Понятие программы.
В литературе представлено множество определений понятия «программа». Рассмотрим некоторые из них.
В словаре менеджера сказано, что «программа является управленческим инструментальным знанием, определяющим связи между концептуально-стратегическими целями и способами (механизмами) их реализации в конкретной ситуации. Программа определяет форму организации будущей деятельности и условия достижения поставленных целей. Программа включает: стратегические идеи; анализ ситуации и обоснование целей; способы разрешения проблемных ситуаций. Программа задает стратегию движения, оформляющуюся в дальнейшем в пакете законодательных инициатив».
Стратегия — это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации образовательного учреждения к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.
Авторы-педагоги предлагают определение понятию «программа развития школы». А именно: «Программа развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с развитием системы образования района, города».
Найдёнова так определяет термин «программа» — «это система действий, предписываемая субъектом управления образованием, направленная на достижение его целей. По своему смыслу эта нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая: состояние исходной позиции; образ желаемого будущего; состав и структуру действий перехода от настоящего к будущему».
Целью программы развития является определение общей стратегии развития образования в школе, определение роли и места школы в образовательной сфере района, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.
Программа развития описывает изменения инфраструктуры учреждения, требуемые для обеспечения реализации образовательной программы; необходимые качественные изменения для создания новой образовательной практики в сфере образования.
- определяются приоритетные направления развития образования в школе;
- раскрываются содержание и организационные задачи реформирования образования;
- определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.
Программа развития, наряду с Уставом школы — второй основополагающий документ, который организует развитие школы, обеспечивает его системность и цельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа деятельности вообще и в образовании в частности задает цель всей деятельности. А составить программу — значит описать то содержание профессиональной деятельности, которое обеспечивает запланированный результат деятельности, содействует достижению цели.
Основные задачи программы развития школы.
1) Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития.
Решение этой задачи предполагает:
• анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
• соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития;
• анализ и оценку достижений и проблем школы.
Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.
2) Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования.
Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.
3) Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода.
Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние».
При всей важности каждой из названных задач программы развития еще большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенность любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволяет создать действенную и эффективную программу развития школы. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создает точку отсчета для анализа достижений и выявления проблем школы. Знание проблем позволяет разумно ограничить и одновременно интенсифицировать поиск инновационных идей развития школы, которые в совокупности составляют концепцию новой школы. Соотнесение этой концепции с существующим положением дел дает основания для выработки конкретных нововведений, стратегии и тактики их осуществления.
Решение о разработке программы развития образовательного учреждения принимается коллективом и администрацией школы и согласуется с учредителями, вышестоящими органами управления. При принятии решения о начале разработки программы развития важно учитывать, что программы этого типа нужны прежде всего в ситуациях, характеризующихся:
— стремлением к достижению высоких, в идеале — оптимальных (максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов жизнедеятельности (для получения меньшего эффекта можно обойтись и обычным, традиционным планированием работы);
— объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев школьного сообщества и партнеров школы и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей (при отсутствии такой необходимости отдельные изменения могут быть произведены узкой группой лиц — как правило, руководителями школы — и не требуют общешкольной программы развития);
— осознанием необходимости именно системных преобразований в школе (для осуществления стратегий локальных и модульных изменений в школе разрабатываются другие документы, существенно отличные от программы развития школы).
«Программа развития общеобразовательного учреждения» и её роль в процессе управления образовательным учреждением.
Наиболее крупным и комплексным нововведением в планировании работы школы продолжает оставаться разработка и осуществление программ развития школ.
Важной особенностью освоения данного нововведения стало то, что оно осуществлялось с помощью специально подготовленных учёными научно-методических рекомендаций (речь идет о брошюре В. Лазарева и М. Поташника. Как разработать программу развития школы. — М. , 1993 и фундаментальном пособии коллектива сотрудников Института управления образованием РАО под их же редакцией: Управление развитием школы. — М. , 1995). За время реализации этого нововведения (с начала 90-х годов) накоплен большой опыт, причем не только позитивный, но и негативный. Критический анализ недостатков и ошибок в программах развития предложен в статье М. Поташника и А. Моисеева в газете «Педагогический калейдоскоп» за 1996 год и в вышедшей книге тех же авторов «Управление современной школой: в вопросах и ответах» (С. 244-255).
Однако, несмотря на некоторые неизбежные издержки, разработка программ развития продолжается и совершенствуется. Влияние программы развития на жизнедеятельность школы приводит к целому ряду нововведений в планировании, в системе планосозидающей деятельности школы:
- при разработке программы развития в обязательном порядке проводится анализ состояния и прогноз вероятных направлений изменения окружающей среды;
- разработка программы строится на основе представления о завтрашнем социальном заказе, который будет адресован школе (прогнозирование такого заказа — важное управленческое нововведение);
- разработка программы стимулирует самоанализ и самооценку достижений школы, её конкурентных преимуществ (что, кроме всего прочего, способствует повышению самоуважения и сплочённости школьного коллектива);
- программа развития школы базируется на специальной технологии проблемно-ориентированного анализа; школа ориентируют свои планы на решение реальных и конкретных проблем, а не всех сразу.
При разработке программы развития обсуждаются и совместными усилиями формулируются модели выпускника школы, то есть не просто называются приоритетные функции школьного образования, но и проектируется по возможности качественный, а иногда и количественный уровень достижений выпускников в рамках этих функций:
- в ходе разработки программ развития проектируется целостная концепция образовательного процесса и среды, вырабатываются обоснования соответствия её направлений общим устремлениям и миссии школы;
- в программах «прописываются» стратегии перехода к новому, желаемому образу школы;
- программа ставит школьных «плановиков» перед задачей обеспечения операциональной постановки целей;
- программа содержит в себе план осуществления важнейших нововведений во всех подсистемах школы, включая и внутришкольное управление;
- план реализации основных направлений развития школы составляется с помощью новых механизмов согласования, что делает его качественно отличным от привычных планов мероприятий;
- переход на работу с программами развития существенно меняет и все прочие планы школы: общешкольный тактический план работы (в части обеспечения развития школы) все больше становится средством конкретизации и выполнения главных ориентиров программы развития. Она же задаёт учебный план в его главных ориентирах и все другие, более частые плановые документы школы.
Программа развития — это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.
Программа развития может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы. Как и другие общешкольные планы, программа развития содержит такие составляющие, как аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей.
Как и другие документы, связанные с планированием, программа развития способствует преодолению неопределённости и упорядочению совместной деятельности. В то же время программа развития достаточно существенно отличается от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Эти отличия связаны прежде всего:
1)Со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач. Программа развития МКОУ Царевская СОШ, акцентирует внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения;
Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.
Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трёх крупных задач:
1)Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня её развития. Решение этой задачи предполагает:
- анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
- соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для её развития;
- анализ и оценку достижений и проблем школы.
Всё перечисленное выше находит свое отражение в анализе внутренней среды образовательного учреждения и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.
2)Описание образа желаемого будущего состояния школы, её организационной структуры и особенностей функционирования. Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.
3)Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода. Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние».
При всей важности каждой из названных задач программы развития ещё большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешённость любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволит создать действенную и эффективную программу развития школы. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создаёт точку отсчёта для анализа достижений и выявления проблем школы. Знание проблем позволяет разумно ограничить и одновременно интенсифицировать поиск инновационных идей развития школы, которые в совокупности составляют концепцию новой школы. Соотнесение этой концепции с существующим положением дел даёт основания для выработки конкретных нововведений, стратегии и тактики их осуществления.
Решение о разработке данной программы развития образовательного учреждения принято коллективом и администрацией школы и согласовано с учредителем, вышестоящими органами управления. Необходимость программы развития обоснована:
— высокой степенью неопределённости и непредсказуемости внешней среды и её требований к образовательному учреждению;
— недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения;
— стремлением к достижению высоких, в идеале — оптимальных (максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений) результатов жизнедеятельности;
— объективной необходимостью вовлечения в работу широких слоев школьного сообщества и партнеров школы и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей;
— осознанием необходимости именно системных преобразований в школе.
Программа развития школы ориентирована на создание и реализацию такой модели образовательного процесса, при которой обеспечивалась бы положительная динамика качества и доступности образования для всех категорий учащихся. Представляется, что одним из важнейших ресурсов качества образования, предоставляемого образовательным учреждением, является согласованность интересов основных субъектов образовательного процесса, а именно: учащихся, родителей, педагогов и администрации школы. Инструментом такого согласования выступает организационная культура образовательного учреждения. Под организационной культурой понимаются общепринятые в школе, разделяемые большинством ценности, нормы, образцы деятельности, совокупность которых определяет индивидуальность школы.
Развитая, адекватная современным условиям организационная культура школы является важным фактором доступности и качества предоставляемого школой образования и в то же время:
- обеспечивает согласование интересов основных участников образовательного процесса;
- определяет психологический климат образовательного учреждения;
- мотивирует школьный коллектив к достижению высоких результатов образовательного процесса, в значительной степени определяя выбор адекватных педагогических технологий;
- является основой формирования имиджа образовательного учреждения и повышения его конкурентоспособности;
- определяет эффективность адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Руководствуясь законодательными актами Российской Федерации, образовательные учреждения России активизировали процесс своей перестройки и реформирования, определили цели воспитания и образования с учётом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике.
В соответствии с изменениями, происходящими в обществе, меняется и качество социальных ожиданий по отношению к образованию, которому отводится ключевая роль в воспроизводстве человеческого потенциала страны. В программных документах указывается, что развитие России напрямую связано с уровнем развития современного образования, устанавливается приоритет образования в государственной политике Российской Федерации.
По словам президента РФ В. Путина, программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений:
- Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.
- Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
- Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.
- Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.
- К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
В этом сложном и многотрудном процессе огромна роль «Программы развития общеобразовательного учреждения», так как она определяет не только работу сегодняшней школы, но и помогает построить концепцию развития последней, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 5 лет.
Видеть учебное заведение будущего — важная творческая задача руководства и педагогического коллектива, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначение школы. «Программа развития общеобразовательного учреждения» может быть разработана по разным технологиям. Важно лишь то, что она должна отвечать определённым требованиям: быть актуальной, рациональной, реалистичной, прогностичной, целостной, контролируемой, результативной, реагирующей на неожиданности.
Анализ стратегии и концепции программы развития МКОУ Царевская СОШ на 2020-2025 годы.
Традиция коллективного творческого анализа каждого целевого проекта даёт возможность более глубоко подвести итоги, определить результаты деятельности по его реализации, выявить проблемы, обосновать значимость продолжения проекта. В результате каждый целевой проект настоящей программы развития явился логическим продолжением предыдущих с чётко сформулированной целью, поставленными задачами для каждой категории участников образовательного процесса, для каждой возрастной группы учащихся. Определены предполагаемые результаты, выработаны критерии оценки и контрольные показатели.
- Сельская школа – школа равных возможностей.
- Сельская школа – центр социальной адаптации.
Общая цель предыдущего этапа развития — становление школы как центра образования и воспитания школьников — была достигнута.
Вовлечение учащихся в творческие коллективы, исследовательские лаборатории, в работу над эколого-краеведческими проектами, участие в различного рода акциях, повлекло за собой улучшение успехов в учёбе и поведении.
Перед педагогическим коллективом стояли конкретные цели:
- разработка и внедрение образовательных программ, отражающих современные тенденции в образовании;
- обучение педагогических кадров инновационным технологиям;
- создание максимально благоприятных условий для общего развития, воспитания и проявления творческих способностей школьников;
- максимальное использование возможностей социума для укрепления здоровья школьников;
- вовлечение учащихся в различные виды дополнительного образования для расширения общекультурного кругозора и формирования мотивации достижения успеха.
В настоящее время все усилия педагогического коллектива школы направлены на то, чтобы выстроить систему образования в деревне Низино как открытую, саморазвивающуюся, действующую в соответствующей правовой среде, с учётом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, приоритетов, перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.
Педагогический коллектив нашей школы — работоспособный, творческий, увеличивается число учителей, активно внедряющих новые педагогические технологии в учебный процесс, многие освоили работу на компьютере, растет число учителей, активно использующих возможности школьной медиатеки на уроках. Многие учителя дома имеют компьютеры (25 человек – 83%).
Ежегодно увеличивается количество желающих посещать курсы по информационно-коммуникативным технологиям.
В школе проводятся семинары и методические советы, на которых учителя рассказывают о своих творческих достижениях с применением информационных технологий (демонстрируются наглядные и раздаточные материалы, электронные презентации, методические наработки, электронные уроки).
Широко используются информационные технологии во время проведения педагогических советов, конференций, родительских собраний, публичных отчётов директора школы, во внеурочной деятельности.
Всё активнее используется Интернет и сетевые ресурсы, где педагоги вместе с учащимися проводят поиск информации, работают с электронной почтой и почтовыми программами, обновляют странички Сайта.
Учёт состояния физического и психического здоровья учащегося, его склонностей и интересов, сравнение ученика только с ним самим, изучение состояния его учебной мотивации, дают возможность исключить ошибку при выборе индивидуального маршрута. Этим объясняется выбор школой технологий, позволяющих учить всех на максимальном для каждого уровне успешности, обеспечивая формирование мотивационных компонентов деятельности одновременно. Использование различных педагогических технологий позволяют успешно реализовывать внутреннюю дифференциацию в классе. Диагностические исследования (анкетирование) показали, что более 70% педагогов заинтересованы работать в режиме инновационных технологий.
Применение инновационных технологий позволило нам перейти на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, научности образовательного процесса. Формирование инновационной культуры учителей в течение последних лет проходило при активном участии учеников, поскольку многие из них освоили современные технические средства обучения быстрее педагогов. Необходимо отметить, что именно использование информационно-коммуникационных технологий способствует формированию педагогической мотивации, является основой вовлечения учителей в инновационную деятельность, позволяет преодолевать противоречие между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения, снимать многие проблемы в общении с учащимися, сделать шаг к организации личностно-ориентированного образования в сельской школе.
Таким образом, мы можем считать, что движемся в правильном направлении. И, как нам видится, созданная нами модель сельской школы с учётом особенностей и возможностей Ленинского района может действительно осуществлять личностно-ориентированное образование для наших детей.
Разработанная стратегия мало что практически значит, если она создана только на уровне предприятия и не разработана на уровнях всех руководителей, на уровне рядовых «акторов», которые и претворяют ее в жизнь. Для образовательного учреждения вполне применима практическая пошаговая методика, предложенная А. Жемчуговым и М. Жемчуговым, позволяющая разработать дерево стратегии организации, ее организационную структуру, согласовать цели учреждения и ее руководителей и заместителей. Для успешной деятельности каждый руководитель должен иметь:
· четкие цели, как производственные, так и социальные;
· ресурсы для их достижения;
· собственный личный мотив достижения этих целей.
Менеджмент в образовании предполагает специальную разработку принципов, методов, средств и форм управления образовательными системами с целью повышения эффективности их деятельности и создания возможностей продуктивной жизнедеятельности для многочисленных бюджетных учреждений системы образования страны. Деятельность специалистов-менеджеров должна основываться на профессиональном знании ими вопросов организации и управления образовательными учреждениями и опираться на труды ученых-педагогов, разработавших теоретические основы и методики управления системами образования. Это поможет обеспечить рациональный подход к созданию в учреждениях общего среднего и специального среднего образования условий для организации и ведения на высоком уровне учебно-воспитательного процесса; укрепления материальной базы и экономического положения образовательных учреждений; рационального расходования бюджетных средств, разработки и введения в действие новых механизмов хозяйствования, получения дополнительных источников финансирования образования.
Рациональное сочетание в управлении образованием деятельности профессионала-управленца и коллегиальных органов управления углубляет основы единоначалия и коллегиальности, с новых позиций характеризует акт управления системой образования, создает возможности для раскрытия огромного потенциала в деятельности учреждений образования. Коллегиальные органы управления могут обеспечить разработку стратегии в деятельности учебных заведений, а более крупную и незначительную тактическую деятельность будет осуществлять на высоком профессиональном уровне менеджер.
Анализ внутренней среды образовательного учреждения
Педагогический коллектив и руководство школой
Положительные результаты учебных достижений учащихся связаны с характеристиками педагогического коллектива. Последние годы школа не испытывает дефицита в педагогических кадрах. Ведётся преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом.
Всего в школе работает 30 педагогов. Высшее педагогическое образование имеют 25 чел. ; незаконченное высшее 1 чел. , среднее профессиональное – 4 чел. Молодые специалисты – 2 чел. Высшую квалификационную категорию имеют 18 чел. ; I категорию – 9 чел
Учителя вместе с учащимися принимают активное участие:
- в Международном конкурсе-игре по русскому языку «Русский медвежонок»,
- в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»,
- в Международном конкурсе-игре по истории «Золотое Руно»,
- Международном детском экологическом форуме «Зелёная планета»,
- в Российско-шведском проекте «Семена дружбы»,
- в Международном проекте по программе «Будь здоров!»,
- в Межрегиональном конкурсе краеведческих работ «Отечество»,
Состав обучающихся.
На начало 2019 учебного года обучались 157 учащихся.
- в 1-4 кл. (I ступень) — 66 уч-ся
- в 5-9 кл. (II ступень) — 76 уч-ся
- в 10 кл. (III ступень) — 15 уч-ся.
Количество обучающихся в классе составило в среднем 16 человек.
За последние годы отмечается тенденция сокращения общей численности школьников. Это связано с общей демографической ситуацией.
Анализ результатов деятельности школы
Происходящие в общественной жизни процессы предъявляют новые требования к деятельности современной школы. Вместе с тем ведущими целями работы школы остаются качественное образование и нравственно-патриотическое воспитание. Однако содержание этих понятий наполняется новым смыслом. От школы потребовались новые подходы к основным компонентам образования (содержанию образования, технологиям обучения, организации образовательного процесса, научно-методическому и нормативному обеспечению).
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые государство предъявляет требование разработки программы развития школы как обязательного стратегического документа образовательной организации.
В разделе 7 пункта 3 статьи 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» говорится, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2020-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 792-р, выделены четыре стратегических системных приоритета развития:
· сохранение (восстановление) единого образовательного пространства России (выравнивание образовательных возможностей граждан РФ);
· непрерывное образование (расширение сферы образования и социализации);
· новое понимание качества (от усредненных индивидуальных результатов к новым качественным характеристикам поколения);
· обеспечение открытости образования (для всех субъектов и на всех уровнях).
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Отличительной особенностью нового стандарта образования является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Программа развития образовательного учреждения представляет собой документ, планирующий изменение инфраструктуры образовательного учреждения для оптимальной реализации образовательной деятельности.
Следует различать программу и план развития образовательного учреждения. Программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. План представляет собой описание реализации программы в конкретных условиях и промежутке времени. План координирует деятельность различных субъектов, распределяя полученные ресурсы по мероприятиям, срокам и ответственным.
Совокупность внешних условий влияет на характер деятельности общеобразовательного учреждения, задача же общеобразовательного учреждения – организовать обучение школьников таким образом, чтобы несмотря на это влияние организовать получение учащимися качественных образовательных услуг, развивать творческое мышление как одно из условий самореализации личности, одновременно решая воспитательные проблемы, в том числе воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, любящем свой край и родной язык, готовой к созидательной творческой деятельности. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения — четыре года);
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения — пять лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Процесс разработки программы является, по сути, процессом принятия стратегического управленческого решения. Поэтому процесс принятия управленческого решения и структура самого управленческого решения можно рассматривать как методологию разработки программы развития образовательного учреждения.
Программа развития разработана на основе мониторинговых данных образовательной деятельности школы за последние 5 года и анализа, выявления общих тенденций в развитии школы, проблемных зон и путей их решения и предлагает механизм реализации мероприятий по развитию образовательной системы школы с указанием сроков и исполнителей на период с 2020 по 2025 годы. Программа призвана способствовать развитию инновационных процессов в образовательной системе лицея, обеспечивающих выполнение планируемых показателей развития учреждения.
Программа развития школы выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Она ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей, являясь потенциально мощным и действенный инструментом, обеспечивающим результативный и своевременный переход в новое состояние. При разработке программы развития образовательного учреждения всегда следует помнить, что не существует единого канона написания программы развития образовательного учреждения, в программе развития каждого образовательного учреждения — индивидуальный подход к решению именно его проблем и поиск его достижений.
Библиография
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Воспитание школьников, 2006, №2, с.2-7.
- Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.- М: АРКТИ, 2005, 128с.
- Инновационные модели сельских школ: Сб. практич. материалов. – СПб.: ЛОИРО, 2008 – 83 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.
- Кулемин Н.А., Левит М.В. Программа развития образования территории // Завуч, 1999, №1, с.38-44
- Культура здоровья: Учеб.-метод. пособие/ С.В. Попов, В.Я Егоров. Г.Е. Гун. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 258 с.
- Ленинградская область на пути модернизации образования: Сб. науч.-метод. и практ. материалов / Под общ. ред. С.А. Лисицына. – Ч.I. – СПб.: ЛОИРО, 2002. -139 с.
- Мероприятия по реализации программы Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Воспитание школьников, 2002, №4, с.2-8.
- Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под общей редакцией А.М. Моисеева. М: Педагогическое общество России, 1998. – 272с.
- Областной Закон о региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы» (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 12 апреля 2006 года)
- Проект программы развития школы №87 (извлечение) //Завуч, 2004, №3, с.97-119
- Система координат, или Возможная схема разработки программы развития школы И.Д. Фрумин, А.М. Пинский, А.Г. Каспржак, С.М. Юсфин. Директор школы. 2001. №9. С. 3-14
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. (Правовая библиотека образования).
Паспорт программы развития МОУ Низинская СОШ на 2020 -2025 гг.
Полное наименование программы
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения
Сроки реализации программы:
с января 2020 года по декабрь 2025 года. Общее назначение программы:
Определение стратегических целей, приоритетных ценностей и направлений деятельности
Основание для разработки Программы
1. Конституция Российской Федерации (основной закон). Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с последующими изменениями). Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р6. Программа модернизации педагогического образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 года № 13137. Областной закон «О региональных целевых программах Ленинградской области» от 19 февраля 1999 года № 23-оз. Постановление Губернатора Ленинградской области от 11 июля 2003 года № 149 «О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области». Распоряжение Правительства Ленинградской области «Об итогах первого этапа реализации Концепции модернизации российского образования в системе образования Ленинградской области» от 26 августа 2004 года № 372-р. Программа системы образования. Устав МОУ Низинская средняя общеобразовательная школа. Локальные акты к Уставу школы. Цель программы
Создание условий для обеспечения роста качества образования
Основные задачи программыРазработка и внедрение системы управления качеством образования, удовлетворение запросов населения в доступном качественном образовании, обеспечивающем развитие личности школьника и педагога. Обеспечение поступательного развития образовательной системы школы за счет поддержки инновационного педагогического движения в ходе реализации ключевых задач Национального Проекта «Образование». Обновление содержания и технологий образования за счет:- обеспечения перехода школы на модель «профильного обучения» на старшем этапе общего образования. — совершенствования здоровьесберегающих технологий. — развития информационных технологий в образовательном процессе. Создание условий для поддержки и развития талантливых детей и подростков. Реализация программ эколого-краеведческого воспитания и образования. Создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, стабилизации и развития педагогических кадров. Повышение эффективности управления образовательной системой школы за счет внедрения новых управленческих механизмов. Фамилия, имя, отчество, должность руководителя программы
Мальцева Наталия Александровна, зам. директора по УВР
Система организации контроля за выполнением программы
Контроль за выполнением программы осуществляет Комитет по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.
Направления
Критерии
Начальная 1-4
Основная 5-9
Средняя (полная) 10-11
Гражданские качества
— знание своих прав и обязанностей;- долг и ответственность перед семьей и школой;- осознанность своих поступков;- патриотизм;- правдолюбие. — знание своих прав и обязанностей;- любовь к родному городу, государству;- любовь к природе, охрана ее;- уважение к традициям школы;- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений. — знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать;- активная гражданская позиция;- умение ориентироваться в общественно- политической жизни страны;- принципиальность;- патриотизм;- воспитание национального самосознания. Нравственные качества
— понятие чести, достоинства;- выдержка;- умение жить в коллективе;- взаимопонимание и взаимовыручка. — доброта;- милосердие;- взаимовыручка;- честность;- порядочность;- понимание другого человека;- уважение к старшим;- здоровый образ жизни;- уважительное отношение к чужому труду;- гуманизм;- любовь к школе;- обязательность. — гуманизм;- честность;- бескорыстность;- справедливость;- трудолюбие;- самоуважение;- порядочность;- доброжелательность
Интеллектуаль-ные способности
— сформирован-ный запас ЗУН;- использование ЗУН на практике;- понимание, что учеба – это труд. — стремление к познанию;- расширение своего кругозора;- умение анализировать;- самостоятельность мышления; — любознательность; — способность к самообразованию. — эрудированность;- умение применять знания в жизни;- владение новыми информационными технологиями; — творческий подход к делу;- самокритичность; — способность к самосовершенствованию
Общая культура
— приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;- чувство прекрасного;- внешний опрятный вид. — культура поведения;- приобретение навыков этикета;- приобщение к художественным ценностям;- знание норм морали
— владение нормами морали и культурного поведения;- знание общечеловеческих ценностей;- культура общения;- культура умственного труда.
Таблица № 1. Основные этапы разработки программы развития и их ожидаемые результаты
Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе, — это важная функция управления современной школой, составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития образовательного учреждения. Значимость такого анализа для развития школы огромна: реализация данной функции и входящих в ее состав задач позволяет уточнить миссию образовательного учреждения, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития школы. В современных условиях выполнение этой функции объективно осложнено такими обстоятельствами, как расширение и усложнение состава потенциальных заказчиков школы и рост, хотя и неравномерный, их активности; усложнение и дифференциация требований заказчиков к школе; недостаточная компетентность большинства заказчиков в вопросах образования и связанные с этим сложности в формулировании, озвучивании своего заказа; несоотнесенность требований заказчиков и реальных возможностей школ (в условиях постоянных ресурсных ограничений) и ряд других. В этой ситуации школе необходимо изучать, анализировать, прогнозировать и формулировать социальный заказ. Это очень важно в настоящее время, когда происходит переход нашей школы на «12-летнее обучение.
Анализ социального заказа лучше всего проводить динамически, сопоставляя его текущее состояние с данными ретроспективного анализа. При анализе социального заказа его участникам полезно обсудить следующие вопросы.
• Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашей школе; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?
• Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашей школе, и характер их предъявления?
• Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
• В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы школы, исполнением заказа?
• Появились ли у нашей школы в последнее время новые заказчики?
• Изменился ли за последнее время характер социального заказа школе и если изменился, то как?
• Как справляется школа с сегодняшним социальным заказом на образование?
• Как оценивает работу школы сам заказчик?
Для совершенствования УВП школ особо важную роль играет прогнозирование социального заказа, так как деятельность образовательного учреждения не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на образование. Чтобы школа эффективно развивалась, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа:
• Как может измениться состав заказчиков нашей школы, какие новые группы заказчиков могут появиться?
• Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?
• Какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа?
• Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?
Итогом прогнозирования должно стать формулирование (например, в рамках программы развития образовательного учреждения) исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями школы.
Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа, в том числе родителей учащихся, педагогов, самих школьников. Прогнозирование социального заказа требует использования метода сценариев с последующим выбором наиболее вероятного сценария как основного.
- Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( Характеристика системы управления: сущность, основные принципы, структура и этапы)
- Проектирование реализации операций бизнес — процесса «Складской учёт»
- Изучение разновидностей видов и угроз информационной безопасности и методов борьбы с ними
- Аналитический обзор современного программного обеспечения ПК (Цели и задачи программного обеспечения )
- Задачи оперативно — розыскной деятельности
- Недействительность сделок (Гражданско-правовые сделки)
- Основные функции в системе менеджмента
- Особенности политики психологической поддержки персонала малых предприятий.
- Сущность налогов и налоговой системы
- «Страхование и его роль в развитии экономики РФ»
- Теоретические аспекты страхования ответственности
- Валютная система. Основные характеристики
Заключение
В любом развитии есть что-то главное. Задача заключается в том, чтобы из огромного количества проблем, с которыми приходится сталкиваться руководителю школы, выделить прежде всего те, разрешение которых и включит школу в режим развития.
Для разрешения этих проблем необходимо поставить следующие управленческие цели:
- сформировать целостный педагогический коллектив единомышленников,
- демократизировать на всех уровнях школьную жизнь и процесс управления ею,
- гуманизировать отношения на всех уровнях системы,
- создать в педагогическом коллективе атмосферу творческой активности, перевести его в режим постоянного творческого поиска,
- организовать систематическую учёбу и подготовку всех членов педагогического коллектива к разрешению стоящих перед школой проблем, считая это одним из важнейших оснований дальнейшего развития школы и педагогического процесса,
- создать целостную систему формирования и развития общеучебныx навыков и умений исходя из того, что она будет являться одним из оснований развития личности, качества и прочности ее знаний,
- перевести педагогический коллектив на новые технологии обучения и воспитания, соответствующие задачам, поставленным перед школой и государством, сделать процесс дальнейшего совершенствования обучения и воспитания постоянным,
- реконструировать функции внутришкольного управления, приведя их в соответствие с задачами, стоящими перед объектом управления,
- создать постоянно действующую, интенсивно развивающуюся комплексную программу управления качества,
Достижение этих целей представляет собой механизм развития школы, направленный на развитие педагогического процесса и развитие личности школьника.
Развитие образовательного учреждения предполагает переход его в новое состояние. Этот переход осуществляется посредством выбора и реализации приоритетных направлений развития. С одной стороны они уточняют и конкретизируют стратегию образовательного учреждения, с другой — определяют и обеспечивают условия выживаемости образовательного учреждения в ситуации ограниченности ресурсов и в борьбе с конкурентами.
Процесс развития образовательного учреждения должен быть ориентирован на достижение двух взаимодополняющих целей: повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и его соблюдение стратегии.
Современная ситуация в профессиональном образовании во многом определяется динамикой рынка труда и связанным с ним рынком образовательных услуг. Под образовательной услугой в сфере образования понимается предоставление возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя этой услуги и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда.
Направление развития стратегии образовательного учреждения основывается на определённых ресурсах (человеческих, материальных, финансовых, социальных и т. ) и, в свою очередь, ставит своей задачей развитие других ресурсов образовательного учреждения. Такой подход делает реальным выполнение стратегии образовательного учреждения. Задача выполнения проекта стратегии требует также совершенствования организации учебного процесса и его содержания. Здесь можно выделить следующие направления: обновление содержания образования, совершенствование организации образовательного процесса, создание единого коллектива образовательного учреждения, формирование основ взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами, создание системы руководства и контроля образовательного учреждения.
Приоритетным направлением развития можно считать создание систем ресурсообеспечивающей (финансовой, кадровой, нормативной, материально-технической, информационной программно-методической, исследовательской и др. ) деятельности образовательного учреждения. Определение приоритетных направлений развития требует определённого позиционирования образовательного учреждения в социально-образовательном пространстве города. В результате формулируется проект стратегии развития образовательного учреждения и разрабатывается его адаптивная модель, ориентированная на развитие. Проект формирования стратегии образовательного учреждения позволяет более точно определить его стратегию развития, так как она разрабатывается на основе тщательного анализа программных и нормативных документов всех уровней, конкретных условий жизнедеятельности учебного заведения, отрицательных и положительных факторов его внешней и внутренней среды.
Программа развития образовательного учреждения является стратегическим документом, формой общественного договора между участниками образовательных отношений и представляет собой разработанный в соответствии с целями, задачами, ресурсами и сроками осуществления документ, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Царевская школа является общеобразовательным учреждением, реализующим образовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля.
Во время написания данной курсовой работы можно было сделать ряд определенных выводов: разработка проекта стратегии развития МКОУ «Царевская сош» необходима не только для укрепления своих позиций и выхода на более высокий уровень благодаря укреплению своих позиций на образовательном рынке, но и для успешного ее развития.
В заключении представлена модель формирования развития, изучена технология разработки стратегии, структура и схема ее разработки, а так же рассмотрен проект ее эффективности. Изучены методические аспекты стратегии развития и организационной структуры, детально рассмотрена пошаговая методика разработки стратегии и структуры, которая в итоге приводит к формированию дерева стратегии учреждения — цели и стратегии руководителя, всех его заместителей и руководителей структурных подразделений всех уровней иерархии, всех педагогических работников.
Свою миссию коллектив МКОУ «царевская сош» видит в создании наиболее благоприятного образовательного пространства для получения лицеистами качественного образования, способствующего развитию и социализации всех детей: талантливых, обычных, нуждающихся в коррекции, с учетом их склонностей и способностей.
В результате изучения особенностей планирования образовательного учреждения определена оптимальная его форма — стратегический план, который определяет общую направленность (проект стратегии) развития образовательного учреждения на перспективу. В исследовании наглядно представлены процесс программного проектирования развития образовательного учреждения, структура технического задания на разработку программы и структура самой программы. Миссия школы- создание наиболее благоприятного образовательного пространства для получения качественного образования, способствующего развитию и социализации всех детей: талантливых, обычных, нуждающихся в коррекции, — с учетом их склонностей и способностей.
Любой процесс развития должен обеспечиваться финансовыми ресурсами. В работе выявлены особенности организационно-экономического управления развитием, основные позиции расходования средств, а также рост удельных расходов по выбранному проектом стратегии развития направлениям и соответствующим статьям бюджета. Таким образом, выбор стратегии и её реализация являются основными факторами развития школы.