В пункте 2. «Проблема преемственности в современных программах математического образования дошкольников» анализируются способы и качество решения проблемы преемственности математического развития в современных программах математического образования дошкольников. Анализ показал, что основными путями решения этой проблемы авторы программ полагают содержательную подготовку детей к изучению арифметического материала в начальной школе. Отсутствие общего методологического подхода к проблеме математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, ограничение методологии рамками частной методики формирования элементарных математических представлений и набора предметных знаний и умений в ДОУ приводит к нарушению преемственных связей в математическом развитии ребенка, к довольно низкой результативности дошкольной математической подготовки, а также к ситуации «методической неопределенности» для педагога, поскольку ни одна из альтернативных систем математического образования ребенка в ДОУ сегодня не предлагает педагогу действительно полноценную методическую систему математического развития ребенка. Это привело к тому, что педагоги ДОУ используют на практике методическую систему А. Леушиной, разработанную в 50-е годы. Использование этой системы для организации развивающего обучения математике в ДОУ требует на современном этапе значительной ее методической переработки.
Проведенный в главе 2 анализ подводит к мысли, что разработка полноценных программ математического образования дошкольников предполагает создание преемственной методической системы математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, в основе которой лежат взаимосогласованные цели, методы, содержание, средства и формы в контексте развивающего подхода к обучению математике ребенка младшего возраста.
На основе проведенного в 1 и во 2 главах анализа в третьей главе: «Концепция математического развития ребенка младшего возраста» выявляются и формулируются теоретико-методологические основания концепции математического развития ребенка на дошкольном и начальном школьном этапе.
В пункте 3. «Математическое развитие ребенка как цель дошкольной и начальной математической подготовки» рассматриваются различные подходы к определению понятия «математическое развитие» ребенка. Проведенный анализ показывает, что понятие «математическое развитие» ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, на практике часто ассоциируется с понятием «математические способности», имеющие природный характер. Успешность ребенка в освоении математического содержания во многих случаях связывается педагогами с наличием этих природных способностей у ребенка и отрицанием возможности методически влиять на эти способности. Как следствие, на практике часто наблюдается ориентация педагогов более на природные данные ребенка, чем на поиск и применение методик организации математического развития ребенка, обладающего слабыми природными способностями к математике.
Резюмируется, что понятие «математическое развитие» ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не следует полностью ассоциировать с понятием «математические способности», имеющие природный характер. Успешность ребенка в освоении математического содержания во многих случаях связана с наличием этих природных способностей, но организация математического развития ребенка, обладающего слабыми природными способностями к математике, вполне возможна при условии применения соответствующих методик. При этом в одних случаях процесс целенаправленного математического развития ребенка будет приводить к дальнейшему развитию природных математических способностей, в других случаях – к оптимальному развитию необходимых для успешного усвоения математического содержания свойств и качеств мышления, в третьих случаях – к коррекции недостатков познавательного развития ребенка и создании предпосылок для более успешного усвоения математического содержания при дальнейшем обучении.
Обосновывается необходимость и возможность принятия направленности на математическое развитие ребенка как глобальной цели математического образования на дошкольном и начальном школьном этапе образования. Цель математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – это стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля мышления). В дошкольном возрасте сенситивным компонентом математического мышления является конструктивное мышление, а в младшем школьном возрасте основным компонентом математического мышления, сенситивным этому возрасту, является пространственное мышление.
Библиографическое описание
Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением была всегда. Переход от дошкольного к школьному детству считается сложным. На дошкольной ступени обучения формируются личностные качества, социальные умения и навыки будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе и основой успешного обучения.
Применение федеральных государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования предполагает преемственность в работе детского сада и школы. Целостность образовательной среды — это важный приоритет развития образования в России.
Преемственность подразумевает непрерывный процесс развития, воспитания, обучения детей. Выделяют следующие параметры преемственности:
− преемственность в содержании обучения и воспитания;
− преемственность в формах и методах работы;
− преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Главной задачей преемственности является построение единой содержательной линии между детским садом и школой, которая будет обеспечивать эффективное развитие, обучение и воспитание, сохранять связь и согласованность всех компонентов методической работы, а также обеспечит наименьшие для детей психологические трудности при переходе из детского сада в школу.
Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей, работа происходит с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка, осмысление происходит на более высоком уровне.
Дошкольные образовательные организации ориентируются, в свою очередь, на требования школы, воспитатели и специалисты формируют у будущих первоклассников те знания, умения и навыки, которые необходимы для школьного обучения.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие детей, углубление их знаний, усложнениетребований к их умственной деятельности, формирование личного, а также общественного поведения.
При выборе образовательного учреждения, образовательной программы и учителя начальной школы необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, зону его ближайшего развития, специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое. Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы, знакомство с образовательными программами школы до поступления ребёнка в первый класс, помогут определиться и с выбором школы, и предотвратить возможные негативные последствия.
Еще одна сторона в преемственности дошкольной образовательной организации и школы — содержание дошкольного образования выстраивается в школьной логике, практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, математике, вместо развития познавательных процессов. Игра в детском саду вытесняется учебными занятиями. Это повышает нагрузку, вызывает переутомление и ухудшение здоровья детей, снижает учебную мотивацию, провоцирует неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Поможет исправить эту негативную практику и сохранить здоровье детей формирование у педагогов понимания значимости процесса развития детей, а не накопление знаний. В начальной школе в первых классах важно использовать игровые технологий, это способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения, т. резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезадаптации детей.
Многочисленные привычки, навыки, знания, сформировавшиеся в детском саду, составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
С какими же трудностями сталкиваются воспитатель детского сада и учитель начальной школы? Прежде всего, это разные уровни физического и психического здоровья детей, разный уровень знаний и сформированность универсальных учебных действий обучающихся, разная степень мотивации к обучению. Чтобы у детей к учебной деятельности развивался интерес, педагоги следуют единым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов образования. Образовательную деятельность организуют так, чтобы ребенок активно вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, сам действовал, сам решал вопросы проблемного характера. Образовательная деятельность должна быть увлекательной и разнообразной для детей, ребенок должен понимать важность изучаемого материала для дальнейшего применения в жизни. Чтобы новый материал хорошо усвоился, необходимо, чтобы он был связан с тем, что дети усвоили ранее, задания должны быть по силам ребенку, важно создавать у детей ситуацию успеха, т. положительная оценка стимулирует их познавательную активность.
Чтобы избежать трудностей в преемственности необходимо, чтобы у воспитателей и учителей было единство взглядов на воспитательно-образовательный процесс, должно быть взаимодействие всех участников образовательной деятельности — ребенка, родителей, воспитателей и учителей, выработаны единые цели, задачи и способы достижения намеченных результатов.
Чтобы скоординировать деятельность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы необходимо заключить договор между образовательными учреждениями и составить проект совместной деятельности по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
Важно проводить открытые школьные мероприятия для родителей и воспитанников подготовительных групп детских садов, такие как «День открытых дверей», «День Знаний», экскурсии в школу, библиотеку, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, выставках.
Педагоги могут разработать пакет документов по диагностике и коррекции развития детей по обеспечению готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а также планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе. Результаты итоговой диагностики будущих первоклассников необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
Работа по преемственности даёт возможность разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. Также целесообразно проводить мониторинг уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода. Это позволит отразить особенности развития детей в период перехода от игровой к учебной деятельности, осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением, зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы начальной школы.
Педагоги начальной школы и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывать специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекать родителей (законных представителей) детей, учитывать мнение детей.
По определению Даниила Борисовича Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность, дошкольное образовательное учреждение, образовательная программа, совместная деятельность, учебная деятельность.
В статье поднимается проблема преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривается исторический аспект преемственности, изучаются основные взгляды на преемственность между дошкольными учреждениями и школой, раскрываются возможности реализации преемственности в математической подготовке детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: преемственность, старшие дошкольники, младшие школьники, обучение математике
В настоящее время предъявляются высокие требования к системе воспитания и образования детей. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Таким образом, проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями несомненно является актуальной.
XXI век знаменателен реформами в системе образования. Специалисты пытаются сделать образование более доступным, но одной из важных проблем педагогики остаётся организация преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями системы образования. С начала XX века над проблемой начинают работать многие отечественные педагоги. Большинство исследователей дошкольной педагогики рассматривали процесс развития ребенка на этапе подготовки к школе, изучали уровни сформированности качеств, необходимых для успешного обучения. В настоящее время педагогика располагает значительным количеством исследований, посвященных изучению проблемы преемственности. Среди них можно назвать исследования А. Леушиной, Н. Поповой, Т. Тарунтаевой, П. Сагымбековой, Г. Костюка, Н. Подьякова и других.
Изучение проблемы преемственности знаний между дошкольным и школьным уровнями образования началось в 20–40-е годы прошлого столетия. Здесь известны труды Е. Тихеевой, Ф. Блехер, Ф. Михайловой, Н. Бакст, А. Леушиной. Исследование проблемы продолжилось в середине 60–70-х годах, появились первые экспериментальные исследования Н. Поповой, Т. Тарунтаевой, П. Сагымбековой на эту тему. В последние годы педагогика все чаще обращается к проблемам методики обучения элементам математики, прорабатываются пути усовершенствования преемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Г. Костюка, Н. Поддьякова, А. Леушиной, Т. Тарунтаевой и др. учитываются общие положения, присущие психологическим механизмам учебной деятельности ребенка, а также такие, которые относятся к природе и образованию у него элементарных представлений о размере, количестве, числе.
Главная цель работы по реализации преемственности — объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, — повышение уровня качества образования. Чтобы процесс движения школьников по ступеням обучения математике осуществлялся поэтапно, педагогу нужны психологические знания не только об особенностях развития ребенка на каждом этапе, педагогические о закономерностях дидактики и методико-математические и методико-процессуальные знания об основах курса математики для дошкольников и младших школьников.
Основы курса математики для дошкольников и для учащихся начальной школы почти идентичны. К ним относятся: количественная теория целых неотрицательных чисел, учение о позиционной системе счисления и ее свойствах, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах и их свойствах.
Благодаря дополнительным занятиям дома с родителями, в специальных обучающих студиях многие дети на первых этапах обучения уже умеют считать. Задания с рисунками помогают им применять эти навыки. К примеру, ученик может посчитать количество яблок, конфет на рисунке, обнаружить различие в количестве и сравнить полученные числа. Не следует хвалить таких «знатоков», на первом этапе важно не потерять их энтузиазм и заинтересованность.
Смена видов деятельности — общее оружие против усталости. Следующее задание учебника — рисование бордюров по образцу, цветными карандашами в рабочих тетрадях, будто возвращаясь в дошкольное детство, на столь любимые занятия в детском саду. Учитель отмечает, что теперь ребята — ученики и отрезки нужно стараться проводить ровно, а цвет чередовать, внимательно рассматривая рисунок в учебнике.
Пышкало выделяет следующие уровни геометрического развития:
− на первом уровне геометрическая фигура представляется как целое; дети изучают различные фигуры, учатся их различать, но не видят в них общих признаков (например, не понимают, что квадрат — это прямоугольник);
− на втором уровне происходит анализ воспринимаемых фигур, свойства в них выделяют путем наблюдений, измерений, моделирования; свойства необходимы при распознавании фигур, но дошкольники не всегда могут их упорядочить; описанные уровни вполне доступны детям 4–7 лет.
− на третьем уровне дети должны с успехом устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами, понимать почему из одного следует другое, данный уровень соответствует учащимся 4-го класса;
− на четвертом уровне геометрического развития учащиеся осознают значение дедукции как способа построения геометрической теории. Переходу на этот уровень способствует усвоение аксиом, определений, теорем, анализа логических связей понятий и предложений;
− пятый уровень мышления в области геометрии — это отвлечение от конкретной природы объектов и смысла отношений, связывающих эти объекты.
В настоящее время происходит смена взглядов на обучение и воспитание детей. Образование — это не только знаний и умения, но и комплекс ценностей, которые необходимы новому поколению. Изменения в социальной и культурной жизни общества заостряют внимание на создании единого образовательного пространства. Создание единой обучающей системы предусматривает крепкую связь между звеньями в системе образования, что и есть преемственность знания, в нашем случае между дошкольными образовательными организациями и начальной школой.
- Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования / А. В. Белошистая // Начальная школа. — 2002. — № 7. — С. 3–10.
- Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н. Б. Истомина — М.: Академия, 2001. — 288 с.
- Попова С. В. Организация комфортного обучения математике в период адаптации первоклассников // Начальная школа. — 2005., — № 8. — С. 48–51.
- Пышкало А. М., Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. Пос. для учителей. // А. М. Пышкало, А. М. Пышкало. — М.: Просвещение, — 1973. — 208 с.
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова — М.: Издательство Московского психолого-социального института, — 2005. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень, начальная школа, детский сад, преемственность, ребенок, система образования, воспитание детей, геометрическое развитие, начальное школьное звено, успешное обучение.
В данной статье мы не ставим перед собой цель раскрыть все механизмы преемственности, которые можно использовать в настоящее время при организации дошкольного и начального общего образования, но тем не менее, мы постараемся показать основные направления в плане обеспечения преемственности.
Ключевые слова: преемственность, развитие, стандарт, дошкольник, образовательная область, содержание образования, программа, концепция, технологии, методы, приемы
In this article, we do not set ourselves the goal of revealing all the mechanisms of continuity that can be used at present in the organization of pre-school and primary general education, but nevertheless, we will try to show the main directions in terms of ensuring continuity.
Keywords: Continuity, development, standard, preschool child, educational area, educational content, program, concept, technologies, methods, techniques
Важно помнить, что преемственность — это процесс двусторонний, то есть для того чтобы обеспечить преемственность, нужна естественная взаимосвязь. Прежде всего на уровне управления системы образования, муниципальные системы образования прежде всего, которая умеет организовать взаимодействия начальной школы и дошкольного образования с тем, чтобы обеспечить тем детям, которые проживают в муниципалитете плавный переход и успешную адаптацию после детского сада к условиям начальной школы и равные стартовые условия для того, чтобы в начальной школе обучатся по окончанию дошкольного уровня образования. Преемственность в образовании должна существовать всегда не только на уровне дошкольного образования, начальной школы, но и далее и проблема преемственности нужно отметить, является достаточно острой не только при переходе ребенка из детского сада в начальную школу, но также при переходе ребенка с одного уровня общего образования, начиная с начального продолжая основным общим и заканчивая средним общим образованием, это проблема в стенах одной и той же школы существует. Эта проблема есть и существует на сегодняшний день и до сих пор мы не можем сказать, что эта проблема решена. Хотя мы можем доказать, что существует по крайней мере нормативные основы для того чтобы к решению этой проблемы мы приступили и добились определенных успехов и определенных результатов.
Что же мы собственно говоря понимаем под преемственностью. Преемственность в образовании — непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частного позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей. Данное определение наиболее актуальное в настоящее время. Мы знаем, что содержание учебников постоянно обновляется, что действуя в рамках единой концепции мы все же приходим к необходимости создания разных учебников, отражающих хотя и единую методологию, но в тоже время вариативность подходов к познанию окружающего мира, к познанию истории развития человечества и нашей страны в частности, к развитию мышления человека в плане математического образования, естественно научного образования, все это сейчас хотя и сохраняет определенные традиции, но тем не менее остается и базируется на единых каких то традициях и это крайне важно.
Два стандарта ФГОС ДО и ФГОС НОО (Рис. 1) позволяет нам выстроить преемственность в содержании образования, при этом те образовательные области, которые выделены в стандарте дошкольного образования, те пять направлений развития ребенка находят отражение впредметных областях вначальной школе восновном общем образовании ив среднем общем образовании, так наша образовательная область познавательное развитие переходит втакие предметные области как математика иинформатика, технология, атакже естествознание иобществознание. Вначальной школе это окружающий мир на более высоких уровнях общего образования это естественные науки. Социально-коммуникативное развитие также переходит вобществознание, предметные области естествознание иобществознание, вначальной школе предметная область еще не разделена ив основной истаршей школе всреднем общем образовании вобразовательную область общественныенауки. Наше речевое развитие переходит впредметную область филологии, предметная область филологии присутствует на всех последующих уровнях общего образования, начиная сначальной школы изаканчивая старшей школой. Художественно-эстетическое развитие переходит вначальном, общем иосновном общем образовании впредметную область искусство, близкую по целям иразвивающую содержание, того образования, которое мы дали ребенку вдошкольном возрасте ив среднем общем образовании ив старшей школе впредметы по выбору, если унас есть встаршей школе есть такой эстетический профиль. Там безусловно будут присутствовать предметы из данной предметной области искусства.
Физическое развитие переходит в предметную область физическая культура в начальной школе и предметную область физической культуры и ОБЖ в основном общем и среднем общим образованием. И есть единое звено, которое объединяет все уровни общего образования, когда мы говорим о программах внеурочной деятельности в школе и программах дополнительного образования на всех уровнях общего образования, вот это преемственность, в содержании образования заложена в наши стандарты, в стандарты нового поколения для школы и наш первый стандарт дошкольного образования.
Дошкольное
Начальное общее
Основное общее
Среднее общее
познавательное развитее
Математика и информатика
социально — коммуникативное развитие
Естествознание
Обществознание
Окружающий мир
Технология
Естественные науки
Общественные науки
речевое развитие
Филология
художественно-эстетическое развитие
Искусство
Предметы по выбору
Физическое развитие
Физическая культура
Физическая культура и ОБЖ
Программы внеурочной деятельности идополнительного образования
В стандартах также заложена преемственность содержания, которые реализуются в примерных основных образовательных программах.
- Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
- Примерная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Причем вторая программа была утверждена несколько ранее, но небольшая по времени разница между ними где-то полтора месяца, тем не менее она есть, но при разработке этих программ (разрабатывались они практически одновременно) преемственность в содержании безусловно соблюдалась, преемственность в содержании заложенная в стандарте.
Приведем примеры преемственности содержания, которые заложены в стандарты и которые заключаются в реализации следующих направлений, таких как
- Укрепление здоровья детей –этому мы уделяем внимание на всех уровнях, особенно в дошкольном возрасте, когда это здоровье еще только формируется у детей
- Формирование образа жизни и безопасного образа жизни,
- Духовно нравственное развитие обучающихся
Здесь нужно обратить особое внимание на то, что если воспитание является приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации, то в начальной школе и на последующих уровнях общего образования в основной и средней школе у нас разработана специальная программа духовно — нравственного развития обучающихся, духовно — нравственного воспитания, есть концепция и есть программы на каждом из уровней общего образования. Общим является принцип сохранения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм образования и общим является возможности в содержании образования обеспечить равные возможности для качественного образования всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Общим для содержания всех уровней общего образования в том числе дошкольного и начального общего, является направленность этого содержания на развитие личности ребенка в деятельности ведущей для каждого возраста. Разберем подробно пример на базе математического образования в дошкольном возрасте и начальной школе. У нас развитие элементарных математических представлений — это часть познавательного развития, важный структурный компонент познавательного развития и база, основания для познавательного развития (Рис. 2), но и в начальной школе, почему база потому что средствами математики, мы как раз развиваем те психические процессы, которые должны быть сформированы должным образом и которые являются основой для успешного обучения ребенка на последующих уровнях общего образования, мышление, память, внимание, воображение и речь.
Традиционные направления РЭМП вДО
Разделы программы учебного предмета «Математика»
Количество и счет
Числа и величины
Величина
Арифмитические действия
Форма
Работа с текстовыми задачами
Число и цифра
Геометрические величины
Ориентировка во времени
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Ориентировка в пространстве
Работа с информацией
Традиционными направлениями в развитии элементарных математических представлений в дошкольном образовании, являются количество и счет, величина, форма, число и цифра, ориентировка во времени и пространстве. Сейчас в стандарте дошкольного образования у нас так же заложена первичная информатизация, другими словами формирование первичных навыков работы с информацией у ребенка, но это не только содержание данного направления, не только содержание развитие элементарных математических представлений.
Если мы возьмем, например, развитие речи, мы тоже увидим определенные параллели, которые существуют у нас и в дошкольном возрасте и в начальной школе, при этом все, что мы нарабатываем в дошкольном возрасте в плане формирования звуковой культуры речи, является той базой на основании которой формируется грамотность детей. Если мы в дошкольном возрасте не научим детей различать звуки и ассоциировать звуки с буквами, то не о какой грамотности в начальной школе у нас не будет и речи. Педагогу понадобится гораздо больше времени для формирования основ этой грамотности.
Рассмотрим преемственность в методологии. Стандарт какого бы уровня мы ни взяли, начиная с дошкольного и заканчивая средним общим образованием, везде в основе лежит социокультурная или культурно-историческая теория. Это основа нашей работы, кроме того концепция социального конструктивизма, которую мы рассматривали на уровне дошкольного образования и которая прежде всего предусматривает системно деятельностный подход и обучение для жизни, контекстное обучение. Мы даем ребенку не голые знания, не знания как истину в последней инстанции, мы даем ребенку те знания, которые нужны ему для жизни, для успешного обучения в дальнейшем. Для жизни не только в бытовом понимании, но знания для последующего понимания, для последующего обучения, те знания, которые позволяют ребенку двигаться дальше, по пути познания окружающего мира и его закономерностей — это есть контекстное обучение. Всюду предусматривается совместная образовательная деятельность обучающихся, педагогов и семью мы стараемся как можно более тесно подключать в этот процесс. На уровне дошкольного образования и начальной школы нам это еще удается, но потом на уровне общего и среднего образования наши обучающиеся становятся на столько самостоятельными, что роль родителей зачастую сводятся к минимуму, это проблема, несмотря на то, что родители также являются заказчиками того образования, которые они бы хотели для своих детей. И поэтому мнение родителей педагоги также должны учитывать или взаимный процесс показывать на сколько важно то, что сейчас происходит в детском саду, в школе для того, чтобы родители стали нашими союзниками, прежде всего союзниками своих детей в получении образования. Что же касается оценки концепции социального конструктивизма, то здесь предусматривается формирующий подход. Что бы оценка являлась не просто констатацией факта, здесь нужно учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося, оценка позволяет обучающемуся двигаться и развиваться дальше. Оценивание потенциала каждого ученика и направлять для дальнейшего развития. Очень важно, что в наши стандарты, в наши нормативные документы заложены сейчас принципы касающиеся цифровой педагогики, то есть возможность осуществления образования в частности с помощью применения электронного образования. Очень важно соблюдать педагогическое сотрудничества для выстраивания меж предметных связей и формировать целостную картину мира у обучающихся — это очень важно. Сотрудничество не только на уровне учитель — ученик или педагог — ребенок, воспитатель — ребенок в дошкольном возрасте, сотрудничество еще внутри педагогического сообщества, которое позволяет осуществлять непрерывное образование с учетом возможного потенциала каждого обучающегося. Если педагог не является частью педагогического сообщества ни когда не будет знать и понимать в чем силен его ученик. Эта методология заложена в стандарты всех уровней общего образования. Когда мы говорим о преемственности подходов или о единстве принципов, которые обеспечивают преемственность, она заложена в наши стандарты всех уровней общего образования, начиная с возрастной адекватности содержания образования продолжая индивидуализацией образования, этнокультурной ситуацией, ориентир на развитие умение учиться и взаимодействие с семьей.
Преемственность технологий, методов и приемов (Таблица 3) она тоже существует в образовательной практике, заложена и в нормативные документы.
Преемственность технологий, методов иприемов
Детский сад
Начальная школа
Игровые технологии
Мнемотехника
Здоровьесберегающие технологии
Проблемное обучение
Метод проектов
Можно сделать вывод, что нормативно — правовая база содержит все основания для выстраивания преемственности, но преемственность — это процесс двусторонний и как педагогу детского сада необходимо знать к чему ребенок пойдет дальше на уровне общего образования, так и педагогу школы, начальной школы необходимо знать с каким багажом к нему приходит ребенок из детского сада. Мы не говорили о методах взаимодействия между дошкольной организацией и общеобразовательной школой, потому что мы никогда заранее не знаем в какой школе будет учиться ребенок, суть не в том, чтобы договориться учителям начальной школы и воспитателям, важно чтобы те педагоги (любой начальной школы), четко понимали границы своей ответственности. Педагоги должны четко понимать, что самое главное становление формирование тех психологических процессов, которые позволяют ребенку обучаться на последующих уровнях общего образования. Готовность к школе или подготовленность ребенка к школе не в коем случае не означает освоение им в подготовительной группе программы первого класса. Педагоги дошкольных образовательных организаций часто прибегают к искусственной акселерации, наращивание знаний, внедряя обучение в ущерб воспитания ребенка, в ущерб развитию личности ребенка, психики, без мотивационной готовности — это самая большая ошибка педагогов дошкольной образовательной организации. Если мы хотим, что бы преемственность у нас действительно работала, реализовывалась в полном объеме, то здесь нужна очень объемная работа на уровне управления образованием, на муниципальном уровне, на уровне учредителя большинства дошкольных образовательных образований и общих образовательных организаций. Именно здесь нужно выстроить это взаимодействие, что бы было не важно из какого детского сада в какую школу пойдет ребенок.
Когда мы с вами на практике попытаемся реализовать, то что заложено в наших нормативно — правовых документах уже есть это правовая основа нашей деятельности, когда мы сможем немножечко выглянуть за рамки того уровня образования в котором мы работаем. Будущее невозможно предсказать, но можно подготовиться к нему или самим подготовить его обеспечивая преемственность в развитии. В самом слове преемственность заложена опора на лучшие традиции, на лучшие достижения для того, чтобы идти дальше вперед.
- Андриеш В. А.,Бубнова С. Ю.,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 11.
- Тюрина И. А. Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 748–751.
- Архипова С. В. Преемственность в образовании: системный и институциональный подходы / С. В. Архипова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: В 4 ч. — Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ, 2007. — Ч.1. — С. 64–65.
Основные термины (генерируются автоматически): общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.