АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В РОССИИ

Академи́ческая моби́льность — перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определённый период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания.

Основными преградами для академической мобильности являются культурные, социально-экономические и академические барьеры. Болонский процесс является попыткой снизить эти препятствия в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

Студенты, участвующие в программах академической мобильности, как правило делятся на две группы: так называемые, фримуверы — студенты, которые отправляются в другие учебные заведения по собственной инициативе на условиях самофинансирования, и программные студенты, которые являются участниками программ студенческого обмена на базе какой-либо кафедры, факультета, образовательного учреждения или организаций национального уровня (например, таких как Erasmus, Nordplus или программа Фулбрайта). В настоящее время, уже ставший традиционным для европейских студентов и преподавателей обмен по программе Erasmus (которая подразумевает под собой такие перемещения) был дополнен элементом виртуальной мобильности, или Virtual Erasmus, благодаря которой студенты из разных стран могут обучаться совместно, не покидая своего дома.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Процесс глобализации в современном мире охватывает все без исключения сферы жизни общества. Глобализация – международный процесс интеграции социальных институтов в единую функционально эффективную систему. Не стала исключением и система высшего образования. Проявляется это в первую очередь во введении и распространении понятия «академическая мобильность».

Российская Федерация, как одна из участниц Болонского процесса, присоединяется к процессу становления единого образовательного пространства Европы. Положительное значение такой возможности заключается в открытии гражданам России путей к качественным образовательным программам, овладение ценными знаниями и бесценным опытом Европейского образования. Повышение качества образования и квалификации выпускников и преподавателей за счет международной академической мобильности может также позитивно сказаться на экономике государства, научно-техническом прогрессе и уровне образованности в целом.

Стоит отметить, что академическая мобильность – это способ расширения образовательных возможностей как для студентов, так и для преподавателей.

Необходимо понимать, что профессиональная мобильность преподавателей зависит не только от их профессиональных компетенций, но и от администрации ВУЗа, потому как зачастую на повышение квалификации преподавателей не выделяется денежных средств.

Обращаясь к нынешним реалиям, можно утверждать, что уровень академической мобильности для студентов повышается, не смотря на политические санкции, но существуют определенные препятствия, которые тормозят её развитие. Рассмотрим их подробнее.

В настоящее время показатели прямой мобильности в России низкие, что связано с экономическим, социальным, правовым и географическим положением Российской Федерации. Социальный фактор проявляется в неготовности большей части обучающихся высшего образования выступать участником программ мобильности.

Во-первых, 80% при решении вопроса, связанного с мобильностью, приходится на проблему финансирования, поскольку стоит учитывать, что при бесплатном переводе с одного вуза в другой, финансовое бремя на оплату транспортных расходов, питания, проживания, медицинских услуг лежит на плечах студента и его семьи, что тоже является иногда непосильной «ношей».

Во-вторых, мобильность, исходя из особенностей географического положения Российской Федерации, распределена крайне неравномерно. Необходимы большие финансовые ресурсы, чтобы покрыть высокие транспортные расходы для реализации академической мобильности. Так, например, более отдаленные ВУЗы страны от Центральной части России сталкиваются с трудностью преодоления географического положения и недостаточной поддержкой академической мобильности.

Таким образом, географическая протяженность затрудняет интеграцию удаленных от Европы вузов в общее европейское пространство высшего образования.

В-третьих, стоит учитывать национальные особенности российского образования. Высшие учебные заведения не имеют полной автономии, поскольку образование жестко регламентировано законодательно. Не все ВУЗы могут заключать соглашения с иностранными университетами. Одновременная законодательная автономность высших учебных заведений и при этом жесткое подчинение Министерству образования и науки РФ не дают интегрироваться в общеевропейское образовательное пространство в установленные сроки. Выходом из сложившейся ситуации может стать реорганизация системы образования РФ в сторону увеличения свободы вузов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) академическая мобильность среди российских преподавателей имеет низкую популярность, что связано с неравномерностью распределения «уровня мобильности» на территории России, поскольку в регионах он ниже, чем в центре.

2) отмечается расширение русскоязычной диаспоры в странах Европы. В настоящее время бывшие соотечественники составляют сообщества, в целом дружественно относящиеся к современной России.

3) законодательная база для реализации Болонского процесса заложила свое начало, но правовая основа рассчитана только на индивидуальные ситуации и не предполагает массовости, что затрудняет вхождение в единое европейское образовательное пространство;

4) проблемы с нострификацией и невыдачей приложений европейского образца ВУЗами создает дополнительную проблему, которую с дроблением системы образования на два уровня (бакалавр и магистр) ожидалось исключить.

Таким образом, современное состояние академической мобильности зависит от экономического, социального, правового и географического положения Российской Федерации. Пока проблемы, существующие внутри страны, не будут ликвидированы, академическая мобильность как студентов, так и преподавателей будет развиваться очень медленными темпами, что может отразиться на качестве образования в Российской Федерации по сравнению со странами Европы.

Декларация о Европейском пространстве для высшего образования, Болонье, от 19 июня 1999 г.

Емельянова Э. Инновационные подходы в области обеспечения готовности студентов к академической мобильности // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. – 36 с.

Клиот Ю. Роль академической мобильности в инновационном развитии системы менеджмента качества // Вестник ТГПУ, 2013, т. 18, № 1. –340 с.

Петрякова Н. Академическая мобильность преподавателя вуза / Н. Петрякова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы Международн. науч. -практ. конф. Екатеринбург, 23–24 апреля 2015 г. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – Т. – С. 97-100.

Современный мир постоянно находится в движении, мобильность становится повсеместной, составляет повседневную жизнь людей. Развитие академической мобильности как средства преодоления культурных, социальных, экономических и академических барьеров, является одним из примеров, демонстрирующих современные тенденции общественного развития. Сложившиеся реалии интеграционных процессов нашли отражение в формировании Болонской стратегии развития высшего образования. Официальной датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. На 2018 год участниками Болонского процесса являются 48 стран.

‒ по ее субъектам — мобильность преподавателей и студентов;

‒ по ее целям — академическая, исследовательская (для студентов); повышение квалификации (переподготовка), обмен опытом (преподавание), проведение исследований (для преподавателей и студентов);

‒ по формам реализации — реальная, виртуальная;

Мартыненко обращает внимание на то, что под термином «прямая мобильность» принято понимать перемещение студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей своей страны за рубеж, соответственно, «обратная мобильность» — перемещение иностранных граждан с образовательными и исследовательскими целями в свою страну. Основными субъектами академической мобильности являются:

‒ студенты всех циклов высшего образования (бакалавриат, магистратура) и аспиранты;

Согласно положениям Болонской декларации, студенческая академическая мобильность призвана обеспечить интернационализацию, унификацию системы высшего образования, расширение доступа к высшему образованию, профессиональную интеграцию будущих специалистов разных стран и укрепление межнационального сотрудничества. В связи с этим, в последнее десятилетие наблюдается всплеск интереса к исследованиям студенческой академической мобильности в контексте процессов интернационализации систем высшего образования, а также непосредственно проблем реформирования высшего образования в свете Болонского процесса.

Студенческая мобильность (студенческий обмен) – это возможность провести один или два семестра в другой стране в качестве студента или стажера зарубежного университета, не прерывая обучения в своем вузе. Этот процесс носит двух или многосторонний характер: университет не только направляет своих студентов за рубеж, но и принимает у себя иностранных студентов из университетов партнеров, в связи с чем такие программы называют программами студенческого обмена. «Основные цели таких программ:

предоставление студенту возможности реализации индивидуальной траектории обучения посредством приобретения профессиональных компетенций за рубежом;

предоставление студенту возможности познакомиться с культурой и системой образования другой страны, улучшить владение иностранными языками, завести новых друзей;

По нашему мнению, академическая мобильность является значимым компонентом в развитии образовательного пространства России. Она способствует продвижению российского образования на новый, открытый, современный уровень, что позволяет повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг. Также она способствует развитию международного сотрудничества, при этом повышая качество высшего образования.

Гомбоева Д. Академическая мобильность как фактор формирования современного педагога // Образование: прошлое, настоящее и будущее. – 2016. – С. 1 – 4.

Харитонова О. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование. – 2012. № 2. – С. 41 – 44.

Юденко М. Академическая мобильность в свете Болонской декларации // Высшее образование в России. – 2011. №8-9. – С. 107 – 111.

Артамонова Е. , Ставрук М. Академическая мобильность как средство интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. – 2010. – С. 11–20.

Баженова Э. Академическая мобильность обучающихся как важный фактор формирования мирового образовательного пространства // Человек и образование. – 2012. № 3 (32). – С. 133–137.

Ражова надежда Александровна1, Миронова Мария Николаевна11Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 3 курса

АннотацияВ статье рассмотрено понятие академическая мобильность, ее развитие и современное состояние в российских вузах. Представлены результаты исследования, проведенного в НГПУ им. Козьмы Минина, направленное на диагностику современного состояния академической мобильности среди студентов педагогического направления подготовки.

Razhova Nadezda Alexandrovna1, Mironova Maria Nikolaevna11Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 3rd year student

AbstractThe article deals with the concept of academic mobility, its development and current state in Russian universities. The results of a study conducted in NSPU im. Kozmy Minin, aimed at the diagnosis of the current state of academic mobility among students of pedagogical training areas.

Образование в разных странах мира считается главным преимуществом и основным индикатором развития. Можно сказать, что государства ведут конкуренцию не только среди товаров или услуг, но и среди образования. Страны могут быть конкурентоспособными лишь в том случае, когда у них есть высококвалифицированные специалисты, имеющие управленческие навыки, обладающие знаниями наукоемких технологий, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. Тогда будет создана эффективная система образования, способная удовлетворять потребности мировой рыночной экономики.

Для мировых систем образования характерна тенденция развития академической мобильности.

Выделяют два основных вида академической мобильности:

— «вертикальная» это когда студент или преподаватель полностью отправляется на обучение в другую страну;

Нами было проведено исследование, проблем развития академической мобильности среди обучающихся по педагогическому направлению подготовки.

Исследование проведено с использованием метода анкетирования среди студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (НГПУ им. Минина).

Вопросы анкеты были разделены на три блока вопросов. Первый блок касался потребности студентов участвовать в академической мобильности. Второй блок рассматривал вопросы, связанные с возможностями студентов участвовать в академической мобильности. Третий блок был посвящен вопросам, касающимся важности участия в академической мобильности для дальнейшей профессиональной деятельности студентов.

Изучив данные анкетирования, можно сделать вывод о том, что 87% опрошенных желали бы принять участие в академической мобильности. Это говорит о том, что данное явление набирает свою популярность среди молодежи.

Поскольку одним из основных препятствий для участия в академической мобильности для студентов является недостаточное знание иностранного языка или его полное отсутствие. В связи с этим в данном опросе студентам был задан вопрос относительно их знания иностранного языка. После изучения результатов можно сделать вывод о том, что 58% опрошенных изучали английский язык, 25% – немецкий, остальные никак не высказались по этому вопросу, из чего можно сделать вывод, что более углубленно языки не изучались, а знаний, полученных, в школьной программе, явно недостаточно. На вопрос о готовности продолжать изучение языков при недостаточно полном знании 83% опрошенных высказались положительно. Эти данные говорят о том, что явление академической мобильности становится все более востребованным в современном мире.

Однако при употреблении термина “академическая мобильность” студенты чаще всего имеют в виду страны Западной Европы и Северной Америки. В частности, в данном опросе студентам было предложено выбрать страну, в которую они хотели бы отправиться для продолжения своего обучения. Так 58% опрошенных желали бы отправиться в США, 25% – во Францию, всего 9% выбрали Германию и 8% решили не уезжать далеко и отправиться в Белоруссию. Остальные страны, в частности Китай, были совсем не востребованы среди опрошенных студентов, несмотря на то, что отношения России с Китаем стремительно развиваются и, в частности, НГПУ им. Минина уже активно реализуются совместные сетевые проекты. Скорее всего, это связано с трудностью изучения языка, однако, возможно, и престиж стран играет свою роль.

Другой причиной недостаточного развития академической мобильности является личная жизнь студентов. Поэтому длительное обучение в другой стране для некоторых не представляется возможным. Среди опрошенных всего 8% готовы учиться в другой стране 2 года. Остальные голоса распределились так: на год в другую страну желали бы уехать 33% опрошенных, на полгода – 34%, на несколько месяцев – 25%. Это говорит о том, чтонесмотря на готовность участвовать в академической мобильности, время обучения в другой стране в основном остается минимальным.

Также одной из причин отказа студентов от участия в академической мобильности являются денежные средства, поскольку финансирование государства не всегда способно покрыть все расходы. В связи с этим студентам был предложен вопрос о готовности вложить собственные средства, если это понадобиться. Голоса распределились на удивление одинаково – 52% оказались согласны вложить собственные средства в свое обучение в другой стране и всего лишь 48% отказались. Это говорит о том, что студенты понимают важность подобного опыта.

На вопрос о том, какой опыт можно получить от участия в академической мобильности 42% опрошенных ответили, что можно получить новые знания, 40% сказали, что это позволит найти достойную работу, 18% хотели бы поехать в другую страну, просто чтобы завести новые знакомства. Это говорит о том, что большинство студентов понимает, как важно участие в академической мобильности для будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что 84% опрошенных готовы прямо сейчас отправиться в другую страну для обучения.

Наконец, на вопрос о том, нужно ли внедрять данный опыт в университеты, 93% опрошенных высказались положительно. Это показывает, что студенты понимают важность академической мобильности для своей будущей профессиональной деятельности и для развития современной системы образования в целом.

Таким образом, изучив данные анкетирования, можно сделать вывод о том, что в Нижегородском государственном педагогическом университете еще только внедряется академическая мобильность. Однако студенты оценивают развитие студенческой мобильности, как приобретение дополнительных профессиональных компетенций, приобретение самостоятельной жизни и опыта решения организационных вопросов, приобретение международного опыта.

По результатам исследования был выявлен ряд проблем, которые бы возникли у студентов в программе академической мобильности.

Во-первых, большинство опрошенных указало финансовую проблему, потому что половина денежных средств идет из личного бюджета.

Во-вторых, это проблема знания иностранного языка. Многие студенты считают, что изучение иностранного языка не столь важно для будущей профессиональной деятельности. Это происходит потому, что академическая мобильность не достаточно хорошо развита и шанс поехать учиться в другую страну очень маленький.

В-третьих, в российских организациях высшего образования на данный момент преобладает, в основном, краткосрочная мобильность. Это связано с тем, что не все готовы отправиться в другую страну, имея семью.

В-четвертых, одной из причин являются сложности с получением работы во время стажировки в другой стране.

В целом, можно сказать, что данное направление пока еще недостаточно развито в российских организациях высшего образования, хотя ситуация постепенно меняется к лучшему, и при определенных изменениях, направленных на совершенствование российского законодательства в этой области, на улучшение нормативно-методического обеспечения мобильности, на развитие государственной финансовой помощи, на повышение уровня знания иностранного языка, доля как входящей, так и исходящей академической мобильности существенно возрастет.

Все статьи автора «mila. milanovich»

Современные интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, затрагивают и систему высшего образования. В настоящее время формируется единое мировое образовательное пространство, которое выражается, прежде всего, в гармонизации образовательных подходов, стандартов, учебных планов в университетах разных страна мира. Понимая выгоду, которую несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузoв и стран, формирования единого рынка труда, правительства европейских государств рассматривают академическую мобильность как основную задачу и инструмент Болонского процесса.

В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание академическому обмену студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Это вызвано тем, что академическая мобильность – это одно из важнейших направлений процесса интеграции российских вузов в международное образовательное пространство.

Основная цель мобильности – предоставить студенту возможность получить образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где формируются ведущие научные школы, развить познания студента в различных областях культуры. В результате этого:

  • у студентов появляется возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, приобретение более качественных образовательных услуг;
  • для вузов формируются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия;
  • для ученых и преподавателей открываются перспективы плодотворного научного и учебного сотрудничества.
  • рынок труда становится международным, что впоследствии облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров.

Академическая мобильность в российском контексте подразумевает сотрудничество не только с зарубежными вузами, но и с российскими. В этом смысле можно говорить о внешней и внутренней мобильности.

Под внешней (международной) академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях. Под внутренней (национальной) академической мобильностью подразумевается обучение студентов и аспирантов, а также работа преподавателей и сотрудников вуза в ведущих российских университетах и научных центрах.

Необходимо отметить, что внешняя академическая мобильность отличается, прежде всего, от традиционных зарубежных стажировок тем, что студенты едут получать образование за рубеж хотя и на ограниченное, но длительное время – от семестра до учебного года. Во время стажировки они полноценно учатся, изучают не только отдельные дисциплины и язык, но и проходят полный годичный или семестровый курс, который им впоследствии зачитывается по возвращению в основной вуз.

В настоящее время в качестве официального документа в европейскую практику введено «Соглашение об обучении» (ЕСТS Learning Agreement), включающее в себя раздел, который заполняется вузом, отправляющим студента на обучение, с такой формулировкой: «Мы подтверждаем, что предложенная программа обучения утверждена».

Это соглашение подписывают сам студент и координатор факультета направляющего вуза. Такие меры, направлены на студентов, которые планируют получить академические кредиты без особых усилий.

Следует отметить, что академический обмен стал необходимой частью международной деятельности вузов России. Индикаторы мобильности постепенно появляются в различных отчетных формах Министерства образования и науки РФ как показатели эффективности деятельности вузов.

Тем не менее, существует ряд проблем в формировании академической мобильности в России. К ним относятся: неплановый характер этой деятельности, недостаточность материально — финансового обеспечения, нехватка специалистов в данной области, не разработанность специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен.

Анализ табл. 1, составленной по данным Министерства образования России, показывает, что если практически все вузы осуществляют информационную и организационную поддержку развития академической мобильности, то экспертную и финансовую – примерно половина учебных заведений.

Доля вузов, подведомственных Минобрнауки России, осуществляющих поддержку развития академической мобильности по различным направлениям, на начало 2012г.

Направления поддержки вузом развития индивидуальной академической мобильности

Количество вузов, в которых осуществляется поддержка академической мобильности, %

Количество классических университетов, в которых осуществляется поддержка академической мобильности, %

Информационная поддержка

97

100

Экспертная поддержка (оценка качества образования, оценка полезности выбранного курса в рамках, индивидуализированной образовательной траектории)

46

51

Организационная поддержка (помощь в установлении контактов с другим вузом, получение визы и т. )

87

92

Содействие в поиске финансовых ресурсов для осуществления академической мобильности

53

69

Другое

8

9

Изучение опыта российских вузов показывает, что вряд ли можно ожидать большого количества студенческих поездок по программе академической мобильности, особенно на первом уровне высшего образования — на уровне бакалавриата. По мнению экспертов это объясняется следующими причинами:

Наличием большого числа читаемых фундаментальных дисциплин, как обязательного подготовительного этапа последующего профильного обучения. Их объем как по количеству, так и по содержанию тем в области математических и естественных наук с трудом сопоставим с тем, что предлагают основные европейские вузы; что касается гуманитарных и инженерных специальностей, расхождения там меньше, однако они тоже существенны.

Важным аспектом академической мобильности является так же знание иностранного языка. Студент, приезжающий в зарубежный вуз на стажировку по программе обмена, должен свободно владеть либо английским языком, либо языком страны пребывания. Это вызывает необходимость улучшения организации углубленного изучения иностранного языка во всех вузах России, не только языковых.

Опыт Российского университета дружбы народов показывает, что в отношении студентов, которые изъявили желание обучаться по программе академической мобильности в вузе России, также существует ряд ограничений.

Исходя из потенциала аудиторного фонда, численности академических групп и наличия общежитий или жилья в частном секторе необходимо заранее определить примерные квоты на прием. В пределах этих квот следует предусмотреть тестирование кандидатов по курсам,

предшествующим изучению каждой дисциплины , а также по иностранному или русскому языку. При организации обучения на английском или других иностранных языках следует понимать, что чтение лекций и проведение практических занятий должно быть на этих языках и обеспечено достаточным количестве соответствующей учебной литературы. Зачеты и экзамены тоже должны приниматься на иностранных языках.

Опыт ведущих университетов России показывает, что академическая мобильность может быть реализована в следующих организационных рамках:

В настоящее время все больше внимания уделяется реализации совместных программ, которые способствуют модернизации

учебных планов и технологий обучения, повышению конкурентоспособности и качества образовательных программ и содействуют формированию, апробации, корректировке и внедрению общих европейских принципов и моделей высшего образования.

Наиболее популярными формами реализации совместных образовательных программ являются:

  • аккредитованные и валидированные программы – признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета ‐ партнера;
  • франчайзинговые программы – передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;

Значимость совместных программ определяется теми преимуществами, которые они приносят своим участникам:

  • преподавателям создаются гибкие условия для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов;
  • университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, – растущую репутацию и конкурентоспособность.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что академическую мобильность можно рассматривать как средство развития и обновления образовательного процесса и образовательных программ высшего профессионального образования России. Это позволяет уйти от замкнутости российской системы образования, добиваться признания учебных программ, реализуемым российскими вузами, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций выпускников вузов, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг. Несмотря на возникающие проблемы необходимо искать и развивать различные формы осуществления академической мобильности для студентов и преподавателей.

Академическая мобильность студентовПравить

  • Visby (Швеция)
  • Fellowship Program for Studies in the High North (Норвегия)
  • FIRST (Финляндия)
  • Erasmus Mundus
  • DAAD (Германия)
  • North to North
  • Quota program (Норвегия)
  • Barents Plus
  • Tempus

Академическая мобильность исследователейПравить

  • OECD (2011). Education at a Glance 2011. Paris: OECD. p. 320.
  • UNESCO (2006). Globle Education Digest 2006. Paris: UNESCO. p. 34
  • Hans de Wit; Irina Ferencz; Laura E. Rumbley (14 May 2012). «International student mobility». Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 1 17 (Routledge): 17-23. doi:10.1080/13603108.2012.679752
  • UNESCO (2005). Globle Education Digest 2005. Paris: UNESCO
  • OECD (2006). Education at a Glance. Paris: OECD
  • Manuel Souto-Otero; Jeroen Huisman, Maarja Beerkens, Hans de Wit, and SunČica VujiĆ (March 2013). «Barriers to International Student Mobility: Evidence From the Erasmus Program». Educational Researcher. 2 42: 71. doi:10.3102/0013189X12466696
  • ↑ 1 2 3 Klahr, S.; Ratti, U. (2000). «. Increasing engineering student participation in study abroad: A study of U.S. and European programs». Journal of Studies in International Education. 1 4: 79-102.
  • Jo¨ns, Heike (June 2011). «Transnational academic mobility and gender». Globalisation, Societies and Education. 2 9: 183—209. doi:10.1080/14767724.2011.577199
  • Ackers, L (2008). Moving people and knowledge: Scientific mobility in an enlarging European Union. Cheltenham: Edward Elgar.
  • ↑ 1 2 3 4 (French) Olivier Dessibourg, «La Suisse, carrefour de la circulation des cerveaux», Le Temps, Thursday 15 November 2012, p. 14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *