Педагогическая экспертиза в системе образования

Необходимость проведения экспертизы образовательных программ

Экспертиза образовательных программ – это процедура проверки качества образовательных программ: их содержания и составных компонентов, условий реализации, учебного плана деятельности.

Экспертиза образовательных программ является процедурой консалтингового сопровождения всех компонентов образовательной программы: начиная от ее составления, планирования и, завершая оценкой условий ее реализации, методического обеспечения и составленных на ее основе рабочих программ отдельных педагогов.

Независимая экспертиза является необходимым условием составления качественных образовательных программ на разных уровнях обучения и залогом их продуктивной практической реализации в образовательном процессе.

Проведение экспертизы образовательных программ обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Проверка соответствия образовательной программы законодательству;
  • Проверка соответствия структуры образовательной программы требованиям, прописанным в Федеральных стандартах — ФГОС;
  • Проверка рациональности содержательного аспекта образовательной программы;
  • Соблюдение организационных условий реализации образовательных программы на конкретных уровнях и этапах обучения;
  • Предоставление в ходе экспертизы полной информации об освоении образовательной программы;
  • Объективность оценки образовательной программы и итогов ее усвоения учащимися с учетом специфики реализации системно-деятельностного подхода.

Целевое назначение проведения экспертизы образовательных программ всех уровней образования

Проведение экспертизы образовательных программ всех уровней образования нацелено на отбор рациональных программ и их внедрение в образовательную практику. Предполагается выбор продуктивных программ для массового обучения учащихся общеобразовательных школ, воспитания дошкольников и освоения различных специальностей на среднем профессиональном и высшем образовательном уровне.

А уровне органов управления образованием, экспертиза образовательных программ связана с методом формирования информационной базы для принятий управленческих решений т. формированием образовательных программ, отвечающих современным социальным реалиям, социальному заказу, направлениям образовательной политики.

Исходя из целевого назначения проведения экспертизы образовательных программ, можно выделить следующие основные задачи ее реализации:

  • Принятие решения руководством учебного заведения о выборе конкретной образовательной программы, которая будет положена в основу проектирования собственной;
  • Продвижение авторских образовательных программ на рынке образовательных услуг;
  • Разработка методических основ образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения, исходя из структуры и содержания образовательных программ;
  • Продуктивное прогнозирование итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период;
  • Выявление потенциала развития образовательной деятельности конкретного учреждения, образовательного процесса на определенном этапе обучения.

Показатели оценки образовательных программ

При проведении экспертизы образовательных программ используются следующие показатели ее оценки:

  • Показатели оценки образовательной программы в целом.
  • Показатели оценки целевого раздела образовательной программы.
  • Показатели оценки содержательного раздела образовательной программы.
  • Показатели оценки организационных аспектов реализации программы: кадровые, методические, материально-технические и др.

Образовательная программа выступает своеобразным образцом деятельности конкретного учебного заведения, работы конкретного уровня образовательной системы. На ее основе проектируются собственные программы работы учебного заведения, с учетом особенностей его функционирования и условий реализации. Это требует при разработке программ наделения их методологической и методической целостностью, реалистичностью, контролируемостью выполнения. Все эти параметры обуславливают соблюдение ряда условий и требований к разработке программ и их реализации, которые оцениваются экспертными службами в ходе проведения независимой оценки качества образовательных программ и актуальности введения в практическую образовательную деятельность.

Стоит отметить, что при разработке образовательной программы необходимо акцентировать внимание на особенностях ее реализации. Обязательно требуется указание возможных условий ее применения, вариантов реализации, способов проведения контрольных о оценочных мероприятий по ходу реализации программы.

Также каждая разрабатываемая программа, должна соответствовать принципам уникальности и целесообразности. Это означает, что она должна отличать от иных образовательных программ, но, при этом, ориентироваться на достижение целей и задач образования.

Этапы проведение экспертизы образовательной программы

Экспертиза образовательных программ реализуется поэтапно. При этом производится экспертная оценка структурных компонентов программы:

  • Экспертная оценка содержания пояснительной записки. В ней отражаются цели и задачи применения образовательной программы и, прогнозируемые итоги ее внедрения в образовательную практику. Экспертами проверяется отражение в записке принципов построения программы, ее достоинств, возможностей, исключительных характеристик, а также краткого содержания основных разделов программы.
  • Экспертная оценка целевого раздела образовательной программы. Происходит проверка качественности поставленных целей и задач реализации образовательной программы. Это отражается путем оценки сроков реализации программы и сроков достижения ее целевого назначения, а также отражаются ресурсы, посредством которых будет достигнуто целевое назначение программы. Итоги реализации образовательных программ должны быть измеримы.
  • Экспертиза системы оценки. Производится выявление соответствия запланированных результатов реализации программы в реально полученными. Таким образом, удается оценить продуктивность образовательной программы и рациональность ее дальнейшего массового использования.
  • Экспертная оценка содержательного раздела образовательной программы. Проводится оценка соответствия образовательных областей программы, установленным ФГОС. Количество образовательных областей и направления образовательной деятельности меняется в зависимости от уровня образования, для которого разрабатывается программа. При этом, содержание любой образовательной программы должно соответствовать фундаментальному ядру знаний, установленному ФГОС, деятельностному подходу, обладать мотивационным компонентом и соответствовать целевому компоненту программы.
  • Экспертная оценка организационного раздела образовательной программы. Здесь, оценивается содержание календарно-тематического планирования. Оценка затрагивает распределение временных ресурсов между различными направлениями образовательной деятельности, рациональность распределения времени, методическое обеспечение деятельности.
  • Экспертная оценка условий реализации образовательной программы. Условия отражают совокупность действий, которые должны быть выполнены полноценного освоения программы. Сюда входит организация работы педагогов и учащихся, материально-техническое снабжение учебного процесса, методические ресурсы и контрольные мероприятия за реализацией программы.

Педагогическая экспертиза и ее применение в образовательном процессе

Педагогическая экспертиза – это проверка документации образовательной сферы, в том числе правовых документов, проектов и иной документации, касающейся вопросов обучения и воспитания, а также учебной литературы.

Проведение данной экспертизы регулируется ФЗ «Об образовании в РФ». В нем прописывается, что данная экспертиза ориентирована на проверку документации в целях недопущения ухудшения качества обучения и воспитания, прописанными в них положениями и нормами. Она выявляет применение в учебном процессе методов и средств, которые не отвечают возрастным особенностям развития учащихся и могут повредить их воспитанию, обучению и развитию. Кроме того, определяется наличие требований, не имеющих педагогического обоснования, которые отрицательно влияют на процесс обучения, путем изменения его содержания, ухудшают условия обучения, отрицательно сказываются на плановых результатах учебно-воспитательной деятельности.

Педагогическая экспертиза в системе образования

Рисунок 1. Педагогическая экспертиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогическую экспертизу рассматривают в качестве метода научного познания. Экспертизу нельзя приравнивать к проверкам, ревизиям, мониторингу учебных учреждений и учебного процесса. В отличие от них, экспертиза имеет следующие основные характеристики:

  • Итоги экспертизы не имеют эталонного соответствия т.е. они не должны соответствовать каким-то нормам и не быть оцененными по принципу соответствует или не соответствует конкретному параметру;
  • Экспертиза характеризуется критичностью т.е. педагоги и управленческий состав учебного заведения объективно относятся к реалиям жизнедеятельности учебного заведения;
  • Экспертиза помогает в оценке реальной картины работы учебного заведения, выявлению его недостатков и проблем развития;
  • Экспертиза способствует нахождению оптимальных способов разрешения, существующих проблем;
  • Педагогическая экспертиза проводится государственными служащими;
  • Смысл педагогической экспертизы состоит в установлении соответствия реалий педагогического процесса учебного учреждения установленным нормам и требованиям законодательства;
  • Информация по экспертизе собирается на основании оценки специалиста экспертного уровня.

Основными объектами педагогической экспертизы являются:

  • Нормативно-правовая документация.
  • Проекты нормативных документов.
  • Педагогическая и образовательная сфера деятельности учебного учреждения.
  • Педагогические технологии и методики.
  • Инновационные проекты в образовании и воспитании.

Педагогическая экспертиза характеризуется наличием собственной методологии, имеет структурное строение и технологию проведения.

Поскольку педагогическая экспертиза относится к методам научного исследования, то она позволяет не просто оценить и проанализировать деятельность образовательного субъекта, но и помогает составить план и прогноз его дальнейшего развития.

Сущность экспертизы определяется ее предметной областью. Происходит постановка требований к программам обучения, составлению учебных планов, условиям развития образовательной среды.

Технология проведения педагогической экспертизы

Проведение экспертизы реализуется двумя основными способами:

  • Проведение открытой экспертизы.
  • Проведение закрытой экспертизы.

Экспертиза проводится на основании соблюдения последовательности нескольких основных стадий, ориентированных на выполнение экспертами комплекса действий, имеющих определенную целенаправленность и последовательность.

Стадиями педагогической экспертизы являются:

  • Подготовительная стадия. На этой стадии происходит постановка целевого назначения экспертизы, утверждается приказ о ее проведении. Также, осуществляется формирование группы экспертов, которые будут проводить экспертизу, проводится их инструктаж и устанавливаются сроки ее проведения. Здесь же, происходит знакомство экспертов с образовательным заведением и устанавливаются параметры за проверку которых каждый из них несет ответственность.
  • Стадия диагностики. Происходит проведение контрольных работ, анкетирование педагогического состава, родителей учащихся, изучается документация, а также проводятся опросы родителей, ориентированные на исследование их удовлетворенностью качеством образования их детей и услуг, предоставляемых учебным учреждением. На этом же этапе происходит диагностика содержания педагогического процесса, его ориентации индивидуальное и личностное развитие учащихся. Педагогическая диагностика проходит достаточно быстро. Она не предполагает применения какого-то особого инструментария и методов исследования. В основном применяются тестовые и опросные методы.
  • Аналитическая стадия. Здесь реализуется мониторинг всех данных, которые были выявлены на стадии диагностики. Вся информация систематизируется, обобщается, определяются причинно-следственные связи развития проблем и достижения успехов в педагогическом процессе. Основным методом деятельности экспертов является метод экспертных оценок. Она выступает итогом процесса мониторинга и базируется на навыках видения и разрешения противоречий, составление прогнозов, умения находить оригинальные способы решения проблем и применять творческий подход в ходе этого процесса.
  • Заключительная стадия. На этой стадии происходит формулирование выводов и принимаются решения управленческого характера. Руководство школы получает советы и рекомендации по оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий сделать его более продуктивным и ориентированным на достижение целей и задач образования. Группа экспертов занимается подведением итогов экспертизы, дает пояснения по каждому проверенному параметру и его результатам развития, а затем происходит формирование экспертного заключения.

Проведенная педагогическая экспертиза должна быть достоверной и убедительной. Иными словами, она должна отражать реально выявленные данные развития образовательного процесса, а комплекс собранной информации должен отражать поставленную проблему, быть тщательно проанализирован и системно осмыслен. Поставленная экспертная оценка и составленное заключение экспертов способствует координированию образовательной деятельности учебного учреждения.

Педагогическая экспертиза – это проверка всей документации, регламентирующей порядок совершения образовательной деятельности на разных уровнях образования и в разных образовательных институтах.

Педагогическая экспертиза в системе образования

Проверке подвергаются нормативные акты, регулирующие порядок совершения образовательной деятельности, программы развития образовательного процесса на конкретный временной промежуток, образовательные проекты и иная документация, в которой затрагиваются вопросы обучения и воспитания. Также, проведение экспертизы затрагивает учебную литературу: учебники, учебные пособия. Они проверяются на соответствие государственным стандартам.

Педагогическая экспертиза нацелена на выявление в нормативной документации положений, которые будут отрицательно сказываться на образовательной деятельности, качестве обучения. Поэтому данная проверка является необходимым условием эффективного функционирования педагогической деятельности.

Помимо проверки нормативной документации и программ обучения, педагогическая экспертиза имеет широкий спектр деятельности. Она охватывает следующие направления:

  • Экспертиза образовательной среды. В данном случае осуществляется проверка пространственного устройства образовательной деятельности, ее содержания и методов обучения, направления деятельности конкретного образовательного учреждения, его целевое назначение, функциональные возможности, ресурсное снабжение, микроклимат в образовательной среде. Проверив эти параметры на соответствие целям и задачам образования, можно обеспечить качественное исполнение образовательной деятельности.
  • Экспертиза педагогических технологий. В этом случае анализируется учебная среда, создание развивающего пространства в образовательном учреждении, ориентация учебного занятия на развитие учащихся, качество учебного процесса и условия его эффективной реализации.
  • Экспертиза безопасного образовательного пространства. Анализу подвергается эмоциональный аспект организации образовательного процесса, эмоциональный комфорт, устойчивость образовательного пространства и его стабильное функционирование.
  • Проверка профессиональной работы кадрового состава. В этом случае проверяется профессионализм педагогов, оцениваются их достижения, создание авторских проектов, творческих разработок – программ, произведений и т.д.
  • Экспертиза внедрения новшеств в образовательный процесс. Экспертами проверяются инновационные разработки и проекты образовательной сферы, разработки отдельного образовательного учреждения, анализируется внедрение новшеств в работу образовательной организации.
  • Экспертиза качества образовательных услуг. Проверяется доступность образования всеми гражданами и его эффективность, которая подтверждается оценкой учащихся, педагогов, родителей, а также экспертной оценкой специалистов, проводящих анализ работы того или иного учреждения.
  • Экспертиза образовательных программ и учебной литературы. Проверяется соответствие учебников стандартам обучения на том или ином уровне, рабочих программ по отдельным дисциплинам, а также информации, прописанной в том или ином учебном пособии на соответствие ее этапу и уровню обучения и целевому назначению образования.
  • Экспертиза методического материала, сопровождающего образовательный процесс. В этом случае происходит проверка применяемых дидактических средств обучения, средств диагностики, методической литературы и информационных ресурсов.

Педагогическая экспертиза, по факту, проводится только, как проверка правовой документации и проектов. Проверка реализуется Минобрнауки РФ.

Правила проведения педагогической экспертизы

Педагогическая экспертиза проводится в соответствии с определенным регламентом, прописанном в Постановлении Правительства РФ от 17. 2014 года. Данное постановление вводит ряд правил проведения экспертизы педагогических проектов и нормативных актов, принятых по вопросам обучения и воспитания, затрагивающих все стороны и аспекты этих процессов.

Педагогическая экспертиза в системе образования

Рисунок 2. Педагогическая экспертиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные правила проведения педагогической экспертизы:

  • Проверка нацелена на выявление отрицательных положений в нормативной документации по вопросам обучения и воспитания, которые могут привести в ухудшению качества, оказываемых образовательных услуг. Это правило требует введение таких форм образовательной работы и методов обучения, применения средств и технологий, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям развития учащихся. А также, исключение введения необоснованных требований к объему образовательных программ и их содержанию, поскольку они могут сказаться на плановых показателях деятельности образовательной организации и повлиять на итоги реализации образовательной работы.
  • Проверке подвергаются следующие документы: проекты НПА и законов. Указов Президента и Постановлений Правительства до их правовой проверки; проектов НПА до их гос. регистрации; НПА при анализе их практического применения.
  • Нельзя проводить педагогическую экспертизу по той нормативной документации в образовательной области, которая является секретной, содержит конфиденциальную информацию.
  • Эксперты, проводящие педагогическую экспертизу, должны обладать должным уровнем квалификации и профессионализма в данной области, иметь определенный опыт экспертной деятельности. Для этого, необходимо получить высшее педагогическое образование и иметь пятилетний стаж педагогической работы или научно-исследовательской педагогической практики.
  • Педагогическая экспертиза нормативной документации осуществляется в течение 15 дней со дня его размещения соответствующим исполнительным органом.
  • Педагогическая экспертиза завершается составлением отчета по ее проведению, в котором отражаются все итоги проверки, наличие или отсутствие негативных факторов в нормативных актах, влияющих на образовательный процесс. Заключение передается в орган власти, который принял данный НПА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *