В статье рассматривается вопрос чтения в современной культуре

«КНИЖНЫЙ РОСТОМЕР». СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГРАММЫ ЧТЕНИЯ

Никитина Наталья Владимировна, заведующая, ЦДБ МБУК «Межпоселенческая библиотека» Березовского района, пгт. Березовка, Красноярский край

Участник всероссийского конкурса профмастерства “СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА: НОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ”

Обзор научных исследований проблемы чтения в современной методической науке

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает…

Э. Лабуле

Наш век – век технологий. Сохранение навыка чтения у школьников становится особенно актуальным в условиях массового распространения интернета, который с одной стороны должен способствовать сохранению этого навыка, а с другой стороны серьезно его деформирует.  Приоритеты поменялись. Молодое поколение уже не интересует чтение, но в  большей степени интересуют технологии. Школьники не понимают художественную литературу и стараются все больше уделять свое внимание техническому прогрессу.

В своей работе мы хотим рассмотреть эту тему. Все больше исследователей обращают свое внимание на вопросы, связанные с чтением. Глава посвящена анализу работ в исследованиях методик с 60-х годов по наше время.

В 70-е – 90-е годы количество работ, связанных с проблемой чтения очень мало. Многие исследователи уделяют внимание внеклассному чтению.  Это понятие было предложено В. П. Шереметевским еще в 1886 году. В своей статье «В защиту живого слова…» ученый ввел термин «внеклассное чтение». Этот термин он связывал с чтением в классе и с семейным чтением.  Ученый подводит знак равенства между семейным и самостоятельным чтением.

В работе Акбашевой А. С. «Уроки внеклассного чтения как средство педагогического взаимодействия на самостоятельное чтение школьника – подростка» (1975) автор пришел к выводам, что «усиление внимания к самостоятельному чтению ребенка связано в определенном смысле и с закономерной ограниченностью программы по литературе» [2].  Автор подводит нас  к выводам, что внеклассное чтение способствует широким возможностям для реализации творчества каждого школьника.

В работе Рахманалиева Рустанали «Культура чтения как книговедческая проблема» (1986) автор приходит к выводам, что определять базовое понятие «культура чтения»  надо с позиции книговедения [3]. То есть автор предлагает разработать и обосновать книговедческую модель читательской деятельности.

В работе Николаевой Е. Л. «Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания школьников» (1999) автор рассматривает внеклассное чтение как один из факторов системы нравственного воспитания учащихся начальных классов современной школы [4].

В 90-е годы внеклассное чтение расценивают как инструмент к подходу о нравственном воспитании младших школьников.

В начале XXI века многие исследователи стали обращаться к проблематике вопроса, увеличивается количество работ, связанных с проблемой чтения. Термин «внеклассное чтение» заменяет термин « читательская самостоятельность» или «самостоятельное чтение».  Причиной этого может служить увеличение книжной продукции разного уровня качества. Учитель больше не в состоянии руководить внеклассным чтением школьников, так как не может быть в курсе всех новинок детской школьной литературы. Учащиеся читают книги, которые рекомендует им друзья, книжные магазины, Интернет.  Школа перестала влиять на внеклассное чтение и таким образом его контролировать. Такое чтение школьников и повлекло за тем, что понятие «внеклассное чтение» сменилось на понятие « самостоятельное чтение».

В работе Иншаковой О. А. «Развитие читательской самостоятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 5-9 классах средней школы»(2001) автор приходит к выводам, что «формирование и развитие читательской самостоятельности учащихся осуществляется на основе личностного отношения к изучаемым произведениям и происходит в аспекте их самоуглубления, обогащения мироощущения и миропонимания посредством установки на сотворчество с писателем, диалог с ним на основе «вчитывания», «вчувствования» в тексты и перечитывания их. Модель развития читательской самостоятельности базируется на стимулах читательской деятельности школьников в свете самопознания и ценностного самоопределения читательской личности» [5].

В 2000-е годы исследователей интересует молодежь, ведь она представляет собой специфическую часть аудитории СМИ.  Ее характеристики и черты обусловлены психологическими закономерностями и социальным положением развития данной группы, которая требует определенного подхода к себе. Исследователей интересует чтение в условиях развития, как привлечь молодежь к чтению. Что надо делать, чтобы сохранить аудиторию?

В работе Аникиной М. Е. «Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития» (2006) автор приходит к выводам, что «Резервы сохранения аудитории сегодня видятся в умении печатных изданий отвечать запросам читателей и оставаться интересными для них, в использовании редакциями новых технологических возможностей для модернизации собственной деятельности, а также в усовершенствовании системы распространения молодежной прессы с тем, чтобы сделать ее более доступной молодым людям». [6]

В 2008 году Галактионова Т.  Г. в своем исследовании «Чтение школьников как социально – педагогический феномен открытого образования» предлагает ввести новые понятия, такие как «обучению чтению», «воспитание читателя», «формирование читательской культуры».  Выделяет модели приобщения школьников к чтению в истории отечественной культуры.  Модель «Послушничество», ориентированная на воспитание богопослушного человека, сохранение и развитие религиозной духовной традиции. Модель «Наставничество», направленная на общественно полезное воспитание, на образовательное чтение для общественной пользы. Модель «Развлечение», связанная с реализацией гедонистической функции чтения и предполагающая лояльное отношение к легкому, развлекательному чтению. Модель «Просвещение», ориентированная на воспитание образованного, нравственного человека путем овладения содержанием культурно и социально значимых текстов. Модель «Агитация», связанная с воспитанием оппозиционно настроенных членов общества, развитием революционных идей. Модель «Пропаганда», ориентированная на сохранение стабильности существующего строя путем овладения содержанием идеологически «грамотных» произведений. Модель «Руководство» – традиционно ориентированная на передачу опыта от старших к младшим с помощью содержания социально одобряемой литературы. Модель «Анархия» – отрицающая системное педагогическое влияние, ориентирующая на свободу выбора, регулируемую читательской модой, рекламой и ограниченную возможностями книжного рынка [7].

В 2011 году Колосова Е. А. в своей работе «Детское чтение в современной России» приходит к выводам, что «несмотря на изобилие в книжных магазинах дорогой и модной литературы, родители не перестали доверять книгам, на которых сами выросли, и продолжают воспитывать детей на основе этих книг, закладывая традиционные нормы и ценности. Чтение книг в детской среде остается более женским занятием, так же, как и во взрослом обществе. Выявлено три группы факторов, способствующих поддержке и развитию детского чтения в современной России. К макрофакторам отнесены устойчивое книгоиздание; сеть публичных детских библиотек; доступный рынок книготорговли; поддержка школ с литературным уклоном, стимулирующие условия формирования человека читающего. Мезофакторами следует считать процессы глобализации и информатизации в современном российском обществе. Микрофакторы – традиции чтения в семье, читающее окружение (сверстники), направленные действия воспитателей и учителей по приобщению подрастающего поколения к чтению» [8].

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» авторы ставят перед собой следующие задачи:

— Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения — библиотек, образовательных и культурно — просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно – методического изучения проблем чтения;

— Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства;

 — Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения. [9]

Вывод по статье:

На основе этого анализа, можно сделать вывод, что проблема кризиса чтения активизировалась примерно десять лет назад. Как мы видим, в последние годы обращения исследователей к данной проблематике стали более частотны. В 70-е – 90-е годы авторы уделяли внимание термину «внеклассное чтение». В 70-е годы они рассматривали применение внеклассного чтения, как способа, дающего широкие возможности для реализации творческого потенциала каждого школьника. В 90-е годы авторы приходят к выводу, что внеклассное чтение – это инструмент к реализации эффективного нравственного воспитания младших школьников. Таким образом, мы видим, что термин «внеклассное чтение» в разные годы трактовали по-разному, в зависимости от потребности актуализации того или иного направления воспитания учащихся.

В начале XXI века многие исследователи стали обращаться к проблематике вопроса, увеличивается количество работ, связанных с проблемой чтения. Термин «внеклассное чтение» заменяет термин «читательская самостоятельность» или «самостоятельное чтение».  Причиной этого может служить увеличение книжной продукции разного уровня качества. Учитель больше не в состоянии руководить внеклассным чтением школьников, так как не может быть в курсе всех новинок детской школьной литературы.  Существенно снизилась культура чтения, интересы учеников, а также претерпели изменения факторы, влияющие на сознание детей. Учащиеся читают книги, которые рекомендует им друзья, книжные магазины, Интернет.  Школа перестала влиять на внеклассное чтение и таким образом его контролировать. Такое чтение школьников и повлекло за тем, что понятие «внеклассное чтение» сменилось на понятие « самостоятельное чтение».

В 2000-е годы исследователей интересует молодежь, ведь она представляет собой специфическую часть аудитории СМИ.  Ее характеристики и черты обусловлены психологическими закономерностями и социальным положением развития данной группы, которая требует определенного подхода к себе. Исследователей интересует чтение в условиях развития, как привлечь молодежь к чтению. Что надо делать, чтобы сохранить аудиторию? Происходит пересмотр прежних методов, активно развивается поиск новых способов мотивации к чтению.

В 2008 году Галактионова Т. Г. в работе «Чтение школьников как социально – педагогический феномен открытого образования» предлагает ввести новые понятия, такие как «обучение чтению», «воспитание читателя», «формирование читательской культуры». Появление новой терминологии подводит нас к  тому, что в современном мире кризис чтения более очевиден.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Литература

Роль книги в жизни

современного школьника

(исследовательская работа)

Выполнила

Якимова Анна,

ученица 11 класса

Руководитель

Чижикова Татьяна

Ивановна

Исилькуль 2014

Оглавление

Введение ________________________________________ 3 стр.

Глава1. Отношение молодого поколения к чтению _____ 5 стр.

Глава 2.  Почему надо читать книжки? _____________ 9 стр.

Заключение ___________________________________ 12 стр.

 Введение

Интеллектуальное и  нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В  нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Чтобы интерес  к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Актуальность:  XXI век  для человечества считается информационным. Родился  «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет  к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество.  Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматривается на уровне правительства.  Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение  художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Объект исследования –  учащиеся МБОУ «СОШ№3»  10 – 11 классов

Предмет исследования –  уровень читательской активности учеников

Цель  исследования —  определить, какое место занимает книга в жизни современного школьника

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2.Провести анкетирование среди учеников  10-11 классов

3. Обобщить и систематизировать наблюдения

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

  • Теоретические (анализ литературы)
  • Практические  (анкетирование, интервьюирование)

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников  и их родителей к проблеме  формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты: Приведенные  материалы помогут осознать,  что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Глава1. Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Информационная система  имеет огромное значение в 21 веке. Процесс социализации становится  мобильным. Общий уровень информированности повышается, следовательно, появляются  новые возможности. Сегодня Интернет оказывает  возрастающее влияние на природу социального взаимодействия. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, чаще осваиваются молодежью. Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся «компьютерный человек» моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс — Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.

В последние годы ведутся споры  о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета.  «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» —  подобные высказывания, имеющие  объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется , что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается  в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и  компьютерные игры, а также  социальные сети.

Вот как выглядит соотношение видов досуговой деятельности опрашиваемых учащихся:

В статье рассматривается вопрос чтения в современной культуре

Из диаграммы видно, что чтению уделяется очень мало времени, к тому же это прежде всего то, что задано на уроках литературы.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди  учащихся 10-11 классов я провела опрос  «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

Ответы между собой были схожи.

Вот некоторые из них:

« Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет — источниками»

« Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

« Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК , который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.

Мною был проанализирован  список некоторых произведений для обязательного прочтения в школьном курсе литературы для 9-10 класса с точки зрения того, удовлетворению каких личностных читательских потребностей школьников они служат.

Результат я оформила в виде таблицы:

Название, автор

Духовная потребность

Социальная потребность

Образовательная

потребность

Развлекательная

потребность

А. Чехов «Человек в футляре»

да

да

Да

Тургенев «Отцы и дети»

да

да

«Гроза»

да

Да

Да

Л. Толстой «Война и мир»

Да

Да

Да

Ф. Достоевский

«Преступление и наказание»

да

да

Да

Н.Гоголь «Мертвые души»

да

да

Да

«Обломов»

да

Да

М.Лермонтов

«Герой нашего времени»

да

Да

Данные произведения — одни из лучших в отечественной литературе. Они призваны удовлетворять духовные, социальные и образовательные  потребности людей, в том числе школьников. Включение их в школьную программу помогает развить представление о  непреходящих нравственных ценностях. Но некоторые произведения не всем ученикам еще понятны: они до них не «доросли». Джозеф Аддисон , английский писатель, ещё в 17 веке писал: «Чтение  для ума – то же, что физическое упражнение для тела».  А современные школьники привыкли к «легкой» информации,  не требующей особых усилий для восприятия.

Глава 2.  Почему надо читать книжки?

Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).

Интересные факты о чтении:

  1. Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

  1. Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

  1. Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда  в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей  эрудиции  положительно влияет на личную самооценку.

  1. Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно? Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.

Что же еще (кроме эстетического удовлетворения) побуждает людей к чтению?

Во-первых, книга – это лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека.

Именно на страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Как пережить неразделенную любовь, как выбрать правильный путь, где и как найти смысл жизни? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы именно на страницах книг. Вы сомневаетесь? Вам кажется это невозможным? Значит, Вы действительно не являетесь поклонником чтения, а стоило бы попробовать. Найдите время и возьмите в руки занимательную книгу. Вы ни на минуту не пожалеете о потраченном времени!

А теперь поговорим о том, каким книгам стоит отдавать предпочтение. Рекомендуется читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда) читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке (кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная ,художественная литература, история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность. Поэзия заслуживает особого места в Вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

Итак, перечислим, какую же пользу мы получаем от чтения книги? Во-первых, чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать.

Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное время.

В-третьих, чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом. Разве этих фактов мало, чтобы сделать выбор в пользу книги, а не телевидения и интернета?

  Заключение

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно  совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ.  Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям.

Смена ценностных ориентаций, разделившая поколения, нарушившая преемственность в передаче социального опыта, недостаточно эффективное использование информационных технологий, бурное развитие новых коммуникационных каналов привели к разрушению привычных представлений о роли чтения в развитии личности и культуры. Очевидно влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция, но последствия этого явления не изучены в должной мере. Абсолютизация компьютерных технологий, вытеснение книжно-журнальной продукции мультимедийными носителями деформировали культурное и информационное поведение в детско-юношеской среде. Ослабление детско-юношеского интереса к чтению сопровождается снижением его качества, о чем свидетельствуют данные международных и российских исследований.

Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

— чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

— книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

— важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

Список литературы,  Интернет-источников

1.  Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 10 п.л.

2. Лекционный курс «Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения», разработчик — Т.Г. Галактионова, профессор. НОЧУ ВПО «Национальный Институт “Высшая Школа Управления”»

3. http://otvetin.ru/iskusstvo/16353-o-chem-kniga-aleksandra-grina-alye-parusa.html

4. http://lit-helper.ru/p_Analiz_rasskaza_Malen-kii_princ_Antuana_de_Sent-Ekzyuperi

5. http://www.erlib.com/Джеймс_Барри/Питер_Пен/0/

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F2%E5%F8%E5%F1%F2%E2%E8%FF_%C3%F3%EB%EB%E8%E2%E5%F0%E0

7. http://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt

8.  Познавательная страница « Мозговой штурм»

«m.vk.com/big.world?offset=15&own=1#posts»        

Оглавление

I. Введение………………………………………………………………………………С. 2-4

II. Основная часть………………………………………………………………………С. 5-8

III. Заключение……………………………………………………………………………С. 9

IV. Список использованной литературы и источников……………………………..С. 10

V. Приложения……………………………………………………………………………С. I-VI

Приложение 1. Данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)…………………………………………….…..…..C. I-II

Приложение 2. Анкета «Изучение читательской активности и предпочтений»……C.III

Приложение 3. Сводная таблица результатов опроса………………………………….C.III

Приложение 4. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы книги?» разных категорий рецензентов………………………………………………………………………………..C.IV

Приложение 5. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы газеты?» разных категорий рецензентов………………………………………………………………………………C.IV-V

Приложение 6. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы журналы?» разных категорий рецензентов……………………………………………………………………………….C.V

Приложение 7. Из экспертного интревью с учителями – филологами МОУ Лахколампинская СОШ Лейни Т.Н. и Голубцовой Н.Т. ………………………………C.V-VI

Приложение 8. Из экспертного опроса работников библиотеки поселка Лахколампи…C.VI

Введение

В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания семьей и школой в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». В течение последнего десятилетия телевидение и компьютер являются наиболее распространенными способами проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимают первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.

На этом фоне такое некогда популярное досуговое занятие как чтение отходит на дальний план. Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации. Дети совсем перестали читать. Результаты международного исследования PISA представляют уровень грамотности учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент исследования, проведенного в 2000 году, был сделан на навыках чтения1. Среди учащихся 32-х индустриально развитых стран Россия заняла в нем 28-е место. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по итогам исследования 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц PISA2.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе3. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики. В то же время влияние электронной культуры на чтение усиливается.

В то же время в российском обществе наблюдаются следующие тенденции:2

– количество россиян, вообще не читающих или обращающихся к печатной продукции лишь от случая к случаю, увеличивается;

– сугубо развлекательная составляющая чтения усиливается;

– функциональная неграмотность среди школьников и студентов возрастает;

– владение родным языком ухудшается;

– востребованность высокой, наиболее сложной и инновационной профессиональной и художественной литературы снижается даже в крупных научных библиотеках;

– издательства все более ориентируются на невзыскательного читателя;

– растет расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и селах, вследствие чего утрачивается привлекательность этих библиотек для членов общества.

Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается, а качество печатной продукции падает. Специалисты Межрегионального центра библиотечного сотрудничества OOO «Стратегика» оценивают современную ситуацию в этом отношении как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением1.

Объектом исследования являются жители поселка Лахколампи в возрасте от 7 лет.

Предмет исследования – уровень читательской активности и притязательности жителей поселка.

Цель исследования – изучение уровня читательской активности и сферы читательских интересов в поселке Лахколампи, сравнение его с общероссийскими показателями.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

Изучить данную проблему чтения на макроуровне (на уровне РФ)

Провести опрос в виде анкетирования в конкретном посёлке

Проанализировать полученные результаты, сравнить их с данными по РФ.

    В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень читательской активности и сфера читательских интересов жителей посёлка Лахколампи соответствует общероссийской картине по данному вопросу.

    Методами исследования явились анализ источников, массовый опрос в форме письменного анкетирования, интервьюирование, сравнительный метод.

    С целью ознакомления с состоянием проблемы на современном этапе развития нашего общества мною были проанализированы источники сети Интернет, а также материалы Национальной программы поддержки и развития чтения РФ.

    Достаточно богатый для анализа материал удалось найти на сайте Международной Федерации Русскоязычных Писателей, которая опубликовала данные опроса фондом «Общественное мнение» населения РФ на тему «Кто в России читает и покупает книги?». Данные опроса позволяют оценить процент читающего населения в России, читательские предпочтения, интересы, причины снижения интереса к чтению в нашей стране.

    Ознакомилась также с материалами круглого стола на тему «Проблемы детского чтения в России и Москве: прошлое, настоящее, будущее»1, который состоялся  1 декабря 2006 года в Москве, в Центральном Доме журналистов, под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы. Материалы круглого стола отражают актуальность проблемы чтения в РФ; представляют данные опроса среди поступающих в вузы, причины снижения процента читающего населения, а также пути решения данной проблемы.

    Мною были изучены также данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 17.06.20092, а также данные Аналитического центра Юрия Левады. Эти данные взяла за основу своего социологического исследования проблемы чтения в поселке Лахколампи, а также использовала их для сравнительного анализа состояния проблемы в РФ и в нашем отдельно взятом поселке.

    Анализ Интернет – источников показал, что все статьи, публикации, данные социологических опросов, интервью, посвященные проблеме чтения, в основном, относятся к периоду 2005 – 2008 годов. Современных данных по проблеме найти практически не удалось. Соответственно, можно сделать вывод, что проблеме в наши дни не уделяется должного внимания ни в СМИ, ни на уровне правительства РФ. Появляются некоторые программы, разработанные и действующие на уровне отдельных субъектов РФ, городских округов, поселений. Пример такой программы – «Читающий город – читающая Россия», разработанный в рамках Национальной программы развития и поддержки чтения для Московской области3. Федеральные же программы, действие которых было развернуто в 2005 – 2008 годах, продолжают работать, однако результативность их, на мой взгляд, недостаточно высока.

    Основная часть

    Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе, это механизм поддержания и развития родного языка. Однако, как показал анализ литературы по данной проблеме, во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности.

    По данным Аналитического центра Юрия Левады (2008) ситуация в России складывается следующим образом1.

    На протяжении пяти лет (2003 — 2008) доля регулярных читателей любого вида изданий уменьшалась. Особенно резко (в 2,3 раза) сократилась группа регулярно читающих журналы. Постоянными читателями книг сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (19% данной группы), россияне с высшим образованием (25%), жители крупных и средних городов страны (по 20%, москвичи – 19%), респонденты с более высоким потребительским статусом (20%). Не читают художественную литературу 8% опрошенных взрослых россиян.

    Государственная общедоступная библиотека сегодня не фигурирует среди наиболее значимых для читателя источников художественной литературы. На первом месте здесь стоит покупка (так ответили 67% читающих художественную литературу, можно было указать несколько источников), 43% берут интересующую их беллетристику у друзей и знакомых. Районная (городская) библиотека остается источником художественной литературы лишь для 17% тех, кто читает беллетристику. 77% взрослых россиян сегодня не пользуются никакими библиотеками. Преобладающий контингент библиотечных абонентов – самые молодые жители страны: среди 18-24-летних доля пользующихся библиотеками оставляет 34%. 24% российских семей не имеют книг дома, еще у 39% дома есть менее 100 книг. Доля обладателей больших домашних библиотек (больше 500 книг) с 1995 г. сократилась с 10 до 6% взрослых россиян.

    В 2006 году Роспечатью совместно с Российским книжным союзом был разработан основной долгосрочный документ, призванный выстроить работу в области пропаганды и поддержки чтения в России – Национальная программа поддержки и развития чтения.

    Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ.

    «Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам, и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.»1

    Обосновывая актуальность проблемы, специалисты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям говорят о наличие «системного кризиса читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

    По данным специалистов сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:

    • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.

    • Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.

    • Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.

    • Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.

    • Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.

    • Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.

    • Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.

    • Снижается востребованность «высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках.

    Главным методом исследования читательской активности жителей поселка Лахколампи стал массовый опрос в виде письменного анкетирования (Приложение 2). В анкетировании приняли участие 118 человек в возрасте от 7 лет, в основном подростки, обучающиеся нашей школы.

    Лишь 19% опрошенных постоянно читают книги, 65% обращаются к книге от случая к случаю, и 19% респондентов ответили, что никогда не читают книги. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном женщины (26%), дети младшего школьного возраста (37%), люди в возрасте 40 – 54 лет (33%). Анализ уровня образования постоянно читающих граждан показал несколько неожиданные результаты. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном люди со средним, средним специальным образованием (27%), и лишь 20% с высшим образованием (см. Приложение 4, С. IV).

    Анализ жанровых предпочтений респондентов показал, что наибольшей популярностью у книголюбов нашего поселка пользуются классическая литература, детективы, боевики, любовные романы, фантастика (см. Приложение 2, С. III). Если учитывать, что основная часть опрошенных – это обучающиеся школы, становится вполне понятным такой высокий процент респондентов, читающих классику, это просто требования школьной программы. В остальном же, выбор опрошенных сводится к несерьёзной литературе развлекательного характера.

    Как показывают результаты анкетирования, среди жанров нехудожественной литературы наиболее часто респонденты называют советы на все случаи жизни, книги по кулинарии, о здоровье, что опять же свидетельствует о невзыскательности вкусов читателей нашего поселка. И лишь 3 – 4 % опрошенных называют узкоспециализированную, интеллектуальную литературу (см. Приложение 2, С. III).

    Анализ результатов показывает, что постоянно читают газеты 14% опрошенных, 48% делают это от случая к случаю, и 38% респондентов газет не читают вообще. Более подробный анализ результатов показал, что чтением газет заняты в основном женщины (14%), люди в возрасте 40 – 54 лет (33%) и старше 55 лет (25%), а также респонденты с высшим образованием (33%) (см. Приложение 5, С. IV-V).

    Чтению журналов уделяют внимание постоянно 19% опрошенных, 60% респондентов читают журналы от случая к случаю, и 21% никогда не занимается этим. Прессу такого рода предпочитают респонденты в возрасте 25 – 29 лет, со средним или средним специальным образованием (см. Приложение 6, С.V). Среди наиболее популярных периодических изданий опрошенные называют в основном местную газету «Суоярвский вестник», еженедельник «ТВР-панорама», газету «Аргументы и Факты», издания желтой прессы («Всё о звездах», «Жизнь»), молодежные журналы («Oops!», «Маруся», «Молоток»), газеты развлекательного типа со сканвордами, анекдотами, кроссвордами (см. Приложение 2, С. II- III). Такие результаты свидетельствуют о невзыскательности вкуса современного читателя периодических изданий в нашем поселке, о предпочтении развлекательного чтива.

    По результатам анкетирования в домашней библиотеке жителей нашего поселка в основном имеется до 100 книг (44% опрошенных). 21 % респондентов имеют дома 100 – 300 книг, почти каждый пятый (19% опрошенных) не имеет домашней библиотеки вообще. И лишь по 8 % опрошенных имеют дома 300 – 500 книг или свыше 500. В основном это люди с высшим образованием (см. Приложение 2, С. III).

    Результаты анкетирования частично дублируют данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (см. Приложение 1, С. I). Итак, анализ результатов проведенного анкетирования позволяет судить о том, что в нашем поселке наблюдаются схожие с общероссийскими тенденции в области чтения. А именно, снижение количества читающего населения, распространенность привычки чтения среди тех же категорий населения (женщин, людей в возрасте старше 25 лет, высокообразованных респондентов).

    Результаты проведенного анкетирования жителей поселка подтверждает интервьюирование учителей – филологов нашей школы (Приложение 7, С.V-VI), а также работников поселковой библиотеки (Приложение 8, C.VI). Целью интервью являлось выяснение отношения указанных специалистов к проблеме чтения и ее проявлениям в поселке Лахколампи. По мнению указанных специалистов, молодые люди в нашем поселке, как и во всей стране, стали читать значительно меньше, а интересы и предпочтения в области чтения достаточно невзыскательны, носят развлекательный характер.

    Заключение

    Итак, цель исследования, на мой взгляд, была достигнута. Мне удалось выявить уровень читательской активности и сферу читательских интересов жителей поселка Лахколампи.

    Гипотеза в основном нашла свое подтверждение. Большинство опрошенных жителей поселка читают лишь от случая к случаю, либо не читают вообще. В основном это подростки и люди со средним, средним специальным образованием. Основная часть респондентов называет в качестве предпочитаемых жанров сугубо развлекательные жанры.

    Итак, в нашем поселке состояние читательской активности схоже с общероссийской картиной. Дети, подростки, равно как и взрослое население, читают меньше, уровень читательской взыскательности снижается. Компетентные в этой области специалисты, филологи нашей школы, библиотекари отмечают снижение уровня грамотности подрастающего поколения. Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что было изучено состояние проблемы чтения в отдельном поселке. Результаты исследования могут быть использованы органами власти, структурами в сфере образования. В любом случае, нашей стране необходима обширная, комплексная, финансово обеспеченная система мер поддержки чтения, русского языка, современной художественной, научной и научно-популярной литературы. Эти меры должны закрепляться в специальных политических документах и программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, реализовываться государственными и негосударственными институтами.

    Работа может иметь перспективы. Возможно проведение повторного, более массового исследования с целью выявления динамики в уровне читательской активности и интересов жителей поселка, более полного и детального анализа проблемы.

    Список использованной литературы и источников

    1) Голощапова З.И. Читающий город – читающая Россия [электронный ресурс]// http://biblioteka- belogo.ru/node/116 (дата обращения 14.03.2013)

    2) Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.

    3) Ковалева Г.С. PISA – 2012: мы ждем перемен? [электронный ресурс]// http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.html (дата обращения 12.03.2013)

    4) Проблемы детского чтения [электронный ресурс]// http://www.rureferat.ru/articles/355 / (дата обращения 21.02.2013)

    5) Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [электронный ресурс]// http://www.centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm (дата обращения 17.02.2013)

    6) Социологический опрос.Читающая Россия[электронный ресурс]// http://slovari21.ru/poll/chitauschaya_rossiya (дата обращения 14.03.2013)

    7) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php ?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

    1Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [электронный ресурс]// http://www.centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm (дата обращения 17.02.2013)

    3 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php ?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

    1 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php ?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

    3 Голощапова З.И. Читающий город – читающая Россия [электронный ресурс]// http://biblioteka- belogo.ru/node/116 (дата обращения 14.03.2013)

    1 Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 80 с.

    Проблема чтения
    PPT / 7.65 Мб1 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php ?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *