Что происходит с образовательными программами и преемственностью системы при применении ФГОС?

Библиографическое описание

Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением была всегда. Переход от дошкольного к школьному детству считается сложным. На дошкольной ступени обучения формируются личностные качества, социальные умения и навыки будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе и основой успешного обучения.

Применение федеральных государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования предполагает преемственность в работе детского сада и школы. Целостность образовательной среды — это важный приоритет развития образования в России.

Преемственность подразумевает непрерывный процесс развития, воспитания, обучения детей. Выделяют следующие параметры преемственности:

− преемственность в содержании обучения и воспитания;

− преемственность в формах и методах работы;

− преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Главной задачей преемственности является построение единой содержательной линии между детским садом и школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу.

Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей, работа происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка, осмысление происходит на более высоком уровне.

Дошкольные образовательные организации ориентируются, в свою очередь, на требования школы, воспитатели и специалисты формируют у будущих первоклассников те знания, умения и навыки, которые необходимы для школьного обучения.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие детей, углубление их знаний, усложнениетребований к их умственной деятельности, формирование личного, а также общественного поведения.

При выборе образовательного учреждения, образовательной программы и учителя начальной школы необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое. Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы, знакомство с образовательными программами школы до поступления ребёнка в первый класс, помогут определиться и с выбором школы, и предотвратить возможные негативные последствия.

Еще одна сторона в преемственности дошкольной образовательной организации и школы — содержание дошкольного образования выстраивается в школьной логике, практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, математике, вместо развития познавательных процессов. Игра в детском саду вытесняется учебными занятиями. Это повышает нагрузку, вызывает переутомление и ухудшение здоровья детей, снижает учебную мотивацию, провоцирует неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Поможет исправить эту негативную практику и сохранить здоровье детей формирование у педагогов понимания значимости процесса развития детей, а не накопление знаний. В начальной школе в первых классах важно использовать игровые технологий, это способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения, т. резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезадаптации детей.

Многочисленные привычки, навыки, знания, сформировавшиеся в детском саду, составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.

С какими же трудностями сталкиваются воспитатель детского сада и учитель начальной школы? Прежде всего, это разные уровни физического и психического здоровья детей, разный уровень знаний и сформированность универсальных учебных действий обучающихся, разная степень мотивации к обучению. Чтобы у детей к учебной деятельности развивался интерес, педагоги следуют единым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов образования. Образовательную деятельность организуют так, чтобы ребенок активно вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, сам действовал, сам решал вопросы проблемного характера. Образовательная деятельность должна быть увлекательной и разнообразной для детей, ребенок должен понимать важность изучаемого материала для дальнейшего применения в жизни. Чтобы новый материал хорошо усвоился, необходимо, чтобы он был связан с тем, что дети усвоили ранее, задания должны быть по силам ребенку, важно создавать у детей ситуацию успеха, т. положительная оценка стимулирует их познавательную активность.

Чтобы избежать трудностей в преемственности необходимо, чтобы у воспитателей и учителей было единство взглядов на воспитательно-образовательный процесс, должно быть взаимодействие всех участников образовательной деятельности — ребенка, родителей, воспитателей и учителей, выработаны единые цели, задачи и способы достижения намеченных результатов.

Чтобы скоординировать деятельность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходимо заключить договор между образовательными учреждениями и составить проект совместной деятельности по обеспечению преемственности между детским садом и школой.

Важно проводить открытые школьные мероприятия для родителей и воспитанников подготовительных групп детских садов, такие как «День открытых дверей», «День Знаний», экскурсии в школу, библиотеку, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, выставках.

Педагоги могут разработать пакет документов по диагностике и коррекции развития детей по обеспечению готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а также планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе. Результаты итоговой диагностики будущих первоклассников необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.

Работа по преемственности даёт возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. Также целесообразно проводить мониторинг уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода. Это позволит отразить особенности развития детей в период перехода от игровой к учебной деятельности, осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением, зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы.

Педагоги начальной школы и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывать специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей (законных представителей) детей, учитывать мнение детей.

По определению Даниила Борисовича Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы».

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность, дошкольное образовательное учреждение, образовательная программа, совместная деятельность, учебная деятельность.

Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой. В первые, эта проблема остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Сейчас, полвека спустя, в преддверие 2015–2016 учебного года проблема преемственности вновь достигает своего пика. Это связано с тем, что выпускники начальной школы все 4 года учились по ФГОС, а основная школа работала по старым стандартам. Таким образом, встает проблема не только преемственности учащихся при переходе из начальной в основную школу, но и проблема преемственности ФГОС начального и общего образования.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса.

Четвертый год обучения в начальных классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников УУД.

Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом, отсутствие индивидуального подхода к учащимся.

В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8–12, но самое главное –учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше.

Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться.

Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.

Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?

В нашей школе, в течение нескольких лет, педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. За годы работы сложились определенные требования, которые предъявляются учителям I и II звена, во избежание низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов.

В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя обращают на выставление отметок.

Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы обмениваются своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника.

Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.

Учителя, выпустившие 4 классы, постоянно поддерживают контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учителя начальной школы дают подробную письменную характеристику на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно проводятся мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников.

Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать.

Для решения этих проблем учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родителя принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, даются рекомендации.

Анализ результативности за эти годы позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.

В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, основная школа, учитель, проблема преемственности, класс, начальное звено, классный руководитель, основное общее образование, педагогический коллектив, подростковый возраст.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И

НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

«Быть готовым к школе –

не значит уметь читать,

писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться»

Данные слова принадлежат доктору психологических наук Леониду Абрамовичу Венгеру.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс.

С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Николай Николаевич Поддьяков, сохраняет «радость детства».

С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Таким образом, преемственность − это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не просто к новому, а именно к новым требованиям следующей ступени образования.

В последнее время большую роль в понимании сути преемственности сыграли вопросы построения системы непрерывного образования, реформы образования. Отстаиваются позиции гуманизации всей структуры образования, утверждается личностно-ориентированный подход. Отсюда и принципиально новые модели построения воспитательно-образовательного процесса, опирающегося на закономерности развития личности ребенка, становление его социальной активности.

Проблема преемственности в обучении и воспитании является комплексной, ее разрешение требует совместных усилий специалистов различных областей: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Поэтому ее нельзя определить лишь как взаимосвязь между отдельными элементами педагогического процесса в детском саду и начальной школе. Так, Александр Владимирович Запорожец отмечает, что под преемственностью следует понимать «. внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и начального детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени формирования личности к другой».

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна вестись, исходя из принципа «не навреди», и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Одним из результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой — в дошкольном, учебной — в младшем школьном) как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и безболезненной адаптации к последующей ступени образования.

Под преемственностью следует понимать, с одной стороны, необходимость установления диалектической взаимосвязи между различными этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой – создание благоприятных медико-биологических, психолого-педагогических условий в деятельности дошкольных организаций и начальной школы для обеспечения этого развития, а также овладение знаниями, умениями, нормами и правилами поведения в обществе.

В школах с 01. 2011г. введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

В дошкольных организациях с 01. 2014 введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от « 17 » октября 2013 г. № 1155) утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Введение ФГОС дошкольного образования – это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс, — так считает Скоролупова Оксана Алексеевна.

Введение Государственных Образовательных Стандартов к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных организаций в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования.

Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Для этого разработан план взаимодействия муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Медико-биологический лицей» г. Саратова и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова на учебный год,

Цель которого — построение единой линии преемственности связей между МАОУ «МБЛ» и МАДОУ «Детский сад № 211», обеспечивающей эффективное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

Работа проводится на основе договора о сотрудничестве Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Медико-биологический лицей» г. Саратова и муниципального автономного дошкольного образования «Детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова.

Предмет договора: осуществление взаимодействия учреждений образования: МБЛ и ДОУ с целью преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения, учебной деятельности.

Цель договора: Совместная разработка и реализация моделей взаимосвязей образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность: в программах, передовых педагогических технологий; формах и методах работы с детьми; осуществлении педагогического сотрудничества с родителями.

По итогам прошлых учебных лет, была проведена диагностика — аналитических сведений о выпускниках МАДОУ «Детский сад № 211». Где видно, что родители преимущественно выбрали МАОУ «МБЛ».

Год2013201420152016№ МОУ «СОШ»МАОУ «МБЛ»15151114МОУ «СОШ № 55»21198МОУ «СОШ № 49»1512МОУ «СОШ № 61»1221МОУ «СОШ № 63»1111МОУ «СОШ № 60»1411Гимназия № 87-2-3

Система преемственности работы МАДОУ «Детский сад № 211» и МАОУ «МБЛ»: изучение программы; взаимопомощь; обмен опытом; совместное проведение мероприятий, праздников; посещение уроков в первом классе воспитателями; посещение занятий в подготовительной к школе группе учителем; совместные педагогические советы.

И так, самое главное в образовательном процессе детского сада, это не потерять связь между детским садом и начальной школой.

Основным критерием эффективности такого сотрудничества, согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», выступает достижение целей непрерывного образования: как промежуточный результат — связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования; как итоговый результат – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие ребенка, воспитание нравственного человека.

Педагогам для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.

Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа «настоящего школьника» всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом.

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования

Кочеток Наталья Геннадьевна

В данной статье рассматриваются основные вопросы приемственности дошкольного и начального образования. Эти вопросы связаны с новыми федеральными стандартами образования. В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из первых наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным периодом и школой.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Актуальность проблемы преемственности обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования, в том числе данная проблема связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

– единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

– единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

– общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Так например,  в Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования на дошкольном этапе:

•        воспитание нравственного человека;

•        сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; – процесс успешной социализации ребенка; – развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; – сохранение и укрепление здоровья детей. Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:– результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей; – результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке). Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. Решение

данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.

Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в  детском саду  необходимо применять такой метод  работы как «проектная деятельность». Где дети самостоятельно ставят перед собой задачу  и пытаются найти пути ее решения. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Поэтому, в детском саду необходимо вести работу по  ознакомлению детей со школой посредством экскурсий в школу, посещением  школьных мероприятий, совместное проведение мероприятий с учащимися и учителями. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов  друг о друге. Так же важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательных  учреждениях.

Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

-методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к  выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются педагогами ДОУ и школы и т

-работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями организация совместных мероприятий);

-работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей  для успешного обучения в школе).

Таким образом, преемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, если

—       будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;

—       созданы сопряженные учебные планы;

—       определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и

—       обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

Журнал «Начальная школа».

Овчарова «Практическая психология в начальной школе».

Закон об Образовании

Концепция непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Федеральный государственный стандарт дошкольного

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *