-формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
-овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
-приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в
Главной задачей Программы является создание организационно-
педагогических условий в части воспитания, личностного развития и
социализации детей дошкольного возраста.
Реализация цели и задач Программы воспитания осуществлялась по
основным направлениям (модулям):
-Формирование основ гражданской идентичности;
— Формирование основ социокультурных ценностей;
— Формирование основ физического и оздоровительного воспитания;
— Формирование основ этико-эстетического воспитания;
— Формирование основ социально- познавательного воспитания;
-Трудовое воспитание.
При реализации направления Формирование основ гражданской
Тематические праздники « День народного единства», «День защитника
отечества», «Военно-патриотическая игра «Зарница».
День Победы Тематическая беседа » Никто не забыт и ничто не забыто»,
Открытка для ветеранов, Возложение цветов к памятнику «Наказ матери»,
Акция «Голубь мира», Фотовыставка «Бессмертный полк», Всероссийская
акция » Рисуем Победу
В течении года в детском саду в подготовительной группе реализовывался
проект «У истоков» , дети знакомились с народными праздниками:
— » Семёнов день » — прощение с летом, встреча осени;
-Фольклорный праздник « Капустные посиделки» дети познакомились с
русской традицией после уборки урожая -устраивать посиделки, веселиться;
— «Встречаем Масленицу!»;
— Народный праздник «Кузьминки»
Реализация направления Формирование основ социокультурных
прошли праздники: «Первый день сентября», «Осень в гости к нам
пришла», «Новый год», «8 марта- мамин праздник» , «Космическое
3 направление Формирование основ физического и оздоровительного
воспитания прошли такие мероприятия:
Итоги первого этапа апробации примерной программы воспитания позволили выявить затруднения, которые испытывают педагоги при написании текста своей рабочей программы. Остановимся на типичных затруднениях.
К сожалению, в ходе апробации появлялись рабочие программы, в которых описанные особенности школы никак не были связаны с сформулированными в рабочей программе задачами, а те, в свою очередь, с содержанием реальной воспитательной деятельности, которой занимаются педагоги школы.
Препятствием для работы школ по разработке программ воспитания стала необходимость их участия (в связи с распоряжениями региональных и муниципальных органов управления образованием) в мероприятиях сторонних ведомств – например, ГИБДД, МЧС и т. И как следствие, для некоторого числа школ проблемой оказалось нехватка времени, отведенного на разработку программ воспитания.
Иногда школы, привыкшие за последние годы разрабатывать большие документы, старались добавлять в свои программы больше текста, даже, если в этом не было никакой необходимости. Иногда это были тексты «прошлых» программ или материалы, которые школы готовили к каким-то конкурсам и т.
Встречалась проблема неуместного наукообразия стиля школьной программы воспитания. Из-за чего программы становились похожими не на описание направлений, способов и форм предстоящей работы с детьми, а на неудавшиеся научные статьи. Бывало, что они не отражали реальной работы школы.
Трудностью для педагогов оказалось соотнесение заявленных в основной части программы направлений, форм и содержания деятельности школы и конкретизация их в своих планах воспитательной работы. Программа воспитания и план воспитательной работы одной и той же школы оказывались документами «про разное».
Педагогам оказалось сложно соотнести задачи воспитания, которые заявляет школа в своей программе с содержанием воспитательной деятельности, которую она описывает в разделе «Виды, формы и содержание деятельности».
Кроме того, для педагогов оказалось сложным так описать содержание деятельности в рамках добавляемых ими новых модулей программы, чтобы можно было увидеть воспитательный потенциал реализуемых дел и мероприятий, а также соответствие проводимых мероприятий возрастным особенностям школьников.
Анализ показал, что большинство школ включили в свою рабочую программу воспитания все предложенные вариативные модули, но описать содержание и специфику деятельности в каждом из них им удалось лишь частично. Это могло быть связано с установкой, что нужно обязательно все модули включить в свою программу. А это совсем не так.
Случалось и так, что школа не выделяла в собственной рабочей программе свой собственный вариативный модуль, хотя особенности школы, описанные в первом разделе, прямо указывали на такую возможность (к примеру, описаны школьные музеи в первом разделе программы, а далее в программе об этой деятельности речи не идет).
