Вопросы коммуникации, корреляции и развития решаются с помощью психокоррекционной программы

Методы работы

Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации) 2. Психогимнастические игры 3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать) 4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности 5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки») 6. Задания с использованием терапевтических метафор 7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)

Причины типичных ошибок учащихся

№Характер ошибок Причины нарушений

1
Ученик    списывает    хорошо,    но    делает    ошибки    в самостоятельном написании и письме под диктовку:
Пропускает звуки Смешивает близкие фонемы Не выделяет отдельные звуки из стечения согласных
Нарушение анализа звукового потока

2
Ученик     испытывает     трудности     при     определении подлежащего написанию. ЗвукаСлова Ошибки   в   письме   проявляются   чаще   всего   под диктовку, но отсутствуют при написании по образцу
Нарушение возможности участия артикуляций в процессе звукового анализа речи. Опора на оральный образ

3

Ученик   не   может   писать   слова   единой,   плавно протекающей серией движенийНе знает как вести линии, составляющие букву Нарушение почерка
Нарушение зрительно-моторных координации и плавности движения

4

Ученик   заменяет   одну  букву  другой,   сходной   по написанию Опускает предлоги со словами
Оптическая дисграфия

5

Нарушает топологическую схему букв Нарушает пространственное расположение элементов букв Не в состоянии соотнести элементы, составляющие буквы, друг с другом
Нарушение зрительно-пространственного анализа и синтез

6

Пишет зеркально текст или отдельные буквы Пишет в обратном направлении (справа налево) Невозможность     дифференциации     геометрических фигур Испытывает трудности в ориентировке на тетрадном листеНе может расположить буквы, слова в правильном порядкеТрудности при соотнесении письменных и печатных букв Несогласование членов предложения в числе, роде и падеже. Ошибки      в      падежных      окончаниях, неправильное употребление предлогов   и слитное их написание
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; остаточность общего недоразвития речи (ОНР). Нарушение вербального конструктивного праксиса

7

Невозможность сложить буквы в слоги, словаТрудности при нахождении ударного слога Трудности   словоизменения,   ошибки   в   окончаниях, агграмматизмы Трудности в написании слов со стечением согласных Неправильное      написание      букв,      близких      по артикуляции, пропуски, замена. Искажение букв по артикуляционному сходствуСлитное написание слов
Фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушение акустического анализа речи) Нарушение артикуляционной моторики

8
Ученик самостоятельно не может исправить свои ошибки
Недостаточно развит произвольный контроль

2. Чтение:

1

Ученик читает отдельную фразу, но оказывается не в состоянии усвоить сколько-нибудь сложный текст Трудности в воспроизведении текста
Нарушение    кратковременной    памяти (КВП)

2
Ученик делает неправильное заключение о читаемом
Нарушение        аналитико-синтетической функции

3
Ученик не может сосредоточиться на чтении
Нарушение    функции    произвольности внимания

4
Ученик не понимает сложных фраз, построенных по сложным    грамматическим    конструкциям    (сложная система взаимоподчиненных компонентов)
Нарушение        восприятия        сложных грамматических конструкций

5
Ученик не понимает пословиц
Нарушение       мышления       (трудности формирования     сложных     вербальных систем)

6
Ученик      неоднократно      должен      возвращаться      к предыдущим предложениям текста, чтобы его понять
Нарушение                            отсроченного воспроизведения    из    кратковременной памяти

7
Ученик путает буквы по оптически близким текстам
Дислексия

8
Ученик читает с ненужными паузами
Расстройство речевого темпа

9
Ученик читает слова, придуманные им, которых не было в тексте
Нарушение фонематического восприятия речи

10
Ученик читает очень медленно
Нарушение речевого темпа — брадилалия

11
В   чтении   появляются   часто   повторения:   отдельных звуков, слогов, слов
Логоневроз (заикание)

12
Ученик читает очень быстро
Нарушение речевого темпа — тахилалия

13
Ученик пропускает звуки при чтении
Нарушение произношения — дислалия

15
Трудности   практического   применения   теоретических знаний (невозможность использования правил)
Нарушение функций программирования и контроля

3. Математика

1
В решении математических задач:
Ученик не ориентируется в условиях задач У него наблюдается недостаточность планомерности Не может найти общий план или стратегию решения задач Ученик неправильно повторяет условия задачи Он неправильно удерживает условия задачи и упрощает их Трудности в запоминании правил, табличного умножения и деления, удержания условий задачи. Нарушение слухоречевой памяти Нарушение планомерности Нарушение кратковременной памяти

2
Ученик     не     может     решить     задачу,     которая     требует промежуточных операций, не сформулированных в условии Он   не   может   удержать   значительное   число   элементов, входящих в состав условия задачи
Нарушение        кратковременной       памяти, функции отсроченного воспроизведения

3
Ученик  не  сличает  полученные  результаты  с  исходными условиями
Нарушение   функции   программирования   и контроля

4
Ученик не способен упорядочить цифры по их значимости Ученик пишет зеркально цифры
Нарушение пространственного восприятия и пространственных                    представлений; наблюдается      чаще      всего     у     левшей. Нарушение   вербального     конструктивного праксиса

Основные принципы составления психокоррекционных программ

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
  • Принцип единства коррекции и диагностики
  • Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента  к участию в коррекционной программе.
  • Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
  • Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
  • Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
  • Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
  • Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
  • Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.

Разработка коррекционной программы: 1 этап: диагностический Сбор аналитических данных:

  • Социальная ситуация развития
  • Ведущая деятельность, психические новообразования
  • Наличие объективной психотравмирующей ситуации

Углубленный анализ диагностических данных:

  • Психологический диагноз
  • Психологический прогноз
  • Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности

Психологический диагноз – описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности Условно-вариативный прогноз: — Если неблагоприятные условия сохраняются — Если будут сняты — Если неблагоприятные условия усугубятся 2 этап: 1. Формулировка цели психокоррекционной программы:

  • Позитивная формулировка
  • Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
  • Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности

Задачи программы: три вида – коррекционные, развивающие, профилактические (иногда одна задача может совмещать все задачи) 3. Структура коррекционной программы:

  • Вид по времени реализации
  • Временные рамки продолжительности занятий
  • Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
  • Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
  • Форма (групповая/индивидуальная)
  • Адресат
  • Методы и основные приемы
  • Оборудование необходимое для реализации программы
  • Предполагаемые результаты
  • Тематический план

Требования к программам:

  • Актуальность — нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
  • Целостность   —   описание   в   программе   всех   действий:   от   выдвижения   целей      до предполагаемого результата; целостность программы — это прежде всего, ее логичность
  • Прогностичность — программа должна отражать   (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
  • Реалистичность   —   это   реальная   возможность   ее   выполнения   с   учетом   творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
  • Оригинальность — наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач

Программа состоит:

  • Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) — обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
  • Цели и задачи: цель — это предполагаемый результат; задача — это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
  • Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты:   указываются   ожидаемые,   предполагаемые   результаты   выполнения программы
  • непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
  • либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
  • неполная структура
  • нарушение логики построения
  • сложность изложения
  • псевдонаучность: материал перегружен научными терминами

Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей: 1. Дошкольный возраст: (6-7 лет) Согласно Ж. Пиаже этот возрастной период характеризуется развитием наглядно-образного мышления и символической функции. Образ становится активно применяемым инструментом мышления и саморегуляции, наряду со схемой действия. Многие действия осуществляются теперь во внутреннем плане, что означает построение образов и представлений и манипулирование ими. Учитывая эту специфику, наиболее подходящими методами психокоррекции следует признать рисование, рассказ и проигрывание сказки, развивающие игры. С помощью этих методов осуществляется освоение как негативных, так и позитивных образов и, таким опосредованным способом, разрешение внутренних конфликтов и обучение контролю над своими эмоциональными состояниями. Разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью техник «Рисование каракулей» и «Свободный рисунок». Для гармонизации переживаний ребенка может применяться техника «Рисование Мандалы» — орнамент или фигуративная композиция внутри круга. С целью преобразования негативных эмоциональных переживаний можно использовать рисование одним определенным цветом. Младший школьный возраст:(7-10 лет) Основной особенностью младшего школьного возраста является интенсивное освоение речевого аппарата и языка. Школьное обучение стимулирует развитие навыков вербального общения и расширение словарного запаса. Одновременно формируется внутренняя (свернутая) речь, которая играет решающую роль в становлении системы произвольной саморегуляции и волевых процессов. Функция самоконтроля реализуется главным образом через внутреннюю речь. Учитывая это, психокоррекция ориентируется на воображение, опосредованное речью. Ребенок побуждается к развернутым высказываниям, подробным описаниям эмоциональных переживаний и рассказыванию историй. Особое значение в плане психокоррекции приобретают так называемые психотерапевтические и притчи метафоры, позволяющие донести основную информацию не рационально, но образным, символическим языком, как бы непосредственно обращаясь к бессознательному ребенка. Метафорический и образный материал для таких историй может быть заимствован из сказок или других культурных источников. Предпубертатный период:(11-12 лет) Главная задача в этом возрасте заключается в подготовке ребенка к предстоящим кризисам развития подросткового возраста. Поскольку проблема, с которой в скором будущем предстоит столкнуться ребенку, заключается в самоопределении, обретении собственного «Я», важно активизировать рефлексивные процессы и помочь ребенку разотождествиться с негативными болезненными представлениями о самом себе, которые могут стать источником эмоциональной нестабильности. Это достигается благодаря формированию более отчетливых представлений о самом себе в будущем. Ребенку предлагается создать как можно более яркие образы достижения и прочувствовать их изнутри, ответив на вопрос: «Каким я стану, когда справлюсь со своими проблемами?», или написать письмо самому себе в будущее. Важно подвести ребенка к пониманию: «Болезненные переживания способны укрепить меня, сделать меня более сильным и взрослым». Можно также поговорить с ребенком о тех личностях, которые стали для него кумирами, и попросить его выделить и описать те их черты, которые он хотел бы «взять себе». Особенности психокоррекционной работы с подростками и старшеклассниками: Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей, связанных с:

  • Активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них теоретического, или словесно-логического мышления
  • Снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников
  • Ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств
  • Расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения
  • Интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий
  • Необходимостью профессионального самоопределения учащихся

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям:

  • Развитие мышления и интеллектуальных способностей
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы
  • Развитие мотивации обучения
  • Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия
  • Снижение внутриличностных противоречий
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении

Возрастная специфика групповых занятий

Выбор используемых  методов определяет возраст учащихся. У детей младшего школьного возраста, в особенности первоклассников, акцент делается на игровых методах, не предполагающих  обсуждения результатов. Начиная с 3-го класса можно предлагать ребятам обсуждать задания, сохраняя приоритет игровых методов. Игры, направленные на развитие произвольности  и воображения используются только для младших школьников. При работе с подростками следует не только обсуждать результаты игровых заданий, но и использовать дискуссионные методы. В работе с подростками нужно использовать задания, которые позволят им как бы «смотреться в зеркало», то есть выслушивать мнения окружающих о каком-то аспекте своей личности, потому что им важно знать, как их воспринимают другие. Для учеников 7-8-х классов полезно включать задания, которые позволят мальчикам и девочкам в игровой форме прикасаться друг к другу. Важно, чтобы задания были актуальны и интересны детям, опирались на их жизненный опыт. Важно, чтобы выполнение заданий, требующих большого самораскрытия, было добровольным.

Возможные методы коррекции часто встречающихся нарушений

Типические варианты адаптационных нарушений 1. Общие и специфические трудности в познавательной деятельности и учении: Причины:    Отсутствие    содержательной    учебной    мотивации,    интеллектуальная    пассивность, пониженная   обучаемость,   отставание   в   темпе   деятельности,   высокая   утомляемость,   низкая работоспособность,    ограниченный    кругозор,    несформированность    психофизиологических    и интеллектуальных предпосылок учебной деятельности Основные направления коррекционной работы:

  • Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и психогигиенических условий для учебных занятий учащихся в школе и дома
  • Контроль за режимом сна и питания
  • Организация труда и отдыха
  • Восполнение недостатков предыдущих этапов развития
  • Учет особенностей ребенка в дозировании дидактического давления
  • Формирование познавательных мотивов учения, основных структурных компонентов учебной деятельности, общеучебных и интеллектуально-перцептивных умений
  • Формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления и развитие речи

Эффективные методы педагогической работы:

  • Объективирование педагогом целей деятельности
  • Обеспечение субъектной позиции школьников на этапе планирования деятельности, выбора ее средств, контроля за этапными и конечными результатами деятельности
  • Взаимо- и самооценка результатов деятельности
  • Систематические упражнения в деятельности анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей в процессе восприятия и переработки учебной информации, поступающей «зрительно» и «на слух».

Отклонения в поведении: Причины: Недостаточный уровень социальной зрелости ребенка. Неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельности как следствие психосоматической ослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, непрестижное положение среди одноклассников. Основные направления и способы коррекционной работы:

  • Актуализация и всемерная поддержка в семье и школе желания ребенка «быть таким,   как  взрослый»,
  • Ознакомление ребенка с социальной функцией школы как особого института, реализующего      тенденции   взрослости,   с   организацией   школы,   общим   режимом   ее   работы, учебными     предметами
  • Акцентирование внимания на привлекательных сторонах позиции школьника
  • Использование    сюжетно-ролевых игр для формирования позиции школьника
  • Создание эмоционально положительного микроклимата в классе
  • Формирование  конструктивных  (на основе  принятия  и  взаимной  помощи  друг другу) отношений ребенка со сверстниками в ситуации учебной и внеклассной работы
  • Формирование способов произвольно-контекстного общения с учителем
  • Обеспечение успешности учения
  • Воспитание   и   культивирование   уважения   к   себе,   чувства   собственного   достоинства, положительной «Я-концепции»
  • Использование возможностей игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности, занятий физической культурой для коррекции недостатков личностного развития
  • Нормализация    социальной    ситуации    развития    ребенка,    его    положения    в    системе воспитательных отношений в школе и семье.

Коррекция агрессивности: Диагностические критерии агрессивности: (Если у ребенка в течение шести месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признака, то можно говорить об агрессивности данного ребенка) Таблица 13.

Младший школьный возрастСредний школьный и подростковый возрастЧасто (по сравнению с другими детьми) теряют контроль над собойЧасто спорят, ругаются с детьми и взрослымиНамеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослыхЧасто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибкахЧасть сердятся и прибегают к дракамУгрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)Инициируют дракиИспользуют в драке предметы, которые могут ранитьФизически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно)Воровство по отношению к человеку, который не нравиться Намеренная порча имуществашантаж, вымогательствоОтсутствие дома ночью без разрешения родителейПобег из дома (бродяжничество)Не ходят в школу (прогулы)

Характерологические особенности агрессивных детей

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверчувствительность к негативному отношению к себе
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении
  • В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) склонны не брать на себя ответственность за свои поступки
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии
  • Слабо развит контроль над своими эмоциями
  • Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей
  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации)
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Методы и приемы снятия агрессии у школьников:

— дорисуй — доделай — придумай

  • Гармонизация противоречивости личности: тренинг на узнавание различных эмоций, релаксационные техники на снятие эмоционального напряжения, формирование нравственных представлений через беседы. Чтение книг, реальные рассказы, проигрывание ситуаций и рисунки
  • Коррекция зависимости от окружающих и снятие враждебности: обучение способам эффективного общения, эмоциональное осознание своих поступков и обучение самоконтролю через игровой тренинг, инсценировки, рисунки, фантазирование.

Методика (В. Оклендер) «Стадии отреагирования гнева»:

  • Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане
  • Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо  «здесь и теперь»
  • Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует»
  • Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаше всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время

Приемы: Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативной ситуации:

  • Рисование, лепка
  • «Письма гнева»
  • Осознание гнева через сенсорные каналы (вкус, запах, цвет, и т.д.)
  • Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (рецепт)

Обучение навыкам саморегуляции:

  • Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз)Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать
  • Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»
  • Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз)
  • Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать
  • Закрепление этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации)
  • Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания:
  • Сесть поудобнее или лечь
  • Сделать глубокий вдох (глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох. Дышать животом)
  • На задержке дыхания сильно напрячь заданную группу мышц (руки, шея, живот,  ноги, голова (лицо) и представить человека, на которого разозлился (или ситуацию)
  • Выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка
  • Сделать упражнение несколько раз (для каждой группы мышц)

Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации:

  • Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуацииФормирование навыков конструктивного поведения
  • Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуации
  • Формирование навыков конструктивного поведения

«Ролевая игра»: составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых ему трудно сдержать свой гнев. Выбрать из перечня наименее конфликтную ситуацию. Обсудить с ребенком возможные варианты поведения в этой ситуации. Записать эти варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализировать и обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Записать напротив каждого варианта возможные последствия (дальнейшее развитие ситуации). Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации (выбирает сам ребенок). Закрепить позитивный вариант в ролевой игре. Применить этот вариант в реальной жизни (для этого предусмотреть поощрения, подключить педагогов и родителей). После отработки одной ситуации следует переходить к другой. Таблица 14.

«Ведение блокнотика самонаблюдения» Ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.

«Карта поведения»:  (является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения) Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Для начала формулируются 1-2 цели, по ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются. Оговариваются конкретные реальные привилегии, которые хотел бы получить ребенок за определенное количество дней успеха, предусматриваются также призы и награды. «Карта поведения» заполняется по следующей схеме: Таблица 16.

В конце каждой недели ребенок вместе с психологом обсуждает результаты (что получилось, а что – нет, что было трудным  и почему).

Формирование осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей:

  • Работа с фотографиями
  • Символическое изображение эмоций
  • Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений

Развитие позитивной самооценки: «Копилка хороших поступков» Цель: научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения. Проводится в конце каждой недели. Детям предлагается мысленно вспомнить о всех хороших поступках за прошедшую неделю, затем на листе бумаги записать три наиболее значимых для них поступка, ниже  похвалить себя  за все три поступка (в одном предложении).

ΙΙΙ. Коррекционная работа с детьми с ММД Направления работы психолога: Начальная школа:

  • Создавать благоприятную социально-педагогическую ситуацию, коррекция образа жизни ребенка
  • Уделять больше внимания развитию интеллекта, кругозора, обходя дефектные функции
  • Необходима разумная дозировка поощрений и требований
  • Подбирать доступный объем материала
  • Помогать переключаться с одного вида деятельности на другой
  • Использование коротких, четко построенных фраз
  • Не нагружать ребенка изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти и внимания
  • При построении алгоритма занятия организовать многократное повторение с целью закрепления материала
  • Умеренно использовать яркую эмоциональную информацию
  • Способствовать личностному развитию ребенка
  • Развивать рефлексию
  • Осуществлять индивидуальную психокоррекционную работу, направленную на развитие:
  • интернальности (готовности отвечать за события своей жизни)
  • умения предусматривать последствия своих действий и поступков
  • формирование адекватной самооценки
  • коррекции традиционных механизмов защиты

Воровство у детей и подростков: Мотивы воровства школьников (выделяют 3 класса): 1 класс – «Сделать благо себе» Проявления:

  • «импровизация» — импульсивное побуждение украсть, появляющееся в момент, когда имеет место одно из условий:
  • ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание
  • ребенок находится один на один с чужой вещью
  • более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.
  • побуждение  отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.

2 класс – « Сделать посредством украденного приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение» Проявления:

  • побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому человеку, с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с неосознанием того, что такое действие будет рассматриваться, как воровство,  и может быть не одобрено окружающими людьми.
  • побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.

3 класс – «За компанию» Проявления:

Причины: (основанием для появления мотивов являются, прежде всего,  личностные факторы)

  • Личностные позиции: «мне никогда не купят такую вещь», «я не имею права просить эту вещь»
  • Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности)
  • Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний.
  • Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации
  • Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций
  • Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий
  • Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения

Методы психологической работы:

  • Установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка
  • Выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении
  • Устранение (по возможности) этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия.
  • Установление запрета на воровство. Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранения его последствий
  • Оказание психологической поддержки и помощи в преодолении фрустрирующих ситуаций, послуживших причиной воровства
  • Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка
  • Акимова М.К., Козлова В.Г. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие. — М.: «Академия», 2000.- 160с.
  • Антипова И.Г. Воровство у детей и подростков // Журнал практического психолога. 1999.-  № 9. — С. 29-36.
  • Ануфриев А.Н., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1999. — 224с.
  • Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. — М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003.- 176с.
  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекции трудностей при обучении младших школьников русскому, чтению и математике. — М.: Ось-89, 2003. — 96с.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-  М.: Генезис, 2000. — 192с.
  • Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. — СПб.: Речь, 2004.- 248с.
  • Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 160с.
  • Слободяник Н.П.  Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практич. пособие.-  М.: Айрис-пресс, 2006. —  256с.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М.: Генезис, 2001.-  280с.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6). — М.: Генезис, 2006. — 268с.
  • Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8).-  М.: Генезис, 2007.-  277с.
  • Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.- М.: Генезис, 2007. — 208с.

Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

Осипова Общая психокоррекция. —  М. : ТЦ «Сфера», 2000)

(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)

  • Владение конкретными методами и методиками коррекции.
  • Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).

Принципы коррекционной работы

  • Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
  • Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
  • Коррекция негативных форм поведения
  • Регулирование ожиданий взрослых
  • Изменение отношения взрослых к ребенку
  • Преобладание методов поддержки и вознаграждения
  • Двигательная коррекция
  • Коррекция внимания и развитие умственных способностей
  • Обучение социальным навыкам
  • Обучение навыкам учения и самоорганизации

При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:

  • Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
  • Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития

Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий

При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог  проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы. Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения  ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя  основными путями:

  • Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым     дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им  о необходимости  соблюдения норм и правил.
  • По возможности,  «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
  • Использование различных знаков, наклеек, поощряющих  дисциплину и активную работу  на занятии
  • Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию  со стороны педагогов, родителей, администрации.

Необходимо четко определять  для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них. Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям  не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы,  высказывания учащихся,  краткую аннотацию занятий.

Уровень эмоциональной включенности  детей в занятие Уровень открытости учащихся

Проблемы дисциплины при проведении групповых занятий

Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями. Проводить занятие в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил: вести тетради, записывать туда информацию, следовать общепринятым ритуалам начала урока. По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.

Схема анализа практического занятия

  • Тема занятия и время проведения
  • Состав участников занятия
  • План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:                                                                     Реально проведенное: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

  • Наиболее удачные упражнения и психотехники
  • Неудавшиеся упражнения и психотехники
  • Интересный случай на занятии
  • Особенности поведения участников
  • Ошибки, которые следует учесть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *