В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Получение российского подданства — длительная и сложная процедура. В отдельных случаях наше государство предлагает упрощенные варианты приобретения паспорта. Один из них — приобретение гражданства РФ по программе переселения соотечественников.

Один из самых простых способов получить российское гражданство — это принять участие в программе переселения. В этой статье мы расскажем о том, как получить свидетельство соотечественника, какие возможности оно дает и при каких условиях может быть аннулировано.

Казахстан — одна из главных стран-доноров иммигрантов для России. В силу различных исторических обстоятельств, в республике проживало и проживает огромное количество как этнических русских, так людей других национальностей, воспитанных в русской культуре, хорошо владеющих русским языком, способных успешно освоиться в российских реалиях. Именно для них  РФ и учредила программу добровольного переселения соотечественников. В этой статье мы разберемся с ее нюансами, интересными для граждан Казахстана.

Причины для отказа

Государственные органы вправе отказать в выдаче свидетельства или аннулировать уже полученный документ. Такое может произойти если потенциальный переселенец или член его семьи:

  • создает угрозу безопасности России и ее жителей, выступает за насильственное изменение конституционного строя, поддерживает террористические организации;
  • за последние 5 лет был депортирован или выдворен из РФ;
  • предоставляет поддельные документы;
  • осужден российским судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или имеет непогашенную судимость за совершение таких деяний за пределами РФ;
  • больше одного раза в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства или замечен в связи с незаконным оборотом наркотиков;
  • выехал из России на ПМЖ в другое государство;
  • не соответствует требованиям местной программы региона, выбранного для переезда и др.

Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию проживающих за рубежом соотечественников показала свою неэффективность. Такое мнение в эфире «Думы ТВ» выразил первый зампредседателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат фракции «Единая Россия» Константин Затулин.

Парламентарий напомнил, что в прошлом году внес на рассмотрение Госдумы законопроект о репатриации соотечественников.

Мы очень медленно организуемся, когда дело касается поддержки наших соотечественников. А именно сейчас она необходима. Прежде всего, дать им знать, что они всегда могут вернуться на Родину, что у них есть неотъемлемое право российского соотечественника на репатриацию, то есть на возвращение в Отечество, в Российскую Федерацию,

По мнению Константина Затулина, действующая уже несколько лет государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников показала свою неэффективность.

До 2014 года в течение семи лет по этой программе переселилось 114 тыс. человек. Ее всплеск произошел только благодаря тому, что в 2014 году мы записывали в добровольные переселенцы те сотни тысяч людей, которые бежали с Украины от войны,

Действующая программа, считает депутат, «превратилась в профнабор». Константин Затулин рассказал, что из-за обязанности финансирования программы регионам приходится выбирать между направлением средств на решение текущих проблем и предоставлением переселенцам подъемных. И регионы нередко прибегают к квотированию программы или отказываются от нее.

заключил первый зампредседателя комитета.

Ранее Константин Затулин заявил, что считает необходимым пересмотреть отношения между Россией и Польшей.

Основания для отказа в выдаче и (или) аннулирования свидетельства участника Государственной программы и утраты его статуса

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637)

Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи):

а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

б) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления об участии в Государственной программе, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

г) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения;

д) осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

е) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

ж) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащихнаркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

з) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

и) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.

Помимо указанных в пункте 25 Государственной программы случаев, свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае принятия в установленном порядке решения:

а) о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации;

б) об административном выдворениииностранного гражданина из Российской Федерации;

в) о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

В случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи — статус членов семьи участника Государственной программы.

Утрата статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы (за исключением случая, предусмотренного пунктом 18 Государственной программы), добровольный отказ от соответствующего статуса либо выезд участника Государственной программы или члена его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в качестве участника Государственной программы или члена его семьи в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по такому субъекту Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с предоставлением государственных гарантий и социальной поддержки в соответствии с подпунктами «а» — «в» «д» и «е» пункта 20 Государственной программы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Появление в России поста омбудсмена Госдумы по вопросам миграции и гражданства актуализировало тему добровольного переселения соотечественников в Россию. Ведь соответствующая госпрограмма была запущена аж 13 лет назад, а въехали по ней, согласно данным Росстата, всего около 800 тысяч человек. И это притом что соотечественников в зарубежье, что в дальнем, что в ближнем, миллионы: 25 — в республиках бывшего СССР и еще 30 — за союзными пределами. Отчего же такой скромный эффект? Важно понять: то ли эти миллионы не хотят вернуться в Россию, то ли Родина-мать зовет их как-то странно, а принимает еще хуже? Последнее, как представляется, точнее: о запутанности, негибкости и коррупционности отечественной миграционной системы говорят все, кому довелось с ней столкнуться, и в первую очередь — сами переселенцы. Складывается ощущение, что программой довольны разве что бюрократы из 4–5 министерств и ведомств, ежегодно осваивающие миллиарды рублей, выделяемых из бюджета, да еще нечистые на руку исполнители, вымогающие взятки за самые простые операции и исполнение своих непосредственных обязанностей. «Огонек» пытался разобраться в ситуации.

Малозамеченной в потоке горячих июльских сюжетов осталась новость: в России появился специальный представитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства. Им стал Константин Затулин — первый зампред думского комитета по делам СНГ, глава Института диаспоры и интеграции России. Приоритетной задачей он считает работу над программой переселения соотечественников, которая запущена в стране с 2006 года, но эффективного результата не дает. С омбудсменом по делам миграции встретился «Огонек».

— Константин Федорович, складывается ощущение, что те из соотечественников, кто хотел, уже переселились в Россию.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Константин Затулин, спецпредставитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства

— Такое же ровно ощущение было и перед принятием новой редакции закона о гражданстве в 2002 году. Разработчики закона так и объясняли необходимость ужесточения норм — мол, все, кто хотел, приехал, а теперь нужен барьер на пути тех, кто самой России не нужен. Рабочая группа по подготовке нового закона, вдохновленная мыслью, что гражданство России должно быть высочайшей ценностью, решила, что получать его должно быть очень и очень сложно.

Не взяли в голову, что начавшееся в 1991 году с распадом СССР новое великое переселение народов далеко себя еще не исчерпало — прежде всего потому, что новые государства, давно или никогда не бывшие самостоятельными, подвержены примитивному национализму и внутренне не устойчивы.

Процедуры, заложенные в закон о гражданстве от 2002 года, не предусматривали выделение соотечественников как отдельной категории (вопреки действовавшему закону от 1999 года о госполитике в отношении соотечественников за рубежом). По новому закону на получение российского гражданства требовалось от 5 до 8 лет. Но уже через несколько лет президент Путин предложил принять программу добровольного переселения соотечественников (2006 год). А еще позднее ситуация на Украине показала, насколько важно иметь гибкую систему приема соотечественников. Уточню: я не считаю, что надо закрыть мигрантам путь в Россию и принимать одних лишь соотечественников. Но правила для получения гражданства мигрантами должны быть иными, чем для соотечественников.

— На ваш взгляд, много ли желающих переехать в Россию?

— Сложно сказать. Отчасти ответ на этот вопрос лежит в плоскости наших отношений с Украиной и происходящих там событий, потому что основной поток соотечественников потенциально может прийти именно оттуда. Уже 2,5 млн украинцев перебрались в Россию после 2014 года.

Приехало бы и больше, если бы не наши драконовские нормы и практики. Так что в последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда люди, которые потенциально могли оказаться в России, поехали искать счастья в Европе, например в той же Польше.

А кто-то замер в ожидании.

— А скольким удалось воспользоваться госпрограммой по переселению соотечественников за 13 лет ее действия?

— Чуть больше чем 800 тысячам человек — это официальные данные МВД. Причем результаты эти были достигнуты в основном после 2014 года, когда через эту программу вынуждены были пройти толпы вынужденных переселенцев с Украины.

Речь в этом случае шла не о добровольном переселении, а о вынужденном, но для легализации в России им пришлось оформить свой переезд как участие в госпрограмме добровольного переселения. Изначально планировалось, что в Россию ежегодно будут возвращаться по 300 тысяч человек. К сожалению, при составлении госпрограммы не учли мизерность стимулов, которые в нее заложили.

— О чем речь?

— Программа сулит трудоустройство и подъемные на обустройство на новом месте. Но решающее слово при этих выплатах принадлежит регионам, поскольку федеральный центр переложил ответственность на субъекты. А последние саботируют, предоставляя региональную квоту по переселению, исходя из своих потребностей на рынке труда. То есть выходит, что у нас на деле программа не добровольного переселения, а программа набора трудовых ресурсов регионами. К тому же из числа принимающих регионов исключены наиболее престижные — Москва, Санкт-Петербург, Крым и др. Выделены территории, которые считаются приоритетными для осуществления программы,— 11 регионов Сибири и Дальнего Востока.

— А в чем разница между приоритетными и неприоритетными?

— «Подъемные» в случае приоритетного региона — 240 тысяч рублей на участника программы и 120 тысяч на каждого члена семьи, а для неприоритетного региона это будут суммы в 20 и 10 тысяч соответственно. Но и 240 тысяч — не те деньги, которые требуются человеку для того, чтобы он все бросил и перебрался в Россию. На такое может решиться только человек в крайне стесненных обстоятельствах. Так что мы обманываем сами себя, принимая вынужденных переселенцев за добровольных. Госпрограмма давно буксует. И то, что она буксует, ясно всем, иначе бы Путин в 2012 году по возвращении на президентский пост не предложил бы ввести такую категорию, как «носители русского языка». Если бы госпрограмма добровольного переселения эффективно действовала, зачем было придумывать «носителей»?

— И правда, зачем?

— Все дело в том, что для носителей русского языка государство ничего не обещает по части денег. И, кстати, многие переселенцы с таким подходом согласны. Мне пишут, мол, не нужны нам ваши деньги, мы сами заработаем, дайте только возможность легально жить и работать в России, не заставляйте ждать всех этих регистраций, перевода из одной категории «разрешения на временное проживание» в категорию «вид на жительство», дайте сразу вид на жительство. К сожалению, усилиями тогдашних представителей администрации (бывший начальник управления по обеспечению конституционных прав граждан Дмитрий Жуйков) в текст нового законопроекта о «носителях языка» были внесены такие поправки, которые полностью изменили смысл предложенного Путиным.

Как финансируется программа переселения

Он предлагал дать упрощенное гражданство всем владеющим русским выходцам из СССР и Российской империи. Но Госдума приняла поправки к закону о гражданстве, по которым на упрощение режима могли бы претендовать выходцы из СССР, но в пределах современных границ России. Таким образом, выходцы из Луганска, Донецка оказались не у дел. Плюс были внесены поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан», в соответствии с которыми «носители русского языка» теперь обязаны предоставлять справки о выходе из гражданства иностранного государства, выданные этим иностранным государством.

— Это как?

— Да никак! Ни одно иностранное государство не будет давать справки на такую тему и отчитываться перед Россией, сколько ее граждан от него отказались. Так что это требование сразу обнулило всякую работу с приемом в гражданство носителей русского языка. За все время применения этой нормы — с 2014 по 2017 год,— когда мы с боем внесли в нее первые улучшения, гражданство России получили всего 2 тысячи человек. Выходцев из Украины — 24 человека. И это притом что в 2014–2015 годах их по факту приехало больше 2 млн. 24 — потому что никто не смог представить справку властей Украины. И дело тут не только в отношении Киева к Москве, но и в том, что по закону Украины решение о выходе из гражданства принимается указом ее президента. Норму о «носителях» могли освоить только граждане Таджикистана. Это единственная страна, с которой у России действует соглашение о признании двойного гражданства. С них справок и не требовали.

— Почему государственные жилищные сертификаты для переселенцев выдаются только в паре регионов России?

— С этим вообще сложно. Изначально эта норма выглядела «маниловщиной», учитывая, что в регионах почти не строят социальное жилье, только коммерческое. Кстати, на последнем заседании комиссии по миграционной политике речь шла о необходимости резкого увеличения «подъемных» средств для тех, кто намерен поселиться в приоритетных для госпрограммы добровольного переселения регионах.

Звучали цифры и в миллион с лишним на человека, но все упирается в дефицит бюджета. Но, как уже было сказано, не нужно изобретать велосипед: многие переселенцы готовы отказаться от любой финансовой помощи государства, лишь бы на их пути к российскому гражданству сняли бюрократические препятствия.

— Они столь сложно преодолимые?

— Подчас да. 2 года лежит в Госдуме без движения законопроект, внесенный группой депутатов, о проведении миграционной амнистии для беженцев с Украины. Ведь из 2,5 млн человек, уехавших оттуда в Россию, меньше половины получили какую-то форму легализации в России — вид на жительство или удостоверение временного беженца. И примерно 1,3 млн продолжает оставаться в России гражданами иностранного государства, из страны с безвизовым режимом пересечения границы. Это значит, что они имеют право находиться на территории России только 90 дней, а на 91-й должны выехать.

— Неважно куда, главное — не оставаться в России. Понятно, что вряд ли они поедут на Украину, да и вообще хоть куда-нибудь: у них нет на это денег! Значит, примерно половина из этих 1,3 млн уже стали нарушителями российского законодательства, так как превысили срок в 90 дней безвыездного проживания на этой территории.

То есть мы имеем целую армию потенциальных правонарушителей и кандидатов на депортацию. И такие депортации периодически происходят, хотя мне, например, доводилось не раз препятствовать этому процессу.

А ведь дело не только в финансовых моментах, но и в угрозе для жизни, если человека депортируют туда, где его может ждать тюрьма или бесчеловечное обращение. Не удивительно, что были даже несчастные случаи, в том числе смерти, как, например, в Днепропетровской тюрьме — там повесилась женщина. По моему мнению, следует внести изменения в закон, так что если люди живут здесь больше 90 дней, то пусть МВД проверяет, не заставлять их уезжать. Хотя бы тех, кто приехал с Украины. Потому что есть риск даже при принятии льгот для жителей ЛНР и ДНР: при обращении за льготой ему скажут, что сначала он должен ответить по всей строгости закона за нарушение миграционного режима. А это перспектива депортации и запрет на въезд в Россию на 5 лет. Вот мы и предложили закрыть историю, однако до сих пор законопроект лежит без движения, так как на него имеется отрицательная оценка МВД (если быть совсем точным — правительства, но на самом деле инициатор отказа — силовики). Я пытался доказать ошибочность такой позиции, говоря, что Россия уже проводила миграционную амнистию для выходцев из Таджикистана, Молдавии, Киргизии. Почему? Да потому что президенты этих стран обратились к Путину с просьбой решить миграционный вопрос, и российский президент дал поручение, и оно исполнено — гражданам этих стран была дана миграционная амнистия. А вот в отношении жителей Украины ни Порошенко, ни Зеленский не обращались с аналогичной просьбой к Путину. Но это-то понятно! Значит, надо самим реализовать эту меру, и тогда в России появятся 1,3 млн граждан, которые здесь уже давно живут, при этом говорят на русском и любят русскую культуру. Необходимо самим на себя это взять, и тогда мы получим 1 млн.

— С получением гражданства мытарства «новых россиян» не заканчиваются, а только начинаются. Например, им крайне сложно получить постоянную регистрацию.

— Есть много камней преткновения — например, медленные сроки рассмотрения всевозможных ходатайств. Например, упрощение процедуры по жителям ЛНР и ДНР длительное время не приводило к расширению квоты на ежедневный прием заявок — все те же 500 штук. При таких скоростях гражданство реально получить не раньше чем через 5 лет. И только пару недель назад удалось добиться увеличения приема заявок в 8 раз — до 4 тысяч заявлений в день.

— И все же почему регионы столь неохотно участвуют в госпрограмме по переселению соотечественников? Им же затраты будут компенсированы?

— Согласно закону, да. Но даже то, что деньги им рано или поздно вернут, не вызывает у региональных властей желания принимать у себя переселенцев. Напротив, они всячески стараются выскользнуть из программы. Например, Бурятия в 2018 году вернула в бюджет неизрасходованных 87 млн рублей, которые были ей выделены на обустройство переселенцев. Просто не захотела их принимать. А все потому, что нынешняя ситуация в сфере миграционной политики России далека от совершенства — излишние перестраховки, драконовские нормы, всякого рода «узкие места» в законах, создающие среду для коррупции. Ведь не секрет, например, что очередь в Центральный миграционный центр в Сахарово в Новой Москве продается! Некоторые тратят годы на то, чтобы получить или сдать какую-либо бумажку, ждут месяцами уже проштампованного разрешения или справки. Я недавно помогал журналисту из издания «Украина. ру». У него истекал трудовой патент для работы в России, а он не мог никак получить законно оформленный для него вид на жительство. Вид на жительство ему должны были дать 11 июня, а патент истекал 25 июля. Так он никак не мог получить вид на жительство, потребовалось мое вмешательство, и ему отдали искомую бумагу, подписанную, как и было положено, еще 11 июня. Вот только один сотрудник службы, который был обязан выдать его вовремя, положил документ в стол и выдавать не собирался. Явно ждал мзды. Понятно, что за годы существования системы вокруг нее и в ней самой собралось такое количество желающих погреть руки, что их число грозит похоронить всю систему. Ведь есть же не только люди в погонах, прячущие документы в стол, но и люди в штатском, которые ходят в очереди и обещают решить все ваши проблемы, как только вы заплатите. Понятно, что у этого человека есть кто-то в организации, кто пускает поток по кривому пути, для того чтобы извлечь из него свой гешефт. Давно пора дать им всем по рукам.

Что дает программа переселения?

Государственный проект по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, был утвержден в 2006 году. Его главная цель — поддержать тех, кто после распада СССР оказался за границами России, но хотел бы жить в нашей стране. Иностранцы могут быстро получить РВП и оформить гражданство по упрощенной схеме. Кроме того, переезжающим гарантируется некоторая материальная поддержка в виде социальных льгот.

Подробная инструкция по участию в программе переселения:

Кто может претендовать на участие?

Из названия проекта видно, что он направлен на соотечественников. Согласно Федеральному закону N 99-ФЗ, под этим словом понимается следующее:

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Основные тезисы программы можно прочесть в официальном информационном пакете.

Исходя из этого, участниками программы могут стать:

  • бывшие граждане СССР, ныне живущие в его некогда существовавших республиках, а также их потомки;
  • выходцы из Российской империи, Советского Союза или РФ, на данный момент являющиеся подданными иных стран, а также их потомки.

Непременными критериями для регистрации в проекте являются также дееспособность, совершеннолетний возраст и свободное владение русским языком.

Условия для семьи

Программа удобна тем, что в качестве участника может быть зарегистрирован всего один человек в семье, а льготы, связанные с этим, получат все близкие. Членами семьи, имеющими право на совместный переезд, считаются:

  • супруг/супруга;
  • дети;
  • родители, а также свекры/свекрови, тещи/тести;
  • родные братья и сестры обоих супругов с их наследниками;
  • бабушки, дедушки, внуки.

Все взрослые родственники обязаны соответствовать требованиям, предъявляемым при оформлении РВП: знание русского языка, отсутствие болезней, представляющих угрозу для окружающих и т.

Документы для оформления

Получить желанную корочку можно как уже находясь в России, так и живя на родине. В первом случае это делается через подразделение по вопросам миграции МВД, а во втором — через дипломатические представительства и консульские учреждения Федерации за рубежом.

И в той, и в другой ситуации кандидаты подают следующий пакет:

  • правильно заполненное заявление об участие;
  • ксерокопии и оригиналы паспортов участника и родственников, переселяющихся вместе с ним;
  • 2 фото кандидата 3,5х4,5 см (без головного убора);
  • копии документов, подтверждающих родство, оригиналы нужно иметь при себе;
  • копии справок об образовании, квалификации, стаже, степенях и званиях всех, кто вписан в заявление;
  • при наличии — удостоверение беженца.

При подаче на территории России этот список дополняется справками, подтверждающими легальность нахождения в стране: миграционка, временная регистрация, РВП/ВНЖ.

Копии тех бумаг, что были составлены на иностранном языке обязательно должны иметь нотариально заверенный перевод.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

На какую помощь можно рассчитывать?

Помимо облегчения бюрократических процедур иностранцы, участвующие в проекте, получают и некоторую материальную поддержку. Например, все они имеют право на возмещение расходов на оплату госпошлин и оформление необходимых бумаг, а также компенсацию затрат на переезд. Отдельные области готовы предоставить переселенцам подъемные и на протяжении некоторого времени выплачивать пособие по безработице. Размеры сумм и варианты социальных гарантий зависят от выбранного региона.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Для того чтобы получить компенсации и подъемные, нужно заранее собрать все квитанции об оплате, чеки, багажные билеты и т. Они послужат подтверждением размера возмещения. После того как переселенец будет зарегистрирован по месту жительства, он сможет обратиться с заявлением в отделение УВМ МВД, чтобы возместить свои расходы. К заявлению прикладываются следующие справки:

  • оригиналы квитанций и чеков;
  • ксерокопия свидетельства соотечественника;
  • копия паспорта участника и приехавших с ним родственников;
  • справки, свидетельствующие о регистрации по месту жительства;
  • реквизиты банковской карточки для перевода средств обратно на счет.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Марина Данилова

Журналист и копирайтер. Эксперт в вопросах миграции. Рассказывает о собственном опыте переезда в Россию из Казахстана, о бюрократических сложностях при получении документов.

Кого считают соотечественниками?

Говоря о программе переселения соотечественников, логично было бы начать с основного понятия и разобраться с тем, кого, собственно говоря, считают “соотечественником”. Официальное определение дано в статье 1 Федерального Закона N-99 ФЗ. Если обобщить приведенные там пункты, можно сказать, что соотечественниками признаются люди рожденные в РФ, Советском Союзе или Российской Империи, а также их потомки, владеющие русским языком, идентифицирующие себя с русской культурой и желающие вернуться в Россию  на ПМЖ.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Цитата из Федерального закона N 99-ФЗ

Учитывая, что Казахстан является наследником Казахской ССР, входившей в состав Советского Союза, подавляющее большинство современных казахстанцев имеют родителей, бабушек или дедушек, которые были в прошлом советскими гражданами, а значит — подпадают под определение соотечественников. Если, кончено, имеют для этого добровольное желание.

Условия участия в программе переселения из Казахстана в Россию

Одного попадания в категорию соотечественников не достаточно для того чтобы стать участником программы. Еще необходимо быть совершеннолетним, дееспособным, иметь образование и квалификацию, востребованную в одном из регионов-участников. Этот момент стоит учитывать при выборе члена семьи, который будет подавать документы. Ведь его ближайшие родственники последуют за ним “прицепом” и не обязательно должны соответствовать рамкам программы. Значение может играть и возраст — претенденты трудоспособного возраста, по понятным причинам, являются более востребованными.

Отказ в принятии документов могут получить те, кто попадал в поле зрения органов МВД или ФСБ РФ как личности, имеющие дела с террористами или экстремистам, либо осужденные российским судом за совершение тяжких преступлений. Имеющие на своем счету административное выдворение или депортацию за пределы РФ за последние 5 лет тоже вправе сомневаться в положительном решении.

Программа переселения соотечественников из Казахстана в Россию

Госпрограмма захватывает многие регионы РФ, но не все. Москва, Московская область и Санкт-Петербург, например, традиционно не участвуют в программе. У каждого региона свои требования к претендентам, свои льготы и условия. Каждый субъект заинтересован в том, чтобы переселенцы решали его демографические и социальные нужды и занимали пустующие рабочие места, а не создавали лишнюю конкуренцию. Поэтому выбирая регион для переселения, стоит внимательно изучить его местную программу.

На 2020 год существует две группы субъектов: территории приоритетного заселения и территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения. Регионы первой группы предлагают более высокие подъемные и более гибкие условия участия в программе.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Источник изображения: rmrus

К территориям приоритетного заселения относятся:

  • Амурская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Камчатский край;
  • Сахалинская область;
  • Хабаровский край;
  • Магаданская область;
  • Приморский край (кроме Владивостока);
  • Республика Саха (Якутия);
  • Республика Бурятия;
  • Забайкальский край;

В выделенных регионах переселенцев готовы набирать по списками вакансий. В остальных предусмотрено самостоятельное трудоустройство. С условиями каждого региона, а также со списком актуальных на 2020, но не приоритетных территорий заселения можно ознакомиться на сайте консульского отдела Посольства РФ в Казахстане. Там же найдутся и списки возможных вакансий.

Востребованными практически во всех регионах будут педагоги, младший медицинский персонал, строители, водители, специалисты в сфере добычи сырья, инженеры, воспитатели, квалифицированные рабочие, работники сферы производства.

Способы подачи документов

Подать документы и получить Свидетельство участника госпрограммы можно как находясь на территории Казахстана, так и уж приехав в РФ. Первый способ удобен тем, что желающие сменить гражданство могут не торопиться и оформлять бумаги в удобном темпе:

“Перед тем как подать документы, мы обратились к миграционному юристу. У нас большая семья, есть совершеннолетние дети, пожилые родители, которые хотят переезжать с нами. Юрист посоветовала нам сначала проверить все документы на соответствие: запросить новые свидетельства о рождении родителям, так как на старых выцвели печати, сделать паспорта детям, проверить нет ли задолженностей по штрафам и прочее. Если в процессе подачи документов на участие в программе “выплывет” необходимость переделать что-то из бумаг, несомненно проще решить эту проблему находясь в Казахстане”.

— Анастасия, 40 лет, гражданка РК.

За прием заявлений на территории РК отвечает Посольство России в Казахстане. От претендента на участие в программе переселения потребуются следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя и всех совершеннолетних членов семьи;
  • Свидетельства о рождении заявителя и всех членов семьи, которые собираются переезжать вместе с ним. Если заявителем выступает лицо, рожденное после 01.01.91 года, то ему придется подтвердить свое родство с гражданином СССР (свидетельство о рождении родителей);
  • Документы о семейном положении;
  • Документы об имеющемся образовании (аттестат, диплом, научная степень если имеется), а также документы о стаже (трудовая книжка);
  • Справка о месте регистрации;
  • Бумаги о смене фамилии/имени/ отчества;
  • 4 фото 3,5х4,5;

Все документы, в которых есть записи на казахском языке, обязательно должны иметь нотариальные переводы всех страниц.

Обратите внимание: Список документов может быть дополнен, если того требуют правила региона, куда вы хотите перебраться. Поэтому изучение условий региональных программ обязательно.

Посольства России в Казахстане расположены не в каждом областном центре.

  • Жители Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей по вопросам участия в программе могут обращаться во Временную группу по реализации госпрограммы при Консульском отделе Посольства РФ в РК в городе Нур-Султан (пр-т. Кабанбай батыра, д.2/2, Офис 102.).
  • Зарегистрированные в  Алма-Атинской, Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской области и города Шымкента обращаются во Временную группу при Генеральном Консульстве РФ в Алма-Ате (ул. Сатпаева, дом 29 Д, корпус А).
  • Те, кто проживает в  Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и  Мангистауской области обращаются во Временную группу при Генеральном Консульстве РФ в Уральске  (ул. Мухита, д. 78);
  • Жители  Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей подают документы во Временную группу при Генеральном Консульстве РФ в Усть-Каменогорске  (ул. Дзержинского, д. 18).

Срок ожидания ответа составляет 60 дней. Если все хорошо — казахстанец получает Свидетельство участника Государственной программы переселения соотечественников. С этого момента у него есть 5 лет, на то, чтобы завершить все свои дела в РК и переехать в Россию. Кстати, пятилетний срок — нововведение этого года, раньше свидетельство действовало всего 3 года.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Так выглядит свидетельство участника программы добровольного переселения соотечественников.

Сама по себе программа переселения соотечественников в Россию из Казахстана ничем принципиальным не отличается от той же программы для граждан Узбекистана, например. Различия существуют только в местном законодательстве, в политике того или иного государства в вопросах миграции. Так в Казахстане запрещено иметь второе и двойное гражданство. Поэтому перед окончательным отъездом, участнику программы и всей его семье необходимо выписаться на ПМЖ.

Подать на получение Свидетельства можно и уже находясь в России. Для этого нужно легально въехать в Россию, получив миграционную карточку, и встать на миграционный учет. Часто в интернете можно наткнутся на информацию, что обязательно оформлять РВП, но это не так. Подать документы можно и без этого. Например, если у вас есть продление временной регистрации от работы. Список документов будет тем же, что и при подаче с территории Казахстана.

“Я прожила в Перми около года, продлевая временную регистрацию от работы. А потом пошла в миграционное отделение на консультацию. Там мне сказали, что удобнее всего мне будет оформить гражданство через программу. Я собрала все документы на участие в программе, подала и ждала 2,5 месяца. Потом, уже с корочкой участника госпрограммы, подала на РВП, а потом сразу на гражданство. В общей сложности, учитывая время сбора документов, вся процедура заняла у меня чуть больше года”.

— Жанна, 30 лет, бывшая гражданка Казахстана.

Однако нужно учесть, что находясь на территории РФ, можно стать участником программы только одного конкретного региона  — того где вы зарегистрированы. Оформляя же документы в Казахстане вы можете выбирать.

Процесс после получения Свидетельства выглядит одинаково и для тех, кто делал это в России и для тех, кто получал его в РК. Первый шаг — РВП, затем — гражданство по упрощенной схеме. В обоих случаях, после того как российские корочки окажутся на руках, казахстанские придется сдать. В одной из статей мы уже писали как легально избавиться от старых казахстанских документов.

Программа переселения из Казахстана в Россию — один из самых удобных способов сменить место жительства: не надо подтверждать свои доходы, не обязательно доказывать знание языка, можно спокойно сформировать пакет необходимых бумаг дома, не опасаясь пропустить сроки легального пребывания и т. К тому же, документы оформляются одновременно для всей семьи и не нужно искать отдельные основания для упрощенки для каждого.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Кто может стать переселенцем по программе

У многих стран действуют проекты, направленные на
возвращение соотечественников на Родину. Россия занимает в этом списке особое
место: 20 лет назад, после распада СССР, за пределами России оказалось огромное
количество граждан, ассоциирующих себя именно с нашим государством. Эти люди и
их потомки составляют основную (но не единственную) категорию граждан, на
которых рассчитана российская госпрограмма.

Итак, эта программа для вас, если:

  • Вы сами или ваши родители имели гражданство СССР — это достаточное основание для вступления в гражданство РФ по программе переселения;
  • Вы наделены гражданством страны (любой), входившей в состав Советского Союза или вообще не имеете гражданства, но живете в одной бывших советских республик;
  • Вы меняли российское гражданство (или являетесь выходцем из гражданства РСФСР), стали подданным иностранного государства, а теперь хотите вернуться.

Куда обращаться, чтобы получить статус участника программы

Те, кто находится за пределами России, могут подать документы в российский уполномоченный орган по месту своего проживания (например, представительства МВД РФ и дипломатические ведомства). Временно проживающие непосредственно в самой России подают документы в территориальный орган МВД, если в регионе их проживания программа действует.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

После приема документов вам должны выдать справку, в
которой будет указан срок рассмотрения заявления. Обычно этот срок составляет до
60 суток, но может быть продлен до 90 дней.

Куда именно можно переехать

На данный момент в программе по переселению соотечественников участвует большинство регионов России, кроме Удмуртии, Нижегородской и Еврейской автономной областей. Также на 2020 год переселенцев не принимают Москва и Санкт-Петербург.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Проект действует не во всех регионах

Список областей, принимающих переселенцев, легко найти в интернете. Например, можно посмотреть его на этом сайте.

Как отбирают участников программы

Каждый регион выдвигает свои требования к участникам программы. Это зависит от потребности в тех или иных специалистах.

Так, если мы посмотрим, кого приглашают регионы в 2020 году, то увидим: в Камчатском крае больше востребованы врачи, в Хабаровском ждут горняков и тех же медработников, а в Тамбовской области постоянная нехватка представителей рабочих профессий: здесь нужны водители, слесари, трактористы и т.

Что делать после получения свидетельства участника проекта

Итак, свидетельство у вас на руках. На следующем этапе предстоит переезд в Россию.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Первым делом по приезду в РФ стоит озаботиться вопросом регистрации.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Раньше переселенцы обязательно должны были делать регистрацию по месту жительства в регионе оформления. Но в 2019 году внесли поправки. Теперь чиновникам достаточно, чтобы у заявителей был миграционный учет (иными словами, временная прописка). Зарегистрировавшись, активируйте свидетельство участника программы переселения.

Следующий шаг — оформление разрешения на временное проживание. Этап ВНЖ участники Госпрограммы пропускают. Это одно из преимуществ проекта. Поэтому после получения РВП вам прямая дорога в миграционное ведомство для подачи заявления о приеме в гражданство РФ.

Документы на гражданство от переселенцев рассматривают быстро —  за три месяца (п. 1 ст. 35 ФЗ №62 «О гражданстве»). Плюс еще месяц дается сотрудникам миграционного органа, чтобы направить вам уведомление. Итого общий срок ожидания решения — до четырех месяцев. О результатах рассмотрения заявления вы узнаете через уведомление, которое придет на ваш домашний адрес.

Итак, вы получили уведомление о том, что Россия принимает вас в ряды своих граждан. До окончательного получения гражданства РФ по программе переселения осталось два шага: первый из них — принести присягу. Это можно сделать в любых государственных органах, обязательно в присутствии свидетелей, в том числе представителей власти.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

Присяга при получении гражданства

После произнесения клятвы вам нужно внести свои данные в специальный бланк — он подписывается должностным лицом и будет подтверждением присяги. Следующий шаг — получение российского паспорта.

Что еще нужно знать

Участие в программе полностью бесплатное — уплата госпошлины не предусмотрена. Более того, для тех, кто становится переселенцем, предусмотрены компенсации (например, проезда) и «подъемные».

В целом процедура получения гражданства РФ по программе занимает около года.

После получения паспорта вы становитесь полноценным гражданином РФ, получаете все права и в полной мере несете гражданскую ответственность.

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

В Иркутской области решается проблема переселения соотечественников

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ,  желающим принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

БЛОК-СХЕМА УЧАСТИЯ В ГОСПРОГРАММЕ (ЭТАПЫ)

Осознанно и добровольно принять решение об участии в Государственной программе и определить субъект вселения.

При выборе региона вселения необходимо учитывать тот факт, что в соответствии требованиями Указа Президента России от 22. 2006г. № 637 необходимо прожить (осуществление трудовой деятельности, обучение в учебных заведениях) в регионе вселения не менее 3-х лет, с даты постановки на учёт в территориальном органе по вопросам миграции МВД России субъекта вселения, как участник Государственной программы (данное требование распространяется также на членов семьи участника Государственной программы, включенных в п. 23 заявления), при получении компенсационных выплат участником Государственной программы и /или членами его семьи, предусмотренных Государственной программой.

ВАЖНО!!! При выборе региона вселения необходимо понимать, где Вы будете проживать (постановка на миграционный учёт, регистрация по месту пребывания, жительства). По прибытии в субъект переселения иностранному гражданину  необходима постановка на миграционный учет, после получения РВП в РФ регистрация по месту пребывания (либо по месту жительства). Данные вопросы, соотечественник решает самостоятельно.

ВНИМАНИЕ!!! При выборе региона вселения, необходимо ознакомиться с требованиями региональной программы субъекта вселения. Необходимо учитывать востребованность специальности заявителя (уровень образования, стаж работы, квалификация) на территории вселения — «Перечень регионов Российской Федерации участвующих в реализации Государственной программы (требованиям региональных программ) ОТКРЫТЬ».

Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется. 27 Госпрограммы, утвержденной Указом Президента РФ № 637 от 22. 2006 г

Ознакомиться с нормативными правовыми документами:

(перейдя по ссылке на сайт ГУВМ МВД России Вы можете ознакомиться с законодательными актами Российской Федерации, регулирующими участие в Государственной программе и дальнейшее прохождение необходимых административных процедур, а также найти ответы на другие интересующие Вас вопросы, касаемые получения компенсаций, пособий на обустройство, проезд и т

Определить участника Государственной программы – в соответствии с критериями, предъявляемыми региональной программой выбранного субъекта вселения, а также потребностями рынка труда (кто будет обращаться с заявлением, а кто будет вписан как члены семьи).

Понятие «член семьи участника Госпрограммы» и круг лиц, относящихся к ним, определен пп. «в» п. 6 Госпрограммы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 637 от 22. 2006 г.

К членам семьи участника Государственной программы относятся:

— супруга (супруг);

— дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

— дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

— родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе приемные, супруга (супруг) отца (матери) участника Государственной программы и отца (матери) его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

— дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки участника Государственной программы и его супруги (супруга).

Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

Подготовить необходимые документы и заполнить заявление об участии в Государственной программе (утвержденная форма 196-р).

Перечень необходимых документов, подробные рекомендации по заполнению заявления и образец заполнения заявления формы 196-р – на сайте консульского отдела Посольства России в Казахстане в разделе «ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ (ЗАЯВЛЕНИЕ) ОТКРЫТЬ».

Лица, проживающие (зарегистрированы по месту жительства) на территории Акмолинской области, Северо-Казахстанской области, Карагандинской области и Костанайской области по вопросу участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обращаются во Временную группу по реализации Государственной программы в г. Нур-Султан.

Если Вы проживаете на территории других областей Республики Казахстан, ознакомьтесь с контактами (открыть) Временных групп по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляющих прием заявлений от жителей Вашего региона Республики Казахстан.

ВНИМАНИЕ!!! Записываться на прием (подачу документов) необходимо только заявителю.

Соотечественники, желающие переселиться в ТЕРРИТОРИИ ПРИОРИТЕТНОГО  ЗАСЕЛЕНИЯ и соответствующие требованиям региональной программы выбранного субъекта РФ, могут обращаться с заявлениями об участии в Государственной программе в порядке живой очереди: понедельник, вторинк, среда, четверг с 09. 00 час. до 17. 00 час. (перерыв в приеме посетителей с 13. 00 до 14. 00 час

Подать заявление с приложением всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов во Временную группу при Консульском отделе Посольства России в Казахстане.

Временная группа по реализации Государственной программы располагается по адресу: г. Нур-Султан, проспект. Кабанбай батыра, 2/2 офис 102.

В назначенный день на прием приходит только заявитель (без членов семьи) и предоставляет  заявление установленной формы об участии в Государственной программе в 1 экземпляре в распечатанном виде и на электронном носителе (флеш-карте) и необходимые и надлежащим образом оформленные документы на себя и членов своей семьи, включенных в п. 23 заявления.

Ожидать решение Уполномоченного органа региона вселения.

В соответствии с п. 17 Указа Президента Российской Федерации №  637 от 22. 2006  г. , решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Списки (файлы) обновляются еженедельно (в пятницу).

Рекомендация: Просматривать файл(ы) необходимо на персональном компьютере или ноутбуке (c предустановленным офисным приложением Microsoft Excel). Перед скачиванием (открытием) файла, осуществлять чистку кэш памяти браузера устройства.

Отсутствие № заявления в списках, означает, что заявление находится на рассмотрении в Уполномоченном органе региона вселения. Срок оформления свидетельства участника Государственной программы 60 дней.

В случае согласования Вашего заявления – получить свидетельство участника Государственной программы ПОСЛЕ указанной даты в файле «СОГЛАСОВАНО».

Выдача Свидетельства осуществляется только заявителю, в порядке очереди (при себе иметь паспорт или удостоверение личности) в дни выдачи по адресу: г. Нур-Султан, проспект Кабанбай батыра, 2/2 офис 102.

ВНИМАНИЕ!!! Свидетельство участника Государственной программы не выдается по доверенности или членам семьи заявителя.

В случае отказа в согласовании Вашего заявления – возможно повторное обращение с заявлением об участии в Государственной программе (по желанию).

Для повторного участия предоставляется новый комплект документов. Копии документов, находящиеся в архивных делах (уполномоченным органом региона вселения принято решение об отказе в согласовании, добровольный отказ участника Государственной программы от участия в Государственной программе), НЕ ВЫДАЮТСЯ.

Выезд в регион вселения Российской Федерации. Перед выездом в регион ознакомиться с Памяткой участника Государственной программы на сайте консульского отдела Посольства России в Казахстане во  вкладке «Памятка участнику Государственной программы и членам его семьи, выезжающим на  постоянное место жительства в Российскую Федерацию (ОФОРМЛЕНИЕ РВП, ОФОРМЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РФ, ПОДЪЁМНЫЕ, КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ, ПРОЕЗД и ПРОВОЗ БАГАЖА и Т. ) — ОТКРЫТЬ».

В случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим участника Государственной программы или члена его семьи понесенные государственные затраты, связанные с предоставлением участнику Государственной программы или члену его семьи государственных гарантий и социальной поддержки, взысканию не подлежат.

Соотечественник вправе добровольно отказаться от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы (впоследствии вправе еще раз принять участие в Государственной программе).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *