Методы работы
Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации) 2. Психогимнастические игры 3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать) 4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности 5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки») 6. Задания с использованием терапевтических метафор 7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)
Причины типичных ошибок учащихся
№Характер ошибок Причины нарушений
1
Ученик списывает хорошо, но делает ошибки в самостоятельном написании и письме под диктовку:
Пропускает звуки Смешивает близкие фонемы Не выделяет отдельные звуки из стечения согласных
Нарушение анализа звукового потока
2
Ученик испытывает трудности при определении подлежащего написанию. ЗвукаСлова Ошибки в письме проявляются чаще всего под диктовку, но отсутствуют при написании по образцу
Нарушение возможности участия артикуляций в процессе звукового анализа речи. Опора на оральный образ
3
Ученик не может писать слова единой, плавно протекающей серией движенийНе знает как вести линии, составляющие букву Нарушение почерка
Нарушение зрительно-моторных координации и плавности движения
4
Ученик заменяет одну букву другой, сходной по написанию Опускает предлоги со словами
Оптическая дисграфия
5
Нарушает топологическую схему букв Нарушает пространственное расположение элементов букв Не в состоянии соотнести элементы, составляющие буквы, друг с другом
Нарушение зрительно-пространственного анализа и синтез
6
Пишет зеркально текст или отдельные буквы Пишет в обратном направлении (справа налево) Невозможность дифференциации геометрических фигур Испытывает трудности в ориентировке на тетрадном листеНе может расположить буквы, слова в правильном порядкеТрудности при соотнесении письменных и печатных букв Несогласование членов предложения в числе, роде и падеже. Ошибки в падежных окончаниях, неправильное употребление предлогов и слитное их написание
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; остаточность общего недоразвития речи (ОНР). Нарушение вербального конструктивного праксиса
7
Невозможность сложить буквы в слоги, словаТрудности при нахождении ударного слога Трудности словоизменения, ошибки в окончаниях, агграмматизмы Трудности в написании слов со стечением согласных Неправильное написание букв, близких по артикуляции, пропуски, замена. Искажение букв по артикуляционному сходствуСлитное написание слов
Фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушение акустического анализа речи) Нарушение артикуляционной моторики
8
Ученик самостоятельно не может исправить свои ошибки
Недостаточно развит произвольный контроль
2. Чтение:
1
Ученик читает отдельную фразу, но оказывается не в состоянии усвоить сколько-нибудь сложный текст Трудности в воспроизведении текста
Нарушение кратковременной памяти (КВП)
2
Ученик делает неправильное заключение о читаемом
Нарушение аналитико-синтетической функции
3
Ученик не может сосредоточиться на чтении
Нарушение функции произвольности внимания
4
Ученик не понимает сложных фраз, построенных по сложным грамматическим конструкциям (сложная система взаимоподчиненных компонентов)
Нарушение восприятия сложных грамматических конструкций
5
Ученик не понимает пословиц
Нарушение мышления (трудности формирования сложных вербальных систем)
6
Ученик неоднократно должен возвращаться к предыдущим предложениям текста, чтобы его понять
Нарушение отсроченного воспроизведения из кратковременной памяти
7
Ученик путает буквы по оптически близким текстам
Дислексия
8
Ученик читает с ненужными паузами
Расстройство речевого темпа
9
Ученик читает слова, придуманные им, которых не было в тексте
Нарушение фонематического восприятия речи
10
Ученик читает очень медленно
Нарушение речевого темпа — брадилалия
11
В чтении появляются часто повторения: отдельных звуков, слогов, слов
Логоневроз (заикание)
12
Ученик читает очень быстро
Нарушение речевого темпа — тахилалия
13
Ученик пропускает звуки при чтении
Нарушение произношения — дислалия
15
Трудности практического применения теоретических знаний (невозможность использования правил)
Нарушение функций программирования и контроля
3. Математика
1
В решении математических задач:
Ученик не ориентируется в условиях задач У него наблюдается недостаточность планомерности Не может найти общий план или стратегию решения задач Ученик неправильно повторяет условия задачи Он неправильно удерживает условия задачи и упрощает их Трудности в запоминании правил, табличного умножения и деления, удержания условий задачи. Нарушение слухоречевой памяти Нарушение планомерности Нарушение кратковременной памяти
2
Ученик не может решить задачу, которая требует промежуточных операций, не сформулированных в условии Он не может удержать значительное число элементов, входящих в состав условия задачи
Нарушение кратковременной памяти, функции отсроченного воспроизведения
3
Ученик не сличает полученные результаты с исходными условиями
Нарушение функции программирования и контроля
4
Ученик не способен упорядочить цифры по их значимости Ученик пишет зеркально цифры
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; наблюдается чаще всего у левшей. Нарушение вербального конструктивного праксиса
Основные принципы составления психокоррекционных программ
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
- Принцип единства коррекции и диагностики
- Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе.
- Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
- Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
- Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
- Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
- Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
- Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.
Разработка коррекционной программы: 1 этап: диагностический Сбор аналитических данных:
- Социальная ситуация развития
- Ведущая деятельность, психические новообразования
- Наличие объективной психотравмирующей ситуации
Углубленный анализ диагностических данных:
- Психологический диагноз
- Психологический прогноз
- Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности
Психологический диагноз – описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности Условно-вариативный прогноз: — Если неблагоприятные условия сохраняются — Если будут сняты — Если неблагоприятные условия усугубятся 2 этап: 1. Формулировка цели психокоррекционной программы:
- Позитивная формулировка
- Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
- Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности
Задачи программы: три вида – коррекционные, развивающие, профилактические (иногда одна задача может совмещать все задачи) 3. Структура коррекционной программы:
- Вид по времени реализации
- Временные рамки продолжительности занятий
- Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
- Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
- Форма (групповая/индивидуальная)
- Адресат
- Методы и основные приемы
- Оборудование необходимое для реализации программы
- Предполагаемые результаты
- Тематический план
Требования к программам:
- Актуальность — нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
- Целостность — описание в программе всех действий: от выдвижения целей до предполагаемого результата; целостность программы — это прежде всего, ее логичность
- Прогностичность — программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
- Реалистичность — это реальная возможность ее выполнения с учетом творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
- Оригинальность — наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач
Программа состоит:
- Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) — обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
- Цели и задачи: цель — это предполагаемый результат; задача — это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
- Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты: указываются ожидаемые, предполагаемые результаты выполнения программы
- непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
- либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
- неполная структура
- нарушение логики построения
- сложность изложения
- псевдонаучность: материал перегружен научными терминами
Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей: 1. Дошкольный возраст: (6-7 лет) Согласно Ж. Пиаже этот возрастной период характеризуется развитием наглядно-образного мышления и символической функции. Образ становится активно применяемым инструментом мышления и саморегуляции, наряду со схемой действия. Многие действия осуществляются теперь во внутреннем плане, что означает построение образов и представлений и манипулирование ими. Учитывая эту специфику, наиболее подходящими методами психокоррекции следует признать рисование, рассказ и проигрывание сказки, развивающие игры. С помощью этих методов осуществляется освоение как негативных, так и позитивных образов и, таким опосредованным способом, разрешение внутренних конфликтов и обучение контролю над своими эмоциональными состояниями. Разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью техник «Рисование каракулей» и «Свободный рисунок». Для гармонизации переживаний ребенка может применяться техника «Рисование Мандалы» — орнамент или фигуративная композиция внутри круга. С целью преобразования негативных эмоциональных переживаний можно использовать рисование одним определенным цветом. Младший школьный возраст:(7-10 лет) Основной особенностью младшего школьного возраста является интенсивное освоение речевого аппарата и языка. Школьное обучение стимулирует развитие навыков вербального общения и расширение словарного запаса. Одновременно формируется внутренняя (свернутая) речь, которая играет решающую роль в становлении системы произвольной саморегуляции и волевых процессов. Функция самоконтроля реализуется главным образом через внутреннюю речь. Учитывая это, психокоррекция ориентируется на воображение, опосредованное речью. Ребенок побуждается к развернутым высказываниям, подробным описаниям эмоциональных переживаний и рассказыванию историй. Особое значение в плане психокоррекции приобретают так называемые психотерапевтические и притчи метафоры, позволяющие донести основную информацию не рационально, но образным, символическим языком, как бы непосредственно обращаясь к бессознательному ребенка. Метафорический и образный материал для таких историй может быть заимствован из сказок или других культурных источников. Предпубертатный период:(11-12 лет) Главная задача в этом возрасте заключается в подготовке ребенка к предстоящим кризисам развития подросткового возраста. Поскольку проблема, с которой в скором будущем предстоит столкнуться ребенку, заключается в самоопределении, обретении собственного «Я», важно активизировать рефлексивные процессы и помочь ребенку разотождествиться с негативными болезненными представлениями о самом себе, которые могут стать источником эмоциональной нестабильности. Это достигается благодаря формированию более отчетливых представлений о самом себе в будущем. Ребенку предлагается создать как можно более яркие образы достижения и прочувствовать их изнутри, ответив на вопрос: «Каким я стану, когда справлюсь со своими проблемами?», или написать письмо самому себе в будущее. Важно подвести ребенка к пониманию: «Болезненные переживания способны укрепить меня, сделать меня более сильным и взрослым». Можно также поговорить с ребенком о тех личностях, которые стали для него кумирами, и попросить его выделить и описать те их черты, которые он хотел бы «взять себе». Особенности психокоррекционной работы с подростками и старшеклассниками: Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей, связанных с:
- Активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них теоретического, или словесно-логического мышления
- Снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников
- Ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств
- Расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения
- Интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий
- Необходимостью профессионального самоопределения учащихся
Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям:
- Развитие мышления и интеллектуальных способностей
- Развитие и коррекция эмоциональной сферы
- Развитие мотивации обучения
- Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия
- Снижение внутриличностных противоречий
- Оказание помощи в профессиональном самоопределении
Возрастная специфика групповых занятий
Выбор используемых методов определяет возраст учащихся. У детей младшего школьного возраста, в особенности первоклассников, акцент делается на игровых методах, не предполагающих обсуждения результатов. Начиная с 3-го класса можно предлагать ребятам обсуждать задания, сохраняя приоритет игровых методов. Игры, направленные на развитие произвольности и воображения используются только для младших школьников. При работе с подростками следует не только обсуждать результаты игровых заданий, но и использовать дискуссионные методы. В работе с подростками нужно использовать задания, которые позволят им как бы «смотреться в зеркало», то есть выслушивать мнения окружающих о каком-то аспекте своей личности, потому что им важно знать, как их воспринимают другие. Для учеников 7-8-х классов полезно включать задания, которые позволят мальчикам и девочкам в игровой форме прикасаться друг к другу. Важно, чтобы задания были актуальны и интересны детям, опирались на их жизненный опыт. Важно, чтобы выполнение заданий, требующих большого самораскрытия, было добровольным.
Возможные методы коррекции часто встречающихся нарушений
Типические варианты адаптационных нарушений 1. Общие и специфические трудности в познавательной деятельности и учении: Причины: Отсутствие содержательной учебной мотивации, интеллектуальная пассивность, пониженная обучаемость, отставание в темпе деятельности, высокая утомляемость, низкая работоспособность, ограниченный кругозор, несформированность психофизиологических и интеллектуальных предпосылок учебной деятельности Основные направления коррекционной работы:
- Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и психогигиенических условий для учебных занятий учащихся в школе и дома
- Контроль за режимом сна и питания
- Организация труда и отдыха
- Восполнение недостатков предыдущих этапов развития
- Учет особенностей ребенка в дозировании дидактического давления
- Формирование познавательных мотивов учения, основных структурных компонентов учебной деятельности, общеучебных и интеллектуально-перцептивных умений
- Формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления и развитие речи
Эффективные методы педагогической работы:
- Объективирование педагогом целей деятельности
- Обеспечение субъектной позиции школьников на этапе планирования деятельности, выбора ее средств, контроля за этапными и конечными результатами деятельности
- Взаимо- и самооценка результатов деятельности
- Систематические упражнения в деятельности анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей в процессе восприятия и переработки учебной информации, поступающей «зрительно» и «на слух».
Отклонения в поведении: Причины: Недостаточный уровень социальной зрелости ребенка. Неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельности как следствие психосоматической ослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, непрестижное положение среди одноклассников. Основные направления и способы коррекционной работы:
- Актуализация и всемерная поддержка в семье и школе желания ребенка «быть таким, как взрослый»,
- Ознакомление ребенка с социальной функцией школы как особого института, реализующего тенденции взрослости, с организацией школы, общим режимом ее работы, учебными предметами
- Акцентирование внимания на привлекательных сторонах позиции школьника
- Использование сюжетно-ролевых игр для формирования позиции школьника
- Создание эмоционально положительного микроклимата в классе
- Формирование конструктивных (на основе принятия и взаимной помощи друг другу) отношений ребенка со сверстниками в ситуации учебной и внеклассной работы
- Формирование способов произвольно-контекстного общения с учителем
- Обеспечение успешности учения
- Воспитание и культивирование уважения к себе, чувства собственного достоинства, положительной «Я-концепции»
- Использование возможностей игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности, занятий физической культурой для коррекции недостатков личностного развития
- Нормализация социальной ситуации развития ребенка, его положения в системе воспитательных отношений в школе и семье.
Коррекция агрессивности: Диагностические критерии агрессивности: (Если у ребенка в течение шести месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признака, то можно говорить об агрессивности данного ребенка) Таблица 13.
Младший школьный возрастСредний школьный и подростковый возрастЧасто (по сравнению с другими детьми) теряют контроль над собойЧасто спорят, ругаются с детьми и взрослымиНамеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослыхЧасто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибкахЧасть сердятся и прибегают к дракамУгрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)Инициируют дракиИспользуют в драке предметы, которые могут ранитьФизически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно)Воровство по отношению к человеку, который не нравиться Намеренная порча имуществашантаж, вымогательствоОтсутствие дома ночью без разрешения родителейПобег из дома (бродяжничество)Не ходят в школу (прогулы)
Характерологические особенности агрессивных детей
- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
- Сверчувствительность к негативному отношению к себе
- Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих
- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение
- Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении
- В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) склонны не брать на себя ответственность за свои поступки
- Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию
- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии
- Слабо развит контроль над своими эмоциями
- Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева
- Боятся непредсказуемости в поведении родителей
- Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание
- Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации)
- Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Методы и приемы снятия агрессии у школьников:
— дорисуй — доделай — придумай
- Гармонизация противоречивости личности: тренинг на узнавание различных эмоций, релаксационные техники на снятие эмоционального напряжения, формирование нравственных представлений через беседы. Чтение книг, реальные рассказы, проигрывание ситуаций и рисунки
- Коррекция зависимости от окружающих и снятие враждебности: обучение способам эффективного общения, эмоциональное осознание своих поступков и обучение самоконтролю через игровой тренинг, инсценировки, рисунки, фантазирование.
Методика (В. Оклендер) «Стадии отреагирования гнева»:
- Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане
- Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и теперь»
- Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует»
- Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаше всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время
Приемы: Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативной ситуации:
- Рисование, лепка
- «Письма гнева»
- Осознание гнева через сенсорные каналы (вкус, запах, цвет, и т.д.)
- Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (рецепт)
Обучение навыкам саморегуляции:
- Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз)Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать
- Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»
- Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз)
- Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать
- Закрепление этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации)
- Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания:
- Сесть поудобнее или лечь
- Сделать глубокий вдох (глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох. Дышать животом)
- На задержке дыхания сильно напрячь заданную группу мышц (руки, шея, живот, ноги, голова (лицо) и представить человека, на которого разозлился (или ситуацию)
- Выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка
- Сделать упражнение несколько раз (для каждой группы мышц)
Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации:
- Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуацииФормирование навыков конструктивного поведения
- Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуации
- Формирование навыков конструктивного поведения
«Ролевая игра»: составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых ему трудно сдержать свой гнев. Выбрать из перечня наименее конфликтную ситуацию. Обсудить с ребенком возможные варианты поведения в этой ситуации. Записать эти варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализировать и обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Записать напротив каждого варианта возможные последствия (дальнейшее развитие ситуации). Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации (выбирает сам ребенок). Закрепить позитивный вариант в ролевой игре. Применить этот вариант в реальной жизни (для этого предусмотреть поощрения, подключить педагогов и родителей). После отработки одной ситуации следует переходить к другой. Таблица 14.
«Ведение блокнотика самонаблюдения» Ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.
«Карта поведения»: (является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения) Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Для начала формулируются 1-2 цели, по ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются. Оговариваются конкретные реальные привилегии, которые хотел бы получить ребенок за определенное количество дней успеха, предусматриваются также призы и награды. «Карта поведения» заполняется по следующей схеме: Таблица 16.
В конце каждой недели ребенок вместе с психологом обсуждает результаты (что получилось, а что – нет, что было трудным и почему).
Формирование осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей:
- Работа с фотографиями
- Символическое изображение эмоций
- Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений
Развитие позитивной самооценки: «Копилка хороших поступков» Цель: научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения. Проводится в конце каждой недели. Детям предлагается мысленно вспомнить о всех хороших поступках за прошедшую неделю, затем на листе бумаги записать три наиболее значимых для них поступка, ниже похвалить себя за все три поступка (в одном предложении).
ΙΙΙ. Коррекционная работа с детьми с ММД Направления работы психолога: Начальная школа:
- Создавать благоприятную социально-педагогическую ситуацию, коррекция образа жизни ребенка
- Уделять больше внимания развитию интеллекта, кругозора, обходя дефектные функции
- Необходима разумная дозировка поощрений и требований
- Подбирать доступный объем материала
- Помогать переключаться с одного вида деятельности на другой
- Использование коротких, четко построенных фраз
- Не нагружать ребенка изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти и внимания
- При построении алгоритма занятия организовать многократное повторение с целью закрепления материала
- Умеренно использовать яркую эмоциональную информацию
- Способствовать личностному развитию ребенка
- Развивать рефлексию
- Осуществлять индивидуальную психокоррекционную работу, направленную на развитие:
- интернальности (готовности отвечать за события своей жизни)
- умения предусматривать последствия своих действий и поступков
- формирование адекватной самооценки
- коррекции традиционных механизмов защиты
Воровство у детей и подростков: Мотивы воровства школьников (выделяют 3 класса): 1 класс – «Сделать благо себе» Проявления:
- «импровизация» — импульсивное побуждение украсть, появляющееся в момент, когда имеет место одно из условий:
- ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание
- ребенок находится один на один с чужой вещью
- более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.
- побуждение отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.
2 класс – « Сделать посредством украденного приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение» Проявления:
- побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому человеку, с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с неосознанием того, что такое действие будет рассматриваться, как воровство, и может быть не одобрено окружающими людьми.
- побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.
3 класс – «За компанию» Проявления:
Причины: (основанием для появления мотивов являются, прежде всего, личностные факторы)
- Личностные позиции: «мне никогда не купят такую вещь», «я не имею права просить эту вещь»
- Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности)
- Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний.
- Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации
- Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций
- Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий
- Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения
Методы психологической работы:
- Установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка
- Выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении
- Устранение (по возможности) этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия.
- Установление запрета на воровство. Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранения его последствий
- Оказание психологической поддержки и помощи в преодолении фрустрирующих ситуаций, послуживших причиной воровства
- Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка
- Акимова М.К., Козлова В.Г. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие. — М.: «Академия», 2000.- 160с.
- Антипова И.Г. Воровство у детей и подростков // Журнал практического психолога. 1999.- № 9. — С. 29-36.
- Ануфриев А.Н., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1999. — 224с.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. — М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003.- 176с.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекции трудностей при обучении младших школьников русскому, чтению и математике. — М.: Ось-89, 2003. — 96с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000. — 192с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб.: Речь, 2004.- 248с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 160с.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практич. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2006. — 256с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М.: Генезис, 2001.- 280с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6). — М.: Генезис, 2006. — 268с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8).- М.: Генезис, 2007.- 277с.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.- М.: Генезис, 2007. — 208с.
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
Осипова Общая психокоррекция. — М. : ТЦ «Сфера», 2000)
(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)
- Владение конкретными методами и методиками коррекции.
- Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).
Принципы коррекционной работы
- Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
- Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
- Коррекция негативных форм поведения
- Регулирование ожиданий взрослых
- Изменение отношения взрослых к ребенку
- Преобладание методов поддержки и вознаграждения
- Двигательная коррекция
- Коррекция внимания и развитие умственных способностей
- Обучение социальным навыкам
- Обучение навыкам учения и самоорганизации
При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:
- Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
- Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития
Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий
При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы. Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями:
- Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил.
- По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
- Использование различных знаков, наклеек, поощряющих дисциплину и активную работу на занятии
- Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию со стороны педагогов, родителей, администрации.
Необходимо четко определять для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них. Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы, высказывания учащихся, краткую аннотацию занятий.
Уровень эмоциональной включенности детей в занятие Уровень открытости учащихся
Проблемы дисциплины при проведении групповых занятий
Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями. Проводить занятие в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил: вести тетради, записывать туда информацию, следовать общепринятым ритуалам начала урока. По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.
Схема анализа практического занятия
- Тема занятия и время проведения
- Состав участников занятия
- План занятия (проводимые упражнения)
Запланированное: Реально проведенное: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
- Наиболее удачные упражнения и психотехники
- Неудавшиеся упражнения и психотехники
- Интересный случай на занятии
- Особенности поведения участников
- Ошибки, которые следует учесть