивших школу на «4» и «5» , число медалистов увеличилось.
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников 2017-2018 уч. -1 победитель по технологии.
Результаты государственной итоговой аттестации за 2 года
по образовательным программам основного общего образования
Предмет2017 г. 2018 г. «5»«4»«3»«2»Успеваемость(%)Качество (%)«5»«4»«3»«2»Успеваемость(%)Качество (%)Русский язык15202-1009519175-10088Математика14815-1005971915-10063Химия142-100712—100100Обществознание31814-1006021614-10056Информатика 1-1-10050-22-10050История -1—100100Физика11—10010012—100100Биология-57-10042-32-10060География172-100807148-10072Английский язык1—100100222-10067
Мониторинг результатов государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ свидетельствуют о положительной подготовке выпускников основной школы в соответствии с требованиями действующего федерального государственного образовательного стандарта.
Результаты государственной итоговой аттестации за 3 года по образовательным программам среднего общего образования
Предмет2016 г. 2017 г. 2018 г. Успеваемость %Средний балл Успеваемость %Средний балл Успеваемость %Средний балл Математика (базовая)10049541004Математика (профильная)9272864510053Русский язык100751007610072Литература100661006510050Биология 100691007310071Обществознание 1005993608556Физика 100541005410050Химия 100671007710076История 10059895110055Английский язык100761005910076
Результаты поступления выпускников на бюджетной основе
Результаты поступления учащихся в ВУЗы подтверждают факт успешности освоения программ среднего общего образования.
Мониторинг обеспеченности учебниками
2013/20142014/20152015/20162016/20172017/2018Фонд учебной литературы (кол-во экз. )1068510900111551091011237Фонд художественной литературы (кол-во экз. )1079510796107961079610796Фонд справочной литературы (кол-во экз. )300302310310310
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития
В результате проведенного PEST–анализа были выявлены положительные и отрицательные факторы внешней среды, влияющие на развитие системы образования школы.
Политика+ — Изменения государственной политики в сфере образования актуализировали разработку образовательных программ инновационного характера. Поддержка образования со стороны муниципальных, региональных органов власти в решении текущих вопросов. Требуется системная деятельность администрации и педагогического коллектива для поддержания современных программ, обеспечивающих процесс индивидуализации образовательных траекторий, профильного обучения; совершенствование проектных технологий на научной основе, обеспечение продуктивной деятельности обучающихся, создание инновационной образовательной среды для разных уровней образования, формируемых с учётом возраста учащихся; государственно-общественное управление школой. Экономика + — Финансирование школы осуществляется из бюджета субъекта РФ, что определяетнеобходимость развития эффективной деятельности школы, ориентированной на результат. Заключение эффективных контрактов с педагогическими работниками. Тенденция к увеличению среднегодового дохода. Регулирование экономической деятельности школы ограничивает ее возможности при недостаточном финансировании со стороны муниципального бюджета. Недостаточноефинансирование школы побуждает к поиску других источников финансирования. Существующая система оплаты труда недостаточно влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов. Социум + — Проведение реформы образования поддерживает большинство родителей (законных представителей) и учащихся. Изменение и рост социальных требований к образованию, в основе которых лежат критерии качества, сохранение здоровья школьников, индивидуализация образовательных программ и способы их реализации. Нет межнациональной розни. Тенденция к росту рождаемости (увеличение контингента учащихся). Низкий уровень доходов у части населения, рост социальной дифференциации. Отток молодежи, получившей качественное образование, молодых специалистов в столицу приводит к снижению уровня жизни и интеллектуальных запросов, культуры населения. Ориентация социума на трудоустройство, приводит к большей востребованности специалистов универсального профиля. Высокая заболеваемость хроническими заболеваниями в районе. Управленческие технологии + — Развиваются программно-целевые методы управления. Внедрение ИКТ, новых методик приводит к принципиальному изменению роли учителя в образовательном процессе, к необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров. Межведомственная разобщенность в вопросах воспитания. Недостаточная мотивация педагогов к широкому использованию ИКТ, методик современного обучения в своей деятельности. Низкая активность родителей (законных представителей) в совершенствовании образовательной среды школы, в её проектировании и контроле функционирования. Недостаточное создание в школе условий для расширения многообразия социальных практик и социальных коммуникаций с учётом специфики каждого возраста.
Аналитическое обоснование Программы развития школы основывается на результатах изучения исходного состояния образовательной системы школы, осуществлялся нами на основе внутренней (ученики, родители (законные представители), педагоги школы) и внешней профессиональной экспертизы.
Анализ внутренних и внешних факторов развития школы SWOT- АНАЛИЗ
В ходе реализации Программы развития «Экономическая и правовая грамотность школьников как условие успешной самореализации личности в современных условиях» достигнуты следующие результаты:
— Обеспечение доступного и качественного образования. Повысилось качество образования каждого выпускника школы, качество знаний по школе 61% (2017-2018 уч.
-Повысился уровень достижения личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся.
-Повысился уровень воспитанности школьников в сравнении с 2013 г. от среднего (60%) до выше среднего (70%) и высокого (75-80%).
-Создана действенная структура детского самоуправления, способствующая участию в реализации социально значимых проектов, формированию гражданственности ребёнка, обеспечению успешной адаптации в современном обществе.
-Ежегодное повышение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе от 50% в 2013 г. до 75-80% в 2018 г.
-Повысился уровень поступления выпускников в ВУЗы на бюджетные места на специальности, соответствующие профилю, (93%).
-Стабильно высокий процент выпускников продолжающих образование после окончания школы.
-Повышение активности деятельности детского объединения «Хочу всё знать» (учащиеся 5-9 кл) и творческого объединения старшеклассников «Публицистический Олимп» (10-11кл) по итогам мониторинга.
-Увеличение количества программ учебных курсов, элективных курсов, элективных учебных предметов, применяемых в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, программ дополнительного образования.
— Выросло количество мероприятий, направленных на повышение уровня экономической и правовой грамотности учащихся.
-Достижение степени удовлетворённости запросов учащихся и родителей (законных представителей) предпрофильной подготовкой и профильным обучением до 80% по итогам анкетирования учащихся 9-х классов и их и родителей (законных представителей).
-Увеличение количества родителей (законных представителей), включённых в жизнедеятельность школы, в сравнении с 2013 годом.
-Повысился уровень удовлетворенности учащихся и их родителей (законных представителей) до 90% ответов «полностью удовлетворены» и «вполне удовлетворены» -(70%). -Повысился уровень информированности всех участников образовательного процесса, особенно родителей (законных представителей), до уровня 100 % ответов «полностью информированы»и «достаточно информированы» (80-90%).
-Увеличение количества педагогических работников, повышающих квалификацию через доступ к профессиональной информации в сети Интернет в сравнении с 2013 годом.
-Высокий уровень вовлеченности педагогов и учащихся в конкурсы и проекты.
-Обеспечена положительная динамика уровня развития информационной коммуникативности обучающихся и педагогических работников школы.
-Педагогический коллектив восприимчив к инновациям (участие в проблемной муниципальной площадке «Сетевое взаимодействие школ микросоциума по организации предпрофильного обучения и профильной подготовки»- реализация индивидуальных учебных планов 10-11 кл. , апробация в 1-4 классах сборника «Доброслов»), направленным на улучшение условий и повышение результатов образовательного процесса.
-Накопленный опыт постоянно представляется на коллегии, пленарных заседаниях, конференциях разного уровня.
-Разработан пакет документов, регламентирующих формы стимулирования педагогов.
-Обновлена материально-техническая база школы в сравнении с 2013 годом, в т. информационно-образовательная система школы.
-Повысилась доля рабочих мест педагогов, оснащенных компьютерами.
— Сложившаяся система работы с одаренными детьми.
-Обеспечена открытость и прозрачность принятия решений в школе.
-Повысился уровень гражданской активности школьников, активизация их социально- ориентированной деятельности.
-Проводится система мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни ребёнка, его физического совершенствования и укрепления здоровья.
-Обеспечивается стабильность доли учащихся с 1 группой здоровья на протяжении 3 лет обучения.
-Недостаточная мотивационная готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня.
-Недостаточная работа педагогов в использовании инфраструктуры школы.
-Недостаточная активность отдельных педагогов в обобщении своего опыта.
-Недостаточное участие педагогов в традиционных конкурсах на муниципальном и областном уровне («Учитель года», «Самый классный классный»).
-Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, есть учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения.
-Редко обновляется коллектив молодыми специалистами.
-Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся.
-Мало используются в образовательном процессе ресурсы школьного музея, недостаточное пополнение педагогами, классными руководителями материалов для работы школьного музея.
-Низкая мотивация у части школьников к учебному труду.
-Наличие учащихся стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты.
-Недостаточное участие учеников школы во всероссийской олимпиаде школьников муниципального и регионального уровней, отсутствие победителей и призеров на всероссийском уровне.
-Недостаточно эффективная внутренняя система оценки качества образования школы.
-Недостаточно эффективнаясистема оценивания метапредметных результатов.
-Неэффективная работа ученического самоуправления в школе.
-Недостаточное вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
-Наличие определенного «разрыва» между процессами обучения и воспитания, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.
-Недостаточная результативность реализации программ духовно- нравственного и патриотического воспитания обучающихся.
-Большая наполняемость классов. Переполненность классов из-за желания родителей (законных представителей) с других микрорайонов обучать своих детей в нашей школе.
-Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся.
-Здоровьесберегающие технологии на учебных занятиях используются не в полном объеме.
-Затруднение участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе школы в связи с высокой занятостью.
-Дефицит финансовых ресурсов.
Проблемы школы и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений Программы развития школы в 2013-2018, нами были выявлены основные проблемы школы и определены способы их решения в дальнейшей работе.
«Реализация ФГОС на основе системно-деятельностного подхода с позиций непрерывного образовательного процесса начальная школа – основная школа»
ПроблемыСпособы решенияНедостаточное взаимодействие педагогов в начальной и основной школе, классных руководителей по вопросам преемственности. Взаимопосещение уроков, внеурочной деятельности, классных мероприятий. Продолжение преемственности апробации сборника «Доброслов» в урочной и внеурочной деятельности. У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, существует тенденция к возврату к старой модели обучения. Проведение «открытых дверей», методических недель. Использование новых технологий. При переходе из начальной школы в основную, нет полноценной поддержки от родителей, часто проявляется сниженная активность и незаинтересованность в участии жизни класса, школы. Изучение интересов, образовательных склонностей, запросов учащихся. Создание классов повышенного уровня. Недостаточная система оценки метапредметных результатов достижений обучающихся школы. Индивидуальный подход педагогов к оценке метапредметных результатов достижений обучающихся.
«Формирование индивидуальной образовательной траектории учащихся как условие самоопределения личности»
ПроблемыСпособы решенияСнижение численности учащихся, или изменение уровня поступающих детей в 10 классСоздание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся для создания профильных групп, классов. Неготовность педагогов как профессионалов, глубоко знающих свой предмет и легко ориентирующихся в инновациях, психологических процессах, владеющих разными технологиями преподавания своего предмета в реализации сетевого взаимодействия. Усиление ценностно-смыслового подхода в образовании педагогами, широким применением инновационных технологий в образовании. Недостаточная работа педагогов в использовании инфраструктуры школыОрганизация профильных групп, реализующих ИУП на основе сетевого взаимодействия с учётом требований ФГОС СОО
ПроблемыСпособы решенияНедостаточная работа классных руководителей для развития творческой, личностно-общественной деятельности детей в коллективе. Организовать разнообразную творческую, личностно и общественно значимую деятельность детей в коллективе как модель образа будущей достойной жизни; в ходе такой деятельности осуществляется развитие и благополучная социализация обучающихся. Недостаточная работа ученического самоуправления: активность старшеклассников проявляется эпизодически при подготовке к масштабным мероприятиям, но мало проявляется в повседневной жизни. Активизировать ученическое самоуправление, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему КТД. Недостаточная работа с родителями классных руководителей по привлечению к участию в классных и общешкольных делах и мероприятиях. Продолжить совершенствовать методику и подобрать новые формы работы с родительской общественностью, чаще привлекать родителей (законных представителей) к участию в классных и общешкольных делах и мероприятиях.
«Проект гражданско-патриотического и правового воспитания»
ПроблемыСпособы решенияУ учащихся имеется слабая базовая историческая память, составляющая основу патриотических представлений. В урочной и внеурочной и внеурочной деятельности педагогам постоянно воспитывать у учащихся гордость за героические поступки предков. Мало проводится в школе классных, общешкольных мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников. Активизировать работу классных коллективов по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценностиРеализация Программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Недостаточная работа классных руководителей с детьми по формированию ЗОЖ (безучастность)Просветительская работа классных руководителей на темы здоровьесбереженияНедостаточное использование здоровьесберегающих технологий педагогами на урокахИспользование здоровьесберегающих технологий педагогами на уроках. Недостаточное количество секций, кружков по формированию ЗОЖ. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность школы.
«Экология в школе»
ПроблемыСпособы решенияМало проводится в школе классных, общешкольных мероприятий, направленных на экологическое воспитание. Совершенствовать формы и методы системы эффективного воспитания, способствующие развитию социальных навыков и приобщению учащихся к опыту созидательной деятельности на благо общества. Непонимание важности экологических знаний у учащихся со стороны родителей (законных представителей). Проведение мероприятий по экологическому воспитанию, вовлечение родителей(законных представителей) в мероприятия. Не заинтересованность учащихся, родителей (законных представителей) в экологическом воспитании. Учитывая профессиональные возможности родителей привлечение их для проведения классных часов, бесед, лекций, экскурсий. Недостаточное изучение экологической ситуации на примере своего города, области, непосредственного окружения играет важную роль в воспитании экологической культуры. Воспитание экологической культуры через внеклассную и внешкольную деятельность.
ПроблемыСпособы решенияНедостаточная компетентность педагогов в вопросах экономики и финансов. Участие в дистанционных курсах, конкурсах, олимпиадах для учителей. Отсутствие у учащихся мотивации к занятиям экономикой. Повышение заинтересованности учащихся через урочную и внеурочную деятельность: «Экономика для начальных классов», «Экономика (История и современная организация хозяйственной деятельности)» , «Основы финансовой грамотности» Непонимание важности экономических знаний у учащихся со стороны родителей(законных представителей)Проведение лекториев, вовлечение родителей (законных представителей)в мероприятия (всероссийской недели грамотности, энергосбережения).
Все приведенные выше сведения дают возможность сделать вывод об успешной в целом реализации Программы развития школы за 2013-2018 годы.
Вывод: Школе необходима значительная административно-организационная, научно-исследовательская работа, в которой системообразующей технологией станет диалог с учеником как полноправным субъектом процесса познания, носителем культуры социальной группы, поколения, страны. В частности, большое внимание следует уделить сопровождению профессионального самоопределения, социализации, адаптации ребёнка; сохранению и укреплению здоровья школьников; диагностике учебных достижений учащихся; поддержке инновационных процессов в учебной и воспитательной системе. Реализация Программы развития «Школа 3D: думай, действуй, достигай» позволит повысить качество образования, изменить воспитательную среду, создать условия для поддержки и развития творческих способностей, как школьников, так и учителей.
Основная идея, цель и задачи Программы развития
Основная идея программы развития – обновление Школы, всех сторон её жизнедеятельности, ориентация на будущее с учетом достижений прошлого.
Совершенствование образовательного пространства современной школы, обеспечивающего эффективное и качественное образование школьников, способствующее раскрытию и воспитанию любых талантов у обучающихся, формирующее образованную и развитую личность, способную к осознанному профессиональному выбору в условиях современного информационного общества, обладающую коммуникативной культурой, несущую ответственность за свое здоровье.
Создать условия для эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессиональных стандартов.
Обеспечить эффективное использование школьной инфраструктуры в соответствии с современным государственным и социальным заказами через совершенствование информационно-образовательной среды, расширение образовательного пространства для формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Развивать условия для организации и выполнения работы по выявлению, поддержке и систематическому сопровождению одаренности обучающихся в школе.
Создать инновационное информационно-методическое пространство в школе, обеспечивающее повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе собственной педагогической деятельности.
Обеспечить приоритет здорового и безопасного образа жизни обучающихся, формирование негативного отношения к факторам риска здоровья, проявлению суицидальных наклонностей при осуществлении образовательной деятельности.
Посредством различных форм и методов музейно — педагогической работы формировать у учащихся любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу, активную жизненную позицию через включение школьников в многообразную деятельность школьного музея.
Создать систему ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ребенка.
Формировать в молодёжной среде мировоззрение и духовно- нравственную атмосферу взаимоуважения, основанную на принципах прав и свободы человека, стремление к согласию, готовности к диалогу.
Для реализации указанных выше целей и задач, формирования желаемого образа школы 2023 года, достижения планируемых результатов Программы развития предполагается реализация шести подпрограммы — стратегий:
-Одарённые дети. Ступени к успеху.
-Школьный музей-центр патриотического воспитания.
-Развитие школьного самоуправления «Мы вместе».
-Безопасная психологически-комфортная образовательная среда.
-Совершенствование образовательного пространства в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с учетом потребностей социума.
-Образовательный консалтинг как способ повышения профессиональной компетентности педагогов.