Сущность программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
Государственное и муниципальное управление в настоящее время имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых прослеживается по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, иные параметры. Период реализации стратегического государственного и муниципального управления, как правило, превышает двенадцать месяцев.
Рост длительности периода стратегического государственного и муниципального управления ведет к усложнению процесса согласованности планов развития государства, его регионов и муниципальных образований. Задача публичной власти состоит в обеспечении взаимоувязки долгосрочных целей развития государства, его регионов и муниципальных образований с текущими заданиями управления. Решение этой задачи обеспечивается путем применения такого универсального инструмента государственного и муниципального управления как программно-целевое управление, получающее фактическое воплощение в форме целевых программ.
Нормативно-правовую основу программно-целевого подхода к организации государственного и муниципального управления формируют:
- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»;
- президентские указы;
- правительственные постановления;
- нормативные акты регионального уровня;
- нормативные акты муниципального уровня.
Отличительные особенности программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению
Программно-целевой подход к государственному и муниципальному управлению обладает определенными отличительными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, применение программно-целевого метода государственного и муниципального управления в совокупности с методами стимулирования, способными обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического назначения;
- во-вторых, новизна процедуры доведения программных заданий до исполнителей. В рамках других подходов государственному и муниципальному управлению задачи доводились до исполнителей в виде директивно-административных заданий. Переход к рыночной экономике изменил этот процесс, трансформировав ему в систему договорных отношений между органами государственного и муниципального управления и коммерческими организациями, выступающими в качестве исполнителей.
Под целевой программой понимают совокупность мероприятий или действий, которые направлены на решение существующей проблемы для достижения определенной цели. Отличительной особенностью целевой программы выступает планомерность проведения мероприятий, указанных в ней, их согласованность по содержанию, скоординированность во времени и пространстве, обеспеченность ресурсами.
Осуществление работы с целевой программой предполагает движение по следующим этапам:
- во-первых, выбор проблемы, на решение которой направлена программная разработка;
- во-вторых, принятие решений относительно разработки целевой программы и осуществление работы по ее формированию;
- в-третьих, проведение экспертизы и оценки целевой программы;
- в-четвертых, управление практического воплощения целевой программы и контроль ее исполнения.
Самым сложным этапом работы с целевой программы является этап ее разработки, в котором можно выделить следующие стадии:
- во-первых, определение целевой установки программы, дающей представление относительно целей и задач программы;
- во-вторых, осуществление разработки и обоснования способов и путей реализации программы, то есть выполнение ее проектно-научной разработки;
- в-третьих, осуществление структурной разработки программы, то есть выделение проектов и подпрограмм, формирование исполнительной и функциональной структуры, определение состава мероприятий программы в разрезе проектов и подпрограмм;
- в-четвертых, осуществление ресурсной разработки программы, выполняемое в разрезе ресурсов материального, финансового, трудового, информационного характера.
Классификация целевых программ государственного и муниципального управления
Целевые программы государственного и муниципального управления отличаются значимым разнообразием. В зависимости от определенных критериев можно выделить несколько типов целевых программ. Например, в соответствии с уровнем целевые программы государственного и муниципального управления делятся на следующие типы:
- во-первых, федеральные целевые программы. Этот тип целевых программ предназначен для решения хозяйственных проблем, связанных с экономикой государства в целом, ее отдельными сферами, отраслями;
- во-вторых, региональные целевые программы. Этот тип целевых программ направлен на решение проблем социального и экономического характера регионального уровня. Как правило, эти программы распространяют свои мероприятия на экономику региона;
- в-третьих, отраслевые целевые программы. Этот тип целевых программ выходит за рамки определенных территорий, поскольку ориентирован на развитие отдельных отраслей народного хозяйства;
- в-четвертых, целевые программы развития различных территориальных единиц, в том числе крупных городов, иных муниципальных образований;
- в-пятых, целевые программы, направленные на развитие отдельных хозяйствующих субъектов.
Срок реализации целевых программ позволяет выделить такие их типы как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По своей структуре целевые программы включают в себя следующие блоки: целевой, структурный, ресурсный и блок технико-экономического обоснования.
Значение региональных и муниципальных программ социально-экономического развития
Обеспечить прогрессивное социально-экономическое развитие страны и благосостояние российского населения возможно только посредством развития региональных и муниципальных территорий.
При этом значительная площадь Российского государства обусловливает значительную разницу в исторических, демографических, экономических, в том числе производственных, экологических, инвестиционных и иных характеристиках публично-правовых образований одного уровня, предопределяющих существенный разрыв в уровне социально-экономического развития региональных и муниципальных территорий в рамках одного региона и в целом по стране.
Неоднородность региональных и муниципальных условий требует применения специальных инструментов для их развития, которые будут разрабатываться и реализовываться с учетом специфических черт конкретной территории.
Программа социально-экономического развития региональной территории или местной территории предполагают учет специфических характеристик конкретной территории, а именно:
- при разработке программы социально-экономического развития конкретной территории осуществляется исследование внутренней и внешней среды, учитываются факторы, которые способны оказать существенное влияние на развитие территории;
- при разработке программы определяется спектр и объем ресурсов, которыми территория обладает или которые территория может привлечь для решения конкретных задач социально-экономического развития в долгосрочной или среднесрочной перспективе;
- при разработке программы устанавливается перечень целей и задач, достижение которых позволит повысить уровень социального и экономического развития конкретной территории в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
- при разработке программы определяется перечень конкретных мероприятий, реализация которых позволит органам публичного управления или органам публичного управления на партнерских началах с представителями бизнеса и населением решить наиболее эффективно важнейшие социально-экономические задачи в конкретной сфере или в смежных сферах публичного управления;
- при разработке программы определить субъектов, которые способны обеспечить наиболее эффективную реализацию мероприятий программы;
- пи разработке программы устанавливаются целевые показатели, на достижение которых направлена реализация программы;
- при разработке программы предусматриваются контрольные мероприятия эффективности реализации отдельной стадии и программы в целом.
Характеристика региональных программ социально-экономического развития
Региональная программа социально-экономического развития предусматривает систему мероприятий и инструментов, которые позволяют решить задачи экономического, социального, финансового, экологического и иного общественно значимого характера посредством согласования действий органов государственной власти федерального и регионального уровней и органов муниципальной власти, а также организаций, которые осуществляет свою деятельность за счет бюджетных ресурсов.
Региональная программа социально-экономического развития преследует стратегические цели. Ее разработка строится на основе требований специального законодательства, регулирующего вопросы стратегического планирования в России. Поскольку региональная территория существует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими территориями и публичное управление реализуется здесь в соответствии с направлениями, принципами и требованиями, определяемыми федеральной властью, региональная целевая программа должна разрабатываться во взаимосвязи с теми целями и задачами, которые стоят в долгосрочной перспективе перед государством в целом.
В самом общем виде содержание региональной программы социально-экономического развития можно охарактеризовать следующим образом:
- программа содержит исследование уровня социально-экономического развития территории на конкретный момент времени;
- программа содержит приоритетные цели, задачи и векторы социально-экономического развития региональной территории;
- программа содержит параметры, достижение которых будет демонстрировать необходимый уровень социально-экономического развития региональной территории, а также сроки и стадии осуществления мероприятий программы;
- оценку привлекаемых для реализации программы ресурсов и др.
Характеристика муниципальных программ социально-экономического развития
Для муниципальных образований сегодня имеет большое значение обеспечение собственной финансовой самостоятельности для решения вопросов местного значения, поскольку значительное число муниципалитетов по-прежнему достаточными финансовыми ресурсами не обладают. Реализация муниципальных программ социально-экономического развития должна позволить муниципалитетам обеспечить решение задач муниципального управления за счет собственных средств.
Разработка и реализация муниципальных программ социально-экономического развития должна строиться исходя из следующих требований:
- программа должна быть ориентирована на социально-экономические цели развития территории муниципалитета в долгосрочной перспективе и определять индикаторы эффективного достижения таких целей;
- программа должна охватывать все приоритетные направления экономического и социального развития территории и наиболее полно осваивать бюджетные средства, предусмотренные для решения таких задач;
- наличие у субъектов, ответственных за реализацию программы полномочий, которые достаточны для решения предусмотренных программой задач и др.