Как уже говорилось, иногда модули, добавляемые школами в программу, самостоятельно не соответствовали деятельностной логике построения программы.
Стереотип, связанный с тем, что воспитание дискретно и осуществляется по направлениям, оказался живуч в некоторых программах, где появлялись модули «Патриотическое воспитание», «Экологическое воспитание» и т.
Анализ текстов программ позволил увидеть, что существует проблема непонимания педагогами воспитывающей сути таких педагогических феноменов как самоуправление, коллективное творческое дело, волонтерство, непонимание способов реализации воспитательного потенциала урока.
Более половины экспертов отмечали некорректное использование педагогами понятийного аппарата теории и методики воспитания при написании программы.
Эксперты столкнулись с тем, что описание инвариантных модулей «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Работа с родителями» и «Профориентация» носит формальный характер. Это при том, что эти виды деятельности педагога, может быть за исключением последнего, точно присутствуют в любой школе. То есть проблема заключается в том, чтобы помочь педагогам увидеть их воспитательный потенциал и научиться его использовать и описывать.
Иногда вместо характеристики направлений анализа воспитательного процесса в школе авторы школьных программ размещали в них результаты самого анализа. Это лишнее, т. , во-первых, удлиняет текст программы, а во-вторых, — каждый год эти результаты устаревают, и школе придется постоянно обновлять этот раздел, следовательно, ежегодно переписывать программу. Это противоречит замыслу разработчиков о сокращении школьной документации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Чадана
Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
«Актуальные проблемы в воспитательной работе подростков ,
пути их преодоления»
Выполнила работу: Монгуш Светлана Олеговна
МБОУ СОШ № 3 города Чадана
В настоящее время есть тенденции ослабления воспитательной роли семьи, невыполнение функции социализации детей родителями. Учитывая все, что происходит вокруг нас, мы должны задуматься над тем, каких последствий можно ожидать. Таким образом, вопросы эффективного воспитания подростков выходят на первый план. Воспитание – это главная функция общества. Это вид человеческой деятельности, который имеет осознанный целенаправленный характер.
Воспитание – это передача нравственного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни. Многие исследователи и ученые отмечают значимость воспитания для любого гражданина. Вопросы воспитания есть в творчестве наших знаменитых русских писателях. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) утверждал, что из всех наук которые обязан знать каждый человек, главным является наука о том, как жить делая меньше зла и как можно добра. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) говорил о том, что нужно заниматься воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к своему поведению. По его мнению особенно нужно уделить внимание к делу воспитания в начальной школе, так как дети в этом возрасте уже будут сознательными. Также Антон Григорьевич Рубинштейн, русский композитор, музыкальный педагог заявлял, что в создании личности школьника нужно направить интерес в формирование моральных свойств.
Ребенок должен знать сущность моральных свойств в поведении. Но, как мы видим эти авторы не затрагивают роль семьи в воспитательном процессе. С самых ранних времен существования человеческого общества старшие поколения занимались воспитанием своих детей: прививали им определенные нормы поведения, формировали различные нравственно-духовные качества. От того, какое воспитание получит ребенок, зависит его дальнейшая судьба, ведь процесс первичной социализации личности происходит именно в семье.
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, заботятся о своих детях и их будущем. К сожалению, в современном обществе – веке информационных технологий институт воспитания находится в критическом состоянии, этому способствуют различные факторы. Так, например, А. Макаренко, выделял следующие причины неблагополучия в семейном воспитании:
1) неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
2) гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
3) непоследовательность и противоречивость воспитания (разрыв между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованность педагогических действий родителей и бабушки и т
4) несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
5) негибкость родителей в отношениях с детьми;
6) аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье атмосферу суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;
7) тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляя их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
8) авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле;
9) категоричность суждений, приказной тон, навязывание своего мнения и готовых решений, стремление к установлению строгой дисциплины и ограничению самостоятельности детей, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка;
Эти проблемы актуальны и для современной России. В поведении детей становится все больше насилия, злобы, ненависти, жестокости. Наша страна очень изменилась за последние два десятилетия – в условиях рыночной экономики, свободы, развития информационных технологий, мы совсем забыли о воспитании своих детей, переложив функции воспитателя, советчика, в конце концов, просто друга своего ребенка на детские сады, школу, улицу.
Однако вне семьи ребенок не может получить достойного воспитания, современное общество в первую очередь сформирует у него такие качества как: эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Уровень современного развития общества ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая, не менее важная, кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей. Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Как результат — в России треть детей рождается вне брака, в то время как 20-30 лет назад вне брака рождался 1 из 20 детей. Конечно, сейчас мы не используем унизительного термина «незаконнорожденные дети». Формально дети из неполных семей имеют такие же права, как и все остальные. Но в большинстве случаев они получают меньше заботы, меньше материальных благ и меньше любви. А ведь ребенок, выросший без любви, обделенный в чем-то, не сможет в полной мере приносить благо другим. А это уже беда.
Современные родители разучились проводить время со своими детьми, доказательством этого является то что, ребенок сидит дома в своей комнате за компьютером и никому не мешает – с ним не нужно гулять, он не шумит, не бегает, не разбивает коленки во дворе, просто чудо, а не ребенок. А какие передачи он смотрит, и в какие компьютерные игры он играет, родителям все равно! Им некогда узнать, о чем думает их ребенок, что ему интересно, ведь по их мнению они делают всё для своего чада – зарабатывают деньги, упуская самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.
В средствах массовой информации присутствует все больший поток насилия, порнографии, жестокости. Главная задача семьи, в таком случае заключается в том, чтобы оградить детей хотя бы отчасти, от этого негатива, которого вокруг нас так много. В настоящее время остро встала проблема детской беспризорности Брошенные родителями дети из неполных или неблагополучных семей – яркий пример того, что институт воспитания переживает не самые лучшие времена и, что государство не справляется с решением этой проблемы. До сих пор нет по-настоящему четкой программы помощи семье и эффективных законов, наказывающих родителей за то, что они бросают своих детей, отсутствует пропаганда моральных устоев семьи.
Реальностью современной России является увеличение числа детей-сирот, заботу о которых берет на себя государство. Их можно разделить на две группы: дети, лишившиеся родителей, и социальные сироты, т. сироты при живых родителях, можно еще выделить группу детей, находящихся под угрозой потери семьи (это беспризорные и безнадзорные дети; дети, ушедшие из семей, дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей).
Экономический масштабный кризис, охвативший нашу страну несколько лет назад, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и послужил развитию многих социальных проблем: увеличение количества детей, родившихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между супругами; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека – алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. Как следствие этого – растет число неблагополучных семей. Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм – от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Дети России» (2003–2006 гг. ), что ставит решение данной проблемы в число первостепенных в педагогической теории и практике. Таким образом, эти и многие другие проблемы, связанные с формированием личности в условиях неправильного семейного воспитания, требуют особо бережного отношения к детям, входящим в группу риска. Эффективное решение проблем подобных семей возможно только на основе объединения усилий всех социальных институтов общества. Таковы, по моему мнению, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом.
№Название правонарушенияСколько раз совершено1Наркотики32Грабеж23Кража154Легкий вред здоровью1 Всего правонарушений:21
По мнению специалистов ОПДН Дзун-Хемчикскогокожууна, главная причина совершения подростками правонарушений:
- Пассивность родителей, отсутствие с их стороны ответственного отношения по воспитанию своих детей. Особенно в вечернее время нет контроля.
- Отсутствие у родителей правовой культуры
- Подростки не посещают внеурочные занятия
- Нет слаженной взаимной работы родителей и других субъектов профилактики
Пути преодоления и снижения правонарушений:
- Регулярное проведение родительских университетов с целью пробуждения в родителях ответственного отношения к воспитанию своих детей
- Активизировать работу всех субъектов профилактики
- Дать понять родителям того что школа не является единственным местом воспитания детей, главное это работа родителей
- Снижение употребление родителями спиртных напитков
- Слаженная взаимная работа семьи и других субъектов профилактики.
В целях практическое изучения проблем воспитания, нами был проведен письменный опрос учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ № 3 города Чадана. Всего в анкетировании участвовали 95 учащихся, из-них 56 девочки, 39 – мальчики. В ходе анкетирования выявлено, что мальчики отвечали на вопросы плохо, не имеют элементарных навыков излагать свою мысль, или же им лень было отвечать на вопросы. Многие учащиеся не ответили на вопросы. Девочки на вопросы анкеты отвечали очень хорошо, давали полный ответ, отнеслись серьезно. Все это говорит тоже об уровне воспитания, из этого следует что мальчики не обладают достаточным уровнем воспитания. Цель анкетирования: выявление проблем в воспитании учащихся по мнению самих подростков, узнать частые виды правонарушений самих подростков. Анкета состоит из 11 вопросов. Первый вопрос выявляет сложности и проблемы в поведении у современных учащихся Тувы. Ответы учащихся распределились следующим образом:
Употребление алкоголя и наркотиков, курение -31
Интернет зависимость, зависимость от телефона — 16
Опоздания учащихся на уроки, так как сложно вставать по утрам — 15, особенно мальчики, это доказывает тот факт что мужское население изнеженное, родители мальчиков не уделяют физическому воспитанию детей, отсутствует выносливость.
В ответах, учащихся отсутствовала еще одна важная проблема — употребление в лексиконе нецензурного выражения, бранных слов. Видимо для учащихся использование жаргонных слов является нормой, они привыкли к тому что сверстники употребляют такие слова, по этому поводу они не показали тревогу.
Второй вопрос анкеты: Что больше всего тревожит в поведении сегодняшних учащихся нашей школы? Какие виды правонарушений больше всего совершают ученики нашей школы? На первом месте, по мнению учащихся «драка», всего выбрали этот вариант 30 учащихся.
Дальше ответы распределились следующим образом:
Опоздания на уроки: 16
Курение – 14, было уточнение о том, что с силой заставляют курить.
Нахождение в общественном месте после 22 часов вечера – 4
Третий вопрос: «Что главное в воспитании детей? Учащимся предложены несколько вариантов:
уважение личности ребенка — 29
материальное обеспечение ребенка — 19
Таким образом, по мнению самих учащихся в процессе воспитания главное это любовь и моральная поддержка со стороны взрослых, только через любовь, моральную поддержку и уважение к личности ребенка можно достичь эффективных методов воспитания.
Четвертый вопрос: «Что мешает взрослым успешно воспитать своих детей?»
На первом месте:
Пятый вопрос: «Кто оказывает больше внимания на ваше воспитание?»
друзья –13 («Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты» — это изречение использовала одна ученица
учителя – 16 – учителя заняты документацией.
Другие члены семьи — 14
Анализ ответов учащихся показывает то что, больше всего их воспитанием занимаются родители, что очень хорошо, но вопрос насколько эффективная идет воспитательная работа. В другом случае ученики хотят видеть родителей главными воспитателями для себя. Что касается учителей, возможно по мнению учащихся учителя в школе больше учат детей, воспитанием не успевают заниматься, так как мы знаем загруженность учителей.
Шестой вопрос: «Как лучше воспитать примерного ребенка?».
На основе любви и поддержки – 31
Уделять много времени ребенку, часто разговаривать с ребенком – 19
Седьмой вопрос: «Как ты думаешь, главное семейное воспитание или школьное воспитание?»
Школьное – 17
Дети понимают важность семейного воспитания, действительно семья должна выполнять функцию воспитания, но нужно воспитательную работу в семье нужно строить эффективно и грамотно. Кроме того, семья выполняет функцию первичного контроля.
Восьмой вопрос: «Кто больше занимается твоим воспитанием?»
Бабушка – 17
Из ответов школьников видно то что в большинстве случаев в семьях воспитанием детей занимается мать, на втором месте отец. Мы должны понимать то что в неполных семьях воспитанием занимаются другие близкие родственники.
Девятый вопрос выявляет отношение учащихся к наказанию детей из-за нарушения дисциплины. Большинство ответили, что наказание должно быть. Всего так считают 17 учащихся
Десятый вопрос: «Считаешь ли ты себя воспитанным?»
50%50 – 2
Почти воспитанный — 1
Немножко – 1; У каждого есть плохая сторона – 1
11 вопрос: «Почему бывают невоспитанные дети, которые совершают правонарушения?»
Дело в самих родителях, из-за их плохого поведения – 25
Плохие компании и друзья – 15
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка: учебное пособие. М.: Академия 2006. – 512с.
- Кулик Л.А. Семейное воспитание: учебное пособие. М.: Просвещение 2003. – 175с.
- Лазарев А.А. Семейная педагогика: учебное пособие. М.: Академия 2005. – 214с. 4. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник М.: ИНФРА-М, 2009 — 560 с.
Опросник для учащихся 8-11-х классов МБОУ СОШ № 3 города Чадана.
Уважаемый ученик! Мы просим тебя ответить на вопросы полно, четко и честно. Ваши ответы очень важны для нас.
Ваш пол: Возраст: Класс:
- Что больше всего тревожит в поведении сегодняшних учащихся нашей школы? Какие виды правонарушений больше всего совершают ученики вашей школы?
- Что главное в воспитании детей:
любовь к детям
- По твоему мнению, как лучше воспитать самого примерного ребенка?
- Как ты думаешь, главное семейное воспитание или школьное воспитание?
- Кто больше всего занимается воспитанием детей в вашей семье: отец, мать, сестра, брат, дядя, тетя, бабушка, дедушка, отчим, мачеха.
- Твое отношение к наказанию, если ученик нарушил дисциплину?
- Считаешь ли ты себя воспитанным?
- Почему и по какой причине бывают не воспитанные дети, которые совершают правонарушения?
Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО
Государственная образовательная политика
(ст. воспитатель: Чепыжная Н
Система дошкольного образования, подвергавшаяся модернизации с конца XX века, целенаправленно продолжила меняться и в XXI веке. Данные изменения нашли сначала своё отражение в федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009).
Следующий этап модернизации (реформирования) дошкольного образования — разработка федерального государственного образовательного стандарта (2013). О том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, по мнению А. Асмолова, было известно давно.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, впервые признал дошкольное образование уровнем общего образования. Поэтому образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, т. потребовался ФГОС — такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т», то есть требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения. Но с одним принципиальным ограничением: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми в рамках третьего «Т» быть не должно.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Он был утвержден приказом Минестерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. В результате дошкольные образовательные организации получили документ, аналогов которому ещё не было – ФГОС ДО. Опираясь на фундаментальные закономерности развития ребёнка, ФГОС ДО вводит в деятельность детских садов ряд принципиально новых моментов.
Об ориентирах стандарта и о том, что он изменил в работе детских садов
Как председатель рабочей группы по разработке ФГОС Александр Григорьевич считал, что «нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».
ФГОС – это требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано уровнем образования и должно работать в соответствии со стандартами.
- единство образовательного пространства РФ;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания программ соответствующего уровня образования;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП и результатам их освоения.
Стратегия развития дошкольного образования:
детство ради детства
(воспитатель: Попова М
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.
Поэтому технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Обучение должно входить в его жизнь через ворота детской игры. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.
- (А. Вишневский) – ценность ребёнка на первом плане. Политический детоцентризм – когда большинство политических решений должно быть связано с миром детей, «
- – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку.
Российская модель дошкольного образования, по мнению разработчиков ФГОС, до сих пор была основана на представлениях о детстве 40-летней давности, т. не проводились психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт.
Установлено, что современные дети гиперактивны, любознательны, у них повышена потребность к восприятию информации; объём долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; они требовательны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых, проявляют протест, вплоть до агрессии. Установлено, что современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В сознании современных дошкольников доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность.
Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять. Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности.
Чем отличаются современные дети?
- Требуется изменение содержания.
- Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении).
- Слабое здоровье -Требуется изменение методики (от интересного не устают)
Современные дети – это продукт эволюции Природы и Общества. Если раньше можно было сказать и показать ребёнку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отошений на основе доверия и понимания. У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести.
Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:
- гарантии полноценного развития ребенка;
- защита его от некомпетентных взрослых;
- регулирование и повышение качества педагогического процесса;
- создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.
ФГОС является основой для:
- разработки Программы (ООП);
- разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее — примерные программы);
- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
- объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
- формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт направлен на достижение следующих целей
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС включает в себя требования к
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Мнение, что примерная программа должна быть одна – это шаг назад. Позиция разработчиков стандарта – вариативность программ даст возможность жить любой программе. ФГОС поддерживает не только вариативность программ, но и форм реализации дошкольного образования. Но сложность работы в настоящее время состоит в том, что проекты этих программ ещё не прошли проверку и пока не имеют соответствующего грифа.
Дошкольные образовательные учреждения разрабатывают самостоятельно ООП в следующем соотношении:
- 60% — базовая часть – это ПООП, сделать ссылку и приложить книгу;
- 40% — это региональный компонент, это творчество, педагогические находки, это парциальные программы.
Для написания ООП ДОУ создается специальная рабочая группа внутри организации, работа которой определяется Положением о разработке ООП.
ФГОС об оценке развития детей
Опасность того, что родителям и ребенку будет навязываться мониторинг оценки развития, сведена к минимуму нормативными положениями стандарта. «С точки зрения нормативно-правовых вещей он даже избыточен», — заметил директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
Любой мониторинг, по его словам, должен будет служить двум целям – подбору и пониманию траектории развития ребенка и, второе, – коррекции и выбора парциальных программ. Таким образом, в отличие от других стандартов, контроль будет касаться контроля условий, в которых развивается ребенок. «Стандарт развития, по сути, сделан так, чтобы мы не вступили на скользкую и минную территорию, когда в дошкольных учреждениях появится человек с тестом в руках», (А. Асмолов).
ФГОС начального образования в качестве целевых ориетиров имеет формирование универсальных учебных действий, соответсвенно ФГОС дошкольного – фомирование предпосылок универсальных учебных действий.
Основные группы общеучебных умений:
- (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
- (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
- (учиться оценивать результаты своей работы).
Итак, можно выделить следующие важные моменты
- В ФГТ было выделено 4 основных направления деятельности ДОУ: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. В ФГОС их 5. Казалось бы отличие небольшое – познавательно-речевое направление разделилось на 2 отдельных.Но ФГТ можно было скорее определить как обучение области познания с помощью мышления, тогда как ФГОС – воспитание мышления в процессе познания.Принципиально важна замена социально-личностного направлнения на социально-коммуникативное (где предполагается работа по формированию у детей активной позиции, наличия собственного мнения, способности договариваться, обосновывать свою точку зрения, но осуществлять это в корректной форме).
- ФГТ выделял 10 образовательных областей, ФГОС принимает 5 образовательных направлений развития детей за образовательные области, т.е. развитие физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
- Основные формы работы с детьми, виды детской деятельности в ФГОС остались те же, что и ФГТ – это преемственность двух документов. Также сохраняется принцип комплексно-тематического построения программы и соответственно планирования.
- Традиционно целью образовательной программы считалось «всестороннее развитие ребенка». ФГОС отказывается от этого расплывчатого термина и рекомендуе развитие детей в пределах основных выделенных пяти областей.
- ФГОС ДО предполагает разумный подход к идее интеграции, не отрицает её, но и не принуждает интегрировать все во всем, подразумевая комплексный подход к взаимодополняющим 5 областям развития.
- ФГТ предлагал реализацию программы в 3-х основных формах (НОД, св. деятельность, образование в режимных моментах). ФГОС дает больший простор для педагогического творчества: это формы игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ, причем ребенок не обязательно должен замечать, что его учат.
- ФГОС ДО уделяет много внимания развитию детской самостоятельности, поддержке детской инициативы, возможности выбора детьми материалов для творчества, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Предпочтение отдается интерактивной модели образования, где процесс обучения ведется в условиях постоянного, активного взаимодействия воспитанников, где педагог и ребёнок – равноправные субъекты образовательного процесса. Такая модель предусматривает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, исследовательскую и проектную деятельность, совместное решение проблемных ситуаций.
- При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для:
- индивидуализации образования, построения индивидуальной образовательной траектории ребёнка;
- оптимизации работы с группой детей.
- Конечной целью деятельности ДОУ выступает не приобретение детьми определенной суммы знаний (как это принято для школы и потом перенесено в ДОУ), а формирование определенных черт и свойств личности ребенка. Итоговые результаты, к которым обязан стремиться педагог ДОУ в своей работе, ФГОС формулирует как целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
- На основе ООП ДОО педагогом разрабатывается рабочая программа педагога. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения (решением педагогического совета).
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
- Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО, 2014г.
- Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: методические рекомендации, 2010г.
- Уманская Н.В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» №7-2014
- Нечаев М.П., Романова Г.А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» №7-2014