ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И УНИКАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Статья посвящена проблеме реализации государственной политики в сфере образования. В статье рассмотрена деятельность органов власти в системе образования. Так же рассматриваются возможные действия. Работа проведена с ссылкой на федеральный закон «Об образовании»

Ключевые слова: система образования, государственная политика РФ в области образования, образование, высшее образование, инновации в образовании.

Образование как ветвь государственной политики

1 Принципы образовательной государственной политики

2 Механизм образования государственной политики и ее осуществление

3 Особенности государственной политики в образовательной сфере

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1 Основные задачи и направленность современной образовательной государственной политики18

2Характеристика органовисполняющих политику в области образования

3Проблемы современной государственной политики в сфере образования

За длительный период времени в России был накоплен большой опыт в сфере образования, так же разрабатываются и улучшаются образовательные программы для детей с разным уровнем развития, работа с трудными подростками, организация досуга, помощь, развитие научного потенциала страны, занятость в период каникул и другие развития образовательного процесса. Государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, нацеленный на решение важных, влияющих на уровень образования граждан проблем,имеет такие элементы как: определение целей и приоритетов развития образования в обществе; разработку и планирование политической стратегии в области образования; анализ и оценку затрат по альтернативным образовательным программам; обсуждение и консультирование; выбор и принятие государственных решений; мониторинг и оценка выполненияреализации данных проектов в сфере образования и т.

Актуальность: работы в том, что государственная политика в сфере образования одна из самых важный путей развития страны. Рассмотрение минусов и плюсов необходимо для будущего использования в построении направления развития страны. Однако даже при имеющемся опыте России существует остраянехватка специалистов в сфере образования , которыемогут видеть проблемы в системе и помогать государству с их решением. На решение главныхпроблем в области образования нацеленаполитика РФ в области образования.

Объект, предмет работы

Объект – государственная политика РФ в области образования.

Нормативно-правовая база, улучшение и выполнение, программ изменения системы образования, вопросы денежного обеспечениястали предметом исследования

Целью: работы является анализ стратегии государственной политики в сфере образования и отбор путей её изменения к лучшему.

Разработанность темы: государственная политика в сфере образования должна находить точки соприкосновения интересов, пути развития образовательной системы, а та же пути преодоления проблем для стабильности образовательной системы страны. На сегодняшний день российское общество социальное общество строит новую структуру, общество уже остаточно давно не однородно и все больше поляризуется. У всех социальных групп свои определенные интересы, которые не всегда совпадают с интересами общества. Этот факт усложняет для государства проведение изменений в образовании.

Теоретической и методологической основой этого исследования является современное законодательство РФ в области образования.

Практическая значимость исследования в том, что выполненная работа должна обеднить отличающиеся взгляды на сущность образовательной политики в РФ, ее цели и задачи, на роль в жизни общества.

– найти основные проблемы образования в России, возможные пути их решения;

– составить на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также главные цели и направления развития системы образования;

– рассмотреть мероприятия, входящие в программу изменения системы образования;

1

Проблемы реализации основной образовательной программы З. Кокарева

2

Изучение модуля 1 Возможен просмотр материалов виртуального методического кабинета ФГОС НОО Возможна самопроверка знаний особенностей ФГОС НОО на основе теста для педагогов, размещенного в п. меню « Тесты и материалы » ВМК ФГОС НОО

3

Модуль « технология введения и реализации ФГОС НОО » Изучение требований, внесение изменений Приказ Министерства образования и науки 2357 от О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный года 373

4

Три раздела программы Целевой : пояснительная записка планируемые результаты система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Содержательный : программа формирования УУД ; программы учебных предметов ; программа духовно — нравственного развития, воспитания ; — программа экологического воспитания и формирования здорового и безопасного образа жизни ; — программа коррекционной работы ; Организационный : учебный план начального общего образования ; план внеурочной деятельности ; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

5

Общие проблемы ООП НОО Нет конкретики Нет ссылок на документы Нет изменений с 2011 или с 2012 года Нет ссылок на локальные акты

6

Проблемы реализация системы оценки достижения планируемых результатов : Неразработанность в образовательном учреждении локального акта – положения о системе оценок, форм и методов оценки Недостаточный уровень владения учителем новыми методами и формами оценки Отсутствие банка КИМов

7

Проблемы р еализаци и программы формирования УУД Недочеты учебно — тематического планирования Мало кружков и студий внеурочной деятельности, посвященных проектной, исследовательской деятельности Неразработанность программы преемственности УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию и основному

8

Рабочие программы часть ООП Должны содержать : пояснительную записку общую характеристику учебного предмета описание ценностных ориентиров место предмета в учебном плане содержание учебного предмета результаты освоения учебного предмета тематическое планирование описание материально — технического обеспечения

9

Проблемы реализации программы коррекционной работы Отсутствие школьной психологической службы Слабость диагностической компетенции учителя Отсутствие карты медико — психолого — педагогического сопровождения ребенка Неразработанность индивидуальных маршрутов

10

Реализация программы духовно — нравственного воспитания осуществляется на основе программы воспитательной работы, разработанной с учетом региональных рекомендаций ( использование курса « Истоки ») внеурочной деятельности по пяти направлениям отслеживания результатов в соответствии с тремя уровнями воспитания

11

Структура программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель задачи деятельности Направления деятельности Модели организации работы, виды деятельности, формы деятельности Критерии оценки результатов и методы оценки

12

Проблемы разработки учебного плана Соотношение инвариатной части и части, формируемой участниками образовательного процесса 80% и 20% Разработка учебного плана для классов СКК 1-8 вида Предоставление права выбора предметов вариативной части плана

13

Разработка плана внеурочной деятельности Количество часов на внеурочную деятельность Предоставление права выбора направлений деятельности Включение всех обучающихся во внеурочную деятельность Взаимодействие с УДО, культуры и спорта

14

Создание условий для реализации ООП Кадровые, материально — технические, финансовые, психолого — педагогические, информационные Проблема – в выполнении всего комплекса условий

15

Замечания при проверках условий реализации ФГОС НОО Сайты созданы во всех проверенных школах, но не во всех проверенных ДОУ Наиболее часто встречающееся нарушение – сайт есть, но отсутствует часть информации.

16

Замечания при проверках Время занятия в расписании не соответствует нормам, предусмотренным в уставе ( в расписании – 40 мин, в уставе – 45). Даты проведения занятий в расписании не соответствуют указанным в классных журналах. Нет расписания уроков, внеурочной деятельности, кружков ( реализуемых и в рамках ОП и вне рамок ОП ). В расписании не указано место ведения деятельности. Не разработан годовой календарный график ( или не утвержден органом м / самоуправления ) Удаление обучающихся с уроков. Опоздание педагогов на уроки. В 1 классе задаются ДЗ, уставом и ЛА предусмотрены ДЗ со 2 класса.

17

Замечания при проверках ОУ не определен список учебников. Нет библиотеки ( библиотека не функционирует ). В библиотеке нет выхода в Интернет. Отсутствуют справочно — периодические издания, наличие которых предусмотрено ФГОС. Отсутствуют учебники по отдельным предметам ( что не позволяет использовать их на уроках или при организации инд обучения ). Не хватает учебников для выполнения учащимися ДЗ

18

Замечания при проверках Не регламентировано проведение мониторинга качества образования. Мониторинг качества образования не проводится.

1Принципы образовательной государственной политики

Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

Система образования составляется государством. Так же государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее работы и направления развития.

Главную роль в области образования имеют принципы государственной политики. Конкретно она упорядочивает работу всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы составляютсяс учетом принципов.

1)единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

2)светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

3)Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

4)Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

5)Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4) «Об образовании». Федеральный Закон от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996.

6)Иметь светский (т. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

7)Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).

8)Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений

9)толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения

10) общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

Образование представляет собой одно из средств решения главных проблем не только общества, но и конкретных людей. Как и в других странах, в России цель системы образования зависит от социально-экономического и политического строя, а также от культурно-исторических и национальных особенностей. Нужды и требования общества к образованию формируется системой принципов образовательной политики. Целью является формирования для граждан комфортных условий по исполнению прав на образование, в соответствии с требованиями экономики и общества.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует:

1) право каждого жителя РФ на образование;

Читать также:  Реализация программы дошкольного развития и образовательной программы

2) общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях;

1)Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г

3) право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии;

4) обязательность основного общего образования; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают его получение детьми;

5) установление Российской Федерацией федеральных государственных стандартов, поддержку основных форм образования и самообразования

Главныйсубъект социальной политики, государство, исполняетзаписанные в Конституции РФ социальные гарантии через следующие функции:

1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;

2) обеспечение политической устойчивости власти;

3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;

4) разработка целостной концепции, включающей в свою структуру ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (имеются в виду нормы, принципы, ресурсы, методы, координация, контроль, прогноз);

5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность иных субъектов социальной политики.

И все это невозможно осуществить без учета основополагающих ориентиров и принципов.

Основным моментом в условиях демократического общества является принцип гуманистического характера образования. Следовательно, каждый ребенок это личность не зависимо от его социального статуса и уровнем развития и т. Из этого вывода ребёнка необходимо признавать субъектом права. Эти принципы должны корректироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Благодаря тому, что некоторые педагоги признают ребенка личностью они идеально входили в новые образовательные процессы, нацеленные, прежде всего, на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной жизни, использования знаний на практике, на умении строить удачный собственный путь развития личности.

В общем, в современном обществе все более наиболее явными становятся изменения в ценностях и приоритетах людей. В основных критериях оценки форсированности общества главное место занимает образование. Выделяется принципиальная оценка главного критерия образовательных реформ: новая модель образования должна иметь механизмы динамичного саморазвития.

На данный моментРоссии необходимы люди, способные принимать нестандартные решения, восприимчивые к нововведениям, умеющие творчески мыслить. К несчастью,традиционная школа еще приемлет нетворческий подход к усвоению знаний, нежели современные методы с творческими элементами. Целью средней школы является дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, что ускоряет усвоение материала. Поэтому, преподаватель должен уметь организовывать деятельность своих подопечных к лучшему усвоению материала,которая смогла бы заинтересовать школьника к креативному решению заданий (развитию творческих способностей).

Главная цель образования в наши дни – создание адаптивной окружающей среды. Освоение исключительно академических знанийвсе менее и менее важный показатель качества образования.

Новая система образования нацелена на вхождение в мировое образовательное пространство. Преимущественной тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений – слияние национальных систем образования. На сегодняшний день Россия яро принимает участие во множестве международных проектов, в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно попадают в нашу страну. Культурные изменения общества выявляются как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популярности английского языка убирают ограничения в культурном пространстве. Одновременно создаются пути сохранения культурной самобытности. Объединение этих разных направленностей является условием стабильности развития сферы образования.

Решительные изменения в российской системе образования влияют на все ее составляющие. Например, появление единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, который дает возможность выбирать любой вуз, в случае если у абитуриента есть необходимый набор предметов и нужное количество баллов. Это отвечает тенденции сближения с мировой системой образования.

Государство следит, чтобы денежное обеспечение сферы образования было контролируемым, а плата за обучение учащихся осуществлялась из бюджета индивидуально для каждого. Привлечение денежных средств в сферу образования имеет статус государственной политики.

В выполнении прав граждан на бесплатное общее образование, в основном, выражаются государственные социальные гарантии обучающимся.

В общем, имеется конкретная связь образования с политикой. Работа образовательных учреждений зависит от нее. Основы государственной политики в сфере образования исходят не только из конституционных норм, являющихся базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для выполнения в отдельных учебных заведениях.

2Механизм образования государственной политики и ее осуществление.

Понятие государственной политики

Прежде чем показать непосредственно определение государственной политики и просмотрев ее черты, частичнорассмотрим, с чем же связано появление политики как общественного явления, и государства как частного политического института.

Как и все сформировавшиеся условия жизни человека , политика стала ответом на поменявшиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности. Изменения показали, что по мере развития общества прежние механизмы его самоорганизации: обычаи, традиции, религия и т. прекратили исполнять функцию уравнивания интересов и целей, удовлетворения желаний людей. Причинами усложнения общества стало увеличение деления населения, в итоге, появились групповые конфликты, из-за чего возник вопрос о самом исчезновении общества. Политика появилась для формирования и удовлетворения групповых интересов, разрешение которых требовало привлечения государственных сил как общественного института, обладающего возможностями на легальное применение силы. Значит, политика – это стихийное сочетание целенаправленных действий групп по поводу завоевания, распределения власти с целью удовлетворения своих интересов.

Государство представляет собой институт, который возник в связи с необходимостью организации совместной жизни граждан, на какой либо территории. В обязанностях государства присутствуют обще социальные мотивы, в которых входит: интеграция и организация общества в целом, и групповые мотивы связаны с интересами государственной власти, политических элит и социально доминирующих групп общества, которые обладают реальными привилегиями в использовании его ресурсов.

Поэтому, государственную политику можно описать как целеустремленную деятельностьпо решению проблем общества, получению и осуществлению значимых целей развития общества или его конкретных частей, выражающей главенствующие приоритеты и ценности для применения власти. Государственная политика средство, позволяющее государству достигать целей в определенных областях, используя различные методы воздействия (правовые, экономические, административные), базирующийся на ресурсах, имеющиеся в распоряжении государства.

Следуя из определения, возможно выделить ряд характеристик, типичных государственной политике. Государственная политика – это:

1) Целеустремленная деятельность государственных институтов по решению общественных проблем на основе озвучивании интересов и нужд разных социальных групп и слоев населения;

2) Комплекс действий и мероприятий с целью мобилизации общественных и государственных ресурсов;

3) Базируется на законе и должна подчиняться правовым, моральным и историческим основам жизнедеятельности российского общества;

4) Результаты государственной политики влияют на различные области общественной жизни и могут быть как положительными, так и отрицательными, особенно если речь идет о социальной новизне ;

5) Так как государственная политика занимает главные области жизнедеятельности общества, то при ее рассмотрениинеобходимкомплексный, междисциплинарный подход (социология, экономика, психология, политология и др.

Механизм формирования государственной политики и ее реализация

Образование государственной политики связано с прохождением определенных фаз. Правда на практике эти фазы постоянно пересекаются и накладываются друг на друга, можно выделить определенную закономерность стадий создания государственной политики, на каждой из которых принимаются важные управленческие решения.

Необходимо подчеркнуть, что процесс организация государственной политики непосредственно связана с процессом утверждение государственных решений, являющих собой комплекс действий различных субъектов по постановке и достижению целей в сфере государственного управления. Благодаря этому можно выделить фазы формирования государственной политики на основе этапов рационального принятия решений: подготовительный, этап постановки целей и разработки политики, этап реализации и этап оценки политики.

На первом этапе происходит осмысление имеющейся ситуации и имеющихся проблем. Итогами этого этапа являются конкретная формулировка проблем, список главных вопросов для государства, обозначение критериев фиксирование проблемы и достижения успеха в ее реализации.

На втором этапе производится постановка целей и постановка конкретных задач. Для этого выбранную проблему нужно привести к некоторой упрощенной модели, имеющей количественно выражаемые параметры, что упростит процесс становления задач и распределения полномочий между различными государственными структурами и институтами. Далее управленческие органы рассматривают весь спектр возможных путей решения поставленной проблемы, пытаясь предвидеть результат по каждому варианту. Конечной целью данного этапа является выбор наиболее удобного варианта действий, в соответствии с ним постановка целей и задач и определение факторов, которые могут составлять проблему или, наоборот, помогать достижения цели. Основнымипроблемами на втором этапе являются малое количество информации и ее неправильность; условия, в которых нужно принимать решение; ценностные, психологические и др. характеристики тех, кто принимает решения.

Третий этап предполагает непосредственное выполнение поставленных целей в соответствии с имеющимися ресурсами. Отличительная черта этого этапа состоит в том, что обычно решения выполняются разными людьми. Поэтому количество субъектов процесса формирования и выполнения государственной политики сильно увеличивается.

На протяжении этапа выполнения политики происходит постоянный анализ и проверкахода исполнения политических решений, с использованием ресурсов.

На четвертом этапе происходит мониторинг результатов и последствий проводимой политики. Для этого используются сформированные на первом этапе критерии оценки успеха государственной политики.

Основные фазы создания государственной политики предписывают нам логику анализа политики государства, которая может содержать следующие направления:

1) Суть, форма и структурные основы политики;

2) Институциональные субъекты;

3)Задачи, преимущества, правила политики;

4)Основные объекты влияния;

5) Главные инструменты (правовые, административные, экономические);

6)Итогии последствия государственной политики;

7) Целевые программы, рабочие проекты и реальные мероприятия.

3Особенности государственной политики в образовательной сфере

Система образования это одна из главных сфер жизни современного социума, отвечающей за формирование интеллектуальных ресурсов направленных,на гарантиигосударственных интересов. Система носит комплексный характер и связана не только с передачей знаний, но и с процессами социализации и воспитания. Однако результаты в области науки и техники, изменения социально-экономической среды привели к изменению приоритетов. Система образования как социальное явление в настоящее время почти прекратила исполнять свою основную функцию – культурообразующую, гуманистическую, нравственно-воспитывающую. Такое состояние может вызвать нарушения требований национальной безопасности в социокультурном смысле, объединено с образованием моральных ценностей общества и личности.

Любое уменьшение количества институтовпрофессионального образования в связи с имеющимися желаниями реального сектора экономики и сферы услуг может ухудшить ситуацию. Увеличениечисла безграмотной молодежи приведет к деградации общества, ухудшению социального климата в обществе. В этом решении социальных проблем, которые появятся, из-за этого нужно будет больших финансовых вложений, чем сохранить существующие учебные заведения.

На данный момент образованию должен отдаваться полный приоритет нежели другим сферам. Увеличивающиеся объемы информации, активное устаревание информации и технологий в конкретных сферах работы государства, высокая вероятность того что люди меняют профессию показывает неэффективность традиционного профессионального образования. Имеющиеся в стране процессы изменения в политической экономической и социальной областях показывают, что необходимо делать определенные изменения в системе образования.

Безусловно, наиважнейшими направлениями развития образовательной системы РФ в современной фазе являются:

– создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях;

– содействие развитию и введению в образовательный процесс учебных заведений систем управления качеством подготовки кадров;

– увеличение числа субъектов, выполняющих программы профессионального образования;

– привлечение работодателей в процессы выработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, совершенствования образовательных технологий и аттестации образовательных программ;

– развитие модульных программ профессионального образования;

– постепенный переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;

– выработка организационных и правовых механизмов слияния программ профессионального образования различных уровней;

– активное внедрение новых образовательных технологий, современных форм и методов обучения;

– внедрение современных образовательных ресурсов и технологий;

– обеспечение прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями, внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений.

Необходимым условием успешного реформирования системы образования выступает обеспечение организационной и содержательной целостности государственной образовательной политики в масштабах всей страны. Но в многонациональном обществе существуют определенные соприкосновения интересов (конфликты) между общей системой образования и единым пространством в образовании.

Изначально нужды в повышении уровня профессиональной направленности и ориентированности на конкретную работу вызывают повышение числа индивидуальных компонентов культуры.

Далее ход этнического восстановления увеличивает интерес к этнокультурным ценностям,родному языку, литературе, искусству. Эта ориентированность имеет прогрессивный характер, так же в случаях, когда не приводит к этнокультурному отделению и росту чувства принадлежности к национальной исключительности. Образование связанно с научным и информационным прогрессом культурой, духовной общностью, благодаря которой получается на территории страны, из-за этого в его основе должны быть два принципа.

Главный социальный институт это университеты, исполняющие функцию культурного и духовного объединения народа в единую нацию. Для этого государству необходимо интересоваться тем фактом, в котором университеты инструмент не только образования, но и социально-воспитательной функции, а так же социально-политического объединения многонационального населения.

Система образования является одной из важнейших социально-культурных и научно-технических сфер, ориентирующейся на его реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов. Повышение ответственности государства за социально-экономическое развитие, за формирование системы не­прерывного образования с целью подъема экономики, удовлетворения потребностей государства в квалифицированных кадрах.

Определенная роль в продвижении образования к новым вершинам принадлежит государственным университетам, позиционирующих себя как инноваторы определенных областей образования, таких как научная и культурная стороны. От которых в большой степени зависит сплочение народа, воспитания терпимости между народностями. Успешная работа образовательных учреждений предполагает объединение и использование федеральных, региональных и муниципальных ресурсов.

Поиск наилучшей образовательной конструкции подразумевает создание общего принципа образовательные учреждения с целью построить многоуровневую систему образования. Нужно брать во внимание то, что существует в системе двух основных типов образовательных учреждений:

– государственных учебных заведений, которые управляются и финансируются в рамках государственных программ разного уровня;

– негосударственных учебных заведений, которые имеют достаточную самостоятельность в управлении, однако обязаны выполнять требования, предъявляемые государством.

Интеграция образовательных учреждений определяют основные направления развития системы образования:

– обеспечение возможностей получения высшего образования всем выпускникам основной школы;

– оптимизацию структуры системы образования;

– совершенствование системы управления образовательным процессом;

– расширение спектра образовательных услуг;

– создание единой образовательно-информационной среды.

Одна из главных целей — это формирование комфортных условий, для обучающихся, которые ставят перед собой цели и достигают их в образовательной системе. К несчастью нормативные и правовые акты призванные обеспечивать работу системы образования без прерывания имеются пока только в теории. За последние время разработано множество разных путей слияния образовательных учреждений, следующих определённым целям.

Если исходить из того, что оптимизация системы образования должна быть направлена на удовлетворение образовательных потребностей граждан, то все проблемы будут преодолены. Качество образования характеризуется теми свойствами образовательного процесса, наличие которых способствует удовлетворению потребностей граждан. Уровень социализации личности и психологической готовности к активной жизни и труду становится одним из основных показателей качества образования. В идеале надо позволить каждому члену общества получить высшее образование, пройдя по той траектории, которая будет наиболее приемлемой для него.

Рассматривая качество образования как проблему со стороны науки следует, внимательнее рассматривать, в чем нуждается общество. А конкретнее, какие качества нужны личности, работодателям, вузам, обществу, государству. А под «качеством образования » рассматривается качество условий, стандартов и результатов образования, норм.

Очевидно, что образование рассматривается как социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и развитию личности, совершенствованию общественного организма через процессы социально организуемой, целенаправленной социализации индивидов. Образование, в основном высшее, имеет очень важную и возрастающую роль в современном мире. Интеллектуальный потенциал нации, который создаётся системой образования, становится решающим фактором прогресса в развитии стран и народов. Например, развитие образования органично связано с обеспечением безопасности страны, поиском оптимальных путей выхода из глубокого социально-экономического кризиса, с созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан.

Главной отличительной чертой политики в сфере образования России должно быть преимущественно финансирование сферы образования и согласие с тем, что образование это национальный интерес. По этой причине образованию необходимо стать объектом не просто финансовых отношений (купля-продажа), а более сложных экономических и социальных взаимоотношений:

– за эффективность образования в равной степени ответственны как обучающий, так и обучающийся;

– результаты образования, особенно фундаментального, проявляются не сразу;

– система образования следует не столько конъюнктуре рынка, сколько традициям развития культуры общества;

– факторы, определяющие спрос на образование, имеют преимущественно неценовой характер;

– образование способствует развитию демократии посредством обучения и воспитания информированных граждан, которыми трудно манипулировать с помощью разного рода демагогии и лозунгов;

Изменение сферы образованияможет произойти лишь в случае целенаправленного выстраивания образовательной технологии. В результате организационных преобразований могут создаваться самостоятельные учебные заведения, кадровую основу которых составит высококвалифицированный персонал.

2Характеристика органовисполняющих политику в области образования

В РФ действуют следующие государственные органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием, управляющие подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления

3) государственные органы управления образованием субъектов РФ.

Местные органы управления образованием могут также создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

К сферам деятельности государственных органов управления образованием относятся:

• разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в данной сфере;

• стандартизация и установление документов об образовании;

• государственная аккредитация образовательных учреждений;

• установление порядка аттестации преподавателей образовательных учреждений различных типов и видов;

• формирование единой структуры системы образования;

• выработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся проф. подготовка и профессиональное образование;

• прямое финансирование деятельности образовательных учреждений;

• разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

контроль за исполнением законодательства в области образования,

Министерство образования России, согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г. , является органом исполнительной власти на федеральном уровне, который ведет государственную политику и выполняет управление в образовании, научной и технической работы высшего и среднего профессионального образования, научных и прочих организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и педагогических кадров высшей квалификации, а так же направляющим фактором в этой области с установленным порядком работы других органов исполнительной власти федерального уровня.

Министерство образования осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования России и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Основными целями Министерства в соответствии с Положением ссылаясь на постановление правительства от 5 апреля 1997 г. , считается:

осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей сохранение общего образовательного пространства РФ и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в в квалифицированных работниках на рынке труда;

разработка и осуществление системы управления сферой научной деятельности;

осуществление кадровой политики в области образования и в сфере научной деятельности;

совершенствование организационного экономического механизма функционирования образования.

В виду с тем задачами, за которые отвечает Министерство образования РФ:

разрабатывает и осуществляет идею развития образования;

координирует и контролирует в пределах своей деятельности ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями области образования;

разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;

организует работу по созданию целевых программ моделированию и производств учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;

создаёт программы научно-исследовательских работ в данной сфере и осуществлению реализации.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; создает типовые разработки об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, где производятся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно контролирует работу государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

После Указа Президента от 15 октября 1999. Высшая аттестационная комиссия не входит в федеральные органы исполнительной власти эти задачи переданы на Министерство образования РФ: исполнение общей политики государства, контроля и направления работы в области аттестации научных и педагогических кадров высшей степени квалификации; участие в создании научного потенциала страны; контроль научных и технических программ и проектов.

Министерство образования Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами:

разрабатывает действующие на общественных началах советы по защите диссертаций, утверждает личный состав советов и формирует список научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;

присуждает ученую степень доктора наук;

назначает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;

контролирует аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата в области научной деятельности;

оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности;

проводит в рамках своей сферы деятельности переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан РФ, которые имеют ученые звания, присвоенные им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены соглашения о признании ученых степеней и ученых званий.

Для анализа представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых степеней организуются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в сфере науки, техники, образования и культуры.

В Постановлении Правительства от 24 октября 1994 г. утверждено Положение о порядке присуждения научным и педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями, такими как степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника. В положении описаны необходимые действия для составления научных работ, порядок представления и защиты диссертации т.

Министерство образования РФ может создавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, под контролем, которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; контролировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.

Ведомственными органами управления образованием являются разные подразделения данных ведомств. Они могут быть целенаправленными и могут управлять подотчётными образовательными учреждениями, либо реализовывать такие функции наравне с другими функциями.

В субъектах РФ управление в сфере образования осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах РФ — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция схожа с компетенцией Минобразования РФ, но воплощается в жизнь с учетом объёмов их деятельности и региональной специфики.

3Проблемы современной государственной политики в сфере образования

Затраты на образовательную систему увеличиваются с каждым годом. В России действует сеть дошкольных образовательных учреждений, которую посещают почти 4,5 млн. детей. Число их в связи с демографическим кризисом и финансовыми трудностями по оплате. Количество школ, в том числе негосударственных, уменьшилось в связи с демографической обстановкой. Обучение в школах проводится на 80 языках народов многонациональной России. В 2013 г. проводились их структурные изменения в целях разумного использования их материально-технических ресурсов и сокращении издержек на содержание. В итоге общее количество этих учреждений в 2014 г. снизилось, однако, общее число обучающихся осталось прежним. Объём всех учреждений среднего профессионального образования к 2014 г. также не изменился. Особенной образовательной сферой общеобразовательных учреждений РФ — образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задействована сеть школ-интернатов для детей, которые имеют отклонения в развитии. В предоставлении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи значимая роль вечерних общеобразовательных учреждений. Осуществление разных образовательных нужд способствует структурная перестройка сети в сфере образования. Учреждения дополнительного образования детей продолжают воздействовать на процесс обогащения культуры и традиций воспитания детей. Для начального профессионального образования был подготовлен новый, существенно уменьшенный перечень профессий и новые федеральные образовательные стандарты, актуализирован учебный план. Создаются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации. В системе высшего профессионального образования конкретно обозначилась пути интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и существенно увеличен интеллектуальный потенциал: количество докторов наук в высших учебных заведениях страны значительно увеличилось. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу согласно с научно-техническими и новыми программами. В 2012 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учреждениях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе. Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызывает возникновение большого числа проблем в этой сфере. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают:

— социальная и экономическая нестабильность в обществе, острая нехватка финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике:

— неполные нормативно правовые базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, за частую невысокого качества, однако в части субъектов РФ множество школ, не имеющих необходимого количества учебников. В субъектах РФ появляются трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов РФ. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании всего этого можно сделать вывод, что основные недостатки образовательной системы РФ на данный момент являются:

— несогласованность исполнения федеральных и региональных программ в области образования;

— отсутствие необходимого уровня денежного обеспечения образовательной системы в регионах;

— разобщенность системы образовательных учреждений;

— неполное соответствие уровня образования потребностям общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из анализа, приведённого в работе можно сказать, что проблем, на которые пока нет решения много и эти проблемы не только в содержательной части, но и в организационной. Ирешение для каждой проблемы необходимо искать индивидуально и с конкретным планом действий. Предположим, в условиях экономического кризиса острая проблема финансирования образования. Однако необходимопризнать, что едино моментноеповышенияфинансирования во множество раз не может сильно поднять престиж профессии до советского уровня. Современная молодежь не сильно заинтересована в преподавании. Из чего следует, что проблема имеется внедостаточном обеспечении педагогов. Решением вопроса станет хорошая зарплата, обеспечения жильем и достойной пенсией.

Нехватка современных учебников тоже не мало важная проблема, а для ее решения государство должно контролировать все выпускаемые учебники, цены на них и финансировать покупки учебников для образовательных учреждений.

В общем, после проведенного исследования можно сделать такие выводы как:

– в РФ имеется соответствующая требованиям современности нормативно-правовая база для образования; в основе гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

– цели государственной политики в образовании являются основными как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для конкретной работы каждого учебного заведения;

– необходимость изменения структуры и плана образования описаны развитием науки и технологий производства;

– изменение образования приобрело определенное положение государственной политики, так как государство документирует, что дальнейшее страны зависит от уровня образования, имеющегося в стране.

Так же нужно отметить.

Что существует теория, чаще всего имеющая вид законодательных актов. Просмотр этих нормативно-правовых документов дает положительное течение в государственной образовательной политике, которая на самом деле говорит о главенстве образовательной среды для развития интеллектуальной личности и государства в целом. За последние годы проводилась действующая законодательная работа, направленная на создание целостного положения развития образования и недолговременных и долгосрочных программ по выполнению этих положений. Большим шагом вперед для развития образовательной системы станет разработка национальных проектов.

Рассмотрение образовательной политики указывает, что сейчас уменьшается шанс для выполнения основнойцели государственной политики – исполнение конституционных прав граждан на получение образования. Все это из-за увеличения количества платных услуг в высшем образовании и нехваткой материальных сил студентов и их семей в цене платных услуг. По-другомуговоря, без вмешательства федеральных властей этой задачи, связанной с выполнением конституционных прав граждан, невозможно выполнить.

Главной частью успешного выполнения изменения образования является выработка, согласование и внедрение стандартов для всех уровней образовательных услуг. Развитие образования в нашей стране не стоит рассматривать только из нужд современного формирующегося и изменяющегося общества. Для изменения необходимо проходить в направлении новой модели, включать в себя национальные традиции культуры и образования, новые положительные направления в мире развития образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

4) «Об образовании». Федеральный Закон от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями)// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. 150 с

5) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999, — № 42. 5005 с.

6) Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. : принят Государственной Думой 17 июля 1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. 3823 с.

7) Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»/Собрание законодательства РФ №10,с. 100.

9) Федеральная программа развития образования на период 2011-2015г, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2005 г. № 1340 — р // Российская газета. — 2011. № 867.

10) Федеральная программа развития образования. Утверждена Федеральным законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ / Министерство образования Российской Федерации. — М. : 2000. (2000-2010г)

11) «Национальной доктрины развития образования в России»,

12) ПостановлениеПравительства от 24 октября 1994 г

13) Указ Президента от 15 октября 1999.

14) Постановление правительства от 5 апреля 1997 г

15) ПостановлениеПравительства от 10 декабря 1999 г

16)ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

17)ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *